Научная статья на тему 'Результаты профилактики и лечения приобретенной близорукости с применением тренажеров «Зеница» у школьников'

Результаты профилактики и лечения приобретенной близорукости с применением тренажеров «Зеница» у школьников Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
436
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ МИОПИЯ / ТДО "ЗЕНИЦА" / ОПТИКО-РЕФЛЕКТОРНЫЕ ТРЕНИРОВКИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ЛЕЧЕНИЯ / SCHOOL MIOPIYA / TDO "ZENICA" / OPTIKO-REFLEX TRAININGS / RESULTS OF TREATMENT

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Лялин Анатолий Николаевич, Корепанов Александр Валентинович, Черных Наталья Александровна, Чермак Светлана Борисовна

Возникновение и прогрессирование школьной миопии является острой социальной проблемой. Близорукостью страдают около 35 % населения земного шара, из них миопия высокой степени отмечается у 7 %. Причинами возникновения близорукости в школьном возрасте являются интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, широкое распространение гаджетов у школьников, начиная с 1 класса. По данным обследования школьников 2-х и 3-х классов общеобразовательной школы г. Ижевска было выявлено 29,8 % лиц с миопической рефракцией. Острота зрения у миопов до лечения составила 0,41, а после лечения повысилась до 0,42. Причем, полное восстановление остроты зрения до 1,0 отмечено в 6,25 % случаев (в 3 глазах). У эмметропов в начале наблюдения острота зрения составила 0,98, а в конце 0,96. После проведенных курсов с тренажером дезаккомодационным (ТДО) «Зеница» отмечалось достоверное повышение запасов аккомодации на 0,6 дптр. Повышение устойчивости к дефокусировке для дали расширение фокусной зоны с разрешением 40 % у эмметропов-7,0Д и миопов -5,75Д. В результате использования ТДО «Зеница» отмечается повышение остроты зрения у детей с миопической рефракцией. В обеих группах повысилась устойчивость остроты зрения к дефокусировке для дали с отрицательными линзами. Следовательно, повысилась устойчивость к гиперметропическому дефокусу, который ускоряет рост глазного яблока. Возможность развития пассивной адаптации в процессе рефрактогенеза существует на протяжении всего «периода риска формирования миопии». Поэтому курсы тренировок, направленные на сохранение баланса зрительных нагрузок, мы рекомендуем проводить на постоянной основе в возрастном интервале от 6-7 до 18-25 лет 2 раза в течение года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Лялин Анатолий Николаевич, Корепанов Александр Валентинович, Черных Наталья Александровна, Чермак Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF PREVENTION AND TREATMENT OF THE ACQUIRED MYOPIA USING SIMULATORS «ZENICA» AT THE SCHOOL

The onset and progression of school myopia is an acute social problem. Myopia affects about 35 % of the world population, have high myopia observed in 7 %. Causes of myopia in school age are intense visual loads at close range, wide spread of gadgets schoolchildren from 1 class. According to inspection of schoolchildren 2nd and 3rd classes of a comprehensive school of Izhevsk it was found 29.8 % of those with a myopic refraction. Visual acuity at myopes before treatment was 0.41 and after treatment had risen to 0.42. Moreover, full recovery of visual acuity to 1.0 mentioned in 6.25 % of cases ( 3 eyes ). In emmetropia at the beginning of observation, visual acuity was 0.98, and in the end 0.96. After the course with TDO” Zenica “ noted a significant increase in reserves accommodation 0.6 diopters. Increase of resistance to defocusing for a distance expansion of a focal zone with the resolution of 40 % in emmetropia -7,0D and miopy 5,75D. The use of TDO “ Zenica “ marked improvement of visual acuity in children with myopic refraction. In both groups resistance of visual acuity to defocusing for a distance with negative lenses increased. Therefore, resistance to a gipermetropichesky defocus which accelerates growth of an eyeball increased. Possibility of passive adaptation process refractogenesis exist throughout the ‘ period of risk of formation of myopia. “ Therefore the courses of trainings directed on preservation of balance of visual loadings we recommend to carry out on a constant basis in an age interval from 6-7 to 18-25 years 2 times within a year.

Текст научной работы на тему «Результаты профилактики и лечения приобретенной близорукости с применением тренажеров «Зеница» у школьников»

УДК 617.753.2-053.2:373(470.51-25)

Лялин А.Н., Корепанов А.В., Черных Н.А., Чермак С.Б.

Ижевская государственная медицинская академия Республиканская офтальмологическая клиническая больница, г Ижевск

Е-mail: [email protected]

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПРИОБРЕТЕННОЙ БЛИЗОРУКОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРЕНАЖЕРОВ «ЗЕНИЦА»

У ШКОЛЬНИКОВ

Возникновение и прогрессирование школьной миопии является острой социальной проблемой. Близорукостью страдают около 35 % населения земного шара, из них миопия высокой степени отмечается у 7 %. Причинами возникновения близорукости в школьном возрасте являются интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, широкое распространение гаджетов у школьников, начиная с 1 класса.

По данным обследования школьников 2-х и 3-х классов общеобразовательной школы г. Ижевска было выявлено 29,8 % лиц с миопической рефракцией. Острота зрения у миопов до лечения составила 0,41, а после лечения повысилась до 0,42. Причем, полное восстановление остроты зрения до 1,0 отмечено в 6,25 % случаев (в 3 глазах). У эмметропов в начале наблюдения острота зрения составила 0,98, а в конце - 0,96. После проведенных курсов с тренажером дезаккомода-ционным (ТДО) «Зеница» отмечалось достоверное повышение запасов аккомодации на 0,6 дптр. Повышение устойчивости к дефокусировке для дали - расширение фокусной зоны с разрешением 40 % у эмметропов-7,0Д и миопов -5,75Д.

В результате использования ТДО «Зеница» отмечается повышение остроты зрения у детей с миопической рефракцией. В обеих группах повысилась устойчивость остроты зрения к дефокусировке для дали с отрицательными линзами. Следовательно, повысилась устойчивость к гиперметропическому дефокусу, который ускоряет рост глазного яблока. Возможность развития пассивной адаптации в процессе рефрактогенеза существует на протяжении всего «периода риска формирования миопии». Поэтому курсы тренировок, направленные на сохранение баланса зрительных нагрузок, мы рекомендуем проводить на постоянной основе в возрастном интервале от 6-7 до 18-25 лет 2 раза в течение года.

Ключевые слова: школьная миопия, ТДО «Зеница», оптико-рефлекторные тренировки, результаты лечения.

Актуальность

В настоящее время ученые и практикующие врачи уделяют особое внимание проблеме близорукости и это не случайно, так как близорукостью страдают около 35 % населения земного шара, из них миопия высокой степени отмечается у 7 %. [1], [4]. Близорукость с каждым годом приобретает все большее значение в структуре заболеваемости, остается одной из острых социальных проблем ввиду тяжести возникающих хориоретинальных осложнений и сохранения высокого процента первичной инвалидности - 17 % в общей нозологической структуре инвалидности органа зрения.

Особое внимание следует уделить близорукости школьного возраста.

Причинами возникновения близорукости в школьном возрасте являются интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, широкое распространение гаджетов у школьников, начиная с 1 класса.

Надо отметить, что чрезмерные зрительные нагрузки на близком расстоянии на фоне наследственного фактора и низкого уровня ре-

зервов адаптации, вызывают развитие пассивной адаптации путем увеличения длины ПЗО, что приводит к формированию миопической рефракции [2], [3], [5].

Существует множество способов лечения и профилактики близорукости, наиболее интересный для нас стал метод поддержания и сохранения нормарефрактогенеза - тренировки с помощью комплекта тренажеров дезаккомода-ционных (ТДО) «Зеница».

Цель работы

Изучение структуры рефракционных нарушений среди учащихся 2-3 классов. Изучить результаты курсового оптико-рефлекторного лечения с применением комплекта тренажеров «Зеница» у учащихся 2-х - 3-х классов.

Материалы и методы

В исследовании участвовали школьники 2-х и 3-х классов 97 общеобразовательной школы г. Ижевска (Всего 181 человек: из них 2-е классы - 72, 3-и классы - 109 человек). Методом выборки и приверженности к лечению

школьники были разделены на 2 группы: 24 человека (48 глаз) - с миопической рефракцией слабой степени, которая в среднем составила 1,5±0,5 дптр., 22 школьника (44 глаза) - с эм-метропической рефракцией. Было проведено

2 курса оптико-рефлекторного лечения комплектом тренажеров «Зеница» по 10 сеансов каждый.

Наблюдение за группами составило 6 месяцев.

Результаты и обсуждения

В результате проведенного анкетирования 59 % детей имели наследственную предрасположенность к развитию миопии. Снижение остроты зрения у 40 % детей наблюдалось в течение двух лет, что связано с ростом постоянных интенсивных зрительных учебных нагрузок. В результате этого с каждым последующим классом происходило увеличение количества близоруких детей.

Острота зрения у миопов до лечения составила 0,41, а после лечения повысилась до 0,42 (рис. 1). Причем, полное восстановление остроты зрения до 1,0 отмечено в 6,25 % случаев (в

3 глазах). У эмметропов в начале наблюдения острота зрения составила 0,98, а в конце - 0,96 (рис. 2).

Наблюдалось положительная динамика запаса относительной аккомодации у школьников в результате оптико-рефлекторного лечения: у детей с миопической рефракцией запасы относительной аккомодации повысились с 2,8до 3,2 дптр., а у детей с эмметропией с -4,8 до -5,4 дптр (рис. 3 и 4).

В результате проведения дефокусировки остроты зрения для дали у детей с миопией наблюдалось то, что максимальная ширина расхождения кривых при низком разрешении до и после лечения равна, и составляла от +3,0 до -5,0 дптр., что свидетельствует о стабилизации процесса [6]-[7] (рис. 5).

Устойчивость остроты зрения при разрешении 40 % (то есть при остроте зрения 0,4 необходимого для бинокулярного зрения) составила до лечения: +2,0 и - 3,0 дптр.; после лечения: +1,75 и - 4,0 дптр., наблюдалось незначительное, но положительное расширение устойчивости остроты зрения к дефокусировке.

После лечения на графике зафиксировано расширение фокусной зоны и увеличение устойчивости остроты зрения при разрешении в интервале 90 % - 100 % с +0,5 до -2,0 дптр.

Ширина диапазона устойчивости остроты зрения у эмметропов при разрешении 95 % до лечения составляет 2,5 дптр, после лечения устойчивость увеличилась до 3,5 дптр (рис. 6). Стоит заметить, что вдвое увеличилась устойчивость к гиперметропическому дефокусу в -4,5 Д, до лечения острота зрения составляла 22 %, после лечения 45 %.

острота зрения у миопов

0,41 1 0,42

ди лечения поелелечения

острота зрения у эмллетропоэ

дйлеч^ння нй^лелеч^ния

Рисунок 1 и 2. Динамика изменения остроты зрения

Миопы

-|2,8 до лечения

-3,3 -3,2 -3,1 -3 -2,9 -2,8 -2,7 -2,5 -2,5 -2,4 -2,3 -2,2 -2,1 -2 Запас аккомодации в диоптриях

Эмметропы

I Г I 1 1

-6 -5,5 -5 -4,5 -4 -3,5 -3

Запас аккомодации в диоптриях

Рисунок 3 и 4. Динамика запаса относительной аккомодации

Медицинские науки

Рисунок 5. Дефокусировка остроты зрения для дали у детей с миопией

-До лечения

о и"' О ^ О ^ Ю О и"' О ^ О ^ О ^ О и О и" — ГГ ГГ~1 гО г^ г^" т-Н т-Н О О тН тН ГО ГО ир о

Сила линзы в диоптриях

Рисунок 6. Дефокусировка остроты зрения для дали у детей с эмметропией

Максимальная ширина фокусной зоны при разрешении 40 % у данной группы составляла 7,0 Д (от +2,0 до -5,0). Устойчивость остроты зрения при разрешении 95 % составила 3,0 Д. При разрешении в 80 % эти показатели увеличиваются в 1,5 раза до 4,5 Д. Но стоит заметить, что точка максимального провала устойчивости соответствовала -3,0 Д.

Выводы

В результате лечения у миопов отмечено повышение остроты зрения с 0,41 до 0,42, полное восстановление остроты зрения до 1,0 отмечено в 6,25 % случаев (в 3 глазах). В результате тренировок комплектом тренажеров «Зеница» удалось повысить адаптационные возможности зрительной системы: у детей с миопией - уве-

личение запасов аккомодации в среднем на 0,4 дптр., у школьников с эмметропической рефракцией в среднем 0,6 дптр.

В обеих группах повысилась устойчивость остроты зрения к дефокусировке для дали с отрицательными линзами. Следовательно, повысилась устойчивость к гиперметропическо-му дефокусу, который ускоряет рост глазного яблока [6] (до лечения - 22 %, после - 45 %). Возможность развития пассивной адаптации в процессе рефрактогенеза существует на протяжении всего «периода риска формирования миопии». Поэтому курсы тренировок, направленные на сохранение баланса зрительных нагрузок, мы рекомендуем проводить на постоянной основе в возрастном интервале от 6-7 до 18-25 лет 2 раза в течение года [2], [3].

10.09.2015

Список литературы:

1. Аветисов С. Э. Современные аспекты коррекции рефракционных нарушений. // Вестник офтальмологии - 2004. - № 1. - С. 19 - 22.

2. Дашевский А.И. Ложная близорукость. - М.:Медицина, 1973г. - 151с.

3. Жаров В.В., Лялин А.Н., Егорова А.В. Оптико-рефлекторная терапия адаптационной близорукости, - Ижевск: КногоГрад, 2010 г., - 80с.

4. Киреева Н.В., Жаров В.В., Голикова Е.В. Проблема школьной близорукости// Вестник Оренбургского универстита, №14 (133) 2011г.

5. Кузнецова М. В. Причины развития близорукости и ее лечение. М., Медпрессинформ. - 2004., - С. 38-39, 110-112.

6. Тарутта Е.П., Тарасова Н.А. Сравнительная оценка эффективности различных методов лечения расстройств аккомодации и приобретенной прогрессирующей близорукости.//Вестник офтальмологии - 2015 - №1 - С.24-28.

7. Шелудченко В.М. Оценка зрительного восприятия при имплантации мультифокальных интраокулярных линз с различной пресбиопической добавкой по результатам дефокусировки остроты зрения.//Вестник офтальмологии 2012.-№ 1.-С.19-22.

Сведения об авторах: Лялин Анатолий Николаевич, врач-офтальмолог, кандидат медицинских наук

Корепанов Александр Валентинович, заведующий кафедрой офтальмологии Ижевской государственной медицинской академии, доцент, кандидат медицинских наук

Черных Наталья Александровна, врач-офтальмолог Республиканской офтальмологической клинической больницы

Чермак Светлана Борисовна, врач-офтальмолог Республиканской офтальмологической

клинической больницы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.