Научная статья на тему 'Сибирской академической науке об образовании пятнадцать лет'

Сибирской академической науке об образовании пятнадцать лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копытов А. Д., Ануфриев С. И.

The article is devoted to the analysis of the work of Re¬search Institute of Education in Siberia, Far East and North, Russian Academy of Education at the end of the XXth the beginning of the XIXth century. There was marked a consid¬erable contribution of Russian Academy of Education (Acad¬emy of Pedagogical Sciences) in the organization of psy¬chological and pedagogical research in Western Siberia. There were distinguished the main stages of the formation and the development of the Institute, from its foundation in 1988 as a branch of the Research Institute of Labor Train¬ing and Vocational Guidance (USSR Academy of Pedagogi¬cal Sciences) up to 2003. There was characterized a conception of the work and the development of Research Institute of Education in Sibe¬ria, Far East and North in the new social and economic con¬ditions, worked out by the scientific body of this Institute, assisted by the leading scientists and participants of the region and approved by the Siberian Branch of Russian Academy of Education. There were revealed aims and goals of the activity of the Institute at the modern stage, described its structure, brought out the main results of the research and experi¬mental work of the scientific body for the last three years.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Siberian Academic Science of Education is Fifteen Years Old

The article is devoted to the analysis of the work of Re¬search Institute of Education in Siberia, Far East and North, Russian Academy of Education at the end of the XXth the beginning of the XIXth century. There was marked a consid¬erable contribution of Russian Academy of Education (Acad¬emy of Pedagogical Sciences) in the organization of psy¬chological and pedagogical research in Western Siberia. There were distinguished the main stages of the formation and the development of the Institute, from its foundation in 1988 as a branch of the Research Institute of Labor Train¬ing and Vocational Guidance (USSR Academy of Pedagogi¬cal Sciences) up to 2003. There was characterized a conception of the work and the development of Research Institute of Education in Sibe¬ria, Far East and North in the new social and economic con¬ditions, worked out by the scientific body of this Institute, assisted by the leading scientists and participants of the region and approved by the Siberian Branch of Russian Academy of Education. There were revealed aims and goals of the activity of the Institute at the modern stage, described its structure, brought out the main results of the research and experi¬mental work of the scientific body for the last three years.

Текст научной работы на тему «Сибирской академической науке об образовании пятнадцать лет»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

А.Д. Копытов, С.И. Ануфриев

СИБИРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ - ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ

Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО, г. Томск

Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО был создан постановлением президиума Академии педагогических наук СССР от 2 ноября 1988 г. (протокол № 22) как филиал НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР в г. Томске. В состав филиала входили пять лабораторий и две исследовательские группы в Новосибирске и Благовещенске.

Принятое решение опиралось на создаваемый десятилетиями научный и образовательный потенциал, накопленный в ходе научно-исследовательских работ, инициативных и хозрасчетных исследований, проводимых сотрудниками томских вузов, и в первую очередь - Томского государственного педагогического института, преподавателями школ и произ-водственно-творческими коллективами.

В Томской области вопросам трудового обучения и воспитания молодежи всегда уделялось большое внимание. К решению этой проблемы привлекались ученые, работники системы образования, общественные организации, производственники. На базе Томского подшипникового завода начала воплощаться в жизнь идея создания научно-учебно-производственных комплексов. Инициатива была под держана АПН СССР, представители которой курировали научно-методическую работу сотрудников, учителей, привлеченных к организации и проведению работы по трудовому обучению и воспитанию школьников. Широкая экспериментальная программа была разработана Томским филиалом НИИ ТОПО, ТГПИ с помощью АПН СССР на базе научных учреждений Томского филиала СО АН СССР, педагогического и ученического коллектива школы и ПТУ в микрорайоне Академгородка. Программа была утверждена Министерством просвещения РСФСР.

Научно-практическую работу в школе вели сотрудники научно-исследовательской лаборатории ТГПИ, финансируемой на условиях хозяйственных договоров с научно-исследовательскими институтами Томского филиала СО АН СССР. Большинство сотрудников лаборатории обучались в аспирантуре различных НИИ АПН (общей педагогики, содержания и методов обучения, общей и педагогической психологии, художественного воспитания), одновременно с выполнением научных исследований проводили занятия с учащимися. Таким образом осуще-

ствлялся эксперимент по проблеме «Оптимизация педагогического обеспечения всестороннего развития школьников в Сибири», а школа № 9 официально являлась экспериментально-опытной школой НИИ общей педагогики АПН. Она была задумана как школа полного дня; главное отличие от обычных школ состояло в структуре режима дня и, конечно, в содержании учебно-воспитательного процесса. В школе сочетались интеллектуальное и физическое развитие, трудовое обучение, нравственное воспитание.

Роль Академии педагогических наук в организации исследований по проблемам развивающего обучения трудно переоценить. Фактически все ее НИИ в той или иной мере способствовали их выполнению (профессора П.Р. Агутов, Л.\'1, Фридман, Ю.К. Васильев и др.). В аспирантуре эт\ КИИ обучались сотрудники лаборатории, преподаватели ТГПИ, творчески работающие учителя. Сотрудники НИИ проводили консультации во время их приезда в Томск, помогали оформлять полученные результаты, содействовали защите диссертаций. Кроме консультаций для научных сотрудников и аспирантов, они читали лекции для студентов, участвовали в научно-практических семинарах для учителей.

Первого марта 1991 г. Томский филиал НИИ ТОПО АПН СССР в г. Томске в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 249 от 6.03.1990 г. и Совета Министров РСФСР № 171 от 28.05.1990 г., по согласованию с Министерством образования РСФСР и исполкомом Томского областного совета народных депутатов был преобразован президиумом АПН СССР в НИИ развития школ Сибири, Дальнего Востока и Севера АПН СССР. Директором-организа-тором данного института был утвержден доктор педагогических наук Михаил Павлович Пальянов. Заместителем директора по научной работе института назначен доктор философских наук, профессор Валерий Александрович Дмитриенко, избранный в 1992 г. членом-корреспондентом Российской академии образования. Под руководством В .А. Дмитриенко формируется научная школа по философии и социологии образования, разрабатывается программа «Непрерывное образование немецкого населения в Сибири», ставшая существенным компонентом в программе российско-германского сотрудничества в области образова-

ния, В.А. Дмитриенко принял активное участие в разработке проекта создания Сибирского отделения Российской академии образования, поддержанного широкой научно-педагогической общественностью, вошел в состав президиума и бюро СО РАО, в 1992-1995 гг. являлся первым заместителем председателя президиума СО РАО, в 1992-1997 гг. - координатором программы «Стратегия развития образования в Сибири», научным руководителем проекта «Исследование региональных особенностей взаимодействия традиционных и инновационных процессов в общеобразовательной школе» в рамках программы «Науч-но-методические проблемы общего и профессионального педагогического образования» Министерства образования РФ. При непосредственном участии

В.А. Дмитриенко были созданы первый в Сибири журнал «Образование в Сибири» СО РАО, который известен как один из лучших журналов по проблемам образования в нашей стране, а также журнальные приложения к нему - «Профессиональное образование в Сибири», «Сибирь. Философия. Образование» и др.

В 1993 г. с учетом новых социально-экономических условий, необходимости реформирования системы образования и повышения эффективности пси-холого-педагогических исследований Институт развития школ Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО по предложению Сибирского отделения Российской академии образования преобразуется в Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО. Институт возглавляет член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Генрих Владиславович Залевский - известный специалист в области психологии личности, этнопсихологии, когнитивно-поведенческой психотерапии, разработчик нового направления по супервизии. Он является автором многочисленных публикаций в российских и зарубежных изданиях, нескольких (дву-, трех- и четырехъязычного) психологических словарей.

Решением Государственного комитетаРоссийской Федерации по высшему образованию в январе 1994 г. в Институте образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО открыта аспирантура по трем специальностям; 09,00.01 - онтология и теория познания, 13.00.01 - теория и история педагогики, 19.00.07 -педагогическая и возрастная психология.

В январе 1996 г. решением президиума ВАК РФ в Институте образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО был утвержден состав диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук (К. 018.20.01) по специальностям 13.00.01 - общая педагогика, 19.00.07-педагогическая психология (по психологическим наукам).

В апреле 1998 г. в институте была открыта докторантура по специальностям 13.00.01 - общая педагогика и 19.00.07 - педагогическая психология (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ № 1069 от 24.04.1998 г.).

Важнейшими темами научных исследований института в это время являлись следующие: «Личность и психологическое здоровье участников образовательного процесса», «Повышение адаптивности учащихся, студентов педагогического вуза» (научный руководитель - член-корреспондент РАО, доктор психологических наук Г.В. Залевский); «Педагогика совместной деятельности в инновационной практике общеобразовательной школы», «Управление развивающимися общеобразовательными практиками» (научный руководитель -доктор педагогических наук Г.Н. Прозументова), «Поликультурное образование в традиционных и инновационных образовательных практиках» (научный руководитель - доктор философских наук Т.Ф. Кряклина) и др.

В 2000 г. Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера (ИОСДВиС) РАО возглавил доктор педагогических наук, профессор Анатолий Дмитриевич Копытов, научная деятельность которого посвящена актуальным проблемам современной науки об образовании, разработке стратегических проблем развития обучения и воспитания.

А.Д. Копытов является автором более 100 публикаций, в числе которых 8 монографий, используемых в научно-исследовательской деятельности и педагогической практике; советником мэра города Томска по науке и образованию. Он ведет активную работу по подготовке научных кадров высшей квалификации: под его научным руководством защищено 2 докторские и 11 кандидатских диссертационных исследований: участник нескольких крупных научно-ис-следовательских программ в сфере непрерывного образования.

Коллективом ИОСДВиС РАО при участии ведущих ученых и практиков Сибирского региона была разработана концепция деятельности и развития института, в конкретных социокультурных условиях современной России, раскрывающая цели, стратегии, содержание и смыслы образования. Концепция была обсуждена и одобрена в регионе и Сибирском отделении РАО.

Концепция проблематизирует уже существующие подходы к проектированию и реализации деятельности института, опирается на достижения современной отечественной и зарубежной педагогической науки и выстраивает собственный проект на основе: планов РАО и СО РАО; типового устава государственного научного учреждения РАО - Института образования Сибири, Дальнего Востока и Севера; межведомственной программы «Совершенствование и апробация механизмов развития научно-образовательной среды в условиях реформирования экономики на примере Томской области»; уставных документов Томского научного центра РАН, Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» и Ассоциации сибирских и дальневосточных городов; устава Томского научно-образовательного центра РАО.

Академическое подчинение института, являясь доминирующим, обусловливает его главную ориентацию в целевом, содержательном, отчетном и финансовом планах развития. Однако это не освобождает его от ориентационной многовекторности: от внимания к культурно-содержательному управленческому и формальному общению с муниципальной и региональной профессиональной и экономической инфраструктурами. Концепция полагает возможность соучастия в деятельности с городской, региональной и федеральной администрациями через теоретическую разработку конкретных проблем образования, экспертизу стратегий и педагогической деятельности, участие в организации мониторинга общеобразовательных школ и других образовательных учреждений. Включенность в общее образовательное пространство и вместе с тем реализация специфических задач характеризует институт в его деятельности и развитии.

Решение президиума Российской академии образования об открытии в Тохмске ИОСДВиС РАО отражает объективные потребности страны и региона и возлагает на институт ответственность за содействие развитию образовательной ситуации через теоретическое отслеживание и проведение фундаментальных исследований в области теории образования, современных образовательных практик и стратегий, педагогических концепций, содержания образования и тенденций его изменения.

В качестве теоретических оснований концепции рассматриваются трансформации в образовании, связанные с изменением его социокультурного и экономического контекста. Направленность этих изменений - переход общества от индустриального этапа развития к постиндустриальному, несущему с собой информационно-коммуникативный тип культурного развития. Основные характеристики современного типа социальности и культуры - фундаментальная неопределенность ключевых социальных параметров, отсутствие базовых структур, динамизм, разно-направленность, непредсказуемость движения, открытость будущего, увеличение сложности информационного взаимодействия. В основе названных трансформаций - утрата обществом предметно-товарных базовых структур и превращение знания как информации в капитал. Это принципиально меняет место образования в социальной системе, когда оно из автономного и изолированного института перемещается в центр общественной структуры, сцепляет все ее звенья, задает нормы, идеалы и ориентиры его развития. Образование связано с организацией личностного становления, осуществляется сегодня в условиях переплетения информационных потоков, роста информации, которая замещает предметность знания и репрезентирует себя в способностях человека, в быстроте мыслительных операций, активности работы сознания, в готовности к адаптации при

смене социокультурных, профессиональных и тому подобных ситуаций. Знание как информация и реализация информационных преимуществ - основной фактор современного социального развития. Основной ресурс сегодня-это интеллектуальные, деловые, личностные качества человека. Конечный результат производства становится зависящим не от товарной суммы, но от применения знаний. Именно поэтому образование приобретает большую социальную значимость и опережающий характер развития. Оно -приоритетная область современной социальности.

Концепция исходит из понимания образования как открытого образовательного пространства, где достижимо множество образовательных стратегий и педагогических практик и где принципиально (адекватно информационному обществу) изменилось содержание образования.

Современное содержание образования уходит от предметной представленности сферы знания как суммы сведений о какой-то области природной или социальной действительности и принимает внепред-метный технологический или методологический характер. Содержание образования предстает как освоение личностью способов определения себя (самоопределения) в динамике информационных потоков, в социальной, групповой, межличностной, профессиональной и тому подобной коммуникации. Только сфера технологии как активной работы человеческого сознания, увиденная в качестве содержания образования, может способствовать тому, чтобы человек в быстро меняющемся мире мог так же быстро ориентироваться. Это и означает, что содержанием образования становится не конкретная сумма предметных знаний, но способы их полагания, как и способы конкретных форм деятельности человека.

Стержневой идеей, вокруг которой строится вся деятельность института, и полагаются его концептуальные основания, выдвигается идея интеграции непрерывного профессионального и общего образования. Она сегодня теоретически обсуждается, но не получила развития в практике работы ни одного научно-исследовательского института. Она полагает оптимальное соотношение в единстве профессионального и общего образования, является способом эффективного развития каждой образовательной ступени и способствует подготовке специалиста, адекватного современному обществу и миру. Идея задается потребностями региона в обеспечении его профессиональными кадрами, адекватными современному типу культурного, социального и профессионального развития. Динамика постиндустриального общества и информационной культуры обусловливает внимание к непрерывной профессиональной подготовке, которая должна осуществляться на широкой общеобразовательной основе (интегрируется с общим образованием). Только это обеспечивает необходимую профессиональную гибкость, готов-

ность специалиста к адаптации, к смене профессии в случае изменения социальной или личностной потребности. Профессии в информационном обществе быстро меняются, постоянно появляются новые виды профессиональной деятельности, поэтому процесс указанной адаптации и мобильности становится необходимым.

Концепция исходит из понимания интеграции профессионального и общего образования как деятельности по допрофессиональной социализации личности, осуществляющейся на уровне современных требований, когда учитываются изменения, происходящие в содержании понятия профессии.

Непрерывное образование означает не столько его организационно-формальный план, реализующийся в практике сцепления образовательных звеньев от детского сада до поствузовского образования, данное понимание непрерывности уже находит реализацию в практике, сколько воздействие на личностную структуру, когда у личности вызывается потребность в постоянном образовании с целью адаптации к социальной и профессиональной динамике, что единственно может способствовать самоопределению и самореализации личности в условиях современности. Этот акцент непрерывности не отработан и в качестве стержневого не предстал ни в одном институте подобного типа.

Постиндустриальное общество, в отличие от техногенного индустриального, является обществом антропогенной культуры, актуализирующей индивидуально-личностные факторы в образовании и персональную ответственность в профессиональной деятельности. Поэтому профессионально-образовательная модель образования, индустриальной социальности, полагающая доминирование профессионально-кадровых смыслов, целей и ценностей, меняется на образовательно-профессиональную, которая актуализирует гуманитарную составляющу ю в непрерывном профессиональном образовании. Поэтому институт направляет свои теоретические разработки в сторону обоснования необходимости и возможности гуманитаризации профессионального образования через его интеграцию с общеобразовательным потенциалом. Институт представляет теоретическую разработку гуманитарных основ современного содержания образования, выявляет гуманитарную базу образовательных проектов, разрабатываемых на основе интеграции непрерывного профессионального и общего образования. Все это имеет прикладное значение и должно находить практическую реализацию как в профессиональных учебных заведениях, так и в общеобразовательных школах.

Фигура педагога в современном профессиональном мире становится ведущей и в силу центрального положения образования в социальной структуре, и потому, что требования динамично развивающегося общества заставляют человека постоянно обнов-

лять свои профессиональные знания, а также в результате расширения объема педагогического пространства, когда педагогические функции становятся прерогативой не только традиционного педагога учебно-образовательного заведения.

Основная стратегическая цель деятельности института - разработка теоретической модели развития образования в Сибири, на Дальнем Востоке и Севере с дальнейшей ее апробацией в экспериментально-педагогической практике данного региона.

Модель демонстрирует оптимальное соотношение общего и профессионального образования в их интеграции на разных ступенях развития образования. Цель реализуется на трех уровнях: теоретическом, программно-проектном и экспериментальнопрактическом. Первый уровень предполагает теоретическое исследование проблем интеграции профессионального и общего образования в контексте специфики современного типа социального и культурного развития, тех трансформаций, которые оно претерпевает в целом (в содержании, стратегиях, целях, траекториях и т.п.). В том числе в указанном регионе. На втором уровне цель конкретизирует себя через создание на базе института учебных и научных программ, проектов, планов по реализации разработанных теоретических положений. Третий - делает необходимым их апробацию в практике педагогических экспериментов.

Все три уровня реализации общей цели разрабатываются на основе уставных положений (о концентрации научных сил на фундаментальных междисциплинарных исследованиях, наиболее эффективных с точки зрения повышения эффективности функционирования образовательных учреждений данного региона; об органической связи теоретической деятельности института с массовой педагогической практикой через создание экспериментальных баз) и ориентированы на подготовку педагогических кадров нового поколения для образования в регионе Сибири, Дальнего Востока и Севера.

Под имеющееся ресурсное обеспечение и имеющиеся кадры выделены следующие направления деятельности института:

1. Разработка теоретико-методологических основ процесса интеграции непрерывного профессионального и общего образования.

2. Разработка теории, методологии и методики подготовки педагогических кадров высшей квалификации.

3. Теоретическое исследование специфики интеграции непрерывного профессионального и общего образования в сельской местности. Внедрение результатов в сельское общее и профессиональное образование.

4. Изучение, обобщение и внедрение в локальные педагогические практики международного опыта развития образования.

5. Научное обеспечение процесса преемственности и совершенствования деятельности всех звеньев образовательной системы в подготовке педагогических кадров.

6. Исследование специфики управления и прогнозирования развития непрерывного профессионального и общего образования.

Цели и задачи деятельности института определяют его структуру. В настоящее время научно-исследо-вательская и опытно-экспериментальная деятельность ИОСДВиС РАО осуществляется четырьмя лабораториями: методологических основ интеграции общего и профессионального образования; педашга-исследо-вателя и проблем непрерывного педагогического образования; интеграций общего и профессионального образования в сельской местности; сравнительной педагогики и международных связей.

Институт осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации через отдел аспирантуры. С 1994 г. в аспирантуре и докторантуре ИОСДВиС РАО прошло подготовку более 120 человек. В настоящее время в аспирантуре по трем специальностям обучаются 18 человек, в докторантуре по двум специальностям - 8 человек, для подготовки и защиты диссертации к институту прикреплено 15 соискателей из различных регионов Сибири и Дальнего Востока.

Руководит отделом аспирантуры и докторантуры кандидат педагогических наук Лидия Васильевна Волошина, работающая в институте со дня его основания.

С 1996 по 2001 г. при институте действовал диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по двум специальностям. За этот период на совете защищено 53 кандидатские диссертации, в том числе 11 диссертаций защищено сотрудниками, аспирантами и соискателями института. Кроме того, сотрудниками института защищено 4 докторские диссертации в других диссертационных советах.

В 2002 г. ученый совет Института образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО принял решение об открытии кафедры «Образование взрослых. Повышение квалификации. Самообразование», основными направлениями деятельности которой являются:

- методология и технология педагогических исследований;

. - исследовательская деятельность на базе экспериментальных площадок по приоритетным направлениям «Концепции модернизации российского образования до 2010 года»;

- подготовка аспирантов, обучающихся по очной форме, по программе, обеспечивающей получение дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»;

- повышение квалификации и переподготовки взрослых на основе изучения и внедрения современных образовательных и информационных технологий.

Все исследования, проводимые в институте, являются практико-ориентированными. Внедрение разработок в педагогический процесс учреждений образования поддерживается стажировкой учителей в лабораториях института, их работой в качестве учи-телей-экспериментаторов, проведением семинаров его сотрудниками на областном и районном уровнях, научным руководством в учреждениях образования региона Сибири, Дальнего Востока и Севера.

Научно-исследовательская деятельность института апробируется на 28 опытно-экспериментальных площадках, представленных образовательными учреждениями от детских садов до вузов на территории г. Томска, Северска, Колпашева, Стрежевого (Томская обл.), Новокузнецка (Кемеровская обл.), Барнаула (Алтайский край), Бердска (Новосибирская обл.), Благовещенска (Амурская обл.).

Институт активно сотрудничает с Сибирским институтом образовательных технологий РАО (г. Новосибирск), Томским государственным педагогическим университетом, Новокузнецким государственным педагогическим институтом, Новосибирским и Томским институтами повышения квалификации и переподготовки работников образования, с управлениями образования Томской, Новосибирской, Амурской и Кемеровской областных администраций.

Институт является одним из ведущих организаторов официальной образовательной выставки РАО «УЧСИБ». Разработки института за последние два года неоднократно отмечались на международных образовательных выставках: в 2001 г. - Большой золотой медалью за значительный вклад в проектирование и организацию международной выставки «УЧСИБ-2001»; Малой золотой медалью за создание интегрированного центра образовательного пространства: детский сад - школа - профессиональные классы; двумя дипломами в номинации «Образовательные технологии в сфере специального образования» за инновационный подход к подготовке вожатых и за учебно-методическое обеспечение специальной образовательной деятельности; в 2002 г. - двумя малыми золотыми медалями за учебное пособие для учителя «Здоровый образ жизни» (авторы А.Д. Копытов, В .К. Жуков, Л.В. Капилевич, С.Б. Нарзулаев) и за учебное пособие «Современные аспекты подготовки учащейся молодежи к востребованности на рынке труда» (авторы А.Д. Копытов, Т.Б. Черепанова); дипломом за монографию «Христианская педагогика в современном образовательном пространстве» (авторы Т.А. Костюкова, НИ. Петрова).

За последние три года институтом по результатам проведенных исследований опубликовано 18 монографий, 20 учебников и учебных пособий, 6 методических пособий и рекомендаций, более 180 научных статей, в том числе 3 статьи за рубежом. За этот же период сотрудники института участвовали в организации или выступали с заявленными докла-

дами на 72 научно-практических мероприятиях (конгрессах, симпозиумах, конференциях, семинарах, научных чтениях).

В мае и августе 2001 г. программы и проекты института были представлены на выставке научных достижений Томской области в г. Шеныш (Китай), где получили одобрение и вызвали большой интерес. В августе 2001 г. был подписан договор о сотрудничестве в сфере образования с правительством китайской провинции Ляонинь, в рамках которого с октября 2001 г. в г. Томске работает профессор Дэн. В стадии согласования находится договор с Министерством образования Республики Польша и проект по открытию в регионе российско-датской молодежной школы.

Институт активно участвует в реализации следующих международных проектов и программ:

Практика развития гражданского образования в России, совместно с американскими советами по международному образованию, учреждениями образования Томской области, университетом Северной Каролины - Пемброук, Фондом гражданского образования (Великобритания), ТГПУ.

Программа по экономической подготовке учащихся (совместно с ТГПУ и университетом г. Ольденбурга, Германия).

Российско-германская программа по бикультурному непрерывному образованию дошкольников и младших школьников (совместно с Системой старших экспертов, г. Бонн, Германия).

Российско-польская программа по модернизации системы образования (совместно с Томским государ-

ственным педагогическим университетом и Вроцлавским университетом).

Участие в проекте Британского совета «Подготовка педагогов для решения задач гражданского образования» в г. Красноярске в марте 2003 г.

В настоящее время совместно с Томским государственным педагогическим университетом осуществляются исследования в рамках федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования на 2001-2005 гг.» по трем темам: «Общероссийская школа молодого ученого (Комплексный подход к подготовке специалиста-исследователя)»; «Комплексная (этнолингвистическая и этнопедагогическая) экспедиция к аборигенам Сибири: документация языков и культур, находящихся под угрозой вымирания»; «Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий в системе среднего и высшего образования в регионах Сибири и Дальнего Востока». Сегодня кроме 41 штатного сотрудника (в том числе 8 докторов и 20 кандидатов наук) в работе института принимают участие 315 внештатных сотрудников, аспирантов и соискателей в 11 субъектах азиатской части Российской Федерации. Достигнута принципиальная договоренность с администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа о создании в г. Салехарде базы института для изучения образовательных проблем в специфических условиях Крайнего Севера.

Таким образом, за пятнадцатилетний период своего существования институт достиг немалых результатов, динамично развивается, постоянно ищет новые формы научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы и повышает ее качество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.