УДК 378
Lomakin M.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Drawing and Painting Department, Higher School of Folk Arts
(Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: mihail.lomakin@inbox.ru
CONTENTS AND METHODOLOGY OF TEACHING DRAWING FOR THE LACQUER MINIATURE PAINTING STUDENTS. In
modern conditions training of future artists of traditional applied art needs a strong professional basis of higher education built on centuries-old artistic traditions of the academic school. The picture is a special place in the spectrum of the disciplines of learning in the field of lacquer miniature painting that is connected with the necessity for a sustained process of formation of competences of a specialist in a designated area. The article handles the problem of the contents and methodology of the drawing teaching for the lacquer miniature painting students. It discloses the specific character of the drawing from nature intended for students of this specialization, which character is determined by the traditions and technological features of the lacquer miniature.
Key words: drawing, lacquer miniature painting, traditional applied arts' profile, drawing from nature, technological features, easel painting.
М.О. Ломакин, канд. пед. наук, доц. каф. рисунка и живописи, Высшая школа народных искусств (академия),
г. Санкт-Петербург, Е-mail: mihail.lomakin@inbox.ru
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСУНКА БУДУЩИМ ХУДОЖНИКАМ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ
В современных условиях обучение будущих художников традиционного прикладного искусства нуждается в крепкой профессиональной базе высшего образования, построенного на многовековых традициях художественной академической школы. Рисунок занимает в спектре дисциплин обучения в области лаковой миниатюрной живописи особое место, что связано с её необходимостью для устойчивого процесса формирования компетенций специалиста в обозначенной области. В статье анализируется содержание и методы преподавания рисунка студентам лаковой миниатюрной живописи, раскрывается специфика натурного рисунка для студентов этого профиля, которая определяется традициями и художественно-технологическими особенностями лаковой миниатюрной живописи.
Ключевые слова: рисунок, лаковая миниатюрная живопись, профиль традиционного прикладного искусства, натурный рисунок, художественно-технологические особенности, станковая живопись.
В современных условиях обучение будущих художников традиционного прикладного искусства нуждается в крепкой профессиональной базе высшего образования, построенного на многовековых традициях художественной академической школы. В этой связи закономерным становится вопрос о необходимости обучения будущих художников традиционного прикладного искусства рисунку и живописи, как важнейшему подспорью в их будущей творческой, научной и педагогической деятельности.
В настоящей статье рассматривается вопрос о содержании и методах обучения рисунку студентов одного из важнейших профилей традиционного прикладного искусства - лаковой миниатюрной живописи (в контексте обучения специалистов в области лаковой миниатюрной живописи, по специальности 54.05.02 «Живопись»).
Понятие «рисунок» чрезвычайно широко, и включает в себя вообще все, связанное с любым рисунком - натурным, декоративным, рисунком по памяти и по представлению, набросок, эскиз и штудию [1, с. 6]. В настоящей статье словом «рисунок» обозначается почти исключительно академический рисунок, то есть подробный реалистический рисунок с натуры, составляющий содержание соответствующей общепрофессиональной учебной дисциплины [2, с. 17].
Автор настоящей статьи неоднократно обращался к вопросу преподавания общепрофессиональных дисциплин в такой специализированной области как традиционное прикладное искусство. До сих пор интересы автора лежали в сфере обучения будущих художников традиционного прикладного искусства декоративному рисунку, который, являясь общепрофессиональной дисциплиной, все же более связан с традиционным искусством своей художественной природой, своими материалами, своей декоративностью.
Однако в подготовке художника традиционного прикладного искусства, наряду с обучением декоративному рисунку, академический натурный рисунок также играет большую роль. Связь академического рисунка, декоративного рисунка и традиционного прикладного искусства была подробно освещена во многих научных публикациях, и явилась предметом диссертационных исследований, хотя наиболее разработанной темой является обучение будущих художников традиционного прикладного искусства декоративному рисунку.
В настоящей статье предпринята попытка кратко определить содержание и методы учебного рисунка в сфере подготовке художников традиционного прикладного искусства, на примере одного из его видов - лаковой миниатюрной живописи.
Лаковая миниатюрная живопись является, из всех видов традиционного прикладного искусства, таких как художественная вышивка, кружевоплетение или художественный металл, наиболее приближенным к реалистичному изображению. В искусстве лаковой миниатюрной живописи присутствует сюжет, предметность и материальность, портретная, психологическая характеристика образов, натюрморт, пейзаж и архитектура, общая, связная тематическая и пластическая «картинность» композиции [3, с. 4]. Всё это обуславливает особо значительную роль рисунка для студентов этого профиля.
Прежде чем говорить о содержании и методах преподавания рисунка студентам лаковой миниатюрной живописи, следует показать различие в подходах к натурному рисованию при обучении студентов лаковой миниатюрой живописи и при обучении студентов других направлений традиционного прикладного искусства.
При всей своей близости, особенно на уровне предмета изображения, реалистическому искусству живописи, сохраняет свою специфику, как жанр традиционного прикладного искусства, которому присущи следующие черты: декоративность, определенная мера условности, традиционная тематика, художественно-технологические особенности искусства лаковой миниатюрной живописи, связанные с традициями центров лаковой миниатюрной живописи: Холуя, Мстеры, Палеха, Федоскино [4, с. 18].
Таким образом, можно назвать лаковую миниатюрную живопись в каком-то смысле пограничным жанром изобразительного искусства, впитавшем как народные традиции, так и прочно связанным с академической художественной школой.
Если другие профили традиционного прикладного искусства связаны с академическим художественным образованием через декоративный рисунок и декоративную живопись, и только опосредованно через академический рисунок и академическую живопись, то лаковая миниатюрная живопись в равной мере основывает свое содержание на содержании учебный дисциплины «Рисунок» и «Живопись». И, безусловно, рисунок играет здесь ведущую роль, роль основы, на базе которой строится и содержание дисциплины «Живопись» [5, с. 7].
Сущность содержания обучения студентов рисунку - это формирование у студентов знаний, умений и компетенций по изучению методами натурного рисования пластической конструктивной формы в пространстве [6, с. 12].
Рисунок занимает в спектре дисциплин обучения в области лаковой миниатюрной живописи особое место. Обучение рисунку производится с первого по пятый курс включительно. Это необходимо для устойчивого процесса формирования компе-
тенций специалиста в области лаковой миниатюрной живописи. В связи с этим учебная дисциплина «Рисунок» представляет собой дисциплину, охватывающую пять лет обучения в и дающую фундамент академической школы рисунка будущим художникам лаковой миниатюрной живописи. Задача в создании содержания и методов обучения рисунку специалистов традиционного прикладного искусства заключается в разработке и соединении двух частей содержания учебной дисциплины, преподающихся в разное время, а именно, инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть представляет собой вводный курс рисунка, дающий базовые понятия о форме, её конструкции, пропорциях, принципах светотени и тональной организации формы в пространстве. Эта часть содержания учебной дисциплины универсальна, едина для всех профилей традиционного прикладного искусства, и дается в несколько меньшем объеме, чем, например, художникам станковистам.
Вариативная часть содержания представляет уникальный, специально разработанный комплекс заданий и специальную методику освоения содержания этой части. При формировании вариативной части учитываются региональные и художественно-технологические особенности профиля традиционного прикладного искусства, в нашем случае - лаковой миниатюрной живописи. Среди специалистов в данной области нет единого мнения, насколько сильно указанная специфика должна влиять на формирование вариативной части содержания обучения рисунку, и в какой мере следует учитывать особенности различных исторических центров лаковой миниатюрной живописи - Палеха, Мстеры, Федоскино. С одной стороны, традиции и художественно-технологические особенности этих крупнейших художественных центров имеют определяющее значение для формирования содержания и методов обучения рисунку и, бесспорно, должны стать их основой, с другой же роль рисунка в обучении художников лаковой миниатюрной живописи состоит в формировании единой профессиональной базы для художников-миниатюристов, связующую систему, которая сделает художников традиционного прикладного искусства полноправными членами мирового художественного сообщества [7, с. 15]. Кроме того, чрезмерная раздробленность, структурная сложность содержания затруднит его реализацию в реальных условиях обучения, когда на учебный процесс влияет большое количество разных факторов, таких как исходный уровень подготовленности студентов, количество студентов в учебной группе и многих других.
Вариативная часть содержания дисциплины «Рисунок» формируется с учетом всего комплекса требований, сформулированных в инвариантной части, с добавлением специфики видов традиционного прикладного искусства и в соответствии с программами обучения профессиональных учебных дисциплин, которые конкретизируют образование будущего специалиста. Такими дисциплинами, прежде всего, являются «Общий курс композиции», «Иконография», «Иконографический рисунок», «Основы проектирования и макетирования», «Мастерство лаковой миниатюрной живописи». В вариативной части содержатся практические задания студентам, присутствует информация о форматах работ, рисовальные материалы, изобразительные средства и техники изображения, отражена тематика и представление о формообразовании, характерные для традиций того или иного направления лаковой миниатюрной живописи и понимаемые как стилистическое единство. Вариативная часть содержания дисциплины изучается на 3, 4 и 5 курсах специалитета. Содержание обучения рисунку в вариативной части приращивается спецификой лаковой миниатюрной живописи (палехской, мстерской, холуйской, федоскинской), и в процессе освоения рисунка на всех курсах обучения происходит индивидуально-групповая работа со студентами, но индивидуализация как метод преподавания обязательна при ведении занятий по рисунку в вариантной его части, так как на одном занятии присутствуют студенты, связанные с различными традициями лаковой миниатюрной живописи, или не знакомые ни с одной из этих традиций, студенты разного уровня подготовки и разных качеств личности.
Свойственное традиционному прикладному искусству стремление к трансформации объёмно-пространственного предметного мира в условно-плоскостное, орнаментальное изображение, предъявляет особые требования к формированию содержания обучения рисунку. Требуется направить студента на то, что это стремление реализуется на основе глубокого, систематического изучения структуры и пластики трансформируемой формы, на формирование знания, которое сделает трансформацию
осознанной и последовательной, это даст современному художнику лаковой миниатюрной живописи возможность осознанного, ответственного действия в рамках своего искусства, искусства традиционного, но находящегося в русле развития современных художественных тенденций.
Методику обучения рисунку мы будем рассматривать как исследование и нахождение оптимальных методов, способов, форм, оценивания обучения дисциплине «Рисунок».
Отметим, что объектом исследования методики учебной дисциплины является процесс обучения той или иной определенной дисциплине, предметом - связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретной учебной дисциплине [8, с. 24]. Из этого следует, что необходимо изучить разные формы этого взаимодействия и на основе разработанной методики предложить преподавателю определенные системы обучающих воздействий [9]. Эти формы и системы найдут свое конкретное выражение в содержании образования, воплощенное в программах и учебниках по рисунку и будут реализованы в конкретных методах, средствах и организационных формах обучения. Предмет методики - «Рисунок» как учебная дисциплина, процесс усвоения его содержания. Цель методики: научно-методическая организация учебного процесса, организация учебной деятельности учащегося, результаты обучения рисунку.
Задачи методики: овладение обучающимися основами знаний об истории, развитии, специфики понятия «рисунок», содержания учебной дисциплины «Рисунок» и её связи с учебными дисциплинами в контексте современного состояния профессионального образования в области лаковой миниатюрной живописи, развитие умения использовать выразительные средства искусства рисунка при выполнении натурных рисунков и понимания их связи с требованиями искусства лаковой миниатюрной живописи, развитие понимания дальнейшего поступательного движения и развития художественных приемов с использованием приобретенных навыков по рисунку при создании проектов и изделий лаковой миниатюрной живописи.
Как пример можно привести одно из важнейших, итоговых заданий из вариативной части: «Выполнение рисунка фигуры натурщика в одежде».
Изображение головы и фигуры человека имеет большое значение в обучении бакалавров по профилю «Лаковая миниатюрная живопись». Особые традиционные приемы имеются для изображения складок ткани и одежды. В учебном пособии Ю.А. Бесшапошниковой и Е.П. Носовой «Пропедевтика» указано: «Рисунок драпировок в миниатюре должен выявлять анатомию и пластику тела человека, подчёркивать его динамику. Для того чтобы ясно читалась фигура, рисунок выполняется контурно и усиливается характером складок, положенных по форме строения фигуры. Основные линии контура фигуры выполняются сильнее. Писание лиц, открытых частей тела человека в миниатюре основано на традициях иконописи. Рисунок делается чёткой живой линией. Обращается внимание на анатомическое строение головы и открытых частей тела. Подчёркивается пластика и движение. При выполнении лица выявляется характер человека, типаж или образ, различие пола, возраст. При практическом выполнении рисунка используются тушь и киноварь» [10, с. 31].
Из вышеизложенного ясно, что необходимо изучение рисунка ткани, одежды, повторяющей формы головы и фигуры человека, владение средствами и приемами их реалистического, натурного изображения, на базе знания пластической анатомии и теории формообразования [11; 12]. В этом задании соединились очень многие темы программы по рисунку, освоение которой проходило в течении всего периода обучения. Задания по рисованию отдельной драпировки, орнаментальной драпировки, драпировок различных тонов и различных фактур, драпировок на манекене, изучение и рисование головы человека, конечностей человека, анатомической фигуры человека штудирование живой обнаженной и одетой модели, все это сконцентрировалось в выполнении этого итогового задания.
При этом нельзя упустить из вида, что в конечном итоге, целью работы по изучению человека будет изображение условное, стилизованное. Поэтому особенно важно поэтапно строить ведение работы от строго академического натурного рисования на занятиях по рисунку, к условно-плоскостному, декорированному изображению на занятиях по мастерству лаковой миниатюрной живописи. Эти два движения происходят обоюдно - рисунок движется к миниатюре, миниатюра движется к рисунку, в итоге должно произойти создания художественного произведения лаковой