Научная статья на тему 'Перспективы обновления отечественного образования: исследовательские программы экспериментальных площадок РАО'

Перспективы обновления отечественного образования: исследовательские программы экспериментальных площадок РАО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / EXPERIMENTAL WORK / EXPERIMENTAL PLATFORM / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалова Ирина Александровна, Рубцова Надежда Евгеньевна

В статье представлены исследовательские программы экспериментальных площадок Российской академии образования. Обосновано, что внедрение в педагогическую практику актуально значимых апробированных результатов исследовательской деятельности экспериментальных площадок Российской академии образования является эффективным ресурсом инновационного развития образования. Подчеркивается важная роль Экспертного совета по работе экспериментальных площадок РАО при Президиуме РАО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Renovation Prospects of Domestic Education: Research Programs of Experimental Platforms of the Russian Academy of Education (RAE)

The research programs of experimental platforms of the Russian Academy of Education (RAE) are presented in the article. It is substantiated that the implementation of actually significant tested results of the research activity of experimental platforms of the RAE in pedagogical practice is an effective resource of innovative development of education. The important role of the Expert Council for the Experimental Platforms of the RAE is emphasized.

Текст научной работы на тему «Перспективы обновления отечественного образования: исследовательские программы экспериментальных площадок РАО»

НАСЛЕДИЕ А.М. НОВИКОВА: СОХРАНЯЕМ И РАЗВИВАЕМ

И. А. Шаповалова

Н. Е. Рубцова

Ключевые слова:

опытно-

экспериментальная работа,

экспериментальная площадка, инновационное развитие.

ПЕРСПЕКТИВЫ ОБНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК РАО

В статье представлены исследовательские программы экспериментальных площадок Российской академии образования. Обосновано, что внедрение в педагогическую практику актуально значимых апробированных результатов исследовательской деятельности экспериментальных площадок Российской академии образования является эффективным ресурсом инновационного развития образования. Подчеркивается важная роль Экспертного совета по работе экспериментальных площадок РАО при Президиуме РАО.

Современные процессы системных изменений российского общества в условиях реформирования всех сфер его жизнедеятельности имеют устойчивые тенденции обновления отечественного образования. Эффективным ресурсом инновационного развития образования является внедрение в педагогическую практику актуально значимых апробированных результатов исследовательской деятельности экспериментальных площадок Российской академии образования.

Опытно-экспериментальная работа научных и образовательных учреждений РАО сопровождается организацией выездных на-

учно-методических семинаров, проведением дискуссий, «круглых столов», консультаций, вебинаров, обеспечивающих внедрение современного содержания и новых образовательных технологий в социальную практику

Для оценки качества и эффективности экспериментальных практикоори-ентированных исследований, развивающих лучшие традиции отечественной системы образования, при Президиуме РАО работает Экспертный совет по работе экспериментальных площадок РАО. В компетенцию Экспертного совета входит оказание экспертной и консультативной поддержки сети экспериментальных площадок РАО, координация работы с федеральными государственными научными учреждениями РАО, развитие сотрудничества научных и образовательных учреждений России на уровне их межрегионального взаимодействия, укрепление связей со странами СНГ.

В настоящее время участниками академического эксперимента по обновлению структуры и содержания образования являются образовательные учреждения как государственные, так и негосударственные (Негосударственное образовательное учреждение - гимназия «Московская экономическая школа», Тверской филиал Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Московский гума-нитарно-экономический институт», Негосударственное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Интеллект-сервис» городского округа «Железнодорожный» Московской области и др.).

В числе экспериментальных площадок РАО имеются не только отдельные инновационно активные образовательные учреждения, но и инновационные сетевые объединения учреждений. Например, в 2013 году на территории Ленинградской области открыты две экспериментальные площадки: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования» и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». Научное руководство экспериментального сетевого объединения образовательных учреждений Ленинградской области осуществляет член-корреспондент Российской академии образования И.А. Баева, тема эксперимента - «Создание и внедрение системы сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства Ленинградской области». Основные идеи исследования заключаются в проектировании и моделировании образовательного пространства, обладающего высоким уровнем психологической безопасности для его субъектов,

что будет способствовать снижению рисков, препятствующих позитивному психическому и социальному развитию личности: риска наркозависимости; конфликтной напряженности и ксенофобии; риска совершения насильственных и агрессивных действий.

В 2013 году была завершена научно-исследовательская работа в рамках экспериментальной площадки при Президиуме РАО Федерального государственного научного учреждения «Институт теории и истории педагогики» на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» по теме «Школа-вуз: преемственность научно-исследовательской и проектной подготовки» (2008 - 2013 гг.). Научное руководство осуществлялось академиком РАО А.М.Новиковым и доктором педагогических наук А.К.Орешкиной. В результате исследования разработана и практически апробирована в Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана модель организации научно-исследовательской деятельности. Результаты научного исследования нашли свое отражение в учебно-методических пособиях, учебно-методических рекомендациях, образовательных программах и учебных планах образовательного процесса в системе «школа - вуз» [2, 5]. Разработанные материалы, обобщения и выводы могут найти свое отражение в учебниках, учебно-методических и учебных пособиях по организации научно-исследовательской деятельности в средних и высших учебных заведениях, в системе Институтов повышения квалификации работников образования и научных организаций, системе последипломного научного образования.

С 2013 года под научным руководством А.К.Орешкиной осуществляются опытно-экспериментальные исследования Российской академии образования на базе двух площадок: Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный индустриальный университет» (г.Москва) по теме «Непрерывная подготовка инженерных кадров в образовательно-про-изводственных условиях университетского комплекса: компетентностный формат и инновации» и Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» (г.Новокузнецк Кемеровской области) по теме «Инновационный потенциал образовательного пространства для творческого саморазвития обучающихся в системе непрерывного образования» [1].

Обсудив итоговые отчеты и результаты экспертизы по эксперименталь-

ной деятельности, Экспертным советом в 2013 г. продлена аккредитация Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Гжельский государственный художественно-промышленный институт» по теме «Ресурсный центр как модель оптимизации образовательных технологий в деле профессионального становления молодежи (на примере народных художественных промыслов России)» (научный руководитель B.C. Лазарев, академик РАО). В перспективе предполагается создание единой информационной среды профессионального становления молодежи для народных художественных промыслов России, а также: разработка теоретико-методологических основ построения модели «Ресурсного центра мастеров народных художественных промыслов России»; исследование социально-психологических особенностей больших социальных групп и их проявления на примере традиций народных художественных промыслов России; выявление и обоснование критериев качества профессионального образования в учебных заведениях, готовящих кадры для развития народных художественных промыслов России. Все это будет способствовать реализации приоритетных национальных проектов в деле профессионального становления молодежи и созданию благоприятных условий для оптимизации образовательных ресурсов по сохранению и возрождению традиций народных художественных промыслов России в целях нравственного и духовного воспитания молодого поколения.

В 2013г. продлена общественная аккредитация экспериментальной площадке Российской академии образования НОУ «Гимназия «Московская экономическая школа» по теме «Построение системы управления качеством образования в школе Международного Бакалавриата в России» (научный руководитель Д.И.Фельдштейн , академик РАО). В течение 12 лет Московская экономическая школа является членом сообщества признанных лидеров российского образования - сообщества экспериментальных площадок Российской академии образования, успешно решая сложнейшие задачи интеграции прогрессивных моделей российского и международного образования. В своем развитии школа ориентируется на формирование новой образовательной практики, модельной для инновационных образовательных учреждений России, заинтересованных во внедрении эффективных образовательных программ, созданных лучшими образовательными организациями во всем мире. Научные учреждения Российской академии образования заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве со школой для апробации современных теоретических моделей организации образовательной, инновационной и управленческой деятельности и практических механизмов их

использования как средств модернизации российского образования.

Подтвердив общественный статус экспериментальной площадки РАО на период до декабря 2016 г., школа намерена продолжить опытно-экспе-риментальную работу в рамках темы «Построение системы управления качеством образования в школе Международного Бакалавриата в России», являющейся одним из ключевых приоритетов «Стратегии МЭШ - 2020».

Новые направления деятельности экспериментальных площадок РАО осваиваются в Южном федеральном округе (Республика Адыгея) и Северо-Кавказском федеральном округе (Ставропольский край). Экспертный совет по работе экспериментальных площадок РАО поддержал обращение Ученого совета Федерального государственного научного учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО (директор Т.В. Волосовец) по открытию экспериментальной площадки РАО «Формирование чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста через инициативно-созидательную деятельность» на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №12 (с.Арзгир Ставропольского края) общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей . Следует отметить особенность деятельности коллектива этой экспериментальной площадки - мобильная корректировка программы действий с включением в нее мероприятий по разработке актуально значимых проектов, связанных с укреплением нормативно-правово-го регулирования жизнедеятельности учреждения дошкольного образования, с реализацией ФГОС дошкольного образования.

В 2013 г. новым центром инновационного развития РАО стало Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенская государственная технологическая академия». Противоречие между традиционной практикой профессиональной подготовки рабочих и специалистов в учреждениях непрерывного профессионального образования, с одной стороны, и новыми требованиями к качеству образования посредством конструирования интегрированных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих социальный и экономический эффект, с другой, определило тему исследования - «Разработка и реализация модели непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе» (научный руководитель С.Н.Чистякова, чл.-корр. РАО).

Актуальность экспериментальной деятельности созданной площадки

определяется ее ориентацией на кардинальную технологическую модернизацию российской экономики, что требует профессиональной подготовки современных квалифицированных работников, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Квалифицированный профессионал, носитель знаний становится главным источником инноваций, определяющих, в конечном счёте, глобальную конкурентоспособность социально-экономической системы. С учетом вызовов времени необходимость подготовки таких специалистов предусмотрена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Национальной доктрине образования до 2025 года», разработанной модели «Российское образование - 2020». В этой связи обращение к проблеме эффективной профессиональной подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального, высшего образования на современном этапе становится особо значимым. Одним из условий качества профессиональной подготовки специалистов является разработка интегрированных образовательных программ профессионального образования - начального, среднего, высшего и послевузовского. Решение проблемы предполагает реализацию возможности положительного влияния интегрированных образовательных программ на практику профессиональной подготовки будущих рабочих кадров.

Основная идея деятельности экспериментальной площадки РАО на базе Пензенской государственной технологической академии заключается в том, что для лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу высшего образования за более короткий срок, создан комплекс организационно-педагогических условий непрерывного образования, реализуется прием на обучение по сокращенным или ускоренным интегрированным образовательным программам начального и среднего профессионального, высшего образования технического профиля в соответствии с действующим порядком приема в вуз. Созданная модель непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе в настоящее время экспериментально проверяется. Планируется обосновать социальную и экономическую эффективность внедрения инновационной модели, представить предложения и рекомендации по подготовке и переподготовке научно-педагогических кадров для реализации подоб-

ного рода интегрированных образовательных программ в образовательном процессе вуза. Разработанные интегрированные программы непрерывного профессионального образования можно будет широко применять для подготовки профессиональных кадров технического профиля как в рамках региона, так и в масштабах страны.

В целом, успешность деятельности экспериментальных площадок РАО обеспечивается творческим потенциалом коллективов педагогов образовательных учреждений, а также руководством ведущих ученых РАО и научным потенциалом Экспертного совета по работе экспериментальных площадок РАО при Президиуме Академии.

Следует подчеркнуть, что педагогические разработки экспериментальных площадок РАО ориентированы на их использование в качестве науч-но-методической поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений, они характеризуются доступностью и возможностью широкого применения при подготовке управленческих и педагогических кадров системы образования, для организации федеральных и региональных экспериментальных площадок, при создании инновационных образовательных проектов, программ развития образования.

Литература

1. Орешкина А.К. Инновационные процессы в образовании: к вопросу о перспективах развития экспериментальной деятельности [Текст] /А.К.Орешкина/ Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 3 (6). - С. 114-119.

2. Орешкина А.К. Развитие преемственности образовательных процессов в системе непрерывного образования [Текст] /А.К.Орешкина, Т.Ю.Цибизова. М.: МГОУ, 2010. - 142с.

3. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям / Под ред.С.Я.Батышева, А.М.Новикова. Изд. 3-е переработ. М., изд-во «Эгвес», 2009. - 456с.

4. Рубцова Н.Е. Вариативное психологическое пространство профессионального самоопределения // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. - 2012. - №4. - С.34-42.

5. Цибизова, Т.Ю. К вопросу о преемственности научно-исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного профессионального образования /Т.Ю. Цибизова // Образование и общество. - 2010. - № 6. - С. 14-17.

НАСЛЕДИЕ A.M. НОВИКОВА: СОХРАНЯЕМ И РАЗВИВАЕМ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики и запросам общества. При этом приоритетным направлением в этой сфере является приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда.

В работах A.M. Новикова, Т.Ю. Ломакиной [5, 3] указывается, что в современных условиях концепция непрерывного профессионального образования должна рассматриваться как инструмент экономической политики, направленной на повышение конкурентной способности, достижение более полной занятости населения, обеспечение профессиональной мобильности работников в связи с внедрением новых технологий и строиться на основе следующих общепедагогических принципов: базового образования, многоуровневое™, диверсификации, дополнительности базового и последипломного образования, маневренности, преемственности, интеграции образовательных структур, гибкости организационных форм.

Поэтому первое концептуальное положение нашего исследования состоит в том, что идея непрерывного образования в условиях науч-

М.Г. Сергеева

Ключевые слова:

экономические

компетенции,

профессиональная

компетентность,

критерии

сформированности

экономической

компетентности,

уровни непрерывного

экономического

образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.