Научная статья на тему 'Институту педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования - 50 лет'

Институту педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования - 50 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INSTITUTE OF VOCATIONAL AND TECHNICAL EDUCATION / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / FUNDAMENTAL RESEARCH / ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / APPLIED RESEARCH / ЮБИЛЕЙ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / PROSPECTS OF DEVELOPMENT / MEANINGFUL RESULTS / HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сопин В. И.

В статье представлены краткая история становления и развития института, основные направления фундаментальных и прикладных исследований и полученные наиболее значимые для теории и практики отечественного профессионально-технического образования, педагогического образования и образования взрослых их результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

50th anniversary of the Institute of pedagogy and adult education of the Russian academy of education

The article presents a brief history of the formation and development of the Institute, main directions of fundamental and applied research and received the most significant for the theory and practice of vocational and technical education, pedagogical education and adult education their results.

Текст научной работы на тему «Институту педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования - 50 лет»

УДК 37.(091)

Институту педагогического образования и образования взрослых российской академии

ОБРАЗОВАНИЯ - 50 лет

В.И. СОПИН,

зам. директора института по научной работе, доктор педагогических наук, доцент

ФГНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО (Россия, 191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д. 2)

E-mail: [email protected]

В статье представлены краткая история становления и развития института, основные направления фундаментальных и прикладных исследований и полученные наиболее значимые для теории и практики отечественного профессионально-технического образования, педагогического образования и образования взрослых их результаты.

Ключевые слова: Институт профессионально-технического образования, фундаментальные исследования, прикладные исследования, юбилей, перспективы развития.

The article presents a brief history of the formation and development of the Institute, main directions of fundamental and applied research and received the most significant for the theory and practice of vocational and technical education, pedagogical education and adult education their results.

Keywords: Institute of vocational and technical education, fundamental research, applied research, meaningful results, history, prospects of development

Институту педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования как правопреемнику Института профессионально-технического образования 24 октября 2013 г. исполнилось 50 лет со дня его основания.

Отмечая юбилейную дату, хотелось бы вспомнить тот большой исторический путь, который проделал Институт профессионально-технического образования за 45 лет своего существования и те достижения и результаты, которые он внес в дело становления и развития отечественной системы профтехобразования [1-3].

Научно-исследовательский институт профессионально-технического образования был основан в 1963 г. в Ленинграде и являлся первым отраслевым научно-исследовательским учреждением в системе профтехобразования страны, подведомственным Государственному комитету по профессионально-техническому образованию СССР.

Директором НИИ профтехобразования был назначен Николай Ильич Думченко, к.т.н., доцент. Впоследствии Н.И. Дум-ченко стал известным ученым — педагогом, доктором педагогических наук, профессором, действительным членом Академии педагогических наук СССР.

Н.И. Думченко, первый директор НИИ профтехобразования

Заслуга Н.И. Думченко состоит в том, что он создал в институте целостный комплекс научных направлений исследований и внес личный вклад в педагогику профтехобразования по актуальным проблемам содержания подготовки квалифицированных рабочих и развития средних профтехучилищ, педагогических основ системы производственного обучения [4]. Под его руководством разработана методика группировки

профессий, определены некоторые конкретные группы профессий, послужившие основой создания соответствующих учебных планов и программ.

В феврале 1964 г. коллегия Главного управления профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР определила проблематику научно-исследовательской работы и организационную структуру НИИпрофтехобразования.

В этот период основными задачами исследований являлись влияние технического прогресса на изменение профессионально-квалификационного состава рабочих и характера их труда по ведущим профессиям основных производств, разработка научно обоснованной системы производственного и теоретического обучения, методики воспитательной работы с учащимися, обобщение и научный анализ опыта работы профтехучилищ.

Коллектив Института по существу начал создавать новую область педагогической науки — педагогики профтехобразования, раскрывающей специфику профессионального становления и формирования личности молодого рабочего.

Основная организационная структура научных подразделений Института была отраслевой, поэтому в нём были созданы и функционировали отделы: машиностроения, строительства, металлургии, транспорта и связи, сельского хозяйства и др.

Во второй половине 60-х гг. прошлого столетия выпускники профессионально-технических училищ наряду с профессией стали получать среднее общее образование. Такие ПТУ, концепцию создания которых предложил и реализовал Институт, стали называться средними профессионально-техническими училищами (СПТУ). Эти учебные заведения ПТО начали специализироваться по группам родственных профессий (металлисты, химики, строители, металлурги и т.д.). Специализация училищ позволила повысить качество обучения, оптимально использовать учебно-производственное оборудование, рационально комплектовать училища преподавателями общетехнических и специальных предметов, мастерами производственного обучения и учащимися.

В 1966 г. Институт был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт Госпроф-обра СССР, в 1990 г. вошёл в структуру Академии педагогических наук СССР, а с 1992 г. — в структуру Российской академии образования.

В 1971 г. институту было поручено выполнение государственной темы «Изменения в профессиональном составе рабочих и задачи подготовки квалифицированных кадров», в ходе исследования которой были выявлены тенденции изменения профессионально-квалификационной структуры рабочих под влиянием научно-технического прогресса и на этой основе разработаны предложения по развитию профтехшколы на период до 1990 г. Были также подготовлены методики и проведены исследования по адаптации выпускников профтехшколы на произ-

водстве, по оценке социально-экономической эффективности обучения рабочих в различных формах их подготовки, по планированию экономического и социального развития системы профтехобразования в регионе и профтехучилищах [5,6]. Опыт совместной работы ВНИИпрофтехобразования и Главленпрофобра по комплексному планированию экономического и социального развития учебных заведений профтехобразования был одобрен коллегией Госпрофобра СССР, что позволило Институту продолжить исследования по разработке методологии и методики планирования подготовки квалифицированных рабочих на основе использования экономико-математических методов и ЭВМ. Под научным руководством д.э.н. Геннадия Ивановича Лукина, чл.-корр. РАО, отдел автоматизированных систем плановых расчетов (АСПР) разработал методические основы построения подсистемы «Профтехобразование» автоматизированной системы плановых расчетов Госплана СССР.

В исследовании проблем содержания, методов и форм профессиональной подготовки рабочих в 1970-е годы активно участвовала д.п.н. Ольга Фёдоровна Фёдорова. В практике работы профтехучилищ широкое распространение получили её труды «Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения» (М., 1971) и «Дидактика производственного обучения» (М., 1972). А в 1978 г. была подготовлена и опубликована коллективная монография «Проблемы дидактики теоретического обучения», которая так же, как и «Дидактика производственного обучения», были переведены и изданы в ряде социалистических стран [7,8].

В 1979 г. в Белорусской ССР (г. Минск) и Узбекской ССР (г. Ташкент), Латвийской ССР (г. Рига) были открыты филиалы ВНИИпрофтехобразования, которые приступили к исследованиям проблем дидактики, методики и экономики профтехобразования с учетом региональных условий.

В октябре 1981 г. директором ВНИИпрофтехоб-разования назначается д.п.н., проф. Виктор Васильевич Шапкин. Под его руководством в институте в период 1981-1991 гг. осуществлены многие преобразования в организации научно-исследовательской работы.

В.В. Шапкин вел научное руководство следующих направлений: «Научные основы общетехнической подготовки учащихся профтехучилищ» и «Совершенствование системы образования на основе применения средств вычислительной техники», которую институт проводил в сотрудничестве с родственными институтами социалистических стран в рамках Комплексной программы научно-технического прогресса стран — членов СЭВ (КП НТП СЭВ) до 2000 г.

Разработки, выполненные в рамках заданий КП НТП СЭВ, были приняты XIII Совещанием руководителей органов профтехобразования социалистических стран и проходили массовую апробацию в учебных заведениях стран СЭВ.

В 1987 г. вышла монография В.В. Шапкина «Общетехническая подготовка квалифицированных рабочих» (М., 1987), где были обоснованы основные теоретические положения и разработаны вариативные модели учебных планов и модульно-вариатив-ные программы по основным общетехническим дисциплинам [9,10].

В 1988 г. В.В. Шапкин возглавлял разработку концепции перестройки профессионально-технического образования в качестве руководителя Временного научно-исследовательского коллектива «Профессиональная школа». Проведенный научный анализ объектной области технического знания и его специфики позволил обосновать отбор и структурирование общетехнических знаний в содержании начального и среднего профессионального образования.

В контексте разработки концепции государственных стандартов в области начального профессионального образования под его руководством и при непосредственном участии была разработана Концепция регионального стандарта начального профессионального образования (СПб., 1994), подготовлены и прошли апробацию проекты государственных образовательных стандартов на восемь профессий.

На этапе качественного развития профтехшколы на основе соединения профессиональной и общеобразовательной подготовки велась разработка методологии совершенствования содержания подготовки молодых рабочих под научным руководством акад. РАО, д.п.н., проф. Антонины Павловны Беляевой, (директор института с 1991 по 2007 гг.) [11].

А.П. Беляева является основателем методологического и науковедческого направлений в развитии профессиональной педагогики. Ею созданы и разработаны: комплексные методики прогнозирования и организации научных исследований; теория взаимосвязи общего и профессионального образования; теория интеграции профессий и содержания образо-

А.П. Беляева, директор с 1991 по 2007 гг.

вания; методология непрерывного многоуровневого профессионального образования; теория региональных образовательных систем; теория и модели профессионально-педагогической технологии обучения и др. [12-15].

Разработкой методологии педагогики профессионально-технического образования также занимались научные сотрудники: д.п.н. ИА. Ивлиева, к.п.н. С.Я. Баев, к.п.н. АА. Куприянов и др. сотрудники.

Большой вклад в теорию и практику профессиональной подготовки молодых рабочих внесла и д.п.н. Александра Евграфовна Шильникова. Ею были обоснованы научные подходы к подготовке квалифицированных рабочих по профессиям широкого профиля; обоснована, экспериментально проверена и нашла массовое практическое внедрение концепция группировки профессий, а также подготовки аппаратчиков широкого профиля химического производства [16]. Дальнейшая разработка проблемы группировки профессий, определение адекватного содержания и методик обучения осуществлялись отраслевыми лабораториями института, руководимые в разное время к.п.н. Б.П. Березиным, к.т.н. П.П. Даниловым, к.п.н. Н.Н. Волковой, к.п.н. АА. Куприяновым, к.п.н. Л.Д. Емельяненко, д.п.н. В.Е. Ча-хоянцем, к.п.н. ЮА. Кононовичем, к.п.н. В.Н. Ко-вырчевым, П.П. Сухаревым, к.п.н. ВА. Марке-ловой, к.т.н. В.Е. Пономаренко. В дальнейшем к руководству лабораториями пришли к.п.н. А.И. Ловцов, к.п.н. В.Н. Барило, к.п.н. ВА. Маркушев.

Новым этапом этой работы явился комплексный подход, позволивший объединить научно-технические, экономические, психофизиологические и дидактические предпосылки и условия группировки профессий, выработать новые требования к формированию

Перечня профессий рабочих, подготавливаемых в учебных заведениях профтехобразования. Плодотворные результаты в этом направлении были получены в ходе исследований, проведенных В.Н. Броз-дниченко, Г.И. Логуновой, к.п.н. М.К. Забаштой, Ю.М. Серяковым, к.п.н. Э.Е. Фейгиной, Р.Н. Ануфриевой, О.Я. Дюртеевой, Л.С. Ивановой, Л.Н.Шварц, к.п.н. Л.П. Голощекиной, к.п.н. Д.А. Ставровой, к.п.н. АС. Галышевой.

Были разработаны и апробированы программы факультативных курсов «История развития техники, технических наук и НТП» для профтехучилищ, техникумов, педагогических институтов, ВИПКа руководящих работников и специалистов профтехобразования. Результаты работы были представлены в экспозициях ВДНХ СССР в павильоне «Народное образование» (отмечены дипломом I степени), на выставке «Интенсификация-90», «Ленинград и Ленинградская область в год 70-летия Великого Октября» в Гданьске, Дрездене.

Значительный вклад в разработку этой проблематики внесли к.п.н. ВА. Маркелова, к.п.н. Э.Н. Ки-рикилица, д.псих.н. А.М. Зимичев, к.п.н. А.П. Шаб-лыкин и др.

Были также научно обоснованы и внедрены разработки: система многоуровневого непрерывного профессионального образования, интегративно-модульная система обучения в новых типах учебных заведений; интегративная методология и политеория профессионального образования и профессиональной педагогики и дидактики. Большой вклад в эти исследования и их результаты внесли: д.п.н. Н.М. Александрова, д.п.н. ВА. Мелехин, к.п.н. Г.Н. Варковецкая и к.п.н. ЛА. Дитяткина.

Заметный вклад в разработку проблем методологии и методики нравственно-трудового воспитания внес почетный доктор педагогических наук Берлинского университета им. А. Гумбольдта Николай Николаевич Петухов. Он обеспечивал плодотворное научно-методическое руководство исследованиями, оказывал большую практическую помощь сотрудникам в их работе и научном росте. Исследованиями по проблемам воспитания руководили и участвовали в них к.ф.н. ВА. Мосолов, к.п.н. Ю.П. Белов и д.п.н. В.И. Белов и др.

Авторским коллективом в составе: В.А. Мосолова, Ю.П. Белова, ЮА. Карагоза, Е.Н. Шиловой, Л.Ф. Егу-пова, К.Н. Сергеевой, ВА. Громова, ЛД. Булатовой, В.И. Клюшкина и В.Г. Крамаренко был подготовлен ряд книг, брошюр и методических рекомендаций: «Теория и практика воспитания коммунистического отношения к труду у учащихся профтехучилищ» (М., 1982), «Социалистическое соревнование учащихся профтехучилищ: теория, опыт, проблемы» (М., 1983), «Методика экономического образования и воспитания учащихся профтехучилища» (М., 1984).

На протяжении более 20 лет изучение вопросов воспитания было связано также с научной деятельностью д.психол.н. Леонида Михайловича Зюбина —

ведущего специалиста в области психологии и педагогики воспитания детей и подростков с отклонениями в поведении. Его разработки по психолого-педагогическим вопросам коррекции личности учащегося с отклоняющимся поведением вооружали педагогов-практиков методами изучения индивидуальных особенностей учащихся и обеспечивали эффективную работу по их воспитанию и перевоспитанию. Наибольший интерес у практиков вызывают его работы: «Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы» (1974), «Подготовка учащихся к браку и семье» (1985), «Растить человека» (1988) и др. Л.М. Зюбиным вместе с научными сотрудниками лаборатории нравственно-правового воспитания подготовлены и опубликованы еще многие методические пособия, сборники научных трудов и методические рекомендации.

Институтом изучались и проблемы совершенствования материально-технической базы обучения и ее использования при подготовке рабочих в средних профтехучилищах и технических училищах, педагогического обоснования проектирования новых типов учебных заведений профтехобразования, комплексного обеспечения процесса преподавания учебных предметов техническими средствами обучения. Исследованиями этих проблем в разное время руководили: к.п.н. В.Ф. Бастов, к.п.н. Г.С. Белов, д.п.н. Г.С. Гуторов, д.п.н. М.Б. Лебедева и д.п.н. В.И. Сопин. Под их руководством были разработаны педагогические требования к типовым проектам средних профтехучилищ, выявлены оптимальные их размеры и дано обоснование педагогической целесообразности укрупнения училищ, определены подходы к проектированию новых типов учебных помещений и сооружений, что нашло отражение в книге «Педагогические основы специализации и укрупнения учебно-материальной базы профтехучилищ» (М., 1982).

Был создан терминологический аппарат и классификация дидактических средств, определены функциональные возможности и области рационального применения средств обучения в учебном процессе, разработаны инженерно-педагогические требования к отдельным группам и видам дидактических средств, установлена взаимосвязь средств обучения с другими системообразующими компонентами методической системы обучения, разработана технология научно обоснованного комплексного обеспечения учебного процесса дидактическими средствами, созданы некоторые опытные образцы новых видов и комплексов технических средств, даны предложения и рекомендации по централизованному их изготовлению, по оснащению учебных кабинетов, лабораторий и мастерских средствами обучения, эффективному комплексному их применению в учебно-воспитательном процессе.

В институте был разработан, изготовлен и экспериментально проверен опытный образец тренажер-

ного комплекса для обучения учащихся профтехучилищ диагностике неисправностей в электрорадиотехнических объектах и системах, подготовлена методика обучения учащихся на нем. За разработку тренажеров для профессиональной подготовки электромонтеров СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки) железнодорожного транспорта в 1973 г. авторы-разработчики Г.С. Белов, АС. Казаков и В.И. Сопин были награждены серебряной и двумя бронзовыми медалями ВДНХ СССР. Их серийное изготовление и выпуск осуществлялись заводом «Макет» Министерства путей сообщения.

Результаты теоретических и прикладных исследований в области создания и применения дидактических средств обучения нашли свое отражение: в ряде сборников научных трудов института «Проблемы создания технических средств обучения и применения в профтехучилищах» (Л., 1975), «Вопросы создания тренажерных комплексов для профтехучилищ» (Л., 1976, вып. 27), «Технические средства и методы эффективного их применения в учебном процессе профтехучилищ» (Л., 1978), «Совершенствование учебного процесса на основе внедрения современных технических средств обучения в профтехучилищах» (Л., 1980), «Педагогическое обоснование требований к оборудованию и оснащению профтехучилищ в условиях их специализации» (Л., 1983), в книге «Разработка и применение дидактических средств в средних профтехучилищах» (М., 1986), в совместных международных монографиях «Основные принципы проектирования, изготовления и применения технических средств обучения в профессиональной подготовке квалифицированных рабочих (на опыте стран социалистического содружества ВНР, ГДР, СССР и ЧССР)» (Будапешт, 1979) и «Разработка и комплексное применение средств обучения в учебном процессе профессионально-технических учебных заведений» (Варшава, 1985). Они были представлены также в целом ряде методических рекомендаций по проектированию, обеспечению и оснащению учебных кабинетов профтехучилищ средствами обучения, использованию учебно-наглядных, аудиовизуальных средств, учебного телевидения, средств программированного обучения и контроля, тренажеров в процессе теоретического и производственного обучения. Многие работы были внедрены в практику учебных заведений профтехобразования. Они использовались для составления нормативов оснащения учебных кабинетов, лабораторий и мастерских, при создании учебно-материальной базы обучения, в практике проектирования разработки и изготовления новых видов и комплексов средств обучения на заводах-изготовителях дидактических средств, что содействовало повышению эффективности и качества формирования профессиональных знаний, умений и навыков учащихся, интенсификации и оптимизации про-цессаобучения.

Значительный вклад в исследования и разработку данных проблем внесли научные сотрудники и ин-

женерно-технические работники института В.Ф. Бас-тов, Н.В. Баранов, Г.С. Белов, С.Б. Вербицкая, Г.С. Гу-торов, НА. Лабунская, ГА. Скубелин, В.И. Сопин, сотрудники Рижского сектора института: И.Я. Эглайс, Г.В. Лившиц, МА. Скуиньш и др. работники.

С 1975 г. институт выполнял функции головной организации по разработке и ведению отраслевого раздела Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП) «Учебно-наглядные пособия и оборудование профтехобразования», подкласс 965, а также унифицированных систем документации (УСД). Разработанный к.п.н. Г.С. Беловым, ГА. Скубелиным, Н.Б. Скворцовой «Общесоюзный классификатор. Промышленная и сельскохозяйственная продукция. Ассортиментная часть. Подкласс 965. Учебно-наглядные пособия и оборудование профтехобразования — 175026» (М., 1985) был предназначен для обеспечения машинной обработки информации Госпланом и Госстандартом СССР при решении задач планирования, учёта, материально-технического снабжения, торговли и являлся составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой в автоматизированных системах управления в народном хозяйстве. Объектом классификации и кодирования в подклассе 965 ОКП была вся номенклатура учебно-наглядных пособий и оборудования профтехобразования, производимого, выпускаемого и продаваемого для учебных заведений в стране.

В связи с общей тенденцией электронизации народного образования в институте были организованы отдел информатики и ЭВТ и лаборатория КП НТП СЭВ и с 1986 г. началась широкомасштабная исследовательская работа.

Для проведения научно-исследовательской, опытно-конструкторской и экспериментальной работы в институте была создана соответствующая материально-техническая база, включающая компьютерную технику, организован отраслевой фонд алгоритмов и программ, создан и функционировал Экспертный совет по оценке программного обеспечения учебного назначения. Для разработчиков педагогических программных средств вычислительной техники (ППС ВТ) были разработаны и внедрены нормативно-методические документы и материалы, регламентирующие основные этапы и стадии проектирования ППС ВТ и оформления сопроводительной документации.

На основе Координационного плана, утверждённого Госпрофобром СССР, велось создание педагогических программных средств ВТ в учебных заведениях страны, осуществлялась экспертная оценка их качества и экспериментальная проверка эффективности применения в учебном процессе, фондирование, тиражирование и внедрение лучших программ в практику профтехучилищ.

В период 1986-1990 гг. были выпущены следующие материалы: в сборниках научных трудов

«Дидактические основы отбора информации и применения ЭВМ в учебном процессе средних профтехучилищ» (Л., 1987) и «Научно-методическое и программное обеспечение использования вычислительной техники в профтехучилищах» (Л., 1990); в методических пособиях «Отбор и подготовка учебной информации для автоматизированной обучающей системы в профтехучилищах» (Л., 1989) и «Разработка педагогических программных средств вычислительной техники для учебных заведений профтехобразования» (М., 1990), в методических рекомендациях «Оформление документации при создании педагогических программных средств вычислительной техники» (Л., 1989), «Экспертная оценка качества педагогических программных средств вычислительной техники» (Л., 1990); «Разработка тренажеров на базе персональных ЭВМ для подготовки квалифицированных рабочих» (Л., 1990).

Основными авторами этих работ являлись научные сотрудники института: С.Ф. Артемьева, В.Ф. Бас-тов, Г.С. Гуторов, Б.В. Иванов, М.Б. Лебедева, Л.В. Либизова, ИА. Липанова, АА. Молчановский, АС. Петров, В.И. Сопин.

В условиях создания новых типов учебных заведений под руководством д.п.н., проф. Александра Георгиевича Соколова разрабатывались проблемные вопросы управления профтехучилищами [17].

Совместно с институтами Российской академии медицинских наук в течение 1968-1990 гг. были осуществлены комплексные исследования по физиологии, психологии, профессиологии и эргономике профтехобразования. Были исследованы функциональные состояния здоровья и физического развития учащихся, проведен анализ их успеваемости при различных режимах труда и отдыха, даны рекомендации по составлению учебного расписания и учебных планов с учетом физиолого-гигиенических и психолого-педагогических аспектов учебно-производственной деятельности учащихся.

В ходе этих исследований была создана научно обоснованная классификация профессий работников в целях профессионального просвещения и индивидуальной профконсультации; организованы профконсультации и внедрены методы психолого-педагогического воздействия на подростка в процессе профконсультации. Создана информационно-поисковая служба «Профессиография». Было опубликовано в 6-ти томах энциклопедическое издание «Мир профессий». Вклад в решение этих проблем внесли: акад. РАО, д.психол.н., проф. ЕА. Климов, д.м.н. Н.В. Алишев, д.п.н. Н.Ф. Гейжан и др. сотрудники [18,19]. Евгением Александровичем Климовым были исследованы проблемы профессионального отбора, профессиональной ориентации и индивидуального стиля деятельности специалиста-профессионала. Результаты этих исследований позволили разработать критерии профессиональной пригодности по широкому кругу профессий. ЕА. Климовым совместно с А.П. Беляевой создано учение о профес-

сиографии как системы определения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим особенностям и психофизиологическим возможностям человека.

С 1984 г. более десяти лет в Институте проработала акад. РАО Нина Васильевна Кузьмина. Она создала новую научную область — акмеологию как междисциплинарную научную отрасль человекоз-нания, исследующую закономерности и механизмы достижения высшей степени личностного профессионального развития (акме). Ее фундаментальные труды «Профессионализм педагогической деятельности», «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» и др. являются базовой основой акмеологической концепции созидательной деятельности специалиста-профессионала.

Специфика деятельности ВНИИпрофтехобразо-вания как отраслевого института заключалась не только в теоретическом, но и в значительной степени в прикладном характере проводимых исследований. Тематика исследований была обусловлена потребностями практики.

Основная масса предлагаемых институтом разработок — это методические рекомендации и пособия, адресованные преподавателям и мастерам производственного обучения и направленные на совершенствование различных сторон учебно-воспитательного процесса. Они составляли 60-65% от всех внедренных разработок. Экспериментальная база института включала около 100 профтехучилищ Ленинграда и Ленинградской области, Москвы и других городов РСФСР.

ВНИИпрофтехобразования поддерживал также творческие связи с различными научными учреждениями и высшими учебными заведениями нашей страны. Среди них Научно-исследовательский институт профессионально-технической педагогики АПН СССР (г. Казань), Всесоюзный научно-методический центр профессионально-технического образования молодежи (г. Москва), Свердловский инженерно-педагогический институт, Институт социально-экономических проблем АН СССР, НИИ педагогики УССР (г. Киев) и многими другими.

Подразделения ВНИИпрофтехобразования проводили большую научно-исследовательскую работу совместно с родственными институтами стран-членов СЭВ и активно обменивались результатами научных исследований с научно-исследовательскими институтами профтехобразования в Болгарии, Венгрии, Германии, Польше, Чехословакии и др.

Широта проблематики ВНИИпрофтехобразова-ния, постепенное усложнение стоящих перед ним задач обусловили необходимость повышения квалификации научных кадров.

В целях подготовки научных кадров высшей квалификации в 1979 г. в ВНИИпрофтехобразования была открыта аспирантура по специальности 13.00.02 — методика преподавания (по отраслям наук), а в

1987 г. еще и по второй специальности 13.00.01 — теория и история педагогики. С 1980 г. было подготовлено 27 докторов и 110 кандидатов наук, в том числе 15 представителей зарубежных стран.

За большой вклад в комплексные исследования наук в области образования и внедрение их результатов в массовую практику системы общего и профессионального образования Институт профессионально-технического образования РАО внесен в Золотую книгу Санкт-Петербурга, изданную в честь 300-летия основания города.

Созданная на ответственном рубеже жизни Советской страны — накануне Великой Отечественной войны — система государственных трудовых резервов убедительно показала и доказала, что она всегда была надежной опорой государства, как в период тяжких военных испытаний, так и во время трудовых будней.

В условиях наступивших социально-экономических перемен и развития рыночной экономики Институт после 1990 г. продолжил и осуществлял вплоть до 2008 г. фундаментальные исследования по важнейшим проблемам и целевым комплексным программам.

Однако не все исследования удалось завершить в полной мере, так как 5 марта 2008 г. на базе Института профессионально-технического образования по решению РАО, Постановлением Президиума РАО было создано Учреждение РАО «Институт педагогического образования», переименованное в декабре 2011 г. в Федеральное государственное научное учреждение «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО (ФГНУ ИПООВ РАО).

И.И. Соколова, д.п.н., проф., директор Института педагогического образования и образования взрослых

С марта 2007 г. институтом руководит д.п.н. проф. Ирина Ивановна Соколова.

Необходимость создания данного научного учреждения была обусловлена влиянием и важнейшей ролью профессионального педагогического образования в социально-экономическом развитии общества. Педагогическое образование и образование взрослых является социокультурным фактором развития и национальной безопасности страны, обеспечивает доступность качественного образования на протяжении всей жизни в соответствии с перспективными задачами развития российского общества и экономики, потребностями каждого гражданина. Педагогическое образование и образование взрослых тесными узами связано с динамично происходящими в социуме и общей системе образования процессами, что требует их опережающего развития, быстрого реагирования на происходящие изменения [20,21].

Модернизация педагогического образования и образования взрослых, прежде всего, требует от фундаментальной науки обоснования создания гибкой системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал.

В настоящее время основными целями деятельности Института являются: теоретико-методологическое, психолого-педагогическое, профессиологи-ческое, технологическое и методическое обеспечение управления и развития непрерывного педагогического образования и образования взрослых в современных условиях интеграции российского и европейского образовательного пространства; взаимодействие с научными и образовательными организациями России и СНГ по проблемам непрерывного педагогического образования и образования взрослых; определение приоритетных направлений и тематики фундаментальных и прикладных научных исследований в области педагогического образования и образования взрослых; содействие образовательной, профессиональной и просветительской педагогической деятельности.

Основные темы и задачи научно-исследовательских и опытно-экспериментальных исследований Института были сформулированы на основе Государственного задания Российской академии образования и Программ фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 и на 2013-2020 гг. [22,23].

В 2012 г. Институт завершил пятилетний цикл фундаментальных исследований по 20 темам НИР и 15 темам ОЭР по проектам: 6.3 «Социально-педагогические основы развития педагогического образования в интегрированном образовательном пространстве современного мира», 6.4 «Методология непрерывного образования взрослых как основа развития образовательного пространства стран СНГ», 6.5 «Методология, теория и практика педагогической поддержки социального и профессионального самоопределения учащейся молодежи и взрослого населения в условиях непрерывного образования» и 7.2 «Методология подготовки научно-педагогичес-

ких кадров информатизации образования», охватывающим актуальные проблемы развития педагогического образования и образования взрослых.

В качестве важнейших достижений РАО, полученных Институтом в ходе исполнения Государственного задания Программы фундаментальных исследований государственных академий наук на 2008-2012 гг. признаны: профессиологическая теория педагогического образования; социально-педагогические условия формирования междисциплинарной системы гуманитарных и профессиональных компетенций личности как элементов подготовки молодых педагогов; теоретические основы междисциплинарного механизма интеграции организационных и воспитательных компонентов формирования современной культуры педагогов и студентов в условиях модернизации социально-педагогической среды; теоретико-технологические основания создания инструментария мониторинга качества педо-бразования; научно-методические основы создания эффективной инфраструктуры системы образования взрослых в России и СНГ; теоретические подходы к обеспечению внутри- и межведомственного взаимодействия, консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития системы образования взрослых; теория и технология андрагогического обеспечения инновационного развития профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; научная база разработки стандартов качества профессионального обучения специалистов с учетом требований реализации потенциала андраго-гических технологий.

Полученные результаты нашли отражение в подготовленных и опубликованных 639 научных работах: 48 монографиях, 12 концепциях, 54 сборниках научных трудов и статей, более 300 научных статьях, в том числе в зарубежных изданиях и отечественных рецензируемых журналах, 72 учебных методических пособиях и рекомендациях, 6 словарях, 104 аналитических обзорах, докладах и научных отчётах, 14 образовательных программах и др., являющихся основными видами научной продукции Института, многие из которых были внедрены в практику работы образовательных учреждений разного уровня.

Значительный вклад в подготовку полученных результатов внесли ученые-исследователи Института: д.п.н. Н.М. Александрова, д.п.н. А.В. Батаршев, акад. РАО М.И.Башмаков, к.п.н. Г.Н.Варковецкая, д.п.н. О.Б. Даутова, д.ф.н. Е.В. Дворецкая, к.п.н. ЛА. Дитяткина, к.п.н. Е.Г. Королёва, д.п.н. М.Б. Лебедева, д.п.н. АА. Макареня, д.п.н. А.Е. Марон, д.п.н. ВА. Мелехин, к.э.н. А.С. Мищенко, д.п.н. Л.Ю. Монахова, д.п.н. С.И. Назарова, д.п.н. В.П. Панасюк, д.п.н. ИИ. Соколова, д.п.н. В.И. Со-пин, д.п.н. Н.Н. Суртаева, д.п.н. О.Н. Шилова, д.п.н. М.С. Якушкина и др. сотрудники.

Институт издаёт рецензируемый журнал «Человек и образование».

Развитие Института невозможно без взаимодействия с отечественными и зарубежными организациями, без наличия экспериментальной базы.

Сегодня Институт имеет широкую экспериментальную базу, включающую более 40 опытно-экспериментальных площадок института (школы, колледжи, лицеи, университеты и вузы и др.) в различных регионах и городах России.

Институт осуществляет также широкое международное сотрудничество с зарубежными коллегами ближнего и дальнего зарубежья: из Армении, Беларуси, Украины, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, а также из Великобритании, Германии, Латвии, Польши, Финляндии, Хорватии и Эстонии.

Из года в год расширяется сфера влияния и повышается статус Института, растет его научный и образовательный потенциал через реализацию научных программ, образовательную и экспертную деятельность, работу диссертационного совета, проведение различных научно-практических мероприятий, публикацию научных трудов, развитие системы повышения квалификации педагогов.

В институте имеется аспирантура и функционирует Диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 — теория и методика профессионального образования.

За сравнительно короткий срок новый Институт стал головным научно-исследовательским учреждением в стране, занимающимся комплексными фундаментальными и прикладными исследованиями в области прогнозирования и развития непрерывного педагогического образования, общего и профессионального образования взрослых. Лидирующая роль Института определяется также его статусом базовой организации Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности.

Новым этапом в развитии Института является проведение приоритетных научных исследований по Программе фундаментальных исследований государственных академий наук на 2013-2020 гг. по направлению 9 «Научные основы инновационного развития педагогического образования в современной России» и его проектам: 9.1. «Теоретико-методологические основы развития системы непрерывного педагогического образования в условиях современного мира», 9.2. «Инновационные механизмы и организационно-педагогические условия повышения качества педагогического образования», 9.3. «Модели и механизмы сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования разных уровней в подготовке и переподготовке педагогических и управленческих кадров» и 9.4. «Професси-

10 w-

ологические, психолого-педагогические и акмеоло-гические основания развития профессиональной деятельности педагога», а также по направлению 12 «Теоретико-методологические основы структурирования и развития профессионального образования разных уровней» и его проекту 12.5. «Научное обеспечение инновационного развития образования и социализации взрослых в условиях социально-экономических перемен», по которым Институт назначен головной научной организацией.

Институт сегодня — это современное, междисциплинарное научное учреждение, имеющее в своем арсенале хороший научно-исследовательский кадровый потенциал и нормативно-правовую основу деятельности. В нём трудятся ученые разных отраслей научного знания: педагоги, философы, психологи, физиологи, социологи, экономисты, инженеры разных профилей. Такая междисциплинарность Института обусловлена многогранностью его предметной научной деятельности и исследуемого системного объекта. Коллектив Института видит задачу своего развития в выстраивании такого сектора научных исследований и оказания образовательных услуг, которые соответствовали бы современному заказу общества российскому педагогическому образованию и образованию взрослых на подготовку современных педагогических кадров и их индивидуальным потребностям педагогического роста и развития [24].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Всесоюзный научно-исследовательский институт профессионально-технического образования / Под ред. Н.И. Думченко. — Л.: ВНИИпрофтехобразования, 1981. — 48 с.

2. Всесоюзный научно-исследовательский институт профессионально-технического образования: проспект / Ред. А.П. Беляева, В.В. Шапкин. — Л.: ВНИИпрофтехобразования 1989. — 41 с.

3. Федеральное государственное научное учреждение «Институт педагогического образования и образования взрослых» Российской академии образования: юбил. изд. / Сост.: И.И. Соколова, В.И. Сопин, А.В. Батаршев и др. — СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. — 82 с.

4. Думченко Н.И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров в средних профтехучилищах. — М.: Высш. шк., 1975. — 200 с.

5. Иванов ГА., Колесников Н.Е., Олейник Е.М. и др. Проблемы прогнозирования подготовки квалифицированных рабочих кадров. — М.: Высш. шк., 1975. — 159 с.

6. Социально-экономические проблемы подготовки квалифицированных рабочих в условиях развитого социализма / Науч. ред.: Н.Е. Колесников, Е.А. Литвинов, А.С. Самсонов. — М.: Высш. шк., 1977. — 144 с.

7. Проблемы дидактики производственного обучения / Под ред. Н.И. Думченко, А.П. Беляевой, А.Г. Соколова, В.Е. Чахо-янца, А.Е. Шильниковой. — М.: Высш. шк., 1978. — 271 с.

8. Проблемы дидактики теоретического обучения / Под ред. А.М. Василевской, Н.М. Скородумова. — М.: Высш. шк., 1978. — 300 с.

9. Шапкин В.В. Общетехническая подготовка квалифицированных рабочих в условиях научно-технической революции. — М., 1985.

10. Шапкин В.В. Концепция регионального стандарта начального профессионального образования. — СПб., 1994.

11. Батаршев А.В. Академик Антонина Павловна Беляева — мой Учитель и Наставник. — СПб.: ИПООВ РАО, 2013. — 64 с.

12. Беляева А.П.: научно-исследовательская и педагогическая деятельность. — СПб.: Институт профтехобразования РАО, 1998. — 64 с.

13. Беляева А.П.: научно-исследовательская и педагогическая деятельность. — СПб.: Институт профтехобразования РАО, 2008. — 88 с.

14. Беляева А.П. Методика исследования содержания образования в средних профтехучилищах. — М.: Высш. шк., 1974. — 128 с.

15. Беляева А.П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании. — М.: Высш. шк., 1978. — 159 с.

16. Дидактические основы разработки унифицированной учебно-программной документации для подготовки рабочих по группам профессий и профессиям широкого профиля: науч. тр. / Под ред. А.Е. Шильниковой. — Л., 1979. — 143 с.

17. Соколов А.Г. Вопросы управления средними профтехучилищами. — М.: Высш. шк., 1978. — 143 с.

18. Человек и профессия / Под общ. ред. Е.А. Климова и С.Н. Левиевой. — Л.: Лениздат, 1975-1979 (вып. 1-5).

19. Физиолого-гигиенические аспекты режима труда и отдыха учащихся средних профтехучилищ: науч. тр. / Под ред. Н.В. Али-шева. — Л., 1978. — 64 с.

20. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г., № 61).

21. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г., № 2227-р).

22. Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2009 г., № 233-р).

23. Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2012 г., № 2237-р).

24. Государственная Программа Российской Федерации «Развитие образование на 2013-2020 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г., № 792-р).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.