Научная статья на тему 'Личность и наука: к 35-летию института педагогики и психологии профессионального образования РАО'

Личность и наука: к 35-летию института педагогики и психологии профессионального образования РАО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКИ / PROFESSIONAL EDUCATION / SCIENCE SCHOOLS / PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL SCIENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаплехамитов Рафаил Бикбулатович

В статье представлена история создания, становления, научных традиций, научных школ, деятельности коллектива ученых Института педагогики и психологии профессионального образования РАО. Рассматривается вклад ИПППО РАО в развитие психолого-педагогических наук в стране.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the history of creation, formation, scientific traditions, science schools, activity of collective of scientists of Institute of pedagogics and psychology of professional education of the Russian Academy of Education are presented. The Institute`s contribution in development of psihologo-pedagogical sciences in the country is considered.

Текст научной работы на тему «Личность и наука: к 35-летию института педагогики и психологии профессионального образования РАО»

ЛИЧНОСТЬ В НАУКЕ: К 35-ЛЕТИЮ ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАО

Р.Б. Хаплехамитов

В статье представлена история создания Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, становления научных традиций, научных школ, деятельность коллектива ученых. Рассматривается вклад ИПППО РАО в развитие психолого-педагогических наук в стране.

Ключевые слова: профессиональное образование, научные школы, педагогическая и психологическая науки.

The person and the science: to the 35th anniversary of Institute ofpedagogics and psychology of professional education of the Russian Academy of Education. In this article the history of creation, formation, scientific traditions, science schools, activity of collective of scientists of Institute of pedagogics and psychology of professional education of the Russian Academy of Education are presented. The Instituted contribution in development of psihologo-pedagogical sciences in the country is considered.

Keywords: professional education, science schools, pedagogical and psychological sciences.

В 50-60-х годах ХХ в. экономика СССР располагала значительными резервами трудовых ресурсов, что было обусловлено высоким естественным приростом населения. К началу 70-х годов резервы трудовых ресурсов были исчерпаны, при этом возросли требования производства к образовательной и профессиональной подготовке, квалификации специалистов. Схожие процессы происходили на Западе, поэтому в этот период большую популярность в ученом сообществе приобрели концепции инвестиций в человека и концепции человеческого капитала.

Президент «Римского клуба» А.Печчеи отмечал, что проблема человечества состоит в том, что его культурное развитие отстает от созданных им современных реалий [1].

К 1975 году в СССР в основном была выполнена программа введения всеобщего обязательного среднего образования. Актуальным становится вопрос роста качества подготовки будущих рабочих в профессионально-технических училищах (ПТУ). Для его решения требовалось совершенствование содержания образования, улучшения материально-технической базы

и оснащенности учебных заведений. Освоение 2-х летней программы средней школы и 2-х летней программы профтехучилища требовало научного осмысления. Исследования свидетельствовали, что выработка выпускников ПТУ с общим средним образованием на 5-6 % выше, чем у выпускников ПТУ, не имеющих среднего образования. Повышение образования на один класс увеличивало удельный вес рационализаторов на 6 %. Было установлено, что рабочий со средним образованием вносит рацпредложений в 5 раз больше, чем не имеющий среднего образования с тем же стажем работы[2].

Данная ситуация, требующая своего разрешения, запросы общества и поступательное развитие научно-технического прогресса послужили обоснованием открытия в 1975 году Научно-исследовательского института профтехпедагогики АПН СССР. Следует отметить, что на период создания института в Казани, в стране по теории профтехобразования крупным научным центром являлся ВНИИ профтехобразования АПН СССР в Ленинграде (1963), вторым центром стала Казань. В этом факте, несомненно, проявлялась оценка научно-педагогического потенциала Казани, как научного, культурного центра не только Поволжья, но и страны в целом.

Идею создания института в Казани, выдвинул, а также проявил личное участие в его организации академик АПН СССР С.Я.Батышев. Будучи теоретиком и практиком профессиональной педагогики, а в свое время он работал зам. Председателя Госпрофобра СССР, а с 1973 года академиком-секретарем Отделения педагогики и психологии профтехобразования он предвидел новые образовательные тенденции.

С.Я.Батышев является основоположником производственной педагогики. Он автор учебника для студентов педагогических специальностей[3].

Директором института был назначен министр просвещения ТАССР М.И.Махмутов. М.И.Махмутов незаурядная личность - известен как крупный ученый-востоковед, педагог. Совместно с академиком С.Я.Батышевым была разработана концепция НИИ. М.И.Махмутов проявил организаторский талант в создании материальной базы института, поиска ученых и формирования научного коллектива. В 1978 году он был избран действительным членом АПН СССР. М.И.Махмутов возглавлял институт до 1992 года. Но и впоследствии его научный и организаторский потенциал был востребован. В 1992 году он избирается действительным членом Академии наук Республики Татарстан, а с 1996 года работает академиком-секретарем Отделения социально-экономических наук АН РТ. Под его руководством было защищено более 10 докторских и более 40 кандидатских диссертаций. Им опубликовано боле 500 научных работ, к, примеру, его «Русско-татарский школьный словарь» выдержал несколько изданий (1967,1975,1991 гг.), библиографической редкостью стало учебное пособие по страноведению «Мир ислама» (2007г.).

В период становления НИИ коллектив ученых, в соответствии с требованиями общественного развития, исследовал проблемы содержания, форм и методов общеобразовательной подготовки учащихся средних ПТУ, уделял большое внимание проблемам воспитания и профориентационой работы. Ученые института обосновали необходимость получения профессиональной подготовки в будущем всеми молоды-

ми рабочими в системе ПТУ. В августе 1977 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают постановление «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профтехобразования». Тем самым разработки ученых получали практическое воплощение. В соответствии с данным постановлением увеличивалось количество ПТУ и контингент обучающихся в них; решался вопрос равномерного распределения училищ по территории страны, в соответствии с демографической ситуацией и потребностями экономики; был взят курс на преобразование всех ПТУ в средние.

Если в 1974 году в средних ПТУ обучалось 24,4% всех учащихся, то в 1982 году уже 65%. [4]. Расширение подготовки квалифицированных кадров, особенно со средним образованием обострило проблемы дидактики и методики преподавания общеобразовательных предметов в ПТУ, организацию системы воспитания учащихся. Результатом работы стало теоретическое обоснование дидактической структуры урока. М.И.Махмутовым была подготовлена к печати книга «Современный урок», которая получила признание педагогической общественностью страны. Учеными института была подготовлена книга «Педагогика наставничества».

Специфика и трудность заключались в том, что разработка основ организации процесса обучения в условиях синтеза общего и профессионального образования было инновационным делом. В то же время экономический эффект (не говоря уже о трудовом и нравственном воспитании учащихся ПТУ) был колоссальным. Данные обследования, проведенные в Москве,

показывали, что рабочие, обученные на производстве, допускают в 8 раз больше брака, чем выпускники ПТУ[5]. Данные факты доказывали необходимость единства теории и практики обучения. С этой задачей успешно справились в НИИ. Поэтому с 1986 года коллектив института занимается задачей методологического основания взаимосвязи общего и профессионального образования и теоретическими вопросами целостного обучения в средних профтехучилищах. Были предложены технологии обучения в средней профессиональной школе, социально-психологических оснований управления в образовательных учреждениях.

В соответствии с тенденциями экономического развития, повышения образовательного уровня населения актуализировались вопросы совершенствования профессионально-технического образования. В связи с этим в 1990 году институт был преобразован в НИИ среднего специального образования РАО (ИСПО РАО). Расширялась тематика исследований.

Как известно в 1991 году произошел распад СССР, что привело к экономической и политической нестабильности. В этот сложный социально-экономический и политический период НИИ возглавила Г.В.Мухаметзянова (1992г.). Ей пришлось работать в новых социально-экономических условиях, изменившейся образовательной парадигмы. В этот период в обществе были подорваны ценности, сознание размыто, представления о будущем противоречивы. Следовало сохранить научный потенциал, коллектив в условиях фактического недофинансирования, решать организационные и финансовые проблемы. Под руководством Г.В.Мухаметзяновой НИИ продолжал

разрабатывать тематику методологии и теории регионализации образования, которые нашли отражение в монографии Г.В.Мухаметзяновой «Региональные аспекты управления средним профессиональным образованием». Данная работа явилась инновационной, тем более что она учитывала новые социально-экономические условия, становления рыночного общества. В 1993 году впервые в стране, по инициативе Г.В.Мухаметзяновой был создан научно-образовательный комплекс ИСПО РАО и КСЮИ. Такая интеграция позволила ученым проводить эксперименты, сочетать научно-исследовательскую работу и преподавательскую деятельность. КСЮИ (ныне Академия социального образования) стал экспериментальной площадкой РАО. В 1996 году Гузел Валеевна Мухаметзянова была избрана действительным членом РАО, так был оценен ее научный вклад в педагогическую науку и практику.

В 2003 году ИСПО РАО переименовывается в ИПППО РАО, но это не просто смена названия, а расширение тематики исследований - коллектив института стал заниматься всей сферой профессионального образования: от начального до постдипломного образования. Президент РАО Н.Д.Никандров оценивая работу института отмечает, что «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, возглавляемый академиком Г.В.Мухаметзяновой, является ведущим научным центром Российской Федерации в своей области. За решение задачи научно-методического обеспечения профессионального образования коллектив ученых института удостоен премии Правительства Российской Федерации в области образования. Гузел Валеевна не только ученый с большой

буквы, но и компетентный менеджер образования», и добавляет: «Влияние Г.В.Мухаметзяновой выходит и за пределы образования. Она работает в области интернациональной и национальной культур, много делает для формирования российского общественного, научного и педагогического самосознания»[6]. Под руководством Г.В.Мухаметзяновой защищено более 30 докторских и более 60 кандидатских диссертаций. Издано более 500 работ и 40 монографий. Результаты многолетних исследований обобщены: «Вопросы общей и профессиональной педагогики: избранные труды» в 3-х томах (Казань, 2005), монографии «Профессиональное образование» (Казань, 2010). Ученики продолжают дело Учителя. Г.В.Мухаметзянова не только талантливый ученый, но и талантливый организатор науки. Ей удалось решая задачи эффективного управления научной деятельностью, практического применения его результатов, тесно связывая их с необходимостью улучшения организации научных исследований, развивая рациональную структуру связей научно-исследовательских и экспериментальных работ с общественным производством, достигать качественного освоения обществом результатов труда ученых. Такие качества личности уникальны.

В институте работали и работают выдающиеся ученые, известные не только в нашей стране, но и за рубежом. Долгие годы (с 1976 г.) работал видный ученый и философ Н.М. Таланчук. Как подчеркивает профессор А.В.Ефремов: «...НИИ, способный рождать философов, уже жизнеспособен..»[7]. Н.М.Таланчук является основоположником неопедагогики, системно-си-нергетической теории в педагогике.

Разработанная им синергетическая концепция воспитательного процесса была внедрена в 500 учебных заведениях. В 1996 году Н.М.Таланчук был избран членом-корреспондентом РАО. Результаты исследований им были обобщены в монографиях: «Введение в неопедагогику» (М,1991г.), в которой рассмотрена бинарно-синергетическая теория обучения, «Системно-синергетическая теория воспитания» (Казань,1996 г.).

В научных кругах известно имя психолога и педагога академика РАО Р.Х.Шакурова. Обобщив экспериментальные исследования, проведенные в общеобразовательных школах, учебных заведениях начальной и средней профессиональной школы он пришел к выводу, что «в формировании всех основных социально-психологических свойств и состояний педагогических коллективов (сплоченности коллектива, его эмоциональной атмосферы, удовлетворенности трудом, мотивации творческого роста педагогов, уровня их управленческой активности и др.) решающую роль играют различные модусы межличностных отношений»[8].

Член-корреспондент РАО

Г.И.Ибрагимов, долгое время трудившийся в институте, разработал ис-торико-дидактическую концепцию развития организации обучения в педагогической теории и практике, исследовал и предложил технологии концентрированного обучения.

Большой вклад в развитие педагогической мысли внес доктор философских наук, член-корреспондент РАО Л.А.Волович. Под его руководством была разработана концепция поливариативной гуманитарной подготовки специалиста в системе непрерывного профессионального образования, развития духовно-нравственного ресурса обра-

зования, формирования эстетической, нравственной культуры специалиста.

В настоящее время ИПППО РАО ведет исследования в соответствии с основными направлениями фундаментальных и прикладных исследований РАО. Под руководством академика РАО Г.В.Мухаметзяновой доказано, что психолого-педагогическая модель развития профессионального образования для экономики, основанной на знаниях предполагает формирование у обучающихся наряду с когнитивной, также духовные, волевые, и операцио-нально-деятельностные компетенции [9]. По мнению Г.В.Мухаметзяновой в государственной политике особое место занимает интеграция «наука-образование-производство». «Развитие интеграционных процессов обусловило формирование крупных промышленных объединений и корпоративного образования, как структурообразующих компонентов общенациональных инновационных систем» [10, с.3]. Как считает Г.В.Мухаметзянова, корпоративное образование реализуется на основе принципов опережения, интеграции и персонализации. Принцип опережения обуславливает своевременную подготовку людей к новым приближающимся условиям существования. Это в свою очередь требует изменений в содержании и технологиях педагогического процесса, взаимодействия профессионального образования и фундаментальной науки. Принцип интеграции обуславливает «многомерное взаимодействие субъектов производства, образования и науки единой отраслевой направленности; интеграцию форм и методов обучения, теории и практики» [10, с.5]. Принцип персо-нализации обеспечивает формирование персонализированных моделей

кадровой подготовки на базе предприятия. Следует отметить, что в связи с возрастанием роли интеллектуального капитала в обществе интенсивно развивается корпоративное образование.

В науке неизбежно присутствует закон преемственности. Когда инициатива одного из пионеров науки соединяется не только с инициативой его учеников и последователей, но и получает признание в научной среде, обществе - наука завоевывает новые рубежи. Так складывается научная школа. Основателями педагогических и психологических научных школ, сложившиеся в стенах института являются академик РАО Г.В.Мухаметзянова, академик РАО Р.Х.Шакуров, академик РАО М.И.Махмутов, член-кор. РАО Г.И.Ибрагимов.

Путь в науку всегда не прост и своеобразен. Поэтому «никакой национальный характер не может сохраниться и существовать в своих лучших качествах без действий личностных начал в общественной жизни и куль-туре»[11]. Становление ученого только 20% составляет талант исследователя, а остальное это упорный и самоотверженный труд, упорство, проявление волевых качеств, без которого ни один талант не расцветает.

Литература

1. Peccei A. The Human qualiti.-Ox-ford.1977

2. Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование.-М.: 1972. С.383.

3. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование». 1999. 904 с.

4. Народное хозяйство СССР: 19221982. М.: Финансы и статистика.1983. С.409.

5. Афанасьев В.Г. Там же, с.390.

6. Жизнь для науки/ под ред. Н.Б.Пугачевой. - Казань: ИПППО РАО. 2008. С34-35.

7. Там же, с.41.

8. Пугачева Н.Б., Шайхутдинова Г.А. Развитие педагогической и психологической науки в Поволжье // Педагогическая наука в Поволжье. 2007. №1. С.68.

9. Мухаметзянова Г.В., Читалин Н.А. Научное обеспечение модернизации профессионального образования: отчет о научно-исследовательской работе учреждения РАО «Институт педагогики и психологии профессионального образования» за 2010 год// Казанский педагогический жур-нал.2011. №2. С.5-20.

10. Корпоративное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы Международной научно-практической конференции (г. Казань, 28 апреля 2011г.) / под общ.ред. д.п.н. Е.А.Корчагина, д.п.н. Р.С. Сафина.- Казань: КГАСУ. - 20011. - 400 с.

11. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс. 1990. С.207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.