Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С ПРЕПОДАВАНИЕМ РЯДА ПРЕДМЕТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ '

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С ПРЕПОДАВАНИЕМ РЯДА ПРЕДМЕТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С ПРЕПОДАВАНИЕМ РЯДА ПРЕДМЕТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ »

Активность лизоци.ча слюны в зависимости от микроэлементного состава рациона представлена в табл. 2.

Оценивая представленные в табл. 2 результаты исследовании, можно отметить, что введение в рацион микроэлементов (меди и цинка) благоприятно влияет на активность ли-зоцима слюны.

Выводы

1. Обогащение пищевого рациона микроэлементами (медью и цинком) в биотическом количестве повышает степень использования витамина В3 в организме детей дошкольного возраста.

2. Активность лизоцима слюны у детей, получавших обогащенный микроэлементами рацион, в течение всего периода наблюдений, начиная с 6-го дня, достоверно выше, чем у детей, находившихся на обычном рационе (Р<0,001).

Поступила 15/1V 1970 г.

УДК 371.711:612.84

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С ПРЕПОДАВАНИЕМ РЯДА ПРЕДМЕТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Н. Б. Бушанская, Н. Н. Рундальцева-Иванова

Кафедра гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

В последние годы появляется все больше школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке. Обучение в них связано со значительной учебной нагрузкой за счет большего числа (на 2—4 часа в неделю) уроков иностранного языка. Нашей задачей было изучение остроты зрения и рефракции учащихся таких школ. Для сравнения проводились исследования детей, занимающихся в обычных общеобразовательных школах. Обследуемые школы размещались в одном микрорайоне Ленинграда, были однотипны по планировке и не имели существенных различий в гигиенических условиях. Их естественное и искусственное освещение отвечало гигиеническим требованиям. Условия зрительной работы во время приготовления домашних заданий 208 учащимися с отклонениями в состоянии зрения, изученные анкетным методом, были удовлетворительными у 193 (93%) человек (отдельный стол, настольная лампа мощностью 60 вт и т. д.).

Острота зрения и рефракция определены у 714 учащихся «языковой» школы и 1280 учащихся двух общеобразовательных школ. Остроту зрения устанавливали по общепринятой методике, характер рефракции — скиаскопически с дальнейшей атропинизацией у близоруких детей в условиях детской поликлиники. Оказалось, что у 29,1% учащихся «языковой» школы острота зрения понижена, причем у части (12,2%) из них она составляла 0,3 и ниже. В старших классах число детей с понижением остроты зрения возрастало в 3—4 раза за счет того, что больше становилось учащихся с остротой зрения 0,3 и ниже. В общеобразовательных школах детей с остротой зрения 1,0 было 82,8%, т. е. на 12% больше, чем в «языковой» школе (разница статистически достоверна, /]>25).

Интересны данные, полученные в динамике за время обучения в школе. Из 208 учащихся с понижением остроты зрения оно ухудшилось у 152 (73%) детей, не изменилось у 21 (10%) и улучшилось у 35 (17%). Повышение остроты зрения в 80% случаев наблюдалось у детей с гиперметропией и гиперметропическим астигматизмом.

Наиболее распространенными причинами понижения остроты зрения являлись миопия (41,3%) и спазм аккомодации (17,5%); гиперметропия составляла 14,4%, астигматизм — 12,9%, другие причины— 13,9%. Детей с миопической рефракцией в старших классах было значительно больше, чем в младших.

При сравнении данных о рефракции установлено, что в младших (1—2-х) классах «языковых» школ близорукость и спазм аккомодации встречались реже, чем в общеобразовательных школах; начиная с 3-го класса число детей с этими видами аномалий рефракции в «языковых» школах резко увеличилось и было в 2—3 раза выше их числа в общеобразовательных школах; к 9—10-му классу разница уменьшалась.

В целом близоруких в «языковой» школе вдвое больше, чем в общеобразовательных (разница статистически достоверна). Обращают на себя внимание большее число детей со спазмом аккомодации, особенно значительное в 5—6-х и 7—8-х классах «языковых» школ. У девочек — учащихся 5—8-х классов — миопия и спазм аккомодации наблюдались несколько чаще, чем у мальчиков.

Более частое понижение остроты зрения за счет близорукости и спазма аккомодации у учащихся «языковых» школ может быть связаки с повышенной учебной нагрузкой, вызванной изучением иностранного языка. Во 2-м классе такой школы дети начинают заниматься языком по специальному учебнику; с 5-го класса работают со словарем; в 8-м классе вво-

дится преподавание некоторых предметов (в обследованной нами школе — литература) на иностранном языке. Все это, особенно работа со словарем, требует значительного зрительного напряжения. Резкое учащение случаев близорукости в 3, 5 и 8-х классах совпадает по времени с нарастанием учебной нагрузки.

В тех же школах чаще отмечается спазм аккомодации, возникающий при перенапряжении зрительного анализатора работой на близком расстоянии и рассматриваемый как премиопическое состояние. Это подтверждает наличие перегрузки и ее связь с большей распространенностью и более ранним возникновением близорукости в «языковых» школах. В связи с этим для охраны зрения учащихся «языковых» школ рекомендуется обеспечить их ежегодную диспансеризацию офтальмологами детских поликлиник; работники санитарно-эпидемиологических станций должны обращать внимание на гигиенические условия зрительной работы в таких школах.

В режиме дня учащихся «языковых» школ необходимо предусмотреть увеличение времени пребывания на свежем воздухе и занятий спортом.

Поступила I8/V 1970 г.

АННОТАЦИИ

УДК 616.995.132.8-022.35:628.113

Э. А. Ж и т и и ц к а я и У. А. X а ш и м о в. Роль арычной воды в распространении аскаридоза (Узбекский научно-исследовательский институт медицинской паразитологии, Самарканд).

Изучена роль арычной и речной воды в распространении аскаридоза в 3 населенных пунктах с пораженностью населения им от 20,6 до 60%. В целях анализа воды на яйца гельминтов использовался бачок-сепаратор, предложенный А. Н. Брудастовым и Ф. А. Байрит для исследования почвы на яйца аскарид. Опытным путем установлено, что при применении этой методики выявляется 33% яиц аскарид, предварительно внесенных в воду. Исследовано 127 проб воды из различных источников — 107 проб по 10 л из арыков, родников и рек и 20 проб по 25 л из арыков и рек в различной таре для питья. Установлено загрязнение яйцами аскарид арычной и речной воды разной степени; особенно высоким оно оказалось в дворовой арычной сети: здесь в среднем приходилось 3,3 яйца на 1 л. Наиболее интенсивное загрязнение отмечено весной, в период ливневых дождей — в среднем обнаруживается 15 яиц в 1 л воды. Данные о высокой степени загрязнения воды яйцами аскарид на стадии подвижной личинки в совокупности с результатами изучения пораженности населения аскаридозом в зависимости от характера хозяйственно-питьевого водоснабжения позволили сделать вывод о важной роли арычной воды как фактора передачи аскаридоза в населенных пунктах с орошаемым земледелием.

УДК 371.7(091)(575.4) «1971-1924»

М. Н. И с м а и л о в, Д. М. Н и я з о в. Начальные этапы организации школьно-санитарного дела в Туркестанской Советской республике (1917—1924) (Ташкентский медицинский институт).

Школьно-санитарный надзор в республике берет свое начало с октября 1918 г., когда группа ташкентских врачей организует коллегию школьно-санитарных врачей. Авторы приводят исторические данные об основных этапах организации школыю-санитарного дела в Туркестанской Советской республике за 1917—1924 гг. В сообщении говорится о положении и работе школьно-санитарной коллегии, обеспеченности детских учреждений врачами, охарактеризовано создание в 1920 г. при Наркомздраве отдела охраны детей с подотделом школьной санитарии. В хронологическом порядке излагаются сведения о количестве школьных врачей и характере их работы в различных городах (Самарканде, Ташкенте, Коканде, Маргелане, Андижане и др.) и областях республики. Наряду с этим приводятся сведения об участии школьно-санитарных врачей в улучшении санитарно-гигиенических условий н здоровья детей в интернатах, детских домах, дошкольных учреждениях и школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.