Научная статья на тему '18. 3. О системе подготовки кадров высшей квалификации в Российском государственном социальном университете'

18. 3. О системе подготовки кадров высшей квалификации в Российском государственном социальном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / ДОКТОРАНТУРА / ДИССЕРТАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ / КАДРЫ ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / POSTGRADUATE STUDY / DOCTORATE / DISSERTA-TION COUNCILS / HIGHER PROFESSIONAL QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гапоненко А. В.

В статье представлены некоторые аспекты подготовки кадров высшей профессиональной квалификации в аспирантуре и докторантуре Российского государственного социального университета лидера социального образования в Российской Федерации в условиях стремления ведущих мировых держав к созданию единого мирового образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF A PROFESSIONAL TRAINING OF THE HIGHER PROFESSIONAL QUALIFICATION IN THE RUSSIAN STATE SOCIAL UNIVERSITY

The purpose of this article is consideration of some aspects of a professional training of the higher professional qualification in postgraduate study and doctorate of the Russian state social university a leader of social education in the Russian Federation in the conditions of aspiration of leading world powers to creation of global world educational space.

Текст научной работы на тему «18. 3. О системе подготовки кадров высшей квалификации в Российском государственном социальном университете»

18.3. О СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Гапоненко А.В., Российский государственный социальный университет, доцент кафедры, к.п н.

Контакты автора: gaponenko69@mail.ru

Аннотация. В статье представлены некоторые аспекты подготовки кадров высшей профессиональной квалификации в аспирантуре и докторантуре Российского государственного социального университета - лидера социального образования в Российской Федерации в условиях стремления ведущих мировых держав к созданию единого мирового образовательного пространства.

Ключевые слова: аспирантура, докторантура, диссертационные советы, кадры высшей профессиональной квалификации

THE SYSTEM OF A PROFESSIONAL TRAINING OF THE HIGHER PROFESSIONAL QUALIFICATION IN THE RUSSIAN STATE SOCIAL UNIVERSITY

Gaponenko A.V., Candidate of pedagogic sciences, the senior lecturer Russian State Social University, Moscow

Annotation: The purpose of this article is consideration of some aspects of a professional training of the higher professional qualification in postgraduate study and doctorate of the Russian state social university - a leader of social education in the Russian Federation in the conditions of aspiration of leading world powers to creation of global world educational space.

Keywords: postgraduate study, doctorate, Dissertation Councils, higher professional qualification

В условиях создания единого мирового образовательного пространства, подписания Российской Федерацией Болонского соглашения, возрастает роль и значение послевузовского профессионального образования, основной целью которого является подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Стремление молодых людей к глубокой основательной послевузовской профессиональной подготовке и получению ученой степени не случайно. Состояние рынка труда в современной России заставляет каждого задуматься о своём профессиональном будущем: студентов - о получении качественных знаний и умений, перспективах профессионального развития, быстром карьерном росте, работодателей - о необходимости привлекать на предприятие и в бизнес самые современные и конкурентноспособные кадры. Особенно это актуально в периоды экономического кризиса. В.И. Жуков в докладе на IX Международном научно-педагогическом конгрессе «Глобальный кризис и социальная сплочённость российского общества» отметил: «... в академической, отраслевой и вузовской науке, в университетах и лабораториях находятся от-

веты на все вызовы, с которыми столкнулась Рос-

1

сия» .

Степень кандидата наук демонстрирует, что её обладатель владеет навыками самостоятельной творческой, аналитической деятельности, трудолюбив, работоспособен, умеет мыслить конструктивно и, таким образом, гарантирует преимущества при найме на работу. Ряд фирм, размещая информацию о вакансиях, все чаще указывают ученую степень как дополнительное преимущество при найме на должности директора (финансового, исполнительного, по развитию); ведущего, главного специалиста; начальника управления, отдела; руководителя проекта. А в том случае, если выпускники решают связать свою будущую карьеру с преподаванием или научной деятельностью, аспирантура - необходимый и неизбежный шаг профессионального роста. Так что в целом, решение начать работать над диссертацией, стратегически оправдано.

Аспирантура и докторантура являются основными формами системы послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, предоставляющими возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации.

Система подготовки и аттестации кадров, предусматривающая присуждение учёных степеней бакалавра, магистра и доктора сложилась в университетах Европы ещё в ХУШв. При этом магистрам соответствовали должности преподавателей, докторам - профессоров университетов. Основополагающим моментом отечественной подготовки и аттестации кадров для высшей школы следует считать создание в 1755 году Московского университета.2

В Российском государственном социальном университете аспирантура и докторантура были созданы в 1992 году. Тогда в аспирантуре обучались 37 аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук, 9 докторантов и соискателей ученой степени доктора наук по четырем специальностям. С тех пор роль и значение послевузовского профессионального образования, основной целью которого является подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для социальной сферы, системы органов управления и для удовлетворения потребностей самого университета каждым годом неизменно возрастает.

В целях совершенствования системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации приказом ректора от 23 сентября 2002 года с 1 сентября 2002 г. в структуре РГСУ под руководством ректора, академика РАН Жукова В.И. был создан Академический научно-педагогический институт (АНПИ), структурными подразделениями которого стали аспирантура и докторантура.4 В штат института вошли ака-

1 Жуков В.И. Социальное образование и социальная сплочённость российского общества в условиях глобального кризиса. Доклад на IX Международном научно-педагогическом конгрессе «Глобальный кризис и социальная сплочённость российского общества» 8 июня 2009г., Москва. - М.: Издательство РГСУ, 2009. -С.78.

2 Выскуб В.Г. Российская общественно-государственная система аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. - М.: Логос, 2005. - С.8.

3 Жуков В.И. Социальное образование и социальная сплочённость российского общества в условиях глобального кризиса. Доклад на IX Международном научно-педагогическом конгрессе «Глобальный кризис и социальная сплочённость российского общества» 8 июня 2009г., Москва. - М.: Издательство РГСУ, 2009. -С.12.

4 Жуков В.И. РГСУ в 2008 - 2009 учебном году: фундаментальные основы дальнейшего инновационного развития. Годовой от-

демики РАН Осипов Г.В., Макаров В.Л., Ойзерман Г.И., Степин В.С., члены-корреспонденты РАН Дмитриев А.В., Керимов Д.А., Иванов В.Н. и другие крупнейшие учёные. В 2007 году была осуществлена реорганизация института: изменилась его структура и расширились функции. К группе академиков и членов-корреспондентов добавились профессора-консультанты, из числа известных ученых и опытных педагогов.

Сегодня параметры деятельности университета и АНПИ увеличились в десятки раз: в РГСУ обучаются 1380 аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук по 29 специальностям научных работников и 12 отраслям наук.

03.00.16 Экология;

05.13.01 Системный анализ, управление и обработка информации;

05.13.10 Управление в социальных и экономических системах;

05.13.11 Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей

05.26.01 Охрана труда;

07.00.02 Отечественная история;

07.00.09 Историография, источниковедение и методы исторического исследования,

08.00.01 Экономическая теория;

08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством;

08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит;

09.00.11 Социальная философия;

10.02.19 Теория языка;

10.02.20 Сравнительно-историческое, типологическое, сопоставительное языкознание;

12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве;

12.00.02 Конституционное право; муниципальное право

12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право, семейное право, международное частное право;

13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в разных образовательных областях, информатика; информатизация образования);

13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры;

13.00.08 Теория и методика профессионального образования;

19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии;

19.00.03 Психология труда, инженерная психология и эргономика;

19.00.05 Социальная психология;

22.00.01 Теория, методология и история социологии;

22.00.04 Социальная структура, социальные институты и процессы;

22.00.06 Социология культуры, духовной жизни;

22.00.08 Социология управления;

23.00.01 Теория политики, история и методология политической науки;

23.00.02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии;

чёт ректора РГСУ на расширенном заседании Учёного совета 2 июля 2009года. - М.: Издательство РГСУ, 2009. - С.10.

24.00.01 Теория и история культуры.

РГСУ осуществляет активную международную деятельность, располагает договорами и соглашениями о международном сотрудничестве в области науки и образования. Традиционной формой международного сотрудничества является подготовка кадров высшей квалификации для иностранных государств через аспирантуру РГСУ. Такая подготовка является важнейшим показателем качества и эффективности образовательной деятельности вуза, признанием его престижа на национальном и международном уровнях. С 1992 года в РГСУ проходили подготовку более 80 иностранных аспирантов. Наибольший интерес для них представляли специальности по экономическим, социологическим, юридическим наукам. Наиболее активно международное сотрудничество такого вида развивалось с Вьетнамом, Кореей, Польшей. Сегодня в аспирантуре РГСУ обучаются 34 аспиранта и докторанта из других стран.

Высокопрофессиональное научное руководство аспирантами и соискателями учёной степени кандидата наук является непременным условием подготовки качественных научных исследований. В университете к научному руководству привлечены более 407 человек. Из них 275 доктора наук, профессора и 132 кандидаты наук, доценты. Соискатели учёных степеней осуществляют подготовку кандидатских и докторских диссертаций на 41 кафедре РГСУ. В рамках дальнейшего развития научных школ и научных направлений кафедр и факультетов, разработана тематика кандидатских и докторских диссертаций.

Учебным планом для аспирантов предусмотрена фундаментальная подготовка по иностранному языку, истории и философии науки, специальным дисциплинам. Значительное место занимает педагогическая практика в объеме ста часов. Кроме этого аспирантам читают курсы по методологии научного исследования, педагогике и психологии, основам использования вычислительной техники и программирования в различных отраслях наук.

Совершенствуются формы и методы работы с аспирантами и докторантами. Институт осуществляет научную экспертизу диссертационных исследований, оказывает консультативную помощь научнопедагогическим подразделениям РГСУ, кафедрам, аспирантам и докторантам. Дополнительно к базовому учебному курсу аспирантуры профессора - консультанты АНпИ проводят цикл семинаров на тему «Методология и методики диссертационного исследования», индивидуальные и групповые консультации по проблемам работы над диссертацией, осуществляют рецензирование научных статей аспирантов и молодых учёных.

Для активизации научно-исследовательской работы аспирантов Академическим научно-педагогическим институтом РГСУ регулярно проводятся учебные и научно-методические мероприятия: День аспиранта, научно-методические семинары («Социальная модернизация Российского общества глазами молодых учёных», «Инновационные исследования молодых учёных РГСУ», семинар для аспирантов первого года обучения «Особенности обучения в аспирантуре» и др.), мастер-классы ведущих учёных и научно-

обрзовательных структур университета («Философия научного познания» - мастер - класс доктора философских наук, профессора Иконниковой Г.И., «Презентация ресурсов электронной социальной библиотеки РГСУ» и др.), научно-методические конференции

(«Современные технологии организации педагогического процесса в высшей школе»), учебнометодические; творческие конкурсы научных статей «Исследования молодых учёных РГСУ»; интернет -дискуссии. Аспиранты принимают активное участие в проведении ежегодных научных мероприятий университета: конференции, посвящённой дню рождения РГСУ; Международном научно-педагогическом социальном конгрессе; организации и проведении выставок и др.

С целью оказания помощи аспирантам, докторантам, соискателям учёных степеней, их научным руководителям регулярно издаются методические материалы: «Аспирантура, докторантура и защита диссертации. Вопросы и ответы», Сборники нормативных документов РФ по организации образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования и др.

Все соискатели учёных степеней, обучающиеся в аспирантуре имеют возможность публикации результатов своих научных исследований в изданиях РГСУ. Ежегодно выпускаются четыре «Аспирантских сборника», сборник статей «Исследования молодых учёных РГСУ». Также аспиранты публикуют статьи в трёх журналах РГСУ, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук: «Учёные записки», «Социальная политика и социология», «Человеческий капитал».

В целях повышения уровня подготовки профессорско-преподавательского состава РГСУ и его филиалов проводится целевой прием в аспирантуру с возмещением затрат на обучение за счет средств РГСУ или филиалов университета. После зачисления в целевую аспирантуру с аспирантом заключается соответствующий договор о целевой подготовке научнопедагогических кадров. Ученым советом от 2 мая 2007 года было принято Положение о целевой подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации в РГСУ. Срок обучения в целевой аспирантуре не должен превышать 2-х лет по очной и 3-х лет по заочной формам обучения. После успешного окончания лицом целевой аспирантуры, с ним заключается трудовой договор сроком на 5 лет для замещения соответствующей профессорско-преподавательской должности в РГСУ или его филиале, при условии успешного прохождения конкурсного отбора. Целевая аспирантура и докторантура позволяют сформировать кадровый резерв профессорско-преподавательского состава РГСУ. Средний возраст аспирантов, обучающихся по целевому договору составляет 23 года.

С 2008 года для аспирантов, магистрантов и молодых преподавателей осуществляется реализация программы дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Опыт многих вузов показывает, что наиболее успешной считается подготовка в аспирантуре, сочетающаяся с получением вышеназванной дополнительной квалификации. Слушателям предлагается освоить двухгодичную программу в объеме 1080 часов с выдачей соответствующего диплома.

В 1995г. в РГСУ начали свою работу 3 диссертационных совета: Д123.03.01 - по социологическим и философским наукам; Д123.03.01 - по социологическим наукам; Д 123.03.03 - по экономическим наукам. Через год в университете стал функционировать диссертационный совет по политическим и историческим нау-

кам Д 123.03.02. В настоящее время в РГСУ продуктивно работают семь докторских диссертационных советов. Защиты кандидатских и докторских диссертаций проводятся по 20 специальностям.

Д 212.341.01 по социологическим и философским наукам.

09.00.11 Социальная философия.

22.00.01 Теория, методология и история социологии.

22.00.04 Социальная структура, социальные институты и процессы.

22.00.08 Социология управления.

Д 212.341.02 по историческим и политическим наукам.

07.00.02 Отечественная история.

23.00.01 Теория политики, история и методология политической науки.

23.00.02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.

Д 212.341.03 по экономическим наукам.

08.00.01 Экономическая теория.

08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством.

08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит.

Д 212.341.04 по юридическим наукам.

12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве.

12.00.02 Конституционное право; муниципальное право.

12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право, семейное право, международное частное право.

Д 212.341.05 по психологическим наукам.

19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии.

19.00.05 Социальная психология.

Д 212.341.06 по педагогическим наукам.

13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (социальная работа и социальная педагогика).

13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

13.00.08 Теория и методика профессионального образования.

Д 212.341.07 по техническим наукам.

05.13.11. Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей (по техническим наукам).

05.13.01. Системный анализ, управление и обработка информации (по физико-математическим наукам).

В диссертационных советах, функционирующих при Российском государственном социальном университете, с момента их открытия по 1 июня 2010 года успешно защищено 1125 диссертаций, в том числе 15б докторских и 969 кандидатских. В том числе за последние пять лет (с 2005 года) - 868 (77,2%). Из них 109 (70%) докторских диссертаций и 759 (78,3%) кандидатских диссертаций

В том числе за последние пять лет в диссертационном совете:

- по социологическим и философским наукам - 85 (11,2%) кандидатских диссертаций и 24 (22%) докторских диссертаций;

- по историческим и политическим наукам - 67 (8,8%) кандидатских диссертаций и 22 (21%) докторских диссертаций;

- по экономическим наукам - 277 (36,5%) кандидатских диссертаций и 38 (34,9%) докторских диссертаций;

- по юридическим наукам - 136 (17,0%) кандидатских диссертаций и 9 (8,3%) докторских диссертаций;

- по психологическим наукам - 79 (10,4%) кандидатских диссертаций и 5 (4%) докторских диссертаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по педагогическим наукам - 109 (14,4%) кандидатских диссертаций и 11 (10,2%) докторских диссертаций;

- по техническим наукам - 5 (1%) кандидатских диссертаций.

В целом система подготовки и аттестации кадров высшей квалификации РГСУ имеет положительную динамику своего развития, а также резервы и ресурсы для её совершенствования. Для сохранения и улучшения научно-педагогического потенциала вуза необходимо своевременно готовить и отбирать способных к научной, экспериментальной и педагогической деятельности студентов и выпускников, повышать значимость научной подготовки в профессии-ональном становлении будущих специалистов, развивать у них потребность в научной работе и установки на активное участие в исследовательской деятельности. Совершенствование организационных форм подготовки кандидатов наук должно сочетаться с мерами по повышению ответственности научных руководителей, кафедральных коллективов, диссертационных советов за качество приема в аспирантуру, организацию работы с аспирантами и качество диссертационных исследований. Объём и структура подготовки научных кадров высшей квалификации должны соответствовать перспективным целям и задачам политики страны в области образования и науки, планам модернизации экономики и это является одним из приоритетов деятельности Российского государственного социального университета.

Список литературы:

1. Выскуб В.Г. Российская общественно-государственная система аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. - М.: Логос, 2005. - 256с.

2. Жуков В.И. Социальное образование и социальная сплочённость российского общества в условиях глобального кризиса. Доклад на IX Международном научно-педагогическом конгрессе «Глобальный кризис и социальная сплочённость российского общества» 8 июня 2009г., Москва. - М.: Издательство РГСУ, 2009. - 84с.

3. Жуков В.И. РГСУ в 2008 - 2009 учебном году: фундаментальные основы дальнейшего инновационного развития. Годовой отчёт ректора РГСУ на расширенном заседании Учёного совета 2 июля 2009 года. - М.: Издательство РГСУ, 2009. -110с.

РЕЦЕНЗИЯ

Подготовка научных кадров высшей квалификации декларируется всеми высокоразвитыми странами как условие успешного экономического развития, позволяющее интенсифицировать производительность труда, рационально использовать человеческие, производственные и природные ресурсы, решать локальные и принимать участие в решении глобальных проблем. Высокий профессиональный уровень выпускников вузов, кандидатов и докторов наук, достижения в научной сфере повышает статус и конкурентоспособность государства на мировой арене, формирует у граждан чувство гордости за свою страну.

В статье автор обобщает опыт подготовки кадров высшей квалификации в Российском государственном социальном университете.

РГСУ за восемнадцать лет своего развития прошёл путь от аспирантуры, в которой обучались 37 аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук и 9 докторантов и соискателей ученой степени доктора наук по четырем специальностям, до создания Академического научно-педагогического, аккумулирующего опыт крупнейших учёных - педагогов, подготовивших десятки молодых учёных для науки.

ВЫВОД

Представленная работа является востребованной административными работниками образовательных учебных заведений высшего профессионального образования, научными руководителями, аспирантами. Она имеет выраженную актуальность и значимость и может быть рекомендована к публикации.

Иститут экономики РАН, ведущий научный сотрудник, доцент,

к.э.н. Н.Ю. Ахапкин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.