Научная статья на тему 'Вузовская Наука: Состояние и перспективы развития высшего образования'

Вузовская Наука: Состояние и перспективы развития высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вузовская Наука: Состояние и перспективы развития высшего образования»

ПРЕПОДАВАТЕЛИ АКАДЕМИИ - УЧАСТНИКИ И ЛАУРЕАТЫ

Г. Я. Гревцева

ВУЗОВСКАЯ НАУКА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

С 10 по 15 сентября 2012 г. на базе федерального государственного научного учреждения «Институт образовательных технологий» РАО и Международного инновационного университета (г. Сочи) проводился ежегодный международный научный форум «Неделя вузовской науки - 2012».

В рамках мероприятия прошла XV Юбилейная международная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире», а также состоялась торжественная церемония награждения победителей и лауреатов Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2011 г.

В конференции приняли участие известные отечественные и зарубежные ученые: докора педагогических наук, профессора М. Н. Берулава,

Н. Д. Никандров, Н. А. Шайденко; доктор физикоматематических наук, профессор В. Е. Шудегов, доктор психологических наук, профессор Г. А. Бе-рулава; чрезвычайный и полномочный посол Швейцарской Конфедерации в Российской Федерации; директор Международного центра по изучению образовательных программ Тихоокеанского университета А. Эллис (Сиэтл, США); главный исполнительный директор Международного совета по реформе образования и развития Дж. Гали (Сан-Франциско, США); профессор института образования Магдебургского университета Отто фон Гю-рике (Гремания) и др.

Кратко рассмотрим основные положения выступлений. Огромный интерес вызвал доклад «Идеи и мифы в гражданском воспитании студентов» Н. Д. Никандрова. Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что идеология воплощается в идеях, часть из которых - мифы; необходимо понимать, что такое социальный мир, российская идентичность, кто такой гражданин... Призыв Николая Дмитриевича противостоять «информационному загрязнению окружающей среды; работать над позитивной социализацией» не мог оставить равнодушными участников конференции.

В. Е. Шудегов прокомментировал внесенные изменения в статьи проекта Федерального закона «Об образовании». Выступление Г. А. Берулавы было посвящено методологическим проблемам развития современного образования. Г. А. Бордовский говорил о современных вызовах системе образования.

Актуальна и своевременна проблема дистанционного обучения, о которой высказал свое мнение А. Эллис. Он отметил, что интернет-обучение

осуществляется с 1999 г., но не всегда учитываются его особенности. Сегодня интенсивно развиваются информационные технологии и возникают основания для пересмотра подходов к образованию учащихся. Развитие локальных и глобальных электронных сетей, мультимедийных средств обучения, стремительная компьютеризация меняют формы образования. Эти изменения относятся и к обучению с использованием ресурсов и технологий Интернета. Мы считаем, что в условиях «информационного загрязнения» особенно важно развивать критическое мышление обучаемых.

Идеалам гуманизма посвятил свое выступление Рейнхард Гольц (Германия).

Обсуждение актуальных проблем и перспектив развития высшего образования продолжалось на круглых столах следующей тематики.

1. Сравнительная педагогика и психология высшего образования.

2. Психологические проблемы развития личности в высшей школе.

3. Педагогические технологии обучения и воспитания студентов вузов.

4. Проблемы высшего экономического образования в России.

5. Содержание и технологии обучения юристов в современной высшей школе.

6. Гуманитарное образование в современном вузе.

Участники круглого стола «Педагогические технологии обучения и воспитания студентов вузов» высказали свое мнение по проблемам воспитания межличностной толерантности студентов в гуманистической образовательной среде, использования кейс-метода для оптимизации учебной деятельности студентов, формирования лидерских качеств у студентов, самоуправления и т. д.

Сегодня ведется поиск способов развития мышления, соответствующего уровню XXI в. Основные методические инновации связаны с применением активных, интерактивных или диалоговых методов обучения, направленных на переориентацию деятельности преподавателя от информационной к организационной. По существу, это обращение к богатейшему опыту отечественной и зарубежной педагогики, его модернизация. Участники круглого стола говорили о необходимости применения таких методик, которые помогают не только приобрести знания, но и развить социальные и интеллектуальные умения граждан демократического общества.

170

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012 / 4 (32)

В педагогический арсенал входят нетрадиционные технологии и приемы организации самостоятельной работы обучающихся: синквейн,

портфолио, бортовой журнал, двойные (двухчастные) дневники, аналитические докладные, опорная схема-коллаж по учебным материалам, концептуальная карта, проспекты, пятиминутные эссе и т. д. Несомненно, разнообразные приемы способствуют повышению интереса у студентов, пробуждают исследовательскую, творческую активность, а затем предоставляют условия для осмысления материала, помогают обобщить приобретенные знания.

Обращение к личности студента, его индивидуальности предполагает гибкость и приспосабли-ваемость учебного процесса, его динамичность и вариативность, где каждый имеет право на реализацию своих возможностей. Методы и приемы работы должны быть направлены на раскрытие и использование субъективного опыта каждого студента в системе вариативных заданий.

Особое внимание было уделено интерактивному обучению, которое вовлекает каждого студента в процесс познания, обеспечивает комфортные условия для самостоятельной работы и самореализации. Под использованием активных методов обучения мы понимаем не приверженность к какому-либо одному или нескольким эффективным способам работы (например деловой игре или социодраме), исследовательским видам обучения, а обучение, в процессе которого повышается интеллектуальная активность, функциональная субъект-объектная зависимость трансформируется в субъект-субъектную взаимосвязь, развивается диалектическое мышление, профессиональное мастерство.

Посредством организации мыслительных действий студенты достигают проникновения в сущностные отношения изучаемых явлений, открывают закономерности, всеобщие связи (как внутри явлений, так и между ними). Знание предстает перед ними не в вербально-абстрактном виде, а моделируется, воспроизводится в форме логических связей, практической абстракции.

Презентация лучших научных трудов в рамках Недели вузовской науки и международной научнопрактической конференции «Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире» позволила нам узнать о новых достижениях ученых всех регионов России. В конкурсе научных книг приняли участие 5590 человек, представители 450 вузов России; определены 8 номинаций: «Юриспруденция», «Гуманитарные и общественные дисциплины», «Психология», «Педагогика и методика преподавания», «Экономика», «Менеджмент и маркетинг», «Информационные технологии», «Искусство».

В своем обращении к победителям и лауреатам Всероссийского конкурса на лучшую научную

книгу профессор М. Н. Берулава отметил: «Подвижническая деятельность способствует развитию отечественной науки и укреплению научного авторитета страны в целом».

Так, например, в номинации «Педагогика и методика преподавания» победитель - президент РАО, академик, доктор педагогических наук, профессор Н. Д. Никандров; доктор педагогических наук О. Г. Грохольская - за книгу «Введение в профессиональную деятельность». В номинации «Искусство» - доктор искусствоведения Г. И. Пе-тушкова - за книгу «Статистика как метод моделирования проектных ситуаций в дизайне костюма». Среди лауреатов конкурса - специалисты в области фундаментальных и прикладных наук из разных городов.

Отрадно отметить, что ежегодно на церемонии вручения наград среди лауреатов - преподаватели Челябинской академии культуры и искусств: кандидат культурологии, доцент, член Союза писателей России Н. А. Ягодинцева («Русская поэтическая культура: сохранение целостности личности»); заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, заслуженный работник культуры РФ, член Союза театральных деятелей России Т. Б. Нарская («Историко-бытовой танец»); заслуженный артист РФ, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, член Союза театральных деятелей России В. И. Панферов («Мастерство хореографа»); доктор исторических наук В. С. Толстиков («Культура России во второй половине XIX - первой трети XX в.»); кандидат педагогических наук, доцент М. Г. Шаронина («Зримая песня: теория, методика, практика постановки»); кандидат культурологии, доцент Р. М. Шамаева («Креативность в музыкальной культуре»); кандидат педагогических наук И. В. Степанова («Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки режиссеров»).

В 2012 г. в номинации «Педагогика и методика преподавания» была отмечена монография профессора кафедры педагогики и психологии нашей академии Г. Я. Гревцевой «Социализация школьников средствами гражданского воспитания». В издании раскрываются культурно-исторические предпосылки, теоретико-педагогические аспекты проблемы социализации школьников средствами гражданского воспитания. С позиции деятельностного и гражданского подходов анализируются вопросы теории и практики формирования гражданских качеств, при этом гражданское воспитание рассматривается как часть воспитания.

Встреча ученых позволила установить контакты для дальнейшего сотрудничества и определить перспективы дальнейшей профессиональной деятельности.

171

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012 / 4 (32)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.