Научная статья на тему 'Поучительная дидактика и перспективная педагогика (феномен академика Г. В. Мухаметзяновой)'

Поучительная дидактика и перспективная педагогика (феномен академика Г. В. Мухаметзяновой) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поучительная дидактика и перспективная педагогика (феномен академика Г. В. Мухаметзяновой)»



Казанский педагогический журнал

>'2006

ции» (1997 г.). Г.В. Мухаметзянова является гранд-доктором и полным профессором за заслуги в развитии Болонского процесса (2004 г.). Американский биографический институт признал ее «Женщиной 2004 года», а международный биографический центр в Кембридже за выдающиеся достижения в сфере науки и образования избрал ее Кавалером Ордена Заслуг (2005 г.).

Указом Президента России академик Г.В.Мухаметзянова в 2005 году за заслуги в области образования и педагогической науки награждена орденом Дружбы народов. В 2007 году Г.В. Мухаметзянова награждена золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке» за выдающийся вклад в психолого-педагогическую науку.

Педагог должен любить свою профессию, с чувством ответственности

относиться к своему высокому призванию, к педагогическому делу, от которого во многом зависит будущее народа и счастье Родины. Он должен быть образованным, знающим свое дело, всегда заинтересованным в совершенствовании своих знаний и педагогического мастерства, обладать педагогическим тактом, отчетливо представлять цели своей деятельности. Г.В. Мухаметзянова полностью соответствует этим критериям и сегодня полна творческих сил и энергии.

От имени Президиума Российской академии образования и себя лично поздравляю Гузел Валеевну со знаменательным юбилеем и желаю больших успехов, новых достижений в научно-исследовательской деятельности, крепкого здоровья, бодрости духа, оптимизма и творческого долголетия.

ПОУЧИТЕЛЬНАЯ ДИДАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА (ФЕНОМЕН АКАДЕМИКА Г.В. МУХАМЕТЗЯНОВОЙ)

A.B. Ефремов, доктор исторических наук, профессор

Поздравляя Г.В. Мухаметзянову с присвоением очередного высокого звания за заслуги и научно-педагогическую деятельность, Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев назвал ее «Царицей образования». Мухаметзянова Гузел Валеевна - это не только единственная среди татарских женщин академик, это воистину гордость татарского народа!

Трудно перечислить то, что ею сделано в образовании. Более 50 лет жизни она отдала образованию, пройдя все его этапы. Она много лет рабо-

тала в Татарском институте усовершенствования учителей, несколько десятилетий была научным сотрудником Института профессиональной педагогики Академии педагогических наук СССР, занималась становлением гуманитарного образования в Казанском технологическом университете, в 1992 году была избрана ректором ИПППО Российской Академии образования, где она является председателем докторского диссертационного совета, по ее инициативе был в Казани создан социально-юридический ин-

^нигш 4-

Е^ЕШ

К юбилею Г.В. Мухаметзяновой

ститут, на базе которого открыта Казанская академия социального образования (КСЮИ), президентом которой она является. Она - эксперт ВАК России по педагогике. Ею организованы курсы повышения квалификации преподавателей вузов, работников средних образовательных учреждений и школ. Трудно найти какую-либо сферу образования, где не проявилась бы инициатива и педагогическая деятельность Гузел Валеевны. Учитывая ее широкую сферу влияния на образовательную деятельность различных учреждений страны и перефразируя Президента РТ, ее можно по праву назвать «Императрицей образования».

В 2002 году издательство «Мага-риф» выпустило в свет книгу «Кто есть кто». За время педагогической деятельности в этом издательстве у меня издано 12 монографий, учебников и учебных пособий. Редакторы этой книги обратились к авторам своего издательства с вопросом: «Кого Вы считаете своим учителем в науке?» Ответ я дал сразу. Это академики АПН СССР и РАО Мирза Исмаилович Махмутов (бывший министр просвещения РТ), Анатолий Александрович Кирсанов (бывший заместитель министра просвещения РТ) и Гузел Валеевна Мухаметзянова.

На юбилейном собрании, посвященном 70-летию образования ТИУУ, оценивая вклад в развитие образования Республики М.И. Махмуто-вым, Президент М.Ш. Шаймиев сказал: «Это министр на все времена!» Велик вклад этих академиков в отечественную и мировую педагогическую науку.

Г.В. Мухаметзянова - это ледокол мысли! Это человек, которого я не смогу никогда исключить из своей жизни.

В 2006 году ИПППО РАО отметил 30-летие своего основания. Создал его и открыл М.И. Махмутов. С 1992 года его возглавляет Г.В. Му-хаметзянова. Работая вместе с таким гигантом мысли, каким является М.И. Махмутов, нельзя было не научиться, как надо управлять НИИ. Однако пришлось преодолевать определенные трудности: не все сотрудники с большим желанием восприняли ее приход к руководству институтом. Слишком значительной была фигура М.И. Махмутова. На это надо было решиться. Г.В. Мухамет-зянова ставку делала на молодежь, ибо понимала, что молодые всегда правы, и многие из них умнее старшего поколения. В этом диалектика жизни. И она не ослабела в борьбе за чистоту помыслов. Она одна оказалась в делах, и только в науке - вместе с коллективом. Она, как и В.С. Высоцкий, выбиралась «своей колеей». Эпоха и время работали на нее, она работала на эпоху.

Гузел Валеевна научную деятельность подпитывала не только своими воспоминаниями, памятью, а прежде всего своими успехами, удачами и ошибками. Она считала коммунистов самым здоровым сословием нашего общества.

И она начала создавать вокруг себя творческое пространство, осознавая, что творчество - это и дар, и болезнь. Но дело в том, что Гузел Валеевна тоньше, чем другие, чувствует жизнь и науку.

Казанский педагогический журнал

>'2006

Трудно поверить в то, что ей 70. Она, как и прежде, энергична и полна новых идей и замыслов. Уверен, что девиз ее жизни:

«Иди за горизонт и все попробуй, Иначе просто совесть загрызет!»

У нее есть свой кодекс чести, своя нравственная программа. Она уверена, что творить бескорыстие, все равно что дышать. Для нее бескорыстие - это социальный модуль нравственности. Иногда в шутку она говорит:

«В мире все не бесконечно, Если есть в нем что-то вечно».

Все, что делает Гузел Валеевна, представляет собой поучительную дидактику. Став председателем диссертационного совета, она каждому дает понять, что в педагогике не все дозволено. Она против усредненности и посредственности. Нередко молодежь смотрит на современные проблемы педагогики упрощенно, поэтому на этапе предварительного рассмотрения диссертации она заставляет соискателя на проблему взглянуть иначе и глубже, выступает за многовариантность, многоуровневость и многогранность проблемы.

Значимость диссертаций она оценивает по шкале реальности. Ведь даже в научной фантастике весомость созданного определяется не степенью фантастичности, а объемом реальности предлагаемой фантастики. Сделать диссертацию под жизнь и из жизни -понятия хотя и близкие, но по сути своей очень далекие. Если они под жизнь, то это скорее ее сконструированное подобие. Педагогика - это как раз тот случай, когда нельзя все двери человеческой души открывать

одним ключом. Гузел Валеевну всегда настораживает ненаучная постановка вопроса. У нее редкая способность: подмечать любую мелочь. Она за чистоту научных педагогических идей, на том десятилетиями стоит, за то десятилетиями бьется. И эта борьба мне напоминает любовь честнейшего поэта современности Е.А. Евтушенко, который писал: «Я бы стихи свои бросил печатать, Я бы печатал одни только деньги, Я бы пошел на

фальшивомонетчество, Лишь бы тебя прокормить, человечество!»

Сменился в стране общественный уклад, и она понимает, что педагогическая наука должна быть подвергнута переосмыслению. Гузел Валеев-на действовала, руководствуясь идеей, что истинная революция велика не тем, что разрушает, а тем, кого создает, и поняла, что поддельное прошлое не любит, когда в него входит подлинное настоящее.

При анализе диссертаций как председатель диссертационного совета она и сама на проблему взглянет каким-либо иным образом. Она может завоевать любую аудиторию, полную докторов, профессоров, кандидатов и академиков, заставить их внимательно слушать, обратить внимание на другие пути решения проблемы.

Вспоминаю, когда появлялся в зале М.И. Махмутов, все внимание концентрировалось на нем, слушали только его. Когда появляется Г.В. Муха-метзянова, то сразу все приступают к делу. Здесь она выступает как поводырь в бесконечном мире педагогики. Нередко она говорит, что все непедагогическое - глубоко безыдейно,

^нигш 4-

Е^ЕШ

К юбилею Г.В. Мухаметзяновой

что высокая идея не прибавляет таланта бесталанному, ибо в его воплощении теряет смысл и тускнеет.

От своих сотрудников она требует строгого отчета с точными статистическими данными, ибо убеждена, что отсутствие точных данных маскирует бесхозяйственность. Особенно ценит ученых, которые работают над учебниками, учебными пособиями и монографиями. Новые стабильные учебники по различным дисциплинам она считает рукотворной стихией.

Говорят, что апостолов выбирают не из друзей, а из учеников. И она усиленно начала работать в НИИ с молодыми учеными, которые в короткие сроки уже заявили о себе, создали свои научные школы, получили высокие академические звания.

Вот уж действительно инстинкт ученого к исследованию ничем не остановить. Особенно Гузел Валеевна ценит казанских ученых, для них она создает все условия. Ныне в Казани человек, занимающийся педагогической наукой, неприкосновенен. Можно назвать большой список ученых, без ссылки на труды которых практически не защищается ни одна диссертация по педагогике, среди них В.А. Боговарова, Л.А. Волович, Г.И. Ибрагимов, Е.А. Корчагин, В.Ш. Масленникова, П.Н. Осипов, Н.Н. Посталюк, Т.М. Трегубова, Н.А. Читалин, В.С. Щербаков и др. В НИИ долгие годы работал видный ученый и философ, доктор педагогических наук Н.М. Таланчук. Более 100 учеников Г.В. Мухаметзяновой стали докторами наук, кандидатами наук. Эти ученые, в судьбе которых она сыграла очень значительную роль,

особенно благодарны ей. Среди них и бывший заместитель министра образования РТ В.А. Боговарова, и первый проректор КГУ В.С. Бухмин, зав.отделом ЦК профсоюзов В.П. Юдин, директор колледжа (г. Красногорск) В.М. Демин и др.

Гузел Валеевна - принципиальный и достойный человек. И соискателям интересно работать с ней, ибо всегда с ее стороны исходит доброжелательность, понимание, уважение и любовь. Ученики отвечают ей взаимностью.

Как говорил великий Пифагор: «Любовь нельзя купить, нельзя взять силой, нельзя завоевать хитростью. Любовь можно получить только в обмен на любовь».

Работая учителем в школе, я был избран в 1990-1995 гг. депутатом Верховного Совета РТ. Я специально не обращался по вопросу защиты докторской диссертации, пока не истек срок депутатских полномочий, во избежание всяческих нареканий. По истечению срока я обратился к Г.В. Мухаметзяновой. Она выслушала и спросила: «У вас по сути дела докторская уже готова, почему же вы раньше не защитились?» Я объяснил, она рассмеялась и сказала: «Для нашего института большая честь, если у нас будет защищаться учитель, имя которого известно в нашей стране».

Через Гузел Валеевну Мухаметзя-нову многие осознали свое призвание, многих она умело поддержала. Она верует в то, что наша земля держится на милосердии, благородстве и доброте. Действительно, благородный человек - это предназначение, а победить насилие можно только добром. Она своеобразна в своей будничной

Казанский педагогический журнал

' 2006

обычности и ярка во внешней непритязательности. Став ректором вуза (в Московском районе Казани пока это единственный вуз) и оценив систему подготовки специалистов вузов в нашей стране, она пришла к четкому выводу, что, учитывая многолетний опыт работы вузов, высшее образование должно быть у нас не двухуровневым, а трехуровневым. По окончании вуза следует выдавать выпускнику диплом бакалавра или магистра.

Что касается системы подготовки учителей, она считает, что надо готовить не бакалавров, а народных учителей. А в дружеских беседах отмечает, что «иной молодой учитель оставляет впечатление, что у него нет высшего образования, диплом есть, а образования нет».

Неизбежным в нашей стране стал факт: многие малые университеты в условиях всеобщего образования ориентированы на школу. И если за школьные парты ныне идут все, кто может учиться, а для этого требуется много учителей, то это вовсе не означает, что мы теперь можем расплачиваться с одними серебром, а с другими медной монетой. Учить всех надо с достоинством. Обращение университетов к школе не на словах, а на деле, на уровне учебных планов, рабочих программ, специализации по форме обучения и методам преподавания -одна из многочисленных сфер творческой и общественной деятельности академика РАО Г. В. Мухаметзяно-вой. Она прекрасно понимает, что и в малых университетах можно делать большие дела, достойные Сорбонны.

Заранее можно сказать, что в стране широкое распространение получат

10

профильные классы. Введение профильного обучения в практике массовой школы можно сравнить с периодом ее компьютеризации. Здесь предстоит решить целый ряд очень важных и необычных задач. В городских школах решить проблему предпрофильного обучения можно, ситуация способствует этому, есть и потребность в этом. Во многих сельских школах, в силу сложившихся обстоятельств, выбор этот ограничен до минимума и однообразия. Г.В. Му-хаметзянова считает, что с введением предпрофильного образования в средней школе следует активизировать работу в институтах и центрах повышения квалификации работников образования и больше проводить элективных курсов с учителями-предметниками и руководителями образовательных учреждений, а преподавание профильных предметов в выпускных классах следует вести по методике концентрированного обучения.

Переход школы на предпрофиль-ное обучение должен привести каждую школу к составлению расписания с учетом пожелания учащегося и его родителей в выборе профессионального пути ребенка. Поэтому Г.В. Му-хаметзянова считает, что вся организация деятельности учебного образовательного учреждения должна вестись только на личностно-ориенти-рованном подходе. По ее мнению, все эти задачи должна решать перспективная педагогика, а научная концепция и принципы перспективной педагогики должны разрабатываться и апробироваться научно-исследовательскими институтами РАО и педагогическими коллективами образова-

тельных учреждений, которые осуществляют предпрофильное и профильное обучение. Потребность жизни обусловила рождение перспективной педагогики.

Десятки научно-практических конференций и семинаров по различным проблемам педагогики провела Гузел Валеевна и в Казани, и в Москве, выступала в Германии, в Стокгольме. За актуальность разработанной научной темы группе ученых, возглавляемых ею, присуждена Государственная премия Правительства Российской Федерации.

Ныне она установила связи с учеными Китая, и ИПППО РАО работает с ними плодотворно.

Говорить о научных трудах всегда сложно, это все равно, что поэзию пересказывать языком прозы.

И хотя срочности в поощрениях практически не бывает, однако она, на удивление всем, стремительно быстро стала действительным членом РАО. Избрание в академики - это триумф не только самой Г.В. Мухаметзяно-вой, это триумф татарского народа, у которого появилась первая женщина-академик. Она - поистине народный академик. Известно, что начало всему корни. У генеалогического дерева Гузел Валеевны и ствол могучий, и ветви богатые, и крона пышная. Ныне и сын, и дочь ее стали докторами наук.

Если бы мне нужно было разработать герб семьи Мухаметзяновых, то в верхней части геральдического щита я разместил бы три пчелы как символ трудолюбия, а в нижней части -тюльпан как символ татарского народа.

К юбилею Г.В. Мухаметзяновой

Действительно, кроме своей непосредственной работы, она много занимается и общественной деятельностью.

Гузел Валеевна - член комиссии по помилованию при Президенте РТ, редактор профессионального журнала, вошедшего в список ВАК, член докторского диссертационного совета в педагогическом университете. По ее инициативе остановка транспорта по улице Восстания стала называться «Социально-юридический институт».

Недавно у Нобелевской премии появился конкурент. В Великобритании на Международном фестивале науки объявлены условия новой премии Фреда Кавли, которая будет присуждаться Норвежской академией в области знаний, которые не охвачены Нобелевской премией. Сам Ф. Кавли так решил: «Будем вручать премию незамеченным, невоспетым героям науки, мужчинам и женщинам, которые делают что-то действительно значимое».

Как-то народный поэт Калмыкии Д.Н. Кугультинов с пафосом сказал: «Давайте не будем сегодня стесняться при жизни великих педагогов говорить о них прекрасные слова». Убежден, Гузел Валеевна достойна этой премии. И если мы сегодня не в состоянии в полной мере оценить содержательную сторону и значимость научных концепций и творчество академика Г.В. Мухаметзяновой, то уверен, что потомки наши проявят интерес и смогут сделать это лучше нас. Может быть, так оно и будет. Ведь не зря говорят, что гениальные люди живут сначала мало, а потом вечно.

Казанский педагогический журнал

Ярко проявила себя в науке Г.В. Мухаметзянова, она имеет определенный объем успеха, но считает, что в своей жизни сделала не все.

Нам всем повезло жить и работать в одно время с этим выдающимся ученым. Как сказал один поэт:

6'2006

«Времена не выбирают, В них живут и умирают».

Должно быть, счастлив человек тем, что он был нужен и в XX, и в XXI веках. И не просто был полезен и нужен, ибо он - голос России.

ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ, ОРГАНИЗАТОР НАУКИ -Г.В. МУХАМЕТЗЯНОВА

Н.Б. Пугачева, доктор педагогических наук

Гузел Валеевна Мухаметзянова -доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования. За ее плечами большой и насыщенный многими делами путь на благо республики, в которой она родилась, выросла и становилась как яркая личность, педагог по призванию и профессии, организатор образования и науки.

Рассказывать о мудром человеке, крупном ученом, который вносит огромный вклад в мировой опыт педагогической науки - большая честь. Вряд ли найдется хоть один немного сведущий в педагогике человек, не слышавший о Мухаметзяновой Гузел Валеевне. Она прошла все ступени педагогической лестницы - от детского сада до университета, от воспитателя до академика. В ее жизни есть радости побед и горечь поражений. Она любит литературу и искусство, своих друзей и коллег, особенно ценит свою семью, гордится своими учителями и учениками.

Имея огромный внутренний потенциал познания и самообразования, Гузел Валеевна получила прекрасное педагогическое образование. Все го-

ды учебы в Казанском государственном педагогическом институте ее сопровождала целая плеяда интереснейших людей, настоящих ученых, университетских профессоров: Пех-телев, Рахлин, Шакирова, Старицына, Шофман, Вульфсон, Устюжанин. Они оказали влияние на формирование мировоззрения этой яркой неординарной личности. В 1960 г. Гузел Валеевна окончила Казанский государственный педагогический институт по специальности «учитель русского языка, литературы и истории».

Трудовая биография Гузел Валеев-ны начинается с учителя русского языка, литературы и истории средней школы Арского района. Следующее место работы - Институт усовершенствования учителей - методист по эстетическому воспитанию. Институт был методическим центром Министерства образования ТАССР. Проработав три года в должности методиста по эстетическому воспитанию, Гузел Валеевна создала модель подготовки и повышения квалификации учителей музыки, ИЗО, которая и сегодня является истинным мастер-классом. Именно в это время, в 1967-

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.