Научная статья на тему 'Институт профессионально-технического образования РАО в развитии методологии и практики отечественной профессиональной школы'

Институт профессионально-технического образования РАО в развитии методологии и практики отечественной профессиональной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЕ В СССР И РОССИИ / ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INSTITUTE OF VOCATIONAL AND TECHNICAL EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION IN USSR AND RUSSIA / RESEARCH ON VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сопин Виктор Иванович, Батаршев Анатолий Васильевич

В статье, посвященной 50-летнему юбилею Института профессионально-технического образования, в историческом аспекте показаны основные направления научных исследований и важнейшие достижения Института в деле становления и развития отечественной системы профтехобразования по подготовке квалифицированных рабочих кадров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institute of Vocational Education of Russian Academy of Education in development of methodology and practice of national vocational school

The paper, devoted to the 50th anniversary of the Institute of Vocational and Technical Education, in the historical context shows main areas of research and key achievements of the Institute in development of national system of vocational education of qualified workers

Текст научной работы на тему «Институт профессионально-технического образования РАО в развитии методологии и практики отечественной профессиональной школы»

В. И. Сопин, А. В. Батаршев

(Санкт-Петербург)

Институт профессионально-технического образования РАО

В РАЗВИТИИ МЕТОДОЛОГИИ И ПРАКТИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье, посвященной 50-летнему юбилею Института профессионально-технического образования, в историческом аспекте показаны основные направления научных исследований и важнейшие достижения Института в деле становления и развития отечественной системы профтехобразования по подготовке квалифицированных рабочих кадров

Научно-исследовательский институт профессионально-технического образования был основан в 1963 году и являлся первым научно-исследовательским учреждением в системе профессионального образования страны.

Директором НИИ профтехобразования в 1963 году был назначен Думченко Николай Ильич, кандидат технических наук, доцент, который преподавал на центральных курсах руководящих и инженерно-педагогических работников профтехобразования. Впоследствии Н. И. Думченко стал известным ученым-педагогом, доктором педагогических наук, профессором, действительным членом Академии педагогических наук СССР (АПН СССР].

Под его руководством научно-исследовательский институт вырос в крупный научный центр по разработке актуальных проблем подготовки рабочих кадров; в нём были сконцентрированы ученые различных направлений: педагоги, инженеры, психологи, физиологи, экономисты, он создал в институте целостный комплекс научных направлений, призванных эффективно разрешать научные, научно-практические и методические проблемы развивающейся системы профтехобразования. Под непосредственным руководством Н. И. Думченко разработана методика группировки профессий, определены конкретные группы профессий, послужившие основой создания соответствующих учебных планов и программ.

Формирование кадров института осуществлялось в основном за счет приема работников профтехучилищ, научных работников, преподавателей вузов и инженерно-технических работников производственных предприятий Ленинграда. Включение в состав сотруд-

ников института психологов, физиологов, ди-дактов позволило начать широкие исследования проблем профтехобразования, что оказало положительное влияние на становление научного коллектива.

В 1964 году коллегия Главного управления профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР определила проблематику научно-исследовательской работы и организационную структуру НИИ профтехобразования. Была начата экспериментальная работа в училищах, учебнометодических кабинетах местных управлений профтехобразования.

В этот период основными целями исследований явились разработка научно обоснованной системы производственного и теоретического обучения, методики воспитательной работы с учащимися, обобщение и научный анализ опыта работы профтехучилищ.

Во второй половине 60-х гг. прошлого столетия выпускники многих профессиональнотехнических училищ (ПТУ] наряду с профессией стали получать среднее образование. Такие ПТУ стали называться средними профессионально-техническими училищами (СПТУ]. Был принят ряд постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по значительному расширению сети и укреплению материальной базы СПТУ. Учебные заведения системы профессионально-технического образования стали специализироваться по группам родственных профессий (металлисты, химики, строители, металлурги, горняки, нефтяники, работники железнодорожного транспорта, сельского хозяйства, коммунально-бытовых предприятий и др.]. Специализация училищ позволила повысить качество обучения, оп-

тимально использовать учебно-производственное оборудование, рационально комплектовать училища педагогами-специалистами.

В 1966 году Институт был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт Госпрофобра СССР. С 1992 года Институт вошел в структуру Российской академии образования.

С этого времени развитие института осуществлялось при непосредственной помощи академика-секретаря Отделения педагогики и психологии профтехобразования АПН СССР, С. Я. Батышева, который был инициатором разработки новых актуальных проблем профтехобразования.

Приказом Государственного комитета Совета Министров СССР по профессиональнотехническому образованию в 1969 году утверждено Положение о Всесоюзном научноисследовательском институте профессионально-технического образования - Институт определен как самостоятельное научноисследовательское учреждение при Государственном комитете Совета Министров СССР по профтехобразованию с подчинением непосредственно Комитету.

В 1971 г. Институту было поручено выполнение государственной темы «Изменения в профессиональном составе рабочих и задачи подготовки квалифицированных кадров». Исследованием руководили заместитель директора института по научной работе, кандидат экономических наук Г. Ф. Комаров и кандидат экономических наук (впоследствии доктор экономических наук] Г. А. Иванов. В ходе исследования были выявлены тенденции изменения профессионально-квалификационной структуры рабочих под влиянием научно-технического прогресса - на этой основе разработаны предложения по развитию профтехшколы на период до 1990 г. Были также подготовлены методики и проведены исследования по адаптации выпускников профтехшколы на производстве, по оценке социальноэкономической эффективности обучения рабочих в различных формах их подготовки, по планированию экономического и социального развития системы профтехобразования в регионе и профтехучилищах. Опыт совместной работы ВНИИ профтехобразования и Главленпрофобра по комплексному планированию экономического и социального развития учебных заведений профтехобразования одобрен коллегией Госпрофобра СССР.

Одним из важнейших исследований института явилась разработка методологии и методики планирования подготовки квалифицированных рабочих на основе использования экономико-математических методов и ЭВМ. С этой целью в ноябре 1974 г. был создан отдел автоматизированных систем плановых расчетов (АСПР). Под научным руководством кандидата экономических наук, а с 1986 г. -доктора экономических наук Г. И. Лукина отдел разработал методические основы построения подсистемы «Профтехобразование» автоматизированной системы плановых расчетов Госплана СССР. Основные проектные решения по созданию подсистемы, а также ее первой и второй очереди были приняты межведомственной комиссией Госплана СССР.

В исследовании проблем содержания, методов и форм профессиональной подготовки рабочих в 70-е годы прошлого столетия активно участвовала доктор педагогических наук О. Ф. Федорова. Ею подготовлено свыше 100 публикаций, из них четыре монографии. Многие работы переведены на немецкий, польский, чешский и венгерский языки. В практике работы профтехучилищ широкое распространение получили труды О. Ф. Федоровой «Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения» (М., 1971] и «Дидактика производственного обучения» (М., 1972]. Под ее руководством подготовлено и защищено десять кандидатских диссертаций по проблемам профтехобразования.

Были разработаны научные основы группировки рабочих профессий, формирования профессий широкого профиля по основным отраслям производства, подготовлен и опубликован в 1978 г. обобщающий труд «Проблемы дидактики теоретического обучения». Эта коллективная монография так же, как и «Проблемы дидактики производственного обучения», была переведена и издана в ряде социалистических стран.

В октябре 1981 г. директором ВНИИпроф-техобразования назначен кандидат физикоматематических наук, доцент Виктор Васильевич Шапкин, впоследствии доктор педагогических наук, профессор. Под его руководством в институте в период 1981-1991 гг. осуществлены многие преобразования в организации научно-исследовательской работы. Он непосредственно руководил проблемой «Научные основы общетехнической под-

готовки учащихся профтехучилищ», а с 1986 г. - проблемой «Совершенствование системы образования на основе применения средств вычислительной техники», которую институт проводил как головная организация в сотрудничестве с родственными институтами социалистических стран в рамках Комплексной программы научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000 года, принятой внеочередной сессией СЭВ в октябре 1985 г.

В 1988 г. по поручению Государственного комитета СССР по народному образованию

В. В. Шапкин возглавил разработку концепции перестройки профессионально-технического образования в качестве руководителя Временного научно-исследовательского коллектива «Профессиональная школа».

В контексте концепции государственных стандартов в области начального профессионального образования под руководством и при непосредственном участии В. В. Шапкина разработана концепция регионального содержания стандарта, подготовлены и прошли апробацию проекты государственных образовательных стандартов на восемь профессий Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования. Результаты этой работы отражены в научных трудах «Образовательные стандарты петербургской школы» (СПб., 1993], «Концепция регионального стандарта начального профессионального образования» (СПб., 1994].

На этапе качественного развития профтехшколы на основе соединения профессиональной и общеобразовательной подготовки велась разработка методологии совершенствования содержания подготовки молодых рабочих под научным руководством заместителя директора института члена-корреспондента АПН СССР Антонины Павловны Беляевой.

Она являлась основателем методологического направления в педагогике профтехобразования. Под ее руководством разработаны методология комплексных научных исследований, методики экспериментов, изучены закономерности и принципы содержания профессионального образования, теоретические основы взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования, впервые проведена систематизация знаний, умений и навыков в содержании профессиональной подготовки, выявлены базисные принципы интеграции профессиональной

подготовки. В 1980 г. А. П. Беляева защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук по теме «Теоретические основы содержания образования в средних профтехучилищах (на примере ведущих рабочих профессий]». Под ее руководством подготовлены и опубликованы важнейшие монографии и пособия: «Методика исследования содержания образования в средних профтехучилищах» (М., 1974], «Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании» (М., 1978], «Организация комплексных научных исследований в системе профессионально-технического образования» (М., 1983], «Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования» (М., 1983], «Применение методов научных исследований проблем профессионально-технического образования» (М., 1986], «Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ» (М., 1986], «Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования» (М., 1987].

Антонина Павловна Беляева работала в Институте с 1971 г. - старшим научным сотрудником, заведующей лабораторией, отделом, заместителем директора по научной работе, а с 1990 г. она директор Института, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, методолог, теоретик, прогнозист, талантливый исследователь и организатор федеральных, региональных, международных комплексных программ.

А. П. Беляева является основателем новых направлений в развитии профессиональной педагогики - методологического и науковед-ческого. Ею созданы комплексные методики прогнозирования и организации научных исследований; теория взаимосвязи общего и профессионального образования; теория интеграции профессий и содержания образования; методология непрерывного многоуровневого профессионального образования; теория региональных образовательных систем; теория и модели профессионально-педагогической технологии обучения.

За многолетний период своей деятельности Институт превратился в ведущее научное учреждение по исследованию актуальных

стратегических проблем профессионального образования. По своей структуре и назначению Институт представлял собой комплексное, междисциплинарное, многопредметное научное учреждение профессионально-педагогической целевой ориентации, проводившее комплексные научные исследования в соответствии с научными концепциями стратегии развития непрерывного профессионального образования, профессиональной школы и органов управления.

За 44 года существования Института на основе синтеза наук в области образования проделана значительная работа по исследованию межотраслевых, государственных, федеральных, региональных и международных проблем.

Основными направлениями научных исследований Института являлись следующие.

1. Методолого-теоретическое направление. В рамках этого направления исследовались методологические проблемы разработки и построения интегративной теории профессиональной педагогики и профессионального образования, проблемы объективно существующей синтетической общности в характере и содержании труда рабочих и специалистов в условиях индустриального и информационно-индустриального типа производства; методология и теория синтеза социально-экономических, научно-технических, психолого-педагогических и физиолого-ме-дицинских факторов в социализации и профессионализации личности будущих специалистов; внедрялись методологические, педагогические, профессиологические принципы в процессе обучения, формирования и воспитания; выявлялись и прогнозировались тенденции развития наук; разрабатывались концепции и программы развития интенсивных педагогических систем, концептуальные модели и проекты профессионально-педагогических технологий обучения и пр.

2. Социально-экономическое направление. Выполнялись исследования по прогнозированию развития инфраструктуры профессионального образования, профессионально-квалификационной структуры рабочих и специалистов; научно обосновывалось возникновение новых профессий, выполнялись проектирование и классификация профессий; создавались информационные банки профессий рабочих и специалистов; определялись спрос и предложение на образовательные услуги в

соответствии с тенденциями социально-экономического развития и научно-технического прогресса; осуществлялся синтез теории типологии на основе систематизации учебных заведений; разрабатывались критерии экономической эффективности профессионального образования; определялись социально-экономические условия функционирования новых типов профессиональных учебных заведений, перспективы их развития в профессиональной структуре непрерывного профессионального образования.

3. Педагогическое направление. Разрабатывались теории и концепции профессиональной педагогики и профессионального образования; прогнозировались модели развития системы профессионального образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, модели интенсивных педагогических систем, педагогических технологий обучения рабочих и специалистов по интегрированным профессиям; научно обосновывались системы управления; разрабатывались технологии и методики обучения и воспитания, стандарты и содержание образования; исследовались проблемы предпринимательской деятельности в учебных заведениях, условия ее реализации; осуществлялась интеграция профессий, типизация учебных заведений, научно-методическое обеспечение автоматизированных учебных комплексов для профессионального обучения.

4. Социально-психологическое направление. Исследовались проблемы взаимосвязи социальных, психологических и физиологических факторов в социализации и профессионализации личности, обосновывались концепции профессионального воспитания, профессиональной ориентации, профессионального отбора на рабочие профессии, профессиональной адаптации выпускников; разрабатывались модели профессий, профессиональной деятельности, личности, осуществлялась коррекция и компенсация личности в процессе профессиональной карьеры; проектировался социальный портрет учащихся, исследовались способности обучающихся к профессиональному труду, факторы оптимизации режима обучения, труда и отдыха в профессиональных учебных заведениях.

На основе исследований по данным направлениям была создана научно обоснованная классификация профессий, установлен характер их взаимосвязи, проведена их инте-

грация, разработаны и внедрены в практику концепции развития инновационных педагогических систем, определена профессионально-квалификационная структура рабочих и специалистов, создана служба профессиогра-фии, определены физиолого-гигиенические основы учебного режима, разработаны критерии социально-экономической эффективности обучения; подготовлена и издана «Энциклопедия рабочих профессий» и др.

Новым направлением работы явился комплексный подход, позволивший объединить научно-технические, экономические, психофизиологические и дидактические предпосылки и условия группировки профессий, выработать новые требования к формированию Перечня профессий рабочих, подготавливаемых в учебных заведениях профтехобразования.

Результаты работы были представлены в экспозициях ВДНХ СССР в павильоне «Народное образование» (отмечены дипломом I степени], на выставке «Интенсификация-90», «Ленинград и Ленинградская область в год 70-летия Великого Октября» в Гданьске, Дрездене.

Значительный вклад в разработку этой проблематики внесли В. А. Маркелова,

Э. Н. Кирикилица, А. М. Зимичев, А. П. Шаблы-кин и др.

Ученые Института принимали участие в 18 международных программах совместно с научными учреждениями Венгрии, Вьетнама, Германии, Китая, Кубы, Монголии, Польши, Словакии, Финляндии, Чехии. Институт проводил совместные исследования и оказывал помощь в организации научных исследований по подготовке научных кадров высшей квалификации стран СНГ (Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Узбекистана].

В Институте были созданы Центр качества профессионального образования и отделение педагогического образования.

Были усовершенствованы условия обучения и воспитания учащихся, создана научно обоснованная классификация профессий работников в целях профессионального просвещения и индивидуальной профконсультации; изучены профессиональные планы и намерения школьников для оказания им помощи при выборе профессий; организованы проф-консультации и внедрены методы психологопедагогического воздействия на подростка в процессе профконсультации. Разработаны

методики индивидуальной психологической консультации, создана информационно-поисковая служба «Профессиография». На основе классификации профессий и характеристик групп профессий издательством «Молодая гвардия» был осуществлен выпуск 6-томного энциклопедического издания «Мир профессий». С 1980 года в Институте проводилось исследование эргономических проблем совершенствования производственного обучения учащихся профессиональных училищ. Результаты исследования получили массовое внедрение и изложены в научных трудах «Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения», «Проблемы диагностики факторов продуктивности деятельности педагогического коллектива», «Эргономические требования к перспективным моделям тренажеров для профессионального обучения учащихся» и др. Значительный вклад в решение этих проблем внесли академик РАО, д.психол.н., профессор Е. А. Климов, д.м.н. Н. В. Алишев, д.п.н.

Н. Ф. Гейжан, к.п.н. Э. Ф. Богородская, А. П. Храмцова, С. Н. Левиева, В. Е. Гаврилов, Р. Д. Каверина.

С 1975 по 1980 гг. Институт выполнял функции головной организации по разработке и ведению отраслевого раздела общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП]: «Учебно-наглядные пособия и оборудование профессионального образования», а также унифицированных систем документации, участвуя тем самым во внедрении Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ]. Осуществлена систематизация унифицированной документации, действующей в учебных заведениях и учреждениях профессионального образования. Данная работа проводилась под руководством к.п.н. Г. С. Белова.

В условиях создания новых типов учебных заведений уделялось большое внимание соответствующей научной тематике. Под руководством д.п.н., профессора А. Г. Соколова разрабатывались проблемные вопросы управление профтехучилищами.

Заметный вклад в разработку проблем методологии и методики коммунистического воспитания внес кандидат педагогических наук, доцент, почетный доктор педагогических наук Берлинского университета им. А. Гумбольдта Николай Николаевич Петухов.

Он обеспечивал плодотворное научно-методическое руководство исследованиями, оказывал большую практическую помощь сотрудникам в их работе и научном росте. Исследования проводились под руководством кандидата философских наук В. А. Мосолова, а с 1984 г. - кандидата педагогических наук Ю. П. Белова.

Более 20 лет изучение вопросов воспитания было связано с научной деятельностью д.психол.н. Л. М. Зюбина - ведущего специалиста в области психологии и педагогики воспитания детей и подростков с отклонениями в поведении. Он автор 150 научных публикаций. Наибольший интерес у практиков вызывают такие его работы, как «Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы» (1974 г.], «Подготовка учащихся к браку и семье» (1985 г.], «Растить человека» (1988 г.] и др. Вместе с научными сотрудниками лаборатории нравственно-правового воспитания им подготовлены разработки по психолого-педа-гогическим вопросам коррекции личности учащегося с отклоняющимся поведением, вооружающие педагогов-практиков методами изучения индивидуальных особенностей учащихся и обеспечить эффективную работу по их воспитанию и перевоспитанию.

Основная масса предлагаемых институтом разработок - это методические рекомендации, адресованные преподавателям и мастерам производственного обучения, направленные на совершенствование различных сторон учебно-воспитательного процесса. Они составляли 60-65% от всех внедренных разработок. Экспериментальная база института включала около 100 опорных профтехучилищ Ленинграда и Ленинградской области, Москвы и других городов РСФСР.

ВНИИ профтехобразования активно обменивался результатами научных исследований с родственными институтами социалистических стран. Так, научно-исследовательские институты НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, ЧССР использовали разработанную в институте систему отбора содержания обучения, структуру содержания профессиональных характеристик на рабочие профессии, методы моделирования учебных планов и программ, рекоменда-

ции по режиму труда и отдыха учащихся, комплексное обеспечение учебного процесса техническими средствами обучения, формы организации производственного обучения, методику комплексного подхода к коммунистическому воспитанию.

В целях обеспечения научными кадрами основных направлений исследования проблем в Институте создана научная школа и с 1980 года постоянно велась подготовка научных кадров. Подготовлено 27 докторов и 110 кандидатов наук, в том числе 15 представителей зарубежных стран и государств СНГ.

Были получены важнейшие для теории и практики профессионального образования результаты: создана научно обоснованная классификация профессий и проведена их интеграция; определены профессионально-квалификационная структура и потребность в рабочих кадрах и специалистах; создана «Энциклопедия рабочих профессий»; организованы служба профессиографии и профессио-логии, Центр качества профессионального образования; определены физиолого-гигие-нические основы учебного режима и социально-экономической эффективности обучения; разработаны концепции развития инновационных педагогических систем профессионального обучения: интегративно-модуль-

ная, многоуровневого непрерывного профессионального образования и др.; научно обоснованы и разработаны междисциплинарная концепция взаимосвязи наук в области образования, интегративная методология и политеория профессионального образования и профессиональной педагогики и многие другие научно-практические результаты.

24 октября 2013 года исполняется 50 лет со дня основания Института. 50-летний юбилей отмечает его правопреемник - Учреждение РАО «Институт педагогического образования», переименованное в конце 2011 года в Федеральное государственное научное учреждение «Институт педагогического образования и образования взрослых» Российской академии образования, который сохранил и сохраняет опыт уникальной школы исследований в области профессионально-технического образования.

Литература

1. Думченко Н. И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров в средних профтехучилищах. - М.: Высш. шк., 1975. - 200 с.

2. Проблемы прогнозирования подготовки квалифицированных рабочих кадров / Г. А. Иванов, Н. Е. Колесников, Е. М. Олейник [и др.] ; под ред. Г. А. Иванова. - М.: Высш. шк., 1975. - 159 с.

3. Социально-экономические проблемы подготовки квалифицированных рабочих в условиях развитого социализма / науч. ред.: Н. Е. Колесников, Е. А. Литвинов, А. С. Самсонов. - М.: Высш. шк., 1977. - 144 с.

4. Проблемы дидактики производственного обучения / под ред. Н. И. Думченко, А. П. Беляевой, А. Г. Соколова, В. Е. Чахоянца, А. Е. Шильниковой. - М.: Высш. шк., 1978. - 271 с.

5. Проблемы дидактики теоретического обучения / под ред. А. М. Василевской, Н. М. Скородумова. - М.: Высш. шк., 1978. - 300 с.

6. Шапкин В. В. Общетехническая подготовка квалифицированных рабочих в условиях научно-технической революции. - М., 1985.

7. Шапкин В. В. Концепция регионального стандарта начального профессионального образования. - СПб., 1994.

8. Беляева А. П. Методика исследования содержания образования в средних профтехучилищах. - М.: Высш. шк., 1974. - 128 с.

9. Беляева А. П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании. - М.: Высш. шк., 1978. - 159 с.

10. Дидактические основы разработки унифицированной учебно-программной документации для подготовки рабочих по группам профессий и профессиям широкого профиля: науч. тр. / под ред. А. Е. Шильниковой. - Л., 1979. - 143 с.

11. Человек и профессия / под общ. ред. Е. А. Климова и

С. Н. Левиевой. - Л.: Лениздат, 1975-1979 (вып. 1-5).

12. Физиолого-гигиенические аспекты режима труда и отдыха учащихся средних профтехучилищ: науч. тр. / под ред. Н. В. Алишева. - Л., 1978. - 64 с.

13. Соколов А. Г. Вопросы управления средними профтехучилищами. - М.: Высш. шк., 1978. - 143 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.