перейти к платной подготовке специалистов по заказу работодателя [9].
Это лишь некоторые аспекты рассматриваемых проблем. А в целом, процесс преодоления трудностей на пути повышения качества и совершенствования образования
потребует немалых материальных и организационных ресурсов. Но при комплексном и профессиональном подходе к решению указанных проблем этот путь не будет растянут на долгие десятилетия.
Литература
1. Куров, С.В. Правовая защита субъектов образовательной деятельности в условиях модернизации законодательства об образовании [Текст] / С.В. Куров // Право и образование. - 2005. - №1. - С. 25.
2. Обращение Президента РФ В.В. Путина к Федеральному Собранию. 2004 г.
3. Мирмович, Э.Г. Некоторые правовые проблемы высшего образования в современных условиях и устойчивость развития [Текст] / Э.Г. Мирмович, А.А. Озеров // Право и образование. - 2005. - №3. - С.88.
4. Катастрофы и образование [Текст] / Под ред. Ю. Воробьева. - М., 1999.
5. Брючко, А.М. Оценка качества образования в России: практика, пути совершенствования [Текст] / А.М. Брючко // Юридическое образование и наука. - 2005. - №2. - С.2.
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 гг. [Электронный ресурс] // ИПС «Консультант ПЛЮС».
7. Балыхин, Г.А. Федеральная целевая программа развития образования: новаторские решения на перспективу 2006-2010 годов [Текст] / Г.А. Балыхин // Высшее образование сегодня. - 2005. - №12. - С.5.
8. Механизмы реализации приоритетных направлений развития системы образования [Текст] // Профессионал. - 2005. - №2. - С.3.
9. Самойлов, В.А. Развитие рынка образовательных услуг в контексте изменений экономической структуры общества [Текст] / В.А. Самойлов // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - №1. - С. 89-96.
10. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996г. (ред. от 31.12.2005г.) [Электронный ресурс] // ИПС «Консультант ПЛЮС».
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-КУРАТОРОВ УЧЕБНЫХ ГРУПП В ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ИНСТИТУТА
каменев а.в.,
начальник ОВР ОК и ВР БелЮИ МВД России
В образовательных учреждениях МВД России педагогический процесс строится в соответствии с требованиями, предъявляемыми государством к педагогическим кадрам. Участие в воспитании курсантов и слушателей БелЮИ МВД России - профессиональная обязанность и общественный долг каждого преподавателя вуза.
В целях обеспечения непрерывности воспитательного процесса, единства обучения и воспитания, повышения успеваемости
через укрепление дисциплины, развитие творческой активности курсантов и слушателей, организации их досуга в институте создан и пятый год функционирует институт кураторства. Деятельность преподавателей-кураторов строится в соответствии с приказом МВД России от 23.04.1996 г. № 211 «Об утверждении Инструкции по нормированию труда профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования»,
Кодексом чести рядового и начальствующего состава сотрудников ОВД, документами, регламентирующими проведение учебно-воспитательного процесса, Уставом института, Положением о кураторе учебной группы БелЮИ МВД России.
Ключевой фигурой педагогического процесса учебного заведения является преподаватель, т.к. от него всецело зависит, как будут подготовлены обучающиеся, какую моральную и физическую закалку они получат, с каким жизненным опытом начнут свою профессиональную деятельность.
Весь профессорско-преподавательский состав института принимает участие в воспитательной работе с курсантами, слушателями и студентами. Воспитательная функция присутствует на каждом занятии, будь то лекция, семинарское или практическое занятие. При этом преподаватели реализуют ее во всех методах обучения. Это достигается, во-первых, отбором содержания материала занятий, во-вторых, умением преподавателя излагать этот материал так, чтобы воздействовать не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю.
Одной из основных целей учебно-воспитательного процесса является воспитание свободного гражданина, формирование самостоятельной творческой личности профессионала, используя при этом соответствующие методики. В учебном процессе имеется возможность для формирования и развития высоких нравственных и деловых качеств обучаемых, привития им чувства ответственности по выполнению служебного долга и соблюдению служебной дисциплины, по повышению профессионального мастерства и строгому соблюдению законности. Наиболее широко такая возможность открывается именно перед преподавателем-куратором, который в процессе проведения своей работы устанавливает доверительные и неформальные отношения с курсантами.
Умелое применение воспитательной функции в каждом методе обучения способствует осуществлению одного из ведущих дидактических принципов: принципа воспитывающего обучения. Благодаря этому достигается, наряду с подготовкой квалифицированного специалиста, и формирование его как личности со своими взглядами, убеждениями, мировоззрением, также развитие личностно-коллективистских и профессионально-деловых качеств, необходимых специалистам правоохранительной деятельности, а через них воспитание любви к своей профессии.
Преподаватели-кураторы института ведут воспитательную работу с курсантами и слушателями и во внеучебное время, используя при этом такие формы воспитания, как:
- встречи с интересными людьми, участниками боевых действий, ветеранами органов внутренних дел;
- групповые и индивидуальные консультации;
- работа в научных кружках и проблемных группах;
- подготовка и проведение общеинститутских мероприятий;
- посещение культурных и исторических мест за пределами института.
Необходимость осуществления деятельности по таким широким направлениям требует от преподавателя-куратора развития творческого потенциала личности педагога, что в настоящее время является не только объективной необходимостью, но и субъективной потребностью преподавателя в росте профессионального мастерства. Преподаватель должен не только знать свой предмет, но и иметь высокий уровень педагогической и общей культуры и мастерства, владеть педагогической техникой.
Один из основных методов воспитательного воздействия - личный пример и авторитет воспитателя. Влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными нормами, ни системой наказаний и поощрений. Сила воспитательного воздействия положительного примера основывается на психологической склонности людей к сознательному подражанию человеку, пользующемуся заслуженным авторитетом. Личный пример является тем условием, которое дает моральное право воспитывать других. Без личного примера нарушается логика воспитательного процесса.
Личный пример воспитателя является основой его авторитета. По делам и поступкам учащиеся судят о достоинствах и недостатках своих наставников. Наблюдая за их поведением, они составляют о них свое мнение и определяют к ним свое отношение. Чем достойнее пример воспитателя, тем выше к нему уважение.
Особое внимание преподавателям-кураторам необходимо обратить на проведение воспитательной работы с молодым пополнением, индивидуальная работа с которым начинается до того, как новый сотрудник становится полноправным членом милицейского коллектива. Еще на стадии оформления
кандидата на службу с ним проводят индивидуальные беседы руководители служб или подразделений, сотрудники кадрового аппарата. В ходе них выясняются деловые и моральные качества кандидата, черты его характера, способности, склонности и интересы, реакция членов семьи, близких на желание молодого человека работать в органах внутренних дел. Определяются мотивы, побуждающие поступить на службу в милицию. Поэтому кураторам, перед тем как приступить к индивидуальной воспитательной работе с первокурсниками, необходимо тщательно изучить весь комплекс имеющихся материалов.
Важным направлением в совершенствовании воспитательной работы среди первокурсников является сокращение периода адаптации к условиям учебной и служебной деятельности. Чем быстрее они вольются в коллективы подразделений служебно-боевой подготовки, освоят их традиции, изучат требования, предъявляемые к ним, проникнутся духом коллективизма и ответственности за порученное дело, тем больше будет отдача от каждого из них, лучше показатели учебной и служебной работы, выше дисциплина и т.п. Практика показывает, что вживание в новую профессию, коллектив проходит для многих курсантов с большими трудностями и осложнениями. Результаты социологических исследований говорят, что значительная часть нового пополнения приходит на службу в милицию, движимая чувством романтики. Встретившись с будничной работой, столкнувшись с первыми затруднениями, некоторые теряют интерес к своей профессии, разочаровываются в сделанном выборе. Включение первокурсника в новые для него условия жизни связаны с ломкой множества привычек, стереотипов, шаблонов мышления, поведения. Сталкиваясь с непривычными для него требованиями, предъявляемыми командирами, сотрудниками воспитательных аппаратов, преподавателями, незнакомыми условиями службы, первокурсник должен сориентироваться в огромном потоке информации, в короткий срок овладеть многими умениями и навыками. Такая перестройка организма и личности естественно порождает напряжение, большие затраты энергии, отрицательные эмоции, усталость и требует перестройки на уровне психофизиологических, социальных и психологических структур личности.
В этот период к первокурсникам необходимо проявлять особую тактичность, чуткость
и внимательность, постоянно заботиться о создании условий для учебы и отдыха. От воспитателя, в том числе и от преподавателя-куратора, зависит умение вовремя поддержать инициативу, помочь раскрыться способностям и талантам учащихся, создать атмосферу товарищества, уважения и вместе с тем коллективной и персональной ответственности за порученное дело, результаты учебно-служебной деятельности. Поэтому возникает проблема в психолого-педагогической подготовке преподавателей, так как многие преподаватели-предметники не имеют психолого-педагогического образования, хотя и обладают большим опытом работы в ОВД. Некоторые и такового не имеют, а только теоретические познания.
Кураторство за учебной группой нашего института есть форма непосредственного и постоянного участия преподавателей в проведении воспитательной и организационно-методической работы с курсантами и слушателями, призванная содействовать повышению качества подготовки специалистов для органов внутренних дел и личностному росту курсантов и слушателей.
Ежегодно за всеми учебными взводами факультетов приказом начальника института, с учетом предложений начальников кафедр, закрепляются преподаватели кафедр института. В текущем учебном году закреплено 30 человек, 6 из которых назначены впервые.
Регулярно два раза в год проводятся учебно-методические сборы преподавателей-кураторов с участием руководства института.
В феврале 2007 года также проведен учебно-методический сбор, на котором подведены итоги работы за 1 семестр 2006-2007 учебного года и рассмотрен широкий спектр вопросов организации работы кураторов, их методическое обеспечение, обсуждены проблемные вопросы, даны рекомендации по планированию проводимых мероприятий.
В 2006-2007 учебном году кураторы оказывали действенную помощь руководству курсов в организации и проведении культурно-просветительных мероприятий, проведении индивидуально-воспитательной работы с курсантами. Также кураторы содействовали активу учебных групп в организации содержательного досуга в выходные и праздничные дни. Организован ряд спортивных мероприятий, посещений музеев города: художественного, народной культуры, краеведческого, литературного, связи, диорамы «Огненная дуга», регулярно посещались спектакли БГАДТ им. М.С. Щеп-
образование. качество. инновации
кина, осуществлялись выезды в Дом-музей В.Ф.Раевского (с.Богословка), Дом-музей Селиванова (г. Белгород), другие экскурсии к военно-историческим и культурным памятникам на территории Белгородской области. Кураторы принимали участие в проведении торжественных ритуалов института, подведении итогов работы и учебы в учебных взводах.
Отделением по воспитательной работе отдела кадров постоянно проводятся консультации преподавателей-кураторов по организации воспитательной работы. Введено в практику направление на кафедры и факультеты обзоров для сведения и устранения недостатков. Данные, поступающие о ходе проводимой работы от курсового звена и от самих кураторов, обобщаются, систематизируются, подвергаются тщательному анализу. На основе изучения методов и форм проводимой работы вырабатываются четкие рекомендации для её дальнейшего совершенствования.
Так, по итогам работы преподавателей-кураторов ОВР ОК и ВР подготовлен сборник материалов, предназначенный для использования в практической деятельности преподавателей-кураторов, начальников кафедр, начальников строевых подразделений института.
Разработано Положение о проведении конкурса «Лучший куратор года» и система оценки деятельности преподавателей-кураторов учебных групп на основе Программы «Воспитание курсантов, слушателей и студентов БелЮИ МВД России на 2004-2008 годы», по которому организован и проведен соответствующий конкурс. Так, к 1 сентября 2006 года были подведены итоги и определены победители, которым вручены дипломы и денежные премии. Результаты конкурса:
победитель конкурса «Лучший куратор года» - майор милиции Долин В.А., преподаватель кафедры ГиСЭД,
2 место - капитан милиции Михайликов В.Л., преподаватель кафедры ГрПД;
3 место - подполковник милиции Моисеев Н.А., старший преподаватель кафедры криминалистики.
Активная и качественная работа преподавателей-кураторов учебных групп не остается без внимания руководства института.
Используются различные виды поощрений, такие как Почетная грамота, денежная премия, увеличение процентов за сложность, напряженность и специальный режим службы, благодарность. В течение учебного года поощряется до 70% от общего числа кураторов.
Наряду с общими положительными результатами работы необходимо отметить, что некоторые преподаватели-кураторы учебных групп по-прежнему уделяют данному виду общественной деятельности мало внимания, в том числе и некоторые вновь назначенные преподаватели-кураторы.
Их недостаточная работа приводит в конечном итоге к невладению обстановкой в курируемом взводе, ослаблению влияния на негативные моменты и как следствие - ухудшению общих показателей успеваемости и служебной дисциплины. Также остается злободневным вопрос посещения кураторами самоподготовки курсантов. Каждый куратор может ежедневно выделить 1 час для посещения самоподготовки и оказания практической помощи в учебе курируемому взводу. Не все преподаватели-кураторы наладили конструктивное взаимодействие с курсовыми офицерами. Имеются случаи несогласования планов работы кураторов с руководством курсов.
Рассматривая вопросы учебно-воспитательной деятельности преподавателей-кураторов, необходимо отметить, что не существует универсальных, на все случаи жизни, рецептов и правил. Лучшее средство воздействия на личность учащихся - чуткость, заинтересованность, желание быть рядом, принимать на себя заботы. Человек устроен так, что на доброе к нему отношение отвечает добром. Весь личный состав института работает на конечный результат - создание достойного гражданина нашего общества, офицера правопорядка, и все должны в той или иной степени участвовать в воспитании обучающихся.
Редки еще случаи, когда курсантам делаются замечания по поведению вне занятий, по соблюдению устава, исполнению воинского приветствия и др. Равнодушных здесь быть не должно. Только коллективными усилиями мы сможем добиться значительных положительных результатов.