Научная статья на тему 'Хабаровский государственный институт культуры как школа становления творческой личности'

Хабаровский государственный институт культуры как школа становления творческой личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / KHABAROVSK STATE INSTITUTE OF CULTURE / ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / FORMATION OF A CREATIVE PERSONALITY / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / STUDENT''S RESEARCH ACTIVITY / CONTINUING EDUCATION / STUDENT''S CREATIVE ACTIVITY / COOPERATION WITH EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоринов Сергей Нестерович

50-летний юбилей Хабаровского государственного института культуры -дата, позволяющая подвести итоги деятельности института, изучить пройденный путь, дать оценку достигнутым результатам. Охарактеризованы условия формирования творческой личности, зависимость этого процесса от специфики деятельности вуза. Отмечена не только востребованность выпускников института, но и существующие тесные связи с представителями сферы культуры как будущими работодателями обучающихся. Приведены сведения о творческих достижениях выпускников института. Описана творческая, научно-исследовательская и общественная деятельность студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Khabarovsk State Institute of Culture as a School for Formation of a Creative Personality

The 50th anniversary of Khabarovsk State Institute of Culture is the date that allows to summarize the results of its activities, to assess the accomplishments and achievements. Over the past years its became one of the leading educational institutions in the Far East Region for the preparation of the policymakers in the sphere of culture, the heads of cultural institutions, the organizers of cultural events and festivals, specialists for libraries, museums, art galleries, Houses of Culture, music and dance teachers. Today Khabarovsk State Institute of Culture realizes the conception of continuing education and offers 91 educational programs corresponding to different levels of education including secondary specialized (2), bachelor degree (29), master's degree (7), specialist (2), postgraduate courses (3), supplementary education for children and adults (8), retraining and advanced training programs (35). The educational process is organized as co-creative work bringing together students and teachers. The cornerstone of the success of education is cooperation and close ties with future employers, local and municipal institutions of culture and arts. The students are involved in creative activities of chairs, museums, theatres, Houses of culture, Philharmonics. Such practice-oriented education enables to prepare qualified, highly competitive graduates required by market. This is demonstrated by the outcomes of the annual employment monitoring held by the RF Ministry of education and science. For four years the Institute maintains highest figures by comparison with the other higher education institutions of culture.

Текст научной работы на тему «Хабаровский государственный институт культуры как школа становления творческой личности»

Хабаровский государственный институт культуры как школа становления творческой личности

Скоринов Сергей Нестерович - д-р культурологии, канд. истор. наук, доцент, ректор. E-mail: [email protected]

Хабаровский государственный институт культуры, Хабаровск, Россия Адрес: 680045, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 112

Аннотация. 50-летний юбилей Хабаровского государственного института культуры. -дата, позволяющая подвести итоги деятельности института, изучить пройденный путь, дать оценку достигнутым результатам.. Охарактеризованы условия формирования творческой личности, зависимость этого процесса от специфики деятельности вуза. Отмечена не только востребованность выпускников института, но и существующие тесные связи с представителями сферыi культуры как будущими работодателями обучающихся. Приведены сведения о творческих достижениях выпускников института. Описана творческая, научно-исследовательская и общественная деятельность студентов.

Ключевые слова.: Хабаровский государственный институт культуры, формирование творческой личности, творческая деятельность студентов, научно-исследовательская деятельность студентов

Для цитирования: Скоринов С.Н. Хабаровский государственный институт культуры как школа становления творческой личности // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 97-104. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-7-97-104

В 2018 г. Хабаровский государственный институт культуры отмечает своё 50-летие. За эти годы институт стал одним из ведущих дальневосточных вузов и единственным в этом регионе образовательным учреждением, осуществляющим подготовку руководителей органов управления культуры, учреждений культуры, организаторов театрализованных представлений и праздников, специалистов с высшим образованием для библиотек, музеев, домов и дворцов культуры, самодеятельных театральных, музыкальных, вокальных, хореографических коллективов, педагогов музыки для общеобразовательных школ, детских музыкальных школ и школ искусств. За полвека ХГИК подготовил свыше 15 тысяч выпускников, успешно работающих на территории Дальневосточного федерального округа, в других субъектах Российской Федерации, а также за рубежом [1; 2].

При создании институт позиционировался как учебное заведение «культпросвета»,

осуществляющее подготовку кадров по двум специальностям и пяти специализациям: библиотековедение и библиография (массовые и научные, детские и школьные библиотеки) и культурно-просветительная работа (специализации: дирижёрско-хоровая, народных инструментов и режиссёрская). Сегодня ХГИК - это учреждение непрерывного образования, реализующее 91 образовательную программу: 46 образовательных программ высшего образования, включая 29 программ бакалавриата, семь программ магистратуры, две программы специалите-та, три программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, пять программ ассистентуры-стажировки; две образовательные программы среднего профессионального образования; восемь образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых, в том числе шесть дополнительных предпрофессио-нальных программ и две дополнительные общеразвивающие программы; 35 образовательных программ дополнительного профессионального образования (20 программ повышения квалификации и 15 программ переподготовки кадров) [3; 4].

Наши преподаватели - мастера, обладающие гуманистическим даром веры в потенциальные возможности своих воспитанников и умело применяющие психолого-педагогический инструментарий в целях формирования у них профессиональных компетенций. Процесс образования в институте рассматривается как сотворческий процесс, а потому без доверия друг к другу невозможно достичь успеха [5]. Оптимизм, гуманность и творчество - главные составляющие особой ауры, царящей в институте и создающей у преподавателей и студентов тот настрой души, который позволяет «зажигать звёзды» в мире искусств и культуры.

Главным условием успеха формирования творческой личности является тесное содружество с работодателями - краевыми и муниципальными учреждениями искусств и культуры, в которых трудятся наши вы-

пускники-единомышленники. С первых дней своего обучения в вузе студенты погружаются в совместную творческую деятельность кафедр и учреждений искусств и культуры, вовлекаются в репетиционный процесс, активно участвуют в театральных спектаклях, филармонических концертах, театрализованных представлениях и праздниках, посещают музейные выставки, являются постоянными читателями краевых и городских библиотек [6]. Нашими многолетними надёжными партнёрами в профессиональном становлении обучающихся являются Хабаровское краевое научно-образовательное творческое объединение культуры, Хабаровский краевой музыкальный театр, Хабаровский краевой театр драмы, Хабаровский краевой театр юного зрителя и Хабаровский театр кукол, Хабаровский муниципальный камерный театр «Триада», Дальневосточная государственная научная библиотека, Хабаровская краевая детская библиотека им. Н.Д. Наволочкина, Дальневосточный художественный музей, Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродеко-ва, Хабаровский краевой Дворец дружбы «Русь» и другие. Такое практико-ориенти-рованное обучение позволяет институту готовить хорошо подготовленные высококвалифицированные, конкурентоспособные кадры для сферы культуры.

Востребованность наших выпускников на рынке труда подтверждается результатами проводимого по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации мониторинга по трудоустройству выпускников вузов России. Наш институт на протяжении уже четырёх лет участия в нём стабильно удерживает самый высокий показатель среди вузов культуры страны. Так, выпускники института 2015 г. трудоустроились в 15 регионах России. С каждым годом растёт их средняя заработная плата: в 2015 г. она составила 34867 руб., что выше на 4482 руб., чем у выпускников института предыдущего года, а по сравнению с выпускниками 2013 г. больше на 7830 руб.

Гордостью института являются его выпускники - успешные творческие личности: народная артистка России, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Т.В. Маслакова, народные артисты России И.Е. Желтоухов, В.Т. Захаров, заслуженные артисты России Т.В. Гоголь-кова, В.С. Громовиков, Д.И. Желтоухов, Ю.И. Тихонов, В.В. Цабе-Рябый (Дом-бровский), заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), директор Государственной филармонии Республики Саха (Якутия) Н.В. Базалева, заслуженный работник культуры России, директор Амурского областного театра драмы Т.Ф. Беди-на, заслуженный артист России, ведущий мастер Камчатского краевого театра кукол О.И. Бойко, доктор исторических наук, профессор, декан факультета рекламы, журналистики и дизайна Московского гуманитарного университета, заслуженный работник культуры России А.Д. Бородай, заслуженный работник культуры России, генеральный директор Гильдии киноактёров Союза кинематографистов России (г. Москва) В.А. Гущина и многие другие. Мы гордимся успехами коллектива Хабаровского краевого театра юного зрителя, удостоенного в 2018 г. специальной национальной театральной премии «Золотая маска» жюри драматического театра и театра кукол «за тонкое и сценически выразительное прочтение повести Льва Толстого "Детство" средствами целостного актёрского ансамбля». Режиссёром спектакля является выпускник института 1984 г., художественный руководитель театра К.Н. Кучикин. Среди актёров - выпускники института А.Г. Шрамко (2001 г.), Г.А. Бабурина (2006 г.), Е.В. Колтунова (2009 г.). К сожалению, всех, кто верен своему выбору и добросовестно, инициативно и творчески работает в сфере культуры и образования, в рамках статьи перечислить невозможно. Но педагогический коллектив всех помнит и внимательно следит за профессиональными успехами своих воспитанников, радует-

ся вместе с ними их творческим победам и огорчается неудачами.

Под руководством педагогов студенты ХГИК активно вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность благодаря участию в научно-практических международных, всероссийских, региональных и внутривузовских конференциях, круглых столах, публикации статей в научных изданиях. Традицией в институте стало проведение Всероссийских научно-практических конференций «Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства», «Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока», Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных «Гуманитарные и общественные науки: проблемы реализации творческого потенциала молодёжи», региональной научно-практической конференции «Молодые в библиотечном деле: вчера, сегодня, завтра» и ежегодного конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу среди молодых преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов старших курсов. Широкую известность среди библиотечной общественности Дальнего Востока получила ежегодно проводимая совместно с Дальневосточной государственной научной библиотекой научно-практическая конференция «Развитие библиотечно-информационного пространства на Дальнем Востоке и высшее библиотечное образование». Институт является соучредителем научно-практического журнала «Культура и наука Дальнего Востока» (выходил до 2016 г. под наименованием «История и культура Приамурья»), ориентированного на междисциплинарные исследования со стороны культурологии, искусствоведения, истории, этнологии, археологии и других наук.

Институт живёт активной творческой жизнью. На малой сцене Хабаровского краевого театра драмы успешно работает Учебный театр ХГИК. Воссоздан общеинститутский студенческий хор, работает симфони-

ческий оркестр и студенческая филармония. В вузе действуют более 20 музыкальных и хореографических коллективов. Продолжают свою многолетнюю деятельность такие известные в крае художественные коллективы, как оркестр народных инструментов, дальневосточный молодёжный народный хор, литературный театр, вокальные ансамбли «Вишня», «Яра», хореографические ансамбли «Жасмин», «Танаис», «Пируэт», «Антрэ», «Академия» и другие.

Высок уровень международного сотрудничества, в рамках которого осуществляются программы культурного и образовательного обмена между нашим вузом и университетами Китайской Народной Республики, Республики Корея. Обучающиеся в институте иностранные студенты успешно овладевают избранными направлениями подготовки, принимают участие в общественной, спортивной деятельности, добиваются высоких результатов в творческой работе.

Становлению творческой личности обучающегося способствует вовлечение его в активную исполнительскую деятельность. Своё мастерство наши студенты имеют возможность показывать на международных, всероссийских, региональных, муниципальных и внутривузовских творческих конкурсах и фестивалях. Так, в 2017/2018 учебном году творческие коллективы и студенты института приняли участие в 20 конкурсах и 24 творческих фестивалях разного уровня, провели 21 концерт, поставили 19 драматических спектаклей и 4 литературных. Международную известность получили творческие конкурсы и фестивали, организаторами которых в течение многих лет являются кафедры нашего института. Это Открытый международный конкурс балетмейстерских работ «Игры воображения», Всероссийский фестиваль-конкурс народной песни «Песня - душа моя», Международный студенческий конкурс чтецов «Откровение» имени заслуженного артиста России В.В. Янушевича, Фестиваль актёрской песни «Театральный аккорд» и

другие. Для многих студентов важной ступенью к высотам профессионального мастерства становятся ежегодные внутривузовские конкурсы, такие как студенческий конкурс самостоятельных актёрских и режиссёрских работ «PRO-сцениум» имени заслуженного работника культуры Российской Федерации В.И. Павленко, Открытый хореографический конкурс «Прима танца», конкурс студенческой самодеятельности «Новые люди» и другие. Успешное участие в творческих конкурсах и фестивалях позволяет нашим обучающимся поверить в свой талант, приобрести неоценимый опыт исполнительства для использования его в своей дальнейшей профессиональной деятельности [7].

Радуют своими творческими успехами учащиеся действующей при институте детской школы искусств и центра танца «ПроДвижение», рассматриваемые нами в качестве будущих студентов средних профессиональных и высших образовательных программ. Поэтому работа педагогического коллектива нацелена на углубление их профессиональных навыков, расширение кругозора и повышение их заинтересованности в концертно-исполнительской деятельности. Для этого создаются детские творческие коллективы, необычные инструментальные ансамбли: гитара, скрипка и флейта, балалайка и гитара, гитара и фортепиано и другие. В 2017 г. на VI Международном многожанровом фестивале-конкурсе «Во имя жизни на Земле» (г. Москва) вокальный ансамбль детской школы института был награждён дипломом лауреата II степени, учащаяся школы А. Тян (соло, фортепиано) - дипломом лауреата I степени (преподаватель - Е.В. Нагорная), в Общероссийском конкурсе «Молодые дарования России» М. Жирных (соло, гитара) стала лауреатом II премии (преподаватель - О.А. Лебедева), на XXIX Международном творческом фестивале-конкурсе «Творческие открытия. Музыка» (Санкт-Петербург), VIII Международном творческом фестивале-конкурсе «Балтий-

ская осень» (г. Таллин, Эстония) вокальная группа хора была удостоена диплома лауреата I степени. Детские хореографические ансамбли «Элегия», «Жемчужинки», «Сладушки» являются лауреатами Международного хореографического конкурса Азиатско-Тихоокеанского региона (Республика Корея), Всероссийского фестиваля-конкурса народного творчества и национальных культур «Солнцеворот» (г. Владивосток) и других.

С момента своего создания институт стал школой добровольчества, активной общественной деятельности и патриотизма. В советское время студенты и преподаватели с энтузиазмом работали в студенческих строительных, путинных, сельскохозяйственных отрядах, в составе многочисленных творческих коллективов и агитбригад выступали с концертами, театрализованными представлениями перед тружениками городов и сёл Дальнего Востока, осуществляли шефство над военными подразделениями, школами и детскими домами, организовывали культурно-просветительские мероприятия. Продолжая традиции старшего поколения, сегодняшние студенты ХГИК объединяются в добровольческий отряд «МЫ» для активного участия во всероссийской социальной акции «Весенняя неделя добра», в различных мероприятиях в рамках конкурсов «Хабаровск - территория добра», «Общий дом -общее дело», в многочисленных шефских благотворительных концертах, театрализованных представлениях, спектаклях для различных слоёв населения Хабаровского края. Продолжается общеинститутская традиция празднования международных дней музыки, театра, танца, Общероссийского дня библиотек, Дня пожилых людей, Всероссийского дня работников культуры, Дня защитника Отечества, Международного женского дня, Дня Победы, Нового года и других. Особой популярностью у студентов, как и в прошлые годы, пользуются вечера посвящения в студенты, творческие отчёты студенческих коллективов и выпускные вечера.

В вузе действует студенческое самоуправление, представленное студенческим советом ХГИК и советом общежития. Председатель студенческого совета входит в состав Учёного совета. Органы студенческого самоуправления занимают активную позицию в общественной и культурно-просветительской деятельности. По их инициативе в институте проводятся различные общественно значимые мероприятия, концерты, спортивные состязания, благотворительные акции и многое другое. Студенческий совет общежития неоднократно занимал призовые места в городских конкурсах на лучшую организацию самоуправления [8].

Образовательный процесс в нашем институте выстроен на основе глубокого погружения в отечественную культуру, овладения художественными средствами выражения действительности, что способствует воспитанию истинных, а не показных патриотов своей Родины. Патриотизм наших выпускников проявляется в преданности своему профессиональному делу - служению культуре и искусству, в активной творческой деятельности, способствующей созданию художественных произведений разных видов искусств, в культурном просвещении населения, сохранении и трансляции от поколения к поколению культурных ценностей и народных традиций, в развитии музейной и библиотечной деятельности и др.

Подводя итог сказанному, можно с уверенностью утверждать, что Хабаровский государственный институт культуры на всех этапах своего полувекового развития являлся школой становления творческой личности. За годы функционирования в нём сложилась эффективная система образования, позволяющая осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов для сферы культуры, востребованных не только в регионе, но и на всей территории страны. Сегодня на Дальнем Востоке России практически все библиотечные работники, более 60% руководителей художественных коллективов, треть музейных работников,

имеющих высшее образование, - выпускники нашего вуза. В Хабаровском крае процент выпускников института, работающих в учреждениях культуры и искусства, значительно выше. В ближайшей перспективе вклад ХГИК в кадровую политику динамично развивающегося Дальневосточного федерального округа будет только возрастать. Важно не только сохранить сложившуюся систему творческого образования, но и всемерно способствовать её дальнейшему развитию в условиях постоянно меняющегося мира и прогресса информационных технологий. Ведь творческую личность XXI века будут отличать не только оптимизм, гуманизм, патриотизм и креативность, но и глубокие познания в области информационных технологий, необходимые для художественного освоения новой виртуальной реальности. Коллектив института стремится быть на высоте, решая стоящие перед ним задачи, сохраняя при этом высокий профессионализм, сложившиеся традиции гуманизма и сотворчества педагогов и воспитанников, прививая им чувство любви к Родине, дух добровольчества и преданности избранному делу - культуре и искусству.

Литература

1. Скоринов С.Н. Хабаровский государственный институт искусств и культуры: настоящее и программа действий на будущее // История и культура Приамурья. 2008. № 3 (3). С. 6-10.

2. Костина О.А, Позднякова Е.Г. Хроника Хабаровского государственного института искусств и культуры (1968-2013 гг.) // История и культура Приамурья. 2013. № 1 (13). С. 26-38.

3. Скоринов С.Н. Хабаровский государственный институт искусств и культуры: прошлое,

настоящее и будущее // История и культура Приамурья. 2013. № 1 (13). С. 8-15.

4. Хабаровский государственный институт искусств и культуры в событиях и лицах (19682013): справочник / Авт.-сост. О.А. Костина, Е.Г. Позднякова. Хабаровск: Хабар. гос. ин-т искусств и культуры, 2013. 503 с.

5. Савелова Е.В. Креативность и творчество как факторы профессионального становления // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 52-57.

6. Савелова Е.В. Хабаровский государственный институт искусств и культуры в процессе развития культурно-творческой среды региона: проблемы и перспективы // Вопросы развития культурно-творческой среды Дальнего Востока России и Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (7-9 октября 2014 г.) / Науч. ред. и сост. Е.В. Савелова. Хабаровск: ФГБОУ ВПО «ХГИИК», 2014. С. 14-19.

7. Ересько И.Е, Ересько В.А. Реализация творческого потенциала молодёжи на примере международного конкурса балетмейстерских работ «Игры воображения» // Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства: трудоустройство и адаптация молодого специалиста: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (25 мая 2017 г.) / Науч. ред. Е.В. Савелова. Хабаровск: ХГИК, 2017. С. 35-38.

8. Павленко О.В. Создание творческих условий развития и саморазвития студентов вуза культуры на примере Хабаровского государственного института культуры // Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России: материалы заочной Всерос. науч.-практ. конф. (15 декабря 2016 г.). Хабаровск: ХГИК, 2017. С.47-49.

Статья поступила в редакцию 16.05.18 Принята к публикации 12.06.18

Khabarovsk State Institute of Culture as a School for Formation of a Creative Personality

Sergey N. Skorinov - Dr. Sci. (Cultural Sciences), Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., Rector, e-mail: [email protected]

Khabarovsk State Institute of Culture, Khabarovsk, Russia

Address: 112, Krasnorechenskaya str., Khabarovsk, 680045, Russian Federation

Abstract. The 50th anniversary of Khabarovsk State Institute of Culture is the date that allows to summarize the results of its activities, to assess the accomplishments and achievements. Over the past years its became one of the leading educational institutions in the Far East Region for the preparation of the policymakers in the sphere of culture, the heads of cultural institutions, the organizers of cultural events and festivals, specialists for libraries, museums, art galleries, Houses of Culture, music and dance teachers. Today Khabarovsk State Institute of Culture realizes the conception of continuing education and offers 91 educational programs corresponding to different levels of education including secondary specialized (2), bachelor degree (29), master's degree (7), specialist (2), postgraduate courses (3), supplementary education for children and adults (8), retraining and advanced training programs (35). The educational process is organized as co-creative work bringing together students and teachers. The cornerstone of the success of education is cooperation and close ties with future employers, local and municipal institutions of culture and arts. The students are involved in creative activities of chairs, museums, theatres, Houses of culture, Philharmonics. Such practice-oriented education enables to prepare qualified, highly competitive graduates required by market. This is demonstrated by the outcomes of the annual employment monitoring held by the RF Ministry of education and science. For four years the Institute maintains highest figures by comparison with the other higher education institutions of culture.

Keywords: Khabarovsk State Institute of Culture, continuing education, formation of a creative personality, student's creative activity, student's research activity, cooperation with employers

Cite as: Skorinov, S.N. (2018). [Khabarovsk State Institute of Culture as a School for Formation of a Creative Personality]. Vysshee obrazovanie v Rossi = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 7, pp. 97-104 (In Russ., abstract in Eng.)

https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-7-97-104

References

1. Skorinov, S.N. (2008). [Khabarovsk State Institute of Arts and Culture: Present and Future Action Programme]. Istoriya i kultura Priamurya [History and Culture of the Amur Region]. No. 3 (3), pp. 6-10. (In Russ.)

2. Kostina, O.A., Pozdnyakova, E.G. (2013). [Chronicle of Khabarovsk State Institute of Arts and Culture (1968-2013)]. Istoriya i kultura Priamurya [History and Culture of the Amur Region]. No. 1 (13), pp. 26-38. (In Russ.)

3. Skorinov, S.N. (2013). [Khabarovsk State Institute of Arts and Culture: Past, Present and Future]. Istoriya i kultura Priamurya [History and Culture of the Amur Region]. No. 1 (13). pp. 8-15. (In Russ.)

4. Kostina, O.A., Pozdnyakova, E.G. (Ed) (2013). Habarovskii gosudarstvennyi institut iskusstv i kultury v sobytiyakh i litsakh (1968-2013): spravochnik [Khabarovsk State Institute of Arts and Culture in Events and Persons (1968-2013): Handbook]. Khabarovsk: Khabarovsk State Institute of Arts and Culture Publ., 503 p. (In Russ.)

5. Savelova, E.V. (2013). [Creativity and Creative Work as Factors of Professional Development]. Vysshee obrazovanie v Rossi = Higher Education in Russia. No. 3, pp. 52-57 (In Russ., abstract in Eng.)

6. Savelova, E.V. (2014). [Khabarovsk State Institute of Arts and Culture in the Process of Development of Cultural and Creative Environment of the Region: Problems and Prospects]. In: Voprosy razvitiya kulturno-tvorcheskoi sredy Dalnego Vostoka Rossii i Aziatsko Tikhookeanskogo Re-giona: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (7-9 oktyabrya 2014)

[Issues of Development of Cultural and Creative Environment of the Far East of Russia and Asia-Pacific Region: Int. Sci. and Pract. Conf. (7-9 October, 2014)]. Khabarovsk: Khabarovsk State Institute of Arts and Culture Publ., pp. 14-19. (In Russ.)

7. Eres'ko, I.E., Eres'ko, V.A. (2017). [Realization of Creative Potential of Youth on the Example of the International Competition of Ballet Master's Works «Games of Imagination»]. In: Prob-lemy kadrovogo obespecheniya sfery kultury i iskusstva: trudoustroistvo i adaptatsiya molo-dogo spetsialista: materialy vserossiiskoi nauchno-prakkticheskoi konferentsii (25 maya 2017) [Problems of Staffing in the Sphere of Culture and Art: Employment and Adaptation of a Young Specialist: All-Russ. Sci. and Pract. Conf. (25 May, 2017)]. Khabarovsk: Khabarovsk State Institute of Culture Publ., pp. 35-38. (In Russ.)

8. Pavlenko O.V. (2017). [Creation of Creative Conditions for the Development and Self-Development of Students of the University of Culture on the Example of the Khabarovsk State Institute of Culture]. In: Lichmost, tvorchestvo, obrazovamie v sotsiokulturnom prostramstve Dalmego Vostoka Rossii: materialy zaochnoi vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (15 dek-abrya 2016) [Personality, Creativity, Education in the Socio-cultural Space of the Far East of Russia. Russ. Sci. and Pract. Conf. (15 December, 2016)]. Khabarovsk: Khabarovsk State Institute of Culture Publ., pp. 47-49. (In Rus.)

The paper was submitted 16.05.18 Accepted for publication 12.06.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.