Научная статья на тему 'Педагог по образованию, педагог по призванию'

Педагог по образованию, педагог по призванию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / УЧЕНЫЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / НАУЧНЫЕ ТРУДЫ / PEDAGOGUE / SCIENTIST / VOCATIONAL PEDAGOGY / SCIENTIFIC WORKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Петрниколаевич

Автор вспоминает о личных встречах с академиком Российской академии образования А.М.Новиковым, рассказывает о его профессиональной и творческой карьере, описывает наиболее значимые научные труды академика. Подчеркивается значительный вклад Александра Михайловича в развитие профессиональной педагогики нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogue by Education - Pedagogue by Vocation

The author recalls direct meetings with the academician of the Russian Academy of Education Alexander M. Novikov, talks about his professional and creative career, describes the most significant scientific works of academician. The significant contribution of Alexander M. Novikov to the development of vocational pedagogy of our country is emphasized.

Текст научной работы на тему «Педагог по образованию, педагог по призванию»

НАСЛЕДИЕ А.М. НОВИКОВА: СОХРАНЯЕМ И РАЗВИВАЕМ

ПЕДАГОГ ПО ОБРАЗОВАНИЮ, ПЕДАГОГ ПО ПРИЗВАНИЮ

Автор вспоминает о личных встречах с академиком Российской академии образования А.М.Новиковым, рассказывает о его профессиональной и творческой карьере, описывает наиболее значимые научные труды академика. Подчеркивается значительный вклад Александра Михайловича в развитие профессиональной педагогики нашей страны.

Утром 17 сентября 2013 года, открыв электронную почту, я увидел письмо, присланное профессором Т.Ю.Ломакиной: «Уважаемые коллеги! Сприскорбиемсообщаю,что ^сентября на 73-м году ушел из жизни А.М.Новиков». Для меня, как и для многих коллег, хорошо знавших Александра Михайловича лично или по его многочисленным книгам и статьям, это было тяжелым известием.

Ушел из жизни человек, полный творческих замыслов и сил, надежная опора молодых - и не только! - ученых, занимающихся проблемами профессионального образования, профессиональной педагогики. Александр Михайлович не только педагог по образованию, но и педагог по призванию. Он органично принял эстафету от Сергея Яковлевича Батышева, человека, которого при жизни называли патриархом профессиональной педагогики, стал его достойным преемником и сам заслужил это звание.

Мне очень повезло, что многие годы (35

П.Н. Осипов

Ключевые слова:

педагог, ученый, профессиональная педагогика, научные труды.

лет!) я как научный сотрудник, ученый секретарь и заведующий лабораторией одного из академических научно-исследовательских институтов, занимался проблемами базового профессионального образования -теми же проблемами, которыми занимался всю свою жизнь и Александр Михайлович, и имел возможность непосредственного личного общения с ним.

Первое наше знакомство состоялось во Всесоюзном научно-методиче-ском центре профессионально-технического образования (ВНМЦ), где А.М.Новиков на протяжении 15 лет (1977-1992гг.) занимал должности заместителя директора, а затем и директора. Удивительно доступный, немногословный, доброжелательный, располагающий к себе человек, как правило, позитивно решающий те вопросы, с которыми к нему приходилось обращаться. На руководящих постах он никогда не был чиновником, а всегда оставался, прежде всего, ученым.

Общение с Александром Михайловичем как с руководителем Всесоюзного научно-методического центра позволяло мне определять планы совместных исследований, координировать научные поиски, готовить публикации и внедрять результаты научных исследований - именно этим и занимался возглавляемый им ВНМЦ. Более 10 лет я работал ученым секретарем, выполняя свои функции благодаря постоянным контактам с Александром Михайловичем.

Но ещё и до назначения на эту должность, будучи рядовым младшим научным сотрудником, я тоже общался с ним, его отношение ко мне всегда было неизменным. Именно благодаря его поддержке, я имел возможность публиковать свои первые книги в центральных издательствах сказочно большими по нынешним временам тиражами (тысячи, десятки тысяч экземпляров). Немаловажно и то, что эти публикации в те годы хорошо оплачивались, гонорары превышали месячный оклад младшего научного сотрудника.

Будучи прекрасным организатором научных исследований и научно-ме-тодических работ в системе профессионального образования, Александр Михайлович значительную часть своей жизни посвятил разработке теории формирования трудовых умений. 17 октября 1989 года у нас, в НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР, в Казани, состоялась защита его докторской диссертации на тему «Педагогические основы формирования трудовых умений». Это событие не только имело научный характер, но и было своего рода курсами повышения квалификации для всех присутствующих.

В новых социально-экономических условиях развития российского общества проявилось стремительное развитие интереса руководителей и педагогических работников образовательных учреждений к проведению научных исследований и экспериментальной работы в своих учебных заведениях. Во многих из них появились должности заместителя директора по научной работе (такую должность занимал и автор этих строк), в их штатном расписании становилось больше докторов и кандидатов наук. В гимназиях, лицеях, колледжах появлялись кафедры. Вместе с тем стремление к научно-экспериментальной работе недостаточно подкреплялось соответствующим методическим обеспечением. А.М.Новиков не мог не обратить на это внимание, в результате чего появляется его великолепное пособие «Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы)» [5]. Она стала настольной книгой для организаторов научно-экспериментальной работы: заместителей директоров по научной (научно-методической) работе школ, гимназий, училищ, техникумов, колледжей, методистов, а также учителей, преподавателей, других педагогических работников образовательных учреждений, принимающих участие в инновационной, научно-исследовательской работе. Пособие основывалось на одноименном учебном курсе, читаемом автором в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области для руководителей и методистов образовательных учреждений.

Для его научных трудов характерны удивительное сочетание научности и простоты изложения, увлекательность. Понятие о науке и научной деятельности, технология проведения отдельного исследования от «А» до «Я». Планирование и организация научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении с конкретными примерами разработок исследовательских программ, обоснования научного аппарата диссертационных работ. Мало кому из педагогических академиков удавалось на таком уровне приобщать педагогов к науке, научным исследованиям. Александр Михайлович специально пишет для них и неоднократно издает так полюбившуюся тысячам соискателей книгу «Как работать над диссертацией» [3].

Будут новые поколения ученых и перед каждым неизменно встанут вопросы: как начать работу над диссертацией, как добиться успеха в научной деятельности? И, несомненно, лучшим советчиком здесь будут книги А.М.Новикова.

Многие годы (1995-2002гг.) А.М.Новиков возглавлял Отделение базового профессионального образования Российской академии образования. На посту академика-секретаря он, как и его предшественник академик

С.Я.Батышев, продолжал объединять ученых теперь уже не только России, но и СНГ, занимающихся проблемами профессионального образования.

Его книги, статьи в научно-методических журналах являются настольными пособиями для всех, кто занимается проблемами педагогики профессиональной образования. Одна из них - «Профессиональное образование России: Перспективы развития» (М.: ИЦП НПО РАО, 1997. 254 с.) - посвящена ближайшим и отдаленным перспективам развития профессионального образования как целостной системы в новых социально-экономических условиях России. Здесь автор подробно рассматривает совокупность и типологию ведущих идей (гуманизации, демократизации, опережающего и непрерывного профессионального образования), принципам его развития (гуманитаризации, фундаментализации, равных возможностей, регионализации, открытости, интеграции и др.) и условий их реализации.

Нельзя не обратить внимание на привлекательность в названиях статей А.М.Новикова. Скажем, если в академическом издании «Советская педагогика» это - «Гуманизация профессионально-технического образования» (1989. №5), то в журнале «Профтехобразование» уже «Гуманизация образования - мода или необходимость?» (1989. №1) [1,2]. Здесь автор как бы приглашает читателей к дискуссии, высказыванию своего мнения. У него не было статей и даже тезисов с многословными и непонятными названиями. Никакого наукообразия. Закономерно, что Александр Михайлович - член Союза журналистов.

Одна из последних монографических работ A.M. Новикова «Постиндустриальное образование» - имеет подзаголовок «Публицистическая полемическая монография» [6]. Немногие ученые могут показать такие работы.

Тем, кто знает А.М.Новикова только по научным монографиям и статьям, наверное, надо сказать, что автор популярной книги «Анекдоты от академика» тоже он.

В условиях падения тиража издаваемых книг Александр Михайлович одним из первых создал в Интернете сайт электронной библиотеки с бесплатным доступом к опубликованным книгам и статьям.

Очень бы хотелось, чтобы Российская академия образования приняла решение подготовить и издать полное собрание трудов А.М.Новикова, куда бы вошли все его многочисленные и разрозненные статьи в журналах, небольшие по объему, но весьма содержательные и ценные методические пособия. Не сомневаюсь, они длительное время будут востребованы руководителями и педагогами образовательных организаций.

Значительный период жизни А.М.Новикова связан с Казанью. Он неоднократно бывал здесь и как академик-секретарь базового Отделения профессионального образования РАО, в состав которого входил расположенный здесь Институт среднего профессионального образования (впоследствии Институт педагогики и психологии профессионального образования), и как член диссертационного совета при этом институте, и как оппонент, и как один из ведущих (приглашенных) докладчиков проводимых в Казани, на базе национального исследовательского технологического университета, международных научных школ. Он оказал содействие в профессиональном становлении многим ученым, работающим сегодня в Татарстане, и они благодарны ему. До последних дней своей жизни, будучи уже больным, он не отказывал тому, кто к нему обращался, в помощи и поддержке. Последнее его оппонирование в совете нашего университета планировалось за несколько дней до его ухода в мир иной. Отзыв был зачитан ученым секретарем. Безотказно поддерживал защищающихся своими отзывами на авторефераты.

Пожалуй, одной из самых характерных его особенностей была Человечность. Однажды после окончания заседании Бюро отделения профессионального образования РАО, когда все уже расходились домой, Александр Михайлович поинтересовался у меня: «Вы сейчас куда?». «На метро», - ответил я. «А Вам куда надо ехать?» Я назвал станцию, объяснил, что еду к друзьям, у которых заночую, и тогда он сказал: «Поехали со мной, я тоже там живу, подвезу Вас. «Пробок» сейчас нет, доедем быстро». Это было ещё одной уникальной возможностью общения с человеком, находиться рядом с которым для меня было большой радостью. Меня удивило, что ,занимая такую должность, Александр Михайлович сам водил машину, причем это был простенький автомобиль отечественного производства.

Он очень уважительно относился к людям. В своих работах, особенно публицистических, А.М.Новиков часто пользуется выражением «уважаемый Читатель». Обратим внимание: Читатель, как правило, всегда с большой буквы. Он как бы беседует лично с Вами.

А как он возвышал других, особенно молодых! В одной из своих последних статей в журнале «Высшее образование в России», перечисляя условия и формы обучения молодых ученых, Александр Михайлович называет в их числе научные школы, и отсылает «уважаемого Читателя к замечательной книге О.Ю.Грезневой «Научные школы» [4].

Уход из жизни дорогого и любимого Ученого, мудрого руководителя и Человека - Александра Михайловича Новикова - это поистине большая и

невосполнимая утрата для всех, кто занят исследованиями проблем профессионального образования, для всей педагогической общественности. Уходят из жизни последние из могикан, те, кто способствовал нашему профессиональному и социальному становлению. Равных С.Я.Батышеву и А.М.Новикову в российской педагогической науке, занимающей проблемами профессионального образования, профессиональной педагогики, к сожалению, не осталось.

Очень печально, что нет с нами Сергея Яковлевича Батышева, а теперь вот и Александра Михайловича Новикова. Но будут с нами их книги, идеи, их отношение к людям, к науке. Будем благодарны им, будем хранить светлую память о них, будем стремиться быть похожими на них.

Литература

1. Новиков A.M. Гуманизация образования: мода или необходимость? // Профессионально-техническое образование. - 1989. - № 1. - С. 74-79.

2. Новиков, A.M. Гуманизация профессионально-технического образования // Советская педагогика. - 1989. - №5. - С.23-27.

3. Новиков A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. М.: Изд-во «Эгвес», 2003. - 104с.

4. Новиков A.M. Как стать ученым? // Высшее образование в России. -2012. - №12. - С.107-111.

5. Новиков, A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. - 134с.

6. Новиков, A.M. Постиндустриальное образование. М.: Изд-во «Эгвес», 2011.- 152с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.