Научная статья на тему 'Высшее образование в сфере культуры и искусства на Дальнем Востоке России. Интервью с ректором ХГИИК С. Н. Скориновым'

Высшее образование в сфере культуры и искусства на Дальнем Востоке России. Интервью с ректором ХГИИК С. Н. Скориновым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KHABAROVSK STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE / RUSSIAN FAR EAST / ASIAN-PACIFIC REGION / RESEARCH AND EDUCATION CREATIVE CENTRE / PRE-VOCATIONAL AND VOCATIONAL PERSONNEL TRAINING FOR ARTS AND CULTURE SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоринов Сергей Нестерович

In interview with the rector of Khabarovsk State Institute of Arts and Culture there is briefly reviewed the most important events in the history of the institute on the eve of its 45th jubilee. The prospects of the future development of the university as a Far-Eastern regional and international Asian-Pacific research and education creative centre of preFvocational and vocational personnel training and retraining for arts and culture sphere, which contributes tosocial, economic and cultural development of Russian Far East and its integration into theeconomy of Asian-Pacific region are outlined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education in the field of arts and culture in the Russian Far East

In interview with the rector of Khabarovsk State Institute of Arts and Culture there is briefly reviewed the most important events in the history of the institute on the eve of its 45th jubilee. The prospects of the future development of the university as a Far-Eastern regional and international Asian-Pacific research and education creative centre of preFvocational and vocational personnel training and retraining for arts and culture sphere, which contributes tosocial, economic and cultural development of Russian Far East and its integration into theeconomy of Asian-Pacific region are outlined.

Текст научной работы на тему «Высшее образование в сфере культуры и искусства на Дальнем Востоке России. Интервью с ректором ХГИИК С. Н. Скориновым»



ЮБИЛЕЙ

Высшее образование в сфере культуры и искусства на Дальнем Востоке России

Хабаровский государственный институт культуры открылся в 1968 г. и стал первым на Дальнем Востоке вузом по подготовке кадров для учреждений культуры. Вначале это было учебное заведение так называемого культпросвета, в котором подготовка велась всего по двум специальностям: «Библиотековедение и библиография » и «Культурно-просветительская работа ». В 1992 г. институт вступил в качественно новый этап своего развития: он был преобразован в Хабаровский государственный институт искусств и культуры (ХГИИК) - высшее учебное заведение музыкально-педагогического, творческо-исполнительского и библиотечно-информационного профиля. Изменился и качественный состав профессорско-преподавательского коллектива: с момента открытия в институте работало около 15% преподавателей, имеющих ученые степени и почетные звания, а сегодня их более 60%.

В настоящее время Хабаровский государственный институт искусств и культуры - это единственный вуз края, имеющий высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, а также достаточную материально-техническую базу для организации учебного процесса по таким образовательным программам, как биб-лиотечно-информационная деятельность, народная художественная культура (профиль - руководство любительским театром), хореографическое искусство, музыкально-инструментальное искусство, музыкальное искусство эстрады (профили: эстрадно-джазовое пение, инструменты эстрадного оркестра), вокальное искусство (профиль - академическое пение), искусство народного пения, дирижирование, актерское искусство, режиссура театрализованных представлений и праздников, социально-культурная деятельность, культурология, музеология и охрана объектов культурного и природного наследия и др.

За 45 лет вуз завоевал прочные позиции в регионе как современное образовательное учреждение, осуществляющее качественную профессиональную подготовку специалистов для сферы культуры и художественного творчества. Это позволяет ему занимать лидирующее место в определении культурной политики региона и осуществлять функции образовательного центра в системе непрерывного художественного и культурологического образования.

)

Мы беседуем с ректором ХГИИК доктором культурологии С.Н. Скориновым.

- Сергей Нестерович! В 2013 г. Хабаровский государственный институт искусств и культуры отмечает 45-летие со дня основания. Какие наиболее значимые события вспоминаются в этой связи прежде всего?

- Постановлением Совета Министров СССР № 335 от 15.05.1968 г. принято решение о создании Хабаровского государственного института культуры. Во исполнение данного постановления Министерством культуры РСФСР был издан приказ № 421, в котором определялась дата создания нашего вуза - 1 июня 1968 г., организовывались два факультета: библиотечный и культурно-просветительский, пять кафедр (общенаучных дисциплин, культурно-просветительной работы, народных инструментов, хорового дирижирования, театральной режиссуры). Новому институту были выделены автобус, необходимая мебель, оборудование, приобретены музыкальные инструменты, в том числе 25 пианино, два рояля, два комплекта оркестрово-народных инструментов, 15 балалаек, 15 домбр. Московский и Ленинградский институты культуры предоставили из своих библиотечных фондов учебную литературу, Восточно-Сибирский институт культуры оказал методическую и организационную помощь в проведении приемных экзаменов и других учебных и методических мероприятий, направив в Хабаровск опытных педагогов и работников. Хабаровский крайисполком передал в ведение института здание нынешнего учебного корпуса № 1 по улице Краснореченской, в 1969 г. - студенческое общежитие на 360 мест, для приглашения из российских центральных вузов преподавателей предоставил в 1968 г. 15 квартир, а в последующие три-четыре года выделял по 15 квартир дополнительно. 1 сентября 1968 г. начался учебный процесс. В учебные аудитории института пришли 200 студентов очной формы обучения и 120 человек заочной формы обучения. Вот с этого момента и началась история высшего профессионального образования в сфере культуры и народного художественного творчества на Дальнем Востоке России.

Первыми ректорами института были А.Н. Фарафонов (1968-1973), В.П. Демин (19731975), В.В. Успенский (1975-1981), заложившие учебно-методическую и материальную базу для деятельности института, создавшие его научно-педагогический и творческий потенциал. За эти годы в институте сформировались педагогические школы и династии. У истоков высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства на Дальнем Востоке России стояли известные в стране специалисты: заслуженный деятель искусств России, композитор Ю.Я. Владимиров, заслуженный работник культуры России В.В. Журомский, доктор исторических наук, профессор С.А. Пайчадзе, заслуженный артист России, профессор В.В. Янушевич и другие.

В нашем институте свою трудовую педагогическую и творческую деятельность начинали профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, заслуженный работник культуры России А.И. Березин, заслуженный артист России, художественный руководитель Хабаровского муниципального театра пантомимы «Триада» В.С. Го-гольков, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Республики Карелии, профессор кафедры теории и истории музыки Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова Б.Д. Напреев, заслуженный работник культуры России, кандидат педагогических наук, профессор Хабаровского государственного института искусств и культуры Л.П. Русанова, заслуженный работник культуры России, профессор Московского государственного университета культуры и искусств Н.А. Цабе-Рябая и многие другие. С первых дней и до сего времени трудится в институте почетный профессор В.П. Козловская.

- Как известно, результатом работы вуза является успешная профессиональная карьера его выпускников. Как складывается она у ваших выпускников?

- Действительно, об эффективности нашей деятельности свидетельствуют успехи выпускников. За 45 лет институтом выпущено свыше 13 тысяч профессионалов, работающих не только на территории Дальневосточного федерального округа и других субъектов Российской Федерации, но и за рубежом. Гордостью института являются генеральный директор кинокомпании «Парамир» (г. Москва) Ю.А. Бобров, директор и художественный руководитель Хабаровского краевого театра драмы и комедии, художественный руководитель Хабаровского краевого музыкального театра, заслуженный работник культуры России Н.И. Евсеенко, народный артист России, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» 2011 г. Т.В. Маслакова, народные артисты России И.Е. Желтоухов, В.Т. Захаров, министр культуры Забайкальского края, заслуженный работник культуры России Г.А. Сыроватко, министр культуры Хабаровского края, заслуженный работник культуры России А.В. Федосов и многие, многие другие. К сожалению, всех, кто верен своему выбору и добросовестно, инициативно и творчески работает в сфере культуры и образования, не перечислишь. Но необходимо отметить, что педагогический коллектив всех помнит и внимательно следит за профессиональными успехами своих воспитанников, радуется вместе с ними их победам и огорчается неудачам. В целом можно сказать, что сегодня на Дальнем Востоке России практически все библиотечные работники, более половины руководителей художественных коллективов и более четверти музейных работников, имеющих высшее образование, - выпускники нашего вуза. В Хабаровском крае процент работающих выпускников института в учреждениях культуры и искусства еще выше.

- Насколько сегодня выпускники востребованы в отрасли культуры Дальнего Востока?

Учреждения искусства и культуры дальневосточного региона остро нуждаются в кадровом пополнении из числа одаренных молодых специалистов. Ежегодно мы получаем из муниципальных образований девяти субъектов федерации Дальневосточного федерального округа более 400 заявок, что превышает количество выпускников почти в четыре раза. Поэтому процент трудоустройства выпускников по профилю полученного образования в нашем институте достаточно высок, а по сведениям Федеральной государственной службы занятости населения Дальнего Востока, они на их учете не значатся. Такой результат достигнут благодаря тому, что в институте создана система организации учебной и производственной практики, позволяющая каждому студенту не только ознакомиться с деятельностью учреждений искусств и культуры в регионе, но и продемонстри-

ровать работодателю свои творческие и деловые способности. Таким образом, получая диплом, наш выпускник уже имеет место работы.

- Что изменилось в деятельности института за 45 прошедших лет?

- За эти годы наш институт прошел путь от учебного заведения «культпросвета», осуществлявшего подготовку по двум специальностям: «Библиотековедение » и «Библиография и культурно-просветительная работа » - к образовательному учреждению искусств и культуры, обучающему по 23-м образовательным программам высшего, по трем -послевузовского, одной - среднего профессионального образования. Контингент обучающихся вырос с 320 до 1300 человек. Изменился качественный состав профессорско-преподавательского коллектива. Сегодня институт располагает двумя учебными корпусами, общежитием. Учебный процесс обеспечен необходимой материально-технической базой: музыкальными инструментами, компьютерной, видеопроекционной и светозвуковой аппаратурой.

В вузе функционирует несколько научных и творческих школ, полностью отражающих научно-исследовательские и творческие интересы профессорско-преподавательского состава. Наш институт - центр послевузовской подготовки в сфере культуры и искусств на Дальнем Востоке. Ежегодно около 500 специалистов учреждений культуры и искусств Дальневосточного региона проходят здесь курсы повышения квалификации.

Вуз искусств и культуры - это та площадка, где активно развивается прежде всего творческая деятельность. В институте действуют более 20 музыкальных и хореографических коллективов, работают учебный театр и студенческая филармония. Несмотря на то, что наш вуз расположен далеко от центральных регионов страны, преподаватели и студенты вуза принимают участие в престижных международных и всероссийских конкурсах. Так, женский вокальный ансамбль «Ноктюрн» под руководством молодого педагога А.А. Степаненко занял второе место в номинации «Вокальные ансамбли» на Первом Всероссийском открытом фестивале-конкурсе «Культурная перспектива» (г. Санкт-Петербург); авторская работа - видеоролик «Нить» студента 5-го курса С. Яковлева - заняла первое место на Всероссийском конкурсе социальной рекламы «Новый взгляд» в номинации «Дорогой добрых дел» (г. Москва); в трех номинациях профессиональной премии «Грани Театра масс» получили почетное звание дипломанта преподаватели института М.Г. Черка-шина, Л.И. Вербицкая, Е.А. Минаева; первое место в номинации «Фортепианный ансамбль» на Х1 международном фестивале-конкурсе (г. Руза Московской области) заняли преподаватели О.В. Войцеховская, Д.А. Ежова; удостоена диплома лауреата второй степени Международного конкурса хореографического искусства (г. Харбин, КНР) студентка Т. Давыдова. Важным творческим событием для наших студентов и педагогов стало их участие в Третьем и Четвертом молодежном фестивале «Будущее театральной России - 2011 и 2012 » (г. Ярославль), в Первом Всероссийском конкурсе чтецов «Живое русское слово» (г. Пермь), во Всероссийском конкурсе исполнителей слова, посвященном 1150-летию зарождения российской государственности (г. Новосибирск), во Втором и Третьем Общероссийском фестивале учебных заведений искусства и культуры (г. Москва).

- С нового учебного года вводится в действие ФЗ «Об образовании в Российской Федерации ». Каковы, на Ваш взгляд, последствия принятия нового закона для сферы образования в области культуры и искусства?

- Законом устанавливаются следующие образовательные программы, реализуемые в области искусств:

• во-первых, дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы. Необходимо заметить, что дополнительные предпрофессиональные программы в

области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности в области выбранного вида искусств и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств;

• во-вторых, образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования. Они направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств;

• в-третьих, образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена);

• в-четвертых, образовательные программы высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, ассистентуры-стажировки). Особенностью программ ассистентуры-стажировки является их направленность на обеспечение подготовки творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям.

Перспективы для развития вуза, а также для активного взаимодействия с работодателями открывает статья 15 данного закона, позволяющая посредством сетевой формы реализации обучения обеспечить возможность освоения образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости - ресурсов научных организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, обладающих базой для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Такие взаимоотношения между Хабаровским государственным институтом искусств и культуры и организациями культуры и искусств Дальневосточного региона сложились уже давно, но только сейчас для них будет создана правовая основа, и наше взаимодействие по подготовке кадров для отрасли культуры приобретет долгосрочный договорной характер.

Сетевая форма реализации образовательных программ позволит поднять на новый уровень международное образовательное сотрудничество в области искусств, расширить возможности российских студентов получить образование за рубежом, а иностранных студентов - обучаться в российских вузах. На состоявшемся 25-27 сентября 2012 г. Х Международном форуме ректоров вузов Дальнего Востока и Сибири России и СевероВосточных провинций Китая в городе Чанчуне (КНР) реализация совместных образовательных программ в области искусств была выделена в качестве перспективного направления сотрудничества.

Большие возможности создаются благодаря внедрению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Понятно, что для подавляющего числа реализуемых образовательных программ в области искусств применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий либо вообще неприемлемо, либо ограничено рядом дисциплин гуманитарного, социального, экономического, математического и естественно-научного циклов. Тем не менее для некоторых образовательных программ высшего образования в сфере культуры, например по направлению «Музеоло-гия и охрана объектов культурного и природного наследия », «Библиотечно-информаци-онная деятельность » и т. п., могут использоваться дистанционные образовательные технологии, особенно для обучающихся по заочной форме обучения.

- Географическое положение института располагает к успешному развитию международного сотрудничества в образовательной и культурной сферах. Что делается для этого?

- С 2008 г. в институте на договорной основе с Хэйхэским государственным университетом обучаются 15 китайских студентов по музыкальным образовательным программам. Четырехгодичный опыт показал высокую результативность сотрудничества. Иностранные студенты успешно осваивают избранные специальности, принимают активное участие в общественной, спортивной деятельности, добиваются высоких результатов в творческой работе. Вокальный коллектив, состоящий из китайских студентов, неоднократно удостаивался гран-при краевого фестиваля «Студенческая весна». На сегодняшний день институтом заключены договоры о сотрудничестве и совместной деятельности в области подготовки специалистов высшего образования с восемью учебными заведениями Китая: Харбинским педагогическим университетом, Хэйхэским университетом, Цзилинским анимационным институтом, Чаньчунским университетом, Дацинским педагогическим университетом, Цзямусским университетом, Пекинским колледжем музыки и танца и др. С 2013 г. мы планируем увеличить число обучающихся в институте иностранных студентов в два раза, расширить совместную культурную и образовательную деятельность.

- В юбилей принято не только подводить итоги пройденного пути, но и намечать перспективу дальнейшего развития. Какова она у института?

- В настоящее время разработана программа развития института до 2017 г., которая определяет пятилетнюю стратегию преобразования вуза в дальневосточный региональный и международный азиатско-тихоокеанский центр предпрофессиональной и профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы искусства и культуры.

Современная миссия нашего института состоит в обеспечении качества подготовки высококвалифицированных специалистов сферы искусства и культуры, профессиональная деятельность которых способствует интеллектуальному, социально-экономическому, духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию населения Дальнего Востока - приграничной территории России с зарубежными странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с проводимой государственной стратегией усиления политического и экономического влияния России в АТР, ее интеграции в социально-экономическую систему этого региона деятельность института приобретает важное идеологическое значение: вуз позиционирует себя в качестве форпоста национальной культуры на Дальнем Востоке и международного центра образования в сфере искусства и культуры.

В соответствии с миссией программа развития института определяет стратегические цели, перспективные задачи, приоритетные направления деятельности, основные мероприятия по обеспечению комплексного решения проблем развития института и его востребованности в сфере искусства и культуры Дальнего Востока России и стран АТР. За пять лет необходимо решить следующие стратегические задачи:

v преобразовать институт в дальневосточный региональный и международный азиатско-тихоокеанский научно-образовательный и творческий центр, вносящий существенный вклад в решение государственных задач ускоренного экономического и социально-культурного развития Дальнего Востока и его интеграции в экономику АТР;

v реализовать инновационный подход во всех видах деятельности, осуществляемой в вузе (образовательной, научной, международной, социальной, воспитательной, творческой, финансово-хозяйственной и др.);

v обеспечить сохранение и совершенствование научного и творческого кадрового потенциала института;

v модернизировать материально-техническую базу института;

v обновить учебную, информационную, научную и творческую (исполнительскую) базу;

v расширить спектр образовательных услуг за счет реализации непрерывного многоуровневого образования - в соответствии с запросами общества и потребностями личности;

v укрепить имидж института в международном научно-образовательном и культурном пространстве.

Накопленный за 45 лет творческий, научный и образовательный потенциал позволяет педагогическому и студенческому коллективу надеяться, что под руководством учредителя - Министерства культуры Российской Федерации - и при активном взаимодействии с администрацией Полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, правительством Хабаровского края и другими органами управления институту удастся успешно реализовать намеченную программу развития.

SKORINOVS.N. HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF ARTS AND CULTURE IN THE RUSSIAN FAR EAST

In interview with the rector of Khabarovsk State Institute of Arts and Culture there is briefly reviewed the most important events in the history of the institute on the eve of its 45th jubilee. The prospects of the future development of the university as a Far-Eastern regional and international Asian-Pacific research and education creative centre ofpre-vocational and vocational personnel training and retraining for arts and culture sphere, which contributes to social, economic and cultural development of Russian Far East and its integration into the economy of Asian-Pacific region are outlined.

Keywords: Khabarovsk State Institute of Arts and Culture, Russian Far East, Asian-Pacific region, research and education creative centre, pre-vocational and vocational personnel training for arts and culture sphere

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.