Научная статья на тему 'Аспирантура - научно-образовательная система обеспечения кадрового резерва'

Аспирантура - научно-образовательная система обеспечения кадрового резерва Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспирантура - научно-образовательная система обеспечения кадрового резерва»

А.А. Сависько, М.М. Батюшин, С.А. Боканева

АСПИРАНТУРА - НАУЧИО-ОБРАЗОБАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА

ГОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России

Снижение престижа научно-исследовательской и преподавательской деятельности в постсоветский период осложняет проблему обеспечения резерва научных и педагогических кадров в полной мере. Присоединение России к Болонскому процессу означает необходимость реформирования не только высшего профессионального образования, но и подготовки в аспирантуре. В контексте Болонского процесса образовательные стандарты послевузовского образования должны рассматривать обучение в аспирантуре как третий уровень высшего образования. Одно из направлений реформирования института аспирантуры - это реорганизация процесса аспирантской подготовки, его трансформация в структурированные программы. Структурированность программ аспирантуры предполагает наличие двух основных компонентов - образовательного и исследовательского. Необходимо усилить образовательный компонент введением в основные образовательные программы различных курсов, способствующих повышению профессиональных компетенций аспирантов. Но при этом важно не допустить вытеснения исследовательского компонента из процесса подготовки аспиранта.

В рамках Болонского процесса существует единый список требований к освоению программ всех трех уровней - так называемые Дублинские дескрипторы. Дублинская модель компетенций для третьего уровня образования (аспирантуры) включает:

- знание и понимание - системное понимание своей сферы исследований и владение навыками и методами исследования, которые используются в данной сфере;

- применение знаний и понимания - способность создавать замысел, разрабатывать проект (структуру, методологию и т.п.) целостного научного исследования, проводить само исследование, при необходимости модифицируя изначальный проект;

- вклад в науку при помощи оригинального исследования, которое расширяет границы имеющегося знания путем осуществления значимой научной работы, отдельные результаты которой достойны публикации в реферируемых национальных или международных изданиях;

- формулирование суждений - способность к критическому анализу, оценке, а также синтезу новых комплексных идей;

- коммуникативные способности (способности к передаче знаний) - способность общаться в формате диалога со своими коллегами, научным сообществом и обществом в целом по вопросам, связанным со сферой своей специализации;

- способности к обучению - способность к продвижению технологических, социальных или культурных до-

стижений в рамках академического и профессионального контекстов.

Обучение в аспирантуре в России сопоставимо с Европейской аспирантурой. Основное отличие состоит в разнице соотношений в программе подготовки аспирантов образовательного и исследовательского компонентов программ.

Подготовка научно-педагогических кадров в Ростовском государственном медицинском университете в аспирантуре осуществляется в соответствии с Федеральными законами и Приказами: ФЗ «Об образовании» от10.07 1992 г. (в действующей редакции); ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996г. № 125-Ф3 (с посл. изм. от 02.02. 2011 г.); ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. (с посл. изм. от 01.03.2011 г.); Приказ Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации»; Приказ Минобрнауки России от 19.01.2007 г. № 2 «Об утверждении Положения о Совете по защите докторских и кандидатских диссертаций (в ред. приказов Минобрнауки России от 19.04.2007 г. №120, от 06.09. 2007 г. № 249); Приказ Минобрнауки России от 9.10.2008 г. «Открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного образования и научных учреждениях»; Приказ Минобразования РФ от 11.04.2000 г. №1062 «Об утверждении макета государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования по отраслям наук»; Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (2002 г.); Приказ Минобрнауки РФ от 25.02.2009 г. №59 «Об утверждении номенклатуры специальностей научных работников»; Паспорта соответствующих специальностей научных работников (редакция ВАК от 18.01.2011).

Основная образовательная программа включает:

- освоение образовательно-профессиональных и факультативных дисциплин, педагогическую практику (1080 часов - 30 зачетных единиц)

- научно-исследовательскую работу и выполнение кандидатской диссертации

(6480 часов - 180 зачетных единиц).

Программа развития аспирантуры в Ростовском государственном медицинском университете направлена на решение таких проблем, как повышение эффективности аспирантуры, совершенствование образовательного процесса, увеличение численности аспирантов очной и

Медицинский вестник Юга России

заочной форм обучения, расширение спектра отраслей науки и специальностей, по которым ведется подготовка аспирантов, развитие материально-технической базы для проведения научных исследований, расширение системы доступа к информационным ресурсам, базам данных и расширение ресурсов электронной библиотеки,

- интенсификация патентной деятельности по закреплению интеллектуальной собственности университета, подготовка аспирантов с ориентацией на научно-инновационную деятельность, развитие фандрайзинга для обеспечения финансирования научно-исследовательской деятельности аспирантов, материальная поддержка аспирантов.

Количество аспирантов в вузе является, с одной стороны, важным критерием в комплексной оценке его деятельности (критериальный показатель для университетов - 4 аспиранта на 100 студентов), с другой стороны, в соответствии с Административным регламентом открытия докторантуры численность аспирантов по специальности (критериальный показатель - не менее 17) является одним из критериев открытия докторантуры по этой специальности. В РостГМУ подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по 40 специальностям. Программой развития аспирантуры предусматривается расширение спектра образовательных программ и увеличение контингента обучающихся на договорной основе, в том числе иностранных граждан. Проводится дополнительный весенний прием в заочную аспирантуру на внебюджетной основе. В настоящее время оформляются документы для открытия новых специальностей аспирантуры - медицина труда (14.02.04), биофизика (03.01.02), медико-социальная экспертиза и медико-социальная реабилитация (14.02.06), теория и методика профессионального образования (13.00.08).

Повышение эффективности работы аспирантуры наряду с показателями защищенных в срок обучения диссертационных работ предполагает повышение качества подготовки преподавательского резерва университета. С этой целью совершенствуются методологические подходы к педагогической практике аспирантов. В РостГМУ эффективность аспирантуры составляет примерно 65%, что выше минимально допустимого уровня на 40%.

В вузе в рамках реализации педагогической практики как одного из компонентов основной образовательной программы подготовки аспирантов разработан учебный курс «Моделирование образовательного процесса в высшей школе», направленный на развитие профессиональных компетенций будущих преподавателей вузов в реализации образовательного процесса в высшей школе на уровне, отвечающем современным государственным образовательным стандартам; на формирование навыков разработки рабочих программ и учебно-методических комплексов, а также готовности применения инновационных образовательных технологий в педагогическом процессе, осуществления осознанного выбора оптимальной стратегии преподавания.

Включенный в РостГМУ в учебный план факультативный курс по педагогике высшей школы «Процессы модернизации высшего образования в современном мире» имеет целью расширение и углубление методологических знаний аспирантов проблем системных изменений в стратегиях развития высшего профессионального образования, в том числе, в процессах модернизации высшего медицинского образования в контексте Болонских соглашений, и решает задачи:

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ

- ознакомления аспирантов с историей и современным состоянием образовательных систем в мировом образовательном процессе, а также - с актуальными тенденциями развития высшей медицинской школы в России;

- реализации формирования профессиональных компетенций у аспирантов.

Приоритетная проблема университета - разработка и организация мероприятий и образовательных программ, направленных на формирование инновационного мировоззрения и компетенций аспирантов и молодых ученых .В плане развития аспирантуры - разработка курса «Основы инновационной деятельности».

В университете стало традицией проведение школы аспирантов. Этот элемент образовательного процесса позволяет преподать аспирантам, а также приглашенным ординаторам и молодым ученым, в сконцентрированном виде общую информацию об основной образовательной программе подготовки аспирантов и детализировать наиболее актуальные её компоненты. На первом заседании школы аспиранты знакомятся с вопросами правового, организационного, методического характера проведения диссертационного исследования. Программа школы включает сообщения:

- по технологии подготовки диссертационной работы,

- по организационным и правовым аспектам обучения в аспирантуре,

- о правилах патентного поиска и оформления заявок на изобретение,

- о правилах написания обзора литературы и составления библиографического аппарата диссертации,

- по этическим аспектам медицинской диссертации.

Последующие заседания школы посвящаются детализации конкретных проблем организации и проведения научных исследований. По инициативе Общества молодых ученых и специалистов РостГМУ организованы и проведены заседания школы аспирантов на тему «Дополнительные источники финансирования проектов молодых ученых. Что такое грант? Как правильно оформить заявку на грант и как его получить?». Слушателям представлена информация о правилах и особенностях оформления заявок на гранты по различным Федеральным целевым программам, в том числе по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России», а также в Фонд Президента РФ, в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе «У.М.Н.И.К».

Два раза в год на отборочный конкурс аспиранты и молодые ученые представляют 15-18 докладов по инновационным проектам для участия в программе «УМ.Н.И.К».

Организация грантовой системы финансирования научных исследований аспирантов, направленной на поддержку перспективных проектов, является неотъемлемой составляющей развития аспирантуры. В настоящее время создана внутривузовская система грантовой поддержки научных проектов аспирантов на конкурсной основе из внебюджетных средств. В 2010 году на конкурс были выставлены 3 гранта по 200000 рублей, в 2011 году планируется выделить средства на 6 грантов. Приоритеты отдаются научным проектам, предусматривающим приобретение научного оборудования и расходных материалов и способствующим укреплению материально-технической базы научно-исследовательских подразделений университета.

32

I

В 2010 г в РостГМУ внедрена трехкомпонентная система ежегодной оценки подготовки аспирантов, включающая в себя сдачу индивидуального отчёта, включающего в себя определение на бальной основе результатов деятельности аспирантов, результат тестирования с использованием банка тестовых заданий, разработанного в РостГМУ, а также устное собеседование в рамках аттестационной комиссии, возглавляемой проректором по научной работе.

Основные проблемы в сфере подготовки аспирантов следует объединить в несколько блоков. Первый блок финансово-экономических проблем, в рамках которого следует отметить низкий размер стипендий аспирантов и заработных плат научных сотрудников, отсутствие планового финансирования научной деятельности медицинских вузов, которое позволило бы на регулярной основе формировать и обновлять материально-техническую при-борно-лабораторную базу вузов, отсутствие отраслевых программ конкурсного финансирования, позволяющих существенно повысить качество и эффективность научной деятельности медицинских вузов, низкий удельный вес научных сотрудников в штатном расписании университета и связанные с этим трудности при формировании научно-исследовательских институтов при вузах.

Второй блок нормативно-правовых проблем, связанных с отсутствием адаптации российских программ подготовки аспирантов и докторантов с европейскими в рамках Болонского процесса, необходимостью упрощения, а не формализованного ужесточения требований к диссертационным работам, направленного не на повышение качества самого исследования, а на повышение качества его документирования в рамках защиты диссертации, разрушением института подготовки работников

по защите интеллектуальной собственности в регионах и отсутствием финансирования и поддержки зарубежных патентов Роспатентом при закреплении приоритетов за государственными образовательными учреждениями.

Третий блок проблем связан с необходимостью перехода на международные критерии оценки эффективности научной деятельности, определяющиеся не количеством тезисных или журнальных статей и докладов на региональных форумах, количеством защищённых диссертаций и полученных патентов, а индексом цитирования в международных и российских научно-медицинских изданиях, возможностью привлечения конкурсного финансирования для развития собственной лабораторной и кадровой базы с формированием временных трудовых коллективов, размерами тиражей монографий и количеством реализованных патентов (права на которые проданы третьей стороне или реализованы в рамках малого инновационного предприятия). С этой целью крайне важным является развитие отраслевых институтов конкурсного финансирования научной деятельности, отсутствующих в нашей стране по медицинскому направлению.

В заключение хочется отметить, что в рамках реализации программы реформирования российского образования применительно к медицинской отрасли и аспирантуре необходимо сочетание нормального финансирования с процессом приведения нормативно-правовой, материально-технической и кадровой базы в соответствие с европейскими и международными нормами. При этом важно сохранить лучшие достижения российской научной школы в виде широкой фундаментальной и клинической подготовки учёного-медика, двухступенчатой системы защиты диссертаций (кандидатство и докторство), института соискательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.