В.П. ШЕСТАК, профессор Национальный исследовательский ДОКТОраНТура ядерный университет МИФИ
Рассмотрены вопросы текущей работы и перспективы развития докторантур федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций в свете обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации ». Уточняются задачи научно-педагогических школ по обеспечению эффективной работы докторантур.
Нормативный правовой статус докторантур
В опубликованном для общественного обсуждения проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - проект ФЗ) [1] в главе 14 вместо ныне действующего уровня послевузовского профессионального образования вводится новый уровень высшего образования -подготовка научно-педагогических кадров, к которому отнесены аспирантуры и адъюнктуры. В проекте ФЗ говорится, что установление подготовки научно-педагогических кадров в качестве самостоятельного уровня высшего образования соответствует принятой в большинстве стран Международной стандартной классификации образования. При этом докторантура трактуется как форма подготовки научных кадров и, соответственно, не только не вводится в перечень образовательных программ, но и не рассматривается в качестве уровня образования.
Таким образом, подготовка в аспирантуре и подготовка в докторантуре разделяются по существу. Тем самым в проекте ФЗ фиксируется довольно распространенное мнение о том, что подготовка научных кадров в докторантуре не является образованием, поскольку не связана с освоением образовательных программ [2-4].
Полагаем такой подход ошибочным, противоречащим не только тенденциям инновационного развития научно-образовательной сферы России, но и практике нормативно-правового регулирования системы высшей школы. Остановимся на этом.
Действующее законодательство обеспечивает системное представление послевузовского профессионального образования как повышения квалификации специалистов с высшим образованием с целью достижения ими нового, более высокого уровня знаний, умений и навыков, отвечающего приоритетам развития общества, потребностям экономики и рынка труда. Так, федеральные законы «Об образовании» (редакция
2006 г.) [5] и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании »(редакция
2007 г.) [6], типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации в
2008 г. [7], положение о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций Минобрнауки России (2007 г.) [8], приказ Рособрнадзора 2005 г. «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» [9], приказ Росстата 2010 г. об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций [10], и другие документы предполагают, что докторантура является эквивалентом аспирантуры и в структурном, и в методическом отношении, например, по таким позициям, как статус аспирантов и докторантов, стипендиальное обеспечение, прием слушателей в соответствии с контрольными цифрами, представление единой формы статистической отчетности (форма 1-НК).
Кстати, при рассмотрении структуры образовательной организации в ст. 29 проекта ФЗ не учтен введенный в действие в рамках административной реформы в России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 октября
2008 г. № 286 административный регламент по предоставлению государственной услуги «Открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях» [11], в котором предложен новый порядок формирования инфраструктуры подготовки кадров высшей научной квалификации.
Сказанное выше подтверждается постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2010 № 991 «О стипендиях аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций», в котором с 1 сентября 2012 г. устанавливаются стипендии 6000 рублей для аспирантов и 10000 рублей для докторантов, подготавливающих диссертации по специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, перечень которых будет позднее определен Министерством образования и науки Российской Федерации.
Образовательный процесс в докторантуре
В ст. 114 проекта ФЗ определяется, что университет - это образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ высшего образования всех уровней, осуществление подготовки научных кадров, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований. При этом сегодня актуализируется значение послевузовского образования - в плане подготовки кадров высшей квалификации как для науки и образования, так и для вы-
сокотехнологичных отраслей экономики, определяющих успех формирования национальной инновационной системы [12].
Именно в послевузовском профессиональном образовании мы в первую очередь можем наблюдать процесс формирования научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов, - процесс формирования самоорганизующейся, неравновесной, нелинейной и открытой системы, обеспечивающей возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России.
Успех формирования подобной системы, очевидно, зиждется отнюдь не на об-разовательныхпрограммах аспирантуры, а на сложнейшем периоде самоактуализации личности - стремлении человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей как главном мотивационном факторе.
В контексте рассмотрения самоактуализации как процесса достижения максимального совершенства во всех видах индивидуальной деятельности [13], реализации потенциальных возможностей, способностей и талантов и т.п. образовательная активность докторанта, безусловно, имеет наивысший рейтинг.
Согласно современным представлениям, деятельность докторанта можно отнести к профессиональному самообразованию - целенаправленной учебной деятельности, управляемой самой личностью. Ее основными формами являются: сбор, анализ и обработка информации; подготовка публикаций; участие в работе конференций; изучение профессиональной литературы; чтение и/ или прослушивание лекций, докладов; получение индивидуальных консультаций у специалистов; посещение и/
или участие в выставках и т.д., а также различные виды практической учебно-образовательной деятельности, включающей профессиональную стажировку на рабочем месте, проведение научных экспериментов, самостоятельное овладение теми или иными видами методик, аппаратуры и т.п.
Как вид деятельности самообразование является систематической учебной деятельностью при минимальной организации образовательного процесса или при отсутствии явного руководства им со стороны. Принято считать, что самостоятельная учебная работа является высшей формой учебной деятельности. Исходя из этого докторантура исторически и была квалифицирована как уровень профессионального образования - послевузовское профессиональное образование [14]. При этом программы подготовки научных кадров должны быть направлены на проведение научныхисследований, подготовкуи защиту по их результатам диссертации на соискание ученой степени в соответствии с номенклатурой научных специальностей.
На основании этих общих соображений было бы логично ввести в п. 3 ст. 15 проекта ФЗ новый уровень образования - подготовку научных кадров. Это имеет смысл и потому, что в п. 13 ст. 18 проекта ФЗ, наряду с образовательными программами в сфере образования, предполагается реализация программы профессионального обучения и программы подготовки научных кадров.
В рамках перехода на двухступенчатую модель обучения аспирантура является образовательным уровнем, продолжающим ряд бакалавриата и магистратуры. Логично считать, что докторантура является образовательным уровнем, продолжающим обучение в аспирантуре и рассчитанным на «выдающихся» выпускников аспирантуры, так же как аспирантура рассчитана на «выдающихся» выпускников магистратуры.
Подготовка специалистов на докторском уровне (на третьей ступени высшего образования) включена в круг проблем, подлежащих совместному регулированию в ходе Болонского процесса. Надо полагать, традиционная российская двухуровневая система послевузовского образования (аспирантура и докторантура) вряд ли останется неизменной. Но при этом необходимо сохранение и восстановление лучшего отечественного опыта и достижений в области подготовки кадров высшей квалификации [15].
Содержание работы докторанта
Докторантуры 1 - это структурные подразделения образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования и научных организаций, реализующие формы повышения квалификации лиц, имеющих ученую степень кандидата наук, с целью подготовки ими диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.
В соответствии с Положением о присуждении ученых степеней (в редакции
2009 г.) докторская диссертация должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вкладв развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности [16].
Из перечисленных критериев следует, что содержание докторских диссертаций, выполненныхв докторантурах, то есть при
1 Здесь нет оговорки: именно «докторантуры» - во множественном числе, так как согласно действующему законодательству под одну научно-педагогическую школу или под одну специальность научных работников, соответствующую действующей номенклатуре специальностей, открываются отдельные докторантуры.
поддержке государства 2, должно в первую очередь соответствовать национальным приоритетам научно-технологического развития страны.
Анализ стратегии развития России, изложенной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (в так называемом «Плане 2020») [17], позволяет сформировать три группы национальных приоритетов научнотехнологического развития.
Г руппа А - приоритеты, относящиеся к зоне прямой ответственности государства (обеспечение безопасности и обороноспособности России; модернизация образования и здравоохранения, включая медицинскую технику и фармацевтику; экология и рациональное природопользование).
Группа Б - приоритеты технологической модернизации экономики по направлениям, востребованным бизнесом, но одновременно входящим в сферу интересов государства (обеспечение эффективного функционирования и развития сырьевых
комплексов; технологии транспортировки сырья; энерго- и ресурсосбережение; модернизация АПК, в том числе в целях обеспечения продовольственной безопасности).
Группа В - приоритеты в сфере формирования принципиально новой технологической базы и достижения технологического лидерства по новым направлениям (развитие нанотехнологий, отдельных направлении био- и инфотехнологий, новых материалов как основы создания в российской экономике ядра новейшего технологического уклада; достижение технологического лидерства в областях атомной энергетики, ракетно-космической техники и гражданского авиастроения).
В последнее время многие учёные и экономисты, занимающиеся прогнозированием, взяли на вооружение такие понятия, как technology foresight (технологический форсайт) и technology roadmapping (построение технологических дорожных карт -«дорожное картирование »).
Сформированный исходный перечень
4
F
cd
5 о S Л
й л к л
ч
к ^
& И о & « & S
я
¿§> & *5? ЛР ^
^ г сР ^
с?- <&'
Шифры отраслей наук в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников
Рис. 1. Контрольные цифры приема в аспирантуры и докторантуры государственного университета для обучения и подготовки за счет средств федерального бюджета для граждан Российской Федерации на 2010 г.
(Источник: http://unid.bsu.edu.ru/unid/)
2 В принципе, сейчас для защиты диссертаций вовсе не обязательно поступать в аспирантуру и докторантуру - диссертационные советы готовы рассмотреть заявку любого соискателя.
национальных приоритетов научно-технологического развития, безусловно, можно рассматривать как основу формирования «технологического форсайта подготовки научных кадров высшей квалификации» (форсайт или дорожная карта для аспирантур и докторантур).
На рис. 1 приведен пример распределения контрольных цифр приема в аспирантуры и докторантуры в одном из государственных университетов для обучения и подготовки кадров за счет средств федерального бюджета.
Очевидны ошибки сотрудников данного университета в области формирования контингента докторантов. С одной стороны, для удовлетворения требований административного регламента по количеству аспирантов, обучающихся в аспирантуре по заявляемой в докторантуре специальности научных работников (не менее 17 на трех курсах на момент подачи заявления на открытие докторантуры), необходим ежегодный набор не менее 6 аспирантов; с другой стороны, по биологическим (шифр 03), техническим
(шифр 05), историческим наукам и археологии (шифр 07), а также по наукам о Земле (шифр 25) явно отсутствует стратегия развития научно-педагогических школ университета, связанная с подготовкой научных кадров через докторантуру. Запланированный прием в аспирантуру, представленный на рис. 1, предполагает выделить 44% контрольных цифр для общественных и гуманитарных наук, в то время как существуют не только вышеупомянутые перечни приоритетных и критических направлений развития науки и техники в Российской Федерации, но и общемировые тенденции, которые нам необходимо учитывать.
В этом плане интересно рассмотреть приоритеты научно-технического и технологического сотрудничества Европейского Союза (ЕС) и России [18, 19]. Дорожная карта сотрудничества 2010-2012 гг. разделена на тематические блоки. Эти блоки отражают направления Седьмой рамочной программы научно-технического развития ЕС (7РП) - семилетней программы поддержки исследований в Европейском Со-
Рис. 2. Распределение грантов по направлениям научных исследований соответственно дорожной карте научно-технологического сотрудничества ЕС и России
юзе с бюджетом в 53 млрд. евро. По каждому блоку перечислены основные достижения, текущие и запланированные мероприятия, а также предложения по будущему сотрудничеству.
На рис. 2 представлено распределение грантов по направлениям научных исследований, соответствующих дорожной карте научно-технологического сотрудничества ЕС и России. Мероприятия дорожной карты - это реализуемые с российским участием 222 проекта 7РП с общим бюджетом
39,3 млн. евро.
В целом рейтинг грантов ЕС совпадает с перечнем приоритетных и критических направлений развития науки и техники РФ, что дополнительно подтверждает правильность выбранных направлений развития. Обращаем внимание на то, что проекты социально-гуманитарной направленности составляют здесь всего 5%.
Кадры высшей научной квалификации (ученые и исследователи)
Считается, что лица, имеющие докторскую степень, обладают наивысшим уровнем образования, а потому наиболее пригодны для профессиональной научной карьеры. Именно они должны внести решающий вклад в реализацию «Плана 2020».
%
1.5
Данные на рис. 3 показывают, что число исследователей (ученых), составляющее примерно 1% от численности экономически активного населения, в большинстве стран достаточно для решения инновационных государственных задач [20]. Следует заметить, что численность ученых должна также находиться в прямо пропорциональной зависимости от доли валового внутреннего продукта (ВВП) страны, выделяемой на проведение научных исследований. По оценкам ОЭСР, для России эта доля должна быть увеличена в 2,5 раза. Это говорит о необходимости, во-первых, активного поиска внебюджетного финансирования проводимых исследований и, во-вторых, сокращения числа малоэффективных ученых.
Динамика изменения численности ученых в разных странах мира, в частности сокращение абсолютного числа исследователей в России, представлена на рис. 4. Данная тенденция требует изменения существующей системы подготовки научных кадров высшей квалификации, поскольку в нынешнем виде она не справляется с функцией кадрового обеспечения текущих и перспективных потребностей научно-технической сферы и высшей школы.
В то время как наука во всем мире пре-
llllll
Mill
JT '
// / / /
Рис. 3. Соотношение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, и численности экономически активного населения
(по данным сайта http://protown.ru/information/about/ за 2006-2007 гг.)
Рис. 4. Динамика изменения абсолютной численности исследователей (ученых) в разных странах мира (Источник: Richard M. Jones. Science and Engineering Indicators 2010. The American Institute of Physics (AIP). Number 6 -January 21,2010)
вратилась в высококонкурентную сферу деятельности, в России происходит утрата целых научных школ, хотя известно, что для того, чтобы вырастить одного «гения», надо воспитать не одну сотню и даже тысячу «средних» ученых (именно они разрабатывают идеи, предложенные гениями, и превращают их в инновационные разработки).
Возраст докторантов
При обсуждении перспектив развития докторантур важно отметить, что пик творчества, как считается, приходится на период 30-40 лет, именно в это время крупный ученый обычно публикует свою первую ^ 1 ПК| работу (средний ц Я(Ю возраст-33 года). К Наиболее рано он О наблюдается у математиков (25-30 лет), затем идут физики-теоретики и химики (25-35 лет), представители других естественных наук и физики-экспериментаторы (35-40
лет); позже всех пик достижений отмечается у гуманитариев и философов. На рис. 5 представлены кривая «творческой активности ученых » (кривая 1) и кривая «распределения российской профессуры по возрасту» (кривая 2) [21, 22].
Привлекает внимание то, что средний возраст докторских защит (PhD), определенный по семи зарубежным странам, составляет
33,3 года [22]. Из этого следует, что организация послевузовского (postgraduate) образования в этих странах учитывает характерный вид кривой «творческой активности ученых».
В случае эффективной работы докторантур можно рассчитывать на подготовку кадров высшей научной квалификации -докторов наук в диапазоне возрастов от 29 до 32 лет, что соответствует максимуму не только кривой «творческой активности ученых», но и их креативности. При этом у выпускников докторантур останется достаточно много времени для плодотворной
Рис. 5. Возрастная динамика творческой активности и академических регалий ученых
работы и получения международного признания, как это и принято во всем мире.
Эффективность работы докторантур
Наряду со значительным ростом контингента аспирантов (почти в 2,3 раза) и докторантов, в последние годы отмечается ряднегативных тенденций. Среди них:
• диссертации к защите представляют в среднем по стране 30% выпускников аспирантур и докторантур;
• сложившаяся в России сеть аспирантур и докторантур не только консервативна и не отслеживает происходящих в стране перемен, но и по объемам и структуре подготовки научных кадров не отвечает национальным задачам в области науки, технологий и техники;
• средний возраст докторантов вырос до 47 лет (в вузах Минобрнауки России -41 год), а защищающихся докторантов - до 50 лет (архитектурные науки - 54, технические - 51, медицинские - 46);
• растет нежелательный временной разрыв между защитами кандидатской и докторской диссертаций.
На гистограмме (рис. 6) отражена средняя длительность интервалов между защи-
при защите сразу после аспирантуры
медицина
педагогика
экономика
математика, физика
технические науки
химия
архитектура
тами кандидатской и докторской диссертаций для разных отраслей науки. Средняя «задержка» составляет около 13 лет, что приводит к существенному снижению уровня креативности и тем более инновационности докторских диссертаций. Диссертации становятся все более схожими с мемуарами - научно-техническим отчетом о «прошедшей жизни». Подобный «ретроразворот» исследования существенно снижает эффективность всего института ученых степеней.
Кстати говоря, действующее законодательство предполагает, что аспирант, обучавшийся три года в аспирантуре и защитивший кандидатскую диссертацию, практически сразу поступит в докторантуру и, проведя в ней еще три года, представит к защите докторскую диссертацию, которая явится достойным вкладом в отечественную науку и не вызовет сомнений как по уровню прорывного лидерства, так и по глубине проведенных исследований не только у членов диссертационных советов, чьи возраста, к сожалению, соответствуют кривой 2 на рмс. 5, но и у коллег - ровесников докторанта.
Еще одной проблемой, значительно снижающей эффективность работы докто-
|3 15
111
11
1 12
1 14
|16
1 19
лет
О 5 10 15 20
Рис. 6. Средняя длительность интервала между защитами кандидатской и докторской диссертаций для разных отраслей науки
рантур, является абсолютно неправильное, на наш взгляд, распределение докторантов по специальностям научных работников.
На рис. 7 приведено сложившееся в современной России распределение докторантов (общее число докторантов - примерно 4500) по отраслям наук [23] при учете разного количества специальностей научных работников в каждой отрасли науки согласно действующей номенклатуре (общее число специальностей - 429). Очевидно, что рассмотренное распределение докторантов по отраслям наук не позволяет докторантурам готовить кадры высшей научной квалификации, так необходимые инновационной России.
тальные исследования и решать научные проблемы, имеющие важное народнохозяйственное и социально-культурное значение. Будущих докторантов должны отличать глубокая теоретическая подготовка, широкая эрудиция, творческое отношение к работе.
Отметим, что ни в одном действующем в вузах и/или в научных организациях положении о докторантурах не содержатся требования об одобрении тем предполагаемых диссертационных исследований научными и/или научно-педагогическими школами; одобрение требуется от кафедр, лабораторий, отделов и т.п. На наш взгляд, этого совершенно недостаточно, так как в
Рис. 7. Относительное распределение докторантов по отраслям наук (отношение числа докторантов к числу специальностей научных работников в отрасли науки)
Эффективность докторантуры в значительной степени можно определить на этапе приема в нее будущих докторантов. В подавляющем большинстве положения о докторантурах высших учебныхзаведений, научных учреждений, других организаций, где имеется докторантура, содержат требования о том, что в докторантуру должны приниматься кандидаты наук, имеющие научные достижения в избранной области, проявившие себя перспективными научнопедагогическими работниками, способными на высоком уровне проводить фундамен-
современных условиях только мощная научная или научно-педагогическая школа, имеющая опыт решения профессиональных проблем и адекватное финансирование, способна оказать эффективную помощь докторанту и гарантировать не только подготовку диссертации в срок, но и ее дальнейшее «продвижение » в научном сообществе.
В этой связи напомним процедуру док-торскихэкзаменов магистров в дореволюционной России: считалось, что магистр должен обладать «историческими знания-
ми», а доктор - «критическими знаниями». На докторских экзаменах присутствовали не только члены кафедры и факультета, но и профессура всего университета. Докторанту предлагалось «блеснуть эрудицией» перед своими коллегами, доказать свою незаурядность и тем самым снять все вопросы о научном лидерстве и праве быть доктором наук [24].
Фактический выпуск аспирантур сегодня составляет примерно 30 тыс. человек, в том числе с защитой диссертации - около 9 тыс., фактический выпуск докторантур составляет 1 200 человек, в том числе с защитой диссертации - порядка 300 человек. Как видим, отношение составляет 30:1, то есть из 30 кандидатов наук мы сегодня получаем 1 доктора наук (эффективность, или «коэффициент незаурядности», составляет около 3%) 3.
Именно поэтому нет никакого резона открывать докторантуры в организациях, в которыхмала численность аспирантов или очень низок процент их защит.
Научно-педагогическая школа
Научно-педагогическая школа представляет собой относительно автономную
группу ученых, характеризующуюся не только выбранным направлением научных исследований, но и своим стилем межлич-ностныхотношений, нормами и стандартами научного исследования, самобытным стилем общения [25, 26].
Следует заметить, что размер современной научно-педагогической школы должен быть более значительным, чем размер большинства кафедр, лабораторий и отделов. На рис. 8 представлена примерная концептуальная схема научно-педагогической школы, претендующей на открытие докторантуры.
Требования по кадровому обеспечению научно-педагогической школы легко определяются аппроксимированием требований, содержащихся в административном регламенте по открытию докторантур [14]. Требование по финансовому обеспечению рассчитано из соображений ежемесячных выплат 40 членам школы по 8 тыс. рублей и 30% накладных расходов. Социальная значимость и известность в научном мире определяются совокупностью получаемых школой результатов - научных, коммерческих, педагогических, политических и т.д.
Концептуальные признаки научных и/
кадровое обеспечение:
5 докторов наук; 7-10 кандидатов наук; 17 аспирантов; примерно 34 магистранта; около 68 бакалавров; около 136 студентов младших курсов
Рис. 8. Концептуальная схема научно-педагогической школы
3 В административном регламенте, устанавливающем порядок открытия докторантур, этот коэффициент определен оптимистически и составляет примерно 6%.
или научно-педагогических школ, приведенные на рис. 8, можно дополнить рядом общепринятых [27] признаков, по которым можно практически оценить эффективность докторантур. А именно:
• участиепредставителей научно-педагогической школы в различных федеральных, региональных, муниципальных советах, комитетах и т.п.;
• участие в выполнении федеральных (и/ или региональных) целевых программ, оригинальность проводимых исследований, их использование в народном хозяйстве, а для вузов - и в учебном процессе;
• участие в выполнении международных проектов;
• выполнение коммерческих заказов;
• получение спонсорской помощи;
• наличие научных традиций (проведение регулярных конференций, семинаров, летних и зимних школ), издание журналов, прием на стажировку представителей других учреждений, в том числе из-за рубежа и т.п.;
• обеспечение преемственности поколений (уровень организации послевузовского образования и результаты по воспро-изводствунаучных и/ или научно-педагогических кадров в научно-педагогической школе, включая динамику по омоложению преподавательского/научного состава вуза/организации);
• наличие системы идей либо концепции, направленной на решение актуальной научно-практической задачи, сформулированной в «Плане 2020»;
• системообразующая деятельность научного лидера (организационное, финансовое, кадровое обеспечение исследований, направленное на развитие положений научной школы, включая работу по подготовке кандидатов и докторов наук) и влияние членов школы на экономику России;
• опубликование коллективных монографий или учебников 4 по направлениям и тематике деятельности коллектива, кото-
рые принципиально изменили уровень знания в рассматриваемой отрасли;
♦ создание научно-производственных структур, успешно решающих вопросы коммерциализации научных результатов школы (инновационные решения должны обеспечивать дополнительное к грантам финансирование школы); социальная и научная востребованность продуктов деятельности научной школы;
♦ признание научных результатов школы отечественными и зарубежными специалистами.
Дополнительно к вышеперечисленным нужно учитывать и такие признаки, как:
♦ создание учебных или методических материалов различного характера, получивших признание на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;
♦ реализация принципов интеграции науки и образования с непременными элементами развивающего обучения и с использованием современных средств коммуникаций;
♦ ведение просветительской и/или преподавательской деятельности по блоку учебных дисциплин, составляющих образовательное и содержательное ядро программы определенной специальности (специальностей);
♦ рекрутирование новых членов научно-педагогической школы, в том числе из студенческого контингента своего вуза путем развития НИРС;
♦ проведение наряду с научно-практическими и научно-теоретическими конференциями (регионального, межвузовского и более высокого ранга) постоянно действующих внутривузовских методических семинаров, носящих преимущественно научно-методический характер, в ходе которых реализуется функция тиражирования педагогических новаций и диссеминация опыта инновационной деятельности.
Вопрос о прекращении существования научно-педагогической школы чаще всего
4 Интересны именно коллективные публикации, отражающие единство и целенаправленность научно-педагогической школы.
связан с дезактуализацией ее исследовательской программы, а также с обнаружением и признанием ее непродуктивности.
Весьма велика опасность неверной самооценки или некорректного позиционирования научно-педагогической школы, особенно при решении вопроса об открытии при этой школе докторантуры. В этом случае руководителям научно-педагогических школ должен помочь Ученый совет организации и ее руководство. Видимо, необходимы внутрифирменные (внутриву-зовские, институтские, лабораторные и т.д.) рейтинги значимости действующих научных и научно-педагогических школ. Действительно сильные и успешные школы должны получить всемерную поддержку, например, путем выделения дополнительных контрольных цифр приема в аспирантуру, продвижения представителей школы в общественные организации, представления членов школы к различного рода поощрениям и наградам.
Специфика обучения аспирантов и докторантов в аспирантуре и докторантуре предполагает их обязательное участие в проведении научно-исследовательских работ, в научных проектах и разработках, осуществляемых на платной основе, в выполнении работ по избранным темам научных исследований наравне с другими членами научно-педагогической школы. Следовательно, проблема эффективности современных докторантур фокусируется главным образом на объемах привлеченных научно-педагогической школой средств.
Практика открытия докторантур
Начальником управления послевузовского образования Южного федерального университета Б.А. Черниковым опубликован для сведения ученых советов, руководителей институтов, деканов факультетов, научных консультантов и научных руководителей, научной общественности собственный анализ опыта по открытию докторантур в 2009 г. согласно критериям административного регламента [28].
Основными причинами отказов в открытии докторантур ЮФУ он называет следующие:
1) в заявлениях не указывалось, какие именно проблемы будут решать кадры по заявленной специальности докторантуры (т.е. нет обоснования - с какой целью готовятся научные кадры);
2) неубедительность описаний научнопедагогических школ. Отсутствуют основные «признаки» школы: концепция школы, не обозначены авторитетные в научных кругах лидеры или группа лидеров; отсутствуют значимые научные результаты для отрасли науки, региона, страны; нет оценки школы научной общественностью;
3) мало или нет значимых публикаций;
4) незначительное финансирование и участие в проектах или программах разного масштаба;
5) несоблюдение требования по количеству аспирантов по специальности открываемой докторантуры;
6) в научно-педагогической школе работает менее 5 докторов наук по специальности открываемой докторантуры;
7) низкая эффективность аспирантур по специальностям открываемых докторантур сравнительно с показателями по России;
8) небрежное (неправильное) оформление документов и игнорирование образцов бланков, утвержденных Минюстом России;
9) отсутствует название научно-педагогической школы или оно дублирует название специальности;
10) важнейшие публикации предполагаемых научных консультантов за последние пять лет не соответствуют главному направлению научно-педагогической школы;
11) руководителям научно-педагогических школ и научных направлений рекомендуется лично просмотреть весь пакет документов.
12)чтобы соответствовать критериям административного регламента, необходимо сократить число специальностей аспи-
рантуры (в ЮФУ их 126, из них более 20 не задействованы на протяжении 3-5 лет!), на которых сконцентрировать набор в аспирантуру.
Заключение
Рассматривая работу докторантур, мы не должны забывать, что ученая степень не самоцель. Целью является общественная поддержка «атлантов»: именно неординарные люди, способные держать на своих плечах ответственность за будущее страны, нужны сегодня современной России.
Автор выражает глубокую благодарность своим коллегам за интереснейшие и плодотворные дискуссии на тему подготовки научных кадров в условиях глубокой модернизации системы высшего образования.
Литература
1. Проект федерального закона «Об образо-
вании в Российской Федерации» (в редакции на 1 декабря 2010 г.). URL: http:// mon.gov.ru/
2. Демина Н.В. Отменить нельзя оставить.
Доктора наук о докторских и ВАК // Троицкий вариант. 2010, март. № 49. С. 12.
3. Аксенова М.А. Подготовка кадров высшей
квалификации в России. Заметки российского статиста (февраль, 2010). URL: http:/ /www.ekonominform.ru/
4. Тодосийчук А.В. Воспроизводство научных
и научно-педагогических кадров. Проблемы и перспективы: Аналитические материалы / Комитет Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по науке и наукоемким технологиям // Образование в документах. 2008, октябрь. № 20 (189). С. 67.
5. Федеральный закон «Об образовании» от
10 июля 1992 г. № 3266-1.
6. Федеральный закон «О высшем и послеву-
зовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22.08.1996 с изменениями, вступившими в силу с 16 декабря 2007 года.
7. Типовое положение об образовательном
учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведе-
нии) (утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71).
8. Положение о диссертационном совете, ут-
вержденное приказом Минобразования России от 7 июня 2000 г. № 1707.
9. Показатели деятельности и критерии го-
сударственной аккредитации высших учебных заведений, приказ Рособрнадзо-ра от 30 сентября 2005 г. № 1938.
10. Приказ Росстата от 18 августа 2008 г. № 193 (ред. от 30 октября 2009 г.) «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организаций статистического наблюдения ...».
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 октября
2008 г. № 286 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по образованию по предоставлению государственной услуги “Открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях”».
12. Виноградов Б.А. Будут кадры, будут и инновации // Архипелаг Святая Русь. 2009, июнь. URL: http://rys-arhipelag.ucoz.ru/ риЫ/9-1-0-1368/
13. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
14. Приказ Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814 «Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации».
15. Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе непрерывного образования через докторантуру МГУ. URL: http://www.msu.ru.
16. Положение о порядке присуждения ученых степеней с изменениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. № 227.
17. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации Минэкономразвития России. Разд. 5. 2008, март («План 2020»).
18. Дорожная карта научно-технологического сотрудничества ЕС и России на 2010-
2012 годы. URL: http://www.strf.ru/ material.aspx?CatalogId=221&d_no=35730
19. ENPI 2007-2013: Analysis of the EU’s Assistance to Russia. Briefing paper for the Foreign Affairs Committee of the European Parliament made under the framework contract with the Trans European Policy Studies Association (TEPSA). September 2008.
20. Тетерин М.А. Инновационные аспекты повышения конкурентоспособности экономики России: опыт Финляндии //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2010. №6(392).
21. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года). URL: http://www.protown.ru/ information/hide/4499.html
22. Ориель Л. Доктора наук: рынок труда и международная мобильность (результаты проекта ОЭСР «Карьеры докторов наук») // Форсайт. 2007. № 3(3). С. 34.
23. Работа аспирантуры и докторантуры за
2009 год. М.: Росстат, 2010.
24. Иванов А.Е. Ученые степени в Россий-
ской империи XVIII в. -1917 г. М.: ИРИ РАН, 1994. 197 с.
25. Шестак Н.В., Астанина С.Ю. Роль научных школ в подготовке молодых ученых // Труды СГА. Сер. «Гуманитарные науки. Психология и социология образования». 2006. Вып. 95. С. 176-186.
26. Криворученко В.К. Научные школы - важнейший фактор развития современной науки. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ scientificschools/ about/Krivoruchenko_factor/
27. Шестак В.П. Открытие докторантур. Методические рекомендации. URL: http:// www.mechnik.spb.ru/science/ departments/ Doctorantura-dokum.php
28. Послевузовское образование (аспирантура, докторантура, соискательство) в Южном федеральном университете. Открытие аспирантур и докторантур. Для сведения ученых советов, руководителей институтов, деканов факультетов, научных консультантов и научных руководителей, научной общественности Южного федерального университета. URL: http://sfedu.ru/00_main_ 2010/ main_context.shtml?asp/ asp7
SHESTAK V. POSTGRADUATE EDUCATION IN RUSSIA
The current problems and the perspectives of doctoral training in Russian higher education institutions and scientific organizations from the standpoint of Federal law “On education in the Russian Federation” discussion are considered.
Keywords: doctoral training, doctoral training legal status, scientific personnel training, doctoral student age dynamics, doctoral training effectiveness, research and educational school.
g
ПЕРЕЧЕНЬ
ведущих научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК
Высшее образование в России * 73060
Социологические исследования * 70934
Философские науки * 45490
Эпистемология и философия науки *46318
по философии, социологии и культурологии, по педагогике и психологии, по истории
по философии, социологии и культурологии по философии, социологии и культурологии
по философии, социологии и культурологии