Научная статья на тему 'Особенности проведения образовательной реформы 1988 года в профессионально-техническом образовании Украины'

Особенности проведения образовательной реформы 1988 года в профессионально-техническом образовании Украины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ / VOCATIONAL TRAINING / TECHNICAL TRAINING COLLEGE / QUALIFIED WORKER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Е.И.

В статье на основе анализа нормативноправовой базы и периодической прессы рассмотрены особенности проведения образовательной реформы 1988 года, ее влияние на изменения в профессионально-техническом образовании Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CARRYING OUT OF EDUCATIONAL REFORM OF 1988 IN VOCATIONAL TRAINING OF UKRAINE

In article on the basis of the analysis of is standard-legal base and the periodic press features of carrying out of educational reform of 1988, its influence on changes in vocational training of Ukraine are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения образовательной реформы 1988 года в профессионально-техническом образовании Украины»

УДК: 377.3(477.7)(09)

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1988 ГОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ УКРАИНЫ

Е. И. Данилова, Коммунальное высшее учебное заведение «Херсонская академия непрерывного образования» Херсонского областного совета, (Херсон, Украина), е-mail: el.danylova@mail.ru

Резюме. В статье на основе анализа нормативно-правовой базы и периодической прессы рассмотрены особенности проведения образовательной реформы 1988 года, ее влияние на изменения в профессионально-техническом образовании Украины.

Ключевые слова: профессионально-техническое образование, профессионально-техническое училище, квалифицированный рабочий.

Социально-экономические изменения в Украине обуславливают необходимость модернизации системы профессионально-технического образования в соответствии с мировыми трансформациями. Проведение реформ требует глубокого изучения историко-педагогического опыта подготовки рабочих. В этом контексте приобретают значение исследования периода второй половины ХХ века как наиболее результативного в развитии профессионально-технического образования.

Развитие системы профессионально-технического образования в 80-е годы ХХ века имело определенные особенности: происходило интенсивное развитие экономики страны, внедрение новой техники и технологий, с одной стороны, и недостатки в обучении и трудовом воспитании молодых квалифицированных рабочих, с другой стороны, повлекли падение престижа рабочей профессии в профтехучилищах. В этих условиях стала очевидной необходимость перестройки системы народного образования, а также, изменения модели профтехшколы.

Исследованию вопросов развития профессионально-технического образования посвящены работы С.Батышева, М.Пузанова, Г.Терещенка,

О.Хромовой, Р.Гуревича, Н.Ничкало, С.Николаенко, И.Ликарчука, О.Коханка, Н.Слюсаренко и др.

Целью статьи является анализ нормативно-правовых документов, которые регламентировали проведение образовательной реформы 1988 года, а также исследование изменений в профессионально-техническом образовании Украины на основе материалов периодических изданий.

В 1988 году систему профессионально-технического образования ожидали очередные изменения: «в комплексе мероприятий для реализации радикальной экономической реформы, демократизации всей общественной жизни, воспитания подрастающего поколения особенное место предоставляется перестройке общеобразовательной и профессиональной школы, высшего и среднего специального образования» [4, с. 482]. Постановлением Совета Министров СССР от 29 апреля 1988 года «Об организации и структуре управления народным образованием в стране» определялось, что система народного образования, в которую входило и профессионально-техническое образование, должна была предоставлять возможность каждому человеку реализовывать право на образование и постоянное пополнение знаний на основе использования разнообразных форм учебы, подготовки и переподготовки кадров. Выполнение этих заданий должно осуществляться путем развития системы учебных заведений, осуществления их взаимосвязей с наукой и техникой, обеспечение высокого уровня образования и улучшения условий труда и быта работников этой сферы. Одновременно было решено «упростить действующую структуру управления, упразднить лишние звенья в управлении народным образованием» [там же].

В связи с ростом роли предприятий, объединений и организаций в обеспечении производителями необходимой квалификации, повышении качества подготовки кадров, документом устанавливалось, что:

- профессионально-технические училища, которые осуществляют подготовку рабочих кадров в основном для базовых предприятий, подчиняются этим предприятиям;

- специализированные профессионально-технические училища межотраслевого профиля, которые осуществляют подготовку рабочих за сложными и интегрированными профессиями или готовят кадры для потребностей региона, подчиняются органам народного образования;

- профессионально-технические училища агропромышленного профиля подчиняются агропромышленным комитетам союзных республик [4].

Передачу профтехучилищ планировалось осуществить в 3-х месячный срок по согласованию с Советами Министров союзных республик, министерствами и ведомствами СССР. При этом за органами народного образования сохранялось общее и учебно-методическое руководство подготовкой кадров профессионально-технических училищ, которые переданы министерствам (ведомствам) и базовым предприятиям.

Таким образом, указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 6 июля 1988 года было создано союзно-республиканское Министерство народного образования Украинской ССР, ликвидировав Министерство образования Украинской ССР и Государственный комитет Украинской ССР по профессионально-техническому образованию, при этом значительно сократив аппарат [4, с. 483].

В «Информации Министерства народного образования УССР о проведенной работе относительно реализации Генеральной схемы управления народным образованием республики» от 5 декабря 1988 года отмечается, что структура нового Министерства разработана по отраслевому принципу, усовершенствована система методической работы, ликвидированы областные (городские) отделы народного образования и управления профессионально-технического образования и на их базе создано управление народного образования, которому непосредственно подчинялись институты усовершенствования учителей, педагогические училища, индустриально-педагогические техникумы, областные внешкольные заведения, профессионально-технические училища, областные учебно-методические кабинеты по профтехобразованию, специализированные интернатные заведения и магазины учебно-наглядных пособий [4, с. 484]. В соответствии с вышеупомянутым постановлением Совета Министров УССР в подчинение Госагропрому УССР передано 313 училищ агропромышленного профиля, Союзным Министерствам и ведомствам - 34 училища [там же].

Изменения, которые происходили в образовании вообще и, в частности, в профессионально-техническом образовании, широко обсуждались в печати. Так, на страницах журнала «Профессионально-техническое образование» в статье «Я - решительно против! Я - категорически за!» работники системы освещали разные взгляды по поводу перестроек, которые происходили в то время [2]. Директор училища, которая выступает

против реорганизации в системе профтехобразования, сравнивает передачу училищ предприятиям и ведомствам с возвращением к «фабрично-заводскому ученичеству». Она отмечает ухудшение комплектации училищ, в связи с чем теряется контингент учеников; выражает свои тревоги по поводу объединения двух ведомств, ведь при выборе руководителей всегда отдают преимущество работникам школы и вузов, следовательно, к власти придут некомпетентные для профессионально-технического образования работники.

В то же самое время противоположное мнение представляет другой директор училища. Он считает, что существующая паника по поводу краха системы профтехобразования не имеет никаких оснований, кроме эмоциональных. Автор не видит ничего плохого в «сосуществовании училищ под одной крышей со школой, ведь образованию нужен один хозяин». Он считает, что качество набора улучшится, и преобразования, происходящие в профессионально-техническом образовании, являются мощным импульсом дальнейшего развития [2].

Таким образом, существовали различные мнения относительно модернизации системы профессионально-технического образования. Потеряв систему профтехобразования образца 1987 года, возникла необходимость замены ее новым образцом. В этом же номере журнала есть статья В. Довина, которая посвящена обсуждению концепции новой профтехшколы. На обсуждение были представлены две концепции, которые предложены академиком АПН СССР С. Батышевим и директором ВНИИ профтехобразования В. Шапкиным [1].

С. Батышев при разработке своей концепции предусматривал, что профессиональное образование должно строиться на базе трудовой подготовки учеников общеобразовательной школы, а профессиональная подготовка будет эффективной, если:

1) будет обеспечено единство профессиональной подготовки учеников во всех формах профессионального образования;

2) целостность, непрерывность и политехнический характер профессионального образования осуществляется путём взаимосвязи трудового, общественно полезного, производственного труда и профессиональной учебы с общеобразовательными предметами во всех формах профессионального образования.

По мнению автора статьи, эта концепция носит теоретический характер, поэтому нужны практические шаги для выведения профтехшколы на качественно новый уровень.

В то же самое время, важным моментом концепции, предложенной В. Шапкиным, является идея принадлежности профессиональной учебы к функциям профтехшколы, а не производства. По его мнению, базовым для всех выпускников школ станет восьмой (девятый) класс, потом 9-10 (10-11) классы будут профильными, что поможет ученикам до получения профессии выбрать дело по душе или по способностям; с другой стороны профтехшкола должна быть теснее связанная с техникумами и вузами. Также нужно учитывать и требования производства, которое нуждается не только в рабочих разных профессий, но и разной квалификации.

По мнению автора, ошибкой профессионально-технического образования является то, что «имея единственный тип профессионально-технического училища, мы надеемся получить разные рабочие кадры: разным уровням развития производства должен отвечать свой определенный уровень подготовки рабочих» [1]. Так, В. Шапкин выделяет три уровня профессионально-технического образования: начальный, средний и более высокий, каждому из которых отвечает определенный тип учебного заведения.

К начальному уровню он относит профессионально-трудовую школу (срок учебы - к 16-летию выпускников; база - семи-восьмилетнее образование) и профессионально-технические курсы (сроком учебы - 3-6 месяцев). Этот вид учебных заведений должен предоставлять простые профессии. Выпускники этих школ получают удостоверение о квалифицированном разряде по профессии и право поступления на 2-3 курс среднего профтехучилища.

До среднего уровня образования исследователь относит среднее профтехучилище и техническое училище (сроки учебы соответственно 2,53 и 1-1,5 года; база - восьмилетнее и полное среднее образование). В этих училищах должны были проходить подготовку рабочие по профессиям основного типа производства с выдачей аттестата квалифицированного рабочего, который соответствует среднему профтехобразованию и предоставляет право поступления в высшие учебные заведения.

Высший уровень образования должна обеспечивать высшая техническая школа (профессионально-технический колледж): срок учебы - 2-4 года; база - общее среднее образование. Этот тип учебного заведения проводит подготовку рабочих для обслуживания сложного технологического оборудования и присваивает квалификацию дипломированного квалифицированного рабочего. По мнению автора концепции, такой тип учебно-

го заведения может создаваться не только отдельно, но и как профтехот-дел на базе средних специальных учебных заведений и вузов [1].

Для раскрытия событий того времени интересной является статья, в которой предоставляется интервью с заместителем председателя Государственного комитета СССР по народному образованию В. Конкиным [5]. Он отмечает, что разговоры о свертывании, демонтаже системы профтехобразования не отвечают действительности. Процессы, которые происходят в стране, сложны, и времена у профтеха, также. По мнению В.Конкина, вчерашняя профтехшкола, которая носила массовый характер и была ориентирована на экстенсивный характер развития экономики, в настоящее время никого удовлетворить не может. Главным в концепции развития профтехобразования он считает ориентацию на максимальный профессионализм выпускников, отказ от жесткой регламентации деятельности учебных заведений, создания многовариантных типов профессионально-технических училищ, которые быстро реагируют на потребность конкретных производств и, главнее всего, отказ от административно-командного стиля управления профтехшколой на всех уровнях.

В порядке эксперимента с 1 сентября 1989 года начали свою работу учебные заведения нового типа - высшие профессионально-технические училища, которые созданы на базе лучших техникумов и профтехучилищ. В этих учебных заведениях планировалось готовить рабочих высокой квалификации современных сложных профессий по договорам с предприятиями.

В. Конкин соглашается, что внимание к проблемам профессионально-технического образования снизилось. Это подтверждает следующий факт: за прошлый год больше чем 40 тысяч работников ушли из системы профтехобразования. Проблемы начались после постановления о передаче училищ предприятиям. Планировалось передать 3000 училищ, но передано всего 166 училищ [5].

На Всесоюзном съезде рабочих народного образования делегаты выражали решительные высказывания о несогласии с передачей профтехучилищ. В итоге Совет Министров приостановил процесс распада системы, запретил использовать базу профтехучилищ не по назначению.

Рассматриваемый период развития подготовки квалифицированных рабочих совпал с началом перестройки в социально-экономической и культурной жизни общества. К сожалению, задуманные реформы в профессионально-техническом образовании не принесли желаемых результатов, поскольку оно глубоко интегрировано с производством, которое остро

ощущало все неудачи в экономике. Проведенная в 1988 году технически-экономическая паспортизация и инвентаризация засвидетельствовали острую нехватку мастерских, лабораторий, полигонов, перенасыщенность старым и сломанным оборудованием [4, с. 111].

Таким образом, можно сделать вывод, что профессионально-техническое образование периода 80-х годов ХХ века в определенной степени отставало от жизни, его реформирование тормозилось. Изменения, которые происходили в то время, вызывали бурные споры среди сотрудников системы профтехобразования. Тем не менее в профессионально-техническом образовании Украины наметились положительные изменения.

Литература:

1. Довин В. Что есть что? или Как будет выглядеть ПТО в будущем? (Концепция, разрабатываемая Гособразованием) / В.Довин // Профессионально-техническое образование . - 1988. - №9. - С. 10-14.

2. Жильцова Л. Я - решительно против! Я - категорически за! / Л.Жильцова , Ю.Бояров // Профессионально-техническое образование. -1988. - №9. - С. 2-5.

3. Коханко О.М. Становлення i розвиток пщготовки квалiфiкованих робтичих кадрiв з середньою освтою в УкраУ (1969-1994 рр.): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Коханко Ою^ан Михайлович. - К., 1995. - 299 с.

4. Профтехосвта Украши: ХХ стол^тя: Енциклопедичне видання / за ред. Н.Г.Ничкало. - К.: Вид-во «АртЕк», 2004. - 876 с.: т.

5. ПТО: погода на завтра. Беседа с заместителем председателя Госкомитета СССР по народному образованию В.И.Конкиным // Профессионально-техническое образование. - 1989. - №8. - С. 1-4.

6. Слюсаренко Н.В. Трудова пщготовка молодi на Херсонщинк юто-рико-педагопчний аспект: монографiя / Н.В.Слюсаренко. - Херсон: Айлант, 2003. - 476 с.

Danylova O.I. Peculiarities of conducting the educational reform of 1988 in technical and vocational education in Ukraine / O.I. Danylova // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - 2014. - №3. - S. 13-19.

© Е. И. Данилова, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.