Научная статья на тему 'Становление казанской научной школы профессиональной педагогики'

Становление казанской научной школы профессиональной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИИ ПРОФТЕХПЕДАГОГИКИ АПН СССР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / КАЗАНСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА / С.Я. БАТЫШЕВ / М.И. МАХМУТОВ / Г.В. МУХАМЕТЗЯНОВА / PROFESSIONAL PEDAGOGY / KAZAN SCHOLARLY TRADITIONS / S.YA. BATYSHEV / M.I. MAKHMUTOV / G.V. MUKHAMETZYANOVA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Петр Николаевич

40 лет назад в Казани был открыт НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР. За эти годы институт несколько раз менял свое название, неизменным остается одно научная разработка фундаментальных и прикладных проблем профессиональной педагогики. Здесь выросла большая научная школа, «выпускники» которой успешно трудятся сегодня в различных вузах и городах страны. Автор статьи за 30 лет работы здесь прошел путь от младшего до главного научного сотрудника; более 10 лет был ученым секретарем; внёс существенный вклад в организацию и становление института. О том, как это было, он и пишет в своей статье. Несомненно, она будет интересна всем, кто так или иначе связан с Институтом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RISE OF KAZAN SCHOLARLY TRADITIONS IN PROFESSIONAL PEDAGOGY

40 years ago a scientific research institute in professional and technical vocational pedagogy was established in Kazan under the auspices of the Soviet Union Academy of Education. In the years to come, the institute changed its name several times; the questions under investigation, however, have always remained the same, fundamental and applied problems of professional pedagogy. The institute has rich scholarly traditions; the researchers from this institute successfully work in different institutes and cities of our country. The author of the paper had worked at this institute for 30 years, rising from a junior researcher to the chief researcher. He had worked as the academic secretary of the institute for 10 years and contributed greatly to its development and growth. The paper describes his experience. The paper will be interesting for the people connected to the institute.

Текст научной работы на тему «Становление казанской научной школы профессиональной педагогики»

УДК 378.147

СТАНОВЛЕНИЕ КАЗАНСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

П.Н. Осипов

Аннотация. 40 лет назад в Казани был открыт НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР. За эти годы институт несколько раз менял свое название, неизменным остается одно - научная разработка фундаментальных и прикладных проблем профессиональной педагогики. Здесь выросла большая научная школа, «выпускники» которой успешно трудятся сегодня в различных вузах и городах страны. Автор статьи за 30 лет работы здесь прошел путь от младшего до главного научного сотрудника; более 10 лет был ученым секретарем; внёс существенный вклад в организацию и становление института. О том, как это было, он и пишет в своей статье. Несомненно, она будет интересна всем, кто так или иначе связан с Институтом.

Ключевые слова: НИИ профтехпедагогики АПН СССР, профессиональная педагогика, казанская научная школа, С.Я. Батышев, М.И. Махмутов, Г.В. Мухаметзянова.

THE RISE OF KAZAN SCHOLARLY TRADITIONS IN PROFESSIONAL PEDAGOGY

P. Osipov

Abstract. 40 years ago a scientific research institute in professional and technical vocational pedagogy was established in Kazan under the auspices of the Soviet Union Academy of Education. In the years to come, the institute changed its name several times; the questions under investigation, however, have always remained the same, fundamental and applied problems of professional pedagogy. The institute has rich scholarly traditions; the researchers from this institute successfully work in different institutes and cities of our country. The author of the paper had worked at this institute for 30 years, rising from a junior researcher to the chief researcher. He had worked as the academic secretary of the institute for 10 years and contributed greatly to its development and growth. The paper describes his experience. The paper will be interesting for the people connected to the institute.

Keywords: scientific research institute in professional and technical vocational pedagogy under the auspices of the Soviet Union Academy of Education, professional pedagogy, Kazan scholarly traditions, S.Ya. Batyshev, M.I. Makhmutov, G.V. Mukhametzyanova.

Идея создания института принадлежала академику Сергею Яковлевичу Батышеву, основателю нового направления в педагогической науке - профессиональной педагогики [8]. Чем была обусловлена необходимость нового института в Казани? Госпрофобр СССР имел свой ведомственный институт профтехобразования в Ленинграде, у которого имелась хорошая база, а главное -кадры.

В то время в нашей стране было обязательное восьмилетнее образование. А в 1972 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение о переходе на всеобщее среднее образование. Но большинство выпускников восьмых классов, не желая дальше учиться в школе, уходили в профтехучилища или техникумы, которые не обеспечивали его. Развитие отечественного производства по законам научно-технического прогресса, особенно таких его ведущих отраслей, как машиностроение и нефтехимия, требовало новых рабочих и техников, способных обеспечить это. Так и возникла идея среднего

всеобуча, суть которой состояла в том, чтобы охватить им всех подростков, в каких бы типах учебных заведений они не учились.

Руководством страны было принято решение о создании на месте двухгодичных ПТУ трехгодичных средних профессионально-технических училищ (СИТУ), призванных обеспечить и профессиональную подготовку, и среднее образование. Довольно слабый контингент СПТУ за три года обучения должен был освоить двухлетнюю программу средней школы и одновременно двухлетнюю программу профтехучилища. На пути к обеспечению этого было немало проблем, требующих своего решения, участия ученых. Учитывая, что проблема среднего всеобуча имела для страны и социально-экономическое, и политическое значение, для её решения Постановлением правительства и был открыт новый институт в составе Академии педагогических наук.

А первым директором нового академического института был назначен министр просвещения ТАССР Мирза Исмаилович Махмутов, который некоторое

время совмещал две эти должности. Институтом он руководил 17 лет. Кстати, 2016 год - не только год 40-летия Института, но и 90-летия академика М.И. Махмутова. В связи с этой отмечаемой датой был издан специальный номер электронного научно-методического журнала «Kazanobr.ru», в котором те, кто с ним в разные годы работал, кто хорошо его знал, поделились своими воспоминаниями об этом удивительном ученом, педагоге, человеке, в том числе и как о директоре [6;7].

Под новый институт было передано два небольших старых здания в центре Казани. Работавшая тогда председателем

республиканского комитета профтехобразования Ф.Ш. Илялова сделала все необходимое, чтобы уже в январе 1976 года помещение на ул. Ленина, 10 было готово к приему сотрудников. Однако в нем не было ни столов, ни стульев. Собирали все, как говорится, с миру по нитке. Через 10 лет институт переехал в большое красивое здание на ул. Исаева, 12, переданное ему уже Госкомитетом СССР по профтехобразованию.

С М.И. Махмутовым мы познакомились в сентябре 1975 года, после принятия правительственного решения об открытии в Казани НИИ профтехпедагогики АПН СССР. Вместе с будущим первым его заместителем по научной работе Эриком Ильясовичем Аухадеевым мы приступили к разработке планов института. В то время мы проводили большую работу по профориентации школьников и адаптации молодежи на производстве на базе одного из крупнейших предприятий города -моторостроительного производственного

объединения, буквально жили в школах и производственных цехах, мечтали о развитии научных исследований в области профессиональной педагогики. А учитывая, что я хорошо владел машинописью, мне пришлось собственноручно печатать все планы готовящегося к открытию института. Тогда в эти планы мало кто был посвящен. Открытие института состоялось несколько позднее - в начале 1976 года.

В конце декабря 1975 года вместе с Э.И. Аухадеевым (тогда он заведовал кафедрой и был деканом в пединституте) за счет своих хоздоговорных средств, которых у нас было достаточно, мы поехали в командировку в Киев, на Всесоюзную научно-практическую конференции, посвященную проблемам профессионально-технического образования. Именно здесь М.И. Махмутов представил нас как первых сотрудников НИИ профтехпедагогики АПН СССР академику С.Я.

Батышеву. Постоянно находящийся в центре внимания, окруженный весьма солидными людьми, он, тем не менее, живо интересовался нашими исследованиями, планами, одобрял их, радовался тому, что институт уже набирает кадры.

Здесь же тогда мы познакомились и с кандидатом психологических наук Р.Х. Шакуровым. Будучи выпускником Казанского университета, он мечтал перебраться в Казань, М.И. Махмутов поручил нам побеседовать с ним, выяснить, чем тот может быть полезен в новом институте. Дело в том, что научные интересы Р.Х. Шакурова были далеки от профессиональной педагогики, он был известным специалистом в области управления школой.

С марта 1976 года начался второй казанский период научной деятельности Р.Х. Шакурова. М.И. Махмутов пригласил его в качестве заведующего лабораторией и заместителя директора по научной работе. Здесь Р.Х. Шакуров провел большой цикл исследований социально-психологических проблем

внутриучилищного управления. В 1989 году на первых же свободных выборах в АПН его избрали академиком, минуя ступень члена-корреспондента [10].

Первое время мы работали на своих основных местах, Мирза Исмаилович - в министерстве просвещения, мы с Э.И.Аухадеевым - у себя, в пединституте, на кафедре. Встречались и в Кремле, в министерстве, и на Ленина, 10. С 1 февраля институт уже работал. Собеседование с первыми научными сотрудниками, как и первое заседание ученого совета, проходили в кабинете министра просвещения с участием академика С.Я. Батышева.

Как вспоминает сам М.И. Махмутов, свободных специалистов в Казани почти не было. Из разных учреждений города «перетянули»: Л.А. Воловича из консерватории; первый ученый секретарь И.К. Валиуллин и ряд других технических работников пришли вместе с ним из министерства; А.З. Шакирзянов приехал из Бугульмы [4]. На работу и на учебу в институт приглашались специалисты и практики со всей страны. Например, В.Н. Зубков приехал с Сахалина; будущий член-корреспондент Н.М. Таланчук - из Иркутска; кандидаты наук О.С. и Т.Б. Гребенюки, В.С. Безрукова из Курска; учитель физики, ныне также член-корреспондент РАО Г.И. Ибрагимов - из Махачкалы.

В первый же год открытия института М.И. Махмутов добился выделения для сотрудников

20 квартир, и в последующие годы квартиры регулярно выделялись. Добился он и выделения земли под коллективное садоводство.

Со временем институт насчитывал более 150 научных и технических работников, в его структуре было три отдела, 15 научных лабораторий, расположенных не только в Казани, но и в Москве, Таллине, Минске, Ленинграде, Куйбышеве (Самара).

Как руководитель НИИ М.И. Махмутов умело определял наиболее важные и перспективные направления исследований в профессиональной педагогике и дидактике, направлял коллектив на их разработку. Тематика НИР института было целенаправленной - общее среднее образование в средних профтехучилищах. Разработка содержания и процесса обучения осуществлялась на основе имеющихся идей М.И. Махмутова, единственного в то время в институте доктора наук.

Основными направлениями исследований в первое время были темы, связанные с его исследованиями по активизации познавательной деятельности учащихся (проблемное обучение, методы обучения, урок). Они получили дальнейшее теоретическое развитие. Была научно обоснована новая структура урока как основной формы организации обучения в школе и СПТУ; разработаны новые схемы (правила) планирования урока и его анализа. Экспериментальное подтверждение получила разработанная М.И. Махмутовым теория методов проблемного обучения. В московских издательствах вышли из печати солидные монографии «Современный урок» М.И. Махмутова, получившая высшую премию АПН СССР (Премию имени Н.К. Крупской), «Межпредметные связи в ПТУ (М.И. Махмутов и А.З. Шакирзянов), «Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся СПТУ» О.С. Гребенюка, «Формы и методы общеобразовательной подготовки и воспитания учащихся средних профтехучилищ (коллектив авторов) и др.

Научной заслугой Института стала большая работа по ключевой для профтехобразования проблеме взаимосвязи и интеграции общего и профессионального образования (М.И. Махмутов, И.Я. Курамшин, А.А. Кирсанов, В.С. Безрукова и др.). Учеными института была обоснована логика взаимосвязи

общеобразовательных знаний с техническими; найдены дидактические и методические условия интеграции общеобразовательных знаний по физике, математике, химии с техническими знаниями в курсах материаловедения,

технологии машиностроения, электротехники. Это стало обоснованием сокращения объема каждого предмета без ущерба для количества усваиваемых фундаментальных и прикладных понятий, дало возможность сжать материал программ, не уменьшая объема знаний. В итоге стало возможным перейти к новым принципам составления программ для СПТ У и решения их двуединой задачи.

В первые же годы существования институту было поручено задание Госкомитета СССР по науке и технике на разработку психолого-педагогических основ наставничества, для чего была создана специальная научная лаборатория. Уже в июне 1977 года на базе института была проведена Всесоюзная научно-практическая конференция, к которой были изданы материалы в 2 томах. Конференция послужила мощным импульсом для дальнейшего развития наставничества. Очень быстро оно получило массовый размах и стало одним из важнейших социальных институтов. В 1981 году в московском издательстве «Советская Россия» вышла наша книга «Педагогика наставничества».

В 80-е годы существенным вкладом в науку было исследование О.С. Гребенюком проблемы мотивации и стимулирования учения учащихся СПТУ; разработка им рекомендаций для практики.

В созданной с большими усилиями лаборатории компьютерного обучения были успешно разработаны и изданы в Москве первые учебные пособия по компьютерному обучению курса химии (Д.М. Шакирова).

Большой общественный резонанс имели теоретико-прикладные исследования в области эстетического воспитания учащихся (Л.А. Волович), социальной психологии (Р.Х. Шакуров, Б.С. Алишев, М.Г. Рогов). Активно продолжались исследования по проблеме наставничества (Н.М. Таланчук, П.Н. Осипов, А.В. Пивоваров) как форме воспитательной работы с молодыми рабочими на производстве.

Большая работа проводилась по установлению связи с практикой, сотрудники активно проводили Всесоюзные конференции в крупных городах (Москва, Ростов-на-Дону, Харьков и другие). Всюду собирались большие аудитории.

В 1981 - 1985 гг. исследования ученых Института были сосредоточены вокруг двух основных проблем: дидактика и методика преподавания общеобразовательных предметов в средних профтехучилищах и

совершенствование воспитания учащихся. В этот период были сформулированы психолого-

педагогические и дидактические основы преемственности и профнаправленности в обучении (А.А. Кыверялг, А.В. Батаршев, Ю.С. Тюнников и др.); выявлены оптимальные формы и методы воспитания у учащихся устойчивого интереса к избранной профессии в процессе производственного обучения (А.А. Вайсбург, В.Н. Зубков); деятельности ученических общественных организаций и органов самоуправления (М.И. Рожков, Т.М. Трегубова).

В 80-х годах в институте была выдвинута оправдавшая себя идея новых типов профессиональных учебных заведений со ступенчатой подготовкой; идея внедрения зарубежного опыта профессиональной подготовки; заключено соглашение о сотрудничестве с Американской ассоциацией обшинных колледжей; обеспечено участие ученых в работе международных конференций (М.И. Махмутов, Д.М. Шакирова).

В период с начала 1986 по 1990 гг. дальнейшее развитие получила проблема взаимосвязи. В центре внимания исследований были две темы: «Методологические основы взаимосвязи общего и профессионального образования (руководитель академик М.И. Махмутов) и «Теория целостного процесса обучения в средних профтехучилищах» (руководители - член-корр. РАО А.А. Кирсанов, к.п.н. О.С. Гребенюк). В области процесса обучения появилась одна из первых работ по педагогическим технологиям в средней профессиональной школе, в которой была предложена целостная классификация педагогических технологий (руководитель, ныне член-корреспондент РАО Г.И. Ибрагимов).

Большое внимание уделялось методике преподавания курсов химии (И.Я. Курамшин, Л.А. Казанцева и др.), физики (А.А. Пинский, О.С. Гребенюк, В.Ф. Башарин и др.), общетехнических дисциплин (А.З. Шакирзянов, И.А. Халиуллин и др.). Были сделаны пионерские разработки, связанные с концептуальными идеями, изложенными в научных трудах и монографиях Р.Х. Шакурова, среди которых «Психология перестройки» и «Социально-психологические основы

управления: руководитель и педагогический коллектив». Новые возможности

совершенствования воспитания в системе профессионального образования открыла и синергетическая концепция воспитания, разработанная Н.М. Таланчуком; более чем 500 учебных заведениях России внедрили ее в воспитательный процесс.

М.И. Махмутов вместе с С.Я. Батышевым, который был академиком-секретарем Отделения

профессионального образования АПН и почти четверть века членом ВАК, приложили немало усилий для открытия в институте диссертационного совета, в котором могли бы защищать свои работы специалисты, работающие в области профессионального образования, профессиональной педагогики. В институте довольно скоро появилась своя аспирантура.

Полным ходом в совете шли публичные защиты докторских и кандидатских диссертаций. Причём, они действительно носили публичный характер, проходили в актовом зале Дома учителя на Профсоюзной. Но если кандидатами наук становились свои сотрудники, то докторами - приезжие. Поэтому М.И. Махмутов приложил немало усилий для открытия в институте докторантуры. Это произошло в 1989 году.

За годы функционирования

диссертационного совета в нем защитились аспиранты и соискатели из многих регионов России, в том числе из Москвы, Екатеринбурга, Оренбурга, Саранска, Йошкар-Олы, Перми, Тюмени, Томска и др. В числе защитившихся здесь докторов педагогических наук ставшие впоследствии академиками РАО: М.Н. Берулава, Б.С. Гершунский, В.С. Леднев, А.М. Новиков; членами-корреспондентами РАО: В.М. Медведев, Е.Г. Осовский, Н.М. Таланчук, профессорами: В.С. Безрукова, Л.И. Гурье, И.Я. Курамшин, Ю.А. Кустов, Т.Ю. Ломакина, О.Н. Олейникова, М.И. Рожков, Т.М. Трегубова, Ю.С. Тюнников, Н.К. Чапаев, Н.А. Читалин, М.А. Чошанов, Н.Е. Эрганова и многие другие известные сегодня в стране ученые. Здесь выросла большая научная школа, «выпускники» которой успешно трудятся сегодня в различных вузах и городах страны, в том числе и в Казани.

Параллельно с задачами обеспечения системы профессионально-технического

образования необходимо было исследовать, разрабатывать и распространять научные идеи и в рамках системы среднего профессионального образования. Еще до наступления 1990-х годов соответствующий круг проблем был введен в тематику института, а в 1990 - 1995 годы они получила свое гармоничное развитие.

В 1990 г. институт был преобразован в Научно-исследовательский институт среднего специального образования Академии педагогических наук СССР (НИИ ССО АПН СССР), а в 1992 - в Институт среднего специального образования Российской академии образования (ИССО РАО); его директором стала Гузел Валеевна Мухаметзянова, ранее заведовавшая кафедрой гуманитарного

образования Казанского технологического университета.

В трудные 90-е годы ей удалось не только сохранить институт, но и придать ему новое направление. Одним из первых и главных её шагов на посту директора НИИ стало создание на его базе в 1993 году учебного заведения -Казанского социально-юридического института (ныне - «Академия социального образования (КСЮИ)»), президентом которого она была в последующие годы.

Гузел Валеевна оказалась прекрасным организатором науки и образования. Созданный ею уникальный научно-образовательный комплекс - «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО -Академия социального образования (КСЮИ), в котором осуществляется подготовка

специалистов с высшим образованием, а также научных кадров по педагогическим и психологическим наукам, стал, по сути, первым подобным научно-образовательным комплексом в России.

Вот как объясняла она сама необходимость создания при НИИ вуза: «Институт, который мы создали, нам нужен был именно для того, чтобы выжить. Это хорошая экспериментальная база. Люди, которые занимаются педагогической наукой, обязательно должны заниматься образовательной деятельностью. Раньше, анализируя отчеты научных сотрудников, я часто ловила себя на мысли, что они далеки от педагогической практики... Конгломерат в виде научного и учебного заведений - это то, что нам сегодня нужно» [5, с.8]. Время подтверждает прогностичность и жизненность этого её убеждения.

Глядя на руководимые ею в те годы коллективы (сотрудники исправно получали зарплату, чего не было во многих бюджетных организациях), создавалось впечатление, что они не столько выживают, как это делали многие в 90-е, сколько развиваются. Это ли не предмет гордости?

Г.В. Мухаметзянова вошла в историю татарского народа как первая женщина и, на сегодняшний день, единственная

представительница татарского народа в России, ставшая академиком РАО. Её труды стали существенным вкладом в разработку проблем теории и методологии профессионального образования, эстетического воспитания, социальной педагогики, гуманизации и гуманитаризации различных звеньев системы образования. Вот как пишет о ней в предисловии к трехтомному изданию её трудов член-корреспондент РАО Г.И. Ибрагимов, многие

годы бывший её заместителем по научной работе:

«Гузел Валеевна Мухаметзянова относится к плеяде ученых, обладающих яркими творческими способностями, обширными и глубокими знаниями, богатым практическим опытом, талантом организатора научно-исследовательской работы и отличающихся широтой и многосторонностью научных интересов. Ее исследования концентрируются на таких актуальных проблемах, как теоретико-методические основы развития

профессионального образования,

проектирование региональных образовательных систем, научное прогнозирование развития профессионального образования, психолого-педагогические и культурологические основы гуманизации и гуманитаризации средней профессиональной и высшей школы, интеграция профессиональной и социальной подготовки специалиста, формирование национального самосознания и нравственное развитие молодежи» [1, с.3-4].

Характерной чертой Г.В. Мухаметзяновой как руководителя всегда было стремление поддержать оригинальность мыследеятельности подчиненных, желание способствовать их научному восхождению. Она умела увлечь, повести за собой.

В 1995 году Гузел Валеевна поддержала идею издания своего журнала, который имел двойное название «Профессиональное образование. Казанский педагогический журнал». Поскольку в Москве начали выходить журналы, в названиях которых также было «Профессиональное образование», позднее решили оставить только «Казанский педагогический журнал». С первых его выпусков в журнале публиковали своли статьи ведущие ученые страны - академики РАО С.Я. Батышев, Б.С. Гершунский, М.И. Махмутов, Г.В. Мухаметзянова, Н.Д. Никандров, Р.Х. Шакуров и другие известные профессора.

С середины 90-х годов методологические и теоретические проблемы среднего

профессионального образования

сосредоточились вокруг тематики, связанной с регионализацией образования. Основные результаты в этом направлении состояли прежде всего в разработке методологических и теоретических основ регионализации среднего профессионального образования (цели, принципы, условия, критерии), которые нашли отражение в работах академика РАО Г.В. Мухаметзяновой «Региональные аспекты управления средним профессиональным образованием»; «Управление региональными

аспектами среднего профессионального образования» и др. Работы в области методологии и теории регионализации среднего профессионального образования,

проводившиеся в Институте в 90-х годах, были в определенной мере «пионерскими» и заложили основу для продолжения исследований на новом уровне и в изменившихся условиях.

Благодаря неутомимой энергии обоих директоров, институт поддерживал дружеские и деловые связи с научными учреждениями РАО, АНТ, Министерствами образования РТ и РФ, Министерством РТ по делам детей и молодёжи, другими министерствами и ведомствами, ведущими вузами страны. Осуществлялись постоянные контакты с учеными-специалистами в области профессионального образования из США, Великобритании, Франции, Германии, КНР.

Характерной особенностью института все годы его существования является тесная связь с практикой, осуществляемая на разных уровнях -федеральном, региональном, отдельных образовательных организаций и предприятий. В 2005 г. за научно-методическое обеспечение среднего профессионального образования группа ученых института во главе с академиком РАО Г.В. Мухаметзяновой удостоена премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Институт - это прежде всего люди, именно они создают его имидж. Нет возможности в одной статье назвать каждого, кто внес свой вклад его в становление. В определенной мере это было сделано к 30-летию института [2]. Анализ трудов многих ученых института со знанием дела дан также в капитальном монографическом труде историка образования профессора Р.В. Шакирова, который также многие годы работал здесь [11].

С Казанью связан значительный период жизни А.М. Новикова [9]. Он тоже защитил здесь докторскую диссертацию, неоднократно бывал потом и как академик-секретарь базового Отделения профессионального образования РАО, и как член диссертационного совета, и как оппонент, и как один из ведущих (приглашенных) докладчиков проводимых в Казани международных научных школ. Как и С.Я. Батышев, он оказал содействие в профессиональном становлении многим ученым, работающим сегодня в Татарстане, и они благодарны ему.

Многие годы (1981 - 1994гг.) заместителем директора по научной работе был академик РАО А.А. Кирсанов. В 1994 году в связи с открытием в Казанском государственном технологическом

университете Центра подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы Поволжья и Урала он был назначен его директором и стал основоположником казанской научной школы инженерной педагогики [3]. Вместе с ним на работу перешли доктора педагогических наук И.Я. Курамшин и Л.И. Гурье, доктор психологических наук М.Г. Рогов. Благодаря их усилиям появился самый крупный в РФ Центр инженерной педагогики, головной в регионе по проблемам подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов. Здесь осуществляются комплексные научные исследования по проблемам теории и методики профессионального образования, включенные в координационные планы Академии наук РТ и Российской Академии Образования. На базе Центра с 1996 г. функционируют докторантура, аспирантура и специализированный совет Д212.080.04 по специальностям 13.00.02 «Теория и методика обучения химии» и 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования».

Сегодня в КНИТУ трудится немало ученых, чье профессиональное становление проходило в НИИ профтехпедагогики АПН СССР (Г.И. Ибрагимов, П.Н. Осипов, А.Р. Тузиков, Г.Ф. Хасанова и др.). Только на одной кафедре социальной работы, педагогики и психологии (кстати, созданной и многие годы возглавляемой Г.В. Мухаметзяновой) сегодня успешно трудятся четыре доктора педагогических наук (Н.Ш. Валеева, Р.Р. Исхакова, М.И. Надеева, Г.Б. Хасанова). Ученица Гузел Валеевны Р.И. Зиннурова сегодня возглавляет Институт управления инновациями.

Научно-педагогической общественности хорошо известны имена Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина, Н.Б. Пугачевой (Казанский архитектурно-строительный университет), Е.В. Муравьевой (КНИТУ-КАИ), П.П. Терехова, Л.В. Карцевой (Казанский университет культуры и искусств), С.А. Днепрова, Н.К. Чапаева, Н.Е. Эргановой (Уральский профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург) и многих других, чьё профессиональное становление связано с созданным 40 лет назад в Казани НИИ профтехпедагогики.

Можно с уверенностью сказать, что институт за эти годы стал надежной базой для развития исследований в области профессиональной педагогики, проводимых сегодня во многих вузах как Казани, так и страны. Именно с его появлением и развитием стало возможным становление признанной сегодня в стране казанской научной школы профессиональной педагогики.

Литература:

1. Ибрагимов Г.И. Слово об авторе / Г.И. Ибрагимов // Мухаметзянова Г.В. Вопросы общей и профессиональной педагогики: Избранные педагогические труды: в 3-х т. Т.1 / Г.В. Мухаметзянова. - Казань: Магариф, 2005. - 416 с.

2. Институт педагогики и психологии профессионального образования. 1976-2006; сост. -д.п.н., проф. П.Н.Осипов. - Казань, 2006. - 46 с.

3. Кондратьев В.В. А.А. Кирсанов как основоположник казанской научной школы инженерной педагогики / В.В. Кондратьев // Управление устойчивым развитием. - 2016. - № 1. -С. 89-96.

4. Махмутов М.И. Новые шаги профессиональной педагогики / М.И. Махмутов // Профессиональное образование. Казанский педагогический журнал. - 1995. - № 1. - С. 10-16.

5. Мухаметзянова Г.В. Педагогика - мое призвание / Г.В. Мухаметзянова // Профессиональное образование. Казанский педагогический журнал. - 1998. - № 3. - С. 6-13.

6. Осипов П.Н. Махмутов как директор академического института / П.Н. Осипов //

Kazanobr.ru: Электронный научно-методический журнал. - 2016. - № 13. - С. 36-41.

7. Осипов П.Н. Первый академик - педагог Татарстана (к 90-летию со дня рождения Мирзы Исмаиловича Махмутова) / П.Н. Осипов // Управление устойчивым развитием. - 2016. - № 2. -С. 91-97.

8. Осипов П.Н. Роль С.Я. Батышева в становлении казанской научной школы профессиональной педагогики / П.Н. Осипов // Управление устойчивым развитием. - 2015. - № 1. -С. 88-92.

9. Осипов П.Н. Педагог по образованию, педагог по призванию / П.Н. Осипов // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. -№ 3. - С. 15-21.

10. Осипов П.Н. От учителя - до академика: К 80-летию академика РАО Р.Х. Шакурова // Вестник Казанского технологического университета. - 2010.

- № 12. - С. 30-32.

11. Шакиров Р.В. Казанская педагогическая школа во второй половине ХХ века / Р.В. Шакиров.

- Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 1999. - 528 с.

Сведения об авторе:

Осипов Петр Николаевич (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры инженерной педагогики и психологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: posipov@rambler.ru

Data about the author:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

P. Osipov (Kazan, Russia), Doctor of Science in Education, Full Professor, Department of Engineering Pedagogy and Psychology, Kazan National Research Technological University, e-mail: posipov@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.