Литература
1. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности [Текст]: учебное пособие / С.Д. Смирнов. - М. : ИЦ «Академия», 2003.
2. Гурьянова, МЛ. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума [Текст] / М.П. Гурьянова // Педагогика. - 2004. - №1. - С.12-18.
3. Лызь, НА. Развитие безопасной личности: психолого-педагогический подход [Текст] / Н.А. Лызь // Педагогика. - 2006. - №4. - С.68-75.
4. Белоницкий, А.В, Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза [Текст] / А.В. Белоницкий, И.Ф. Бережная // Педагогика. - 2006. - №5. - С.60-66.
5. Кролевецкая, Е. К проблеме субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой [Текст] / Е. Кролевецкая //Alma mater: Вестник высшей школы. - 2006. - №7. - С.11-14.
К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ПУТЯХ РЕШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Современное состояние отечественной системы образования, включающей в себя и подсистему правового регулирования, находится под сильнейшим воздействием ряда факторов, оказывающих неоднозначное, в том числе негативное, воздействие на осуществление прав и свобод субъектов образовательной деятельности, что вызывает настоятельную необходимость разработки и исследования путей, средств их защиты, а также раскрытия и уяснения содержания самого понятия защиты прав.
Являясь одной из необходимых и составных частей всей системы жизнедеятельности нынешнего российского общества и государства, образование как социальное явление, как область общественных отношений непосредственно испытывает на себе последствия реформирования всего нынешнего жизнеустройства российского общества. Проявление общих преобразований усугубляется в сфере образования ее особенностями, состоящими, во-первых, в многослойности самого понятия «образование», представляемого как система, процесс, результат; во-вторых, в многоаспект-ности характера общественных отношений,
богмацера э.в.,
преподаватель-методист группы методического обеспечения учебного процесса учебного отдела
БелЮИ МВД России
возникающих и проявляющихся в сфере образования, большая часть которых попадает под воздействие конституционных норм и принципов; в-третьих, в наличии различных видов субъектов сферы образования, интересы которых не всегда могут совпадать; в-четвертых, в многоаспектности понятия образования как социального явления, с одной стороны, обнаруживающего свою сущность как нематериального, общественного и личного блага, а с другой стороны, имеющего определенное экономическое содержание как частично общественная ценность, проявляющаяся в форме интеллектуального потенциала личности и общества [1].
Проблемы развития высшего профессионального образования в России, его недостаточная востребованность и «неустойчивость связи с рынком труда» в нашем директивно формирующемся потребительском обществе прозападного толка не лучшего варианта связаны не с «низким уровнем преподавания» [2], а с отсутствием цивилизованного свободно-конкурентного рынка как такового. Гипертрофически развивающиеся и поддерживаемые по непонятным причинам властями так называемые естественные
монополии независимо от их желания превратились в принципиально эклектические образования - компрадорские олигополии, в которых в принципе отсутствует «острый дефицит квалифицированных кадров» [2].
Особенно такая люстрация «по умолчанию» распространилась на фундаментальное высшее образование, являющееся инструментом стратегических прогнозов, остерегающих и оберегающих социум от самоуничтожения. Нетрудно предсказать, что новый этап «номенклатурной революции» с лихорадочным беспрецедентным по материальным затратам заискиванием перед чиновничеством выкинет истинное (неформальное) российское высшее образование из числа холимых факторов конкурентной ротации кадров - участников процесса управления [3]. Это обстоятельство и почти полное отсутствие на практике беззатратного образования делает «заключение договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок» [3] единственным спасительным, но, возможно, фантастическим вариантом послевузовского устройства по профилю своего диплома.
В то же время спрос на рабочую силу юного поколения со средним образованием с крушением производства, обеспечивавшего рабочие места и выпускавшего продукцию хотя бы для внутреннего потребления, исчез безвозвратно. Что же касается нашего мелкого предпринимательства, теоретически предназначенного для формирования среднего класса, то там и вовсе практически никакого «адекватного времени» образования, кроме «гипнотизерного» опыта крупного и мелкого маркетингового «пирами-достроения» и противодействия силовому криминалу или умения заигрывать с ним, не требуется.
Высшее образование страны на перепутье. С одной стороны, ему грозит выхолащивание вплоть до набора неких инструкций и наставлений, с другой - «неустойчивость связи с рынком труда» [3]. В этой связи перефраз «Умные всех стран, соединяйтесь!» своевременнее отнести к интеллигенции самой России, которая почти все прошлое столетие и являлась у нас истинным пролетариатом по определению, больше всех производившим продукции и меньше всех за это имевшим общественных благ.
Кроме того, под угрозой основная функция высшего образования как важного фактора обеспечения так называемого «устойчивого
развития». Что же это за функция? Является ли она набором стандартных утилит по реализации механизмов еще большего расслоения общества по потребительским возможностям?
В своей книге «Земля на чаше весов» бывший вице-президент США Альберт Гор сказал, что речь идет не о временных трудностях отдельных государств, а о тупике, кризисе всей рыночно-потребительской цивилизации [4]. И благороднейшая задача всей современной науки (иначе, высшего образования) - найти выход из этого тупика и не только предложить найденный выход обществу, как это было в прошлом столетии, а инициативно и продуктивно включиться в реализацию этих предложений.
Основные принципы образовательной политики в России определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., а также в Федеральной программе развития образования на 20062010 гг. Указанные документы являются организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования, определяют стратегию приоритетного развития системы образования и меры по ее реализации.
Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, должна учитывать вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования.
Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Целый ряд причин обусловил особую тревогу по обеспечению социальных гарантий на получение качественного образования. Во-первых, значительно выросло число образовательных учреждений, реализующих
программы высшего профессионального образования за счет вновь созданных вузов и институциализации отдельных филиалов. Во-вторых, большое развитие получил негосударственный сектор образования, что потребовало особого внимания со стороны общества и государства.
Проблема разработки механизма управления качеством подготовки специалистов, адекватного кардинальным изменениям, происходящим в системе высшего образования в России, является одной из самых актуальных [5].
Нам представляется, что управление качеством подготовки специалистов должно представлять собой многоуровневую систему организации и контроля, которая позволяла бы постоянно и объективно оценивать уровень подготовки будущего специалиста и обеспечить гарантии прав личности, общества и государства. Первый уровень контроля за качеством образования - внутривузовская система контроля, второй уровень — государственный и общественный контроль. При этом измерение качества образования как сравнительной категории должно опираться на разработку и использование единой методологии, средств оценки, принципов использования полученной информации, управления качеством.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность образовательных учреждений в части комплексной оценки их деятельности и процедуры аккредитации в том числе, носят противоречивый характер, в отдельных случаях не соответствуют законодательству и требуют серьезной переработки. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, специального государственного органа, созданного для контроля качества образования, находятся в стадии разработки.
В виду решения рассматриваемых проблем весьма важное значение имеет упомянутая выше Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 годы. Она представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Примечательно, что в новой программе значительное внимание уделяется проектам, касающимся решения
актуальных проблем современного образования: обновлению содержания и технологий образования, улучшению качества образовательных услуг, введению новых моделей оплаты труда педагогических работников и нормативного бюджетного финансирования, внедрению новых государственных стандартов на основе компетентностного подхода, профильного обучения в старшей школе; моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях, созданию общероссийской системы оценки качества образования; развитию инфраструктуры единого информационного образовательного пространства [6].
Например, до настоящего времени вопросом формирования единого образовательного пространства на всей территории России занимались федеральные программы развития и образования (содержание образования, разработка образовательных методик и технологий), и единой образовательной информационной среды (компьютеризация образовательных учреждений). В результате интеграции этих программ в последующие годы, данные направления будут реализовы-ваться в едином ключе, прежде всего путем наполнения образовательных интернет-ресурсов и обеспечения онлайнового доступа к ним учащихся и преподавателей.
Увеличение вклада государства должно сопровождаться усилением эффективности использования средств самой системой образования и ликвидацией нецелевых расходов.
Важной стратегической особенностью новой программы является фактический отказ от целевого выделения средств субъектам Российской Федерации. Предполагается, что регионы сами должны будут определять лучшие, перспективные учебные заведения, способные пойти по пути инновационного развития. Они и будут участвовать в конкурсе, победителям которого будет предоставлен госзаказ на развитие учебной инфраструктуры, закупку оборудования, стажировку обучающихся за границей и другие цели. Таким образом, победителями станут мегапроекты, которые позволят получить на выходе системный продукт. Помимо этого предполагается путем автономизации предоставить учебным заведениям возможность самостоятельной экономической деятельности для получения дополнительных источников доходов. А образовательные учреждения, не соответствующие необходимым требованиям к уровню обучения, вообще
образование. качество. инновации
могут быть лишены финансирования [7].
Федеральная целевая программа развития образования предполагает также реализацию такого важного для системы образования страны проекта, как введение нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений.
Программа состоит из системы мероприятий, в соответствии с основными задачами сгруппированных в четыре крупных блока по основным направлениям деятельности. Особенность такой блочной структуры заключается в том, что если финансовых средств на какое-либо мероприятие будет недостаточно, оно будет исключено, а средства между другими мероприятиями перераспределяться не будут.
По замыслу разработчиков, в число которых входили и специалисты Рособразования, основная задача программы — системное преобразование российской школы в целом (как общеобразовательной, так и высшей) для существенного повышения эффективности использования бюджетных средств и создания единой образовательной информационной среды.
В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования ее стратегическая цель - обеспечить условия для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных и общественных механизмов регулирования образовательной сферы, обновить ее структуру и содержание, развить фундаментальность и практическую направленность образовательных программ, сформировать систему непрерывного образования. Для достижения стратегической цели необходимо решить комплекс конкретных задач в следующих конкретных областях:
— совершенствование содержания и технологий образования;
— развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
— повышение эффективности управления в системе образования;
— совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
Для повышения инвестиционной привлекательности сферы образования необходимо:
• создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций;
•создать условия для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления образованием;
•обеспечить большую прозрачность для учредителей процессов финансовохозяйс-твенного управления образовательными учреждениями;
• создать условия для повышения качества управления образовательными учреждениями [8].
На финансирование мероприятий программы помимо средств федерального бюджета будут привлечены средства бюджетов субъектов Российской Федерации, а средства из внебюджетных источников будут сосредоточены на реализации совместных проектов в рамках федеральной и региональных программ развития образования.
Кроме того, в свете поиска решения рассматриваемых проблем можно отметить, что необходимо шире использовать возможности автономии, которая предоставлена высшим учебным заведениям (ст. 3 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996г.[10]): самостоятельно принимать решения по внутренней организации, кадровым вопросам, новым учебным программам и т. п. В частности, заслуживает внимания структурная организация европейских юридических вузов, где в отличие от России известный профессор, занявший ту или иную кафедру, по существу рассматривается как шеф (заведующий кафедрой), обладает большими возможностями и практически самостоятельно формирует свою школу (кафедру). В его распоряжении бюджет кафедры, возможности формирования штата ассистентов, доцентов и сотрудников, работающих на тематику кафедры, определение учебно-методической и научной направленности кафедры, кафедральная библиотека и технические средства, возможности периодически пользоваться полугодовым творческим отпуском и др.
Также следовало бы и в России сосредоточить федеральную бюджетную поддержку первым 10 - 20 юридическим вузам страны, доведя зарплату профессора до 50 - 60 тыс. руб. Признать за каждым вузом еще более широкую автономию в организации образования. Это позволит повысить ответственность учебных заведений и развивать здоровую конкуренцию между вузами и их выпускниками, создавать достойное предложение работодателям, а в перспективе
образование. качество.
инновации
перейти к платной подготовке специалистов по заказу работодателя [9].
Это лишь некоторые аспекты рассматриваемых проблем. А в целом, процесс преодоления трудностей на пути повышения качества и совершенствования образования
потребует немалых материальных и организационных ресурсов. Но при комплексном и профессиональном подходе к решению указанных проблем этот путь не будет растянут на долгие десятилетия.
Литература
1. Куров, С.В. Правовая защита субъектов образовательной деятельности в условиях модернизации законодательства об образовании [Текст] / С.В. Куров // Право и образование. - 2005. - №1. - С. 25.
2. Обращение Президента РФ В.В. Путина к Федеральному Собранию. 2004 г.
3. Мирмович, Э.Г. Некоторые правовые проблемы высшего образования в современных условиях и устойчивость развития [Текст] / Э.Г. Мирмович, А.А. Озеров // Право и образование. - 2005. - №3. - С.88.
4. Катастрофы и образование [Текст] / Под ред. Ю. Воробьева. - М., 1999.
5. Брючко, А.М. Оценка качества образования в России: практика, пути совершенствования [Текст] / А.М. Брючко // Юридическое образование и наука. - 2005. - №2. - С.2.
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 гг. [Электронный ресурс] // ИПС «Консультант ПЛЮС».
7. Балыхин, Г.А. Федеральная целевая программа развития образования: новаторские решения на перспективу 2006-2010 годов [Текст] / Г.А. Балыхин // Высшее образование сегодня. - 2005. - №12. - С.5.
8. Механизмы реализации приоритетных направлений развития системы образования [Текст] // Профессионал. - 2005. - №2. - С.3.
9. Самойлов, В.А. Развитие рынка образовательных услуг в контексте изменений экономической структуры общества [Текст] / В.А. Самойлов // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - №1. - С. 89-96.
10. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996г. (ред. от 31.12.2005г.) [Электронный ресурс] // ИПС «Консультант ПЛЮС».
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-КУРАТОРОВ УЧЕБНЫХ ГРУПП В ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ИНСТИТУТА
каменев а.в.,
начальник ОВР ОК и ВР БелЮИ МВД России
В образовательных учреждениях МВД России педагогический процесс строится в соответствии с требованиями, предъявляемыми государством к педагогическим кадрам. Участие в воспитании курсантов и слушателей БелЮИ МВД России - профессиональная обязанность и общественный долг каждого преподавателя вуза.
В целях обеспечения непрерывности воспитательного процесса, единства обучения и воспитания, повышения успеваемости
через укрепление дисциплины, развитие творческой активности курсантов и слушателей, организации их досуга в институте создан и пятый год функционирует институт кураторства. Деятельность преподавателей-кураторов строится в соответствии с приказом МВД России от 23.04.1996 г. № 211 «Об утверждении Инструкции по нормированию труда профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования»,