Научная статья на тему 'Педагогическая наука – педагогической практике: актуальные направления экспериментальных исследований'

Педагогическая наука – педагогической практике: актуальные направления экспериментальных исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орешкина Анна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая наука – педагогической практике: актуальные направления экспериментальных исследований»

ОТ ТЕОРИИ - К ПРАКТИКЕ

А.К. Орешкина

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА -ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В статье с позиции ведущих идей научной школы «Профессиональная педагогика - теория непрерывного образования» академиков Российской академии образования С.Я. Батышева и А.М. Новикова представлены аспекты оптимизации экспериментальных исследований, нацеленных на повышение уровня методологической культуры педагогических коллективов, на совершенствование механизма развития потенциала образовательного учреждения путем внедрения актуальных направлений экспериментальной работы.

Современные подходы по оптимизации всех уровней и ступеней отечественного образования согласуются с внедрением в практику образовательных учреждений инноваций как одной из тенденций развития образования - его сферы ( области действия в социуме) и его системы (интеграции подсистем образования). Это согласуется с задачей преодоления унифицированности обучения, расширения разнообразия и углубления взаимодействия его основных и дополняющих форм. Данные процессы направлены на их соответствие формированию и развитию новых моделей образовательных систем с учетом становления вариативной образовательно-простран-

165

Педагогическая наука - педагогической практике: актуальные направления ... I

ственной среды воспитания и обучения, обусловленной развитием форм образовательного и социального пространств системы непрерывного образования.

Одним их ведущих инновационных направлений выступает развитие социально и личностно значимого пространства обучающегося как пространства деятельности, обеспечивающего мобильность ее видов и уровней. Видовую структуру деятельности (согласно классификации М.С.Каган, В.С. Леднева, А.М.Новикова различают следующие виды деятельности: познавательная, преобразовательная, исследовательская, коммуникативная, эстетическая, ценностно-ориентированная) обеспечивают различные типы форм пространства деятельности, формирующиеся на стыке институциональных и неинституциональных структур образования (то есть уровней организации деятельности). Отметим, что все большее значение для включения личности в образовательный процесс непрерывного образования приобретают социально-институализированные структуры - библиотеки, музеи, центры, Ассоциации и объединения различных форм собственности, позволяющие соединить образовательный и широкий спектр познавательных потребностей обучающихся, мотивационной направленности их успешной социализации и самореализации. Вследствие этого возрастает роль общественных объединений, в том числе в рамке новых тенденций частно-государственного партнерства, инициирующих организацию воспитательного и образовательного процесса по подготовке личности, начиная со школьного возраста, к жизненной ориентации, ориентации на профессиональные компетенции «завтрашнего дня».

Особенности формирования образовательного пространства системы непрерывного образования «могут быть рассмотрены в контексте взаимодействия трех составляющих: пространства, времени и условий» (1). С этих позиций оказывается очевидным повышение целенаправленной разработки инноваций, охватывающих различные аспекты вовлечения обучающегося в активную деятельность, имеющую как социальный, так и личностно значимый смысл.

Общеизвестно, что актуальным для развития педагогического знания и достижения прогнозируемых целей в педагогической практике выступает «идея непрерывного образования, охватывающая все возрастные и социальные группы обучающихся, все уровни образования в их преемственности и взаимосвязи; экономические, социальные, культурные сферы развития образования» (2). Учитывая данную особенность, ученые-исследователи научной школы С.Я.Батышева - А.М.Новикова Института стра-

166

I А.К. Орешкина

тегии развития образования Российской академии образования углубляют аспекты теории и методологии непрерывного и постиндустриального образования, в контексте которых особое значение приобретает теоретико-методологическая направленность развития образовательного и социального пространств деятельности обучающегося в системе непрерывного образования. Значительный вклад в развитие основополагающих идей научной школы внесли ученые-исследователи: А.Н.Лейбович, В.А.Кальней, В.А.Ермоленко, Т.Ю.Ломакина, Ю.Л.Деражне, М.И.Рожков, М.М.Зиновкина Л.Д.Федотова, А.А.Ковырялг, А.К.Орешкина, В.И.Подобед , А.Ф.Щепотин, М.Б.Яковлева и др. Фундаментальные направления проектов научных исследований, разрабатываемых последователями научной школы академиков РАО С.Я.Батышева - А.М.Новикова, находят свое воплощение на экспериментальных площадках Института стратегии развития образования Российской академии образования.

В течение длительного времени осуществляются опытно-экспериментальные исследования научной школы на экспериментальной площадке ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана» (ФГБОУ ВПО МГТУ имени Н.Э.Баумана) и Общероссийского союза общественных объединений «Всероссийский молодежный центр «Олимп» (ОСОО «Олимп»). Сегодня научно-экспериментальное сотрудничество ориентировано на новое направление - повышение уровня оптимизации задач общего образования в части формирования личности, являющегося одним из ключевых компонентов обеспечения гармонизации процесса преемственности обучения, воспитания, ее развития в условиях принятия новой образовательной стратегии. В качестве базового образовательного учреждения выступает Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» Щелковского муниципального района Московской области (МАОУ СОШ №12, Свидетельство об аккредитации, выданное на основании Постановления Экспертного совета по работе экспериментальных площадок РАО при Президиуме Российской академии образования от 16. 12. 14.). Темой экспериментальной работы является одно из перспективных направлений современных фундаментальных и прикладных педагогических исследований - «Развитие социального пространства непрерывного образования: формы организации, технологии и уровни».

В плане совместной деятельности предполагается развитие работы аналитико-прогностического характера - определение совместных стратегических форм , технологий, уровней по гражданскому и патриотическому

167

Педагогическая наука - педагогической практике: актуальные направления ... I

воспитанию детей, школьников и молодежи, их профессиональному самоопределению, а также профилактики правонарушений несовершеннолетних в рамках государственной политики (Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 01. 06. 2012 года № 761, «Стратегия воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; иных нормативно-правовых актов, документов в области образования и воспитания подрастающего поколения, правовой основы деятельности общественных объединений).

Опираясь на идеи создания образовательного фонда содействия детям военнослужащих из отдаленных военных городков, а также сельских школ, в целях предупреждения негативных социальных последствий, ОСОО «Олимп» расширил свою деятельность до уровня всероссийских военно-патриотических мероприятий и реализации проектов особой социальной значимости. Опыт создания сетевой системы контактов образовательных округов различных регионов Российской Федерации, а также военных округов и сельских школ инициирует вовлечение педагогической общественности в ежегодно проводимые ОСОО «Олимп» «Ярмарки социально-педагогических инноваций», характеризуемые информационно-справочной направленностью и транслированием педагогических инноваций. Содержательными формами развития социального пространства деятельности выступают: программа слета «Золотой эполет», включающая интеллектуальные соревнования по общеобразовательным дисциплинам, профессиональному самоопределению школьников; программы дополнительного образования интеллектуальной школы «Наносистемы и нанотехнологическое оборудование» в разнообразии форм доступности участия в них школьников (семинары, мастер-классы, лектории «Университетские субботы», организуемые при кафедрах ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени Н.Э.Баумана в рамках проекта «Столичное образование-2012-2018 гг.» Департамента образования города Москвы; круглые столы и научные конференции с защитой обучающимися исследовательских проектов, направленных на профессиональное самоопределение и развитие творческого потенциала личности). Научное руководство экспериментальной работой со стороны Института стратегии развития образования РАО направлено на ее экспертно-аналитическое сопровождение в соответствии с дифференцированным внедрением в практику образования и воспитания форм, технологий гражданского и патриотического воспитания, профессионального самоопределения школьника. Педагогический коллектив МАОУ СОШ №12, возглавляемый М.П.Мирошниченко - дирек-

168

I А.К. Орешкина

тором школы, Почетным работником РФ, лауреатом именной премии губернатора Московской области Б.В.Громова 2008 года , наряду с работой по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию, профилактике правонарушений несовершеннолетних, актуализирует задачу реализации новой стратегии опытно-экспериментальной работы на период 2015-2017гг. Она согласуется с ключевыми направлениями развития «Национальной технологической инициативы», ориентированной на работу с детьми, восстановление системы дополнительного образования в сфере инженерно-технического творчества, ранней профориентации, социальная значимость которой поддержана в презентации Агентством стратегических инициатив «Новой модели системы дополнительного образования» на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2015), проходившем 18-20 июня 2015 года в Санкт - Петербурге. Вследствие этого отметим, что в педагогической практике инициируется оптимизация процесса развития социальных стратегий непрерывного образования, существенно изменяющая подходы по воспитанию, учету пространства возрастных периодов личности, способов и механизмов формирования творческой личности, инклюзивного воспитания и образования. При этом особое значение приобретает учет характера социальной и образовательной среды, воздействующей на формирование личности школьника, что обусловливает создание технологий социокультурного анализа эффективности деятельности педагогических коллективов.

Ориентация на экспериментальные исследования уровня «школа-вуз-наука-производство-высокие технологии» как интегрированной формы развития образовательного и социального пространства непрерывного образования в рамках деятельности общественных объединений отвечает идеям расширения сферы непрерывного образования способом актуализации ее социально институализированного компонента, позволяющего инициировать формы раннего профессионального самоопределения школьника и самореализацию молодежи, оптимизировать процесс гражданского и патриотического воспитания. Высокие показатели учебных достижений выпускников 2014-2015 гг. МАОУ СОШ №12 на уровне Щелковского муниципального района Московской области свидетельствуют о значительном потенциале педагогического коллектива по внедрению форм организации, технологий и уровней развития пространства деятельности школьников особого социума - военного городка. Преемственно развивая накопленные педагогические традиции, коллектив школы овладевает методологией педагогической и исследовательской деятельности, объединяя в практике

169

Педагогическая наука - педагогической практике: актуальные направления ... I

образовательного и воспитательного процесса лучший опыт педагогов-но-ваторов школы, педагогической общественности, теоретических исследований. Результатом опытно-экспериментальной работы выступает идея формирования гибкой модели муниципальной сетевой структуры неинституционального образования, реализующей механизм мобильной профессиональной и жизненной адаптации и социализации школьника, на что и будут направлены цели и задачи опытно-экспериментальной работы школы с ОСОО «Олимп», ФГБОУ ВПО МГТУ имени Н.Э.Баумана. Данная тенденция отвечает стратегии, провозглашенной на Петербургском Международном экономическом форуме (ПМЭФ-2015), нашедшей свое отражение в презентации стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей»: создание сети детских технопарков, создание детских ресурсных центров на основе государственного и частного партнерства, реализация образовательных программ отраслей профориентации на «опережающие профессии».

Таким образом, МАОУ СОШ №12, имея ранее значительный опыт сотрудничества с иными научными структурами (ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», Москва), определяет в качестве приоритетной цели перевод экспериментальной работы на новый качественный уровень - создание и развитие востребованных альтернативных форм обучения и воспитания, соответствующих расширению интересов школьников (и их родителей), накапливание ресурса инновационных подходов, способствующих становлению модели школы в контексте новых идей, концепций и стратегий развития российского образования. Это является приоритетной целью современной педагогической теории и практики, целью, порождающей тенденцию введения новых подходов в моделировании образовательных систем регионального и муниципального уровня.

Опытно-экспериментальная работа, развивающая на современном этапе лучшие традиции отечественной системы образования, «обеспечивает интеграцию потенциала педагогической теории и практики по разработке актуально значимых проектов, согласующихся с нормативно-правовым регулированием развития инновационных процессов в отечественном образовании. При этом проведение научно-методических семинаров, дискуссий, круглых столов по оценке ее результативности способствует развитию новых социальных практик и направлений в деятельности образовательных структур системы непрерывного образования, что представляется особенно актуальным» (3).

Целесообразно признать, что становление российской системы непре-

170

I А.К. Орешкина

рывного образования, приобретая новое стратегическое развитие, согласуется с углублением теории непрерывного и постиндустриального образования в рамках ведущих научных идей, апробируемых в педагогической практике.

Литература

1. Иванова С.В. Об особых условиях формирования современного образовательного пространства / С.В. Иванова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - №3 (24). - С.5-10.

2. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе// Парадоксы наследия, векторы развития /А.М.Новиков. М.: Эгвес, 2000.

3. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1998.

4. Орешкина А.К. Инновационные процессы в образовании: к вопросу о перспективах развития экспериментальной деятельности / А.К.Орешкина// Отечественная и зарубежная педагогика . - 2012. - №3 (6). - С. 114-119.

5. Орешкина А.К. Ценностные аспекты социального пространства системы непрерывного образования/ А.К.Орешкина// Сборник междунар. научно-практ. конференции. М., РУДН , 2015.

6. Шаповалова И.А., Рубцова Н.Е. Перспективы обновления отечественного образования: исследовательские программы экспериментальных площадок РАО / И.А. Шаповалова, Н.Е.Рубцова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012.- №3 (6). - С. 30-36.

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.