Научная статья на тему 'Теоретические основы обучения живописи будущих художников холуйской лаковой миниатюры'

Теоретические основы обучения живописи будущих художников холуйской лаковой миниатюры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ / THEORY / ОБУЧЕНИЕ / TEACHING / ЖИВОПИСЬ / PAINTING / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ПРИЕМ / TECHNIQUE / СТИЛИСТИКА / STYLE / PROFILE / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / МАСТЕРСТВО / SKILL / СПЕЦИФИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безина И.А.

В статье раскрыты теоретические основы обучения живописи в области холуйской лаковой миниатюры с учётом специфики данного вида традиционного прикладного искусства. Рассмотрены традиции в холуйской лаковой миниатюрной живописи как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения технологические приемы, характерные для данного вида традиционного искусства и необходимые для сохранения и развития этого искусства будущим художникам. Актуальными явились научные труды Е.И. Васильевой и П.Е. Серова, посвященные проблеме обучения живописи будущих художников в исследуемой области. В процессе исследования выявлено, что обучение живописи построено с применением характерных индивидуальных стилистических особенностей холуйской лаковой миниатюры, представляющих собой систему художественных приемов, трактующих реалистическую форму сообразно условно-плоскостного пространства, обусловленных особенностями холуйской миниатюрной живописи, которая выработала новые композиционные и технические приемы, новые пластические формы, новое содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF TRAINING OF FUTURE ARTISTS PAINTING KHOLUI LACQUER MINIATURES

The article describes theoretical basis of teaching of painting in the field of Kholuy lacquer miniatures, given the nature of this type of traditional applied art. The work considers traditions in Kholuy lacquer miniature painting as a historically formed and transmitted from generation to generation technological techniques specific to this type of traditional art is necessary for the preservation and development of this art to future artists. The scientific works of E. I. Vasilyeva, and P. E. Serova, dedicated to the education of future artists painting in the study area, are relevant for this research. In the process of the study revealed that teaching painting is built with the use of individual characteristic stylistic features of the Kholuy lacquer miniature, which is a system of artistic techniques, which treat realistic form consistent with the conditional-dimensional space determined by the peculiarities of Kholuy miniature painting that developed a new compositional and technical.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы обучения живописи будущих художников холуйской лаковой миниатюры»

Дифференциация компонентов деятельности педагогов-продюсеров связана с классификацией М.С. Кагана, где все четыре основных вида человеческой деятельности - познавательный, ценностно-организационный, преобразовательный и коммуникативный - отражены в представленной структуре [4; 5]. Вместе с тем в ней получили отражение некоторые принципы структурирования деятельности, принятые в области общей педагогики. Однако в структуре деятельности педагога-продюсеров все эти принципы, в соответствии с задачами спецификации, выступают в преобразованном виде.

Познавательная деятельность педагога-продюсеров отличается от деятельности «чистого» исполнителя или музыковеда. Помимо безграничной области познания музыки, закономерностей исполнительского искусства, педагоги-музыканты сталкиваются со столь же неисчерпаемыми личностно-познавательными задачами. Однако «суммирующее» решение в данном случае было бы недостаточным. Специфика познавательной деятельности педагогов-музыкантов не только в том, что она складывается из музыкально-познавательной и личностно-познавательной, но в том, что эти виды, обладая, безусловно, самостоятельностью, в то же время характеризуются тенденцией к взаимовлиянию и взаимопроникновению. Процесс их взаимопроникновения осуществляется постепенно, с течением времени, с накоплением педагогического опыта.

Если у начинающего педагога больше выражена автономия каждого из названных видов познавательной деятельности, то в дальнейшем у него вырабатываются специфические познава-

Библиографический список

тельные интересы и установки. Педагог начинает изучать, анализировать музыкальные произведения с точки зрения заключенного в них комплекса дидактических задач, проецируя их в той или иной степени на индивидуальные особенности детей [6]. С другой стороны, в процессе работы с детьми над произведениями различных стилей, жанров, форм, у каждого педагога вырабатывается как бы своя система «диагностических показателей», посредством которых он решает личностно-познавательные задачи.

Таким образом, для занятия музыкально-образовательной деятельностью педагогам-продюсерам необходимы музыкальные, педагогические, психологические и другого рода знания. Важно попытаться выделить определенный круг качеств личности, руководствуясь которыми педагог мог бы пополнять свои профессиональные знания и умения. В то же время нельзя забывать о цели музыкального образования - становлении музыкальной культуры детей как важной и неотъемлемой части всех их духовной культуры. А педагог-музыкант сам должен быть, прежде всего, человеком высокой духовной культуры, не говоря уже о культуре музыкальной. Главное качество - это музыкальность. Музыкальность следует рассматривать в её широком понимании - как основу, определённым образом пронизывающую собой все другие его профессиональные качества и окрашивающую их глубоким духовным отношением к музыке, ярко выраженным чувством музыки, совокупностью музыкальных способностей, направленных на постижение жанрово-интонационной природы этого искусства, потребностью увлечь музыкой другого [7].

1. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. Москва: Просвещение, 1972.

2. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащегося. Вопросы психологии. 1984; 1: 20 - 26.

3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Ленинград: Музыка, 1973: 24 - 32.

4. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград: Издательство ЛГПИ, 1989.

5. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. Москва: Политиздат, 1974.

6. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Педагогическая компетентность преподавателя как условие внедрения образовательных инноваций. Вестник алтайской науки. Барнаул. 2000; 1: 75 - 86.

7. Жуматаева Е. Музыкальна педагогика. Павлодар: «Кереку» 2014.

References

1. Kruteckij V.A. Osnovypedagogicheskojpsihologii. Moskva: Prosveschenie, 1972.

2. Kuz'mina N.V. Pedagogicheskoe masterstvo uchitelya kak faktor razvitiya sposobnostej uchaschegosya. Voprosy psihologii. 1984; 1: 20 - 26.

3. Asaf'ev B.V. Izbrannye stat'i o muzykal'nom prosveschenii i obrazovanii. Leningrad: Muzyka, 1973: 24 - 32.

4. Kagan M.S. Vzaimodejstvie iskusstv v pedagogicheskom processe. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Leningrad: Izdatel'stvo LGPI, 1989.

5. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost'. Opytsistemnogo analiza. Moskva: Politizdat, 1974.

6. Lavrent'ev G.V., Lavrent'eva N.B. Pedagogicheskaya kompetentnost' prepodavatelya kak uslovie vnedreniya obrazovatel'nyh innovacij. Vestnik altajskoj nauki. Barnaul. 2000; 1: 75 - 86.

7. Zhumataeva E. Muzykalyrçpedagogika. Pavlodar: «Kereku» 2014.

Статья поступила в редакцию 02.02.18

УДК 378

Basina I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Deputy Director of NMR of Kholuy branch of VSHNI (a) (Kholuy Village, Ivanovo

Region, Russia), E-mail: ib091219@ mail.ru

THEORETICAL BASES OF TRAINING OF FUTURE ARTISTS PAINTING KHOLUI LACQUER MINIATURES. The article describes theoretical basis of teaching of painting in the field of Kholuy lacquer miniatures, given the nature of this type of traditional applied art. The work considers traditions in Kholuy lacquer miniature painting as a historically formed and transmitted from generation to generation technological techniques specific to this type of traditional art is necessary for the preservation and development of this art to future artists. The scientific works of E. I. Vasilyeva, and P. E. Serova, dedicated to the education of future artists painting in the study area, are relevant for this research. In the process of the study revealed that teaching painting is built with the use of individual characteristic stylistic features of the Kholuy lacquer miniature, which is a system of artistic techniques, which treat realistic form consistent with the conditional-dimensional space determined by the peculiarities of Kholuy miniature painting that developed a new compositional and technical.

Key words: theory, teaching, painting, tradition, technique, style, profile, research, skill.

И.А. Безина, канд. пед. наук, зам директора по НМР Холуйского филиала ВШНИ (а), Ивановская обл., с. Холуй,

Е-mail: ib091219@ mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ХОЛУЙСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ

В статье раскрыты теоретические основы обучения живописи в области холуйской лаковой миниатюры с учётом специфики данного вида традиционного прикладного искусства. Рассмотрены традиции в холуйской лаковой миниатюрной живописи как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения технологические приемы, характерные для

данного вида традиционного искусства и необходимые для сохранения и развития этого искусства будущим художникам. Актуальными явились научные труды Е.И. Васильевой и П.Е. Серова, посвященные проблеме обучения живописи будущих художников в исследуемой области. В процессе исследования выявлено, что обучение живописи построено с применением характерных индивидуальных стилистических особенностей холуйской лаковой миниатюры, представляющих собой систему художественных приемов, трактующих реалистическую форму сообразно условно-плоскостного пространства, обусловленных особенностями холуйской миниатюрной живописи, которая выработала новые композиционные и технические приемы, новые пластические формы, новое содержание.

Ключевые слова: теория, обучение, живопись, традиция, прием, стилистика, специфика, исследование, мастерство.

Живопись в обучении будущих художников холуйской лаковой миниатюры является фундаментальной и профессиональной дисциплиной, которая требует особого содержания обучения с учётом специфики этого вида традиционного прикладного искусства России, а также соотнесения с регионально-историческими, художественно-технологическими, конструктивно-колористическими и образно-эстетическими особенностями. Основополагающей характеристикой данного обучения является преемственность поколений, сохранение традиций и индивидуальность передачи умений и навыков [1].

Современные тенденции образовательного пространства позволяют говорить о важности значения активного изучения и использования в педагогической практике культурных и художественных традиций народного искусства. По определению М.А. Некрасовой, традиции формируют главные пласты народной художественной культуры - школы и одновременно определяют особую жизненность народного искусства, жизненность его образов [2].

Традиция - это творческая, культурная, художественная, историческая система, которая утверждает себя через коллективность, функционирует как особый тип творчества. Традиции складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. С традициями передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные народом мотивы, художественные принципы и приемы [3].

Важно не только подтвердить общеизвестные положения о значительности традиционного наследия, но и попытаться проследить определенные закономерности в соприкосновении традиции с современностью, выявить пути становления нового в традиционном искусстве, определить, что является носителем традиции сегодня [4].

В научной литературе существует более узкие понятия: «художественная традиция», «народная традиция» и «традиционное искусство».

Художественная традиция, в частности, в понимании С.Б. Рождественской «...сокровищница всего эстетически совершенного, что передавалось из поколения в поколения, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняющихся одновременно. Сложившаяся в процессе многовекового развития искусства, она сохраняет духовные ценности народа в образно-художественном выражении искусства и осуществляет их адаптацию к изменяющимся историческим и социально-экономическим условиям» [5, с. 197].

Народная традиция как явление излагалась в исследованиях ведущих отечественных ученых, таких, как А.Б. Бакушинский, И.Я. Богуславская В.А. Василенко, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, С.Б. Рождественская, Б.А. Салтыков и др. Под традиционным искусством длительное время понималось в основном древность его образов, форм и приемов, устойчивость их сохранения и преемственность [6]. «Традиции складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. С традициями передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные народом мотивы, художественные принципы и приемы» [7, с. 276 - 315]. Без творческого развития, без движения вперед традиция иссякает и умирает. Традиция есть фактор стабильности, инерционности в культурном мировосприятии. Перетекая из одного времени в другое, понятия и образы приобретают новое содержание в соответствии с взглядами и духом времени.

Для нашей работы актуальными явились труды Е.И. Васильевой и П.Е. Серова, посвященные проблеме обучения живописи будущих художников в исследуемой области. Так, Е.И. Васильева в диссертационном исследовании: «Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства» разработала и теоретически обосновала педагогическую концепцию, определяющую специфику преподавания живописи в обучении будущих художников в соответствии с требованиями и условиями конкретных специализаций для высшего профессионального образования. Одной из задач этого исследования яв-

ляется «выявление соответствия содержания и методов обучения живописи, и деятельности преподавателя этой дисциплины конечным целям обучения - компетентности будущих художников как носителей конкретного вида традиционного прикладного искусства. Применяя новую методологическую систему, необходимо сформулировать у будущего художника, знания и умения, позволяющие грамотно решать творческие задачи живописными средствами, обусловленными особенностями конкретного вида традиционного прикладного искусства» [8, с. 86].

Разработанная П.Е. Серовым модель педагогического руководства обучения живописи «основанная на принципе взаимосвязи содержания обучения живописи с декоративно-композиционными и колористическими решениями традиционного прикладного искусства, включающая цели, содержание, этап-ность и методы обучения, уровни развития живописных знаний и умений и критерии их оценки, подтвердила свою значимость. Педагогическими условиями реализации разработанной модели являются: создание на занятиях по живописи художественно-творческой среды, учитывающей особенности конкретных видов прикладного искусства (художественная вышивка, художественное кружевоплетение, роспись по металлу и т. д.) и способствующей формированию профессиональных умений; индивидуально-групповая форма учебных занятий; высокопрофессиональная подготовка преподавателей, владеющих не только средствами живописи, но и сущностью исторических художественно-композиционных и колористических традиций народного искусства [9, с. 135].

Исходя из исследований Е.И. Васильевой и П.Е. Серова, мы отмечаем необходимость общей закономерности в обучении живописи будущих художников традиционно-прикладного искусства, которые могут быть применены в обучении, в том числе и в области холуйских лаков: взаимосвязь содержания обучения академической живописи с декоративно-композиционными решениями традиционного прикладного искусства; создание художественно-творческой среды и применение условно-декоративных приемов, учитывающей особенности конкретного вида прикладного искусства; высокопрофессиональная подготовка преподавателей, владеющих не только средствами живописи, но и сущностью регионально-исторических традиций народного искусства.

Однако, следует отметить, что в исследованиях Е.И. Васильевой и П.Е. Серова не рассматривались: сущность искусства холуйской лаковой миниатюрной живописи; стилистические особенности холуйского миниатюры, как значимых факторов в определении содержания и методов обучения живописи будущих художников; учебные задания по дисциплине «Живопись» через призму художественно-стилистических особенностей лаковой миниатюрной живописи.

Поэтому обучение живописи построено с применением характерных индивидуальных стилистических особенностей холуйской лаковой миниатюры, представляющих собой систему художественных приемов, трактующих реалистическую форму сообразно условно-плоскостного пространства, обусловленных особенностями холуйской миниатюрной живописи, которая выработала новые композиционные и технические приемы, новые пластические формы, новое содержание.

В процессе обучения живописи, решая художественные задачи декоративного изображения живописных этюдов через художественную стилизацию форм и глубинное проникновение в природу искусства, осуществляется творческий процесс определенного идейно-образного замысла, через художественное творчество.

В результате обучения живописи будущих художников холуйской лаковой миниатюры повышается уровень живописного мастерства (передачи цветовых и тональных отношений, тонкостей письма, пластичности, силуэтности); появляется уверенность в применении живописного материала (формированию таких

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.