Научная статья на тему 'Институт образовательных технологий Российской академии образования -крупный научный и образовательный центр юга России'

Институт образовательных технологий Российской академии образования -крупный научный и образовательный центр юга России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION / ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / INSTITUTE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Е. В.

Статья содержит краткое описание исследований и перечень достижений крупного научного и образовательного центра Юга России Института образовательных технологий Российской академии образования, располагающегося в городе Сочи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institute of educational technologies of the Russian academy of education - large scientific and educational center of South of Russia

The article contains brief description of researches and the list of achievements of large scientific and educational center of South of Russia Institute of educational technologies of the Russian academy of education, situated in Sochi city.

Текст научной работы на тему «Институт образовательных технологий Российской академии образования -крупный научный и образовательный центр юга России»

К 70-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Беляева Е.В.

ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ - КРУПНЫЙ НАУЧНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЮГА РОССИИ

Федеральное государственное научное учреждение «Институт образовательных технологий» Российской академии образования (ФГНУ ИОТ РАО) как научный центр Российской академии образования в Краснодарском крае ведёт активную научно-педагогическую и организационную деятельность. Институт образовательных технологий является государственным научно-исследовательским институтом и базой подготовки кадров высшей квалификации - докторов и кандидатов наук. Был открыт в 2008 году, ранее, с 1996 года, работал как государственный Научно-образовательный центр Российской академии образования.

Директор Института - академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор Берулава Галина Алексеевна. Она является Председателем объединённого Поволжско-Кавказского отделения Государственной академии наук «Российская академия образования». В 2010 году Г.А. Берулава присуждена Премия Правительства Российской Федерации в области образования. В 2013 году Г.А. Берулава награждена золотой медалью Российской академии образования.

Исследования, проводимые учеными ФГНУ «Институт образовательных технологий» РАО отличаются широтой и масштабностью поставленных проблем: сформулировано развернутое научное обоснование развития личности в современном мире на всех уровнях - от разработки новой методологической платформы развития личности до предложения новых образовательных технологий, построенных на основе интеграции традиционного и электронного образовательного пространства.

Учёные Института внесли значительный вклад в развитие педагогической и психологической науки.

Так, под руководством академика РАО М.Н. Берулава разработана теория гуманизации образования, ставшая общепризнанной научной парадигмой и удостоенная Государственной премии Правительства Российской Федерации 2007 года в области образования.

Под руководством академика РАО Г.А. Берулава разработаны теория стиля индивидуальности и теория психодидактики, получившие общероссийское признание, а также инновационная методологическая платформа развития личности и современного образования - теория сетевого образования. На данные исследования получены несколько грантов Российского гуманитарного научного фонда.

Под руководством члена-корреспондента РАО И.Б. Котовой разрабатываются различные аспекты истории психологии и теория развития личностного потенциала в условиях современного общества. Теория получила общероссийское признание, на ее основе защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций. На разработку теории получен грант фонда Дж. Сороса.

6

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2013

Разрабатываются теории и технологии индивидуализации обучения студентов в вузе на основе учета их когнитивных стилей в условиях электронно-образовательного пространства (д.п.н. О.А. Зимовина), теория духовно-нравственного усовершенствования личности в информационном обществе (д.п.н. Н.А. Лазарев), теория и технологии формирования генеалогической культуры личности (д.п.н. И.Н. Извеков), теория и методология реализации личностно-развивающего потенциала педагогической технологии (д.п.н. А.С. Кагосян), теория и история подготовки и аттестации научных кадров в России (д.и.н. А.Н. Якушев).

Под руководством доктора биологических наук, профессора, чемпиона мира по самбо В.С. Дутова осуществляется проект по разработке теории и инновационных технологий подготовки спортсменов высокого класса для олимпийского движения; в результате внедрения данного проекта в 2006-2010 гг. было подготовлено 19 призёров и чемпионов мира по самбо.

Также в Институте имеется сильнейшая научная школа по управлению и экономике народным хозяйством в сфере маркетинга, которая с 2006 по 2013 гг. подготовила 10 докторов наук и свыше 150 кандидатов наук - ведущих специалистов данной отрасли, руководителей крупных предприятий, государственных управленцев. Возглавляет школу Заслуженный деятель науки России, доктор экономических наук, профессор Б.Л. Винокуров.

Значимым направлением функционирования Института образовательных технологий РАО является его деятельность по формированию научного и кадрового потенциала города Сочи, в том числе, как столицы Олимпийских игр.

Общественный вклад ФГНУ ИОТ РАО обеспечивается его высоким научным статусом и потенциалом, наличием известных в России научных школ. При этом учитывается, что Сочи - центру Олимпиады-2014 - необходимо поднять культурный уровень части жителей, особенно работников сферы сервиса, в адрес которых систематически поступают справедливые нарекания. С этой целью осуществляется:

1. Существенное повышение научного статуса и престижа города Сочи как научного центра через ежегодное проведение таких мероприятий, как Всероссийский конкурс на лучшую научную книгу, в котором принимают участие ученые большинства вузов России; ежегодные международные научные форумы с участием Президента Государственной академии наук «Российская академия образования», ведущих российских ученых, ректоров крупнейших вузов, комитетов по образованию Совета Федерации и Государственной Думы России, ученых из Европы, США, Канады, Китая и других стран, послов европейских государств.

2. Психологическая подготовка молодежи к коммуникации в условиях проведения Олимпийских игр (об уровне этой подготовки свидетельствует тот факт, что аспирантка Института стала победительницей Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог 2012»).

3. Подготовка специалистов с высшим образованием по самым различным специальностям, в их числе для сферы сервиса и туризма. Сегодня аспирантура ФГНУ ИОТ РАО является одним из главных центров по подготовке научных и научно-педагогических кадров на территории Южного Федерального округа. За последние три года защищено 13 докторских и 66 кандидатских диссертаций.

Тематика исследований диссертантов особенно актуальна для олимпийского Сочи и в значительной степени связана с совершенствованием его социально-экономического

7

ISNN 1029-3388

пространства. Например, успешно защищены диссертации по таким темам, как «Экономический анализ рыночной эффективности шедулярного маркетинга при управлении потоками различных социальных групп потребителей услуг курортных гостиниц и здравниц»; «Научное обоснование алгоритма управления информационной составляющей маркетинга малых строительных организаций в целевых программах застройки курорта Сочи, как столицы зимних Олимпийских игр-2014»; «Надежность спортсмена как фактор успешности его спортивной деятельности»; «Направления и формы организации компланарного маркетинга здравниц»; «Педагогические условия формирования экологической компетентности будущих специалистов сервиса»; «Маркетинг-поликросс при развитии коммуникативных рыночных связей индивидуальных предпринимателей и потребителей их услуг в сфере здравоохранения»; «Научные приемы управления единым информационным пространством маркетинга газореализующих предприятий в рамках программ предолимпийского и перспективного развития курорта Сочи»; «Личностные детерминанты психологической компетентности менеджера ресторана»; «Инновационные тенденции развития внешней и внутренней среды маркетинговой деятельности предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере этнического туризма», «Личностные особенности ресторатора как субъекта предпринимательской деятельности» и т.д.

Результаты исследований публикуются в центральной и местной печати. Многие из аспирантов и научных сотрудников ФГНУ ИОТ РАО стали лауреатами Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу.

4. Подготовка кадров высшей квалификации - докторов и кандидатов наук (единственный в Сочи научный центр, имеющий докторские диссертационные советы по психологии, педагогике, экономике), составивших научную элиту города Сочи.

5. Воспитание молодежи в сфере межнациональных отношений; проводятся регулярные встречи руководителей национальных диаспор со студентами.

6. Воспитание молодежи через принципиально новые психологические технологии, гарантированно обеспечивающие продуктивность их поведения в любой сфере социальных взаимоотношений.

7. Проведение научных форумов по проблемам проведения Олимпиады-2014 (например, трехдневного международного форума совместно с Государственной Думой Российской Федерации «Олимпиада Сочи-2014 - территория экологических инноваций»).

8. Подготовка разнообразной научно-методической литературы для психологов и педагогов, издаваемой в центральных издательствах (по методологии психологии, психологии развития личности и ее поведении, психодидактике, психодиагностике, толерантности личности и др.).

9. Подготовка разнообразной научной литературы для работников сферы сервиса, экономической сферы, сферы подготовки спортсменов высшей квалификации и др.

10. Организация работы городских клубов (например, городского клуба поэтов и журналистов и др.).

11. Работа с населением через средства массовой информации, в том числе центральные газеты («Учительская газета» и др.), радио, телевидение.

12. Системная работа с военнослужащими воинской части, привлечение их к различным совместным мероприятиям.

13. Материальная и психологическая помощь домам ребенка.

14. Разноплановая помощь городу в различных акциях. В том числе по запросу администрации города Сочи и Управления образованием города и др.

8

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2013

Подробная информация об этих направлениях деятельности и конкретных мероприятиях содержится на сайте Института образовательных технологий, в средствах массовой информации (рубрика сайта - «Телевидение о нас», а также в Интернете).

Сотрудниками Института получены следующие государственные и общественные награды:

1. Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2010 г. № 1868-р директору Института, академику РАО Берулава Г.А. присуждена премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области образования и присвоено звание «Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования» за вклад в развитие отечественной науки в области образования.

2. Директор Института, академик РАО Берулава Г.А. награждена золотой медалью Государственной академии наук «Российская академия образования» (2013 год).

3. Получен грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) на проведение Международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире» (сентябрь 2013 года).

4. Получен грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) на проведение международного симпозиума «Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире» (сентябрь 2009 года).

5. Получен грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) на разработку научного проекта «Инновационная методологическая платформа современного высшего образования» (2012 год).

6. Зав. лабораторией института, член-корреспондент РАО Котова И.Б. стала победителем Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2011 года, проводимого Фондом развития отечественного образования, со сверхплановой монографией «Психология ресторанной сферы».

7. Лауреатами Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу разных лет стали 10 сотрудников института (Зимовина О.А., Лазарев Н.А., Дутов В.С., Якушев А.Н., Исаева Э.Г.-И., Извеков И.Н., Кагосян А.С., Беляева Е.В., Чекунов Е.В., Сплавская Н.В.).

8. Получено благодарственное письмо Чрезвычайного и полномочного Посла Швейцарской Конфедерации в Российской Федерации г-на П. Хельга за высокую организацию Международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире» (12-13 сентября 2012 года, организатор - ФГНУ ИОТ РАО).

9. У чёные ФГНУ ИОТ РАО регулярно награждаются благодарственными письмами Главы города Сочи за плодотворный вклад в научную деятельность города (Лазарев Н.А., Зимовина О.А., Беляева Е.В., Довгаль Л.С.).

При ФГНУ ИОТ РАО функционируют 3 диссертационных совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по специальностям:

- 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»;

- 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»;

- 19.00.07 «Педагогическая психология»;

- 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)».

В рамках внедрения результатов научных исследований ФГНУ «Институт образовательных технологий» РАО в образовательную практику проведено более 10 международных научно-практических конференций, посвященных состоянию и перспективам развития высшего образования в современном мире, 55 круглых столов и семинаров (в

9

ISNN 1029-3388

т.ч. 5 - международного уровня), на которых обсуждались проблемы методологии и технологий развития личности.

Так, Институт образовательных технологий совместно с Фондом развития отечественного образования проводит ежегодный Всероссийский конкурс на лучшую научную книгу среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений. В конкурсе участвуют большинство вузов РФ (в 2012 году приняли участие более 3500 учёных). Преподаватели, занявшие призовые места, награждаются грантами и дипломами.

Одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений научно-исследовательской деятельности ФГНУ ИОТ РАО является международная деятельность, которая осуществляется в сотрудничестве с Международной академией гуманизации образования (МАГО), включающей в настоящее время более 300 членов и членов-корреспонден-тов в различных странах мира. Академик РАО М.Н. Берулава является почётным президентом данной академии.

Многолетний опыт сотрудничества связывает ИОТ РАО с такими зарубежными партнёрами, как:

- Тихоокеанский университет (г. Сиэтл, США);

- Магдебургский университет Отто фон Гюрике (Германия);

- Институт психотерапии и психологической помощи (г. Люденшайд, Германия);

- Университет г. Летбриджа (Канада);

- Международная академия гуманизации образования (Германия);

- Гуманитарный институт (г. Лунд, Швеция);

- Китайский национальный институт педагогических исследований (Китай);

- Токийский христианский университет (Япония);

- Национальный институт спорта (Венесуэла).

На базе ФГНУ ИОТ РАО регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы, телемосты с участием учёных США, Канады, Германии, Франции, Китая, Японии, Швейцарии и других стран.

В настоящее время в институте ведётся разработка инновационных технологий обучения и воспитания на основе новой методологической платформы - теории сетевого образования, ориентированной на построение индивидуальных траекторий развития каждого студента. Объектом исследования ученых ИОТ РАО является не только развитие сферы рацио, не только компетенций в профессиональной и социальной сфере, но и развитие сферы бессознательного, в частности, формирование когнитивных, коммуникативных, аффективных и двигательных стереотипов психической активности личности.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.