Научная статья на тему 'Пути профилактики и лечения детей с нарушением зрения в специальной школе-интернате'

Пути профилактики и лечения детей с нарушением зрения в специальной школе-интернате Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
134
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Каёткина Е. В., Иванова Н. В., Кондратюк Г. И., Османова Л. Ш.

В статье проанализированы результаты профилактики и лечения 183 детей с нарушением зрения, учащихся специальной школы-интерната. У 36 детей виявлена общая патология, комбинация, аномалий рефракции с глазодвигательными нарушениями или заболеваниями глаз. Аномалии рефракции диагностировано у 72 детей (39,3%), глазодвигательные нарушения (косоглазость, нистагм) у 60 детей (32,8%), заболевания глаз у 51 ребёнка (27,9%). Всем детям проводилось аппаратное лечение в глазном кабинете школы-интерната. На протяжении учебного года проводится 1-3 курса лечения в зависимости от тяжести потологии и степени снижения зрительных функций. При проведении курсов апаратного лечения используются универсальные схемы лечения рефракции, амблиопии, косоглазии или комбинации этих схем, в зависимости от патологии. К концу учебного года стабильная динамика зрительных функций определена у 124 (68%) детей, улучшение зрения отмечено у 46(25%) детей, нестойкая динамика зрения у 13(7%) детей.Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Каёткина Е. В., Иванова Н. В., Кондратюк Г. И., Османова Л. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

he article analyzes the prevention and treatment of 183 children with visual impairment, pupils of special boarding school. In 36 children general pathology, a combination of refractive errors with eye movement disorders or diseases of the eye. Refractive errors diagnosed in 72 children (39.3%), eye movement disorders (strabismus, nystagmus) in 60 children (32.8%), diseases of the eye in 51 child (27.9%). All children underwent treatment hardware in the office of the eye of a boarding school. Throughout the school year, held 1-3 course of treatment depending on the severity and extent potologii reduction of visual functions. During the treatments used aparatno versatile treatment regimen refraction, amblyopia, strabismus, or combinations of these schemes, depending on the pathology. By the end of the school year stable dynamics of visual functions defined in 124 (68%) children, improvement of vision was observed in 46 (25%) children, unstable dynamics of view in 13 (7%) children.

Текст научной работы на тему «Пути профилактики и лечения детей с нарушением зрения в специальной школе-интернате»

УДК: 617.75:616-084-053.5

пути профилактики и лечения детей с нарушением зрения в специальной школе-интернате

Е. В. Каёткина1, Н. В. Иванова1, Г. И. Кондратюк1, Л. Ш. Османова2

'Кафедра офтальмологии, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

2ГБОУ РК «Симферопольская специальная школа-интернат № 1»

Адрес переписки: бул. Ленина 5/7, г.Симферополь, 295006, Республика Крым, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ

В статье проанализированы результаты профилактики и лечения 183 детей с нарушением зрения, учащихся специальной школы-интерната. У 36 детей виявлена общая патология, комбинация, аномалий рефракции с глазодвигательными нарушениями или заболеваниями глаз. Аномалии рефракции диагностировано у 72 детей (39,3%), глазодвигательные нарушения (косоглазость, нистагм) - у 60 детей (32,8%), заболевания глаз - у 51 ребёнка (27,9%). Всем детям проводилось аппаратное лечение в глазном кабинете школы-интерната. На протяжении учебного года проводится 1-3 курса лечения в зависимости от тяжести потологии и степени снижения зрительных функций. При проведении курсов апаратного лечения используются универсальные схемы лечения рефракции, амблиопии, косоглазии или комбинации этих схем, в зависимости от патологии. К концу учебного года стабильная динамика зрительных функций определена у 124 (68%) детей, улучшение зрения отмечено у 46(25%) детей, нестойкая динамика зрения -у 13(7%) детей.

Ключевые слова: школьники, нарушение зрения, профилактика и лечение

WAYS OF PREVENTION AND TREATMENT OF CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT

IN SPECIAL BOARDING SCHOOL

Е. V. Ksiotkina, N. V. Ivanova, G.I. Kondratjuk, L. S. Osmanova

SUMMARY

The article analyzes the prevention and treatment of 183 children with visual impairment, pupils of special boarding school. In 36 children general pathology, a combination of refractive errors with eye movement disorders or diseases of the eye. Refractive errors diagnosed in 72 children (39.3%), eye movement disorders (strabismus, nystagmus) - in 60 children (32.8%), diseases of the eye - in 51 child (27.9%). All children underwent treatment hardware in the office of the eye of a boarding school. Throughout the school year, held 1-3 course of treatment depending on the severity and extent potologii reduction of visual functions. During the treatments used aparatno versatile treatment regimen refraction, amblyopia, strabismus, or combinations of these schemes, depending on the pathology. By the end of the school year stable dynamics of visual functions defined in 124 (68%) children, improvement of vision was observed in 46 (25%) children, unstable dynamics of view - in 13 (7%) children.

Key words: pupils, blurred vision, prevention and treatment.

Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций разнообразны. Это обусловлено, прежде всего, клиническими формами и степенью их глазной патологии. Слабовидящими считают людей, имеющих остроту зрения от 0,08 до 0,2 с обычной оптической коррекцией на лучшем глазу. Такие функции позволяют детям и подросткам в особо благоприятных условиях пользоваться зрением для обучения и выполнения других работ, не требующих высокой остроты зрения. К слабовидящим относятся дети с аномалиями рефракции (миопией, гиперметропией, астигматизмом), косоглазием, альбинизмом, разными видами и степенями амблиопии, врожденной патологией, а так же дети с заболеваниями, приводящими к нарушению центрального и периферического зрения [1,2,3,4,6].

Наше государство проявляет постоянную заботу о слабовидящих и слепых детях. Для них введено всеобщее обучение, развернута сеть специальных школ. Врачу-офтальмологу, работающему школу для слепых и слабовидящих детей, принадлежит главная роль в проведении системы мер по охране

слабого и остаточного зрения учащихся. Офтальмолог принимает участие в комплектовании школ для слепых и слабовидящих детей, систематически проводит углубленное обследование органа зрения у всех учащихся этих школ, обеспечивает их необходимым лечением, добивается создания в школах для слепых и слабовидящих детей оптимальных гигиенических условий, консультирует педагогов школ по всем этим вопросам [2, 3, 4, 6].

У слабовидящих детей, как правило, выявляется два, три и более заболеваний глаз, которые в той или иной степени могут приводить к еще большему понижению зрения. К сопутствующим заболеваниям, усугубляющих у этих детей снижение зрительных функций, относятся вторичная амблиопия (32,9%), астигматизм более 0,75 Б (19,1%), косоглазие (18,1%), нистагм (16,1%), афакия и артифакия (13,1%) [3, 4, 5].

Большинство детей и подростков с нарушением зрения нуждается в различных видах сложного и длительного восстановительного лечения, которое может значительно уменьшить возможность инвалидности [2].

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Симферопольская специальная школа-интернат № 1 (ССШИ) - учебное заведение, работа которого направлена на обеспечение психологического, медицинского и педагогического подхода, а также создание максимальных благоприятных условий для обучения, воспитания, лечения, социальной и психологической адаптации детей с нарушением зрения с учетом их индивидуально-личностных особенностей. Главная задача учебного заведения -сохранить зрение и здоровье воспитанников, создать комфортные условия для жизни, деятельности и развития детей с нарушением зрения.

Целью работы является оценка структуры заболеваемости и результаты профилактики и лечения детей с нарушением зрительных функций в школе-интернате.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В школе обучается 183 ребенка и подростка, из них инвалидов детства - 81, инвалидов по зрению - 61 ребенок, слепота на оба глаза отмечена у 7, слепота одного глаза - у 6 человек, у двух детей имеется анофтальм. В офтальмологическом кабинете оказывается консультативная, диагностическая, лечебная и реабилитационная помощь ученикам школы. Проводятся профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и лечение осложнений. Проводится санитарно-просветительская работа с детьми, родителями и педагогами по вопросам профилактики заболеваний и ведению здорового образа жизни. Врач-офтальмолог принимает участие в заседаниях психолого-медико-педагогической комиссии.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Как показал анализ результатов исследования и как видно из данных таблицы 1, в структуре глазной патологии у детей ССШИ на первом месте стоят аномалии рефракции. У 36 детей отмечалась соче-танная патология, комбинация аномалий рефракции с глазодвигательными нарушениями или заболеваниями глаз. Миопия, в том числе миопический астигматизм, гиперметропия, в том числе гиперме-тропический астигматизм, смешанный астигматизм диагностированы у 72 детей (39,3%), глазодвигательные нарушения (косоглазие, нистагм) - у 60 детей (32,8%), заболевания глаз - у 51 ребенка (27,9%). Среди заболеваний глаз у детей чаще всего встречаются заболевания хрусталика (афакия, артифакия, катаракта) - 19 детей, субатрофия зрительного нерва - 17 детей, дистрофии сетчатки - 6 детей, другие заболевания - 9 детей. Различные виды амблиопии (рефракционная, дисбинокулярная, обскурацион-ная) выявлены у всех детей.

Таблица 1

Структура глазной патологии и динамика зрительных функций детей в ССШИ

Заболевания Количество пациентов/ глаз Динамика зрительных функций Количество пациентов

Положительная Неустойчивая Стабиль-ная

1. Миопия и миопический астигматизм 33/66 18 4 11

2. Гиперме-тропия и гиперметро-пический астигматизм 23/46 4 3 16

3. Смешанный астигматизм 16/32 2 3 11

4. Косоглазие 46/92 14 2 30

5. Нистагм 14/28 - - 14

6. Субатрофия зрительного нерва 17/34 17

7. Дистрофии сетчатки 6/12 4 - 2

8. Другие заболевания 28/48 4 1 23

Всего 183 46 13 124

Всем детям проводится аппаратное лечение в глазном кабинете ССШИ. В течение учебного года проводится 1-3 курса лечения в зависимости от тяжести патологии и степени снижения зрительных функций. При проведении курсов аппаратного лечения используются универсальные схемы по рефракции, амблиопии и косоглазию или комбинация этих схем, в зависимости от патологии. Лечение с помощью лазера СМ-4 и СМ-5 проведено у 120 детей, на синоптофоре - у 53 детей, с помощью компьютерной программы - у 44 детей, на бивизи-отренере - у 35 детей, на аппарате КЭМБЛ - у 124, на аппарате «Панорама» - у 20, на стробоскопе - у 31, на аппарате «Малыш» - у 51 ребенка, на стимуляторе зрения «Бриз-Азмет» у 175, на приборе АСО - у 146 детей. Кроме того 27 детей прошли стационарное лечение в глазном отделении, 89 детей лечились амбулаторно. В глазном отделении детской больницы учащимся школы-интерната проводится хирургическое лечение, склеропла-стические операции и лазеркоагуляция сетчатки при миопии, экстракция катаракты и имплантация

интраокулярных линз, исправление косоглазия и птоза верхнего века, антиглаукомные операции.

Совместный медицинский и педагогический контроль над детьми позволяет выявить трудности в обучении учащихся, определить причину неуспеваемости, довести информацию до родителей, принять правильное решение с учетом состояния здоровья, зрения и интересов ребенка.

К концу учебного года стабильная динамика зрительных функций выявлена у 124 (68 %) детей, улучшение зрения отмечено у 46 (25%) детей, неустойчивая динамика зрения - у 13 (7%) детей.

ВЫВОДЫ

Обеспечение психологического, медицинского и педагогического подхода, а также создание максимальных благоприятных условий для обучения, воспитания, лечения, социальной и психологической адаптации детей с нарушением зрения с учетом их индивидуально-личностных особенностей

в специальной школе-интернате способствовало улучшению зрения у 25% учащихся, стабилизации зрительных функций у 68% детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аветисов С.Э., Кащенко Т.П., Шамшинова А.М. Зрительные функции и их коррекция у детей. Москва; 2005. 872 с.

2. Егорова Т.С. Методы и средства оптической компенсации слабо видения: Дис... доктора мед. наук. Москва; 2004.

3. Ковалевский Е.И. Проблема слабовидения. М.: Медицина; 2002.

4. Ковалевский Е.И. Профилактика слабовиде-ния и слепоты у детей. М.: Медицина; 1998.

5. Поспелов В.И. Причины слепоты и слабови-дения у детей. Всероссийск. научно-практич. кон-фер. детских офтальмол. Москва; 1996; 13-15.

6. Eleanor E. Faye. Clinical low vision. New York; 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.