Научная статья на тему 'Современный преподаватель образовательного учреждения традиционного прикладного искусства'

Современный преподаватель образовательного учреждения традиционного прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / МАСТЕРСТВО / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Н. А.

В статье рассмотрен вопрос прямой зависимости качества обучения студентов в области традиционного прикладного искусства от профессиональной компетентности преподавателя. Обоснована необходимость постоянного совершенствования преподавателя как в практическом образовательном направлении, так и в научном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный преподаватель образовательного учреждения традиционного прикладного искусства»

Романова Н.А., преподаватель русского языка и литературы, Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова Высшей школы народных искусств (академии).

Romanova N.A, teacher of the Russian language and literature of the Kholui branch of Higher School of Folk Arts (Academy).

Современный преподаватель образовательного учреждения традиционного прикладного искусства

Modern teacher of educational institution of traditional applied art

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос зависимости качества обучения студентов в области традиционного прикладного искусства от профессиональной компетентности преподавателя. Обоснована необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства преподавателя как в практическом образовательном направлении, так и в научном. Актуальность статьи обусловлена активным поиском путей обновления содержания, форм и методов профессионального образования в современном обществе, инновационными подходами к художественному образованию в области традиционного прикладного искусства.

Ключевые слова: Образование, преподаватель, мастерство, обучение, традиционное прикладное искусство.

Abstract. The article deals with the question of the dependence of the quality of students ' education in the field of traditional applied art on the professional competence of the teacher. The necessity of continuous improvement of pedagogical skill of the teacher both in the practical educational direction, and in scientific is proved. The relevance of the article is due to the active search for ways to update the content, forms and methods of professional education in modern society, innovative approaches to art education in the field of traditional applied art.

Key words: Education, teacher, skill, training, traditional applied art.

Современный уровень художественного образования отмечен активным поиском путей обновления его содержания, форм и методов. Инновационные подходы к художественному образованию в области традиционного прикладного искусства требуют подготовку преподавателей нового типа. Обществу нужен специалист, имеющий не только функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая и социально-активная личность, владеющий сущностью традиционного прикладного искусства.

В XXI веке, как никогда, качество образования - это прежде всего уровень подготовки специалиста, уровень его профессиональной компетентности, т.к. как главным объектом преподавательской деятельности и одновременно партнером и участником в образовательном процессе является студент.

Академик С.Я. Батышев дал характеристику этому понятию «качество образования». Это «интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить» [5, с. 417]. В.Ф. Максимович отмечает, что главным критерием оценивания, определяющим уровень сформированности педагогического мастерства художника-педагога, необходимо считать качество подготавливаемых специалистов [3].

Качество образования зависит от нескольких факторов, среди которых можно выделить следующие:

- содержание, имеющее в своей основе все самое лучшее из духовной культуры и опыта в определенной области человеческой деятельности;

- высокий уровень компетентности педагогических кадров;

- самые передовые образовательные технологии с соответствующей материально-технической базой;

- гуманистическая ориентация;

- полнота удовлетворения потребностей социума в знаниях, умениях и навыках.

Изучение современного состояния образования в области традиционного прикладного искусства, в частности, русских художественных лаков, представляет научный интерес, где от исхода решения насущных вопросов зависит судьба ценнейшей отрасли национальной художественной культуры.

В контексте проводимого нами исследования в Холуйском филиале лаковой миниатюрной живописи им. H.H. Харламова Высшей школы народных искусств (академии) более глубоко и детально проанализирована практика преподавания и критерии ее эффективности. Холуйское искусство характеризуется неповторимым колоритом, формой, изысканностью росписи. Постичь эту красоту во всей ее полноте, приобрести мастерство, глубоко проникнуть в особенности данного промысла возможно лишь с высокопрофессиональным педагогом. Преподаватель - многосторонняя личность, способная к созданию уникальных произведений традиционного прикладного искусства, имеющая интеллектуальные и творческие способности. По мнению Т.Н. Поляковой, развитие профессионализма педагога происходит в результате осознания и развития им своих творческих возможностей [4, с. 82].

Будущие художники лаковой миниатюры гораздо быстрее усваивают, учебный материал, под руководством такого мастера, который обладает знанием сущности холуйских лаков, которые представляет собой:

- глубокое познание истоков становления художественного промысла (от первых работ иконописцев до современных произведений художников-миниатюристов);

- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для творческого замысла, используя информационные технологии в профессиональной деятельности;

- знание технологии изготовления полуфабриката изделий и росписи на папье-маше.

- умение выполнять высокохудожественное произведений в стиле холуйской лаковой миниатюрной живописи.

Качество образовательной деятельности во многом связано с процессами интеграции профессиональных дисциплин, которая обеспечивает согласованную деятельность преподавателей. Взаимосвязь таких профильных предметов как «Живопись», «Исполнительское мастерство» и «Проектирование» является значимым фактором в подготовке художника холуйской лаковой миниатюрной живописи. Стоит отметить, что задания программы дисциплины «Исполнительское мастерство» взаимосвязаны с заданиями дисциплин «Проектирование» и «Живопись», особенностью которых является взаимодействие декоративных и объемно-пространственных выразительных средств холуйской миниатюрной живописи, представляющих собой совокупность художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность (стилизация, трансформация, орнамент, художественная условность).

Так, например, на занятиях первого курса исполнительского мастерства студенты изучают тему орнамента и выполняют по этой теме задания. Параллельно на уроках проектирования изучается эта тема, но уже в творческом аспекте. На занятиях по живописи выполняется декоративная переработка этюдов растений и осенних листьев с применением декоративно-условных приемов холуйской миниатюрной живописи в орнаментальной композиции.

Органичное сочетание двух составляющих говорит о педагогическом мастерстве преподавателя, поэтому создание художественно-творческого пространства в Холуйском филиале ВШНИ (а) подразумевает единство деятельности преподавателя и обучающегося в рамках тандема «преподаватель - ученик», где между ними в качестве связующего находится искусство. Н.Ю. Дунаева определяет обучение как тандем учителя и ученика, что «в полной мере распространяется на профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства» [2, с. 95].

Процесс обучения лаковой миниатюре - художественно-творческий процесс, включающий руководителя, который ставит задачу, постановку для ее решения художественно-выразительными средствами, обучающегося-исполнителя, исполнителя, творца и произведение искусства как итог творческой работы (схема 1).

Следует подчеркнуть, что успехов в деле развития специалиста можно добиться лишь с помощью совершенствования всей системы, составляющей образовательный процесс. Разработка учебно-методического комплекса: учебных программ дисциплин, учебных и методических пособий, наглядных

образцов, методических рекомендаций и другое представляют не узко методические вопросы, а именно решение комплексной проблемы всей системы обучения холуйской миниатюрной живописи [1]. Преподаватель современного образовательного учреждения - это и преподаватель, и воспитатель, ученый, психолог, методист, писатель, а в нашей области еще и художники. Время требует от современного преподавателя мобильности, организационной и мыслительной гибкости, креативности, активности и постоянного стремления к изменениям, к инновациям и владение информационными технологиями.

Литература

1. Безина И.А., Федотова, О.В. Живопись в обучении будущих художников лаковой миниатюрной живописи: значение и содержание обучения / И.А. Безина, О.В. Федотова // Монография. - СПб.: ВШНИ, 2015. -80 с.

2. Дунаева Н.Ю. Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства: дис. ...канд. пед. наук: 13.00. 08 / Наталия Юрьевна Дунаева. - СПб., 2013. - 236 с.

3. Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства): дис. ...докт. пед. наук: 13.00.01 / Валентина Федоровна Максимович; РАО; ин-т худож. образования - М., 2000. - 293 с.

4. Полякова Т.Н. Полихудожественный подход в постдипломном педагогическом образовании // Искусство и образование. 2008 - №3 - С.79-84.

5. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. СЛ. Батышева. -М., АПО. Т. 1-2. 1998-1991. - 568 е.: ил. , 440 е.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.