Научная статья на тему 'О концепции продовольственной безопасности России'

О концепции продовольственной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
727
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ / FOOD SAFETY / FOOD MARKET / STATE SUPPORT / FOOD CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушачев И. Г.

Охарактеризована ситуация на мировом и российском рынке продовольствия, указаны узловые проблемы и первоочередные меры, осуществление которых необходимо для обеспечения продовольственной безопасности страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Russian food safety conception

The situation in the world and Russian food market is characterized, the main problems and top-priority steps, which realization is necessary for country food safety guaranteeing, are indicated

Текст научной работы на тему «О концепции продовольственной безопасности России»

О КОНЦЕПЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

И.Г. УШАЧЕВ, академик Россельхозакадемии ВНИЭСХ

Резюме. Охарактеризована ситуация на мировом и российском рынке продовольствия, указаны узловые проблемы и первоочередные меры, осуществление которых необходимо для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, рынок продовольствия, государственная поддержка, потребление продуктов питания.

Минувший год проверил на прочность всю мировую продовольственную систему, став по-настояще-му тревожным звонком для миллиардов жителей планеты. Цены на продовольствие за этот период выросли на 40 %, а начиная с 2005 г. они почти удвоились.

Причины сложившейся ситуации ученые Россельхозакадемии видят в быстром увеличении производства биотоплива, на которое переориентированы 100 млн т зерновых, а размер субсидий на эти цели в мире превзошел 40 млрд долл. США; росте цен на энергоносители и удобрения; значительном снижении запасов продовольствия, в частности зерна (116 млн т — самые низкие за последние 26 лет); кризисе на мировом финансовом рынке; сокращении сельскохозяйственного производства в ряде стран из-за неблагоприятных погодных условий и, наконец, увеличении потребления продуктов питания в крупнейших развивающихся государствах.

Бедным странам продовольствие становится не по карману — на его импорт в мире затрачивается порядка 1 трлн долл. США. Уже сейчас на планете недоедают жители 50 государств с населением более 860 млн человек. В этом году число голодающих может вырасти еще на 100 млн.

Говоря о перспективе, нужно признать, что мировая продовольственная ситуация может только обостряться. В ближайшее десятилетие рост цен, по

Рис. 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах, в % к 1990 г.): ■ — сельское хозяйство; —в— — растениеводство; —А--животноводство

оценкам российских и зарубежных экспертов, продолжится и продовольствие может стать предметом роскоши для большинства населения.

С начала этого года прошел ряд заседаний и совещаний, где были рассмотрены ключевые вопросы развития АПК на среднесрочную и долгосрочную перспективу. По их итогам разработан целый пакет поручений по решению существующих проблем в отрасли, которые охватывают и значительную часть вопросов, относящихся к обеспечению продовольственной безопасности.

Ученые Россельхозакадемии неоднократно и своевременно поднимали этот вопрос, вынося его как на международный уровень (Международная конференция по проблемам безопасности в 2000 г.), так и на секцию по социально-экономическим проблемам Совета Безопасности РФ (июнь 2006 г.). Однако рекомендации этих представительных форумов до сих пор в значительной степени не реализованы.

Конечно, голод России не грозит. Наша страна вполне самодостаточна по всем основным видам ресурсов и способна обеспечить население продовольствием собственного производства. В России сосредоточено 9 % мировой продуктивной пашни, в том числе 52 % черноземов, 20 % запасов пресной воды, 9 % производства минеральных удобрений. Объемы производства зерна в последние годы (порядка 80 млн т) полностью обеспечивают потребности страны в продовольственном зерне, имеется и экспортный потенциал порядка 15 млн т в год.

В то же время рост цен на продовольствие не обошёл и Россию, что может негативно сказаться на качестве питания отдельных групп населения. Эта ситуация требует серьезного анализа и принятия дополнительных мер по обеспечению продовольственной безопасности.

Одним из наиболее важных критериев продовольственной безопасности в мире считается уровень самообеспечения основными видами продовольствия и уровень их переходящих запасов, равный примерно 17 % годового потребления. Так, в ЕС, где сегодня отмечается самая низкая инфляция (3,6 %), уровень самообеспечения по всем основным видам продовольствия превышает 1.

При этом следует отметить, что фундамент продовольственной безопасности — эффективное сельскохозяйственное производство.

После обвала в 90 гг. в отрасли уже десятый год

подряд поступательно наращиваются объемы производства, а в растениеводстве, начиная с 2004 г., они уже превышают уровень дореформенных лет (рис. 1). С 2002 г. Россия стала нетто-экспортером по зерну. А в прошлом году, когда в мире всерьез заговорили о глобальном продовольственном кризисе, мы экспортировали 16,7 млн т. зерна. В животноводстве, к сожалению, по-прежнему наблюдается серьезное отставание. На улучшение ситуации в этой сфере был в первую очередь нацелен приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Пищевая и перерабатывающая промышленность развивалась более высокими темпами, ее рост за десятилетие составил 79 %.

Анализ современной ситуации в агропромышленном комплексе позволяет выделить ряд узловых проблем, которые непосредственно влияют на обеспечение продовольственной безопасности страны.

Во-первых, вызывает тревогу процесс сокращения площадей сельскохозяйственных земель. В результате нерационального использования земельного фонда страны за последнее десятилетие в России площадь пашни уменьшилась на 5,3 %, сельхозугодий — на 7,2 %.

Выбытие сельскохозяйственных земель из оборота происходит в процессе смены их категории в большинстве случаев на земли населенных пунктов для последующего коттеджного строительства.

В условиях формирования земельного рынка проявились негативные тенденции, связанные с недооценкой продуктивных сельскохозяйственных угодий, особенно пашни. В результате отмечается процесс перехода части земель под контроль международных финансовых компаний, особенно в южных регионах страны (проекты по массовой

над отдельными отраслями российского сельского хозяйства.

Так, наблюдается монополизация рынка зерна несколькими крупными мировыми компаниями (Глен-кор, Луис Дрейфус, Каргилл, Бунге, Дабл Ю Джей Групп, Суфле), которые сегодня контролируют более

40 % его экспорта. Такая ситуация создает реальную угрозу искусственного дефицита зерна в России.

В-пятых, обеспечение продовольственной безопасности страны может существенно осложниться в связи с предстоящим присоединением России к ВТО.

По оценкам специалистов, при достигнутых условиях расширения сферы применения норм ВТО импорт продовольствия предположительно вырастет до 55...60 % и практически поставит нашу страну в полную зависимость от импорта. Кроме того, при вступлении в ВТО предполагается ограничение государственной поддержки сельского хозяйства.

На сегодняшний день внутренний рынок России уже характеризуется высоким уровнем зависимости от импорта. По мясу его доля оценивается в

41 %, по молоку — в 26 %. Тенденция роста импорта сохраняется (рис. 2), а по животноводческой продукции — даже усиливается. Например, импорт свинины с начала этого года вырос на 28,7 %, а сухого молока — почти в 2 раза.

1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 с 2004 г. 2005 г. 200« г.

2007 г. 2008 г.

(прогям МЭРТ)

Рис. 2. Импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья, млрд долл.

аренде и покупке сельскохозяйственных угодий в России осуществляют такие международные инвестиционные компании, как ИСН, Ренессанс-Капи-тал, Deutsche Bank и др.).

Во-вторых, крайне низкие темпы роста производства (около 2...3 % в год) в сельском хозяйстве не позволяют удовлетворять растущий спрос населения на продовольственные товары.

В-третьих, продолжается процесс ликвидации сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств в связи с их банкротством. По данным экспертов, до 50 % случаев — это заказные банкротства.

Смена собственников имущества чаще всего приводит к тому, что направления деятельности новых организаций и фирм сужаются, производство отдельных видов продукции прекращается, неиспользуемые объекты приходят в негодность, рабочие места сокращаются.

В-четвертых, вызывает опасение процесс установления контроля иностранными компаниями

К сожалению, темпы роста производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в последние годы остаются ниже темпов увеличения импорта, который уже на 10... 15 % превышает пороговую величину продовольственной безопасности.

Особенно сложная ситуация складывается с обеспечением крупных городов, промышленных центров и отдельных регионов, снабжение которых сейчас на 50...70 % зависит от импортных поставок.

Существует ошибочное мнение, что рост импорта связан с неконкурентоспособностью российского сельского хозяйства. На самом деле зарубежные поставщики продовольствия продолжительное время используют государственное субсидирование своих издержек, искусственно завышая конкурентоспособность продукции.

Так, поданным ученых Россельхозакадемии, уровень поддержки сельхозтоваропроизводителей в пересчете на 1 рубль произведенной продукции в ЕС

70 65 60 55-50-45-40 35 30 25-20-15 10 5-0

68

Норвегия

США

Австралия

Рис. 3. Уровень поддержки сельхозтоваропроизводителей (в пересчете на 1 рубль произведенной продукции, копеек)

составляет 32 коп., в США — 16, а в России — только 6 коп.. Ниже, чем в нашей стране, уровень поддержки только в райских условиях Австралии — 5 коп., а в сходных природно-климатических условиях Норвегии он в 11 раз выше (рис. 3).

Это позволяет сохранять достаточно высокий уровень самообеспечения основными видами продовольствия в ЕС и США и за счет этого смягчать влияние ценового скачка на мировом рынке на уровень инфляции в этих государствах. А ведь свыше половины его прироста обусловлено именно увеличением розничных цен на продовольственные товары. Темпы их роста в декабре 2007 г. по отношению к декабрю 2006 г. в условиях российского внутреннего рынка практически точно воспроизводят ситуацию в мире. При этом наименьший вклад в агфляцию (новый термин в мировой экономической лексике, означающий повышение роли аграрной продукции в формировании ценовых пропорций) вносят мясо и мясопродукты (8,4 %), а наибольший (23...40 %) — зерновые, молоко и растительное масло (табл. 1).

Кроме того, сохраняется значительная дифференциация регионов по уровню потребления отдельных видов продовольствия, происходит углубление имущественного расслоения общества, при котором резко снижаются доходы наименее экономически защищенной части граждан. Несмотря на относительно лучшую наполненность агропродовольствен-ного рынка, по сравнению с дореформенным периодом,

население страны стало питаться хуже, даже с учетом крупномасштабного импорта.

Ситуация в Сибирском федеральном округе практически не отличается от общероссийской. Также потребление превышает медицинские нормы только по зерну и картофелю, по овощам составляет 80 %, по молоку — 60, по мясу — 70 и по яйцам — 75 %. Правда, согласно расчетам СибНИИЭСХ, к 2020 г. достигнутый уровень сельхозпроизводства позволит полностью удовлетворить потребности населения СФО в яйце, молоке, мясе и овощах.

Новые реалии на мировом агропродовольствен-ном рынке заставляют многие государства пересматривать цели и направления аграрной политики. Так, в странах ЕС в 2007 г. срочно были приняты меры по вовлечению в производство законсервированных земель и поиску новых резервов в государствах, принятых в состав сообщества.

Китай осуществляет крупномасштабную программу инвестиций в рисовое хозяйство ближайших соседей (Таиланда, Индонезии, Вьетнама) с целью

Таблица 1. Влияние роста цен на продовольствие на общий уровень инфляции в России (декабрь 2007 г. к декабрю 2006 г.)

Структура роз- Прирост Вклад роста цен на Структура

Показатель ничного това- цен к декабрю продукцию в уро- прироста

рооборота, % 2006 г., % вень инфляции, % цен, %

Индекс потребительских цен 11,9 11,9 100,0

Товары и платные услуги 100,0

в том числе:

продовольственные товары 40,2 15,6 6,3 52,3

из них:

мясо и мясные продукты 10,3 8,4 0,9 7,2

масло и жиры 1.4 40,3 0,6 4,6

молоко и молочные продукты 3,6 30,4 1,1 9,3

хлеб и мучные изделия 3,2 23,0 0,7 6,2

непродовольственные товары 35,1 6,5 2,3 19,2

платные услуги 24,7 13,3 3,3 27,6

В последние годы прослеживается тенденция стабильного увеличения уровня потребления населением основных продуктов питания. Однако только по картофелю и хлебопродуктам он превышает рекомендуемые нормы, по сахару и маслу растительному практически соответствует Им, а обеспеченность остальными продуктами составляет от 55 до 85 % необходимого количества (табл. 2).

производства этого продукта для собственных нужд.

Необходимые меры принимаются и в России. Так, частично уже внесены коррективы в Государственную программу и в Стратегию социально-экономического развития России до 2020 г. В уставный капитал Россельхозбанка будет направлено дополнительно 30 млрд руб. За счет повышения вывозных таможенных пошлин на минеральные удобрения сельхоз-

Таблица 2. Потребление основных продуктов питания по Российской Федерации на душу населения в год, кг (по данным Росстата)

Рациональные Потребление Потребление

Вид продукции нормы на душу населе- в%к рациональной

потребления ния РФ норме потребления

Мясо и мясопродукты

в пересчете на мясо 81 58 71,6

Молоко и молоко-

продукты в пересче- ТР

1 с на молоко 392 239 61,0

Яйца и яйцепродук-

ты, штук 298 256 85,9

Сахар 41 39 95,1

Масло растительное 13,6 12,6 92,6

Картофель 120 132 110,0

Овощи 145 ' 106 73,1

Фрукты и ягоды 76 51 67,1

Хлебные продукты 107 121 113,1

товаропроизводителям дополнительно выделяется 8 млрд руб. для компенсации возросших затрат на их приобретение. Кроме того, 10 млрд руб. направляется на поддержание рентабельности в птицеводстве и свиноводстве в связи с резким ростом издержек.

Вместе с тем ситуация динамично меняется и необходимо принять ряд дополнительных мер в интересах обеспечения продовольственной безопасности.

Во-первых, решению этой многогранной и сложной проблемы будет способствовать принятие системы нормативных и правовых актов, отражающих ее специфические стороны. Прежде всего речь идет о принятии Федерального закона «Об обеспечении продовольственной безопасности».

В девяностые годы проект такого закона и Доктрина продовольственной безопасности России уже были разработаны. Однако тогда довести дело до конца не удалось.

В этом законе должны быть закреплены необходимые для обеспечения продовольственной безопасности России:

уровни физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения;

степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса от импортных поставок;

размеры стратегических, оперативных и переходящих продовольственных запасов в сопоставлении с их нормативными уровнями;

доля отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме их потребления и в товарных ресурсах;

степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона, а также его соответствие ограничениям по концентрации вредных д ля здоровья веществ.

Количественные оценки предельно допустимых значений каждого критерия предстоит определить спе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

циалистам. К этой работе необходимо привлечь ученых Российской академии наук и отраслевых академий.

Во-вторых, нужно предусмотреть проведение ежегодного мониторинга состояния обеспечения продовольственной безопасности. Ав прогнозы социально-экономического развития страны, которые принимает Правительство Российской Федерации, следует включить текущие и среднесрочные балансы производства и потребления основных видов продовольствия.

В-третьих, для наращивания объемов производства сельхозпродукции, увеличения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, обеспечения его финансовой устойчивости и повышения доходности отрасли представляется важным ввести в практику деятельности Правительства рассмотрение ценовых и межотраслевых пропорций, включая ценовой паритет для обеспечения нормативной доходности каждой из подотраслей сельского хозяйства. Необходимо также сохранить нулевую ставку по налогу на прибыль и льготную ставку НДС в размере не более 10 % на продовольственные товары.

При этом целесообразно пересмотреть навязанную в процессе переговоров по вступлению в ВТО позицию о форсированном сближении внутренних и мировых цен на отечественные энергоносители.

В-четвертых, необходимо осуществлять контроль за управлением основными сельскохозяйственными ресурсами, и прежде всего земельными. Следует отметить, что неиспользуемых в мировом сельском хозяйстве земельных и водных ресурсов остается все меньше, таким потенциалом обладают лишь 5 стран — это Бразилия, США, Россия, Канада и Австралия. В то же время население Земли возрастает и все большее количество стран не в состоянии прокормить своих граждан за счет собственного производства.

Одновременно существует тенденция резкого повышения цен на все виды ресурсов, используемых в аграрном производстве, и в первую очередь стоимости сельхозугодий, которая только в прошлом году в мире возросла на 21 %. Почувствовав возможность получения высоких доходов, спекулятивной скупкой земель занялись крупные инвесторы, зачастую не связанные непосредственно с агробизнесом. Естественно, взор крупного международного капитала обращен на страны СНГ и прежде всего на Россию.

Кроме того, сильна зависимость отечественного сельхозпроизводства от импорта техники (по тракторам — на 80 %, по комбайнам — на 50 %).

Велика доля иностранного капитала в розничных распределительных сетях.

В-пятых, чтобы обеспечить экономическую доступность продовольствия для всех групп российских граждан нужен не только общий экономический рост и повышение доходов населения, но и адресная помощь тем категориям граждан, которые находятся в зоне наибольшего риска в части этой доступности. По опыту США необходимо оказывать поддержку бедным слоям населения в натуральной форме (программы «продовольственных талонов», «школьного питания», «матери и ребенка», «летнего питания» и др.). Целесообразно законодательно установить предельно допустимый уровень торговой наценки в сфере розничной реализации социально значимых продуктов.

В-шестых, важная проблема продовольственной безопасности — низкое качество продуктов питания. В нашу страну нередко завозятся невостребованные в государствах-экспортерах некачественные и даже вредные для здоровья человека продукты. Так, в прошлом году было забраковано и снижена сортность 20 % рыбы и рыбопродуктов, 14 % консервов, 66 % крупы, 60 % маргариновой продукции, поставленных из-за рубежа.

Следует организовать систему мониторинга качества продукции по всей технологической цепи. Особое внимание нужно уделить контролю за оборотом сырья и пищевых продуктов, изготовленных с использованием генетически модифицированных источников, а также мерам по сертификации и стимулированию производства экологически чистой высококачественной продукции.

Таким образом, необходимо утвердить основы государственной политики в области здорового питания населения (включая разработку технических регламентов) с учетом изменений социально-экономической ситуации, демографического состава и появления новых научных представлений о здоровом питании.

В-седьмых, важно уже сейчас предусмотреть комплекс мер по адаптации АПК России к условиям работы после присоединения к ВТО.

В соответствии с изложенным, для поиска и обоснования оптимальных с социально-экономической точки зрения решений поставленных задач по обеспечению продовольственной безопасности России следует форсировать разработку соответствующей Концепции, а также Закона и программы по ее реализации. Примерная структура такого документа должна включать:

состояние и изменение роли агропромышленного комплекса России;

критерии и показатели оценки уровня продовольственной безопасности России;

комплекс мер по обеспечению продовольственной безопасности России, в том числе меры государственного регулирования агропродоволь-ственного рынка, предложения по таможенно-тарифной политике в условиях присоединения России к ВТО, организационно-функциональное обеспечение (прогноз балансов производства и потребления, формирование стабилизационных фондов, осуществление товарного мониторинга за их состоянием и контроль качества), предложения по законодательному обеспечению продовольственной безопасности;

обеспечение продовольственной безопасности на государственном и региональном уровнях;

оценка социально-экономической эффективности обеспечения продовольственной безопасности России.

Таким образом, несмотря на исключительную сложность обсуждаемой проблемы, у государства сегодня есть достаточное количество ресурсов для ее эффективного решения не только на основе отечественного опыта программного решения задач, но и с учетом зигзагообразной аграрной политики конкурирующего с нами Европейского союза. Наконец, имеется и политическая воля решения этой проблемы, о чем свидетельствует недавнее ее рассмотрение на заседании Совета безопасности Российской Федерации.

ABOUT RUSSIAN FOOD SAFETY CONCEPTION

I.G. Ushachev

Summary. The situation in the world and Russian food market is characterized, the main problems and top-priority steps, which realization is necessary for country food safety guaranteeing, are indicated. Key words: food safety, food market, state support, food consumption.

ВНИМАНИЮ СОИСКАТЕЛЕЙ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ И ДРУГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ!

Редакция журнала «Достижения науки и техники АПК» издает монографии и другую книжную продукцию с редактированием и всеми выходными данными. Цены договорные.

Заявки отправлять по адресу: 101000, г. Москва, Моспочтамт, а/я 166. Тел.: (495) 557-13-01, (916) 241-63-43 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.