Научная статья на тему 'О ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНЫХ ОРГАНАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СО СТАТУСОМ "РЕСПУБЛИКА"): ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ ЛИ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ПРАВООХРАНЫ?'

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНЫХ ОРГАНАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СО СТАТУСОМ "РЕСПУБЛИКА"): ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ ЛИ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ПРАВООХРАНЫ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / РЕСПУБЛИКА / REPUBLIC / РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ / REPUBLIC OF KARELIA / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / REPUBLIC OF TATARSTAN / КОНСТИТУЦИЯ РФ / CONSTITUTION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / REGULATION / ТЕОРИЯ ПРАВООХРАНЫ / THEORY OF LAW ENFORCEMENT / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / LAW ENFORCEMENT AGENCY / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / JUDICIARY / ОБЩАЯ ЮРИСДИКЦИЯ / РАЙОННЫЙ СУД / GENERAL JURISDICTION DISTRICT COURT / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО / "THE ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL STRUCTURE"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галузо Василий Николаевич, Канафин Наиль Ахметович

В статье обращено внимание на несовершенство названий государственных судебных органов в субъекте Российской Федерации со статусом «республика» (на примере Республики Карелии, Республики Татарстан) и последствиях данного обстоятельства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галузо Василий Николаевич, Канафин Наиль Ахметович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON STATE JUDICIAL BODIES OF GENERAL JURISDICTION IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION (WITH THE STATUS "REPUBLIC"): ARE TENETS OF THE THEORY OF LAW ENFORCEMENT?

The article drew attention to the imperfection of the names of the state judiciary in the Russian Federation with the status «Republic» (for example of The Republic оf Karelia, The Republic Of Tatarstan), and the consequences of this fact

Текст научной работы на тему «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНЫХ ОРГАНАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СО СТАТУСОМ "РЕСПУБЛИКА"): ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ ЛИ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ПРАВООХРАНЫ?»

ГАЛУЗО Василий Николаевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки,

e-mail: vgrmn@yandex.ru КАНАФИН Наиль Ахметович, доцент кафедры экономики культуры Московского государственного института культуры,

e-mail: if010156@mail.ru

12.00.11 - судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНЫХ ОРГАНАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СО СТАТУСОМ «РЕСПУБЛИКА»): ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ ЛИ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ПРАВООХРАНЫ?

Аннотация. В статье обращено внимание на несовершенство названий государственных судебных органов в субъекте Российской Федерации со статусом «республика» (на примере Республики Карелии, Республики Татарстан) и последствиях данного обстоятельства.

Ключевые слова: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, республика, Республика Карелия, Республика Татарстан, Конституция РФ, законодательство, нормативный правовой акт, теория правоохраны, правоохранительный орган, судебная система, общая юрисдикция, районный суд, административно-территориальное устройство.

GALUZO Vasily Nikolaevich,

PhD, Chille-old researcher at the Institute of Education and Science KANAFIN Nail Ahmetovich,

associate Professor in the Department of Economics of culture at the Moscow state Institute of culture,

ON STATE JUDICIAL BODIES OF GENERAL JURISDICTION IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION (WITH THE STATUS «REPUBLIC»):

ARE TENETS OF THE THEORY OF LAW ENFORCEMENT?

Abstract. The article drew attention to the imperfection of the names of the state judiciary in the Russian Federation with the status «Republic» (for example of The Republic оf Karelia, The Republic Of Tatarstan), and the consequences of this fact.

Keywords: Russian Federation, subject of the Russian Federation, the republic, Republic of Karelia, the Republic of Tatarstan, the Constitution, legislation, regulation, the theory of law enforcement, law enforcement Agency, judiciary, General jurisdiction district court, «the administrative-territorial structure».

УДК - 347 ББК- 67

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

Данная статья является продолжением иных наших публикаций [13, 14] и также предопределена несколькими обстоятельствами: во-первых, обоснованием выделения теории пра-воохраны в качестве самостоятельного направления юридической науки [11, с. 15, 16; 10, с. 110—113]; во-вторых, небезуспешным опытом соединения теории и практики [12, с. 116-123; 2, с. 96-101; 1, с. 103-106]; в-третьих, наличием в Номенклатуре специальностей научных работников в рубрикаторе «юридические науки» научной специальности 12.00.11 «Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность» [16, с. 116-119]; в-четвертых, посильным участием в преодолении в Российской Федерации (мы предлагаем с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин; подробнее об этом см. [4, с. 119-123]) явно наметившейся негативной тенденции к повсеместному распространению правового нигилизма (подмены права иными, как правило, суррогатными регуляторами общественных отношений) [8, с. 28-30; 9, с. 27, 28].

На этот раз нами избран субъект Российской Федерации со статусом «республика» (исчерпывающий перечень таковых предусмотрен в ст. 65, абзац четвертый, Конституции РФ [25]).

В соответствии со ст. 65 (абзац второй) Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. [25] (о проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см. [3, с. 98-102]) всякая республика является субъектом Российской Федерации («1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарс кая Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым [26], Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан),

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия» - всего 22 республики).

В частности, нами избраны следующие субъекты Российской Федерации со статусом «республика» - Республика Карелия, Республика Татарстан.

В Республике Карелия нормативным правовым актом с наибольшей юридической силой является Конституция Республики Карелии от 30 мая 1978 г. [15, 21] Вызывает возражение отождествление терминов «республика» и «государство», допущенное в ч. 1 ст. 1 Конституции Республики Карелии («1. Республика Карелия есть республика (государство) в составе Российской Федерации с республиканской формой правления»), ибо Республика Карелия не является субъектом международного права, а входит в состав одного субъекта международного права - Российской Федерации. В главе 6 Конституции Республики Карелии закреплены положения о судебной власти: «1. Судебная власть в Республике Карелия осуществляется федеральными судами, Конституционным Судом Республики Карелия, мировыми судьями Республики Карелия» - ч. 1 ст. 65. В статье 9 Конституции Республики Карелии урегулировано административно-территориальное устройство Республики Карелии: «1. Республика Карелия самостоятельно решает вопросы административно-территориального устройства. 2. Административно-территориальными единицами Республики Карелия являются районы и города республиканского значения. Республика Карелия состоит из следующих административно-территориальных единиц: районы: Беломорский, Калевальский, Кемский, Кондопожский, Лахденпохский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерс-кий, Олонецкий, Питкярантский, При-онежский, Пряжинский, Пудожский, Се-гежский, Суоярвский; города республиканского значения: Петрозаводск, Косто-мукша, Сортавала». Положения ст. 9 Конституции Республики Карелия детализированы в Законе Республики Карелия от 15 апреля 2005 г. «Об административно-территориальном устройстве Республики

Карелия» [22]. В статье 2 Закона РК от 15 апреля 2005 г. даны разъяснения основных понятий и терминов: «Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия и термины: административно-территориальное устройство Республики Карелия — территориальная организация Республики Карелия, представляющая собой систему административно-территориальных единиц Республики Карелия, обеспечивающую исполнение на территории Республики Карелия полномочий органов государственной власти; административно-территориальная единица - часть территории Республики Карелия, которая имеет установленные нормативными правовыми актами Республики Карелия границы, статус, наименование; район — административно-территориальная единица, которая объединяет в своих границах административно, территориально и экономически связанные между собой территории, имеющие единый административный центр; город республиканского значения — административно-территориальная единица, имеющая статус города, являющаяся экономическим и культурным центром, имеющим развитую промышленность либо научно-производственный комплекс, развитую социальную инфраструктуру, объединяющая в своих границах подчиненные ей территории; населенный пункт — часть территории, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая местом проживания людей; административный центр — населенный пункт, который определен местом постоянного нахождения органов государственной власти». А в части 1 ст. 5 Закона РК от 15 апреля 2005 г. приведен исчерпывающий перечень административно-территориальных единиц Республики Карелии: «1. Административными центрами в Республике Карелия являются: в Беломорском районе - город Беломорск;в Калевальском районе - поселок городского типа Калевала; в Кемском районе - город Кемь; в Кон-допожском районе - город Кондопога; в Лахденпохском районе - город Лахденпо-хья; в Лоухском районе - поселок городского типа Лоухи; в Медвежьегорском рай-

оне - город Медвежьегорск; в Муезерском районе - поселок городского типа Муезер-ский; в Олонецком районе - город Олонец; в Питкярантском районе - город Питкя-ранта; в Прионежском районе - город Петрозаводск; в Пряжинском районе - поселок городского типа Пряжа; в Пудожском районе - город Пудож; в Сегежском районе - город Сегежа; в Суоярвском районе -город Суоярви; город Петрозаводск; город Костомукша; город Сортавала».

Положения ст. 9 Конституции Республики Карелии и ст. 5 Закона РК от 15 апреля 2005 г. позволяют нам определить названия государственных судебных органов общей юрисдикции районного звена:

районный суд Беломорского района Республики Карелии;

районный суд города Беломорска Республики Карелии;

районный суд Калевальского района Республики Карелии;

районный суд Кемского района Республики Карелии;

районный суд города Кеми Республики Карелии;

районный суд Кондопожского района Республики Карелии;

районный суд города Кондопоги Республики Карелии;

районный суд Лахденпохского района Республики Карелии;

районный суд города Лахденпохьи Республики Карелии;

районный суд Лоухского района Республики Карелии;

районный суд Медвежьегорского района Республики Карелии;

районный суд города Медвежьегорска Республики Карелии;

районный суд Муезерского района Республики Карелии;

районный суд Олонецкого района Республики Карелии;

районный суд города Олонца Республики Карелии;

районный суд Питкярантском района Республики Карелии;

районный суд города Питкяранта Республики Карелии;

районный суд Прионежского района Республики Карелии;

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017

районный суд города Петрозаводска Республики Карелии;

районный суд Пряжинского района Республики Карелии;

районный суд Пудожского района Республики Карелии;

районный суд города Пудожа Республики Карелии;

районный суд Сегежского района Республики Карелии;

районный суд города Сегежа Республики Карелии;

районный суд Суоярвского района Республики Карелии;

районный суд города Суоярви Республики Карелии;

районный суд города Костомукша Республики Карелии;

районный суд города Сортавала Республики Карелии.

В Республике Карелии на сайте Управления Судебного департамента при Верховном Суде Республики Карелии [29] значатся иные названия и иной перечень районных судов Республики Карелии: Беломорский районный суд, Кемский городской суд, Кондопожский городской суд, Косто-мукшский городской суд, Лахденпохский городской суд, Лаухский городской суд, Медвежьегорский районный суд, Муезер-ский районный суд, Олонецкий районный суд, Петрозаводский городской суд, Пит-кярнский городской суд, Прионежский городской суд, Пряжинский районный суд, Пудожский районный суд, Сегежский районный суд, Сартавальский городской суд, Суоярвский районный суд - всего 17 (семнадцать) районных судов.

Высшим судебным звеном системы судов общей юрисдикции в Республике Карелии является «Верховный Суд Республики Карелии» [27].

Нынешние названия судов общей юрисдикции Республики Карелии не соответствуют отдельным положениям Конституции РФ, Федеральному конституционному закону от 26 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» [23].

В Республике Татарстан нормативным правовым актом с наибольшей юридической силой является Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. [19]

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

Вызывает возражение отождествление терминов «республика» и «государство», допущенное в ч. 1 ст. 1 Конституции Республики Татарстан («1. Республика Татарстан - демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» [18] и являющееся субъектом Российской Федерации. Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан), ибо Республика Татарстан не является субъектом международного права, а входит в состав одного субъекта международного права - Российской Федерации.

В главе 4 Конституции Республики Татарстан закреплены положения о судебной власти: «Судебная власть в Республике Татарстан осуществляется Конституционным судом Республики Татарстан, федеральными судами общей юрисдикции, Арбитражным судом Республики Татарстан и мировыми судьями» - ст. 107.

В разделе III Конституции Республики Татарстан урегулировано административно-территориальное устройство Республики Татарстан: «1. Территория Республики Татарстан включает в себя районы и города республиканского значения в качестве административно-территориальных единиц республики. Территория города республиканского значения может состоять из районов. 2. Республика Татарстан состоит из административно-территориальных единиц: районов - Агрызский, Аз-накаевский, Аксубаевский, Актанышский, Алексеевский, Алькеевский, Альметьев-

ский, Апастовский, Арский, Атнинский, Бавлинский, Балтасинский, Бугульминс-кий, Буинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Дрожжановский, Елабужский, Заинский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Кукморский, Лаишев-ский, Лениногорский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Муслюмовс-кий, Нижнекамский, Новошешминский, Нурлатский, Пестречинский, Рыбно-Сло-бодский, Сабинский, Сармановский, Спасский, Тетюшский, Тукаевский, Тюлячинс-кий, Черемшанский, Чистопольский, Юта-зинский; городов республиканского значения — Азнакаево, Альметьевск, Бавлы, Бу-гульма, Буинск, Елабуга, Заинск, Зелено-дольск, Казань, Лениногорск, Набережные Челны, Нижнекамск, Нурлат, Чистополь» — ст. 65; «административно-территориальное устройство Республики Татарстан и порядок его изменения устанавливаются законом Республики Татарстан» — ст. 66.

Положения раздела III Конституции Республики Татарстан детализированы в Законе Республики Татарстан от 3 ноября 2005 г. «Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан» [20]. В статье 1 Закона РТ от 3 ноября 2005 г. даны разъяснения основных понятий и терминов: «1. В настоящем Законе используются следующие термины и понятия: 1) административно-территориальное устройство Республики Татарстан... — территориальная организация Республики Татарстан, представляющая собой систему административно-территориальных единиц Республики Татарстан. и населенных пунктов; 2) административно-территориальная единица (административно-территориальное образование) - территориальное образование, имеющее определенный в соответствии с Конституцией Республики Татарстан и настоящим Законом правовой статус, территориально обособленное для осуществления функций государственного управления; 3) район -административно-территориальная единица, определенная Конституцией Республики Татарстан, объединяющая в своих границах территориально и административно связанные между собой населенные пункты, за исключением городов рес-

публиканского значения; 4) город республиканского значения - административно-территориальная единица, определенная Конституцией Республики Татарстан, образованная на основе города, не входящего в состав территории района; 5) район в городе - административно-территориальная единица, образованная в городе республиканского значения; 6) образование административно-территориальной единицы, населенного пункта - создание новой административно-территориальной единицы, нового населенного пункта с наделением ее (его) соответствующим правовым статусом, предусмотренным настоящим Законом; 7) преобразование административно-территориальной единицы, населенного пункта - объединение (слияние, присоединение) административно-территориальных единиц, населенных пунктов, разделение административно-территориальных единиц, изменение категории или вида населенного пункта; 8) слияние административно-территориальных единиц, населенных пунктов - объединение двух или более административно-территориальных единиц, населенных пунктов, в результате которого упраздняются объединяющиеся административно-территориальные единицы, населенные пункты и образуется новая административно-территориальная единица, новый населенный пункт с новым наименованием; 9) присоединение административно-территориальной единицы, населенного пункта - объединение административно-территориальных единиц, населенных пунктов, при котором одна или несколько административно-территориальных единиц, один или несколько населенных пунктов присоединяются к другой административно-территориальной единице, другому населенному пункту, в результате чего упраздняются присоединяющиеся административно-территориальные единицы, населенные пункты; 10) разделение административно-территориальной единицы - образование двух или более новых административно-территориальных единиц за счет разделения всей территории административно-территориальной единицы, что влечет ее упразднение; 11) упразднение администра-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017

тивно-территориальной единицы, населенного пункта — прекращение существования (ликвидация) административно-территориальной единицы, населенного пункта, влекущее (влекущая) исключение ее (его) из учетных данных в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан; 12) Реестр административно-территориальных единиц и населенных пунктов в Республике Татарстан — систематизированный перечень административно-территориальных единиц и населенных пунктов...»

А в статье 7 Закона РТ от 3 ноября 2005 г. приведен перечень административно-территориальных единиц Республики Татарстан: «1. Административно-территориальными единицами являются районы, города республиканского значения, районы в городе. 2. Республика Татарстан состоит из районов и городов республиканского значения. Город республиканского значения может состоять из районов в городе. 3. Перечень районов и городов республиканского значения устанавливается частью 2 статьи 65 Конституции Республики Татарстан. Города республиканского значения, имеющие административно-территориальное деление на районы в городе, и перечень входящих в их состав районов устанавливаются настоящим Законом. 4. В состав города Казани входят Авиастроительный, Вахитовский, Кировский, Московский, Ново-Савиновский, Приволжский и Советский районы».

Положения раздела III (статьи 65, 66) Конституции Республики Татарстан и ст. 7 Закона РТ от 3 ноября 2005 г. позволяют нам определить названия государственных судебных органов общей юрисдикции районного звена:

районный суд Агрызского района Республики Татарстан;

районный суд Азнакаевского района Республики Татарстан;

районный суд Аксубаевского района Республики Татарстан;

районный суд Актанышского района Республики Татарстан;

районный суд Алексеевского района Республики Татарстан;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

районный суд Алькеевского района Республики Татарстан;

районный суд Альметьевского района Республики Татарстан;

районный суд Апастовского района Республики Татарстан;

районный суд Арского района Республики Татарстан;

районный суд Атнинского района Республики Татарстан;

районный суд Бавлинского района Республики Татарстан;

районный суд Балтасинского района Республики Татарстан;

районный суд Бугульминского района Республики Татарстан;

районный суд Буинского района Республики Татарстан;

районный суд Верхнеуслонского района Республики Татарстан;

районный суд Высокогорского района Республики Татарстан;

районный суд Дрожжановского района Республики Татарстан;

районный суд Елабужского района Республики Татарстан;

районный суд Заинского района Республики Татарстан;

районный суд Зеленодольского района Республики Татарстан;

районный суд Кайбицкого района Республики Татарстан;

районный суд Камско-Устьинского района Республики Татарстан;

районный суд Кукморского района Республики Татарстан;

районный суд Лаишевского района Республики Татарстан;

районный суд Лениногорского района Республики Татарстан;

районный суд Мамадышского района Республики Татарстан;

районный суд Менделеевского района Республики Татарстан;

районный суд Мензелинского района Республики Татарстан;

районный суд Муслюмовского района Республики Татарстан;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

районный суд Нижнекамского района Республики Татарстан;

районный суд Новошешминского района Республики Татарстан;

районный суд Нурлатского района Республики Татарстан;

районный суд Пестречинского района Республики Татарстан;

районный суд Рыбно-Слободского района Республики Татарстан;

районный суд Сабинского района Республики Татарстан;

районный суд Сармановского района Республики Татарстан;

районный суд Спасского района Республики Татарстан;

районный суд Тетюшского района Республики Татарстан;

районный суд Тукаевского района Республики Татарстан;

районный суд Тюлячинского района Республики Татарстан;

районный суд Черемшанского района Республики Татарстан;

районный суд Чистопольского района Республики Татарстан;

районный суд Ютазинского района Республики Татарстан;

районный суд Авиастроительного района города Казани Республики Татарстан;

районный суд Вахитовского района города Казани Республики Татарстан;

районный суд Кировского района города Казани Республики Татарстан;

районный суд Московского района города Казани Республики Татарстан;

районный суд Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан;

районный суд Приволжский района города Казани Республики Татарстан;

районный суд Советского района города Казани Республики Татарстан.

В Республике Татарстан на сайте Управления Судебного департамента при Верховном Суде в Республике Татарстан [30] значатся иные названия и иной перечень районных судов Республики Татарстан.

Высшим судебным звеном системы судов общей юрисдикции в Республике Татарстан является «Верховный Суд Республики Татарстан» [28].

Нынешние названия судов общей юрисдикции Республики Татарстан не соответствуют отдельным положениям Конституции РФ, Федеральному конституционному

закону от 26 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» [23].

Таким образом, названия государственных судебных органов общей юрисдикции в субъектах Российской Федерации со статусом «республика» (в частности, в Республике Карелии, Республике Татарстан), не соответствуют административно-территориальному устройству этих же субъектов Российской Федерации (в частности, в Республике Карелии, Республике Татарстан). Правомерен вопрос: каковы же последствия деятельности подобных «квазисудебных органов» (исключительно в смысле названия и неопределенности юрисдикций)? Результаты деятельности их признаются де-факто. А вот де-юре таковые не должны вызывать правовых последствий.

Надеемся, что наши предложения будут не только приняты во внимание, но и реализованы компетентным государственным органом. Таковым ныне является Судебный департамент при Верховном Суде РФ (и его подразделения в субъектах Российской Федерации: Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Республике Карелия; Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Республике Татарстан), организация и деятельность которого урегулированы в Федеральном законе от 19 декабря 1997 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» [24]. Деятельность же Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его подразделений в субъектах Российской Федерации (Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Республике Карелии, Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Республике Татарстан) поднадзорна прокуратуре РФ (и ее нижестоящих звеньев - прокуратуре Республики Карелии и прокуратуре Республики Татарстан), как правоохранительному органу [7, с. 38, 39; 6, с. 36, 37; 5, с. 60-63; 17, с. 130-172]. Позитивный опыт подобного взаимодействия ученых и практиков у нас имеется. Так, например, наше предложение об отмене приказа Министра внутренних дел РФ от 1 марта 2012 г. № 140 «Об утверждении Административного регла-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

мента Министерства внутренних дел Российской Федерации о предоставлении государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [2, с. 96-101] повлекло за собой отмену данного подзаконного нормативного правового акта [1, с. 103106].

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, всякие реформы и в Российской Федерации, и в ее субъектах (в частности, в Республике Карелии, в Республике Татарстан) должны научно обосновываться.

Во-вторых, реформирование правоохранительных органов предполагает учет устоявшихся положений теории правоох-раны.

В-третьих, как и для всякого субъекта Российской Федерации, для такового же со статусом «республика» (в частности, в Республике Карелии, в Республике Татарстан) обязательно неукоснительное соблюдение положений теории правоохраны и нормативных правовых актов об организации судебной системы.

В-четвертых, административно-территориальное деление в Республике Карелии и в Республике Татарстан влечет за собой как неопределенность названий государственных судебных органов общей юрисдикции, так и вытекающую из этого неопределенность их юрисдикций.

Список литературы:

[1] Батюк В.И., Галузо В.Н. О действенности результатов научных изысканий в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2015. № 4.

[2] Батюк В.И., Галузо В.Н. Принцип публичности в уголовном процессе Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2013. № 8.

[3] Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

[4] Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5.

[5] Галузо В.Н. О проблемах совершенствования конституционного законодательства Российской Федерации и роли прокурора в этом // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 11.

[6] Галузо В.Н. Правовое регулирование деятельности прокурора в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 4.

[7] Галузо В.Н. Правоохрана прокурором в Российской Федерации // Закон и право. 2008. № 6.

[8] Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8.

[9] Галузо В.Н. Систематизация нормативных правовых актов о деятельности прокурора в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2008. № 9.

[10] Галузо В.Н. Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Государство и право. 2012. № 11.

[11] Галузо В.Н. Теория правоохраны - новое направление в юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12.

[12] Галузо В.Н. Юридическая наука и правоприменение в Российской Федерации (проблема соотношения) // Право и государство: теория и практика. 2011. № 5.

[13] Галузо В.Н., Канафин Н.А. О юрисдикции государственных судебных органов районного звена в городе Москве: обеспечиваются ли положения теории правоохраны? // Образование и право. 2017. № 7.

[14] Галузо В.Н., Канафин Н.А. О юрисдикции государственных судебных органов районного звена в субъектах Российской Федерации (со статусом «область»): обеспечиваются ли положения теории правоохраны? // Образование и право. 2017. № 8.

[15] Карелия. 2001. 15 февраля.

[16] Приказ Минобрнауки России от 10.01.2012 г. № 5 «О внесении изменений в Номенклатуру специальностей научных работников, утвержденную приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 25 февраля 2009 г. № 59» // БНА РФ. 2012. № 15.

[17] Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. 8-е изд., перераб. и доп. / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015.

[18] РВ. 1996. 22 февраля.

[19] Республика Татарстан. 2002. 30 апреля; 2012. 26 июня.

[20] Республика Татарстан. 2005. 10 декабря; 2015. 4 июля.

[21] Собрание законодательства РК. 2001. № 2. Ст. 106; 2016. № 5 (часть I). Ст. 947.

[22] Собрание законодательства РК. 2005. № 4 (часть I); 2015. № 6. Ст. 1041.

[23] Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2014. № 6. Ст. 551.

[24] Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 223; 2016. № 27 (часть I). Ст. 4227.

[25] Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

[26] Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // СЗ РФ. 2014. № 12. Ст. 1201.

[27] http://vs.kar.sudrf.ru.

[28] http://vs.tat.sudrf.ru.

[29] usd.kar@sudrf.ru.

[30] usd.tat@sudrf.ru.

Spisok literatury:

[1] Batyuk V.l., Galuzo V.N. O dejstvennosti rezul'tatov nauchny'x izy'skanij v Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2015. № 4.

[2] Batyuk V.l., Galuzo V.N. Princip publichnosti v ugolovnom processe Rossijskoj Federacii: problemy' pravovogo regulirovaniya // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2013. № 8.

[3] Galuzo V.N. Vozmozhno li obespechenie edinoobraznogo ispolneniya zakonodatel'stva pri otsutstvii ego sistematizacii? // Gosudarstvo i pravo. 2014. № 11.

[4] Galuzo V.N. Konstitucionno-pravovoj status Rossii: problema imenovaniya gosudarstva // Vestnik Moskovskogo univer-siteta MVD Rossii. 2010. № 5.

[5] Galuzo V.N. O problemax sovershenst-vovaniya konstitucionnogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii i roli prokurora v e'tom //

Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2009. № 11.

[6] Galuzo V.N. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti prokurora v Rossijskoj Federacii: sostoyanie i perspektivy' razvitiya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2008. № 4.

[7] Galuzo V.N. Pravooxrana prokurorom v Rossijskoj Federacii // Zakon i pravo. 2008. № 6.

[8] Galuzo V.N. Sistematizaciya zakonodatel'-stva v Rossijskoj Federacii: sostoyanie i perspektivy' razvitiya // Zakon i pravo. 2009. № 8.

[9] Galuzo V.N. Sistematizaciya normativny'x pravovy'x aktov o deyatel'nosti prokurora v Rossijskoj Federacii: sostoyanie i perspektivy' razvitiya // Zakon i pravo. 2008. № 9.

[10] Galuzo V.N. Teoriya pravooxrany' v Rossijskoj Federacii: pro et contra // Gosudarstvo i pravo. 2012. № 11.

[11] Galuzo V.N. Teoriya pravooxrany' -novoe napravlenie v yuridicheskoj nauke? // Zakon i pravo. 2009. № 12.

[12] Galuzo V.N. Yuridicheskaya nauka i pravoprimenenie v Rossijskoj Federacii (problema sootnosheniya) // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2011. № 5.

[13] Galuzo V.N., Kanafin N.A. O yurisdikcii gosudarstvenny'x sudebny'x organov rajonnogo zvena v gorode Moskve: obespechivayutsya li polozheniya teorii pravooxrany'? // Obrazovanie i pravo. 2017. № 7.

[14] Galuzo V.N., Kanafin N.A. O yurisdikcii gosudarstvenny'x sudebny'x organov rajonnogo zvena v sub»ektax Rossijskoj Federacii (so statusom «oblast'»): obespechivayutsya li polozheniya teorii pravooxrany'? // Obrazovanie i pravo. 2017. № 8.

[15] Kareliya. 2001. 15 fevralya.

[16] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 10.01.2012 g. № 5 «O vnesenii izmenenij v Nomenklaturu special'nostej nauchny'x rabotnikov, utverzh-dennuyu prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 25 fevralya 2009 g. № 59» // BNA RF. 2012. № 15.

[17] Prokurorskij nadzor: Uchebnik dlya studentov vuzov. 8-e izd., pererab. i dop. / Pod red. I.I. Sy'doruka, A.V. Endol'cevoj. M.: YuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2015.

[18] RV. 1996. 22 fevralya.

[19] Respublika Tatarstan. 2002. 30 aprelya; 2012. 26 iyunya.

[20] Respublika Tatarstan. 2005. 10 dekabrya; 2015. 4 iyulya.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

[21] ЗоЬгаше 2акопоаа1е1'в1уа RK. 2001. № 2. St. 106; 2016. № 5 (еЬаБ^ I). St. 947.

[22] Sobranie zakonodate1'stva RK. 2005. № 4 (еЬавГ I); 2015. № 6. St. 1041.

[23] Sobranie zakonodate1'stva RF. 1997. № 1. St. 1; 2014. № 6. St. 551.

[24] Sobranie zakonodate1'stva RF. 1998. № 2. St. 223; 2016. № 27 (chast' I). St. 4227.

[25] Sobranie zakonodate1'stva RF. 2014. № 31. St. 4398.

[26] Federa1'ny'j konstituеionny'j zakon ot 21.03.2014 g. «О prinyatii v Rossijskuyu Federaciyu Respub1iki Кгу'ш i obrazovanii v sostave Rossijskoj Federaеii novy'x sub»ektov -Respub1iki КГУ'Ш i goroda federa1'nogo znaеheniya Sevastopo1ya» // SZ RF. 2014. № 12. St. 1201.

[27] http://vs.kar.sudrf.ru.

[28] http://vs.tat.sudrf.ru.

[29] usd.kar@sudrf.ru.

[30] usd.tat@sudrf.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»

специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru

Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели).

Возможно присвоение грифов:

1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),

2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),

3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.