Научная статья на тему 'Методы реализации художественно-технологического содержания высшего образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи'

Методы реализации художественно-технологического содержания высшего образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / НАСТАВНИЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бесшапошникова Ю. А.

В статье раскрыты методы обучения художественно-технологической деятельности студентов обучающихся искусству холуйской лаковой миниатюрной живописи в высшем образовании. Рассмотрен процесс учения студента наставничество и методы проблемного обучения, основанные на классификации методов обучения М.И. Махмутова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы реализации художественно-технологического содержания высшего образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи»

Бесшапошникова Ю.А. к.п.н, доцент кафедры лаковой миниатюрной живописи Высшей школы народных искусств (института)

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОЛУЙСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ

Аннотация. В статье раскрыты методы обучения художественно-технологической деятельности студентов обучающихся искусству холуйской лаковой миниатюрной живописи в высшем образовании. Рассмотрен процесс учения студента -наставничество и методы проблемного обучения, основанные на классификации методов обучения М.И. Махмутова.

Ключевые слова: метод, наставничество, художественно-технологическое содержание, высшее образование.

U. Besshaposhnikova, PhD, associate professor of varnish tiny painting of the Higher school of folk arts (institute), mail: [email protected]

METHODS OF IMPLEMENTATION OF ART AND PROCESS OF HIGHER EDUCATION IN KHOLUY LACQUER MINIATURE PAINTING

Abstract. In article methods of training of art and technological activity of the students who are trained in art of ^oly lacquer miniature painting in the higher education are opened. Process of the teaching of the student - the mentoring and methods of problem training based on classification of methods of training of M. I. Makhmutov is considered.

Key words: method, mentoring, art and technological maintenance, the higher education.

Как известно, методы обучения в профессиональной педагогике характеризуют как систему последовательных, взаимосвязанных действий преподавателя и обучаемого, обеспечивающих, прежде всего, освоение содержания образования [2, с. 10] или как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, при помощи которых достигается прочное владение знаниями, навыками и умениями, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний [8, с. 500]. Считая, что процесс обучения художественно-технологической деятельности в учебном заведении являет собой тесное взаимодействие преподавателя и обучаемого [1, 3, 4, 7, 10, 11], при рассмотрении методов обучения основываемся на классификации методов обучения М.И. Махмутова [6], которые разделены на методы преподавания и методы учения.

Наш выбор обусловлен тем, что наибольшее количество учебных часов общепрофессионального и профессионального циклов студенты, обучающиеся искусству холуйской миниатюры в среднем профессиональном образовании и высшем образовании, проводят на практических занятиях. В этих условиях преподаватели объясняют, показывают, направляют и сопровождают пояснениями поисковые и самостоятельные работы студентов. Главной функцией преподавания на практических занятиях по дисциплинам «Проектирование», «Основы композиции», «Основы производственного мастерства» и других становится сопровождение процесса учения студента, наставничество. Это формирует индивидуальный подход к каждому студенту и индивидуальную форму организации обучения. Под наставничеством мы понимаем систему социально-педагогических воздействий преподавателя на сознание, чувства и волю обучаемых с целью формирования у них устойчивого положительного отношения к традиционно-прикладному искусству (в том числе к искусству холуйской миниатюры), стремление к его сохранению и овладению на высоком уровне художественно-технологической деятельностью. Основной целью наставничества

является воспитание у студента потребности в развитии культурного наследия нашей страны, чувства профессиональной ответственности к истокам традиций холуйского искусства; формирование у будущего художника прочных художественно-технологических знаний и умений, соответствующих традициям и современным требованиям; сокращение сроков профессиональной адаптации выпускников учебных заведений за счет достижений ими при обучении высококачественных показателей художественно-технологической деятельности. Среди различных форм наставничества, выделенных в профессиональной педагогике (индивидуальная, групповая, бригадная, молодежная, коллективная [9, с. 479]), для успешного освоения художественно-технологического содержания нами определена иная форма наставничества - индивидуально-групповая. При данной форме наставничества преподаватель, работая с малой группой студентов, непосредственно оказывает внимание каждому из них на протяжении всего занятия. Для реализации индивидуально-групповой формы наставничества преподаватель разрабатывает структуру воспитательной деятельности, которая складывается из изучения личности каждого студента, планирования воспитательной работы, организации художественно-технологической деятельности и ее познания студентами на каждом занятии в различных дисциплинах. Изучение личности студента осуществляется через основные четыре группы его свойств:

- художественно-технологическую подготовленность;

- нравственные качества;

- психологические особенности характера;

- индивидуальные психо-физиологические особенности.

Выделим три периода наставничества: вводный, стабилизационный и заключительный. На вводном этапе преподаватель устанавливает контакт общения со студентом, внимательно следит за взаимоотношениями студента с другими студентами, оперативно определяет и устраняет причины конфликтов.

В этот период устанавливается психологическая совместимость преподавателя и студента, что чрезвычайно важно для всей дальнейшей профессиональной подготовки студента по направлению художественно -технологической деятельности. Это объясняется еще и тем, что в общепрофессиональном и профессиональном циклах обучения художественно-технологической деятельности задействован один и тот же круг преподавателей. Вводный период наставничества в среднем профессиональном образовании длится примерно 1,5 года, в высшем образовании - 2 года.

Преподаватель в стабилизационный период создает благоприятное учебное место для практической работы студента, так как на практических занятиях общепрофессионального и профессионального циклов студент проводит 2/3 количество учебных часов. В этот период на занятиях по дисциплинам «Основы производственного мастерства», «Проектирование» и других устанавливается преподавателем требования обязательности качественного выполнения художественных практических заданий, например, выполнение копии с холуйской лаковой миниатюрной живописи, исполненной выдающимся художником. В данный период организуется дифференцированная работа с разными художественно-технологическими заданиями, которые постепенно усложняются в процессе обучения, например, от линий, выполненных в графическом рисунке, в технике кистевой росписи «прорись» до работ темперными красками (учебная дисциплина «Исполнительское мастерство» в среднем профессиональном образовании и «Основы производственного мастерства» в высшем образовании). Для решения этих задач в этот период формируются у студентов определенные установки: мотивация к художественно-технологической деятельности, ориентированная на конечный результат - произведение лаковой миниатюрной живописи; самостоятельность в выполнении творческих заданий, ответственность перед собой как художником-носителем холуйского искусства; оценка результата художественно-технологической деятельности; серийность форм изделий лаковой миниатюрной живописи и единичность содержания произведений холуйской

миниатюрной живописи. Стабилизационный период в среднем профессиональном образовании длится в среднем 1 год, в высшем образовании - 1 год.

Заключительный период наставничества характеризуется расширением практических художественно-технологических умений, успешным овладением комплексами художественно-технологической деятельности, необходимых для выполнения творческих заданий и выполнения норм и требований квалификационных работ. Студенты в этот период активно принимают участие в общественной жизни учебного учреждения, приобретают организационные, научно-исследовательские компетенции. Студенты вырабатывают свой присущий только им индивидуальный стиль художественно-технологической деятельности, который реализуется в учебных и квалификационных индивидуальных работах.

Классификация методов по М.И. Махмутову использована в исследовании и с позиций того, что за ее основание принят уровень проблемности освоения учебного материала и уровень эффективности учения [5]. При использовании методов этой классификации происходит переход от простых методов к сложным, что соответствует переходу от низкого к высокому уровню в усвоении знаний, умений, компетенций, который сопровождается самостоятельной творческой деятельностью студента по созданию холуйской лаковой миниатюрной живописи.

Определенные нами методы для исследования реализации художественно -технологического содержания являются методами проблемного обучения, то есть обучения, построенного на теории управления учебным процессом, в которой ведущее место занимает активизация познавательной деятельности обучаемого. В процессе обучения создаются проблемные ситуации, развивающие мыслительную деятельность, познавательную самостоятельность обучаемых и формирование способностей мышления, таких как оригинальность творческого решения, критичность, чувствительность к кругу проблем, например, к выполнению на высоком уровне художественно-технологической деятельности.

Методы данной классификации представлены ниже общими примерами, объясняющими их действие:

методы преподавания:

1) информационно-сообщающий - это сообщение преподавателем о целях, задачах, количестве отведенных часов на выполнение задания, требования, предъявляемые к выполнению задания, основные понятия в области холуйской лаковой миниатюрной живописи, история развития холуйской миниатюры, ее особенностей, выдающихся мастеров;

2) объяснительный метод - метод, когда разъясняются приемы, этапы и особенности художественно-технологической деятельности, с демонстрацией учебно-методических образцов, лучших произведений холуйской лаковой миниатюрной живописи;

3) инструктивно-практический - преподаватель контролирует художественно-технологическую деятельность студентов на практических занятиях и практиках, учитывая индивидуальные способности каждого студента;

4) объяснительно-побуждающий - метод, когда выданное учебное задание частично объясняется педагогом, а частично дается студентам в виде проблемно-познавательных задач, так, например, на основе выполнения копии с предложенного образа преподаватель разъясняет приемы, этапы ведения художественно-технологического процесса, а студент при копировании решает проблемно-познавательные задачи художественно-технологической деятельности;

5) побуждающий метод - это дополнительные разъяснения преподавателя при разработке художественно-творческого проекта, побуждающие правильно выполнить последовательность работы, верно понять тему задания, выбрать способы и варианты решения задачи (при этом студенту ставится задача собрать, изучить и проанализировать практический материал по заданной теме, трансформировать его и представить варианты собственного решения творческой работы).

Методы учения:

1) исполнительский - это выполнение заданий на автоматическом уровне, не анализируя и не осмысляя собственной деятельности, к ней можно отнести подготовку инструментов и материалов для выполнения задания, копирование, заучивание теоретического материала;

2) репродуктивный - это понимание и освоение знаний, передаваемых педагогом, а также практическое применение изученного материала;

3) продуктивно-практический - это отработка навыков художественно-технологической деятельности, создание новых художественно-технологических проектов, чертежей, макетов, выполнение организационно-практической деятельности;

4) частично-поисковый - это применение знаний, полученных от педагога с учетом собственной поисковой деятельности;

5) поисковый - это самостоятельное решение студентом поставленных задач, проблем, при этом студент усваивает новые знания.

Существует четкая соотнесенность методов преподавания с методами учения, например, информационно-сообщающему методу преподавания соответствует исполнительский метод учения, а объяснительно-побуждающему методу преподаванию соответствует частично-поисковый метод учения.

Особенностью применения методов обучения является их последовательность использования, но она может изменяться. Это зависит, прежде всего, от целей и содержания обучения. Так, с первых занятий по учебной дисциплине «Проектирование» в среднем и высшем образовании используются объяснительно-побуждающий и побуждающий методы преподавания и частично-поисковый и поисковый методы учения, так как преподаватель сразу приступает к формированию у студентов самостоятельности в поисковой работе, творческой активности. Раскрытые методы позволяют судить о высокой квалификации

преподавателя, профессионально владеющего художественно-технологическими особенностями искусства холуйской миниатюры.

Список литературы:

1. Агапова, И.Э. Педагогическая модель формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Агапова Ия Эдуардовна. - М., 2009. - 176 с.

2. Александрова, Н.М. Профессиональная педагогика : методология и теория обучения : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и науч. - пед. работников проф. образования [Текст] / Н.М. Александрова. - Н. Новгород : Волж. гос. инж.-пед. ун-т ; СПб. : Любавич, 2010. - 188 с.

3. Батаршев, А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев. - М.: Гуманист ; ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования : учеб.пособие / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург : Изд-во Урал.гос. проф. - пед. ун-та, 2000. - 397 с.

5. Махмутов, М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах / М.И. Махмутов. - М.: АПН, 1983. - 63 с.

6. Махмутов, М.И. Проблемное обучение : Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М. : Педагогика, 1975. - 367 с.

7. Педагогика : учебник для бакалавров / под общ.ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. - М.: Изд. Юрайт, 2012. - 132 с. - (Серия: Бакалавр. Базовый курс).

8. Профессиональная педагогика: учеб.для студентов, обучающихся по пед. спец. и направлениям / ред. С.Я. Батышев, М.Б. Яковлева, В. А. Скакун [и др.]. - М. :Ассоц. «Проф. образование», 1997. - 512с.

9. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / А.П. Беляева, С.Я. Баев, Н.Ф. Золотухина и [др.] ; под общ.ред. А.П. Беляевой ; Ин-т профтехобразования РАО. - СПб., 1995. -230 с.

10.Сайфулина, Е.В. Формирование готовности студентов вуза к профессиональной инновационной деятельности в области художественной вышивки:дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Сайфулина Елена Витальевна. -СПб., 2014. - 222 с.

11.Ясвин, В.А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию // В.А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. - 366 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.