Научная статья на тему 'Развитие научных школ как механизм оптимизации образовательного пространства непрерывного образования'

Развитие научных школ как механизм оптимизации образовательного пространства непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / ТЕОРИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / SCIENTIFIC SCHOOL / THEORY OF CONTINUOUS EDUCATION / VOCATIONAL PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орешкина Анна Константиновна

В статье с позиции деятельности научной школы «Профессиональная педа-гогика-теория непрерывного образования» академиков РАО, заслуженных деятелей науки Российской Федерации С.Я. Батышева и А.М. Новикова представлен механизм развития образовательного пространства системы непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Scientific Schools as a Mechanism of Optimization of Educational Space of the System of Continuous Education

The mechanism of development of educational space of the system of continuous education from the position of activity of the "Professional Pedagogy-Theory of Continuous Education" scientific school of academicians of the Russian Academy of Education and Honoured Scientists of the Russian Federation Sergey Y. Batyshev and Alexander M. Novikov is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие научных школ как механизм оптимизации образовательного пространства непрерывного образования»

ближайшей встрече и присовокупил к ним свою книгу «Я - педагог» с доброй надписью. Но вернусь к главному... Хотя, что является главным в памяти об ушедшем человеке: его человеческие поступки или труды? Конечно, не только труды. Своим примером научной деятельности, служением науке, мудрым общением, любовью к людям Александр Михайлович влиял на всех окружающих, парой фраз умел снизить «накал страстей» на Ученом совете, умел посоветовать мудро и деликатно, не задев ничьих чувств, умел решать сложный вопрос, обходясь без резких оценок. Человеческие отношения учат нас ничуть не меньше, помогают совершенствоваться и развиваться в любом аспекте деятельности. Он был таким учителем разных планов: человеческого и научного. В плане научном методологические работы А.М.Новикова являются ориентиром не только для педагогов, но и для представителей всех смежных областей педагогической науки; его пособия по подготовке диссертаций необходимы буквально для всех пишущих диссертацию, в любой отрасли научного познания.

И этот номер журнала представляет разные грани личности Александра Михайловича Новикова. Во-первых, авторы статей делятся воспоминаниями об Александре Михайловиче и как о человеке, и как об ученом, и как об учителе. Во-вторых, ряд статей разворачивает некоторые идеи академика Новикова, развивая теоретические аспекты непрерывного образования. В-третьих, в номере представлены исследования авторов, не являющихся прямыми учениками Александра Михайловича, но учитывающих его идеи в своих исследовательских работах в области непрерывного образования.

Можно подробнее ознакомиться с материалами об академике А.М.Новикове в юбилейной книге «Институт теории и истории педагогики: 1944-2014». В этом издании посвящено немало страниц ему, подразделению, которым он руководил, осуществлению его идей в руководимых его ученицами Т.Ю. Ломакиной и А.К.Орешкиной лабораториях Института.

Дорогие читатели! Позвольте еще раз вас уверить, что редколлегия стремится сделать журнал полезным для ученых-педагогов, докторантов, аспирантов и магистрантов, обучающихся педагогическим специальностям. По импакт-фактору в Российской системе научного цитирования мы видим, что востребованность журнала растет!

Если вы хотите поделиться идеями о содержании номеров журнала или направить свою статью, пишите нам. мы пады контактам с вами.

Главный редактор

проф. С.Иванова

НАСЛЕДИЕ A.M. НОВИКОВА: СОХРАНЯЕМ И РАЗВИВАЕМ

РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ШКОЛ КАК МЕХАНИЗМ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье с позиции деятельности научной школы «Профессиональная педа-гогика-теория непрерывного образования» академиков РАО, заслуженных деятелей науки Российской Федерации С.Я. Батышева и A.M. Новикова представлен механизм развития образовательного пространства системы непрерывного образования.

Социально-экономические, социокультурные процессы, детерминирующие стратегию развития образования всех уровней и ступеней, согласуются с инновационными преобразованиями в структурно-содержательной, организационной перестройке системы образования. Это во многом соответствует инновациям и внедрению новшеств в педагогическую практику в контексте новых идей и концептуальных подходов в развитии образования.

Научная школа «Профессиональная педагогика - теория непрерывного образования» заслуженных деятелей науки Российской Федерации С.Я.Батышева - А. М. Новикова осуществляет плодотворную деятельность начиная с 50-х годов XX века по настоящее время. Это характеризует устойчивость данной научной школы. В целом формирование и развитие научной школы С.Я. Батышева - A.M. Новикова базируется на следующих теоретических положениях:

А.К. Орешкина

Ключевые слова:

научная школа, теория непрерывного образования, профессиональная педагогика.

- целенаправленная разработка методологических подходов к изучению профессиональной педагогики и теории непрерывного образования;

- профессиональная педагогика, теория непрерывного образования -междисциплинарные отрасли научного знания, которые строятся на базе общей педагогики, философии, психологии, методологии, кибернетики, теории систем, системного анализа, общей теории управления и т.д.;

- профессиональная педагогика также, как и теория непрерывного образования, охватывает все возрастные и социальные группы обучающихся, все уровни образования в их преемственности и взаимосвязи. И в этом отношении профессиональная педагогика и теория непрерывного образования в значительной степени смыкаются;

- профессиональная педагогика, теория непрерывного образования охватывают экономические, социальные, культурные сферы развития России в конкретные исторические периоды: индустриального общества (до последних десятилетий XX века) и современного постиндустриального общества.

Данные положения нашли отражение в теоретических работах, выполненных исследователями в рамках представленной научной школы (С.Я.Батышев, А.М.Новиков, В.А.Скакун, М.Б.Яковлева, И.Д.Чечель, Л.Д.Федотова, И.М.Стариков, Е.Г.Осовский, Кальней В.А., А.К. Орешкина, Ю.Л.Деражне, М.М.Зиновкина, В.И.Подобед, А.Н.Лейбович, А.Ф.Щепотин, А.П.Беляева, А.А.Ковырялг, И.А.Халлиулин, М.И.Рожков, Г.А.Фирсов, И.В.Зорин и др.). Наиболее значимыми теоретическими результатами являются:

- создание и развитие профессиональной педагогики как новой отрасли научного знания: определены законы профессиональной педагогики, созданы теоретические основы содержания профессионального образования, технологий обучения, форм и методов обучения и воспитания обучающихся, комплексного применения средств обучения в учебном процессе, управления профессиональным образовательным учреждением;

- исследование истории профессионального (профессионально-технического) образования;

- создание теории развития профессионального образования России на основе иерархической системы классификаций ведущих идей, вытекающих из них принципов развития образования и условий их реализации;

- создание теории непрерывного образования: принципов и условий реализации идеи непрерывного образования как одной из ведущих идей развития образовательных систем в мире, теоретических основ диверсифи-

кации образовательных систем, построение преемственного содержания профессионального образования, создание методологических основ преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования, создание теории управления образовательными системами; выявление особенностей развития образования в условиях постиндустриального общества;

- проведение сопоставительного анализа подходов к реализации идеи непрерывного образования в России и за рубежом;

- создание современной методологии как учения об организации деятельности (оснований общей методологии, методологии научной, практической, художественной, учебной и игровой деятельности) с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры;

- создание оснований современной общей всевозрастной педагогики как теоретического базиса развития системы непрерывного образования, построение понятийно-категориального аппарата и логической структуры педагогики постиндустриального общества;

- созданиеновойнаучнойобласти-профессиональной лингводидактики.

Лидерами научной школы являются академики Российской академии

образования, заслуженные деятели науки Российской Федерации: Герой Советского Союза Сергей Яковлевич Батышев (1915-2000гг.) и Александр Михайлович Новиков (1941-2013гг.).

В историю отечественного образования С.Я.Батышев вошел как создатель целого научного направления - профессиональной педагогики.

Наиболее известными из его работ являются: «Производственная педагогика», "Профессиональная педагогика" (первое издание 1997г., второе издание 2000г., объем 90 п.л.) и первая трехтомная Энциклопедия «Профессионального образование» (1999 г., объем 240 п.л.), коллективная монография «История профессионального образования». Академиком С.Я.Батышевым было подготовлено 13 докторов и 69 кандидатов наук.

Академик Российской академии образования A.M. Новиков (1941-2013гг.) в течение многих лет был руководителем Всесоюзного научно-ме-тодического центра профессионально-технического обучения молодежи. Впоследствии возглавлял Отделение базового профессионального образования Российской академии образования (РАО).

С 2002 по 2013 годы он руководил Центром теории непрерывного образования Института теории и истории педагогики РАО. А.М.Новиковым опубликовано более 350 научных работ по методологии и теории педагоги-

ки, теории и методике трудового обучения и профессионального образования, психологии и физиологии труда: монографии, книги, пособия, брошюры; системно представлены актуальные вопросы развития отечественного образования в публикациях ведущих журналов: «Педагогика», «Народное образование», «Вопросы психологии», «Специалист», «Высшее образование в России», «Школьные технологии». Особое значение имеют серии монографий и пособий по методологии образования: «Профтехшкола: стратегия развития»(1991), «Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (2 издания: 1995, 1996гг.), «Профессиональное образование России - перспективы развития»(1997), «Российское образование в новой эпохе» (2000), «Развитие отечественного образования» (2005), «Постиндустриальное образование» (2008), «Методология» (2007), «Как работать над диссертацией» (4 изд.: 1994, 1996, 2000, 2003), «Докторская диссертация?» (3 изд.:1999, 2001, 2003), «Методология образования» (2002, 2005), «Образовательный проект/ Методология образовательной деятельности» (2004), «Методология учебной деятельности» (2005), «Основания педагогики» (2010). А.М.Новиков является соавтором и соредактором учебника «Профессиональная педагогика» (1997, 2000, 2010гг.), Энциклопедии «Профессиональное образование» в 3-х тт. (1999), «Истории профессионального образования в России» (2003).

A.M. Новиковым подготовлено 11 докторов и 33 кандидата наук.

Научно-теоретические исследования, проводимые научной школой объективно можно разделить на два периода.

Период первый - до 1988г. Исследования сосредоточивались, в основном, на проблемах профессионально-технического образования (ныне - начальное профессиональное образование), подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве, а также проблемах трудовой подготовки школьников.

Исследования в данный период проводились по достаточно широкому спектру направлений. В области профессионально-технического образования, подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях изучались проблемы:

- организации учебного процесса в профессиональных учебных заведениях, его научно-методического обеспечения; исследовались С.Я. Батышевым, Н.И. Думченко, Н.И. Кравцовым, А. Н. Лейбовичем, A.M. Новиковым, А.Ф. Щепотиным и др.;

- построения содержания подготовки квалифицированных рабочих высокой квалификации и широкого профиля; исследовались А. П. Беляевой,

Л.Д. Федотовой, А.Е. Шильниковой и другими;

- методики преподавания специальных предметов и производственного обучения; исследовались В. А. Скакуном, М.М. Зиновкиной, А.Е. Пядочкиным, Д.В. Чернилевским, И. А. Халлиулиным и другими учеными;

- вопросы взаимосвязи общего и профессионального образования, вопросы политехнической подготовки учащихся профтехучилищ; исследовались С.Я. Батышевым, И.Д. Клочковым, А. А. Кывырялгом и другими авторами;

- вопросы воспитания учащихся профтехобразования и рабочих в трудовых производственных коллективах ¡изучались Б.И. Адаскиным, A.C. Батышевым, H.H. Дьяченко, А.П. Сейтешевым, Н.М. Таланчуком и другими.

В области подготовки и повышения квалификации рабочих в условиях производства проводили исследования: Бирг Л.Е., Н. Н. Отенберг, И.Т. Сенченко, И.М. Стариков, О.Б. Ховов, М. М. Шкодин.

Проблемы трудовой подготовки школьников исследовались С.Я.Батышевым, A.M. Новиковым, Э. Д. Новожиловым, А. Д. Шакирзяновым.

Вопросы истории профессионального образования исследовались А.Н. Веселовым, H.H. Кузьминым, Е.Е Оссовским, Э.С. Котляром и другими учеными.

Второй период. В 1988г. произошло слияние трех образовательных ведомств: Министерства просвещения СССР, Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию и Министерства высшего и среднего специального образовании в единый Государственный комитет СССР по образованию. Из бывших профтехучилищ стали вырастать высшие профессиональные училища, профессиональные лицеи и колледжи. Стремительно развивалась интеграция профессиональных учебных заведений начального, среднего, высшего профессионального образования. На повестку дня стал вопрос о построении и развитии системы непрерывного образования. Все это потребовало значительного расширения спектра исследований в данной научной школе. Исследования на втором этапе проводились по следующим крупным направлениям:

1. Непрерывное образование: разработка теоретико-методологических основ непрерывного образования, развитие многоуровневых образовательных (научно-образовательных, научно-учебно-производственных) комплексов, проблемы построения содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания обучающихся в системе непрерывного образования - акад. РАО Новиков A.M., член-корр. РАО Батышев A.C., доктора пед. наук Ермоленко В.А., Зорин И.В., Кальней В.А., Крупченко А.К., Орешкина А.К.,

Рожков М.И., Стариков И.М. (Украина), Фирсов Г.А., Худолий Н.Г., канд. пед. наук Ховов О.Б. и другие исследователи.

2. Послевузовское образование: общая методология, методология научного исследования, технологии работы над кандидатскими и докторскими диссертациями, педагогика научных школ - акад. РАО Новиков A.M., член-корр. РАН Новиков Д.А., канд. пед. наук Грезнева О.Ю.

3. Последипломное образование: образование взрослых, развитие профессиональной карьеры, корпоративное обучение и корпоративные университеты, профессиональное обучение незанятого населения, развитие бизнес-образования и т.д.: доктора пед. наук Деражне Ю.Л., Кязимов К.Г., Подобед В.И., кандидаты пед. наук Грезнева О.Ю., Ховов О.Б. и другие ученые.

4. Развитие инновационных форм образовательного процесса в системе непрерывного образования: концентрированное обучение; открытое обучение; дистанционное образование; инновационная деятельность образовательных учреждений и образовательных систем, обеспечение их устойчивого развития; развитие ремесленного образования, высшего рабочего образования и т.д.: доктора педагогических наук Деражне Ю.Л., Ермоленко В.А., Зиновкина M.M., Ибрагимова E.M., Ломакина Т.Ю., Стайнов EH., Щенников С.А. и др.

5. Развитие региональных систем непрерывного образования, развитие социального партнерства, теория управления образовательными системами, оценка качества образования: член-корреспондент РАН Новиков Д.А., доктора педагогических наук Ломакина Т.Ю., Орешкина А.К. и другие.

6. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров для профессионального образования (начального, среднего, высшего и послевузовского): академик РАО Новиков A.M., доктора педагогических наук Кузнецов В.В., Носков И.А. и другие.

Результаты научных исследований ученых - последователей и соратников лидеров научной школы способствуют развитию инновационных процессов в образовании и решению актуальной проблемы педагогической теории и практики - создания образовательного пространства системы непрерывного образования.

Опубликованные в десятках книг ведущие идеи и теории развития системы непрерывного образования в постиндустриальном обществе: монографий, учебников, пособий, имеющих, как правило, большие тиражи, распространяются во всей территории Российской Федерации и за рубежом. Опубликованные в центральных и региональных журналах, они

способствуют развитию социально-ориентированного образовательного пространства («Народное образование», «Педагогика», «Школьные технологии», «Мир образования - образование в Мире», «Специалист», «Профессиональное образование», « Высшее образование в России»).

Перспективы развития современных теоретико-методологических идей в контексте новой образовательной парадигмы согласуются с многоплановостью и сложностью проблем, разрабатываемых сегодня в рамках научной школы С.Я.Батышева-A.M.Новикова «Профессиональная педагогика - Теория непрерывного образования». К ним можно отнести методологические и теоретические последствия глобализации, этап перехода к развитию в России постиндустриального общества со всеми вытекающими экономическими, социальными и культурными последствиями для страны в целом и для системы отечественного образования в частности.

Построение российской системы непрерывного образования приобретает стратегическое развитие, находясь еще на самом начальном этапе постиндустриального образования. Для прогностического становления и развития образовательного пространства системы непрерывного образования, соответствующей потребностям постиндустриализма, требуется серьезное научное обеспечение, что согласуется с углублением теории непрерывного и постиндустриального образования в рамках ведущих идей научной школы.

Литература

1. Орешкина А.К. Развитие образовательного пространства в условиях интеграционных процессов / А.К.Орешкина. M., МГОУ, 2013. - 108с.

2. Орешкина А.К. Проблемы преемственности образовательного процесса /А.К.Орешкина //Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2010. - № 3. - С. 86-89.

3. Новиков A.M. Постиндустриальное образование /А.М.Новиков. M.: Эгвес, 2008. - 136с.

4. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития / А.М.Новиков. M.: Эгвес, 2000. - 272с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.