Научная статья на тему 'Подготовка кадров высшей квалификации: опыт института педагогики и психологии профессионального образования РАО'

Подготовка кадров высшей квалификации: опыт института педагогики и психологии профессионального образования РАО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров высшей квалификации: опыт института педагогики и психологии профессионального образования РАО»

тому им дана возможность и право абсолютно легально получать деньги за дополнительные услуги.

Нормативные акты:

1) ФЗ от 03.11.2006 № 174 ФЗ «Об автономных учреждениях»

2) ФЗ от 03.11.2006 № 175 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях»

3) ФЗ «О реформировании бюджетных образовательных учреждений», принят Госдумой 23 апреля 2010 г. (пока не опубликован ).

Проблемы для обсуждения.

1. Какие образовательные учреждения могут претендовать на финансовую свободу (автономность) -(Законодательством детально не урегулировано).

2. Что из имущества автономных образовательных учреждений может относиться к особенно ценному движимому имуществу, которое они не

смогут отчуждать (продавать, дарить, сдавать в аренду и т. д.) - (Перечень законодательством не установлен).

3. Возможность освобождения от оплаты (дополнительные занятия, кружки, олимпиады и т.д.) особо одаренных студентов и школьников в автономных образовательных учреждениях.

4. Необходимо определить, каким негосударственным вузам, школам, дошкольным образовательным учреждениям будут выделены для поддержки субсидии.

5. Определение в законодательном порядке тарифной системы оплаты труда педагогов в автономных образовательных учреждениях, чтобы размер их заработной платы не был отдан на откуп некоторым недобросовестным руководителям по принципу: «Кому хочу, тому дам десять окладов, а кому-то вовсе не дам» - в законах указано, что размер заработной платы у педагогов автономных образовательных учреждений будет намного выше, чем в казанных и бюджетных образовательных учреждениях, однако тарификация заработной платы не определена.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ: ОПЫТ ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАО

Модернизация профессионального образования тесно связана с подготовкой научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Известно, что систематическая и планомерная подготовка таких кадров в значительной мере решает задачи сохранения и развития созидательного научного,

культурного и духовного потенциала страны и регионов, обеспечивает преемственность традиций научных и педагогических школ, способствует формированию общественной элиты, осуществляющей функции политического и экономического управления.

На современном этапе в институте подготовка научных и научно-педагогических кадров осуществляется в рамках разветвленной, динамичной по своему развитию системы послевузовского профессионального образования, включающей: докторантуру; аспирантуру; подготовку докторских и кандидатских диссертаций в форме соискательства, прием кандидатских экзаменов, творческие отпуска для завершения кандидатских и докторских диссертаций, научные стажировки, диссертационные советы.

Подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре ИПП ПО РАО ведется по 4 научным специальностям. Научное руководство аспирантов и соискателей осуществляет 31 человек, 22 из них - доктора наук, 1- действительный член РАО, 1- член- корреспондент РАО, 9- кандидаты педагогических и психологических наук. Высококвалифицированный научно-педагогический состав, постоянно развивающиеся научные исследования, наличие диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, хорошая материально-техническая база создают все необходимые условия для успешной работы по подготовке кадров высшей квалификации.

В настоящее время в аспирантуре обучается более 100 человек. Для осуществления постоянного контроля и руководства системой послевузовского профессионального образования, а также для повышения эффективности деятельности аспирантуры и докторантуры проводится постоянная работа по следующим направлениям:

- комплексный мониторинг качества подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; 180

- хранение и обработка необходимой информации о докторантах, аспирантах и соискателях;

- мониторинг эффективности работы докторантуры и аспирантуры по научным специальностям и отраслям наук;

- постоянный персональный контроль за выполнением индивидуальных планов докторантов, аспирантов, соискателей;

- ежегодная аттестация аспирантов, которая традиционно проводится в три этапа (1 этап - отчет аспирантов на заседаниях лабораторий, 2 этап - отчет аспирантов старших курсов, информация научных руководителей и зав. лабораториями в комиссии по аттестации, 3 этап - итоги аттестации обсуждаются и утверждаются на Ученом совете института. Аспиранты 3 курса очного отделения и 4 курса заочного отделения выступают с отчетами за весь период обучения на Ученом совете. Итоги аттестации рассматриваются на Ученом совете института);

- анализ эффективности научного руководства и реализуемых программ подготовки кадров высшей квалификации;

- формирование баз данных научных кадров, научно-исследовательских и инновационных проектов;

- повышение оперативности делопроизводства, снижение доли бумажного документооборота в структурных подразделениях института, занимающихся подготовкой и аттестацией кадров высшей квалификации;

- информационное взаимодействие с Федеральным агентством по образованию и Высшей Аттестационной комиссей;

- совершенствование и расширение практики получения грантов от

российских и международных научных фондов, внутривузовских грантов, участия в целевых и научных программах.

Диссертационный совет в Институте действует с 13.03.1987 года. На сегодняшний день в диссертационном совете Д 008.012.01 проходят защиты диссертаций по четырем специальностям (13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 - теория и методика профессионального образования, 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.05 - социальная психология (психологические науки). В состав диссертационного совета входят 29 членов - ведущих ученых, работающих в различных областях педагогической науки, что способствует всестороннему анализу диссертационных исследований.

Эффективность диссертационного совета достигается:

1) соответствием тем диссертационных исследований профилю Института и диссертационного совета;

2) многоэтапным предварительным обсуждением результатов диссертационных исследований: а) обсуждение и утверждение темы исследования (на Ученом совете Института); б) обсуждение и утверждение структуры и аппарата диссертационного исследования (в лаборатории); в) обсуждение результатов диссертационного исследования соискателей (в лаборатории); г) обсуждение на методологическом семинаре Института; д) предварительная защита (с участием 3-х лабораторий и привлечением как минимум 3-х рецензентов); е) экспертиза (с участием 3-х экспертов из числа членов диссертационного совета);

3) достижением прозрачности и публичности результатов диссертационных исследований соискателей через их публикации в Казанском педагогическом журнале, выпускаемом в Институте;

4) принятием авторефератов к печати только на основании положительной оценки научного руководителя (консультанта), ученого секретаря, заместителя председателя и председателя диссертационного совета;

5) предоставлением в диссертационный совет справок об опытно-экспериментальной работе и внедрении результатов исследования в образовательный процесс учебных заведений профессионального образования, патентов об изобретениях и свидетельств о рацпредложениях;

6) приглашением на заседание диссертационного совета представителей учреждений, в которых осуществлялась опытно-экспериментальная работа соискателя и внедрение результатов исследования;

7) приоритетностью принятия к защите диссертационных исследований, выполненных по двум специальностям;

8) назначением ведущей организации, профиль которой соответствует теме диссертационного исследования, принимаемого к защите, а также официальных оппонентов, известных своими публикациями в данной области.

За время существования диссертационного совета в нем защищено более 500 докторских и кандидатских диссертаций. Свои диссертации в совете защищают аспиранты и соискатели из различных регионов России, в том числе из Москвы, Екатеринбурга, Стер-литамака, Абакана, Саяногорска, Махачкалы, Оренбурга, Саранска, Йош-

кар-Олы, Перми, Тюмени, Томска и др. В числе защитившихся здесь: В.М.Демин, В.С.Безрукова, М.А.Берулава, Б.С.Гер -шунский, И.Я.Курамшин, Ю.К.Кустов, В.С.Леднев, В.М.Медведев, А.М.Но -виков, Е.Г.Осовский, М.И.Рожков, Ю.С.Тюнников, Н.П.Чепаев, М.А.Чо-шанов, Н.Е.Эрганова и многие другие известные ученые. Успешно защитили диссертации и иностранные граждане: гражданка КНР Цзян Сяоянь, которая успешно защитила диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 2 гражданина республики Йемен: Муха-мед Ибрагим Мухамед Абдулла и Ис-маил Абдулсалам Мухаммед Рагех на соискание ученой степени кандидата психологических наук.

Анализ тематики диссертационных исследований свидетельствует об их соответствии профилю научно-ис-следовательскойдеятельностиучрежде-ния Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования» и планам научных и учебных заведений, представивших диссертации к защите, а также специальностям диссертационного совета. Диссертационный совет уделяет большое внимание апробации и использованию результатов диссертационных исследований в практике профессиональной школы. При оценке диссертационных работ учитываются следующие формы использования результатов: применение учреждениями системы образования инновационных авторских учебных планов и программ, методических разработок и другой нормативной документации, применение методик диссертационных исследований в НИР Института педагогики и психологии профессионального об-182

разования РАО, а также соответствующих ведомств при разработке учебно -программной документации.

Постоянная работа по обеспечению профессионального роста кадров в области педагогики и психологии ведется в центре ДПО, где повышение квалификации преподавателей идет по 1 и 2-х годичным программам.

Институт является крупнейшим центром научных психолого-педагогических исследований. В институте сложились авторитетные и известные в России научные школы, в том числе по направлениям:

- теоретико-методологические основы развития профессионального образования - академик Г.В.Мухаметзянова;

- поливариативная модель гуманитаризации профессионального образования - член-корр РАО, проф. Л.А. Волович;

- системно-функциональный подход к разработке психологической теории ценности - д.психол.н. Б.С.Алишев;

- динамизация информационной подготовки в профессиональной школе

- д.п.н. Г.И.Кирилова;

- нормативная область профессионального образования - д.п.н. Е. А. Корчагин

- д.п.н., проф. В.Ш.Масленникова

- теория воспитания в современной социокультурной среде;

- зарубежный опыт подготовки компетентного специалиста в формате единого образовательного пространства - д.п.н., проф. Т.М.Трегубова.

- фундаментализация содержания профессионального образования -д.п.н. Читалин Н.А..

Базовыми нормативными правовыми актами, регулировавшими государственную подготовку и аттестацию научных кадров в истории России, являлись Положения об аспирантуре (в десяти сменившихся редакциях за следующие годы - 1934, 1939, 1950, 1957,

1962, 1968, 1980, 1987, 1995 и 1998), а также Положения и Инструкции о порядке присуждения ученых степеней (в двенадцати сменившихся редакциях -1934, 1937, 1938, 1941, 1957, 1960, 1966, 1972, 1975, 1989, 1994 и 2002).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.