Г ОБРАЗОВАНИЕ. КАЧЕСТВО. ИННОВАЦИИ, у
КОМПЛЕКСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-КУРАТОРА
долин В.А.,
преподаватель кафедры ГиСЭД БелЮИ МВД России , кандидат философских наук
Организация является важным фактором эффективности работы преподавателя-куратора. Целью данной статьи является выработка и обоснование рекомендаций по совершенствованию одного из компонентов организации работы преподавателя-куратора - планирования.
В соответствии с Положением о преподавателе-кураторе учебной группы, планы кураторской работы составляются на семестр. Однако, принимая во внимание тот факт, что курсанты на факультете высшего профессионального образования обучаются 4-5 лет, возникает объективная проблема: как согласовать семестровое планирование с общим количеством воспитательных мероприятий, проводимых за весь период обучения?
Ведь нередко кураторы, работающие на 45 курсах, серьезно затрудняются с подбором проводимых культурно-массовых мероприятий (все музеи и культурно-исторические места уже посещены). Особенно данная проблема актуальна для преподавателей-кураторов, начинающих свою работу на 4-5 курсах. Ситуация осложняется и тем, что в связи с рядом причин у самих курсантов и слушателей снижается интерес к участию в подобной деятельности.
Мы полагаем, что решением этой проблемы является комплексное планирование воспитательной работы. Сущность методики проста: преподаватель-куратор заранее определяет мероприятия на весь период обучения курсантов (т.е. на 4 или 5 лет). Причем речь идет не об официальном документе,
утверждаемом в установленном порядке, а о примерном, ориентировочном плане, составляемом преподавателем-куратором лично для себя.
Актуальность подобной методики планирования связана, по нашему мнению, с особенностями воспитательного процесса.
Исходя из понимания воспитания как формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру и самому себе, психологи выделяют следующие особенности процесса воспитания [1, с.139].
Во-первых, длительность, связанная с необходимостью раскрыть перед воспитуе-мыми широкое поле выборов, которые часто не открываются перед молодыми людьми из-за ограниченности его жизненного опыта и неосвоенности всего богатства культуры.
Во-вторых, помощь воспитуемым в выработке индивидуального стиля жизни, индивидуального стиля деятельности и общения.
Кроме того, не следует забывать о комплексном характере воспитания, рассматриваемом нами в единстве четырех взаимосвязанных и равнозначных направлений (гражданско-патриотическое, профессиональное, духовно-нравственное и культурно-эстетическое). (Мы в полной мере осознаем, что можно выделять и другие направления воспитания, но полагаем, что рассмотрение этих четырех вполне достаточно для организации полноценной работы преподавателя-куратора).
После того, как мы обосновали актуальность комплексного планирования, следует более подробно рассмотреть его техноло-
2007'01
образование. качество.
инновации
гию. Как было сказано выше, оптимальное время для составления такого плана - начало работы преподавателя-куратора с новым взводом (1 курс). Однако это не поздно осуществить на 2-3 курсах (и даже на 4-м - для курсантов с 5-летним сроком обучения).
Важно сделать это, ясно осознавая сверхцель воспитания. В психолого-педагогической литературе существует немало точек зрения по данному поводу [2, 3, 4]. Независимо от многообразия существующих позиций, следует согласиться с тем, что в воспитании важно построение системы взаимодействий между людьми. И оно не всегда может ориентироваться на формирование личности в соответствии с исторически изменчивым (порой при жизни одного поколения) идеалом.
По нашему мнению, подлинная цель воспитания - помощь в самоопределении, выборе жизненной позиции молодым человеком через усвоение разнообразных норм, оценок, правил, стандартов (в том числе и в профессиональной сфере) и формирование своего отношения к ним. Это, безусловно, непростой процесс, требующий не только внимательного отношения к курсантам подшефного взвода, но и перехода на субъект-субъектную позицию взаимодействия с ними [5].
Нормативную основу комплексного планирования воспитательной работы преподавателя-куратора составляют следующие локальные нормативно-правовые акты:
- Концепция воспитательной работы с курсантами, слушателями и студентами Белгородского юридического института МВД России;
- программа «Воспитание курсантов, слушателей и студентов Белгородского юридического института МВД России на 2004-2008 годы» (далее - Программа воспитательной работы института);
- Положение о преподавателе-кураторе учебной группы Белгородского юридического института МВД России;
- Положение о конкурсе «Лучший куратор года».
Для иллюстрации вышесказанного составим примерный план воспитательной работы преподавателя-куратора на 5 лет обучения (из расчета одно мероприятие в месяц) (Приложение 1). За основу возьмем программные мероприятия воспитательной работы, предусмотренные Программой воспитательной работы института. В тексте плана они отмечены знаком *.
Представленный план носит рекомендательный характер и может варьироваться преподавателем-куратором по собственному усмотрению. Распределение мероприятий по годам обучения строго соответствует Программе воспитательной работы института. Конкретное время их проведения в течение года куратор может изменять.
Данный примерный план призван помочь преподавателю-куратору (в особенности - начинающему) составлять семестровые планы работы, не упуская из виду главную цель воспитания - формирование разнообразной системы эмоционально-ценностных отношений воспитанников к миру и к самому себе.
Приложение 1
Примерный план работы преподавателя-куратора на весь период обучения учебной группы
1 курс
октябрь
*Экскурсия в музей института ноябрь
*Организация и проведение встречи (или творческого вечера) с писателями и поэтами Белгородчины декабрь
*Экскурсия в музей УВД Белгородской области январь
*Встреча с ветеранами института и органов внутренних дел февраль
*Экскурсия в библиотеку-музей им. А.С. Пушкина март
*Экскурсия в музей-диораму «Курская битва. Белгородское направление» апрель
*Посещение кафедрального Преображенского собора г. Белгорода май
*Экскурсия в художественный музей г. Белгорода июнь
*Проведение беседы по этике и этикету сотрудника ОВД
2 курс
сентябрь
*Экскурсия в выставочный зал октябрь
*Поездка в Холковский Свято-Троицкий мужской подземный монастырь (Белгородская область, Чернянский район, с. Холки) ноябрь
*Организация и проведение встречи (или
образование. качество. инновации
2007'01
творческого вечера) с белгородскими художниками декабрь
*Просмотр и обсуждение художественного фильма январь
*Экскурсия в государственный музей народной культуры февраль
*Посещение спектакля Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина март
*Проведение литературного или поэтического вечера апрель
*Поездка на мемориальный комплекс «Курская дуга» (Белгородская область, Яков-левский район, с. Яковлево) май
*Встреча с ветеранами Великой отечественной войны июнь
Экскурсия в литературный музей «Дом Селиванова» 3 курс
сентябрь
*Просмотр и обсуждение художественного фильма октябрь
*Организация и проведение встречи (или творческого вечера) с белгородскими музыкантами и композиторами ноябрь
*Экскурсия в государственный военно-исторический музей-заповедник «Про-хоровское поле» (Белгородская область, п. Прохоровка) декабрь
Проведение беседы (профилактика экстремизма, межконфессиональные отношения, неуставные взаимоотношения и т.п.)
январь
*Посещение спектакля Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина февраль
*Встреча с участниками боевых действий в Афганистане март
Посещение белгородского зоопарка апрель
Встреча с работниками криминальной милиции г. Белгорода
май
*Экскурсия в историко-театральный музей М.С. Щепкина (Белгородская область, Яков-левский район, с. Алексеевка)
июнь
*Посещение мастерской белгородского художника
4 курс
сентябрь
Встреча с работниками криминальной милиции г. Белгорода
октябрь
Проведение беседы (профилактика экстремизма, межконфессиональные отношения, неуставные взаимоотношения и т.п.) ноябрь
*Вечер-встреча с выпускниками, добившимися хороших результатов в службе, награжденных государственными наградами декабрь
Посещение базы белгородского ОМОНа январь
Посещение дома-музея В.Ф. Раевского (Белгородская область, Губкинский р-н, с. Богословка)
февраль
*Посещение спектакля Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина март
Экскурсия в дом-музей генерала армии Н.Ф. Ватутина (Белгородская область, Ва-луйский район, с. Ватутино)
апрель
Встреча с представителями милиции общественной безопасности г.Белгорода май
*Встреча с участниками боевых действий в Северо-Кавказском регионе
июнь
*Вечер-встреча с выпускниками, добившимися хороших результатов в службе, награжденных государственным наградами
5 курс
сентябрь
Встреча с представителями милиции общественной безопасности г.Белгорода октябрь
*Проведение встречи с известными спортсменами Белгородчины, УВД, института ноябрь
Проведение беседы (профилактика экстремизма, межконфессиональные отношения, неуставные взаимоотношения и т.п.) декабрь
Встреча с работниками криминальной милиции г. Белгорода
январь
*Посещение спектакля Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина
2007'01 образование. качество.
инновации
Литература
1. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности [Текст]: учебное пособие / С.Д. Смирнов. - М. : ИЦ «Академия», 2003.
2. Гурьянова, МЛ. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума [Текст] / М.П. Гурьянова // Педагогика. - 2004. - №1. - С.12-18.
3. Лызь, НА. Развитие безопасной личности: психолого-педагогический подход [Текст] / Н.А. Лызь // Педагогика. - 2006. - №4. - С.68-75.
4. Белоницкий, А.В, Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза [Текст] / А.В. Белоницкий, И.Ф. Бережная // Педагогика. - 2006. - №5. - С.60-66.
5. Кролевецкая, Е. К проблеме субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой [Текст] / Е. Кролевецкая //Alma mater: Вестник высшей школы. - 2006. - №7. - С.11-14.
К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ПУТЯХ РЕШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Современное состояние отечественной системы образования, включающей в себя и подсистему правового регулирования, находится под сильнейшим воздействием ряда факторов, оказывающих неоднозначное, в том числе негативное, воздействие на осуществление прав и свобод субъектов образовательной деятельности, что вызывает настоятельную необходимость разработки и исследования путей, средств их защиты, а также раскрытия и уяснения содержания самого понятия защиты прав.
Являясь одной из необходимых и составных частей всей системы жизнедеятельности нынешнего российского общества и государства, образование как социальное явление, как область общественных отношений непосредственно испытывает на себе последствия реформирования всего нынешнего жизнеустройства российского общества. Проявление общих преобразований усугубляется в сфере образования ее особенностями, состоящими, во-первых, в многослойности самого понятия «образование», представляемого как система, процесс, результат; во-вторых, в многоаспект-ности характера общественных отношений,
богмацера Э.В.,
преподаватель-методист группы методического обеспечения учебного процесса учебного отдела
БелЮИ МВД России
возникающих и проявляющихся в сфере образования, большая часть которых попадает под воздействие конституционных норм и принципов; в-третьих, в наличии различных видов субъектов сферы образования, интересы которых не всегда могут совпадать; в-четвертых, в многоаспектности понятия образования как социального явления, с одной стороны, обнаруживающего свою сущность как нематериального, общественного и личного блага, а с другой стороны, имеющего определенное экономическое содержание как частично общественная ценность, проявляющаяся в форме интеллектуального потенциала личности и общества [1].
Проблемы развития высшего профессионального образования в России, его недостаточная востребованность и «неустойчивость связи с рынком труда» в нашем директивно формирующемся потребительском обществе прозападного толка не лучшего варианта связаны не с «низким уровнем преподавания» [2], а с отсутствием цивилизованного свободно-конкурентного рынка как такового. Гипертрофически развивающиеся и поддерживаемые по непонятным причинам властями так называемые естественные