УДК 338.439.62:338.43.02
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - ОСНОВА АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Михайлушкин Павел Валерьевич к.э.н., доцент
Баранников Антон Александрович студент учетно-финансового факультета
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В статье рассматриваются основные аспекты аграрной политики России, относительно продовольственной безопасности. Обозначается необходимость государственного регулирования экономики в целом и ее продовольственного подкомплекса в частности
Ключевые слова: ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, АГАРНАЯ ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА РОССИИ, ИМПОРТ, ЭКСПОРТ, ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ, САМООБЕСПЕЧЕНИЕ
UDC 338.439.62:338.43.02
FOOD SECURITY PROVISION - THE BASIS OF AGRARIAN POLICY OF RUSSIA
Mikhailushkin Pavel Valeryevich Cand.Econ.Sci., associate professor
Barannikov Anton Aleksandrovich
student of the Accounting and financial department
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
In the article, the main aspects of agrarian policy of Russia, aimed to provision of food security are considered. Need of state regulation of economy in general and its food sub complex in particular is designated
Keywords: FOOD SECURITY, AGARNY POLICY, ECONOMY OF RUSSIA, IMPORT, EXPORT, FOOD, SELF-SUFFICIENCY
Государственная аграрная политика является частью государственной экономической политики России, направленной на создание условий для устойчивого развития сельскохозяйственного производства, повышения конкурентоспособности, продукции, формирование эффективно функционирующего рынка
сельскохозяйственной продукции в условиях обеспечения продовольственной безопасности как страны в целом, так и отдельных регионов, каждого человека.
Продовольственная безопасность - важнейшая составная часть национальной безопасности. Ее следует рассматривать, как способность государства гарантировать удовлетворение потребности населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность. Чтобы сохранить и улучшить здоровье населения,
нужно обеспечить его полноценным питанием, структура которого должна быть дифференцирована по регионам с учетом национальных традиций.
Необходимое условие продовольственной безопасности страны -продовольственная независимость. Она предполагает удовлетворение основной части потребности в продуктах питания за счет отечественного агропромышленного комплекса, как одного из требований развития народного хозяйства страны [5].
Следует отметить, что продовольственная безопасность зависит от ряда социально-экономических факторов, к которым относятся:
— уровень жизни населения отдельных регионов;
— несбалансированность питания по отдельным составляющим;
— низкий контроль качества продуктов питания, в силу чего продовольствие становится угрозой жизни и здоровья нации;
— нестабильность аграрного производства и возможность природных катаклизмов, снижающих уровень продовольственного обеспечения в отдельные периоды;
— конкурентоспособность отечественного продовольствия;
— большая зависимость продовольственного обеспечения страны от импорта продовольствия [9].
Важными условиями обеспечения продовольственной безопасности государства являются создание стратегических продовольственных запасов не менее пяти лет, а наука страны должна находиться на уровне мировых достижений и обеспечивать развитие АПК новейшими образцами техники, технологии производства, а также давать достоверные прогнозы развития аграрного сектора на перспективу с целью возможности наращивать производство продовольствия для увеличения гарантированных запасов.
Состояние продовольственной безопасности населения оценивается широким спектром показателей. Если на начальном этапе это были среднедушевые доходы населения, переходящие запасы продовольственного зерна (сначала на уровне 20, а затем 16% от общего годового потребления), то теперь критерии расширились и стали более сложными.
По нашему мнению, в обобщенном виде оценка состояния продовольственной безопасности населения определяется:
— физической доступностью продовольствия, под которой понимается наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте;
— экономической доступностью продовольствия, состоящей в том, что уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина позволяет ему приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления;
— безопасностью производства для потребления, т. е. возможностью предотвращения производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью населения.
К современным критериям продовольственной безопасности, применяющимся в ряде стран, относятся доля расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения, территориальная доступность продуктов (измеряемая путем сравнения уровня розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны), уровень «удобства» продовольствия (доля в потреблении современных продуктов, которые снижают потери и экономят время работы в домашнем хозяйстве), степень «натуральности» и доброкачественности продуктов, влияния качества
продуктов на состояние здоровья и продолжительность жизни, в том числе продуктов, полученных с помощью методов генной инженерии и биотехнологии.
Основным же критерием достижения продовольственной безопасности является уровень самообеспеченности города, региона и т. д. продуктами питания [1]. Суть его сводится к способности государства удовлетворить потребности населения продуктами питания, питьевой водой и другими пищевыми продуктами вне зависимости от внешних и внутренних угроз. При этом их объем, качество и ассортимент должны быть необходимыми и достаточными для нормального физического и социального развития личности. И как следствие — обеспечение здоровья и расширенного воспроизводства народонаселения.
Суммируя конструктивные стороны приведенных выше показателей, предлагаем дополнить список критериев оценки продовольственной безопасности таким показателем, как коэффициент продовольственной зависимости; при его расчете рекомендуется использовать следующую формулу:
К = И/П,
где И — объем импорта данной продукции;
П — объем потребности страны в данной продукции.
При этом могут быть выделены три уровня продовольственной зависимости:
— если коэффициент продовольственной зависимости находится в пределах от 0,1 до 0,2, то уровень продовольственной зависимости безопасный;
— если коэффициент продовольственной зависимости — 0,25—0,3, то уровень продовольственной зависимости предлагается назвать пороговым;
— если коэффициент продовольственной зависимости выше 0,5, то уровень зависимости опасный.
Коэффициент продовольственной зависимости весьма актуален для стран с переходной экономикой, в связи с тем, что импортная экспансия в условиях либерализации внешней торговли привела к вытеснению с рынка собственных производителей как в России, так и в других странах с переходной экономикой. Так, за счет импорта ныне формируется около 40% продовольственных ресурсов России, а в Москве — 70%.
В этих условиях, по нашему мнению, основная задача в решении проблемы продовольственной безопасности — это стабилизация отечественного производства, предполагающая его государственную поддержку. Такая необходимость подтверждается опытом развитых стран, где субсидии государства составляют значительный удельный вес в доходах аграрного сектора. Так, в США они составляют 40%, Канаде — 45, Швеции — 59, Японии — 66, Финляндии — 71, Норвегии — 77%.
Таким образом, продовольственная безопасность — это прежде всего обеспечение определенного отечественного уровня производства, либо полное самообеспечение, либо поддержание критического минимума. Критерии оценки уровня продовольственной безопасности позволяют устанавливать предельно критическую черту продовольственной зависимости от внешнего рынка.
Государство выступает гарантом обеспечения населения страны продовольствием, прежде всего, за счет собственного производства. Эту жизненно важную функцию осуществляет агропромышленный комплекс — крупнейший сектор экономики, функционирование которого связано со всеми остальными отраслями народного хозяйства. Сельское хозяйство — основная сфера АПК — получает производственные ресурсы от 80 отраслей и направляет свою продукцию 60 отраслям экономики. Каждый работник сельскохозяйственного производства обеспечивает за его пределами занятость еще 5 человек. Поэтому аграрный сектор остается одним из важных приоритетов социально-экономического развития страны в условиях глобализации мировой экономики. За последние годы наблюдается рост общего объема валовой продукции сельского хозяйства, повышается эффективность агропромышленного производства. В среднем за 2001—2009 гг. сельскохозяйственными организациями было получено свыше 70 млрд. руб. прибыли, а рентабельность, по данным Минсельхоза РФ, выросла с 0,2 до 15%, сократилась доля убыточных хозяйств.
Вместе с тем, несмотря на положительные сдвиги в стабилизации агропромышленного производства и обеспечения его динамического роста, ряд проблем остается нерешенными, прежде всего, высоким остается общий размер кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций России, который по всем обязательствам составил в 2010 г. более 1,3 трлн. руб.
Среднемесячная заработная плата в 2010 г. в сельском хозяйстве составила всего 46% к общероссийскому уровню. Поэтому аграрный сектор нуждается в активной поддержке государства.
Ослабление роли государства в развитии АПК, отмена госзаказа, отсутствие единого планирования и научной концепции проведения аграрной реформы привели к снижению роли сельского хозяйства в формировании бюджета страны, ухудшению продовольственной безопасности страны [3,14].
В последние годы потребность населения России в продовольственных товарах удовлетворяется отечественными производителями примерно на 60% с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на продовольственных рынках. Граница продовольственной безопасности находится, по разным оценкам, на уровне импорта продовольствия в размере 18—35% потребности. Существенное превышение критической точки, даже по самым низким оценкам, в России обусловлено, прежде всего, кризисным положением отечественного сельского хозяйства, производство в котором составляет около 60% от среднего уровня за 1986—1990 гг. Такое падение производства обусловлено как трансформационным спадом, так и неэффективными способами проведения в целом экономической реформы и аграрной, в частности. Наблюдается существенное сокращение государственной поддержки сельского хозяйства, которая уменьшилась с трети огромного государственного бюджета до 1% в бюджете. В настоящее время происходит снижение потребления населением продуктов питания (исключениями являются такие продукты питания, как хлебные изделия и овощи, потребление которых несколько выросло, несмотря на существенный рост цен). Наиболее важной причиной данной ситуации является все более возрастающий импорт сельскохозяйственной продукции, объемы которого превысили все допустимые нормы и уже напрямую угрожают безопасности страны. В
настоящее время средний рост отечественного производства сельхозпродукции составил около 4,5%, а рост импортной продукции почти 28%.
На закупку продовольствия Россия тратит ежегодно от 24 до 28 млрд. долл., на поддержку собственного агрокомплекса — около 2 млрд. долл., большей частью в виде косвенных субсидий, снижения ставок по кредитам и т. д.
Население нашей страны не обеспечивается нормальным уровнем питания. По оценочным данным, суточное потребление на одного человека в России составляет в среднем 2200 ккал (2590 ккал — в 1990 году). В США и ЕС уровень калорийности питания составляет 3500—3600 ккал. При этом по международной классификации Всемирной продовольственной организации (ФАО), питание на уровне 2150 калорий характеризует условия постоянного недоедания. Нормальным же уровнем для человека является 2600 ккал.
Динамика уровня потребления населением страны основных продуктов питания, являющихся неотъемлемой составной частью потребительской корзины каждого российского гражданина, представлена в таблице 1.
Дефицит потребления продовольствия за последние годы по сравнению с научными нормами потребления наблюдается по мясу, рыбе, молоку, яйцу и картофелю. Нехватка продовольствия покрывается за счет импорта.
По сравнению с экономически развитыми странами потребление продовольствия в России пока недостаточно, а по некоторым видам продукции (мясо, молочные продукты, фрукты) имеет тенденцию к снижению.
В настоящее время уровень потребления мяса на душу населения в США и Франции составляет 110-120 кг, в России - 78, Краснодарском крае - 80 кг; молочных продуктов в США - 300 кг, Франции - 420 кг, России - 230 кг, Краснодарском крае - около 235 кг.
Таблица 1
Потребление основных продуктов питания в России (в среднем на душу населения), кг/год
Наименование продукции Научная норма потребления 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. в % к 1990 г.
Мясо и мясопродукты 89 75 55 45 55 73 78 104
Молоко и молокопродукты 392 387 253 199 235 256 264 68
Яйца, шт. 297 297 214 229 250 211 222 75
Рыба и рыбопродукты 25 20 9 14 13 20 21 105
Зерно 110 119 121 118 121 99 100 85
Картофель 118 106 124 118 133 67 68 64
Овощи и бахчевые культуры 139 89 76 86 103 95 99 111
Сахар 41 15 32 35 35 41 42 280
По данным годовых отчетов МСХ РФ.
Сегодня население России стало меньше потреблять мяса, молочных продуктов, рыбы, картофеля и фруктов. Одновременно резко вырос импорт продовольствия, который достигает в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге от 40 до 75% по отдельным продуктам.
Страна вынуждена увеличивать закупки продовольствия за рубежом. Сегодня более 30% продовольствия, потребляемого в России, составляет импорт. Он тормозит развитие отечественного сельского хозяйства, отнимает у него значительную часть внутреннего продовольственного рынка, способствует перекачке доходов отрасли за рубеж.
Следовательно, актуальной задачей в улучшении продовольственной безопасности России сегодня является изменение внешнеэкономической, а точнее таможенной, политики в отношении закупаемого импортного продовольствия. Только в этом случае можно обеспечить спрос на отечественную продукцию, добиться реального роста российского аграрного сектора экономики [7].
Зависимость от импорта стала серьезной угрозой продовольственной безопасности России, то есть способности страны обеспечивать продуктами питания население за счет собственных ресурсов. Поэтому дальнейшее развитие сельского хозяйства в условиях рыночных отношений невозможно без усиления роли государства и поддержки этой важнейшей сферы экономики.
Высокая и во многом необоснованная импортная зависимость страны по отдельным видам продовольствия существенно снижает ее экономическую безопасность, так как крупномасштабные зарубежные закупки продуктов питания и сырья для их производства дополнительно усиливают давление на ограниченные валютные ресурсы в условиях роста внешней задолженности. Кроме того, возрастающий импорт продовольствия ведет к тому, что страна все в большей степени вынуждена расплачиваться за него невозобновляемыми природными
ресурсами и ослаблением своей роли в мировой экономике. Импортируя продовольствие за счет разорительной продажи своих природных ресурсов, Россия в определенной мере финансирует не отечественных, а зарубежных товаропроизводителей [4].
В странах, входящих в ВТО, аграрная политика ориентирована на защиту национального сельхозтоваропроизводителя. Во многих странах мира широко применяется обязательное дотирование сельского хозяйства. Например, в США уровень государственной поддержки сельского хозяйства ежегодно составляет 79 млрд. долл., в Японии — 47, в странах Евросоюза — 95. В Евросоюзе на 1 га пашни ежегодно на эти цели выделяют до 400 долл., тогда как в России — 10 долл., то есть разница составляет почти 40 раз не в пользу российского сельхозтоваропроизводителя.
Зарубежные компании и фирмы для расширения рынков сбыта своей продукции широко практикуют демпинг: цены, по которым импортируется продовольствие в Россию, ниже внутренних в 3—4 раза. Товарная интервенция против России стала одной из причин спада отечественного сельскохозяйственного производства, снижения его доходности и конкурентоспособности, занятости сельского населения.
Поэтому мы считаем, что вступление России в ВТО будет способствовать улучшению ситуации в отечественном АПК, а следовательно, и в обеспечении продовольственной безопасности, для чего необходимо в переговорном процессе закрепить за собой права по поддержке отечественного сельхозпроизводителя и защиты своего аграрного рынка от засилья импорта. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка РФ предполагаемый объем ежегодной поддержки ВТО сельскому хозяйству России составит 10—12 млрд. долл. США, что в несколько раз превышает государственные расходы на развитие сельского хозяйства, предусмотренные в бюджете страны.
Ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют меры, направленные, во-первых, на обеспечение роста реальных доходов населения, повышение его жизненного уровня; во-вторых, на устойчивое развитие и функционирование агропродовольственного сектора экономики страны; в-третьих, на эффективное регулирование внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, и прежде всего их импорта, с целью защиты внутреннего продовольственного рынка, экономических интересов отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции. При этом развитие агропродовольственного сектора экономики должно стать одним из основных приоритетов социально-экономической политики государства, так как надежное продовольственное обеспечение населения невозможно без устойчивого функционирования агропромышленного комплекса страны и продовольственного рынка [6].
Улучшению продовольственной безопасности будет способствовать проведение мониторинга аграрной сферы экономики с использованием критериев продовольственной безопасности не только в стране, но и в отдельных регионах, кадровое обеспечение АПК, без чего невозможно инновационное развитие и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства.
Как считают ученые-аграрники, важнейшим элементом проведения государственной политики, служащим обеспечению продовольственной безопасности, является регулирование продовольственных рынков путем закупок продукции и продовольственных интервенций. Внешнеэкономическая направленность государственной политики в сфере продовольственной безопасности заключается в эффективной реализации международного разделения труда в продовольственной сфере при недопущении критической зависимости от импорта продовольствия.
При выборе мер государственного регулирования в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ последовательно должны быть решены следующие задачи:
— на основе изучения спроса на продукты питания определить соотношение уровня доходов и цен, достаточное для обеспечения доступа населения к продуктам питания по медицинским обоснованным нормам в условиях рыночных равновесных цен [12];
— с учетом данных анализа функционирования АПК определить себестоимость производства основных продуктов растениеводства, животноводства и их переработки, и минимально допустимые цены реализации для рентабельной работы отраслей АПК;
— при помощи анализа импорта продуктов питания блока внешнеэкономических систем определить таможенные тарифы и квоты, обеспечивающие, с одной стороны, рациональный уровень аграрного протекционизма, а с другой, достаточную конкурентоспособность импортной продукции [10];
— путем исследования государственного регулирования и модели общего равновесия аграрного рынка разработать стратегию государственной поддержки агропромышленного производства, включающую систему дотаций, субсидий, субвенций и т. д., обеспечивающих равновесие спроса и предложения.
Заключительный этап государственного регулирования экономики на любом уровне власти (федеральном, региональном, местном, предприятий) — принятие решения по обеспечению продовольственной безопасности страны в целом и ее отдельных регионов. Необходимость принятия решения возникает на всех этапах процесса регулирования и управления экономикой. Можно с уверенностью утверждать, что изучение процесса разработки и реализации решений позволяет оценить содержание и эффективность регулирования.
В условиях рынка, как показывает зарубежный опыт, повышается роль логистики и контроллинга в обосновании принятия решений по обеспечению продовольственной безопасности на федеральном и региональном уровнях, повышению конкурентоспособности аграрной сферы. При помощи логистики можно эффективно осуществлять планирование, контроль и управление материально-техническим и продовольственным обеспечением экономики страны, отдельного региона. Контроллинг основан на постоянном анализе результатов и корректировке развития аграрного сектора, направленных на достижение стратегических целей. В конечном итоге применение контроллинга повышает эффективность управленческого решения.
Существующая система государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства не всегда эффективно срабатывает на региональном, районном и иных уровнях, зачастую не доходит до конкретного предприятия, что снижает ее эффективность. Поэтому, учитывая мировой опыт, необходимо совершенствовать систему государственного регулирования аграрного сектора, что в конечном итоге будет способствовать улучшению продовольственной безопасности как в целом по стране, так и каждого человека [8].
Государство сегодня может и должно изыскать дополнительные финансовые ресурсы на развитие аграрного сектора экономики. Разумеется, для повышения конкурентоспособности и эффективности аграрного сектора необходимая государственная поддержка селу должна быть на уровне 20-25 млрд. долл., вместо 3 млрд. долл. в настоящее время.
Необходимо усилить правовую базу обеспечения поступательного развития сельского хозяйства. Следует возобновить на качественно новой основе действие федеральных законов «О государственном регулировании агропромышленного производства», «О развитии сельского хозяйства», последний был принят в 2006 году. Он установил правовые основы
реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения отечественными продовольственными товарами, промышленности — сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию сельских территорий. Определены основные цели, принципы и направления государственной аграрной политики, государственной поддержки аграрного сектора экономики.
Как свидетельствует мировой опыт, кроме мер общей поддержки сельского хозяйства, существуют мощные системы внешнеторгового регулирования и защиты отечественного производства, а также стимулирования экспорта. Типично в этом отношении положение в Европейском Союзе. Западная Европа, как известно, находится не в худших природных условиях для ведения сельского хозяйства, чем многие страны СНГ. Однако для защиты от сельскохозяйственных производителей, находящихся в лучших природных условиях и с более крупными и эффективными сельскохозяйственными предприятиями, прежде всего в США, была разработана система компенсационных платежей и внешнеторговых порогов, которые, по существу, резко ограничили импорт продовольствия в Западную Европу и в то же время стимулировали его экспорт.
Еще более сложный и высокий уровень защиты отечественного производителя существует в странах с большим различием в природных условиях со странами-экспортерами. Интерес в этом отношении опыт Японии. Себестоимость сельскохозяйственной продукции в этой стране вследствие неблагоприятных природных условий велика, и в условиях открытого рынка японское сельское хозяйство было бы подавлено в течение нескольких лет. В Японии взят курс на нетаможенные меры. Наиболее важный из сельскохозяйственных товаров в этой стране — рис. В
Японии существует государственно-корпоративная монополия на оптовую торговлю рисом. Корпоративные объединения по рису, находящиеся под контролем Министерства сельского хозяйства, выступают как основной, чаще всего единственный торговец рисом и стимулируют внутреннюю производительность за счет высоких закупочных цен, создают резервы риса, обеспечивают снабжение им страны и позволяют отказываться от импорта. Действуют некоторые правила, фактически запрещающие его импорт.
Продовольственная безопасность непосредственно зависит от экономического состояния страны, развития продовольственного комплекса, включающего отрасли, обеспечивающие его функционирование. Важное условие продовольственной безопасности страны - удовлетворение основной части потребности населения в продуктах питания за счет отечественного производства. Разработка и осуществление мер в области обеспечения продовольственной безопасности требуют научного подхода, принятия Федерального закона «О продовольственной безопасности России», и как основу этого закона необходимо разработать Государственную программу по импортозамещению, как это сделали Казахстан и Белоруссия.
В 2010 г. Указом Президента РФ утверждена «Доктрина продовольственной безопасности» страны.
Чтобы добиться продовольственной безопасности, то есть исключить зависимость от импорта продуктов, Доктриной предусмотрено, что доля российского зерна на отечественном рынке должна составлять как минимум 95%, отечественного мяса, пищевой соли и сахара - до 80, картофеля - 95, молочной продукции - не ниже 90%. В целом же в России через 10 лет должно производиться не менее 80% основных продуктов питания. Надо отметить, что единственная позитивная позиция, которая
соответствует доктрине, — это производство зерна. В 2009 г. его собрано 97 млн. т, на экспорт было отправлено 17 миллионов.
Но давно известна формула, что идеальным уровнем производства зерна считается тонна на жителя. Это чтобы и хлеба было достаточно, и животноводство обеспечить фуражом, естественно развивая производство мяса и молока. Сегодня же импортное мясо составляет примерно 36%, молоко — 17%. Проблемы с рыбой, морепродуктами, которых мы потребляем по разным причинам меньше рекомендованной нормы.
Данную «Доктрину» можно назвать вполне реальным проектом, так как Россия может сама себя накормить. Естественно, нужно вкладывать средства в развитие собственного АПК, чтобы обеспечить модернизацию сельского хозяйства, повышение конкурентоспособности аграрного сектора.
В заключение следует отметить, что переход на инновационный путь развития сельского хозяйства, обеспечения продовольственной безопасности страны возможны только при условии усиления роли государства в развитии этого важнейшего сектора экономики, а первым шагом должно стать введение государственного заказа на производимую отечественную продукцию по гарантированным рентабельным ценам, а также государственное стимулирование производства нужных продуктов, включая материальные стимулы, инвестиции в переработку продукции. Вторым, не менее важным условием обеспечения национальной безопасности страны и сохранения ее государственности является разработка и принятие Федерального закона о продовольственной безопасности.
Список литературы
1. Березенков В.В., Гайдук В.И., Михайлушкин П.В. Коммерческая деятельность: учеб. пособие. — Краснодар, 2010. — С. 256.
2. Бинатов Ю.Г. Аренда, кооперация и фермерские хозяйства за рубежом.-Ставрополь.- СХИ.- 1990.- 262с.
3. Ботчаев А.Р. Государственное регулирование рыночной экономики / А.Р. Ботчаев, Е М. Климов, А.М. Ходачек.- СПб.: ИВЭСЭП, Знание.- 2003. - 238 с.
4. Внешнеэкономическая деятельность / Смитиенко Б.М., Поспелов В.К. - М.: Издательский центр «Академия». - 2008. - 304с.
5. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. - М.: КНОРУС. -2006. - 352с.
6. Ливенцев Н.Н. Международное движение капитала/ Н.Н. Ливенцев, Г.М. Костюнина.- М: Экономистъ.- 2004.- 368с.
7. Методические рекомендации по определению объема финансовых ресурсов, изъятых из аграрного сектора экономики через систему цен.- Борхунов Н. А., Зарук Н.Ф.- М.: Типография Россельхозакадемии.- 2005.- 28с.
8. Нечаев В.И. Государственное регулирование - основа устойчивого развития регионального АПК//Труды КубГАУ. Экономика.- 2008.- №3.
9. Нечаев В.И. Основные тенденции современной аграрной политики.- КубГАУ-Краснодар.- 2008.- 30с.
10. Нечаев В.И., Бершицкий Ю.И., Резниченко С.М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства. - СПб.: Издательство «Лань». - 2009. - 336с.
11. Нечаев В.И., Тюпакова Н.Н. Налоговая политика России: реалии и перспективы. - Краснодар. - КубГАУ. - 2006. - 144с.
12. Роузфилд С. Сравнительная экономика стран мира: Культура, богатство и власть в XXI веке.- М.: 2004.- 432с.
13. Сельское хозяйство зарубежных стран (статсборник)//ГНУ ВНИИЭСХ ЦИ и ТЭИ АПК - М - 2008. -64с.
14. Серегина С.Ф. Роль государства в экономике: синергетический подход. - М.: Сервис. - 2002. - 288 с.
References
1. Berezenkov V.V., Gayduk V.I., Mikhaylushkin P.V. Kommercheskaya deyatelnost: ucheb. posobiye. - Krasnodar, 2010. - S. 256.
2. Binatov Yu.G. Arenda, kooperatsiya i fermerskiye khozyaystva za rubezhom.-Stavropol.- SKhI - 1990.- 262s.
3. Botchayev A.R. Gosudarstvennoye regulirovaniye rynochnoy ekonomiki / A.R. Botchayev, Ye.M. Klimov, A.M. Khodachek.- SPb.: IVESEP, Znaniye.- 2003. - 238 s.
4. Vneshneekonomicheskaya deyatelnost / Smitiyenko B.M., Pospelov V.K. - M.: Izdatelskiy tsentr «Akademiya». - 2008. - 304s.
5. Kapkanshchikov S.G. Gosudarstvennoye regulirovaniye ekonomiki. - M.: KNORUS. - 2006. - 352s.
6. Liventsev N.N. Mezhdunarodnoye dvizheniye kapitala/ N.N. Liventsev, G.M. Kostyunina.- M: Ekonomist.- 2004.- 368s.
7. Metodicheskiye rekomendatsii po opredeleniyu obyema finansovykh resursov, izyatykh iz agrarnogo sektora ekonomiki cherez sistemu tsen.- Borkhunov N.A., Zaruk N.F.-M.: Tipografiya Rosselkhozakademii.- 2005.- 28s.
8. Nechayev V.I. Gosudarstvennoye regulirovaniye - osnova ustoychivogo razvitiya regionalnogo APK//Trudy KubGAU. Ekonomika.- 2008.- №3.
9. Nechayev V.I. Osnovnyye tendentsii sovremennoy agrarnoy politiki.- KubGAU-
Krasnodar.- 2008.- 30s.
10. Nechayev V.I., Bershitskiy Yu.I., Reznichenko S.M. Regionalnyye aspekty gosudarstvennogo regulirovaniya agropromyshlennogo proizvodstva. - SPb.: Izdatelstvo «Lan». - 2009. - 336s.
11. Nechayev V.I., Tyupakova N.N. Nalogovaya politika Rossii: realii i perspektivy. -Krasnodar. - KubGAU. - 2006. - 144s.
12. Rouzfild S. Sravnitelnaya ekonomika stran mira: Kultura, bogatstvo i vlast v XXI veke.- M.: 2004.- 432s.
13. Selskoye khozyaystvo zarubezhnykh stran (statsbornik)//GNU VNIIESKh TsI i TEI APK - M.- 2008. -64s.
14. Seregina S.F. Rol gosudarstva v ekonomike: sinergeticheskiy podkhod. - M.: Servis. -2002. - 288 s.