Научная статья на тему 'Правовое обеспечение социальных гарантий коренных малочисленных народов финно-угорской группы в Российской Федерации, в том числе в системе высшего профессионального образования'

Правовое обеспечение социальных гарантий коренных малочисленных народов финно-угорской группы в Российской Федерации, в том числе в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
360
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение социальных гарантий коренных малочисленных народов финно-угорской группы в Российской Федерации, в том числе в системе высшего профессионального образования»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2006 г. Выпуск 2. С. 52-60

УДК 39:34

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ФИННО-УГОРСКОЙ ГРУППЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю. А. Гончан

В 2001 году Правительством РФ принята Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов севера до 2011 года» (Постановление Правительства РФ от 27 июля 2001г. №564). В разделе №1 «Содержание проблемы» данной целевой программы отмечаются нижеследующие факты [1].

В 50-70-е годы государственная поддержка охватывала практически все стороны жизнедеятельности коренных народов. За этот период была создана экономическая основа и система сбыта продукции традиционных отраслей хозяйствования, у 26 коренных народов появилась письменность, развивалась сфера образования и культуры.

Вместе с тем в эти годы были допущены серьезные ошибки, связанные с переводом кочевого населения на оседлый образ жизни, коренной ломкой хозяйственного и бытового уклада, нарушением системы традиционного воспитания детей, преобразованием индивидуальных хозяйств в совхозы и переселением коренных народов в более крупные населенные пункты.

Убыточной стала даже некогда рентабельная отрасль - оленеводство, рассматривавшаяся ранее как одна из самых доходных. Практически уничтожено племенное ядро оленьего стада, поголовье оленей по сравнению с 1990 годом сократилось почти вдвое.

Снижается промысел полевой пушнины, прежде всего, из-за истощения ресурсов угодий, ухудшения экономических условий и снижения материальной заинтересованности охотников, а также несовершенства организации промысла.

В результате промышленного освоения Севера нарушился экологический баланс территорий проживания коренных народов. Непоправимый урон окружающей среде наносит загрязнение ее отходами нефтяных и газовых промыслов.

Кризисное состояние традиционных отраслей хозяйства приводит к обострению социальных проблем.

В последние годы наблюдается резкое снижение занятости коренных народов и, как следствие, уровня их жизни. Их денежные доходы в 2-3 раза ниже среднероссийского показателя и на 25-30 процентов меньше, чем в среднем по регионам их проживания. Размер пенсии составляет 26 процентов от прожиточного минимума, рассчитанного для пенсионеров, проживающих на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Возрастает иждивенческая нагрузка на работников. Абсолютное большинство коренных народов живет за чертой бедности.

Происходит неуклонное ухудшение состояния здоровья коренных народов. Средняя продолжительность жизни коренных народов крайне низкая. До пенсионного возраста доживает только 8,5 процента представителей этих народов. Показатели заболеваемости в 1,5 раза выше среднероссийских. Наблюдается значительный рост таких заболеваний, как туберкулез, вирусный гепатит, кожные, паразитарные заболевания. При этом в районах проживания коренных народов снижается численность врачей и среднего медицинского персонала. В среднем на 10 тыс. человек населения приходится 30 врачей и 11 человек среднего медицинского персонала.

В ряде районов проживания коренных народов отсутствуют средние специальные учебные заведения с ориентацией на подготовку специалистов для традиционных отраслей хозяйствования и промыслов. Нуждается в дополнительной проработке вопрос о предоставлении этим народам возможностей для получения высшего образования.

Для улучшения существующего кризисного положения коренных малочисленных народов севера в Российской Федерации была выработана Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера.

Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 г. № 198, предусматривает создание условий для саморазвития и самообеспечения коренных народов в районах их проживания, в том числе поддержку традиционных отраслей хозяйствования и промыслов, продвижение их продукции на рынки сбыта, организацию системы факторийной торговли и товарообмена, получение компенсаций при разработке природно-сырьевых ресурсов на территориях их традиционной хозяйственной деятельности, развитие организационно-правовых форм местного самоуправления [2].

На основе указанной Концепции разработана Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов севера до 2011 года», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 27.07.2001 г. .№ 564 (в редакции Постановления Правительства от 06.06.2002 г. № 388), которая отражает вышеперечисленные проблемы КМНС.

Программа предусматривает следующие направления в социальном развитии коренных малочисленных народов севера (далее КМНС):

1) воссоздание традиционного хозяйственного уклада коренных народов и комплексное развитие хозяйственно-экономической структуры на территориях их проживания при сохранении экологического баланса;

2) социальная реабилитация, национально-культурное развитие и повышение роли коренных народов в экономических и социальных процессах;

3) повышение качества жизни коренных народов, создание системы жизнеобеспечения и социально-бытовых условий, отвечающих удовлетворению их жизненно важных потребностей;

4) активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности, восстановление торговых, финансовых и хозяйственных связей и интеграция в региональную экономику.

Программой предусмотрено духовное и национально-культурное развитие, совершенствование системы образования и повышение роли коренных малочисленных народов Севера в экономических и социальных процессах.

Мероприятия включают социально-правовую защиту и развитие самоуправления коренных народов, создание условий для развития образования, национальной культуры, традиций, языка и обычаев, активного участия этих народов в процессе решения экономических и социальных проблем, в том числе на международном уровне.

Второе направление связано с повышением уровня образования, профессиональной подготовки и обеспечением занятости коренных народов.

В целях расширения возможностей коренных народов для получения высшего образования намечено создание филиалов высших учебных заведений на базе существующих на Севере образовательных учреждений и предусмотрено выделение целевых мест для обучения национальных кадров в высших учебных заведениях Российской Федерации.

Стоимость Программы - 2744,32 млн. рублей, из них 979,82 млн. рублей (35,7 процента) -средства федерального бюджета, 1366,56 млн. рублей (49,8 процента) - средства бюджетов субъектов Российской Федерации и 397,94 млн. рублей (14,5 процента) - внебюджетные источники.

Управление и контроль за выполнением Программы осуществляет Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации.

Однако было бы не верным считать, что в России социальным гарантиям и льготам КМН (в том числе Севера) на сегодняшний день не уделено достаточно внимания. Существующая нормативно-правовая база РФ и субъектов РФ свидетельствует как раз об обратном. Ряд законодательных актов РФ и субъектов РФ, подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти РФ и его субъектов определяют и закрепляют за КМН весьма обширные социальные гарантии и льготы.

Прежде всего, они закреплены в Конституции РФ, 1993 г. Статья 6 ч. 2 гласит: «Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, как и каждый гражданин РФ, обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией». Статьей 19 ч. 2 запрещаются любые формы ограничения прав и свобод граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности [3].

Также эти социальные права и гарантии находят свое отражение в Федеральных законах. Федеральный закон от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов РФ, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. Данный закон устанавливает права КМН РФ в соответствии с Единым перечнем коренных малочисленных народов РФ [4].

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы (Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 г. № 255 «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации») [5], который здесь и привожу, касаясь только финно-угорских народов, а не всего перечня КМН РФ:

Наименование коренных малочисленных народов Российской Федерации

Наименование субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают коренные малочисленные ____________народы Российской Федерации______________

Бесермяне

Вепсы

Ижорцы

Манси

Нганасаны

Ненцы

Саамы

Селькупы

Ханты

Энцы

Удмуртская Республика

Республика Карелия, Ленинградская область

Ленинградская область

Ханты-Мансийский автономный округ, районы Тюменской области, Свердловская область, Республика Коми Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, районы Красноярского края

Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ, районы Архангельской области, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Коми Мурманская область

Ямало-Ненецкий автономный округ, районы Тюменской области, Томская область, Красноярский край Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, районы Тюменской области, Томская область, Республика Коми

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ________

Вернемся к Закону о гарантиях прав КМН РФ. Какие же это права и каковы гарантии коренных малочисленных народов? Они определены ст. 8 данного закона, приведем эту статью:

Статья 8. Права малочисленных народов, объединений малочисленных народов и лиц, относящихся к малочисленным народам, на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов

1. Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право:

1) безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей природной среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

4) получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социальноэкономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;

5) участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

6) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

7) делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

8) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;

9) получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов.

2. Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право:

1) безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

2) участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

3) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;

4) пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

5) на первоочередной прием на работу по своей специальности в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности;

6) в порядке, установленном гражданским законодательством, создавать хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся промыслами малочисленных народов совместно с лицами, не относящимися к малочисленным народам, при условии, что в создаваемых организациях не менее половины рабочих мест будет предоставляться лицам, относящимся к малочисленным народам;

7) на первоочередное приобретение в собственность организаций традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности;

8) получать социальное обслуживание в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

9) получать бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий обязательного медицинского страхования. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

10) проходить альтернативную гражданскую службу (Постановление Правительства РФ от 28.05.2004 № 256).

Статьей 10 Закона предусмотрены права КМН РФ на сохранение и развитие своей самобытной культуры, а именно:

Лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

1) сохранять и развивать родные языки;

2) создавать общественные объединения, культурные центры и национально-культурные автономии малочисленных народов, фонды развития малочисленных народов и фонды финансовой помощи малочисленным народам;

3) создавать в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими материальными и финансовыми возможностями учебные группы, состоящие из лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционным хозяйствованию и промыслам малочисленных народов;

4) получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации;

5) соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, содержать и охранять культовые места;

6) устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации.

В отношении коренных малочисленных народов Севера имеются и другие нормативноправовые акты, регламентирующие их социальные права и льготы. Сюда можно отнести Постановление Правительства РФ от 31.12.1997года №1664 «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера» [6], в частности ст. 5 Постановления, где предписывается различным министерствам и ведомствам РФ: разработать проект Федерального закона, регулирующего вопросы статуса и прав КМНС в сфере природопользования, не урегулированные действующим законодательством; установить перечень поселений, в которых проживают КМНС, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности; разработать порядок предоставления материальной поддержки проживающим в сельской местности малообеспеченным семьям из числа КМНС; рассмотреть вопрос о снижении пенсионного возраста КМНС для выплаты им пенсий, проведению мероприятий по улучшению здоровья КМНС; реформирование системы образования и подготовки кадров из числа КМНС; разработка предложений о мерах по развитию северного оленеводства, а также других традиционных отраслей хозяйствования КМНС.

Коренным малочисленным народам предоставлены также и льготы по налогообложению (часть вторая Налогового кодекса РФ, ст. ст. 217 п. 16, 261, 395 п. 7) в отношении земельных участков для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов КМНС, расходов на освоение природных ресурсов; компенсации, предусмотренные договорами с органами местного самоуправления [7].

Федеральным законом от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ст. 4 п. 3 предусмотрена особая охрана объектов, включенных в список культурного наследия и список всемирного природного наследия, в том числе места традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера [8].

Социальные правовые гарантии и льготы КМНС предусмотрены и другими федеральными законами РФ и подзаконными актами России.

Тем не менее в Трудовом кодексе РФ льготы и социальные гарантии для КМНС специального отражения не нашли. Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» № 4520-1 от 19.02.1993г. (с изменениями на 22.08.2004г., Федеральный закон № 122-ФЗ) статья 3 распространяет гарантии и компенсации для проживающих и работающих на Севере на малочисленные народы Севера [9], а значит и Трудовой кодекс (глава 50) также распространяет эти льготы, гарантии и компенсации для северян на КМНС, но в рамках общегражданских прав северян, совместно с другими категориями граждан, работающих и проживающих в северных районах, не выделяя КМНС отдельно [10].

Федеральное законодательство и Федеральные подзаконные нормативные акты не в полной мере охватывают предоставление социальных прав и гарантий КМНС, да и не могут этого сделать с учетом специфики северных регионов и национальных компонентов, поэтому зачастую передают «на откуп» издание законодательных (представительных) актов и подзаконных актов исполнительной власти по гарантиям и льготам для КМНС в субъекты федерации, справедливо полагая, что «им там виднее», оговаривая предоставление этих гарантий и льгот за счет бюджетов этих субъектов (тот же Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004г). Поэтому северные субъекты федерации конкретизируют, детализируют и расширяют социальные права и льготы КМНС на своих территориях.

Так, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре принят ряд нормативно-правовых актов в отношении социальных гарантий и льгот коренного населения ХМАО.

В Уставе ХМАО (Основной закон ХМАО) от 26.04.1995г. № 4-03 (с изменениями от 07.04.2005г) предусмотрена соответствующая статья № 63 «Гарантии защиты прав коренных малочисленных народов», в которой определено, что органы государственной власти ХМАО

осуществляют меры по возрождению, сохранению и свободному развитию КМН, проживающих на территории автономного округа, в том числе разработке программы ХМАО по социально-экономическому и культурному развитию, использованию и охране земель традиционного природопользования КМН и других природных ресурсов, решают вопросы, затрагивающие интересы КМН, с их участием и с учетом их мнений, способствуют развитию традиционных отраслей хозяйства, устанавливают льготы по землепользованию, природопользованию, создают условия и оказывают содействие в сохранении самобытной культуры и традиционного образа жизни, в развитии национальных искусств, языков КМН, способствуют организации подготовки национальных кадров, оказывают содействие в их трудоустройстве, устанавливают и предоставляют КМН меры социальной поддержки, осуществляют меры по охране наследия и исконной среды обитания КМН, решают иные вопросы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством ХМАО [11].

Округом принят и ряд других законов, предоставляющих специальные гарантии и льготы КМН. Сюда можно отнести:

- Закон ХМАО-Югры от 07.05.2002г. № 27-оз «О программе социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера ХМАО на период с 2002 по 2006 год» [12];

- Закон ХМАО-Югры от 15.12.2002г .№ 80-оз «О программе ХМАО «Дети Севера» [13];

- Закон ХМАО-Югры от 09.12.2004г. № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, в организациях, финансируемых из бюджета округа», а также другими законами округа, касающимися социальных проблем КМН ХМАО-Югры [14].

Социальные права, гарантии, льготы предоставляются также в Округе подзаконными нормативными актами Правительства ХМАО-Югры, Постановлениями, Распоряжениями губернатора ХМАО-Югры.

Относительно социальных прав, гарантий и льгот в системе высшего профессионального образования для КМНС Федеральное Российское законодательство, подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти РФ не содержат конкретики в закреплении этих прав, гарантий, льгот для работников вузов из числа лиц, относящимся к КМНС. Даже Федеральный закон от 22.08.1996г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не содержит норм, касающихся КМНС, и лишь в ст. 5 п. 2,п. 4 данного Закона содержится норма, по сути отсылочная, в отношении государственных образовательных стандартов, где указано, что «:... государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профобразования состоят из федеральных и национально-региональных компонентов. Национально-региональные компоненты отражают национально-региональные особенности подготовки специалистов [15]. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов определяются вузом по инициативе органов исполнительной власти субъекта РФ и реализуются вузом на договорной основе с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ». Из чего следует тот же вывод: « субъекты РФ, решайте свои проблемы в отношении социальных гарантий и льгот для работников и обучающихся из числа КМНС сами и за счет собственных средств».

В ХМАО-Югре эти проблемы решаются как на законодательном уровне (Закон ХМАО « Об образовании в ХМАО»), так и на уровне различных нормативных актов Правительства ХМАО, и на основе договора между Правительством Округа и Югорским государственным университетом «О финансировании ЮГУ». Но в любом случае, в Округе для лиц из числа КМНС - работников вузов, специально гарантии и льготы не оговариваются, они определены нормативными актами субъекта Федерации (в частности ХМАО) как общегражданские, т.е. касаются всех работников вузов, не выделяя КМНС в отдельную льготную категорию. А вот в отношении абитуриентов (прием в вузы), обучающихся (студентов вуза) из числа КМНС есть специальные социальные права, гарантии, льготы. Здесь и правовые нормы при поступлении в вуз абитуриентов из числа лиц, относящихся к КМНС (внеконкурсное поступление), и нормы для обучающихся этой категории граждан. Так, например, Постановлением

Губернатора ХМАО от 06.10.1997г. № 376 «О порядке предоставления льгот учащимся из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» введены социальные стипендии на 50% выше государственных, компенсации за питание, одежду, обувь, канцелярские принадлежности, учебную литературу [16]. Иначе говоря, они переведены на государственное обеспечение. А уже распоряжением Губернатора ХМАО от 08.09.1999г. № 800-рг « О введении государственного обеспечения учащихся и студентов из числа малочисленных народов Севера» [17] действие Постановления № 376 в отношении детей сирот распространено на учащихся и студентов учебных заведений, слушателей подготовительных отделений Округа из числа КМНС, если доход на каждого члена семьи ниже величины прожиточного минимума по автономному округу. На основании данных нормативных актов, в свою очередь, Югорский государственный университет в своем локальном акте, Положении о стипендиальном обеспечении и других мерах социальной поддержки студентов и аспирантов ЮГУ, разделом № 4 «Порядок предоставления льгот студентам из числа малочисленных народов Севера» вводит для этих обучающихся льготы - полное государственное обеспечение, если доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума на данной территории. Расходы на эти гарантии для обучающихся производятся за счет средств бюджета ХМАО, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и других источников [18].

Права КМН закреплены не только внутригосударственными нормами, но и нормами современного международного права. Инструментом здесь служат выработанные международным сообществом нормативные документы, закрепляющие права КМН (Устав ООН, 1945г) -недопущение дискриминации по признакам расы, цвета кожи, национального и социального происхождения, право народа на самоопределение и на распоряжение собственными ресурсами [19]. Также сюда можно отнести различного рода Конвенции, затрагивающие права КМН (Конвенция МОТ № 111 от 25.06.1958г. О дискриминации в области труда и занятий [20], Конвенция от 14.12.1960г. О борьбе с дискриминацией в области образования [21], Декларация от 18.12.1992г. О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам [22], Конвенция МОТ № 169 от 26.06.1989г. О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах [23]). В СНГ также принята Конвенция Об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (подписана государствами СНГ), другие международные правовые акты в отношении защиты прав КМН.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечно, указанные Конвенции закрепляют за КМН политические права, но они напрямую связаны с предоставлением социальных прав КМН, которые на основе политических норм данных Конвенций разрабатывают суверенные государства.

Одним из действенных механизмов по выработке социальных прав и гарантий в отношении КМН являются договорные отношения.

Внутри Российской Федерации это Административные договоры: Административные договоры между РФ и субъектами РФ, Административные договоры между субъектами РФ, между субъектами РФ и их территориальными образованиями, между РФ, субъектами РФ и общественными организациями КМН. Но в любых Административных договорах одной из договаривающихся сторон выступают органы исполнительной власти, будь то Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ или же органы местного самоуправления.

На международном уровне договоры заключаются между суверенными государствами -двухсторонние, многосторонние. Здесь договаривающие стороны - самостоятельные суверенные государства. И если говорить о социальных правах и гарантиях КМН финноугорской семьи, то эту роль, инициативу в заключении международных договоров в вопросах социальных прав и гарантий, дальнейшего их развития и расширения в других государствах может взять на себя любое суверенное государство, на территории которого проживают финно-угры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РФ от 27.07.2001 г. № 564 «О Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие малочисленных народов севера до 2011 года»

2. Постановление Правительства РФ от 07.03.2000г. № 198 «Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера».

3. Конституция РФ,1993 г.

4. Федеральный закон от 30.04.1999г. №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».

5. Постановление правительства РФ от 24.03.2000г. № 255 «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации».

6. Постановление Правительства РФ от 31.12.1997г. № 1664 «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера».

7. Налоговый кодекс РФ (часть вторая).

8. Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

9. Закон РФ от 19.02. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях».

10. Трудовой кодекс РФ.

11. Устав ХМАО (Основной закон ХМАО) от 26.04.1995г. № 4-оз.

12. Закон ХМАО-Югры от 07.05.2002г.№27-оз «О программе социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера ХМАО на период с 2002 по 2006год».

13. Закон ХМАО-Югры от 15.12.2002г. №80-оз «О программе ХМАО «Дети Севера».

14. Закон ХМАО-Югры от 19.12.2004г. № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-мансийском автономном округе в организациях финансируемых из бюджета округа».

15. Федеральный закон № 125-ФЗ от 22.08.1996г. «О высшем и послевузовском образовании».

16. Постановление Губернатора ХМАО от 06.10.1997г. № 376 «О порядке предоставления льгот учащимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

17. Распоряжение губернатора ХМАО от 08.09.1999г. № 800-рг «О введении государственного обеспечения учащихся и студентов из числа малочисленных народов Севера».

18. Положение о стипендиальном обеспечении и других мерах социальной поддержки студентов и аспирантов Югорского государственного университета (раздел № 4) от 03.12.2002 г.

19. Устав ООН, 1945 г.

20. Конвенция МОТ № 111 от 25.06.1958г. «О дискриминации в области труда и занятий».

21. Конвенция от 14.12.1960г. «О борьбе с дискриминацией в области образования».

22. Декларация от 18.12.1992г. «О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам».

23. Конвенция МОТ № 169 от 26.06.1989г. «О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.