спортивных нагрузок концентрация глюкозы в цельной капиллярной или венозной крови повышается свыше 5,6 ммоль/л, что и происходило у 69,5% спортсменов суммарно из первой и второй групп наблюдения. Однако, эти предложенные инновации в использовании природных физических курортных факторов позволили (в сочетании с методиками психотерапевтической саморегуляции) существенно снизить этот показатель углеводного обмена (в первой группе до уровня 3,6±0,1 ммоль/л, а во второй до 5,58±0,1 ммоль/л. Таким образом, достигнут инновационными антидопинговыми немедикаментозными схемами эффект 79-80% от уровня коррекции транзиторной гипергликемии у спортсменов-добровольцев (в рамках разрешенного соответствующими спортивными инстанциями России эксперимента), принимавших эритропоэтин для стимуляции обменных процессов. Это позволяет говорить о востребованности представленных нами маркетинговых программ реализации обновленного санаторно-курортного продукта.
Литература
1. Багиев Г. Л., Асаул А.Н. Теории и существующие определения маркетинга.// Научный вестникГУЭФ. - 2007. - №3. - 11-12 с.
2. Голухов Г.Н., Рейхард Д.В., Шиленко Ю.В. Конъюнктура рынка профильных товаров и услуг в сфере здравоохранения.// Конкурент. - 2008. - №6. - 29-34 с.
Научные конференции и симпозиумы
Неделя вузовской науки в Олимпийском Сочи
В российской высшей школе идут активные процессы модернизации, направленные на более полное использование инновационного потенциала вузов. Это требует увеличения связи между образовательными учреждениями высшего профессионального образования, создания инновационных технологий обучения в условиях современного общества, что будет способствовать не только повышению качества российского высшего образования, но и интеграции его в мировое образовательное пространство.
В русле этой парадигмы под эгидой Южного отделения Российской академии образования и Института образовательных технологий РАО в
- крупнейший международный научный форум в области образования. «Неделя вузовской науки» проводится с 2001 года и собирает ведущих ученых в области педагогики и психологии, ректоров и преподавателей вузов, ученых Российской академии образования, зарубежных ученых, представителей обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, членов Общественной палаты РФ. В частности, в этом году в мероприятиях «Недели вузовской науки» приняли участие: Никандров Н. Д. - президент Российской академии образования,
108
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; ШудеговВ.Е. - заместитель
образованию, доктор физико-математических наук, профессор; БордовскийГ. А.
Герцена, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор; Дроздов Н.И. - председатель Совета ректоров вузов Красноярского края, ректор Красноярского государственного педагогического университета, доктор исторических наук, профессор; ректоры и преподаватели вузов РФ, академики РАО, ученые из Франции, Германии, США, Италии и других стран.
Основными целями научного форума являются: интеграция российского
как страны, готовой к диалогу во всех сферах общественной жизни; обмен опытом в сфере развития современного высшего образования в России и за рубежом и достижениями научных исследований в области методологии и технологий высшего образования в информационном обществе; определение путей развития и совершенствования высшего образования в условиях перехода отечественного высшего образования на стандарты третьего поколения; консолидация ученых для поиска перспективных направлений развития современного высшего образования; подведение итогов Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2010 года, проводимого среди преподавателей вузов и научных работников научно-исследовательских учреждений.
Прошедшая в Сочи Всероссийская неделя вузовской науки показала, что инновации в сфере образования тоже существуют (ростки творчества пробивают даже асфальт) и что в системе высшего образования в России много нового, как сейчас говорят, инновационного, и это новое сегодня произрастает в провинции, хотя летнюю столицу России сегодня трудно отнести к оной.
Впечатляет, прежде всего, Всероссийский конкурс на лучшую научную книгу, который проводится в рамках данного научного форума ежегодно Фондом развития отечественного образования под руководством академика РАО М.Н. Берулава. Этот конкурс проводится уже многие годы, в нем ежегодно участвует 4 - 5 тысяч педагогов, которые пишут прекрасные учебники и монографии.
В рамках «Недели вузовской науки» были подведены итоги конкурса, который стал уникальным событием в жизни научно-педагогической общественности России. Он способствует объединению и обмену опытом учёных разных регионов России, укреплению научных связей, которые в последнее время были в значительной степени ослаблены.
Всероссийский конкурс на лучшую научную книгу позволил выявить наиболее инновационные достижения ученых в сфере высшего профессионального образования, определить научные школы и открыть наиболее талантливых и перспективных ученых.
Оказывается, что в России очень много талантливых ученых-педагогов, которые получают удовольствие от самого процесса творчества. Конкурс проводится в Сочи на базе Международного инновационного университета,
который берет все затраты по его организации и проведению на себя, являясь в этом плане очень известным меценатом, поднимающим отечественную гуманитарную науку. Радует, что есть такие вузы, которые понимают, что надо вкладывать деньги не только в развитие своего вуза, но в целом - в отечественную науку, которая произрастает на базе очень многих региональных вузов. За вклад в развитие отечественной науки руководители Международного инновационного университета заслуженно стали лауреатами Премии Правительства РФ дважды за последние годы.
Всероссийская Неделя вузовской науки - действительно крупнейший международный научный форум в области образования. В рамках этого знаменательного события состоялись также Международная научно-практическая конференция «Методология и технологии высшего образования в информационном обществе», Международный симпозиум «Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире». Бессменным Председателем оргкомитета является академик Российской академии образования Михаил Берулава.
На Международной научно-практической конференции «Методология и технологии высшего образования в информационном обществе» рассматривалась разработанная в «Институте образовательных технологий» под руководством академика РАО Г.А. Берулава новая методологическая платформа развития отечественного образования - теория сетевого образования, построенная на основе системы традиционного и электронного образовательного пространства; обсуждались проблемы методологии развития высшего профессионального образования в информационном обществе; психологические основы развития личности в информационном образовательном пространстве; педагогические технологии высшего профессионального образования в информационном обществе. Подчеркивалось, что старые теоретические концепции, на которые, как правило, ссылаются педагоги и психологи в своих исследованиях, создавались
была представлена научная концепция ученых «Института образовательных технологий» РАО, исследующих проблему «Методология и технологии развития личности в условиях интеграции отечественной системы образования в мировое
РАО, доктор психологических наук, профессор). В выступлении директора Института образовательных технологий Российской академии образования Галины Берулава, которая сделала один из основных докладов на конференции, говорилось о том, что сегодня нельзя не учитывать, что влияние Интернета на развитие молодежи привело к изменению их когнитивной сферы в сторону большей роли образного мышления в познании окружающего мира, появлению нового социального опыта, который в значительной степени формируется через виртуальное информационное электронное пространство. Их мышление стало более образным и ориентированным на больший эмоциональный фон потребляемой информации. Поэтому педалирование использования вербально-
логических технологий обучения приходит в противоречие с эмоционально-образным, клиповым мышлением современных молодых людей, приводя к появлению когнитивного диссонанса, затрудняющего, а часто и делающего невозможным усвоение учебного материала.
Академик Г.А. Берулава рассказала о инновационных технологиях обучения, которые впервые предложены возглавляемым ею коллективом.
В частности, разработана такая инновационная технология обучения, как «электронные профессиональные клубы», работающие в режиме форумов, размещенных на сайте Международного инновационного университета. Такие форумы созданы на сайте университета по всем специальностям. Они обеспечивают реализацию потребности в творческой деятельности, в самореализации, большие возможности для удовлетворения которой предоставляет общение через электронные коммуникационные сети. Эти возможности особенно актуальны для молодых людей, которые имеют проблемы в системе взаимоотношений с педагогами и сверстниками в традиционном образовательном пространстве. Они позволяют всегда работать в своем генетически заданном темпе, в соответствии с особенностями своих когнитивных стратегий.
Инновационность предлагаемой технологии состоит в том, что работа в клубах строится как дискуссионное обсуждение проблем, предлагаемых преподавателями, профильными специалистами и самими студентами. Решение проблем может носить отсроченный характер, когда студент работает над проблемой дома в режиме самостоятельной работы достаточно длительное время и в режиме он-лайн на занятии. Рассмотрение проблем предполагает не только их анализ, но и обсуждение определенного опыта их решения.
Использование данной электронной информационно-коммуникативной технологии позволяет существенно повысить мотивацию к учебной деятельности, к самообразованию во внеучебное время. Данная технология особенно эффективна для тех, кто не смог раскрыть свой потенциал в сфере традиционного образовательного пространства. Она помогает им самореализоваться и часто занять более высокие социальные позиции за счет общения и учебной работы в комфортной психологической среде. Данная инновационная образовательная технология позволяет студенту научиться ставить проблемы, научиться их решать, мотивирует его к самостоятельному поиску литературных источников для того, чтобы выглядеть более компетентным в общей дискуссии, учит его формулировать свои мысли на поле этой дискуссии, учит его презентовать письменную форму своих аргументов, повышает общую мотивацию к повышению своей профессиональной состоятельности.
В целом, предложенная инновационная электронная образовательная технология позволяет в максимальной степени использовать все преимущества электронного информационного пространства, превратив его в образовательное.
Отмечалось, что отсутствие в последние годы культивирования методологического и теоретического анализа в гуманитарной науке и в
психологии, в частности, массовый переход ученых в стан технологов, привело к коммерсализации практической психологии, к созданию эклектических практик, не объединенных какой-либо общей методологической платформой, вызвало к жизни армию практикующих парапсихологов. Многие из них морочат голову даже на центральном телевидении под видом экстрасенсов и астрологов.
Новая методологическая платформа разработана на базе научно-исследовательского Института образовательных технологий Российской академии образования, который работает с Международным инновационным университетом как единый научно-образовательный комплекс. Подчеркивалось, что сегодня в сфере исследования личности и разработки путей ее эффективного развития, в том числе и в образовательном пространстве, практически не учитывается, что личностный потенциал человека обусловлен как сферой рацио, так и сферой поведения, опосредованной областью бессознательного, и презентующей когнитивные, коммуникативные, двигательные и аффективные стереотипы психической активности. Был поставлен вопрос о том, что смена методологических ориентиров развития психолого-педагогической науки должна быть связана с переходом от построения среднестатистических схем, типологий и разрабатываемых на их основе формальных рекомендаций к исследованию конкретных индивидуальностей и разработке на этой основе индивидуальных траекторий развития личности. На базе старых теоретических концепций, построенных на основе рассмотрения среднестатистических показателей развития человека, осуществление такого подхода невозможно, хотя он и продекларирован уже в новых образовательных стандартах высшего профессионального образования. С большим интересом и пиететом к нашей вузовской инноватике отнеслись присутствовавшие на конференции ученые из США, Канады, Германии, Италии и других стран.
Информационное общество оказывает существенное влияние на развитие науки и образования. В своем выступлении академик РАО М.Н. Берулава проанализировал направления влияния информационного общества на развитие системы высшего образования и констатировал появление особого виртуального мира жизнедеятельности личности - киберпространства, в котором реализуется эффект полного присутствия за счет сочетания образной динамики с возможностью непосредственного воздействия на события. В глобальном информационном обществе у человека, не интегрированного в пространство глобальных информационных потоков, фактически, нет возможности реализовать эффективный жизненный проект.
Высшее образование 21 века предполагает опору на новые методологические основания и инновационные образовательные технологии, обеспечивающие соответствие реалиям информационного общества.
На годичном отчетном собрании членов и членов-корреспондентов РАО, состоящих в ЮО РАО, а также руководителей ассоциированных научных центров Южного отделения государственной академии наук «Российская академия образования», которое состоялось в рамках «Недели вузовской науки» и в котором
Никандров, было продолжено обсуждение проблем развития вузовской науки. На собрании была отмечена большая работа Южного отделения Российской академии образования по координации научных исследований основных и ассоциированных научных центров Отделения; обозначено значительное расширение проблематики совместных исследований в области образования, указано на продуктивность взаимодействия с учеными различных стран.
Проведенная в Сочи Неделя вузовской науки, в которой приняли участие ведущие отечественные педагоги и психологи, показала, что те принципиальные изменения, которые произошли в личностном, поведенческом и когнитивном развитии современной молодежи под влиянием электронных средств информации, требуют принципиально другого подхода к разработке содержания и технологий обучения и, соответственно, к выработке новых критериев оценки качества обучения как в школе, так и в вузе. И эти инновационные теоретические и технологические подходы были действительно предложены на прошедшем педагогическом форуме.
Заместитель директора по научной работе Учреждения Российской академии образования «Институт образовательных технологий» доктор педагогических наук, профессор Зимовина O.A.