Научная статья на тему 'Штрихи к портрету Героя Советского Союза, академика РАО Сергея Яковлевича Батышева (к 100-летию со дня рождения)'

Штрихи к портрету Героя Советского Союза, академика РАО Сергея Яковлевича Батышева (к 100-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАТЫШЕВ СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ / РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НЬЮ-ЙОРСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / BATYSHEV SERGEY YAKOVLEVICH / RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION / NEW YORK ACADEMY OF SCIENCES / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батаршев Анатолий Васильевич

Освещается научная педагогическая деятельность С. Я. Батышева, его вклад в развитие непрерывного профессионального образования. С. Я. Батышев был Героем Советского Союза, выдающимся деятелем науки Российской Федерации, академиком Российской академии образования, действительным членом Нью-Йоркской академии наук и пяти других международных академий, автором более четырехсот научных работ (учебников и монографий, учебных пособий и научных статей) по профессиональной педагогике. Стоял у истоков создания в Казани в 1975 г. Научно-исследовательского института профессионально-технической педагогики Академии педагогических наук СССР, а также Свердловского инженерно-педагогического института в 1979 г. (сейчас это Российский государственный профессионально-педагогический университет). Выступил инициатором исследований по педагогике профессионально-технического образования. Принимал активное участие в создании и развитии Всесоюзного научно-исследовательского института профессионально-технического образования РСФСР первого в стране научного учреждения в области профессионального образования. С. Я. Батышев явился инициатором создания научной школы «Профессиональная педагогика теория непрерывного образования», осуществляющей целенаправленную разработку методологических подходов к изучению профессиональной педагогики и теории непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOUCHES TO THE PORTRAIT OF THE HERO OF THE SOVIET UNION ACADEMICIAN OF THE RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION SERGEY YAKOVLEVICH BATYSHEV (IN CELEBRATION OF HIS 100TH ANNIVERSARY)

The article is devoted to the scientific pedagogical activity of S.Y. Batyshev and his contribution to the development of continuing professional education. S.Y. Batyshev was a Hero of the Soviet Union, an outstanding worker of science of the Russian Federation, academician of the Russian Academy of Education, full member of the New York Academy of Sciences and five other international academies, author of more than four hundred publications (textbooks, monographs, teaching aids and scientific articles) in professional pedagogy. He was in at the beginning of the Scientific Research Institute of Professional Technical Education of the Academy of Pedagogical Sciences of the USSR in Kazan in 1975 and took part in the foundation of Sverdlovsk Engineering Pedagogical Institute in 1979 (now it is the Russian State Professional Pedagogical University). S.Y. Batyshev initiated research in pedagogy of professional technical education. He took an active part in the foundation and development of the All-Union Scientific Research Institute of Professional-Technical Education the first scientific institution in the field of professional technical education in the country. S.Y. Batyshev created the scientific school “Professional Pedagogy as a Theory of Continuing Education” which carried out purposeful development of methodological approaches to the study of professional pedagogy and theory of continuing education.

Текст научной работы на тему «Штрихи к портрету Героя Советского Союза, академика РАО Сергея Яковлевича Батышева (к 100-летию со дня рождения)»

РЕЦЕНЗИИ. ХРОНИКА

УДК 378 (091)(Батышев С. Я.)

ББК Ч448.3(2Рос)6 ГСНТИ 14.01.79 Код ВАК 13.00.01

Батаршев Анатолий Васильевич,

доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент, капитан 2 ранга в отставке, главный научный сотрудник филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» в Санкт-Петербурге, профессор Международной академии психологических наук; 192148, Санкт-Петербург, ул. Ольминского, д. 31; e-mail: [email protected].

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, АКАДЕМИКА РАО СЕРГЕЯ ЯКОВЛЕВИЧА БАТЫШЕВА (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Батышев Сергей Яковлевич; Российская академия образования; Нью-Йорская академия наук; непрерывное профессиональное образование.

АННОТАЦИЯ. Освещается научная педагогическая деятельность С. Я. Батышева, его вклад в развитие непрерывного профессионального образования. С. Я. Батышев был Героем Советского Союза, выдающимся деятелем науки Российской Федерации, академиком Российской академии образования, действительным членом Нью-Йоркской академии наук и пяти других международных академий, автором более четырехсот научных работ (учебников и монографий, учебных пособий и научных статей) по профессиональной педагогике. Стоял у истоков создания в Казани в 1975 г. Научно-исследовательского института профессионально-технической педагогики Академии педагогических наук СССР, а также Свердловского инженерно-педагогического института в 1979 г. (сейчас это Российский государственный профессионально-педагогический университет). Выступил инициатором исследований по педагогике профессионально-технического образования. Принимал активное участие в создании и развитии Всесоюзного научно-исследовательского института профессионально-технического образования РСФСР - первого в стране научного учреждения в области профессионального образования. С. Я. Батышев явился инициатором создания научной школы «Профессиональная педагогика - теория непрерывного образования», осуществляющей целенаправленную разработку методологических подходов к изучению профессиональной педагогики и теории непрерывного образования.

Batarshev Anatoliy Vasil'evich,

Doctor of Pedagogy, Candidate of Psychology, Associate Professor, Chief Researcher of the Laboratory of Psychology and Didactics in Pedagogical Education of the Branch of MBSI «IME RAE» in St. Petersburg, Russia.

TOUCHES TO THE PORTRAIT OF THE HERO OF THE SOVIET UNION ACADEMICIAN OF THE RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION SERGEY YAKOVLEVICH BATYSHEV (IN CELEBRATION OF HIS 100th ANNIVERSARY)

KEYWORDS: Batyshev Sergey Yakovlevich; Russian Academy of Education; New York Academy of Sciences; continuing professional education.

ABSTRACT. The article is devoted to the scientific pedagogical activity of S.Y. Batyshev and his contribution to the development of continuing professional education. S.Y. Batyshev was a Hero of the Soviet Union, an outstanding worker of science of the Russian Federation, academician of the Russian Academy of Education, full member of the New York Academy of Sciences and five other international academies, author of more than four hundred publications (textbooks, monographs, teaching aids and scientific articles) in professional pedagogy. He was in at the beginning of the Scientific Research Institute of Professional Technical Education of the Academy of Pedagogical Sciences of the USSR in Kazan in 1975 and took part in the foundation of Sverdlovsk Engineering Pedagogical Institute in 1979 (now it is the Russian State Professional Pedagogical University). S.Y. Batyshev initiated research in pedagogy of professional technical education. He took an active part in the foundation and development of the All-Union Scientific Research Institute of Professional-Technical Education - the first scientific institution in the field of professional technical education in the country. S.Y. Batyshev created the scientific school "Professional Pedagogy as a Theory of Continuing Education" which carried out purposeful development of methodological approaches to the study of professional pedagogy and theory of continuing education.

IO октября 2015 г. исполнилось бы У 100 лет Сергею Яковлевичу Ба-тышеву, Герою Советского Союза, выдающемуся деятелю науки Российской Федерации, академику Российской академии образования, действительному члену Нью-Йоркской академии наук и пяти других ме-

ждународных академий, автору более четырехсот научных работ (учебников и монографий, учебных пособий и научных статей) по профессиональной педагогике.

Родился Сергей Яковлевич 19 октября (по новому стилю) 1915 г. в деревне Кадом на Рязанщине в семье рабочего. В 1936-

© Батаршев А. В., 2016

1939 гг. после окончания школы и трех курсов Московского машиностроительного института вначале работал учителем в Кадом-ской школе, затем преподавал математику на сельскохозяйственном рабфаке Северной Осетии. В 1939 г. был призван в Красную армию, окончил курсы младших лейтенантов. С июня 1941 г. - участник Великой Отечественной войны.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ С. Я. БАТЫШЕВА

Боевое крещение Сергей Яковлевич принял в самом начале войны в районе Бреста. В первых же боях лейтенант Сергей Батышев показал себя храбрым и грамотным командиром. На шестой день войны был ранен. После выздоровления вернулся на фронт, воевал на Брянском и Закавказском фронтах. Участвовал в освобождении Киева. В конце 1943 г. майор Сергей Баты-шев был назначен командиром батальона 545 стрелкового полка 389 Бердичевской стрелковой дивизии (3 гвардейская армия, Украинский фронт). Вот как отзывались о нем его друзья и товарищи: «Если Сергей Батышев зацепился за высоту, то его ничем оттуда не выкуришь. Это кремень, не комбат!»

13-16 июля 1944 г. в боях при прорыве вражеской обороны в районе сёл Звиняче и Ощев Гороховского района Волынской области батальон майора Батышева, овладев передним укрепленным пунктом противника, развил стремительное наступление, в ходе которого нанес фашистам большие потери в живой силе и технике. В бою комбат был тяжело ранен, но остался в строю, продолжая командовать батальоном. Перемещался с помощью бойцов, которые несли его на плащ-палатке [11].

Герой Советского Союза, майор Батышев Сергей Яковлевич (Висла, Сандомирский плацдарм, 1944 г.)

Когда Батышева привезли в госпиталь, из его тела извлекли 52 осколка. Указом Президиума Верховного Совета СССР № 2333 от 23 сентября 1944 г. за образцовое выполнение заданий командования и проявленное мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками майору Сергею Батышеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После госпиталя комбат вернулся на фронт, участвовал в боях на Сандомирском плацдарме. За годы войны был пять раз ранен (дважды - тяжело). С 1945 г. майор Ба-тышев в запасе. Вернулся к педагогической деятельности, в Саратове работал директором Саратовского индустриально-педагогического техникума. В 1946 г. окончил Саратовский институт механизации. В 1947 г. переведен в Главное управление трудовых резервов, был на руководящей работе в системе профессионально-технического образования (начальник Тверского управления ПТО, начальник Главного управления учебных заведений ПТО, в 1967-1973 гг. -заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию). Благодаря настойчивости и упорству Сергея Яковлевича в 1973 г. в Академии педагогических наук СССР было создано Отделение педагогики и психологии профессионально-технического образования (впоследствии -Отделение базового профессионального образования РАО).

Сергей Яковлевич Батышев стоял у истоков создания в Казани в 1975 г. Научно-исследовательского института профессионально-технической педагогики Академии педагогических наук СССР (НИИ ПТП АПН СССР) (впоследствии - Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО)4, а также Свердловского инженерно-педагогического института в 1979 г. (впоследствии - Российский государственный профессионально-педагогический университет, РГППУ)5.

4 Научно-исследовательский институт профессионально-технической педагогики АПН СССР (НИИ ПТП АПН СССР) создан в 1976 г. Первым директором института стал академик Мирза Исмаилович Махмутов. В 1992 г. директором института стала академик Гузел Валеевна Мухаметзянова. В 2003 г. НИИ преобразован в ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО.

5 Свердловский инженерно-педагогический институт (СИПИ) образован в 1979 г- В 1993 г-СИПИ был преобразован в Уральский государственный профессионально-педагогический университет (УГППУ). С 2001 г. получил название Российский государственный профессионально-педагогический университет и стал единствен-

Сергей Яковлевич профессиональную деятельность совмещал с научной работой. Выступил инициатором исследований по педагогике профессионально-технического образования. Принимал активное участие в создании и развитии Всесоюзного научно-исследовательского института профессионально-технического образования РСФСР (ВНИИ ПТО РСФСР) - первого в стране научного учреждения в области профессионального образования, открывшегося в 1963 г. и преобразованного вначале в ВНИИ ПТО Госпрофобра СССР (1968 г.), а затем, в 1990 г., - в Институт профессионально -технического образования РАО в Ленинграде. Сергей Яковлевич регулярно наведывался в этот институт, подолгу беседовал с научными сотрудниками, оказывал помощь в проведении исследований по многим направлениям: дидактике теоретического и производственного обучения, методике воспитательной работы в профтехучилищах, профессиональной ориентации, экономике, социологии и др. Именно на это время пришелся период тесного сотрудничества по вопросам просвещения и профессионального образования молодежи между двумя академиками РАО - Сергеем Яковлевичем Батышевым и директором Института профессионально-технического образования РАО Антониной Павловной Беляевой.

В 1973-1991 гг. С. Я. Батышев исполняет должность академика-секретаря Отделения педагогики и психологии профтехобразования Академии педагогических наук СССР (затем РАО)6. С 1991 г. Сергей Батышев - президент ассоциации «Профессиональное образование».

С. Я. Батышев явился инициатором создания научной школы «Профессиональная педагогика - теория непрерывного образования», осуществляющей целенаправленную разработку методологических подходов к изучению профессиональной педагогики и теории непрерывного образования [12]. В настоящее время эту школу возглавляет заслуженный деятель науки РФ, академик РАО Александр Михайлович Новиков. Официальное название школы - «На-

ном в стране вузом, расположенным за пределами Москвы и Санкт-Петербурга и имеющим статус российского университета. Первым ректором института (1978-1985 гг.) был Василий Васильевич Блюхер (сын легендарного советского полководца Василия Константиновича Блюхера).

6 Академия педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР) создана в 1943 г. В 1966 г. стала называться АПН СССР. В 1992 г. преобразована в Российскую академия образования. Первым президентом академии (с 1992 по 1997 г.) был Артур Владимирович Петровский. С 1997 г. по настоящее время академией руководит Николай Дмитриевич Никандров.

учная школа С. Я. Батышева - А. М. Новикова: профессиональная педагогика -теория непрерывного образования».

В октябре 1995 г. состоялись торжества по случаю 80-летнего юбилея академика Сергея Яковлевича Батышева, где собрались ученые, соратники, товарищи и друзья юбиляра. Прозвучало много выступлений в честь Героя, Ученого и Гражданина Сергея Батышева.

Заслуженный деятель науки РФ, действительный

член РАО и Нью-Йоркской академии наук, доктор педагогических наук, профессор Сергей Яковлевич Батышев (Москва, 1995 г.). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, Дружбы народов, «Знак Почета», медалью «За отвагу» и многими другими правительственными и воинскими наградами

Поздравила юбиляра с восьмидесятилетием со дня его рождения и шестидесятилетием научно-педагогической и общественной деятельности и директор Института профессионально-технического образования РАО, академик Антонина Павловна Беляева, вручив ему следующий приветственный адрес:

С глубоким уважением, признательностью, гордостью и любовью к Вам, глубокоуважаемый Сергей Яковлевич, обращаюсь в Ваш юбилей! Всегда ценю, боготворю и восхищаюсь жизнестойкости, оптимизму, безграничной учености, любви к Отечеству! Выражаю вечную благодарность за конструктивное участие в

моей судьбе ученого, прошедшего с Вами 25 лет творческого пути!

Всегда Ваша и вместе с Вами А. Беляева, С.-Петербург Я сам был свидетелем крепкой дружбы между двумя корифеями отечественного профессионального образования (Сергеем Яковлевичем Батышевым и Антониной Павловной Беляевой), продолжавшейся на протяжении долгих лет. Общение между Сергеем Яковлевичем и Антониной Павловной становилось особенно тесным в периоды интенсивного развития средних профессионально-технических училищ и становления профессионального образования в связи с организацией средних профессионально-технических учебных заведений нового типа - профессиональных лицеев и колледжей. В 1984 г. мне посчастливилось присутствовать на заседании бюро Отделения педагогики и психологии профессионального образования АПН СССР (Москва, ул. Погодинская, д. 8), руководимом академиком - секретарем бюро С. Я. Батышевым. Обсуждались итоги выполнения научно-исследовательских работ сотрудниками институтов АПН СССР за 1984 г. В то время я, кандидат психологических наук, работал старшим научным сотрудником в Таллинской лаборатории технических средств обучения (с 1985 г. - лаборатория преемственности обучения) Института профессионально-технической педагогики АПН СССР и был откомандирован в Москву вместе с другим сотрудником этой лаборатории, Антсом Таррасте, чтобы выступить с докладами и отчитаться о проделанной лабораторией за 1984 г. работе вместо заболевшего заведующего таллинской лабораторией профессора А. А. Кыверялга. На заседании бюро присутствовали руководители и сотрудники институтов РАО, в частности, заместитель директора ВНИИ ПТО Госпрофобра СССР Антонина Павловна Беляева и заведующая лабораторией педагогической психологии этого института Нина Васильевна Кузьмина. Поражало умение Батышева «владеть» аудиторией. Своими аргументами и логикой он обезоруживал оппонентов. Его напористость, прямота, честность и стремление к завершению начатого дела просто обескураживали. Недаром за глаза коллеги и друзья Сергея Яковлевича называли его «танком».

А вот признания его сподвижника и последователя, академика РАО Александра Михайловича Новикова:

С. Я. Батышев мог прямо на заседании неожиданно повернуть тот или иной вопрос в совершенно новую плоскость и озадачить всех участников на многие годы. С подчиненными он был очень требовате-

лен, но исключительно честен и прям. Прямота его обескураживала. Если кто-то провинился, то получал тут же разнос, что называется, «на полную катушку». Но впоследствии «грехи» больше никогда не вспоминались. В то же время Сергей Яковлевич проявлял редкостную заботу к нуждам и проблемам сотрудников, помогал, чем мог, многих выручал из беды. Авторитет его был таков, что просьбы его исполнялись как приказы, хотя он никому никогда не приказывал [10, с. 10].

О том, какую работу по подготовке и воспитанию научных кадров в системе профессионального педагогического образования проводил Сергей Яковлевич Батышев, сужу по себе. В 1980-1990-х гг. я, имея в то время ученую степень кандидата психологических наук, работал старшим научным сотрудником таллинской лаборатории (Эстонская ССР) преемственности обучения Научно-исследовательского института профессионально-технической педагогики (НИИ ПТП) АПН СССР. Сам институт находился в Казани. Десятилетний опыт научной и опытно-экспериментальной деятельности позволил мне подготовить диссертационное исследование на тему «Педагогические основы преемственности обучения в школе и профтехучилище». После незначительной доработки диссертация была одобрена, получены положительные отзывы от заместителя директора по научной работе НИИ ПТП АПН СССР, доктора педагогических наук Анатолия Александровича Кирсанова и заведующего одной из лабораторий этого НИИ, доктора педагогических наук Юрия Станиславовича Тюнникова. В ноябре 1991 г. я был в командировке в АПН СССР (Москва, ул. Погодинская, д. 8). Не преминул воспользоваться случаем представить свое диссертационное исследование Сергею Яковлевичу Батышеву. Через три дня Маргарита Борисовна Яковлева, секретарь Отделения педагогики и психологии профтехобразования АПН СССР, сообщила мне день и время встречи с С. Я. Батышевым.

При очередной встрече с Сергеем Яковлевичем он сказал:

- Первое впечатление о вашей работе неплохое. Итоги опытно-экспериментального исследования проблем преемственности в содержании, методах и формах обучения заслуживают одобрения. Знаю, что опытно-экспериментальная работа, проводимая у вас в таллинской лаборатории под руководством профессора Антса Кыверялга, достаточно эффективна. Да и результаты теоретического исследования в диссертации, на мой взгляд, вполне приемлемы. Хотя лучше оценить итоги и результаты вашей работы по исследованию проблем преемст-

венности обучения могут в Ленинграде, в Институте профессионально-технического образования РАО. Директор института Антонина Павловна Беляева вопросами методологии преемственности обучения там занимается давно.

Я слушал Сергея Яковлевича, затаив дыхание. Порывался несколько раз в процессе нашего диалога попросить его связаться с Антониной Павловной и предложить ей рассмотреть мою диссертацию. И когда Сергей Яковлевич назвал имя Антонины Павловны, преодолевая смущение, я выпалил:

- Сергей Яковлевич! Не могли бы вы попросить Антонину Павловну рассмотреть мою диссертацию? Лично я сам ей звонить для этого не решаюсь.

- Резонно. Может быть, она сейчас в своем институте.

Сергей Яковлевич поднял трубку телефона, набрал номер. Ответа не последовало. Сергей Яковлевич сказал, что на днях он свяжется с Антониной Павловной, о результатах разговора с ней сообщит мне. Я поблагодарил Сергея Яковлевича и откланялся.

Через неделю, уже находясь в Таллине, я позвонил в Москву секретарю С. Я. Баты-шева Маргарите Борисовне Яковлевой и спросил ее, был ли телефонный разговор между Сергеем Яковлевичем и Антониной Павловной по поводу моей диссертационной работы. Маргарита Борисовна ответила, что точно она об этом не знает, но может спросить у Сергея Яковлевича, который в настоящее время находится у себя в кабинете.

- Подождите у телефона, - сказала она.

Горсть 15-копеечных монет у меня была уже на исходе (телефон-автомат каждые 10 секунд «проглатывал» очередную монету), когда через минуты полторы Маргарита Борисовна сообщила:

- Анатолий Васильевич, к сожалению, Сергей Яковлевич еще не связывался с Антониной Павловной по вашему вопросу, но об этом он помнит и на днях попытается переговорить с нею.

- Как же так?!. - пробормотал я в глубокой задумчивости и повесил трубку. «Что делать? Что же делать?! - не давали покоя мысли. - Обратиться снова к Сергею Яковлевичу? Но что же я ему скажу? Не посчитает ли он такое обращение назойливым, если не навязчивым? Да и потом, ведь ясно Маргарита Борисовна сказала, что Сергей Яковлевич помнит о моей просьбе... Но время-то идет, на дворе конец ноября, отчеты, приближаются новогодние праздники... Может, набраться храбрости и лично позвонить Антонине Павловне? И этот вариант не самый лучший. Да и что ей я могу сказать, кроме: «Здравствуйте, я ваш зна-

комый, вот диссертация...»? Нет, этот вариант отпадает. Все-таки немного я знаю Антонину Павловну, она - человек кристальной честности и высоких нравственных качеств. Такой звонок навсегда закроет мне дорогу в узилище научной мысли руководимого ею института. Остается одно - ждать».

Обуреваемый такими мыслями, инстинктивно потянулся набирать номер телефона Сергея Яковлевича, намереваясь...

И вдруг после набора номера отчетливо слышу диалог между Сергеем Яковлевичем и Антониной Павловной. Я был шокирован. Первое побуждение - положить трубку и не подслушивать чужой разговор - угасло под влиянием нездорового любопытства (как-никак, разговор-то шел о моей диссертационной работе). Затаив дыхание, в течение 5-6 минут я слушал этот разговор, а аппарат (странное дело!) не принимал от меня ни одной монеты. Очереди к аппарату не было, и была прекрасная слышимость, будто собеседники располагались рядом, слева и справа от меня. Этот диалог запомнился мне настолько отчетливо, что передаю его почти дословно.

- Антонина Павловна, неделю тому назад ко мне приезжал Анатолий Васильевич Батаршев из Казани. Он работает в таллинской лаборатории у профессора Кыверялга. Вы знаете Батаршева?

- Хорошо знаю. Мы встречались с ним. Несколько раз Анатолий Васильевич приезжал в наш институт, выступал с докладами на конференциях.

- Так вот, он привез подготовленную рукопись докторской диссертации «Педагогические основы преемственности обучения в школе и профтехучилище». Я просмотрел его работу и пришел к убеждению, что она достаточно информативна, базируется на результатах 10-летних опытно-экспериментальных исследований. Знаю, что и вы когда-то занимались исследованием проблем преемственности обучения. Не могли бы вы просмотреть эту работу и сделать заключение, может ли она считаться хорошей докторской диссертацией?

- Сергей Яковлевич! - тут голос Антонины Павловны задрожал, послышались нотки явного раздражения, запала и укора. - Да как вы, Сергей Яковлевич, - продолжала она, - смеете говорить мне такое! Это же явный протекционизм! - продолжал звенеть ее голос.

Краска стыда заливала мое лицо. Боясь быть уличенным в подслушивании даже сторонними людьми, стоял я, не шелохнувшись, плотно прижимая телефонную трубку к уху.

- Антонина Павловна! - извиняющимся тоном, словно провинившийся школь-

ник, продолжал Сергей Яковлевич, - вы меня совсем не так поняли.

- Как так не поняла?! Я прекрасно Вас...

- Да нет же! - оправдывался Сергей Яковлевич, - я всего-то имел в виду, что вы дадите указание рассмотреть работу Батар-шева в какой-нибудь лаборатории. И пусть сотрудники лаборатории выносят свой вердикт.

Антонина Павловна дала согласие заслушать меня в одной из лабораторий института лишь тогда, когда Сергей Яковлевич сообщил, что на мою диссертацию получены два положительных отзыва от докторов педагогических наук (один отзыв - от заместителя директора по научной работе НИИ среднего специального образования АПН СССР Анатолия Кирсанова, второй -от заведующего лабораторией этого института Юрия Тюнникова). Разговор был закончен, я осторожно повесил трубку и тихо вышел из зала почтового отделения, сопровождаемый любопытными и недоуменными взглядами двух знакомых мне сотрудниц этого отделения.

Через несколько дней я позвонил Антонине Павловне. Сказал, что полностью законченную диссертационную работу две недели тому назад представил Сергею Яковлевичу Батышеву.

- Мои исследования он одобрил, -продолжал я, - и рекомендовал мне обратиться к вам с просьбой о рассмотрении моей работы в вашем институте. Прошу Вас, Антонина Павловна, об этом, хотя и знаю вашу чрезвычайную загруженность.

Антонина Павловна ответила в том смысле, что декабрь - отчетный период, времени нет, но будет ждать меня во второй половине января.

И вот в согласованное время я предстою пред очи Антонины Павловны и кладу на стол свой трактат. Мне казалось, что моя работа - вполне законченное самостоятельное исследование, к тому же получившее положительные оценки таких светил профессионально-технической педагогики, как Анатолий Александрович Кирсанов и Юрий Станиславович Тюнников. Да и сам Сергей Яковлевич Батышев одобряет мои исследования! Стоит ли волноваться?

- Анатолий Васильевич, у вас есть время? Можете остановиться у нас в гостинице на два-три дня.

Я ответил согласием.

- Вот и хорошо, - продолжила Антонина Павловна, - приходите ко мне завтра примерно в такое же время.

Назавтра в назначенное время я прибыл к директору, предвкушая изъявления одобрения и, может быть, некоторые указания по улучшению оформления полностью

готовой и сброшюрованной диссертации. Однако первые же слова Антонины Павловны обескуражили меня, как показалось, не совсем справедливой оценкой моего многолетнего исследования.

- Анатолий Васильевич! Я прочла вашу работу. В ней, конечно, есть рациональное зерно. Однако в таком виде, в котором вы представили ее мне, она не может быть вынесена даже на обсуждение в лабораториях. В диссертации недостаточно отражены ме-тодолого-теоретические аспекты исследования комплексной проблемы преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе, - вынесла Антонина Павловна свой вердикт.

Взглянув на мою помрачневшую физиономию, Антонина Павловна попыталась меня утешить:

- Анатолий Васильевич, у вас есть на что опереться. Прежде всего, это практика, проведенные Вами опытно-экспериментальные исследования. А диссертационную работу необходимо полностью переструктурировать, поменять названия глав и большинство параграфов, отдельные пункты представить в новой редакции. Работа предстоит большая. Более подробные рекомендации по доработке диссертации изложены мною на трех страницах.

Антонина Павловна спросила, готов ли я следовать ее совету по доработке диссертации. Я ответил утвердительно. Антонина Павловна протянула на прощание руку и отпустила с Богом.

В ходе патроната со стороны Сергея Яковлевича Батышева и Антонины Павловны Беляевой мое диссертационное исследование еще дважды дорабатывалось, пока не было поставлено на защиту в ноябре 1992 г. в Институте профессионально-технического образования РАО. Защита прошла успешно. В 2003 г. я был приглашен Антониной Павловной возглавить одну из лабораторий этого института. Заведующим лабораторией психологических исследований педагогического образования я проработал в этом институте почти 10 лет. В настоящее время работаю главным научным сотрудником института, с середины 2015 г. преобразованного в филиал ФГБНУ «ИУО РАО» в Санкт-Петербурге.

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ С. Я. БАТЫШЕВА

Батышев С. Я. Научная организация педагогического труда : в 2 кн. М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 1992.

Батышев С. Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. 3-е изд. М. : Высш. шк., 1980. 456 с.

Батышев С. Я. Основы производственной педагогики : учеб. пособие. М. : Машиностроение, 1971. 552 с.

Батышев С. Я. Подготовка рабочих кадров. М. : Экономика, 1984. 247 с.

Батышев С. Я. Подготовка рабочих профессионалов. М. : Изд-во РАО, 1995. 346 с.

Батышев С. Я. Производственная педагогика : учеб. для проф. обучения рабочих на производстве. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Машиностроение, 1984. 671 с.

Батышев С. Я. Реформа профессиональной школы: опыт. Поиск. Задачи. Пути реализации. М. : Высш. шк., 1987. 343 с.

Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. М. : Педагогика, 1987. 192 с.

Батышев С. Я. Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. 2-е изд., перераб. М. : Экономика, 1974. 384 с.

Профессиональная педагогика : учеб. для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. С. Я. Баты-шева. 2-е изд., перераб. М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. 904 с.

Научные заслуги С. Я. Батышева сложно переоценить. К примеру, в учебнике «Профессиональная педагогика» (1999) раскрыты такие темы, как законы профессиональной педагогики, новое содержание профессионального образования, инновационные технологии обучения, проектирование педагогических систем, новые формы и методы обучения и воспитания учащихся, комплексное применение средств обучения в учебном процессе, управление профессиональным образовательным учреждением.

Практико-ориентированное направление в фундаментальной профессиональной педагогике - основная тема Сергея Яковлевича, которая не подводила его никогда, о чем свидетельствуют его заслуги перед профессиональным отечественным образованием.

Сергей Яковлевич Батышев - доктор педагогических наук (1969), профессор (1970), член-корреспондент АПН СССР (1968), действительный член АПН СССР (1974), действительный член Российской академии образования (1993), Нью-Йоркской академии наук (1979), Международной академии технического образования (1995), Международной кадровой академии (1989), Академии профессионального образования (1990), почетный член Международной академии образования (1990), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1990). В 1998 г. ему была присуждена премия Президента РФ в области образования. Под научным руководством С. Я. Батышева подготовлено более 80 докторов и кандидатов наук.

Жил Сергей Яковлевич в Москве, скончался 21 марта 2000 г. на 85 году жизни. На родине, в городе Кадоме, одна из улиц названа его именем, открыт музей Героя, его именем названа также школа, где он учился. В Российском государственном профессионально-педагогическом университете учреждена стипендия имени С. Я. Батышева. Раньше Международные научные чтения, посвященные памяти академика Сергея Яковлевича Батышева, ежегодно проводились в г. Николаеве (Украина). В настоящее время они проводятся и в России. 19 октября 2015 г. научные педагогические чтения, посвященные 100-летию со дня рождения Сергея Яковлевича, прошли в Москве. Пышно и торжественно этот знаменательный день отмечала педагогическая общественность России, отдавая должное ученому-патриоту, Герою Советского Союза, выдающемуся деятелю науки Российской Федерации, академику Сергею Яковлевичу Батышеву.

Санкт-Петербург, 10 декабря 2015 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батышев С. Я. Научная организация педагогического труда : в 2 кн. М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Батышев С. Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. 3-е изд. М. : Высш. шк., 1980. 456 с.

3. Батышев С. Я. Основы производственной педагогики : учеб. пособие. М. : Машиностроение, 1971. 552 с.

4. Батышев С. Я. Подготовка рабочих кадров. М. : Экономика, 1984. 247 с.

5. Батышев С. Я. Подготовка рабочих профессионалов. М. : Изд-во РАО, 1995. 346 с.

6. Батышев С. Я. Производственная педагогика : учеб. для проф. обучения рабочих на производстве. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Машиностроение, 1984. 671 с.

7. Батышев С. Я. Реформа профессиональной школы: опыт. Поиск. Задачи. Пути реализации. М. : Высш. шк., 1987. 343 с.

8. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. М. : Педагогика, 1987. 192 с.

9. Батышев С. Я. Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. 2-е изд., перераб. М. : Экономика, 1974. 384 с.

10. Боец, учитель, ученый (о Герое Советского союза, академике С. Я. Батышеве). М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 2001.

11. Каргапольцев С. Батышев Сергей Яковлевич / / Герои страны : сайт. URL: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7809 (С. Каргапольцев).

12. Научная школа С. Я. Батышева - А. М. Новикова (Профессиональная педагогика - теория непрерывного образования) / сост. О. Ю. Грезнева. М. : Изд-во ЭГВЕС, 2010.

13. Профессиональная педагогика : учеб. для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. С. Я. Батышева. 2-е изд., перераб. М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. 904 с.

REFERENCES

1. Batyshev S. Ya. Nauchnaya organizatsiya pedagogicheskogo truda : v 2 kn. M. : Assotsiatsiya «Professional'noe obrazovanie», 1992.

2. Batyshev S. Ya. Nauchnaya organizatsiya uchebno-vospitatel'nogo protsessa. 3-e izd. M. : Vyssh. shk., 1980. 456 s.

3. Batyshev S. Ya. Osnovy proizvodstvennoy pedagogiki : ucheb. posobie. M. : Mashinostroenie, 1971. 552 s.

4. Batyshev S. Ya. Podgotovka rabochikh kadrov. M. : Ekonomika, 1984. 247 s.

5. Batyshev S. Ya. Podgotovka rabochikh professionalov. M. : Izd-vo RAO, 1995. 346 s.

6. Batyshev S. Ya. Proizvodstvennaya pedagogika : ucheb. dlya prof. obucheniya rabochikh na proizvodstve. 3-e izd., pererab. i dop. M. : Mashinostroenie, 1984. 671 s.

7. Batyshev S. Ya. Reforma professional'noy shkoly: opyt. Poisk. Zadachi. Puti realizatsii. M. : Vyssh. shk., 1987. 343 s.

8. Batyshev S. Ya. Trudovaya podgotovka shkol'nikov: voprosy teorii i metodiki. M. : Pedagogika, 1987. 192 s.

9. Batyshev S. Ya. Formirovanie kvalifitsirovannykh rabochikh kadrov v SSSR. 2-e izd., pererab. M. : Ekonomika, 1974. 384 s.

10. Boets, uchitel', uchenyy (o Geroe Sovetskogo soyuza, akademike S. Ya. Batysheve). M. : Assotsiatsiya «Professional'noe obrazovanie», 2001.

11. Kargapol'tsev S. Batyshev Sergey Yakovlevich // Geroi strany : sayt. URL: http://www.warheroes.ru/ hero/hero.asp?Hero_id=7809 (S. Kargapol'tsev).

12. Nauchnaya shkola S. Ya. Batysheva - A. M. Novikova (Professional'naya pedagogika - teoriya nepreryvnogo obrazovaniya) / sost. O. Yu. Grezneva. M. : Izd-vo EGVES, 2010.

13. Professional'naya pedagogika : ucheb. dlya studentov, obuchayushchikhsya po pedagogicheskim spetsial'nostyam / pod red. S. Ya. Batysheva. 2-e izd., pererab. M. : Assotsiatsiya «Professional'noe obrazovanie», 1999. 904 s.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.