Научная статья на тему 'Комплексное планирование воспитательной работы преподавателя-куратора'

Комплексное планирование воспитательной работы преподавателя-куратора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексное планирование воспитательной работы преподавателя-куратора»

Г ОБРАЗОВАНИЕ. КАЧЕСТВО. ИННОВАЦИИ, у

КОМПЛЕКСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-КУРАТОРА

долин В.А.,

преподаватель кафедры ГиСЭД БелЮИ МВД России , кандидат философских наук

Организация является важным фактором эффективности работы преподавателя-куратора. Целью данной статьи является выработка и обоснование рекомендаций по совершенствованию одного из компонентов организации работы преподавателя-куратора - планирования.

В соответствии с Положением о преподавателе-кураторе учебной группы, планы кураторской работы составляются на семестр. Однако, принимая во внимание тот факт, что курсанты на факультете высшего профессионального образования обучаются 4-5 лет, возникает объективная проблема: как согласовать семестровое планирование с общим количеством воспитательных мероприятий, проводимых за весь период обучения?

Ведь нередко кураторы, работающие на 45 курсах, серьезно затрудняются с подбором проводимых культурно-массовых мероприятий (все музеи и культурно-исторические места уже посещены). Особенно данная проблема актуальна для преподавателей-кураторов, начинающих свою работу на 4-5 курсах. Ситуация осложняется и тем, что в связи с рядом причин у самих курсантов и слушателей снижается интерес к участию в подобной деятельности.

Мы полагаем, что решением этой проблемы является комплексное планирование воспитательной работы. Сущность методики проста: преподаватель-куратор заранее определяет мероприятия на весь период обучения курсантов (т.е. на 4 или 5 лет). Причем речь идет не об официальном документе,

утверждаемом в установленном порядке, а о примерном, ориентировочном плане, составляемом преподавателем-куратором лично для себя.

Актуальность подобной методики планирования связана, по нашему мнению, с особенностями воспитательного процесса.

Исходя из понимания воспитания как формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру и самому себе, психологи выделяют следующие особенности процесса воспитания [1, с.139].

Во-первых, длительность, связанная с необходимостью раскрыть перед воспитуе-мыми широкое поле выборов, которые часто не открываются перед молодыми людьми из-за ограниченности его жизненного опыта и неосвоенности всего богатства культуры.

Во-вторых, помощь воспитуемым в выработке индивидуального стиля жизни, индивидуального стиля деятельности и общения.

Кроме того, не следует забывать о комплексном характере воспитания, рассматриваемом нами в единстве четырех взаимосвязанных и равнозначных направлений (гражданско-патриотическое, профессиональное, духовно-нравственное и культурно-эстетическое). (Мы в полной мере осознаем, что можно выделять и другие направления воспитания, но полагаем, что рассмотрение этих четырех вполне достаточно для организации полноценной работы преподавателя-куратора).

После того, как мы обосновали актуальность комплексного планирования, следует более подробно рассмотреть его техноло-

2007'01

образование. качество.

инновации

гию. Как было сказано выше, оптимальное время для составления такого плана - начало работы преподавателя-куратора с новым взводом (1 курс). Однако это не поздно осуществить на 2-3 курсах (и даже на 4-м - для курсантов с 5-летним сроком обучения).

Важно сделать это, ясно осознавая сверхцель воспитания. В психолого-педагогической литературе существует немало точек зрения по данному поводу [2, 3, 4]. Независимо от многообразия существующих позиций, следует согласиться с тем, что в воспитании важно построение системы взаимодействий между людьми. И оно не всегда может ориентироваться на формирование личности в соответствии с исторически изменчивым (порой при жизни одного поколения) идеалом.

По нашему мнению, подлинная цель воспитания - помощь в самоопределении, выборе жизненной позиции молодым человеком через усвоение разнообразных норм, оценок, правил, стандартов (в том числе и в профессиональной сфере) и формирование своего отношения к ним. Это, безусловно, непростой процесс, требующий не только внимательного отношения к курсантам подшефного взвода, но и перехода на субъект-субъектную позицию взаимодействия с ними [5].

Нормативную основу комплексного планирования воспитательной работы преподавателя-куратора составляют следующие локальные нормативно-правовые акты:

- Концепция воспитательной работы с курсантами, слушателями и студентами Белгородского юридического института МВД России;

- программа «Воспитание курсантов, слушателей и студентов Белгородского юридического института МВД России на 2004-2008 годы» (далее - Программа воспитательной работы института);

- Положение о преподавателе-кураторе учебной группы Белгородского юридического института МВД России;

- Положение о конкурсе «Лучший куратор года».

Для иллюстрации вышесказанного составим примерный план воспитательной работы преподавателя-куратора на 5 лет обучения (из расчета одно мероприятие в месяц) (Приложение 1). За основу возьмем программные мероприятия воспитательной работы, предусмотренные Программой воспитательной работы института. В тексте плана они отмечены знаком *.

Представленный план носит рекомендательный характер и может варьироваться преподавателем-куратором по собственному усмотрению. Распределение мероприятий по годам обучения строго соответствует Программе воспитательной работы института. Конкретное время их проведения в течение года куратор может изменять.

Данный примерный план призван помочь преподавателю-куратору (в особенности - начинающему) составлять семестровые планы работы, не упуская из виду главную цель воспитания - формирование разнообразной системы эмоционально-ценностных отношений воспитанников к миру и к самому себе.

Приложение 1

Примерный план работы преподавателя-куратора на весь период обучения учебной группы

1 курс

октябрь

*Экскурсия в музей института ноябрь

*Организация и проведение встречи (или творческого вечера) с писателями и поэтами Белгородчины декабрь

*Экскурсия в музей УВД Белгородской области январь

*Встреча с ветеранами института и органов внутренних дел февраль

*Экскурсия в библиотеку-музей им. А.С. Пушкина март

*Экскурсия в музей-диораму «Курская битва. Белгородское направление» апрель

*Посещение кафедрального Преображенского собора г. Белгорода май

*Экскурсия в художественный музей г. Белгорода июнь

*Проведение беседы по этике и этикету сотрудника ОВД

2 курс

сентябрь

*Экскурсия в выставочный зал октябрь

*Поездка в Холковский Свято-Троицкий мужской подземный монастырь (Белгородская область, Чернянский район, с. Холки) ноябрь

*Организация и проведение встречи (или

образование. качество. инновации

2007'01

творческого вечера) с белгородскими художниками декабрь

*Просмотр и обсуждение художественного фильма январь

*Экскурсия в государственный музей народной культуры февраль

*Посещение спектакля Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина март

*Проведение литературного или поэтического вечера апрель

*Поездка на мемориальный комплекс «Курская дуга» (Белгородская область, Яков-левский район, с. Яковлево) май

*Встреча с ветеранами Великой отечественной войны июнь

Экскурсия в литературный музей «Дом Селиванова» 3 курс

сентябрь

*Просмотр и обсуждение художественного фильма октябрь

*Организация и проведение встречи (или творческого вечера) с белгородскими музыкантами и композиторами ноябрь

*Экскурсия в государственный военно-исторический музей-заповедник «Про-хоровское поле» (Белгородская область, п. Прохоровка) декабрь

Проведение беседы (профилактика экстремизма, межконфессиональные отношения, неуставные взаимоотношения и т.п.)

январь

*Посещение спектакля Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина февраль

*Встреча с участниками боевых действий в Афганистане март

Посещение белгородского зоопарка апрель

Встреча с работниками криминальной милиции г. Белгорода

май

*Экскурсия в историко-театральный музей М.С. Щепкина (Белгородская область, Яков-левский район, с. Алексеевка)

июнь

*Посещение мастерской белгородского художника

4 курс

сентябрь

Встреча с работниками криминальной милиции г. Белгорода

октябрь

Проведение беседы (профилактика экстремизма, межконфессиональные отношения, неуставные взаимоотношения и т.п.) ноябрь

*Вечер-встреча с выпускниками, добившимися хороших результатов в службе, награжденных государственными наградами декабрь

Посещение базы белгородского ОМОНа январь

Посещение дома-музея В.Ф. Раевского (Белгородская область, Губкинский р-н, с. Богословка)

февраль

*Посещение спектакля Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина март

Экскурсия в дом-музей генерала армии Н.Ф. Ватутина (Белгородская область, Ва-луйский район, с. Ватутино)

апрель

Встреча с представителями милиции общественной безопасности г.Белгорода май

*Встреча с участниками боевых действий в Северо-Кавказском регионе

июнь

*Вечер-встреча с выпускниками, добившимися хороших результатов в службе, награжденных государственным наградами

5 курс

сентябрь

Встреча с представителями милиции общественной безопасности г.Белгорода октябрь

*Проведение встречи с известными спортсменами Белгородчины, УВД, института ноябрь

Проведение беседы (профилактика экстремизма, межконфессиональные отношения, неуставные взаимоотношения и т.п.) декабрь

Встреча с работниками криминальной милиции г. Белгорода

январь

*Посещение спектакля Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина

2007'01 образование. качество.

инновации

Литература

1. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности [Текст]: учебное пособие / С.Д. Смирнов. - М. : ИЦ «Академия», 2003.

2. Гурьянова, МЛ. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума [Текст] / М.П. Гурьянова // Педагогика. - 2004. - №1. - С.12-18.

3. Лызь, НА. Развитие безопасной личности: психолого-педагогический подход [Текст] / Н.А. Лызь // Педагогика. - 2006. - №4. - С.68-75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Белоницкий, А.В, Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза [Текст] / А.В. Белоницкий, И.Ф. Бережная // Педагогика. - 2006. - №5. - С.60-66.

5. Кролевецкая, Е. К проблеме субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой [Текст] / Е. Кролевецкая //Alma mater: Вестник высшей школы. - 2006. - №7. - С.11-14.

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ПУТЯХ РЕШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Современное состояние отечественной системы образования, включающей в себя и подсистему правового регулирования, находится под сильнейшим воздействием ряда факторов, оказывающих неоднозначное, в том числе негативное, воздействие на осуществление прав и свобод субъектов образовательной деятельности, что вызывает настоятельную необходимость разработки и исследования путей, средств их защиты, а также раскрытия и уяснения содержания самого понятия защиты прав.

Являясь одной из необходимых и составных частей всей системы жизнедеятельности нынешнего российского общества и государства, образование как социальное явление, как область общественных отношений непосредственно испытывает на себе последствия реформирования всего нынешнего жизнеустройства российского общества. Проявление общих преобразований усугубляется в сфере образования ее особенностями, состоящими, во-первых, в многослойности самого понятия «образование», представляемого как система, процесс, результат; во-вторых, в многоаспект-ности характера общественных отношений,

богмацера Э.В.,

преподаватель-методист группы методического обеспечения учебного процесса учебного отдела

БелЮИ МВД России

возникающих и проявляющихся в сфере образования, большая часть которых попадает под воздействие конституционных норм и принципов; в-третьих, в наличии различных видов субъектов сферы образования, интересы которых не всегда могут совпадать; в-четвертых, в многоаспектности понятия образования как социального явления, с одной стороны, обнаруживающего свою сущность как нематериального, общественного и личного блага, а с другой стороны, имеющего определенное экономическое содержание как частично общественная ценность, проявляющаяся в форме интеллектуального потенциала личности и общества [1].

Проблемы развития высшего профессионального образования в России, его недостаточная востребованность и «неустойчивость связи с рынком труда» в нашем директивно формирующемся потребительском обществе прозападного толка не лучшего варианта связаны не с «низким уровнем преподавания» [2], а с отсутствием цивилизованного свободно-конкурентного рынка как такового. Гипертрофически развивающиеся и поддерживаемые по непонятным причинам властями так называемые естественные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.