Научная статья на тему 'О юбиляре О. С. Ушаковой и ее творческом пути в науке'

О юбиляре О. С. Ушаковой и ее творческом пути в науке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Г. Г.

Doctor of psychological sciences, doctor of pedagogical sciences, professor, chief researcher of the Institute of Innovative Activity in Education of the Russian Academy of Education, scientific secretary of the Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, academician of the International Teacher’s Training Academy of Science

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT JUBILER O.S. USHAKOVA AND HER CREATIVE PATH IN SCIENCE

Doctor of psychological sciences, doctor of pedagogical sciences, professor, chief researcher of the Institute of Innovative Activity in Education of the Russian Academy of Education, scientific secretary of the Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, academician of the International Teacher’s Training Academy of Science

Текст научной работы на тему «О юбиляре О. С. Ушаковой и ее творческом пути в науке»



овр»*»^

о юбиляре о.с. ушаковой и ее творческом пути в науке

Эти строчки как будто специально написаны о педагоге, ученом в области дошкольной педагогики, методики развития речи и речевого общения дошкольников, докторе педагогических наук, профессоре, Отличнике народного просвещения, Ветеране труда, заведующей лабораторией развития речи и речевого общения Института психолого-педа-гогических проблем детства РАО Оксане Семеновне Ушаковой.

Свой жизненный выбор она сделала в 1953 г., когда поступила на дошкольное отделение педагогического факультета МГПИ им. В.И. Ленина, затем закончила литературный факультет МОПИ им. Н.К. Крупской, в 1967 г. поступила в аспирантуру, в 1971 г. приступила к обязанностям сначала младшего, затем старшего научного сотрудника НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, а с 1989 г. стала заведующей лабораторией Института психолого-педагогических проблем детства РАО. За плечами - 2 института и 12-летний стаж работы воспитателем и методистом детского сада. На наш взгляд, выбор оказался верным и весьма удачным.

Ее активной организаторской и научной деятельности может позавидовать каждый. Благодаря неустанным усилиям О.С. Ушаковой в детских садах и в лаборатории развития речи в НИИ РАО была создана благоприятная обстановка, позволяющая в полной мере осуществлять творческую деятельность педагогических коллективов. Стоит напомнить о ее важной роли в накоплении дошкольными учреждениями богатого инновационного опыта. В образовательных учреждениях (экспериментальных площадках) 22 регионов по внедрению развивающей программы «Рекорд-Старт», (ныне «Тропинки»), (научный руководитель - В.Т. Кудрявцев), проводился эксперимент по созданию преемственности «детский сад - школа - вуз» и внедрялась система работы по разделу «Развитие культуры речи и речевого общения» автора О.С. Ушаковой при

«Есть люди - добротой щедры, И щедрость, без остатка отдавая, Горят как маленькие, яркие костры, Своим теплом людей всех согревая».

ее личном присутствии почти во всех регионах и образовательных учреждениях разного типа и вида.

В настоящее время учреждения дошкольного образования выходят на эксперимент по проблеме внедрения ФГТ к основной общеобразовательной программе (Приказ № 655) (в русле преемственности содержания образования ФГОС нового поколения и инициативы «Наша новая школа») по разделу «Коммуникация» и программно-методического обеспечения автора О.С. Ушаковой по «Развитию культуры речи, речевого общения и творчества».

Серьезное внимание Оксана Семеновна уделяет внедрению разработанной ею программы в практику работы дошкольных учреждений страны, читает лекции студентам, встречается с преподавателями вузов и колледжей, тесно сотрудничает с кафедрой теории и методики дошкольного воспитания МПГУ.

Вводятся новые формы (информационные, здоровьесберегающие, развивающие и другие технологии): рабочие тетради для детей, серии картин и т. д.

Оксану Семеновну никак не назовешь равнодушным человеком: все новое ей интересно, повсюду в регионах России она старается изучить опыт, получить информацию, чтобы затем использовать новинку в своей деятельности, в работе коллег.

Успешно налаживаются контакты с педагогами Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии и других стран.

А сколько хлопот и забот вложено в аспирантов! Под ее руководством защищено 20 кандидатских и докторских диссертаций.

Подготовка научных кадров и организация методической работы в ДОУ, развитие системы национального дошкольного воспитания, вопросы билингвизма, внедрение национальных образовательных программ -все проблемы О.С. Ушакова считает очень важными, старается реализовать их в своих

Педагогическое образование и наука, 2011, № 12

программах и пособиях по развитию речи и внедрить в повседневную практику.

Высококвалифицированный педагог, опытный методист и прекрасный руководитель лаборатории развития речи и творчества ИПППД РАО, постоянно заботящийся о своих родных и коллегах, активная общественница - далеко не полный перечень достоинств Оксаны Семеновны.

Активность - главное в характеристике О.С. Ушаковой и как специалиста, и как женщины, особенно по линии МАНПО. А это значит, что она всегда полна творческих планов, желаний сделать завтрашний день детей интереснее и совершеннее.

Пусть ее усилия и усилия коллег не пропадают даром, и дошкольное воспитание и образование окажется на новом, более качественном уровне!

Г.Г. Новикова

доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института инновационной деятельности в образовании РАО, ученый секретарь отделения педагогики и методики дошкольного и начального образования, академик Международной академии наук педагогического образования Тел.: 8-916-396-70-35

about jubiler o.S. ushakova AND her creative PATH IN SCIENCE

I.I. Novikova

doctor of psychological sciences, doctor of pedagogical sciences, professor, chief researcher of the Institute of Innovative Activity in Education of the Russian Academy of Education, scientific secretary of the Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, academician of the International Teacher's Training Academy of Science

развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема

О.С. Ушакова

доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией развития речи Института психолого-педагогических проблем детства РАО, академик Международной академии наук педагогического образования Тел.: (499) 194-44-51; 8-905-742-81-15; е- mail: oxu @ bk. ru

Целью обучения родному языку детей дошкольного возраста является развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения, формирование предпосылок чтения и письма. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи и коммуникативной компетентности. Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного и второго языка, умел их

И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.