Научная статья на тему 'Вуз как Центр теоретических исследований'

Вуз как Центр теоретических исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / THE INTERNATIONAL INNOVATIVE UNIVERSITY / ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL THEORY / МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / METHODOLOGY OF EDUCATION / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / INNOVATIONS IN EDUCATION / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANIZATION OF EDUCATION / ТЕОРИЯ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THEORY OF NETWORK EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Довгаль Людмила Суреновна, Непша Ольга Васильевна

Статья посвящена теоретико-методологической платформе, на которой базируется обучение и воспитание в Международном инновационном университете. В Университете, который является образовательной площадкой внедрения самых передовых образовательных технологий, выстроена целостная система организации учебной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Довгаль Людмила Суреновна, Непша Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The university as a center for theoretical research

The article is devoted to the theoretical and methodological platform, on which education and training is based in the International Innovative University. An integrated system of organization of educational, scientific, research and educational activities is built in the University, which is an educational platform of implementation of the most advanced educational technologies.

Текст научной работы на тему «Вуз как Центр теоретических исследований»

Довгаль Л.С., Непша О.В.

ВУЗ КАК ЦЕНТР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В Международном инновационном университете создана целостная система учебной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности, функционирующая через многочисленные научные инициативы. Университет проводит фундаментальные и прикладные исследования, занимается опытно-экспериментальной и внедренческой деятельностью.

Образовательный процесс в МИУ строится на основе теории гуманизации образования и теории сетевого образования. В его основе лежит реализация следующих принципов: обучение на основе интеграции традиционного и виртуального образовательного пространства; системный переход от традиционных к электронным технологиям обучения; системное развитие практического и социального, а не только вербально-ло-гического мышления; обучение через собственные научные исследования; развитие личности на основе максимального удовлетворения ее индивидуальных потребностей; развитие личности не только через сферу рацио, но и через сферу бессознательного, на основе формирования у нее когнитивных, коммуникативных, поведенческих и эмоциональных стереотипов психической активности, обеспечивающих продуктивную самореализацию личности; обучение на основе авторского наполнения студентами образовательного пространства сети Интернет (взаимообучения в сети); обучение исходя из приоритета развития гуманистических качеств личности перед когнитивными; переход от системного подхода в обучении - к обучению на основе решения конкретных жизненных проблем, к контекстному подходу в обучении, через актуализацию всей сферы жизнедеятельности личности. [1, 2]

Разработанная теоретическая платформа новой психодидактики ориентирована на внедрение образовательных технологий, построенных на основе системной интеграции электронного и традиционного образовательного пространства и обеспечивающих удовлетворение потребностей, которые не реализуются в необходимой степени в процессе реального общения: потребности в интересующей в данный момент информации; потребности в профессиональной и личной компетенции; в эмпатии, в реализации творческого потенциала; в повышении своего социального статуса, в самопрезентации, в коммуникации; в игровой деятельности и др. [3, 4]

Разработанная в Международном инновационном университете новая методология современной психодидактики построена на основе следующих теоретических позиций: исследование личности студента с целью ее развития должно включать в себя не только познание закономерного, общего, универсального, повторяющегося, но и случайного, отдельного, индивидуально-событийного; трансформационные процессы развития личности интерпретируются как открытые и самоорганизующиеся, что означает отказ от принудительной каузальности; отказ от рассмотрения случайности в качестве только внешней по отношению к исследуемому процессу помехи, которой можно пренебречь, и придания ей статуса фундаментального фактора в механизме детерминации трансформирующихся систем; развитие личности носит нелинейный, многомерный характер - оно многовариантно, альтернативно как в перспективном, так и ретроспек-

тивном плане, его темп и направленность не заданы однозначно и не сводимы к простой поэтапной поступательности; новый, нелинейный, тип детерминизма исключает возможность любого однозначного описания и каузального прогнозирования будущего состояния развития личности; разработка условий развития личности должна предполагать осознанный учет сущностных особенностей нелинейной динамики - неравновесность, неустойчивость, незапрограммированность и альтернативность в процессах развития, и, соответственно, допускать возможность существования сфер и ситуаций, не подвластных контролю и непредсказуемых. [3, 4, 10]

Студенты Международного инновационного университета

Постоянно ведется работа ведущих ученых Университета в межведомственных координационных советах, комитетах, комиссиях на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Ректор Международного инновационного университета, академик Берулава Галина Алексеевна является экспертом Комитета по образованию и науке при Председателе Совета Федерации России, а также членом Экспертного совета по вопросам воспроизводства научно-педагогических кадров в системе образования при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по образованию. [7]

На базе Международного инновационного университета регулярно проводят совещания Министерство образования и науки РФ, Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации

Научный консультант Международного инновационного университета, академик Государственной академии наук «Российская академия образования», доктор педагогических наук, профессор Берулава Михаил Николаевич за вклад в развитие высшего образования удостоен Государственной премии Правительства РФ в области образования (2007 г.). Указом Президента РФ от 25.03.2008 г. за большой вклад в развитие отечественной науки, плодотворную научную деятельность и подготовку квалифицированных специалистов Михаил Николаевич награжден орденом Дружбы. В 2012 г. Берулава М.Н. избран в состав Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и является заместителем председателя Комитета по образованию. [12]

Ректор Международного инновационного университета, доктор психологических наук, профессор Берулава Галина Алексеевна является действительным членом (академиком) Государственной академии наук. В апреле 2008 г. решением Общего собрания РАО Галина Алексеевна избрана председателем Поволжско-Кавказского отделения Государственной академии наук «Российская академия образования». Берулава Г.А. является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2010 год, а также награждена золотой медалью Государственной академии наук «Российская академия образования».

шдааштош

!|3нм) [тяну II ДдгъПиН г- ■"аоршИм «I СПЕВ

ТД* ? I *

Р ► " < 1

Академик РАО, Научный консультант МИУ Ежегодная международная

М.Н. Берулава возглавил российскую делегацию научно-практическая конференция

ученых в Китай, где были подписаны в Международном инновационном университете

документы о сотрудничестве между «Состояние и перспективы развития

российскими и зарубежными вузами высшего образования»»

Студенты МИУ регулярно становятся лауреатами научных конкурсов. Так, аспирантка Университета стала победительницей Всероссийского конкурса профессионального мастерства. Студенты Университета систематически получают патенты на изобретения и полезные модели. Например, получены патенты на полезные модели «Грузовой манипулятор на автомобиле», «Большегрузный автофургон», «Носилки для спасательных работ МЧС». В настоящее время ведется работа по внедрению полезной модели «Носилки для спасательных работ МЧС» в практику Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. [12]

Университет проводит ставший традиционным ежегодный всероссийский науч-

ный форум «Неделя вузовской науки», в котором принимают участие руководство Государственной академии наук «Российская академия образования», ведущие российские ученые, ректоры крупнейших вузов, представители комитетов по образованию Совета Федерации и Государственной Думы России, ученые из Европы, США, Канады, Китая и других стран, послы европейских государств.

Многолетний опыт сотрудничества связывает Университет с такими зарубежными партнёрами, как: Магдебургский университет Отто фон Гюрике (Германия); Тихоокеанский университет (г. Сиэтл, США); Университет г. Летбриджа (Канада); Гуманитарный институт (г. Лунд, Швеция); Китайский национальный институт педагогических исследований (г. Гуанджау); Токийский христианский университет (Япония); Национальный институт спорта (Венесуэла); Институт психотерапии и психологической помощи (г. Люденшайд, Германия); Академия образования (г. Тайбэй, Тайвань) и др.

В международных конференциях и симпозиумах Международный научный симпозиум

МИУ участвуют ученые США, Канады, с участием ученых Китая, США, Италии

Германии, Китая и других стран

Фундаментальные исследования в Университете проводятся на базе 5 научно-исследовательских институтов (развития личности, экономики предпринимательства, электронных информационных технологий и технико-технологических инноваций, правовых исследований, инновационных технологий управления), в структуре которых функционируют научные лаборатории.

Создан Инновационно-технологический центр, основной целью деятельности которого является разработка инновационных технологий в гуманитарной и технической сферах. В структуре Центра функционируют: Центр программных разработок; Центр инновационных психолого-педагогических разработок; Патентно-лицензионный центр; Центр инновационных технологий в ландшафтном дизайне.

В структурные подразделения Международного инновационного университета входит Бизнес-инкубатор, основной целью деятельности которого является внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в сферу социальной жизнедеятельности общества, область техники и технологий, что обеспечивает создание условий для построения профессиональной карьеры студентов Университета, приобщения их к самостоятельной постановке и решению профессиональных проблем. [5, 6]

В рамках бизнес-инкубатора работают: консультационные центры; Центр развития и самореализации личности; Центр управленческих ресурсов; Центр разработки

мультимедиа и веб-ресурсов; Центр разработки масс медиа ресурсов; Центр социально-культурного сервиса и туризма, включающий гостиничный комплекс и объекты общепита, расположенные в корпусах Университета. [8, 9]

Издание научных статей, монографий и журналов - одно из важнейших направлений деятельности Международного инновационного университета, способствующее популяризации и внедрению результатов научных работ в практику образования. Международный инновационный университет издает международный научно-практический журнал «Гуманизация образования». Университет также является учредителем научно-практических журналов «Патриот: наше время», «Управление и экономика в XXI веке», «Государство и право в XXI веке», «Новые исследования в разработке техники и технологий», «Литературное творчество».

Таким образом, исследования, проводимые Международным инновационным университетом как крупным центром теоретических и технологических инноваций, отличаются широтой и масштабностью поставленных проблем. Так, сформулировано развернутое научное обоснование развития личности в современном мире на всех уровнях: от разработки новой методологической платформы развития личности до предложения новых образовательных технологий, построенных на основе интеграции традиционного и электронного образовательного пространства. [11]

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава М.Н. Теоретические основы современного образования: монография / М.Н. Берулава. - М.: Гуманитарная наука, 2011. - 20 п.л.

2. Берулава Г.А. Поведенческие стереотипы с позиций теории сетевого образования: монография / Г.А. Берулава, М.М. Берулава. - Сочи: РИО МИУ, 2012. - 8,3 п.л.

3. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве: научная статья / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Педагогика. - 2012. - № 4. - С. 29-35.

4. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве: научная статья / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 1. - С. 45-49.

5. Гулянова Л.П. Внедрение инновационных электронных образовательных технологий и их результативность с точки зрения системы качества в рамках сетевой об-

разовательной парадигмы: научная статья / Л.П. Гулянова // Гуманизация образования.

- 2012. - № 4. - С. 40-43.

6. Довгаль Л.С. Технологии формирования электронного образовательного пространства: научная статья / Л.С. Довгаль // Гуманизация образования. - 2014. - № 2. - С. 49-62.

7. Довгаль Л.С. Внутривузовское электронное пространство как основа новых образовательных технологий университета: научная статья/ Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, В.П. Алексеев // Научно-методический электронный журнал «Концепт».

- 2014. - №12. - С. 21-25.

8. Дружинина А.В.Традиционные и инновационные образовательные технологии в рамках реализации компетентностного подхода при клиническом юридическом обучении: научная статья / А.В. Дружинина. // Гуманизация образования. - 2014. - № 2. - С. 24-29.

9. Дружинина, А.В. Реализация сетевой концепции развития личности студентов-юристов в Международном инновационном университете: научная статья / А.В. Дружинина, Н.В. Сплавская // Вестник СевКавГТИ. - 2014.- №18. - С. 126-129.

10. Зимовина О.А. Проблемы и направления развития индивидуализации обучения в информационно-образовательном пространстве вуза: научная статья / О.А. Зимовина // Гуманизация образования. - 2013. - № 3. - С. 30-35.

11. Концепция развития современного университета / М.Н. Берулава, Г.А. Берула-ва. - Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2013.

12. Яковлева-Чернышева А.Ю. Об организации научно-исследовательской работы в университете: научная статья/ А.Ю. Яковлева-Чернышева, Е.В. Беляева, И.Ю. Якунина // Высшее образование в России. - 2014. - №12. - С. 90-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.