Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ МЕДИ И ЦИНКА НА ОБМЕН ПАНТОТЕНОВОЙ КИСЛОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ МЕДИ И ЦИНКА НА ОБМЕН ПАНТОТЕНОВОЙ КИСЛОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М.П. Кирпичев, Ю.Н. Пахомов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ МЕДИ И ЦИНКА НА ОБМЕН ПАНТОТЕНОВОЙ КИСЛОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

и спектрофотометрнческого определения этих дефолиантов. Колориметрическое исследование хлората магния и хлорат-хлорида кальиия основано на способности хлоратов при кипячении в кислом растворе восстанавливаться ионами железа в хлориды:

СЮ" + 6Fe++ + 6Н+-» CI- + 6Fe+++ + 3H,0-

Образовавшийся Fe+ + + определяют по реакции феррицнанидом калия в кислой среде. Хлорат магния легко определить и по реакции взаимодействия ионов магния с «титановым желтым» в щелочной среде. Изучение акрофола основано на реакции взаимодействия его с пиридином в щелочной среде.

В результате предварительных опытов нами выработана следующая схема анализа. Стандартный раствор хлората магния и хлорат-хлорид кальция с содержанием от 10 до 100 мкг помещают в колориметрические пробирки и объем доводят до 10 мл дистиллированной водой. После этого во все пробирки приливают по 0,5 мл 1°и раствора сернокислого железа в 10% растворе серной кислоты. Содержимое пробирок встряхивают и помещают на 10 мин. в кипящую водяную баню. После охлаждения во все пробирки добавляют по 0,1 мл 0,2% раствора ферроциаиида калия. Колориметрирование проводят через 5—10 мин.

Хлорат магния можно определить по иону магния. Для этого стандартный раствор хлората магния с содержанием от 1 до 10 мкг помещают в колориметрические пробирки и объем доводят до 9 мл дистиллированной водой. Затем прибавляют по 1 мл 2% раствора едкого натра и по 0,4 мл 0,1% раствора «титанового желтого». Растворы тщательно перемешивают и колориметрируют по образовавшейся окраске.

Колориметрическое определение акрофола ос овано на образовании окрашенного комплекса при реакции взаимодействия его с пиридином в щелочной среде. Анализ проводят следующим образом. Стандартный раствор, содержащий от 2 до 20 мкг, помещают в колориметрические пробирки и доводят объем до 2 мл этиловым спиртом. После этого туда же добавляют по 2 м.г свежеперегнанного пиридина. Смесь тщательно перемешивают и нагревают на водяной бане 10—15 мин. После охлаждения во льду к содержимому пробирок приливают по 1 мл 0,1% спиртового раствора едкого натра, снова нагревают 3—5 мин. и охлаждают во льду.

Содержание акрофола можно установить методом стандартных серий или фотометрически. Чувствительность метода 2 мкг в колориметрируемом объеме. На спектрофотометре СФ-4А сняты спектры поглощения водных растворов технических препаратов. Хлорат — хлорида кальция обладает максимумом светопоглощения при Хтах 260 ммк, акрофола — при >.тах 220 ммк, хлорат магния не имеет максимума поглощения. По предварительным графикам устанавливают содержание препарата.

Аэрозоли хлората магния и хлората-хлорида кальция можно поглощать на твердые поглотители, в качестве которых нами применялись обезжиренная вата и перхлорвинило-вые фильтры, закрепленные в патрон; пары акрофола отбирают аспирацией через поглотители, заполненные отогнанным пиридином.

Предлагаемые методы просты. Они использованы нами при токсикологических исследованиях и изучении условий труда с применением хлората магния, хлорат-хлорида кальция и акрофола.

Поступила 27/Х 1970 г.

УДК в 12.015.841-053.4-06:[546.56-1-546.4 7

ВЛИЯНИЕ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ МЕДИ И ЦИНКА НА ОБМЕН ПАНТОТЕНОВОЙ КИСЛОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Канд. мед. наук М. П. Кирпичев, Ю. Н. Пахомов Кафедра гигиены Ленинградского педиатрического медицинского института

Изучалось влияние дополнительного введения микроэлементов цинка и меди на состояние обмена витамина В3 у 67 практически здоровых детей в возрасте 5—7 лет. Были выделены 2 группы детей: 1-я группа, состоявшая из 12 мальчиков и 11 девочек, получала обычный рацион в течение всего периода наблюдений, а 2-я группа, состоявшая из 20 девочек и 24 мальчиков, получала рацион, обогащенный микроэлементами — медью и цинком (по 1 мг в расчете на металл). Микроэлементы в виде сернокислых солей вводили им ежедневно в третье блюдо. Содержание витамина В3 в цельной крови и моче определяли в конце периода наблюдений у 36 детей микробиологическим методом по Н. А. Помощииковой в модификации М. П. Кирпичева с использованием тест-культуры Saccharomicodes Ludwi-gii Hansen BKM-V-1167 и фермента Aspergillus oryzae.

Результаты исследований представлены в табл. 1. Как видно, среднее количество общего витамина В3 в цельной крови детей 1-й группы составляло 2,305—0,177 мкг/мл и

Таблица 1

Среднее содержание общего, свободного и связанного витамина В3 в цельной крови и суточной моче детей дошкольного возраста при обычном питании и обогащении рациона микроэлементами (медью и цинком)

Группа детей Среднее содержание витамина В3

форма витамина в крови (в мкг/мл)| в моче (в мг)

М±т

1-Я Общий 2,305—0,177 5,04—0.36

Связанный 2,293—0,175 Нет

Свободный 0,012—0,007 5,04±0,36

2-я Общий 2,265^0,368 3,16—0,128

Связанный 2,151 —0,365 Нет

Свободный 0,114—0,017 3,16±0,128

у детей 2-й группы — 2,265=5=0,368 мкг/мл. Различия недостоверны. Не выявлено существенных различий в уровне витамина В3 в зависимости от пола детей. В отношении связанного и общего витамина В3 существенной разницы между группами не отмечено, тогда как среднее содержание свободного витамина В3 в крови детей обеих групп существенно различалось (Р<0,001) и составляло соответственно в 1-й и 2-й группах 0,012:2=0,007 и 0,114:2= 0,017 мкг/мл.

Найдены существенные различия и в выведении из организма неиспользованного количества витамина В3 с мочой в зависимости от содержания микроэлементов в рационе. Количество витамина В3 в суточной моче детей 1-й группы составляло 5,04—0,36 мг, или 60% его суточного поступления. У детей 2-й группы выводилось витамина В3 меньше — 3,16:2=0,128 мг, или 37,6% его суточного поступления (Р<0,01).

Следовательно, одинаковое содержание общего и связанного витамина В3 в цельной крови, наличие свободного витамина в крови и значительное выведение его с мочой свидетельствуют о достаточном поступлении этого витамина и обеспеченности им организма детей обеих групп.

Разное содержание свободного витамина В3 в крови и особенно неодинаковое выведение его с мочой у наблюдаемых групп детей свидетельствуют и о различиях в использовании этого вещества "организмом. Если учесть, что поступление с рационом витамина в обоих случаях было одинаковым и составляло 8,4 мг в сутки, а выделение неиспользованного количества его с мочой детьми 1-й группы было больше, чем во 2-й группе, то, очевидно, добавки в рацион биотического количества микроэлементов (меди и цинка) приводят к лучшему использованию витамина В3 в организме.

Наряду с исследованием обмена витамина В3 мы определяли активность лизоцима слюны в связи с различным по количеству микроэлементов составом рациона. Активность лизоцима слюны исследовали в динамике у 67 детей на 6, 10, 20, 33, 38 и 45-й день наблюдений. Прежде всего следует отметить, что существенной разницы в активности лизоцима слюны в зависимости от пола детей не установлено. Это позволило при статистической обработке результатов исследований не проводить разграничений по данному признаку.

Таблица 2

Средние величины титра лизоцима слюны у детей дошкольного возраста в зависимости от количества микроэлементов (меди и цинка) в пищевом рационе

Средние величины титра лизоцима слюны

= у детей

1

кратные раз- 4

О 2-й группы личия по *

со 1-й группы сравнению

Л Я с 1-й группой

О сС М±т

6-й 1 :79± 13,3 1 : 179=Ы4,5 2,26 5,26

10-й 1 : 39:2=4,4 1 : 110:2=9,3 2,8 6,32

20-й 1 : 56^12,6 1 : 118=1:13,7 2,1 3,64

33-й 1 : 42±6,0 1 : 176±23,9 4,1 5,63

38-й 1 : 121^15,2 1 : 337±3о,0 2,76 5,55

45-й 1 : 54 — 8,6 1 : 198-1-19,8 3,66 6,99

Активность лизоци.ча слюны в зависимости от микроэлементного состава рациона представлена в табл. 2.

Оценивая представленные в табл. 2 результаты исследовании, можно отметить, что введение в рацион микроэлементов (меди и цинка) благоприятно влияет на активность ли-зоцима слюны.

Выводы

1. Обогащение пищевого рациона микроэлементами (медью и цинком) в биотическом количестве повышает степень использования витамина В3 в организме детей дошкольного возраста.

2. Активность лизоцима слюны у детей, получавших обогащенный микроэлементами рацион, в течение всего периода наблюдений, начиная с 6-го дня, достоверно выше, чем у детей, находившихся на обычном рационе (Р<0,001).

Поступила 15/1V 1970 г.

УДК 371.711:612.84

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С ПРЕПОДАВАНИЕМ РЯДА ПРЕДМЕТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Н. Б. Бушанская, Н. Н. Рундальцева-Иванова

Кафедра гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

В последние годы появляется все больше школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке. Обучение в них связано со значительной учебной нагрузкой за счет большего числа (на 2—4 часа в неделю) уроков иностранного языка. Нашей задачей было изучение остроты зрения и рефракции учащихся таких школ. Для сравнения проводились исследования детей, занимающихся в обычных общеобразовательных школах. Обследуемые школы размещались в одном микрорайоне Ленинграда, были однотипны по планировке и не имели существенных различий в гигиенических условиях. Их естественное и искусственное освещение отвечало гигиеническим требованиям. Условия зрительной работы во время приготовления домашних заданий 208 учащимися с отклонениями в состоянии зрения, изученные анкетным методом, были удовлетворительными у 193 (93%) человек (отдельный стол, настольная лампа мощностью 60 вт и т. д.).

Острота зрения и рефракция определены у 714 учащихся «языковой» школы и 1280 учащихся двух общеобразовательных школ. Остроту зрения устанавливали по общепринятой методике, характер рефракции — скиаскопически с дальнейшей атропинизацией у близоруких детей в условиях детской поликлиники. Оказалось, что у 29,1% учащихся «языковой» школы острота зрения понижена, причем у части (12,2%) из них она составляла 0,3 и ниже. В старших классах число детей с понижением остроты зрения возрастало в 3—4 раза за счет того, что больше становилось учащихся с остротой зрения 0,3 и ниже. В общеобразовательных школах детей с остротой зрения 1,0 было 82,8%, т. е. на 12% больше, чем в «языковой» школе (разница статистически достоверна, /]>25).

Интересны данные, полученные в динамике за время обучения в школе. Из 208 учащихся с понижением остроты зрения оно ухудшилось у 152 (73%) детей, не изменилось у 21 (10%) и улучшилось у 35 (17%). Повышение остроты зрения в 80% случаев наблюдалось у детей с гиперметропией и гиперметропическим астигматизмом.

Наиболее распространенными причинами понижения остроты зрения являлись миопия (41,3%) и спазм аккомодации (17,5%); гиперметропия составляла 14,4%, астигматизм — 12,9%, другие причины— 13,9%. Детей с миопической рефракцией в старших классах было значительно больше, чем в младших.

При сравнении данных о рефракции установлено, что в младших (1—2-х) классах «языковых» школ близорукость и спазм аккомодации встречались реже, чем в общеобразовательных школах; начиная с 3-го класса число детей с этими видами аномалий рефракции в «языковых» школах резко увеличилось и было в 2—3 раза выше их числа в общеобразовательных школах; к 9—10-му классу разница уменьшалась.

В целом близоруких в «языковой» школе вдвое больше, чем в общеобразовательных (разница статистически достоверна). Обращают на себя внимание большее число детей со спазмом аккомодации, особенно значительное в 5—6-х и 7—8-х классах «языковых» школ. У девочек — учащихся 5—8-х классов — миопия и спазм аккомодации наблюдались несколько чаще, чем у мальчиков.

Более частое понижение остроты зрения за счет близорукости и спазма аккомодации у учащихся «языковых» школ может быть связаки с повышенной учебной нагрузкой, вызванной изучением иностранного языка. Во 2-м классе такой школы дети начинают заниматься языком по специальному учебнику; с 5-го класса работают со словарем; в 8-м классе вво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.