ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 3789(091)(Махмутов М. И.)
ББК 4448.3(2)6 ГСНТИ 14.01.79 Код ВАК 13.00.01
Батаршев Анатолий Васильевич,
доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, капитан 2 ранга в отставке, профессор Международной
академии психологических наук; 192148, г. Санкт-Петербург, ул. Ольминского, д. 31, к. 3; e-mail: [email protected]
ПАМЯТИ АКАДЕМИКА МИРЗЫ ИСМАИЛОВИЧА МАХМУТОВА (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Махмутов Мирза Исмаилович; Российская академия образования; Нью-Йоркская академия наук; проблемное обучение.
АННОТАЦИЯ. Освещаются научная педагогическая деятельность выдающегося деятеля науки Российской Федерации академика М. И. Махмутова, его вклад в разработку теории проблемного обучения в общеобразовательной и профессиональной школе, в развитие непрерывного профессионального образования в России и непосредственно в Татарстане. Весомым вкладом в теорию проблемного обучения явилась разработка М. И. Махмутовым системы методов обучения, основанных на бинарной основе с учетом принципов целеполагания, проблемности и деятельностного подхода к процессу учения. Хотя к разработке методов на данной основе приступали различные исследователи (Н. М. Верзилин, М. М. Левина, Н. М. Мочалова), наиболее совершенной признана система методов в разработке М. М. Махмутова. Вопросы теории и практики проблемно-развивающего обучения на основе реализации разработанной им системы методов на бинарной основе изложены в ряде теоретических и экспериментальных работ. Согласно М. И. Махмутову, метод обучения - это не вид и не способ деятельности, а система правил педагогического взаимодействия, которыми должны руководствоваться педагог и обучающиеся при выборе приемов и способов конкретных действий, ведущих к достижению поставленных целей обучения. Велики заслуги М. И. Махмутова в организации инновационного образовательного учреждения высшей школы - татарско-американского регионального института (ТАРИ), в котором обучение строится на основе американской системы образования (1992). Студенты приобщаются к исследовательской научной деятельности, изучают кроме традиционных иностранных языков (английский, немецкий, французский - по выбору), в обязательном порядке - татарский и арабский языки. По мнению М. М. Махмутова, не следует игнорировать тот факт, что Россия - евразийское государство, она преемница многих автономных республик, в том числе Золотой Орды и четырех других татарских государств. Именно поэтому российский патриотизм должен воспитываться на основе общего исторического прошлого не только русских, но россиян, их совместно пролитой крови при защите России как единой Родины. Перу М. И. Махмутова принадлежат более 500 научных работ по педагогике, лингвистике и ис-ламоведению.
Batarshev Anatoly Vasilievich,
Doctor of Pedagogy, Candidate of Psychology, Retired Captain of the 2nd rank, Professor of International Academy of Psychological Sciences.
IN MEMORY OF ACADEMICIAN MI. MAKHMUTOV (THE 90th ANNIVERSARY)
KEYWORDS: Mirza Ismailovich Makhmutov; The Russian Academy of Education; The New York Academy of Sciences; problem-based training.
ABSTRACT. Scientific pedagogical activity of the outstanding scientist of the Russian Federation, Academician M. I. Makhmutov, and his contribution to the development of the theory of problem-based learning in secondary and vocational school and development of continuous professional education in Russia, in particular Tatarstan, are discussed. An important contribution of M.I. Makhmutov in the theory of problem-based training is the system of methods of training on the binary basis with regard to the principles of goal-setting, problematic character and activity approach to the educational process. Many scholars tried to work out teaching methods on the same basis, among them N.M. Verzilin, M.M. Levin, N.M. Mochalov, but the system of methods by M.I. Makhmutov is recognized as the best one. The questions of theory and practice of problem-based training on the basis of the worked out system of methods are discussed in several theoretical and experimental works. According to M.I. Makmutov training method is not a type and way of activity, but a system of rules of pedagogical interaction, which the teacher and students should follow while choosing certain actions to reach the set goals of training. Great are the merits of M.I. Makhmutov in organization of innovative educational establishment of higher school - Tatar and Armyan Regional Institute (TARI), in which training is based on the American educational system (1992). The students are involved in scientific research work, and apart from classic foreign languages (English, German or French), they are obliged to study Tatar and Arabic languages. According to M.I. Makhmutov, we shouldn't ignore the fact that Russia is Eurasian state, it is the successor of several autonomous republics including the Golden Horde and the other four Tatar states. That's why Russian patriotism should be raised on the basis of the common historical past of not only the Russians by origin, but Russian citizens as well, on the fact they spilt their blood while protecting the Motherland. M.I. Makhmutov is the author of more than 500 scientific works in Pedagogy, Linguistics and Islamic studies.
© Батаршев А. В., 2016
Мирза Исмаилович Махмутов широко известен в России и за рубежом как ученый с энциклопедическим дарованием, государственный и общественный деятель, организатор народного образования в Республике Татарстан. Его перу принадлежат более 500 научных работ по педагогике, лингвистике и исламоведению. Арабист и тюрколог, человек энциклопедического ума и исключительной эрудиции, доктор педагогических наук, кандидат философских наук, профессор Мирза Исмаилович Махмутов был одним из основоположников проблемного обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. К разработке теории проблемного обучения приступали многие исследователи (Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, В. Оконь и др.). Однако, на наш взгляд, Мирзой Исмаиловичем вопросы теории проблемного обучения освещены наиболее полно, последовательно, в логически обоснованной форме. Действительно, его теоретические взгляды на теорию проблемного обучения исходят из нужд практики преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. Эта теория разрабатывалась Махмутовым поэтапно [6].
На первом этапе осуществлялась активизация учебного процесса путем более эффективного применения приемов варьирования учебного материала, его эмоционального изложения, усиления элементов новизны излагаемого материала. Этот этап дал толчок в развитии теории и практики современного развивающего обучения.
Второй этап характеризуется дальнейшими поисками путей активизации обучения с опорой на новые теоретические положения с учетом достижения практики первого этапа.
Третий этап является важнейшим в становлении проблемного обучения, так как на этом этапе происходит осмысление роли и места проблемных ситуаций в учебном познании и разработка теории проблемного обучения в условиях современной школы с опорой на принцип проблемности и исследовательский принцип познания.
Согласно М. И. Махмутову [3], под проблемным обучением понимается такой тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов научных знаний, а система методов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемно-сти. Процессы взаимодействия преподавания (учитель) и учения (учащиеся) ориентированы на познавательную самостоятельность обучаемых, формирование устой-
чивых мотивов учения и творческих мыслительных способностей в ходе усвоения научных понятий и способов учебной (учебно-профессиональной) деятельности.
Проблемное преподавание - это деятельность учителя (преподавателя) по созданию проблемных ситуаций, изложению учебного материала и его полному или частичному объяснению. Управление деятельностью учащихся по усвоению новых знаний осуществляется учителем двумя путями: 1) разъяснение готовых выводов научного знания, 2) самостоятельная постановка учащимися учебных проблем и самостоятельного их решения.
Проблемное учение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя (преподавателя, мастера) в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством (логического или интуитивного) выдвижения предположений (гипотез) с последующим их обоснованием и проверкой правильности решения.
Вплотную познакомиться с теорией проблемного обучения в разработке М. И. Махмутова мне пришлось в 1980-х годах в Таллиннской лаборатории преемственности обучения НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР, где я работал у профессора Антса Аугустовича Кыверялга старшим научным работником. В те годы исследования проблемы преемственности в педагогике общеобразовательной и профессиональной школы заметно оживились после выхода Постановления Государственного Комитета по науке и технике СССР № 187 от 18 июля 1981 года с задачей для нашего института: «Разработать научно-педагогические основы преемственности преподавания предметов естественно-математического цикла в общеобразовательной школе и средних профтехучилищах, подготовить научные рекомендации для органов народного образования».
Мне было предписано решение проблем преемственности в методах, формах и средствах обучения. Пришлось вплотную заняться изучением различных групп методов, в том числе разрабатываемых М. И. Махмутовым на бинарной основе с учетом принципов це-леполагания, проблемности и деятельностно-го подхода к процессам преподавания и учения [1, с. 38-66]. И хотя к разработке методов на данной основе приступали различные исследователи (Н. М. Верзилин, М. М. Левина, Н. М. Мочалова и др.), наиболее совершенной и выверенной классификацией данной группы методов следует признать, по нашему
убеждению, дидактическую систему методов проблемно-развивающего обучения в разработке М. И. Махмутова. Вопросы теории и практики проблемно-развивающего обучения и практического использования данной дидактической системы были изложены им в ряде теоретических и опытно-экспериментальных работ. Реализация этой системы в практике общеобразовательной и профессиональной школы была направлена на успешное внедрение в учебный процесс проблемно-развивающего обучения, построенного на принципах целеполагания, бинар-ности и деятельностного подхода обучаемых к процессу учения. В данную дидактическую систему входят семь методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, алгоритмический, программированный) и пять бинарных методов, т. е. методов преподавания и учения (информационно-сообщающий метод преподавания и исполнительский метод учения, объяснительный метод преподавания и репродуктивный метод учения, стимулирующий метод преподавания и частично-поисковый метод учения, побуждающий метод преподавания и поисковый метод учения, инструктивный метод преподавания и практический метод учения). Подробнее о данной группе методов см. [1, с. 38-66], а также в списке наиболее значимых работ М. И.Махмутов в конце данной статьи -публикации 1, 2, 3, 4, 5).
По мысли М. И. Махмутова, метод обучения выступает в качестве системы регулятивных принципов и правил педагогического целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся на основе их сотрудничества по решению в педагогическом процессе дидактических задач [3].
Иногда высказывают предположение, что дидактическая система методов М. И. Махмутова сложна и поэтому не может быть широко применяться в школе. Обычно это говорят люди, совершенно не знакомые с системой проблемно-развивающего обучения по М. И. Махмутову. Тот, кто знакомился с этой системой и читал труды М. И. Мах-мутова на это счет, положительно оценивает проблемно-развивающее обучение, основанное на принципах целеполагания и бинарно-сти, проблемности и деятельностного подхода к процессам преподавания и учения.
Мирза Исмаилович родился 1 мая 1926 г. в Баку, но зарегистрирован в селе Алтар Лямбирьского района Мордовии (родители после рождения сына переехали в Мордовию). После окончания семилетки и курсов трактористов Мирза работал механизатором на одной из машинотракторных станций Самаркандской области (Узбекистан). В трудные холодные и голодные во-
енные годы работал на заводах, на тракторах и комбайнах, добывая хлеб для фронта. В 1944 г. был призван в Советскую Армию. Окончил Иркутское военное авиатехническое училище. Участник Великой Отечественной войны. В 1955 году окончил Московский военный институт иностранных языков Советской Армии, получил специальность переводчика-референта арабского и английского языков. Продолжил службу в Прибалтийском военном округе (г. Рига). После демобилизации из Армии в 1956 году работал преподавателем арабского языка в Казанском государственном университете.
В 1958 году в высших кругах Татарстана решался вопрос: кого назначить на должность министра просвещения Татарской АССР. Была предложена кандидатура грамотного эрудированного молодого преподавателя арабского языка Казанского университета М. И. Махмутова. Вот как отзывался о нем бывший председатель Президиума Верховного Совета Татарской АССР (1959-1960) Камиль Фасеев: «Что касается нового министра, то прямо скажу, идем на риск, хотим утвердить аспиранта, никогда не работавшего в школе. Махмутов его фамилия. Да, педагогического опыта не имеет, зато молодой, энергичный, настоящий интеллигент, в совершенстве владеет татарским, русским, английским и арабским языками, теоретически хорошо понимает проблемы образования. Перспективный товарищ».
Выбор оказался удачным. Мирза Исмаи-лович оправдал доверие руководства Татарстана. С 1958 по 1979 гг. он руководит Министерством просвещения Татарской АССР. В 1976 г. Махмутову доверяют должность директора НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР (с 1990 г. - Институт среднего профессионального образования РАО). В 1992 г. М. И. Махмутов назначается на должность ректора Татаро-американского колледжа (Казань). На должность директора Института среднего профессионального образования РАО назначают доктора педагогических наук, профессора Гизел Валеевну Муха-метзянову.
Доктор педагогических наук (1972), кандидат филологических наук (1966), академик АПН СССР (1978), академик РАО
(1991) и Нью-Йоркской академии наук
(1992), действительный член Академии наук Республики Татарстан (1991), Мирза Ис-маилович Махмутов большое значение придавал изучению русского языка в национальной школе. Школьный русско-татарский словарь (19000 слов), третье издание которого вышло в Казани в 1975 г. под редакцией М. И. Махмутова, стал главным лексическим инструментом повышения ка-
чества усвоения русского языка татарами. А издание под редакцией М. И. Махмутова с соредакторами Арабско-татарско-русского словаря заимствований (первое издание - в 1965 г., второе - в 1992-1993 гг.) позволило использовать способ сравнительного перевода при семантизации лексики арабского языка. Ведь слова заимствований имеют многовековую историю. Как татарское, так и русское население отдельные слова и словосочетания, вышедшие из арабского языка, воспринимают как свои. Сравнительный перевод заимствований выявляет интересную альтернативу в семантике и лексике арабского языка.
Мирза Исмаилович Махмутов был одним из организаторов инновационного образовательного учреждения высшей школы - Татаро-американского регионального института (ТАРИ). Обучение в этом вузе, открывшемся в Казани в 1992 г., строится в соответствии с американской системой образования. М. И. Махмутов приобщал студентов уже со студенческой скамьи к исследовательской научной деятельности. Кроме традиционных иностранных языков (английский, немецкий, французский - по выбору) студенты ТАРИ изучают татарский и арабский языки. Под руководством Мирзы Исмаило-вича в институте был подготовлен учебно-методический комплекс по изучению арабского языка (учебники и учебные пособия, словари синонимов и антонимов, аудимате-риалы и пр.) [4].
Действительный член РАО и Академии наук Татарстана, а также ряда других академий, в том числе Нью-Йоркской академии наук, Мирза Исмаилович даже в последние годы жизни продолжал активно откликаться на все проблемы современности, публикуя в газетах и журналах статьи о языке, формировании национального самосознания, развитии как общероссийского, так и национального образования, истоках терроризма, влиянии Запада и Востока на формирование ментальности россиян. Ученый отмечал, что в условиях идеологического вакуума идет поиск новых идей объединения народов России. Важнейшей идеей, по мнению М. И. Махмутова, может быть идея патриотизма и национального самосознания. Российский патриотизм должен воспитываться на основе общего исторического прошлого не только русских, а россиян, их совместно пролитой крови при защите России как единой Родины, их совместного труда по созданию и развитию современного государства. Не следует игнорировать тот факт, что Россия - евразийское государство, она преемница многих автономных республик, в том числе Золотой
Орды и четырех других татарских государств [4].
В последние годы академик М. И. Мах-мутов вернулся к своей любимой тематике Востока. Его книги «Мир ислама» и «Пророк Мухаммед» открыли новые страницы научного познания филологам-арабистам и историкам. Это настоящие энциклопедии для детей и взрослых по истории и современности, культуре и образованию Востока более чем 50 стран, исповедующих ислам. Особый интерес в этих книгах вызывает материал о проблемах просвещения в Средние века и в наше время. Автор дал оригинальную интерпретацию истории и современности с учетом проблем глобализации и модернизации исламского общества. Мирза Махмутов критиковал отсталость мусульманских стран от европейских, ратовал за использование прогрессивных средств западного образования в мусульманских странах.
При активном содействии Мирзы Ис-маиловича в Татаро-американском региональном институте, а также в Российском исламском университете (РИУ) стали проводить дни арабской культуры. В этих вузах изучаются история, традиции, обычаи и культурные особенности арабо-мусуль-манского мира, а также вопросы взаимосвязи экономики и интеллектуального потенциала общества, проблемы соотношения религиозного и светского знания в системе образования.
За заслуги перед отечеством и большой вклад в отечественное образование Мирза Исмаилович Махмутов награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, многими медалями, почетным знаком «За заслуги в развитии профессионально-технического образования», дипломом Американской ассоциации общинных колледжей и др. Мирза Исмаилович - лауреат многих премий, в том числе премии имени Н. К. Крупской (за книгу «Школьный русско-татарский словарь») и премии АПН СССР (за книгу «Современный урок. Вопросы теории»).
Удивляет та активность, которую проявлял М. И. Махмутов в общественной и международной деятельности под эгидой Министерства просвещения СССР, АПН СССР, Российской академии образования, Академии наук Татарстана. Он был в разное время экспертом Международного консультативного комитета по ликвидации неграмотности ЮНЕСКО, членом Советского комитета Всемирного Совета мира, принимал непосредственное участие в подготовке и проведении Всемирных конгрессов татар (Казань, 19901994 гг.). В 1990 г. М. И. Махмутов был избран президентом татарского общества по связям с
соотечественниками за рубежом «Ватан» («Свобода»). Мирза Исмаилович принимал также активное участие в крупных международных конгрессах под эгидой ЮНЕСКО в Таиланде, Египте, Японии, конференции афро-азиатской солидарности на Кипре, III Европейском конгрессе по профессиональному образованию и др. Рассказывали, что Мирза Исмаилович как один из крупнейших арабистов и тюркологов не однажды привлекался к двусторонним и многосторонним правительственным переговорам с зарубежными арабскими странами (в том числе в переговорах с Саддамом Хусейном, египетскими и сирийскими правителями).
Мне неоднократно приходилось встречаться с этой неординарной личностью в бытность работы в Таллиннской лаборатории НИИ АПН СССР (позднее - лаборатории Института среднего профессионального образования РАО) в 80-х гг. прошлого столетия. Чаще встречи проходили в Казани, куда я выезжал не менее одного-двух раз в год по вопросам, связанным с согласованием планов НИР или их выполнением. Мирзу Ис-маиловича чтили все или почти все. В РАО к нему относились как к аксакалу, человеку мудрому, опытному, новатору в общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи и просвещенному энциклопедисту-арабисту. Мои личные впечатления о Мирзе Исмаиловиче дополняют штрихи к портрету этого замечательного человека. Высокий, стройный, атлетического сложения и военной выправкой, Мирза Исмаило-вич обладал мужественными красивыми чертами лица и густой шевелюрой, глубоким проницательным взглядом, обескураживающей улыбкой и «бархатным» голосом, что особенно нравилось женскому персоналу. Речь его всегда была четкой, внятной и разборчивой. Это отмечали многие, в том числе люди с пониженным слухом.
В приемной директора НИИ профтех-педагогики АПН СССР (позднее - Института среднего профессионального образования РАО) все время толпится ученый народ (сотрудники лабораторий института, аспиранты, приезжие и пр.). И хотя приемные часы определены достаточно ясно (определенный день недели, с 14.00 до 17.00), в любой другой день прием посетителей продолжается до тех пор, пока все нуждающиеся получат от Мирзы Исмаиловича добрый совет, рекомендации, соответствующее назидание, если нужно, одобряющее (реже - обескураживающее) заключение по тому или иному вопросу. И так будет продолжаться, пока не будет принят последний посетитель, несмотря на то что на часах может быть уже 20.00 или 21.00. Однажды и мне осенью 1986 года во время командировки в Казань пришлось в
такие вечерние часы прийти на прием к директору. Решив накопившиеся вопросы, связанные с деятельностью Таллиннской лаборатории, руководимой профессором А. А. Кыверялгом, Мирза Исмаилович посмотрел на меня проницательным уставшим взглядом и сказал:
- Анатолий Васильевич, очень много работы. Академию педнаук СССР, вероятно, закроют. На ее базе будет создана новая академия образования. Сейчас идет проработка, как ее назвать и как организовать ее работу.
Разлив в чашки свежезаваренный чай (секретаря директора в кабинете уже не было - время-то позднее), Мирза Исмаилович пододвинул чашку мне и доверительно продолжал:
- Некоторые любят кофе, но мы, татары, предпочитаем чай. Во всяком случае, большинство из нас. Чай для татар - это традиционный напиток. Важно выбрать нужный сорт чая и умело его заварить.
Чай, действительно, был ароматным, пряным на вкус, действовал освежающе и бодряще. Решив текущие вопросы, связанные с деятельностью таллинской лаборатории, я поспешил ретироваться. В приемной директора дожидались своей очереди еще три посетителя...
Хотелось бы добавить еще один штрих к портрету Мирзы Исмаиловича. А именно - его способность в нестандартных ситуациях принимать быстрые адекватные решения. Приведу лишь один пример. В 1987 г. заведующим Таллиннской лабораторией А. А. Кыверялгом мне и Антсу Тар-расте (оба мы - старшие научные сотрудники) было предписано выехать в командировку в Казань для доклада о выполнении НИР за отчетный период. Наши доклады были заслушаны на Ученом совете НИИ профтехпедагогики АПН СССР. В решении Ученого совета было записано, что задачи по НИР в Таллиннской лаборатории в основном выполнены, однако отмечен ряд замечаний по трудам Антса Таррасте и других сотрудников. Замечания, как я заметил, относились не к содержанию выполненных работ, а к их оформлению. В основном эти замечания касались недостаточно корректной трактовки отдельных положений научно-исследовательских работ, выполненных отдельными сотрудниками, в том числе Ан-тсом Таррасте. Я чувствовал, что Антс расстроен, и как мог, его успокаивал. С тем мы и вернулись в Таллин. Через некоторое время нашу лабораторию в Таллине посетил Мирза Исмаилович. В лаборатории он познакомился со всеми сотрудниками, с их работами по тематике научно-исследовательских работ. Похвалил отдельных сотрудников за хорошую работу, в том числе
Антса Таррасте. Предложил сотрудникам выступить с заявлениями и предложениями. Поднялся Таррасте:
- Мирза Исмаилович, Вы здесь неплохо отозвались о моей работе. Но Вы ведь видели, как меня поносили на Вашем Ученом совете всего месяц тому назад. Мне очень обидно, что на Ученом совете института практически говорили не о выполнении планов нашей лаборатории, а о недостатках ее оформления, об отдельных фразах, якобы звучащих не по-русски.
Мирза Махмутов сказал:
- Уважаемый Антс Арвович! Профессор Кыверялг показал все Ваши научные труды за последние четыре года. Высоко ценю Ваш труд. Проделана колоссальная работа. Вами выпущено много учебных материалов и пособий, часть из которых переведены с эстонского на русский язык и могут с успехом использоваться в школе и профтехучилищах учителями, преподавателями и мастерами производственного обучении. Как я полагаю, Ваши научные труды вполне могут быть представлены на защиту кандидатской диссертации по педагогике по совокупности работ. А за руководство Ученым советом института, где была допущена необоснованная критика в Ваш адрес, прошу меня извинить. Только сейчас я был вполне ознакомлен с Вашими научными трудами. Приезжайте с авторефератом диссертации в наш институт, как только получите вызов.
Мирза Исмаилович свое слово сдержал. Антс Арвович Таррасте кандидатскую диссертацию по педагогике защитил по совокупности работ в НИИ профтехпедагоги-ки АПН СССР три месяца спустя.
Таковы штрихи к портрету замечательного Ученого, Учителя и Гражданина-россиянина, татарина по происхождению, Мирзы Исмаиловича Махмутова. Он умер 25 марта 2008 года. Похоронен в Казани.
Наиболее значимые научные труды М. И. Махмутова
1. Махмутов М. И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах : метод. рекомендации / М. И. Махмутов. - М. : Изд-во АПН СССР, 1983. - 64 с.
2. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Мах-мутов. - М. : Просвещение, 1977. - 240 с.
3. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории : моногр. / М. И. Махмутов. - М. : Педагогика, 1975. -368 с.
4. Махмутов М. И. Современный урок. Вопросы теории : монография. - 2-е изд., испр. и доп. / М. И. Махмутов. - М. : Педагогика, 1986. - 184 с.
5. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. -Казань : Таткнигоиздат, 1972. - 522 с.
6. Махмутов М. И. Мир ислама / М. И. Махмутов. - Казань : Академия наук Республики Татарстан, 2006. - 623 с.
7. Арабско-татарско-русский словарь заимствований. - 2-е изд. - В 2 т. / М. И. Махмутов, К. З. Хамзин, Г. Ш. Сай-фуллин ; под ред. М. И. Махмутова. - Казань, 1992-1993.
8. Пророк Мухаммед : учеб. пособие по исламу для русских школ / сост. М. И. Махмутов. - Казань, 1997. - 219 с.
9. Толковый словарь русского языка: учеб. пособие для национальных школ / М. И. Махмутов и др. ; под ред. М. И. Мах-мутова, А. В. Текучева, Н. М. Шанского. -Л. : Лениздат, 1982.
10. Школьный русско-татарский словарь. - 3-е изд. / М. И. Махмутов и др. ; под ред. М. И. Махмутова. - Казань : Таткниго-издат, 1975. - 573 с.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батаршев А. В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе : моногр. СПб. : Ин-т профтехобразования РАО, 1996.
2. Батаршев А. В. Академик А. П. Беляева - мой Учитель и Наставник: краткий очерк. СПб. : ФГНУ ИПООВ РАО, 2013.
2. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории: моногр. М. : Педагогика, 1975.
3. URL: http://hist0ri-kazan.ru/20l0/05/%D0%BC%D0%B0%Dl%85D0%BС% Dl%.
4. URL: http://www.antat.ru/index.sрtml?l89.
5. URL: http:/www.ido/edu.ru/psychology/pedagogical psychology/ch8 2.html.
REFERENCES
1. Batarshev A. V. Pedagogicheskaya sistema preemstvennosti obucheniya v obshcheobrazovatel'noy i pro-fessional'noy shkole : monogr. SPb. : In-t proftekhobrazovaniya RAO, 1996.
2. Batarshev A. V. Akademik A. P. Belyaeva - moy Uchitel' i Nastavnik: kratkiy ocherk. SPb. : FGNU IPOOV RAO, 2013.
2. Makhmutov M. I. Problemnoe obuchenie. Osnovnye voprosy teorii: monogr. M. : Pedagogika, 1975.
3. URL: http://histori-kazan.ru/2010/05/%D0%BC%D0%B0%D1%85D0%BS% D1%.
4. URL: http://www.antat.ru/index.srtml?189.
5. URL: http:/www.ido/edu.ru/psychology/pedagogical psychology/ch8 2.html.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Б. М. Игошев.