Научная статья на тему 'Научная жизнь педвуза'

Научная жизнь педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная жизнь педвуза»

Л. НИКИТИНА, профессор проректор по науке

Фундаментальность отечественного университетского образования обеспечена органическим взаимопроникновением педагогического процесса и исследовательской деятельности. Научная работа преподавателей является гарантом качества образовательных программ и в нашем университете.

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура в ХГПУ была открыта в 1971 г. по специальности 01.04.07 - «Физика твердого тела», а затем в 1987 г. по специальности 13.00.01 - «Общая педагогика». В настоящее время в университете осуществляется подготовка аспирантов по 18 специальностям: «Дифференциальные уравнения», «Теоретическая физика», «Физика конденсированного состояния», «Зоология», «Отечественная история», «Всеобщая история», «Онтология и теория познания», «Социальная философия», «Русская литература», «Русский язык», «Романо-германские языки», «Общая педагогика», «История педагогики и образование», «Теория и методика обучения и воспитания (биология)», «Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)», «Теория и методика обучения и воспитания (черчение)», «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» «Педагогическая психология», «Теория и история культуры».

Научные исследования аспирантов являются востребованными в Дальневосточном регионе, поскольку в их основе лежит изучение актуальных проблем регионального характера.

Руководителями аспирантов и соискателей являются в основном доктора наук, профессора, работающие на 23 кафедрах университета.

Контингент аспирантов за 5 лет увели-

Научная жизнь педвуза

чился в 1,3 раза. Эффективность работы аспирантуры возросла в 2,3 раза. Кандидат-

ские диссертации защитили 63 наших преподавателя.

Ежегодно на базе вуза проводится краевой конкурс молодых ученых и аспирантов. Работают секции гуманитарных, математических, общественных наук, в которых активно принимают участие аспиранты ХГПУ.

Диссертационные советы

В университете открыты два докторских диссертационных совета. Базовым является диссертационный совет по специальностям 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования» и 13.00.02 -«Теория и методика обучения и воспитания (биология, история)».

За последние пять лет к защите было принято 16 докторских и 70 кандидатских диссертаций (рис. 1 и 2).

За годы работы Совет по педагогике консолидировал научно-педагогическую общественность девяти субъектов Российской Федерации - Иркутской, Читинской, Амурской, Сахалинской, Камчатской областей, Республики Саха (Якутия), Примор-

2003 г. - 2 раб.

2000 г. - 7 раб.

Рис. 1. Защиты докторских диссертаций (количество работ)

2000 г. - 17 раб. 1999 г. - 13 раб.

Рис. 2. Защиты докторских диссертаций (количество работ)

2002 г. - 3 раб.

Рис. 3. Защиты кандидатских диссертаций (количество работ)

ского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области.

Членами диссертационного совета организована работа «Школы молодого ученого» для творческих педагогов системы общего и профессионального образования в 10 городах Дальневосточного федерального округа.

Диссертационный совет по специальности 07.00.02.

- «Отечественная история» до марта 2003 г. работал как кандидатский, а далее - в статусе регионального докторского совета. Председателем диссертационного совета является проф. Н.И. Дубинина.

Всего по специальности 07.00.02 защитили диссертации 19 человек {рис. 3), Е числе которых один 2001 преподаватель ХГПУ, остальные -сотрудники других вузов и организаций: диссертационный совет по истории полностью оправдывает свой региональный статус.

Диссертационные советы активно работают на весь Дальневосточный регион. Здесь защищаются преподаватели как педагогических, так и других высших учебных заведений Хабаровского и Приморского краев, Камчатской, и Амурской областей, Республики Саха (Якутия). В 2001 г.

ХГПУ заключил соглашение с Кеннамским университетом (Республика Корея) о подготовке кандидатов наук по педагогике. Первая диссертация была защищена в 2003 г. Чой Су Еном. Вручение диплома доктора наук международного образца состоялось в 2004 г.

За весь период работы аспирантуры выпущено 198 специалистов высшей квалификации, из них защитились 156 человек, что составляет 78,8%. Ежегодно более 60% выпускников заканчивают аспирантуру с представлением диссертации. По специальностям, где функционируют диссертационные советы, число защитившихся в срок аспирантов достигает 30%. Этот показатель выше среднего по Российской Федерации.

Наиболее плодотворно работает аспирантура по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования». За прошедшие годы соответствующими кафедрами выпущено 67 высококвалифицированных специалистов, из них 58 человек (86,6%) защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. С открытием в 1993 г. докторского диссертационного совета по педагогике и докторантуры в 1997 г. 20 преподавателей ХГПУ и региона защитили диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.

Вместе с тем наличие собственного диссертационного совета по педагогике привело к тому, что преподаватели специальных кафедр (русского языка, алгебры, математического анализа, иностранных языков и др.) стали поступать в аспирантуру или оформлять соискательство по педагогике. Конечно, это, с одной стороны, способствовало более быстрой подготовке кандидатов наук, однако, с другой - специальные кафедры начали «педагогизироваться». Поэтому была разработана специальная программа развития аспирантуры, в которой определена приоритетность специальностей. Кроме того, были заключены договоры с МПГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, ДВГУ на подготовку необходимых вузу специалистов.

С конца 80-х годов прекратилось бюджетное финансирование научных командировок и экспедиций аспирантов, которые были особенно необходимы по таким специальностям, как всеобщая история, романо-германские языки, теория и история культуры, философия, литература. Это

привело к резкому сокращению числа аспирантов, заканчивающих аспирантуру с защитой.

В связи этим ректорат ХГПУ принял решение о выделении аспирантам и соискателям средств из внебюджетного фонда университета для научных командировок в библиотеки, архивы, научные центры Москвы, Санкт-Петербурга и другие города.

С каждым аспирантом заключается договор, в котором оговариваются его права и обязанности. Все расходы, связанные с научными командировками, публикациями, предзащитой и защитой вуз берет на себя. Принятая программа способствовала значительному повышению качества диссертационных исследований.

Большое значение для своевременного написания и защиты кандидатских диссертаций в условиях Дальнего Востока имеет магистратура или годичные стажировки. За год или полтора соискатели успевают сдать кандидатские экзамены по философии и иностранному языку, а также определиться с темой, объектом и методами исследования, начать эксперимент. Некоторые стажеры даже успевают подготовить материалы к публикации. На этот счет есть решение Ученого совета о ежегодном издании сборников научных трудов молодых ученых и аспирантов.

Следует также обратить внимание на восстановленную с недавних пор «целевую» аспирантуру. Поскольку ХГПУ имеет разветвленную сеть аспирантуры, представляющую интерес не только для педвузов, к нам обращаются с просьбами дать согласие на обучение в аспирантуре по целевому набору. Опыт показывает, что, как правило, Министерство образования места выделяет и обеспечивает их стипендией. Однако вопрос с финансированием командировок и экспедиций «целевиков» остается открытым.

Работа по организации научных исследований аспирантов и их научно-методической подготовке на кафедрах проводится по-разному. В аспирантурах, насчитывающих небольшое количество аспирантов (кафед-

ра литературы, общей физики), работа сводится к индивидуальному руководству и консультациям при подготовке к сдаче кандидатского экзамена.

На кафедрах, где аспирантский состав значителен (педагогика, отечественная история, романо-германские языки, психология), проводятся еженедельные семинарские и лекционные занятия по специальности. Тематика занятий и соответственно планы семинаров ежегодно обновляются, снабжаются списками новой литературы, доводятся до каждого аспиранта.

Ряд научных руководителей опубликовали для аспирантов научно-методические пособия, оказывающие помощь в подготовке кандидатской диссертации. Упомянем «Одиннадцать советов научного руководителя аспиранту» проф. П.Я. Гонтмахера, «Кандидатская диссертация: подготовка и написание» проф. Ю.Н. Цыпкина и др.

Большое значение для университета имеет перспективный план подготовки специалистов высшей квалификации через докторантуру, перевод преподавателей на должности старших научных сотрудников, через соискательство и творческие отпуска. В план на 1997-2002 и 2004-2008 гг. было включено 30 преподавателей. Средний возраст соискателей докторских степеней составил 47 лет. За пять лет 16 соискателей защитили докторские диссертации, четыре представили свои работы к защите. Если рассматривать по специальностям, то вырисовывается следующая картина: по педагогике и методикам преподавания - 8, по истории - 4, по зоологии -2, по филологии -3 и по физике -1 и т. д. Как видно из приведенной статистики, в вузе наметилась тенденция увеличения числа докторов (как и кандидатов) педагогических наук. Причем «увлеченность» докторскими диссертациями по педагогике захватила и преподавателей специализированных кафедр. Такая ситуация не может не тревожить ректорат, особенно в связи с принятой Концепцией перехода педагогического университета в университет классического типа.

В настоящее время принята Программа развития научно-исследовательской деятельности ХГПУ на 2004-2008 гг., в которой определена приоритетность направлений подготовки кадров высшей квалификации. Новый план рассчитан на более молодых кандидатов наук. Средний возраст соискателей, включенных в план, составляет 40 лет (ранее 47 лет).

В 1998 г. наш университет подписал соглашение с Аугсбургским университетом (Германия) о сотрудничестве в области академического образования и научных исследований по межправительственной программе «А. Герцен». ХГПУ - единственный российский вуз, который работал в данной программе по 10 направлениям: психология, педагогика, методика преподавания, спорт, изобразительное искусство, история, политическая наука, английская филология, романская филология. Многие аспиранты, докторанты и соискатели (более 50 человек) смогли выехать на стажировки в Германию для работы по темам своих научных исследований.

В 2000 г. была установлена видеосвязь с Аугсбургским университетом, состоялось уже более 10 видеоконференций (международный конгресс в Германии по физической культуре, российская конференция «Информатизация-2000» по проблемам германистики и др.).

Особо хочу остановиться на вопросе о материально-технической базе экспериментальных исследований. В нашем университете имеются научные лаборатории при кафедрах общей физики и теоретической физики. Когда создавалась научная школа (70-е годы), кафедра имела много выгодных хоздоговоров и могла закупать дорогостоящее научное оборудование, на котором выполнялись кандидатские и докторские диссертации. Однако с развалом промышленности договорные связи распались, оборудование постепенно обветшало и морально устарело. Но на закупку нового у вуза не было средств. Складывающаяся десятилетиями физическая школа постепенно стала

терять аспирантов. Чтобы выйти из этого положения, решили создать совместную межвузовскую лабораторию с академическими институтами ДВО РАН.

Финансирование научно-исследовательской деятельности

Финансирование научных исследований в течение последних пяти лет складывалось из следующих источников:

1. Бюджетное финансирование:

• Единый заказ-наряд от Министерства образования РФ;

2. Внебюджетное финансирование:

• Гранты Министерства образования РФ;

• Программы Министерства образования РФ;

• Гранты Российского гуманитарного научного фонда;

• Гранты и программы Правительства Хабаровского края;

• Международные программы и гранты;

• Собственные средства ХГПУ;

• Прочие фонды и организации.

Как видно из таблицы, финансирование с 1999 г. по 2003 г. увеличилось в 4,5 раза, в основном за счет привлечения средств из МО РФ (ЕЗН, НТП, гранты), Правительства Хабаровского края (гранты, НТП и др.), а также собственных средств {рис. 4).

Научные школы

Профессорско-преподавательский состав ХГПУ - это высококвалифицированные специалисты, талантливые педагоги и ученые. В настоящее время в вузе существует более 20 научных школ, руководителями которых являются доктора наук, профессора. Ведутся как фундаментальные, так и прикладные научные исследования.

«Теоретическая физика»

Научная школа создана профессором, зав. кафедрой теоретической физики В.И. Крыловым. Основное научное направление

- «Упругие и неупругие столкновения частиц во внешнем электромагнитном поле».

Научная школа имеет лабораторию для изучения воздействия частиц плазмы или газового разряда на поверхность различных материалов; она организована совместно с Институтом материаловедения ДВО РАН. В течение двух лет ее работа финансировалась из внебюджетных средств ХГПУ, в настоящее время финансирование

лаборатории осуществляется грантом МО РФ по научной программе «Федеральнорегиональная политика в науке и образовании».

Основные результаты деятельности научной школы:

• опубликована 1 монография, 6 научных статей в рецензируемых сборниках;

Таблица

Объемы финансирования научных исследований (тыс. руб.)

Финансирующие организации 1999 2000 2001 2002 2003

Всего 1490,8 2504,7 3246,7 5914,7 6726,4

МО РФ 127,3 246,1 473,3 402,8 713,4

РГНФ - - 100,0 682,5 645,0

Правительство 10,0 14,0 99,5 815,0 845,6

Хабаровского края

ХГПУ 198,4 662,0 450,0 1627,6 2007,5

Международные программы 1084,0 1413,0 1676,20 2306,2 2292,9

ФЦП - - - - 222,0

Прочие 71,1 169,6 447,7 80,6 -

2500

2000

1500

1000

500

□ 1999

□ 2000 □ 2001 □ 2002 □ 2003

П равител ьство Хаб.края

Междун ародн ы е программы

ФЦП

Прочие

Рис. 4. Финансирование научных исследований

• разработаны учебные программы, спецкурсы, лабораторные практикумы по специальности 010400 - «Физика» со специализацией 010441 - «Информационные технологии в образовательной и научной деятельности»;

• опубликованы учебные пособия: Крылов В.И. Практикум по теоретической физике (квантовая механика); Крылов В.И. Сборник задач по теоретической физике; Крылов В.И. Основы физики плазмы и диагностика ионосферы электромагнитными волнами; Заводинский В.Г. Компьютерное моделирование атомной и электронной структуры наносистем.

«Физика конденсированного состояния»

Руководителем научной школы является заведующий кафедрой общей физики, профессор П.А. Бабин. Основное направление научной школы - «Оптико-люминесцентные и фотохимические свойства систем органическая матрица - комплексы переходных металлов». Научная школа имеет аспирантуру, которая готовит квалифицированные кадры как для кафедры общей физики ХГПУ, так и для других вузов города. Аспирантура имеет тесную связь с диссертационным советом ДВГУПС.

Основные результаты:

• подготовлены и внедрены в учебный процесс ряд курсов, практикумов и спецкурсов, таких как «Физикаи химия цвета», «Новые информационные технологии в учебном процессе», «Основы экспериментальной физики с использованием ЭВМ» и др.;

• защищены 4 кандидатские и 1 докторская диссертации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коллектив принимал участие в организации и проведении региональных научных конференций «Физика: фундаментальные и прикладные исследования, образование».

Научная школа сотрудничает с другими организациями и вузами: Институтом материаловедения Хабаровского научного центра ДВО РАН, Кемеровским государственным университетом, Иркутским государственным университетом, Балтийским государственным техническим университетом.

«Зоология»

Руководителем научной школы является профессор, зав. кафедрой зоологии В.Т. Тагирова. Направление научной школы -«Животные ресурсы Приамурья, их размещение, экология, охрана и рациональное использование».

По данной специальности открыта аспирантура. Коллектив научной школы (пре-

подаватели, аспиранты, студенты и школьники) большое внимание уделяет вопросам влияния деятельности человека на животный мир Приамурья, биоиндикации, использованию тест-объектов (разных видов животных) для определения степени загрязненности среды, а также очистке малых рек Хабаровска и его окрестностей.

Основными результатами научной школы являются:

• полная ревизия видового состава млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и инфузорий Приамурья;

• создание новых спецкурсов, практикумов и лекционных курсов на основе полученных научных результатов;

• публикация около 50 научных статей и 5 учебных пособий.

Коллектив научной школы имеет многолетние связи с Зоологическим институтом РАН, РГПУ им. А.И. Герцена, МПГУ, ИВЭП ДВО РАН.

«Отечественная история»

Научную школу возглавляет доктор исторических наук, профессор кафедры политической истории ХХ века Н.И. Дубинина.

Основное направление научной школы

- «История Дальнего Востока России».

По тематике кафедр истории (политическая история ХХ века; отечественная история) открыта аспирантура и диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций. Научными руководителями аспирантов являются доктора исторических наук, профессора Н.И. Дубинина, Ю.Н. Ципкин, Т.Я. Иконникова, В.М. Песков, И.Ф. Царек, В.В. Романова,

В.В. Романов.

Основные результаты:

• разработана научная концепция и методика исследования проблемы централизма и регионализма на Дальнем Востоке;

• внедрены в учебный процесс более 10 спецкурсов: «История освоения Дальнего Востока России в середине XIX - начале XX вв.», «Россия в АТР», «Проблемы трансформации постсоветского общества»,

«Альтернативы общественного развития России в годы гражданской войны»;

• преподаватели обеих кафедр разрабатывают и создают учебники и учебные пособия нового поколения для студентов высшей школы. Ими опубликовано 12 учебных пособий;

• издано 7 монографий, также использующихся в учебном процессе, опубликовано более 50 научных статей;

• подготовлены и защищены 4 докторские и более 15 кандидатских диссертаций.

Творческий коллектив научной школы активно влияет на общественную жизнь города и края. Ученые входят в состав научных советов: Хабаровского краеведческого музея им. Н.И. Гродекова, Дальневосточной научной библиотеки, государственного архива Хабаровского края.

«Всеобщая история»

Научным руководителем школы и аспирантуры является доктор исторических наук, профессор М.И. Светачев. Основное направление научной школы - «История международных отношений на Дальнем Востоке и в АТР в XIX - XX вв.» (совместно с Институтом истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН).

Результатами деятельности научной школы являются:

• издание сборников документов и материалов по истории гражданской войны и интервенции в Сибири и на Дальнем Востоке;

• введение в учебный процесс более 10 спецкурсов для студентов и аспирантов, среди них: «Запад и Россия», «Международные отношения в Тихоокеанском регионе», «История государств Южно-Тихоокеанского региона» и др.;

• подготовка и защита трех кандидатских диссертаций, заканчивается работа над двумя докторскими диссертациями;

• публикация 3 монографий, 5 учебных пособий, около 200 научных статей.

По инициативе коллектива научной школы были подготовлены и проведены три

международные конференции и одна региональная.

Коллектив научной школы принимает активное участие в конкурсах грантов РГНФ и других российских и международных фондов.

«Социальная философия» и «Онтология и теория познания»

Комплексная тема философской научной школы - «Современные формы духовного освоения мира». В ее рамках подготовили и защитили кандидатские диссертации по специальностям «Социальная философия» и «Онтология и теория познания» шесть аспирантов и соискателей кафедры.

Повысили научно-исследовательскую квалификацию в должностях старших научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций три доцента кафедры -М.П. Арутюнян, И.М. Ревич и М.А. Мани-ковская. В 2002 году И.М. Ревич успешно защитил докторскую диссертацию.

В настоящее время руководителем аспирантуры и научной школы является зав. кафедрой, кандидат философских наук, доцент М.П. Арутюнян.

Результатами деятельности научной школы являются:

• разработка учебно-методических комплексов: Волынская Л.М. УМК по курсу «Концепции современного естествознания»; Удинкан О.В. УМК по философии;

• публикация учебных пособий: Ревич И.М. Философия как учение о человечности; Селеверстов Р.Е. История русской философии XI - XIX вв.; Турчевская Б.К. Логика.

«Русская литература»

Основы современной научной школы были заложены кандидатом филологических наук, профессором С.И. Красноштано-вым. По данной специальности открыта аспирантура. Руководителями аспирантов являются проф. С.И. Красноштанов, проф.

С.И. Якимова, доц. В.Г. Мехтиев.

Основные научные направления школы:

духовные искания русской литературы; литература и фольклор; региональная литература.

Результаты деятельности научной школы:

• разработка новых учебных дисциплин (история русской литературы; теория литературы; текстология; славянская мифология; история книги на Дальнем Востоке и др.);

• создание учебно-методических комплексов: Якимова С.И. История русской литературы XX в.; Мехтиев В.Г. Введение в литературоведение; Xайрулина О.Н. Региональная литература и др.;

• публикация учебных пособий: Черкес В.П. Романы А. Андреева; Якимова С.И. Русская литература XX в.; Xрестоматия по дальневосточной литературе и др.;

• организация и проведение конференций: региональная конференция «Вс. Иванов и культура России» (2003); международная конференция «Памяти В.И. Даля. К 200-летию со дня рождения» (2002);

• подготовлены и защищены четыре кандидатские и одна докторская диссертация.

«Русский язык»

В настоящее время руководителем школы является зав. кафедрой русского языка, доктор филологических наук, профессор Л.М. Городилова. Комплексная научная тема - «История, развитие и современное состояние языкознания».

Результаты деятельности научной школы:

• разработаны принципы источниковедческого анализа памятников делового языка XVII - XVIII веков;

• разработаны принципы лексикографического описания памятников деловой письменности XVII - XVIII веков различной территориальной приуроченности;

• разработан словник Словаря гидронимов и ойконимов;

• подготовлены и введены в учебный процесс новые спецкурсы, разработана программа диалектологической практики студентов, программа курса «Лингвистическое краеведение Приамурья»;

• подготовлены и защищены четыре кандидатские и две докторские диссертации.

Научные руководители, аспиранты и студенты, благодаря полученным грантам, имеют возможность участвовать в диалектологических экспедициях, что дает возможность расширить зону лингвистического обследования Приамурья, изучать вопросы становления и развития говоров Приамурья, топонимику региона, обрядовую лексику и др.

«Германские языки»

Основателем современной научной школы является профессор, директор Института лингвистики и межкультурной коммуникации Н.И. Серкова.

Первое направление научной деятельности - методы лингвистических исследований, социолингвистика, лингвопоэтика, прагматика, синтаксис, межкультурная коммуникация, переводоведение.

Важнейшие результаты научной деятельности:

• разработано учение о сверхфразовом членении текста в основных функциональных стилях - художественной прозе и научной литературе;

• сформулирована концепция социоп-рагматического исследования дискурсов монологического и диалогического характера;

• разработаны учебно-методические комплексы: Шмарина В.И. Теоретическая грамматика английского языка; Энгель И.В. Интерпретация художественного текста; Щербина Н.В. Проблемы межкультурной коммуникации; Купцова Н.С. Проблемы перевода;

• опубликовано более 60 научных статей и 10 учебных пособий, среди них: По-стоенко И.А. Введение в языкознание; Карпухина Т.П. Инверсия (учебное пособие по синтаксису английского языка); Караванова Е.К. Курс теоретической фонетики английского языка;

• подготовлены и защищены одна докторская и девять кандидатских диссертаций.

Второе направление - теория текста. Научный руководитель - профессор Е.Н. Кан. Данная проблематика входит в научное направление международного научного проекта, в разработке которого принимают участие университеты Германии и Финляндии.

Основные научные результаты:

• подготовлены и защищены три кандидатские диссертации, готовятся одна кандидатская и две докторские диссертации;

• опубликовано более 40 научных статей;

• изданы учебники и учебные пособия: Зубова Л.Н., Приходько Т.В. Немецкий интенсивный курс. Ч. 1,2; Зубова Л.Н., Куль-пина Л.Ю., Новикова Г.В., Савельева Г.П., Фомин В.Ф. Пособие по домашнему чтению; Снежкова И.А. Функции словообразования в художественном тексте;

• организованы и проведены три международные научные конференции (1997, 2000, 2003 гг.).

Коллектив школы активно работает в международной Программе с Аугсбургским университетом (Германия). В рамках Программы осуществляются не только стажировки, но и совместные научные конференции и видеоконференции.

«Общая педагогика, история педагогики и образования»

Школу возглавляют профессора Л.Н. Куликова и Л.А. Степашко. Комплексная научная тема - «Личность в воспитательной системе образовательного учреждения: воспитание и саморазвитие».

Научная школа имеет аспирантуру, докторантуру и докторский диссертационный совет.

Основные научные результаты:

• разработана психолого-педагогичес-кая концепция саморазвития личности;

• выделено новое направление педагогических исследований - изучение педагогики саморазвития личности воспитанника и воспитателя;

• создана концепция активизации са-

моразвития субъектов педагогического процесса как фактора его гуманизации;

• сформулирована концепция теоретико-методологических основ национальнорегионального компонента общего среднего образования и др.

За годы существования научной школы подготовлены к защите более 100 кандидатских и около 20 докторских диссертаций по педагогике.

За последние пять лет коллективом опубликовано более 10 монографий, 21 учебное пособие, 10 сборников научных трудов и более 300 научных статей.

При научной школе открыты две лаборатории: «Исследование личностного саморазвития учащегося и учителя как основы гуманизации образования» (научный руководитель Л.Н. Куликова) и «Модернизация сельской школы» (научный руководитель М.Н. Невзоров). При кафедре педагогики работает межвузовская лаборатория «Личность в воспитательной системе образовательного учреждения» (научный руководи-

тель Л.Н. Куликова). Лаборатория является филиалом лаборатории воспитательных систем Института теоретической педагогики РАО.

Ученые научно-педагогической школы ведут большую научную работу не только в университете, но и в школах города и края. Они принимают участие в организации и проведении различных научных мероприятий для учителей, делятся с ними передовым педагогическим опытом, организовывают экспериментальные площадки и лаборатории педагогического мастерства на базе школ.

«Методика преподавания биологии»

Научным руководителем школы является доктор педагогических наук, профессор кафедры ботаники А.Е. Тихонова.

Основное направление научной деятельности - «Методика преподавания учебных дисциплин в общеобразовательной школе; экологическое образование и воспитание». В рамках данного направления изучаются следующие темы:

- совершенствование содержания и методики экологического образования в школе и вузе;

- модернизация биологического образования студентов и школьников;

- совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе и школе в целях улучшения профессиональной подготовки учителя.

Научная школа имеет аспирантуру, которая обеспечивает квалифицированными кадрами вузы и организации Дальневосточного региона.

Результаты деятельности научной школы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создана и внедрена в школы модель экологического образования младших школьников;

• разработано несколько спецкурсов для студентов педуниверситетов;

• сформулирована концепция экологического образования школьников для краевой программы непрерывного экологического образования;

• подготовлено три кандидата педагогических наук;

• опубликовано более 30 учебных и методических пособий, более 120 научных статей.

«Теория и методика преподавания изобразительного искусства»

Научным руководителем школы является профессор, зав. кафедрой изобразительного искусства А.И. Иконников. Основные направления научной деятельности: «Теория и методология изобразительного искусства», «Международное сотрудничество в области изобразительного искусства, народного образования и педагогики», «Живопись».

По данной специальности открыта аспирантура, единственная в Дальневосточном федеральном округе.

Основные научные результаты:

• введены теоретические и практические курсы по совершенствованию системы обучения академическому рисунку;

• разработана авторская программа

«Дизайн» со специализацией «Графический дизайн»;

• опубликовано более 40 статей, монография и более пяти учебных пособий: Иконников А.И. История становления и развития отечественной классической системы обучения академическому рисунку (культурологический аспект); Вольгушев А.Е. Основы теории изобразительной грамотности; Лепетухин

A.П. Рисунок; Вагин Н.И. Рисунок и живопись в довузовской подготовке и др.

«Теория и методика физического воспитания»

Основателем научной школы является профессор В.П. Каргаполов. Основные научные направления: «Теория физической культуры и спорта»; «Методические основы видов спорта».

Через аспирантуру повысили квалификацию более десяти преподавателей.

Результаты деятельности научной школы:

• внедрена концепция профессионального и научного становления преподавателя физической культуры;

• разработаны методики оздоровления студенческой молодежи и взрослого населения;

• апробирована методика индивидуализации подготовки высококвалифицированных спортсменов;

• подготовлено шесть кандидатов педагогических наук;

• опубликовано более 200 научных статей, около 10 монографий и более 20 учебных пособий (Гавриленко Т.В. Практические занятия по баскетболу; Ключникова А.Н. Лекции по теории физического воспитания. Раздел спортивная тренировка; Семенчукова Г.А., Каргаполов

B.П. Тесты текущего контроля специальной подготовленности юных ориентиров-щиков и др.).

По теме исследования создана краевая научно-исследовательская лаборатория «Физическое образование школьников». Научным руководителем лаборатории является д. п. н., проф. Г.И. Мызан.

«Педагогическая психология»

Основателем научной школы является зав. кафедрой психологии, профессор Р.И. Цветкова. Направление научных исследований -«Изучение личностных и когнитивных детерминант в мотивационной сфере будущего учителя». Кафедра имеет аспирантуру.

Основные научные результаты:

• разработана структура мотивационной сферы личности студента;

• определены механизмы продуктивной мотивационной сферы личности;

• защищено девять кандидатских диссертаций;

• созданы новые учебные дисциплины: экспериментальная психология, психотерапия, психодиагностика, специальная психология и коррекционная педагогика, психологическая служба и др.;

• опубликовано более пяти монографий: Цветкова Р.И. Мотивация сферы личности; Долгих Н.П. Экспериментальное исследование когнитивного и личностного развития студентов; Долгих Н.П. Исследование влияния рефлексивной регуляции на когнитивное и личностное развитие студентов и др.;

• издано около 20 учебных пособий (Цветкова Р.И. Мотивация и коррекция поведения детей и подростков; Борзова Т.В. Соотношение внутренней и внешней мотивации учения школьников; Разживина Л.В. Сборник упражнений по общей и возрастной психологии; Чернышев С.А. Изучение социально-психологических проблем отклоняющегося поведения и др.).

«Теория и история культуры»

Руководителем научной школы является профессор П.Я. Гонтмахер. Основная тема научных исследований - «История и культура коренных малочисленных народов Дальнего Востока».

Научная школа объединяет преподавателей и аспирантов не только ХГПУ, но и других вузов и организаций.

Результаты деятельности научной школы:

• внедрена в практику новая концепция «Возрождение художественных тради-

ций духовной культуры коренных народностей Приамурья и о. Сахалина»;

• разработаны спецкурсы: «Культура и искусство коренных народностей Приамурья», «Математическое моделирование орнамента тунгусо-маньчжуров и палеоазиатов»; «Традиционные праздники айнов и нивхов в системе культуры народов Дальнего Востока»;

• подготовлены и защищены диссертации, в том числе: докторская по истории -1, кандидатских по истории - 6, кандидатских по культурологии - 4;

• опубликовано около 10 монографий: Гонтмахер П.Я. Нивхи (этнографические тетради); Гонтмахер П.Я. Ульчи: Человек. Время, Культура; Матвеева Т.Б., Гонтмахер П.Я. Орнаментальное искусство ульчей: мастера и традиции и др.;

• издано 10 учебных и учебно-методических пособий (Шунейко А.А., Савелова Е.В. Семиотика; Крыжановская Я.С. Прикладная культурология и др.).

Коллектив научной школы постоянно участвует в конкурсах грантов РГНФ и МО РФ.

С 1991 г. в ХГПУ организована Проблемная лаборатория по изучению языков и культуры народов Приамурья.

Таким образом, в университете имеются как сложившиеся научные школы, так и «молодые», находящиеся на стадии становления. Однако для всех школ характерно наличие ученых-лидеров, общей исследовательской программы, взаимодействие с научными школами других вузов и научных организаций РАН и РАО, а самое главное -наличие учеников, которые продолжают развитие идей основателей.

Научные мероприятия

Ежегодно в университете проходят как внутривузовские, так и региональные, всероссийские и международные научные конференции, семинары, круглые столы. За 1999-2003 гг. было организовано и проведено более 80 научных мероприятий (табл.).

В 1999 г. состоялся международный семинар «Дальний Восток России в контексте

Таблица

Динамика научных мероприятий по годам

Научные мероприятия 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. Всего

Международные 3 5 4 2 2 16

Всероссийские - - 1 - 3 4

Региональные 7 4 7 13 6 37

Внутривузовские 2 5 8 5 6 26

Итого 12 14 20 20 17 83

российско-германских отношений», в работе которого приняло участие более 250 учителей, преподавателей и специалистов Дальневосточного региона, Германии, Австрии, Швейцарии. В том же году была проведена международная конференция «Китай, Россия: современность, история», посвященная 50-летию образования КНР.

Результатом двухлетней совместной научной и учебной работы по программе «А. Герцен» явилась международная научная конференция «Запад - Восток: образование и наука на пороге XXI века» (2000 г.), в которой приняли участие более 500 человек из России, Германии, Японии, США, Австралии и др. стран. Материалы конференции были опубликованы на двух языках: русском и немецком. В том же году была проведена международная конференция «Духовная жизнь Дальнего Востока России».

В 2001 г. при финансовой поддержке Правительства Хабаровского края в Дальневосточном регионе был впервые организован и проведен на базе ХГПУ межвузовский конкурс аспирантов и молодых ученых по гуманитарным специальностям. Были организованы следующие секции: психоло-го-педагогическая, филологическая, юридическая, общественная и представлено более 50 докладов. По результатам конкурса опубликованы лучшие работы молодых ученых и аспирантов.

Региональная научная конференция «В.И. Даль и русская словесность» состоялась в

2001 г. В ее работе приняли участие преподаватели и аспиранты университета, учителя школ г. Хабаровска и преподаватели педвузов гг. Уссурийска и Благовещенска.

В 2001 г. преподаватели факультета физической культуры ХГПУ (д.п.н. Г.И. Мызан и к.п.н. С.Е. Оправхата) приняли участие в работе международного конгресса, проходившего в Аугсбургском университете.

В 2002 г. были проведены: международная конференция «АТР в глобальной экономике, политике и культуре XXI века», состоявшаяся при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Хабаровского края; международная научная конференция «Молодежь в XXI веке: проблемы социальной защиты»; юбилейная научная студенческая конференция.

В 2003 г. - международная конференция «Лингвистика и межкультурная коммуникация: история, современность, перспективы». В работе конференции приняли участие специалисты не только из разных регионов России, но и из Германии, Финляндии, Австрии, США и др. стран. Обсуждались вопросы преподавания иностранных языков в условиях межкультурного общения, проблемы, связанные с сопоставительным анализом языков и культур.

В сентябре 2004 г. была проведена всероссийская научная конференция «Философия образования как философия человека: история и современность». Данная конференция состоялась благодаря финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Хабаровского края. Руководитель проекта -зав. кафедрой философии, к. филос. н. М.П. Арутюнян. Проект конференции прошел через конкурс региональных грантов, был признан лучшим и принят к финансированию. В конференции приняли участие

не только ученые Хабаровска, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре, Биробиджана и других городов Дальневосточного округа, но также Смоленска и Москвы. Организаторы конференции пригласили из столицы ведущих ученых - д. филос. н., проф. Н.И. Кузнецову и д. истор. н., проф. Е.Б. Рашковского, из Владивостока - д. фи-лос. н., проф. С.Е. Ячина. Гости не только выступили на конференции с докладами, но и провели философские чтения, участвовали в работе педсовета и мастер-класса.

Ежегодно в университете проходят традиционные научные конференции преподавателей, на которых обсуждаются современные проблемы преподавания, модернизации общей и высшей школы, вопросы экологии, лингвистики и др. Приглашаются преподаватели других вузов, учителя школ, работники системы дополнительного образования. По материалам конференций издаются сборники научных работ. Заключительным этапом научных конференций в течение трех последних лет стали годичные собрания научной общественности ХГПУ.

В университете регулярно проходят выставки творческих работ преподавателей и студентов художественно-графического факультета. Состоялось несколько совместных выставок с преподавателями Аугсбургского университета. Была организована международная выставка работ преподавателей ХГПУ и университета Республики Корея.

Международная деятельность

ХГПУ активно сотрудничает с высшими учебными заведениями, научными и образовательными центрами Китая, Японии, Республики Корея, США, Германии, Швейцарии, Франции и других стран. В университетах зарубежных стран проходят стажировки в основном по восточным и европейским языкам. Например, в университетах гг. Ниигата и Аомори проходят стажировки преподаватели и аспиранты факультета восточных языков.

В 2002 г., в связи с возросшим масшта-

бом международного обмена преподавателями и студентами университета в области образования и науки, необходимостью координации и совершенствования международной деятельности вуза и его структурных подразделений, отдел международных связей ХГПУ был преобразован в Центр международного сотрудничества.

В настоящее время Хабаровский государственный педагогический университет имеет прямые партнерские связи с Харбинским педагогическим университетом, Северокитайским университетом «Бэй Хуа» (пров. Цзилинь, г. Цзилинь), Северо-восточным педагогическим университетом (пров. Цзилинь, г. Чанчунь) Ляонинским педагогическим университетом (пров. Ляонин, г. Далянь), Педагогическим институтом г. Суй-хуа (пров. Хэйлунцзян).

По Соглашению о сотрудничестве между ХГПУ и муниципальным университетом г. Аомори (Япония) в ХГПУ на кафедре русского языка как иностранного проходят стажировку студенты факультета международного образования. По Соглашению между префектурой Ниигата (Япония), администрацией Хабаровского края и ХГПУ на факультете международного образования прошли годичную стажировку по русскому языку сотрудники префектуры, а в университете г. Ниигата - годичную стажировку по японскому языку преподаватели японского отделения факультета восточных языков.

Благодаря программе «А. Герцен», на стажировках в Аугсбургском университете за пять лет побывало более 50 преподавателей, аспирантов и докторантов. Причем стажировки были не только по лингвистике, но и по педагогике, психологии, изобразительному искусству, истории, теории и истории культуры и другим специальностям. Такие стажировки помогли подготовить кандидатские и докторские диссертации преподавателям и аспирантам нашего университета.

Сотрудничество с Гёте-институтом способствовало созданию в ХГПУ Центра немецкого языка и культуры, а при финан-

совой поддержке Посольства Франции в России был организован Центр французского языка. Оба Центра проводят большую методическую работу среди преподавателей вузов и учителей школ немецкого языка Дальневосточного региона.

В настоящее время сотрудничество с зарубежными партнерами не ограничивается только рамками взаимного обмена препо-

давателями, языковой подготовкой, а проявляется в осуществлении совместной научной деятельности: подготовке и проведении научных конференций, издании совместных сборников научных трудов, консультировании аспирантов и докторантов по темам исследования, организации научных стажировок, подготовке кандидатов наук для зарубежных стран.

Модель подготовки управленцев для системы образования

С. ПЕЧЕНЮК, профессор, проректор по учебной работе

Тридцать лет назад по всей России при педагогических институтах были созданы факультеты повышения квалификации для руководителей образовательных учреждений. Такой факультет был открыт и при Хабаровском педагогическом институте. На краткосрочные курсы повышения квалификации со всего Дальневосточного региона приезжали директора школ, их заместители по учебно-воспитательной работе. Никто из работающих руководителей не имел профессиональной управленческой подготовки, большинство из них были хорошими педагогами и приобретали свой управленческий опыт в условиях господствующей авторитарной системы, ориентированной на «культуру полезности». На курсах повышения квалификации они получали лишь самые элементарные знания по внут-ришкольному управлению, дидактике, теории воспитания. Поэтому по возвращении в свои образовательные учреждения чаще всего продолжали работать, ничего существенно не меняя. Результаты такого повышения квалификации не удовлетворяли не только саму систему, но и школу, в которой данные управленцы осуществляли свою деятельность.

В 1997 году Министерство образования России вводит отраслевую модель подготовки управленческих кадров для системы об-

разования. В рамках этой модели появилась дополнительная образовательная программа профессиональной переподготовки руководителей «Менеджмент в образовании».

У современного образовательного сообщества, живущего в условиях смены образовательных парадигм, появилась потребность в руководителе, получившем специальную управленческую подготовку. Практикой востребован менеджер, который видит гуманитарные образовательные смыслы, ориентирован на демократические управленческие приоритеты, способен к ак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.