Научная статья на тему 'Служение науке'

Служение науке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Служение науке»

СЛУЖЕНИЕ НАУКЕ

Р. Х. Гильмеева

Царица образования - так назвал первый Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев Гузел Мухаметзянову - директора Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, президента Академии социального

образования.

Вспоминая своего наставника - научного руководителя, Учителя по жизни, Гражданина по своим взглядам и убеждениям, невольно на ум приходят слова знаменитого Леонардо да Винчи «В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим

делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни». Как лаконично, но четко и правильно выражена в этом определении суть жизнедеятельности

человека, внесшего огромный вклад в развитие одной из важнейших отраслей человеческой деятельности - педагогику.

Действительно, только тот, у кого есть настоящее призвание к конкретному виду деятельности, приносит реальную и

существенную пользу обществу. Это ярко видно на примере Гузел Мухаметзяновой, которая начинала свой профессиональный путь учителем русского языка и литературы в одной из школ Арского района, а спустя годы стала первой женщиной Татарстана в статусе академика РАО, доктора педагогических наук, профессора и повлияла на развитие всей педагогической науки и практики республики. Ее хорошо знали в России и на международном уровне.

Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный учитель РТ, Отличник народного образования РТ, Лауреат Государственной премии Правительства России в области образования, Лауреат государственной премии РТ в области науки и техники... Всех титулов и наград Гузел Валеевны не перечислить. Среди них немало особенных, редких. Например, высшая педагогическая награда -медаль Ушинского.

В коллекции афоризмов Гузел Валеевны немало изречений о педагогах. Например, такие слова: «Учитель! Легко сказать. В нашей стране, где учится каждый ребенок, учитель -первый человек!». За свою полувековую педагогическую деятельность Гузел Валеевна для многих своих подопечных стала тем

самым первым человеком. «Педагогика - мое призвание с самого рождения», в этом была всегда уверена Гузел Валеевна.

Она часто говорила, что «коллекционирует людей». Но на самом деле творческие, интересные и целеустремленные люди сами тянулись к ней: перед ее энергией, мудростью, талантом просто невозможно было устоять. В одном из последних интервью Гузел Валеевна сказала, что она из племени трудоголиков, которые живут наукой.

В чем секрет такой невероятной трудоспособности, неугасаемого интереса к жизни, творчеству, людям? Это любовь к окружающим, удовольствие от выбранной стези!

Ею все время двигало желание созидать с самых первых лет ее трудовой биографии. Проработав всего три года в должности методиста по эстетическому воспитанию Татарского института усовершенствования учителей, о котором она всегда отзывалась с большой теплотой, Гузел Валеевна создала модель подготовки и повышения квалификации учителей музыки,

изобразительного искусства, которая и сегодня является настоящим мастер-классом. Благодаря ее настойчивости и инициативе в школах были введены факультативы по эстетике. Зрители знали ее как автора и ведущую телепередачи «Мир в красках и тонах», учителя выезжали с ней на экскурсии в лучшие музеи России.

«Девочка, ты сидишь на золотых россыпях, тебе надо идти в аспирантуру», - выразил свое впечатление от трехчасовой беседы с ней, тогда еще молодым специалистом Татарского Института усовершенствования учителей, профессор, доктор педагогических наук, Исаак Львович Любинский. По словам Гузел Валеевны, ее жизнь во многом состоялась благодаря тому, что она была ученицей этого прекраснейшего человека, большого ученого. Хотя и не ставила перед собой такой цели, но в науке она прошла всю лестницу - до академика, добилась всего, о чем говорил ее руководитель. Она прошла прекрасную аспирантскую школу, в которой работали наставники, дававшие ей не только знания, но и учившие миропониманию, отношению с

12

людьми. Очевидно, что эти уроки она усвоила на «отлично»!

Будучи директором с 1992 года Института среднего профессионального образования РАО, Гузел Валеевна основала Казанскую научную школу по теории профессионального образования.

Ее научному перу принадлежит более 450 научных работ, в том числе 30 монографий по актуальным вопросам обучения и воспитания в общеобразовательной школе, техникумах, колледжах и вузах, которые широко известны педагогической общественности и получили международное признание. «В них органично сплетены доказательность, научная

корректность, мягкая полемичность, тонкий юмор, изящество слога, - пишет о Гузел Валеевне Г.М. Демин, профессор,

председатель Союза директоров средних профессиональных учебных заведений РФ. -Мастер слова, тонкий и уважительный собеседник, энциклопедический ум, широкая образованность всегда притягивали к себе молодых преподавателей-практиков,

руководителей...».

Анализ ее научного наследия

свидетельствует о том, что ее вклад в развитие профессиональной педагогики состоит в разработке научно-педагогических проблем, связанных с такими крупными разделами педагогики как: научные основы развития системы профессионального образования; развитие методологических основ и теории профессиональной педагогики, которые определили основные направления их реализации.

В середине 1990-х годов, когда

происходили кардинальные изменения в общественном устройстве и, соответственно, в системе среднего профессионального образования, Гузел Валеевной были предложены новые идеи о его статусе в изменившихся условиях. Еще тогда она высказывала мнение о том, что профессиональное образование (особенно на уровнях начального и среднего) ориентировано и направлено прежде всего на удовлетворение нужд производства и сферы услуг конкретного региона. Поэтому совершенно не случайно, что начало ее работы в Институте связано с разработкой научных основ регионализации среднего

профессионального образования.

Это направление исследований

разрабатывалось ею в годы, когда сама система среднего профессионального образования была централизованной и

отраслевой и о том, чтобы «передать» ее в регионы, никто и не помышлял. Современная ситуация со средним профессиональным образованием, которое практически полностью передано на региональный уровень, лишь подтверждает правильность взятого Гузел Валеевной Мухаметзяновой курса. В результате исследований по разработке научных основ инновационных процессов в профессиональном образовании была предложена оригинальная Концепция развития на перспективу, в основу которой были положены идеи нового качества профессионального образования;

конкурентоспособности специалиста;

социокультурного потенциала обновления системы среднего профессионального образования.

С именем Гузел Валеевны связано такое актуальное и сегодня направление исследований, как гуманизация и гуманитаризация профессионального

образования, которые рассматривались ею с широких научных позиций: и как одна из ведущих стратегий развития профобразования, и как принцип развития технического профобразования; как психолого-

педагогический механизм формирования специалиста, отвечающего реалиям XXI века. Ее монографии и другие публикации по проблеме гуманизации и гуманитаризации профессионального образования активно цитируются и сегодня, а значит, востребованы современной профессиональной школой.

Также именно Гузел Валеевна Мухаметзянова предложила и обосновала целый ряд методологических идей и подходов, которые являются важным вкладом в теорию организации научных исследований в области профессиональной педагогики. К наиболее важным аспектам специалисты относят полипарадигмальный, кластерный и проектноцелевой подходы.

Еще одно направление научных исследований Гузел Валеевны связано с разработкой теоретических и технологических проблем воспитания в профессиональной школе. Ею были заложены научные основы социального воспитания в профессиональной школе, она стояла у истоков формирования социальной педагогики как ветви педагогики. Ее исследования в этом направлении были интегрированы в плоть практической работы по подготовке социальных работников, сначала в стенах КХТИ (ныне КНИТУ), а затем в созданном ею Казанском социально-

13

юридическом институте (КСЮИ, ныне -Академия социального образования).

Гузел Валеевна придавала большое значение определению понятийно-

терминологических категорий, выступающих методологическим обоснованием

концептуальных идей гуманитарной подготовки.

Это, в первую очередь, понятие «гуманитарная культура» как познание, освоение и развитие духовного мира человека, пробуждение и возвышение человеческого в человеке; культура человековедения и человекосозидания, делающая личность субъектом культуротворчества.

Гуманитарное знание — комплексное интегрированное знание о человеке и обществе, связанное с вопросами смысла человеческого существования.

Гуманитарная образованность -интегративное личностное образование,

включающее систему средств, способов и результатов, направленных на восприятие, воспроизведение, создание и использование гуманитарных ценностей в профессиональной деятельности.

Гуманитарная компетентность

специалиста - интегративное личностное

образование, включающее способность и готовность оперировать общими

компетенциями во взаимосвязи с профессиональными в контексте их культурно-гуманитарной направленности.

Эти категории и в настоящее время составляют основу нашего исследовательского поиска.

В 2011 г. она стала лауреатом государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники, которая присуждается за значительный вклад в гуманитарные науки, соответствующие

уровню передовых общественных и мировых достижений и способствующие социальноэкономическому и духовно-нравственному развитию Республики Татарстан.

Ученым советом Института педагогики и психологии профессионального образования РАО была выдвинута на соискание премии монография «Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы», в которой была представлена концепция последовательной гуманитаризации

инженерного образования. Впервые подчеркнуто, что гуманитаризация

технического образования возможна только при условии переосмысления всего "поля"

современной науки в целостном контексте культуры. Генеральной идеей исследования выступает культурное возрождение

технической школы.

В трех томах книги «Вопросы общей и профессиональной педагогики»

рассматриваются проблемы, связанные с научно-методическим обеспечением всех сторон функционирования учреждений системы профессионального образования: вопросы управления, инновационного развития, профессионального воспитания, личности педагога профессиональной школы и др. Гузел Валеевной вновь была предложена модель регионализации образования, которая основывается на историко-культурных и национальных традициях Республики Татарстан.

В монографии «Профессиональное образование: системный взгляд на проблему» впервые были рассмотрены на методологическом уровне проблемы:

- философия современного

профессионального образования;

- сущность, принципы, этапы

проектирования содержания

профессионального образования;

- необходимость применения технологии

целеориентированного и

системоориентированного профессионального образования;

- концептуальные положения

здоровьеформирующего образования;

- гражданского воспитания студентов.

В период, когда современный рынок труда не ставил перед системой профессионального образования сложные и нестандартные задачи подготовки специалистов, способных к гуманитарному измерению своей

профессиональной деятельности,

межличностных отношений и достижений, позиция Гузел Валеевны была обусловлена необходимостью: сохранения гуманитарного образования как института духовной

преемственности общекультурного развития личности; позитивных межнациональных и межконфессиональных отношений; передачи последующим поколениям лучших

достижений отечественной и мировой культуры в условиях поликультурного образовательного пространства; выявления тенденций и закономерностей,

обеспечивающих эффективную реализацию гуманитарного компонента гражданской идентичности.

Гузел Валеевна считала, что: 1)

образование, как социальный институт должен

14

становиться главной жизнеобеспечивающей и ценностнообразующей культуросообразного общества; 2) образование как социальный институт и традиция должно нести в себе «культурные гены» общества, включающие и рыночную компоненту как составную часть. Она была уверена, что приобщение будущего специалиста к сфере общегуманитарных ценностей может быть успешно реализовано в системе профессионального образования путем расширения границ гуманитарного компонента.

Вопреки сложившейся ситуации невостребованности гуманитарной

составляющей профессионального

образования, лаборатория педагогического образования и гуманитарной подготовки была сохранена в институте и развивалась под непосредственным руководством Гузел Валеевны, которая вместе с нами определяла основные научно-исследовательские проекты и темы, каждая из которой и сегодня актуальна и перспективна, что подтверждается результатами исследования, проведенного сотрудниками нашего института.

Например, проектирование и реализация программно-методического обеспечения

интеграции профессиональных и

гуманитарных знаний в процессе подготовки будущего специалиста позволили разработать:

- инновационную модель обновления

содержания гуманитарной подготовки студентов - будущих специалистов, обогащенную идеями компетентностного подхода, учебно-модульного содержания, проектными технологиями,

ориентированными на развитие ключевых профессиональных и общекультурных компетенций студентов и разработку пакета компетенций по каждому циклу профессиональных и гуманитарных

дисциплин;

- создать модели проектирования

авторских учебных программ, инновационных учебных модулей в содержании гуманитарных дисциплин и проектных технологий, обладающих значительной теоретической и практической значимостью, способствующих обновлению традиционной дидактики через поэтапное внедрение в содержание изучаемых дисциплин инновационных учебных модулей и проектных технологий, обогащенных идеями компетентностного подхода, интеграции профессиональной и гуманитарной

подготовки;

- рассмотреть культурно-гуманитарный компонент профессиональной подготовки

современного специалиста на основе формирования общей культуры и гуманитарной образованности в контексте интеграционных процессов российской федерации с мировым сообществом.

В процессе работы над темой научноисследовательской работы «Теоретикометодологические основы реализации Федеральных государственных

образовательных стандартов в процессе гуманитарной подготовки студентов» сотрудниками института:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- была разработана интегративная модель проектно-целевого подхода к реализации ФГОС профессионального образования в преподавании гуманитарных дисциплин, включающая пять блоков: целевой,

методологический,

технологический

диагностический.

Теоретический

гуманитарного

и

содержательный,

критериально-

вклад в разработку компонента профессионального образования заключается:

- в уточнении и расширении

научных представлений о «гуманитарной компетентности» как готовности оперировать общими компетенциями во взаимосвязи с профессиональными в контексте их культурно-гуманитарной направленности;

- в сущности и реализации

механизмов проектно-целевого подхода как совокупности концептуальных идей, обеспечивающих проектирование

педагогической системы в соответствии с заданной целью.

- данный подход провозглашает

принципиальную конструируемость

гуманитарного образования, его целей и содержания, методов, технологий и управления, с направленностью обеспечения его соответствия потребностям и перспективам развития общества, постоянное модифицирование целей образования по мере их достижения.

Идеи гуманизации, гуманитаризации образования, интеграции профессиональной подготовки специалистов и производства актуальны и сегодня в аспекте развития системы профессионального образования в «Казанском педагогическом журнале», имеющем реестр ВАКа, создателем и бессменным главным редактором которого являлась Гузел Валеевна.

Вклад Гузел Валеевны в практику развития профессионального образования выражается и в том, что она создала мощную научную школу. С 1992 года по 2012 год она

15

возглавляла докторский Совет по защите диссертаций по педагогическим и психологическим наукам института педагогики и психологии профессионального образования РАО. Кстати, это направление ее разносторонней деятельности очень удачно охарактеризовал А.В. Ефремов, доктор педагогических наук, профессор: «Став

председателем диссертационного совета, Гузел Валеевна каждому дает понять, что в педагогике не все дозволено. Она против усредненности и посредственности. Гузел Валеевна заставляет соискателя взглянуть на проблему иначе и очень глубоко. Она за многовариантность, многоуровневость и многогранность проблемы. Она за чистоту научных педагогических идей, на том десятилетиями стоит, за то десятилетиями борется».

Ведь под ее руководством защищено в общей сложности более 100 кандидатских и докторских диссертаций. Это целая плеяда молодых ученых, специалистов, в которых ученый Гузел Мухаметзянова всегда видела свое продолжение и очень гордилась этим. Интересно, что через нее многие осознали свое призвание, многих она умело поддержала. Ей удалось объединить единомышленников -инициативных и талантливых педагогов и ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Гжели, Красногорска,

Калининграда, Тюмени, Новосибирска. Смело можно перечислить все города России, а также зарубежные страны, где трудятся ее ученики, представители ее научной школы. Своевременный ценный совет, стремление поддержать начинающего исследователя, конструктивная критика пронизывают отношения с каждым, входившим в круг ее общения.

В свое время Гузел Валеевна свыше 20 лет работала на кафедре педагогики и психологии КГУ (ныне КФУ), впоследствии создала кафедру гуманитарного образования КХТИ (ныне КНИТУ), и, наконец, главное ее «детище» - Казанский социально-юридический институт (ныне Академия социального образования), готовящий специалистов в области юриспруденции, социальной работы, маркетинга, специальной психологии. Академия отметит в октябре свое 22-летие. Еще более десяти лет назад, рассказывая о преимуществах негосударственных вузов, Гузел Мухаметзянова отмечала, среди прочего, их мобильность и адаптированность к использованию в учебном процессе инновационных технологий. Академия

социального образования (АСО)

сертифицирована Международным

образовательным сообществом (IES). Академия является полноправным членом международной ассоциации университетов (IAU), которая объединяет более 600 высших учебных заведения со всего мира. Конечно, в этом большая заслуга профессорскопреподавательского коллектива учредителей, ректора, но прежде всего Гузел Мухаметзяновой, которая в свое время вселила уверенность в сердца сотрудников начинающего вуза, доказав, что, если идти в ногу со временем, вкладывать все свои знания, умения и душу в работу, то все обязательно получится.

Гузел Валеевна является создателем научно-образовательного комплекса,

объединившего Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО и Академию социального образования, ставшего первым уникальным опытом в России. Уверены, что заложенная Гузел Валеевной идея и в дальнейшем будет развиваться.

Общественная деятельность Гузел Валеевны - это отдельная сверхинтересная глава в ее биографии. Человек с такой активной гражданской позицией, как она, не может остаться незамеченным. Гузел Валеевна основала Ассоциацию негосударственных вузов РТ, председателем которой была долгие годы. Она была членом экспертного совета Высшей аттестационной комиссии, Совета по государственным премиям при Президенте России, комиссии по помилованию при Президенте Республики Татарстан,

председателем совета по педагогике Академии наук Республики Татарстан, впрочем, все общественные должности, которые она занимала на протяжении всей

профессиональной деятельности, не перечислить.

С 2007 по 2012 годы она была председателем комиссии по образованию и науке Общественной палаты Республики Татарстан, где ее гражданская позиция и профессиональная требовательность

проявились с еще большей полнотой. Как правило, не бывало ни одного академического собрания, общественного события,

официальных мероприятий, на которых бы ей не предложили бы сказать свое слово. Ее выступления всегда касались судьбы образования, науки, формирования

общественного мнения.

16

Порою кажется, что этому уникальному человеку просто повезло в жизни. Но то везение особого порядка! Ее всегда отличали целеустремленность, высочайшая

ответственность и преданность делу.

О ней ходят легенды, ее высказывания становятся афоризмами, беседы с ней рождали массу удивительных идей. Ведь она умела не только наставлять, но и дружить: ее

одноклассники, однокурсники, коллеги по кафедре педагогики КГУ всегда были желанными гостями и близкими друзьями. Но главный феномен заключается в том, что при всей ее занятости она оставалась заботливой мамой и бабушкой, идеальной хозяйкой, прекрасным кулинаром. Как все это ей удавалось совмещать - поистине загадка и пример для подражания по сей день. Она была счастливым человеком. Всегда рядом был ее любящий муж, прекрасный человек и известный в республике специалист в своей области, врач, доктор медицинских наук, Шамиль Абдуллович, создавший первое в России отделение искусственной почки. Дети, Искандар Шамилевич и Фарида Шамилевна, а также, внуки постоянно её радовали своими достижениями. Она всегда гордилась этим и всё время подчеркивала их достоинства.

Гузел Валеевны посвящала себя любимому делу без остатка, любила жизнь и щедро делилась своими идеями, знаниями и опытом с научными сотрудниками, аспирантами, учителями и руководителями образовательных

организаций Республики Татарстан и России. Ее современники могут гордиться тем фактом, что имели возможность быть рядом с такой яркой личностью, как Гузел Мухаметзянова. Сегодня научная школа академика РАО Г.В. Мухаметзяновой расширяется, ибо ее идеи остаются актуальными и перспективными.

А ее жизнеутверждающий девиз «Живите ярко» навсегда остался эпиграфом для специалистов, преподавателей, научных сотрудников.

15 октября исполнится два года с того момента, когда остановилось сердце Гузел Валеевны Мухаметзяновой, нашей

замечательной соотечественницы, академика РАО, выдающейся личности и глубочайшей души человека. Она внесла значительный вклад в развитие отечественной системы среднего профессионального и высшего образования. Безусловно, с ее уходом Российская академия образования и все научное направление в целом понесло невосполнимую утрату. Но дело, идеи этого мудрого, яркого, открытого всему новому, преданного своему делу педагога продолжают жить и поныне, воплощаясь в работах ее последователей, учеников, коллег и друзей. Каждый из них был для нее дорог и важен. А мы и сейчас гордимся своей наставницей, Учителем, который всегда способствовал научному восхождению тех, кто действительно этого достоин, и следуем ее главному принципу: «Живите ярко!».

Сведения об авторе:

Гильмеева Римма Хамитовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, e-mail: rimma.prof@mail.ru

Data about the author:

Gilmeeva R. (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, leading researcher of Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE, e-mail: rimma

.prof@mail.ru

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.