УДК 377:378
КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ -
ОПЫТ В НАУКЕ И ВО ВРЕМЕНИ
В.А. Фокин
Аннотация. В статье описан опыт научного сотрудничества автора с Казанским НИИ (Институтом ФГБНУ «ИППСП») по разным направлениям: профессиональная педагогика, сравнительная педагогика, социальная педагогика, социальная работа, подготовка социальных работников, геронтология.
Ключевые слова: научное сотрудничество, профессиональная педагогика, сравнительная педагогика, социальная педагогика, социальная работа, подготовка социальных работников, геронтология.
COMPLEX RESEARCH OF PEDAGOGICAL
PROBLEMS - EXPERIENCE IN SCIENCE AND IN TIME
V. Fokin
Abstract. In article experiment of a scientific cooperation of the author with the Kazan scientific research institute (Institute of FGBNU "IPPSP") in the different directions is described: professional pedagogics, comparative pedagogics, social pedagogics, social work, training of social workers, gerontology.
Keywords: scientific cooperation, professional education, comparative pedagogic, social pedagogic, social work, training of social workers, gerontology.
В сентябре 1976 году автор этой статьи поступил в аспирантуру НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (г. Москва) после работы заместителем директора по учебно-воспитательной работе среднего ПТУ г. Тулы, в выборных комсомольских органах региона. Темой исследования была определена проблема форсирования нравственного сознания и поведения учащихся среднего профтехучилища в деятельности комсомольской организации. Работа над диссертацией, которую автор успешно защитил в декабре 1979 года, позволила ему изучить материалы и результаты научной деятельности многих практиков, исследователей и научных коллективов.
В те годы аспиранты имели возможность ездить в научные командировки в регионы, где проводились интересные исследования по интересующим их проблемам. Так в 1978 году состоялось знакомство автора с академиком М.И. Махмутовым, директором НИИ
Профтехпедагогики АПН СССР и сотрудниками руководимого им института, которые интенсивно исследовали педагогические проблемы профтехпедагогики. Кроме этого, живя 3 года в общежитии АПН, автор познакомился с аспирантами из Казани. В частности, старостой аспирантского коллектива в общежитии был Ильгизар Халиуллин, а в научной лаборатории НИИ общих проблем воспитания проводил исследование аспирант Михаил Рожков. На международном семинаре аспирантов АПН СССР и АПН ГДР в 1978 году в Тирасполе автор
познакомился с Петром Осиповым. Все они впоследствии стали ведущими научными сотрудниками НИИ профтехпедагогики АПН СССР. В эти годы определилось и первое направление научного сотрудничества автора с коллегами из Казанского НИИ - нравственное воспитание учащихся профтехшколы. Автор неоднократно совместно работал с сотрудниками научных лабораторий Казанского НИИ, руководимых профессорами Л. Воловичем, Н. Таланчуком, А. Вайсбургом и др. Результатом этой совместной деятельности стало участие и в научно-практических конференциях в Казани, и публикация статей [1-6].
В 1990 году автор принимал активное участие в проведении Всесоюзного Сбора «Сбор-90», собравшего участников - активистов ученического самоуправления учебных заведений профтехобразования. Организаторами Сбора, его модераторами стали М. Рожков, Т. Трегубова и многие другие сотрудники НИИ, с которыми автор сотрудничал по проблемам деятельности общественных организаций в системе профтехобразования. Это было второе большое направление научного сотрудничества - развитие ученического самоуправления, воспитательной работы в учебных заведениях системы профтехобразования [7;8].
В августе 1991 года, как известно, произошли радикальные изменения в политической, экономической и общественной жизни страны. Изменилась и направленность исследований автора, который сконцентрировал их на изучении
проблем социальной педагогики и социальной работы (третье направление). Многие коллеги НИИ (Т.М. Трегубова, ВШ. Масленникова и др.) стали исследовать проблемы социально -педагогической и социальной работы в профтехшколе. В это время выходят многочисленные статьи автора, в том числе и в Казани, по проблемам социальной педагогики и социальной работы. В 1998 году он участвует вместе с большой группой казанских коллег, возглавляемой директором Института, академиком РАО профессором Г.В. Мухаметзяновой, во Всемирном конгрессе международной федерации социальных работников и международной ассоциации школ социальной работы (г. Иерусалим, Израиль) [912].
Знание иностранных языков позволило автору статьи подключиться к изучению проблем сравнительной педагогики и социальной работы (четвертое направление), которое эффективно проводилось и проводится в Институте педагогики и психологии профессионального образования под руководством проф. Т. Трегубовой. Мы вместе участвовали и продолжаем участвовать в изучении проблем социальной работы в США, ФРГ, Великобритании, Италии и других странах, в проектах Темпус, ТАСИС, Тюнинг и др. В нулевые годы XXI века автора все больше интересовали вопросы подготовки кадров социальных работников за рубежом. Эти проблемы находились и находятся в центре внимания исследователей-коллег из Казанского НИИ, что позволяет объединить наши усилия и по этому направлению [13;14].
Социальная работа многогранна, и ученые Татарстана живо откликаются на решение актуальных проблем, которые ставит перед ними практика. Например, мы активно сотрудничаем в решении насущных вопросов социальной работы с жертвами катастроф, здоровьеформирующего образования и др. (пятое направление). Плодотворно мобилизует научный коллектив
НИИ на это нынешнее руководство института, возглавляемого членом-корреспондентом РАО, профессором, Ф.Ш. Мухаметзяновой [15-17].
Отдельным направлением научного сотрудничества в педагогических исследованиях можно назвать участие автора и коллег из Казани в работе с аспирантами и соискателями: организация их исследования в различных регионах, оппонирование, рецензирование как ведущего учреждения, подготовка публикаций в журналах, в том числе, и включенных в список ВАК, и др.
Последним в списке направлений, но не последним в тематике совместных исследований научных проблем, хотелось бы назвать разработку вопросов геронтологии - науки о старении. В последние годы социально-геронтологическая проблематика особенно интересует не только автора, но, как он убедился, и коллег из НИИ. Нашли мы взаимный интерес в изучении использования информационно-коммуникационных технологий в социальной работе и в подготовке кадров [18; 19].
Завершая статью, хотелось бы подчеркнуть, что многие ученые-педагоги пытаются определить, что такое комплексное изучение педагогических проблем. Можно давать различные определения того, что это такое, но, по нашему мнению, все направления, представленные выше, и дают иллюстрацию того, что в конечном итоге можно назвать эффективным комплексным исследованием актуальных педагогических (и не только!) проблем, примером плодотворного
сотрудничества научного коллектива и учебного заведения, отдельных исследователей на протяжении достаточно долгого времени. Хотелось бы сказать и следующее. 40-летный юбилей, что отмечает Институт в 2016 году, является и юбилеем дружбы коллег из разных уголков России. Надеемся, что это сотрудничество и дружба будут продолжаться и дальше.
Литература:
1. Фокин В.А. Формирование нравственного сознания и поведения учащихся в деятельности комсомольской организации среднего городского профессионально-технического училища: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.06 / Фокин Владимир Андреевич. - М.: НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, 1979. - 19 с.
2. Фокин В.А. Какие они, наши учащиеся? / В.А. Фомин // Профессионально-техническое образование. -1980. - № 6. - С. 34-36.
3. Фокин В.А. Формирование единства нравственного сознания и поведения учащихся в деятельности комсомольской профтехучилища / В.А. Фокин // Вопросы формирования всесторонне развитой личности: Материалы IX совместного семинара аспирантов и молодых ученых АПН СССР и ГДР. -Кишинев: Штиинца. - 1980. - С. 223-233.
4. Фокин В.А. Некоторые особенности воспитательного процесса в условиях среднего
профтехучилища / В.А. Фокин // Советская педагогика. - 1981. - № 3. - С. 82-85.
5. Фокин В.А. Вступая в ряды рабочего класса / В.А. Фокин. - М.: Знание. - 1984. - 80 с.
6. Фокин В.А. Совместная деятельность комсомольской и профсоюзной организаций СПТУ по повышению качества знаний учащихся / В.А. Фокин // Опыт и методика работы по воспитанию социальной активности учащихся профтехобразования. - Казань. -1986. - С. 49-56.
7. Фокин В.А. Особенности воспитательной работы в среднем профессионально-техническом училище / В.А. Фокин // Методика воспитательной работы. - М.: Просвещение. - 1989. - С. 316-334.
8. Фокин В.А. Особенности воспитательного влияния на учащихся общественных организаций профтехучилища / В.А. Фокин // Творческое использование педагогического наследия А.С. Макаренко в воспитании будущих молодых рабочих. -М.: Высшая школа. - 1991. - С. 252-258.
9. Фокин В.А. Профессиональная подготовка социального педагога в процессе обучения / В.А. Фокин // Профессиональная подготовка социального педагога: Материалы Всероссийского семинара-совещания. - М., 1992. - С. 106-107.
10. Фокин В.А. Некоторые вопросы подготовки социальных педагогов-экологов в вузе / В.А. Фокин // Социальная работа: опыт и перспективы. - Казань. -1995. - С. 198-203.
11. Фокин В.А., Филонов Г.Н. Личностно ориентированное воспитание: учебник / В.А. Фокин, Г.Н. Филонов // Профессиональная педагогика; под. ред. С.Я. Батышева. - М.: 1997. - С. 338-347.
12. Фокин В.А. Подготовка социальных работников в посткоммунистической России: тезисы докладов на Всемирном конгрессе / В.А. Фокин // Мир
и социальная справедливость. - Иерусалим. - 1998. - С. 53 (на англ. яз.).
13. Фокин В.А., Фокин И.В. Социальная работа и подготовка специалистов за рубежом. - Тула, 2005.
14.Фокин В.А., Фокин И.В. К вопросу о развитии социального образования в России / В.А. Фокин, И.В. Фокин // Образование и воспитание социально -ориентированной личности студента: отечественный и зарубежный опыт. Материалы межд. науч-практ. конф. -Казань.2005. -С.108-111.
15. Фокин В.А. Здоровьеформирующее образование пожилых людей: медико-социально-педагогические аспекты //Здоровьеформирующее образование: опыт, прогнозы, проблемы: материалы Х международной научно-практической конференции. -Казань. - 2007. - С. 212-214.
16. Фокин В.А. Опыт использования супервизии в практике социальной работы и подготовке специалистов / В.А. Фокин // Модернизация профессионального образования: вопросы теории и передовой опыт. - Казань. - 2010. - С. 460-462.
17. Фокин В.А. Некоторые особенности социальной работы с жертвами катастроф / В.А. Фокин // Современная эколого-антропологическая методология изучения проблем здоровья населения: материалы международной конференции, посвященной 25-летию Чернобыльской катастрофы. -Казань. - 2011. - С. 208-211.
18. Фокин В.А. Университет «третьего возраста» как средство дополнительного образования пожилых людей / В.А. Фокин // Модернизация дополнительного образования в России и за рубежом: инновационный опыт: стратегия развития. - Казань. - 2013. - С. 74-77.
19. Фокин В.А. Использование информационных технологий в социальной работе / В.А. Фокин // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 2. - С. 94-47.
Сведения об авторе:
Фокин Владимир Андреевич (г. Тула, Россия), доктор педагогических наук, профессор Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, e-mail: [email protected]
Data about the author:
V. Fokin (Tula, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor of the Tula state pedagogical university of L. N. Tolstoy, e-mail: [email protected]