Научная статья на тему 'Подготовка научных кадров (из опыта работы аспирантуры ИСЭРТ РАН)'

Подготовка научных кадров (из опыта работы аспирантуры ИСЭРТ РАН) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ КАДРЫ / ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С АСПИРАНТАМИ / ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСПИРАНТУРЫ / SCIENTIFIC PERSONNEL / POSTGRADUATE EDUCATION / COMPREHENSIVE APPROACH / CONTINUOUS EDUCATION / THE DIRECTIONS AND FORMS OF WORK WITH GRADUATE STUDENTS / GRADUATE SCHOOL PERFORMANCE INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорихина Светлана Юрьевна, Подволоцкая Наталья Николаевна

Статья посвящена проблеме подготовки молодых учёных на этапе послевузовского профессионального образования. Приведены результаты деятельности аспирантуры Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of scientific personnel for the region's economy (the experience of graduate school of the ISEDT RAS)

The article is devoted to the problem of young scientists' training at a stage of postgraduate professional education. It produces the performance results of the graduate school of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences.

Текст научной работы на тему «Подготовка научных кадров (из опыта работы аспирантуры ИСЭРТ РАН)»

УДК 378.048.2 ББК 65.497.2

© Егорихина С.Ю. © Подволоцкая Н.Н.

ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ АСПИРАНТУРЫ ИСЭРТ РАН)

Статья посвящена проблеме подготовки молодых учёных на этапе послевузовского профессионального образования. Приведены результаты деятельности аспирантуры Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук.

Научные кадры, послевузовское образование, комплексный подход, непрерывное образование, направления и формы работы с аспирантами, показатели деятельности аспирантуры.

Уровень развития науки и степень технологического применения её достижений во всём мире являются основными факторами становления прогрессивной структуры производства, повышения производительности общественного труда, возрастания экономического потенциала, высвобождения материальных и финансовых ресурсов для решения социальных проблем.

Экономический рост, улучшение благосостояния и качества жизни населения невозможны без развития науки и высоких технологий, инвестиций в человеческий капитал, сохранения интеллектуального потенциала. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что реальной основой социально-экономических преобразований является наука. На долю новых знаний, воплощающихся в

технологиях, оборудовании и организации производства, в промышленно развитых странах приходится до 85% прироста валового внутреннего продукта.

В результате растёт эффективность производства и происходит социальное развитие этих стран, увеличивается удельный вес наукоёмкой продукции в структуре ВВП, улучшаются условия для обеспечения простого и расширенного воспроизводства интенсивного типа [6].

Как показывает мировая практика, человеческий капитал служит основой, без которой невозможно никакое экономическое и социальное развитие общества. Поэтому подготовка и эффективное использование кадров являются тем ресурсом страны, который позволяет обеспечить модернизационный характер социально-экономических процессов [1].

Совершенствование системы подготовки специалистов высшей научной квалификации - одна из центральных задач, на решение которой направлена совместная деятельность представителей высшей школы, академической и отраслевой науки.

Сегодня значение послевузовского образования актуально не только в плане подготовки специалистов высшей квалификации для науки и образования, но также и для высокотехнологичных отраслей экономики, определяющих успех формирования национальной инновационной системы страны. Воспроизводство кадрового потенциала науки осуществляется через аспирантуру и докторантуру, которые являются основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования Российской Федерации.

Научные кадры высшей квалификации - незаменимое национальное богатство, генератор идей для экономики и компетентный коллективный эксперт, ответственный за правильный выбор приоритетных направлений в инновационном развитии страны. Чем выше обеспеченность территорий и отраслей экономики научными кадрами, особенно кадрами высшей квалификации, тем эффективнее использование потенциала территорий и отраслей [3].

На территории Вологодской области подготовку кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру осуществляют 7 вузов и одна научная организация - Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (ИСЭРТ РАН), функционировавший до марта 2009 года как Вологодский научнокоординационный центр Центрального экономико-математического института РАН (ВНКЦ ЦЭМИ РАН).

Подготовка научных кадров высшей квалификации через аспирантуру осуществляется в ИСЭРТ РАН с 1996 года. Институт имеет государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования по следующим научным специальностям: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (с 1996 года); 08.00.10 -Финансы, денежное обращение и кредит (с 2008 года); 08.00.13 - Математические и инструментальные методы экономики (с 2000 года). В 2005 году открыта докторантура по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством».

В аспирантуре ИСЭРТ РАН на конец 2011 года обучались 39 аспирантов: 27

- по очной форме обучения, из них 1 -на договорной основе; 12 - по заочной форме обучения. Численность соискателей учёной степени кандидата наук составила 4 человека, соискателей учёной степени доктора наук - 4 человека. В 2011 году общая численность аспирантов уменьшилась на 15,2% в сравнении с 2007 годом, приём в аспирантуру сократился на 31,6%. При этом увеличилось количество аспирантов очной формы обучения на 17,4%. Доля аспирантов очной формы обучения от общей численности аспирантов возросла с 50% в 2007 году до 69,2 - в 2011 году (табл. 1).

Процесс подготовки молодых учёных в ИСЭРТ РАН основан на принципе комплексного подхода в обучении и воспитании личности. В педагогической науке определены следующие главные положения комплексного подхода: требование единства и взаимосвязи всех участников образовательного процесса; ориентация на всестороннее развитие личности путём использования комплекса средств, методов, форм и технологий образования [2].

Обучение в аспирантуре ведётся по учебным планам, составленным в соот-

Таблица 1. Численность аспирантов в 2007 - 2011 гг., чел.

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Численность, всего (на конец года) 46 45 44 42 39

в т. ч. обучающихся очно 23 22 21 22 27

Из общего числа:

обучающихся на бюджетной основе 45 43 42 40 38

в т. ч. очно 22 20 19 20 26

Принято, всего 19 17 18 15 13

в т. ч. очно 9 11 10 11 11

ветствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования. Научное руководство аспирантами осуществляют ведущие специалисты ИСЭРТ РАН, высших учебных заведений г. Вологды, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга.

На конец 2011 года численность научных руководителей составила 16 человек, среди них д.э.н., заместитель директора, заведующий отделом ИСЭРТ РАН Т.В. Ускова; д.э.н., заведующий отделом ИСЭРТ РАН А.А. Шабунова; д.э.н., профессор, заведующий кафедрой финансов и кредита Вологодского государственного технического университета Е.С. Губанова; член-корреспондент Российской академии сельскохозяйственных наук, д.э.н., профессор А.П. Дороговцев; д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики, председатель диссертационного совета Вологодской государственной сельскохозяйственной академии М.В. Селин; д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук В.Г. Доброхлеб; д.т.н., профессор кафедры современного естествознания и экологии Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета А.М. Балонишников.

В учреждении в процессе подготовки научных кадров реализуется практикоориентированный подход. Одновременно с зачислением в аспирантуру происходит оформление на работу в ИСЭРТ РАН. Темы

диссертаций, как правило, связаны с НИР, выполняемыми в подразделениях в соответствии с потребностями конкретного заказчика, что обеспечивает практическую значимость исследований.

Основными направлениями исследований являются: научные основы устойчивого развития территорий и муниципальных образований; проблемы территориальных социально-экономических систем, экономической безопасности и конкурентоспособности; территориальные особенности уровня и образа жизни; развитие рекреационной сферы территорий; социально-экономические проблемы преобразования научной и инновационной деятельности территорий; интеллектуальные технологии в информационных и территориальных системах.

В рамках данных направлений выполняются следующие диссертационные исследования: «Устойчивое развитие промышленного комплекса региона на основе повышения энергетической эффективности (на примере Вологодской области)», «Механизмы организации ресурсосбережения в сфере жилищно-коммунального хозяйства региона (на материалах Вологодской области)», «Самосохрани-тельное поведение населения как фактор демографического развития региона (на примере Вологодской области)», «Развитие специализированного туризма (на примере Вологодской области)», «Совершенствование межбюджетных отношений в регионе (на материалах Вологодской области)», «Организационно-экономический механизм государственного регули-

лирования инноваци-онной деятельности в области лесопользования (на материалах Вологодской области)», «Модернизация системы управления развитием региональной научно-инновационной сферы», «Методы нелинейной динамики и математической статистики для прогнозирования цен на молочную продукцию (на примере Вологодской области)» и др.

Согласно Положению о порядке прохождения стажировки аспирантов ИСЭРТ РАН, организуются стажировки в научных и иных учреждениях и организациях РФ: Центральном экономико-математическом институте РАН, Правительстве Вологодской области, средних общеобразовательных школах г. Вологды и др. В процессе прохождения стажировок аспиранты знакомятся со структурой, основными задачами и функциями учреждений и организаций, приобретают навыки работы со служебными документами, участвуют в разработке проектов, подготовке аналитических, отчётных материалов и предложений, принимают участие в организации совещаний, деловых встреч. Результаты стажировок находят своё отражение в диссертациях, научных отчётах, информационно-аналитических записках, научных статьях.

В 2011 году прошли стажировки 14 аспирантов ИСЭРТ РАН, что на 36% больше, чем в 2010 году (для сравнения: в 2010 году стажировки прошли 9 сотрудников ИСЭРТ РАН, из них 7 аспирантов). Стажировки выполняют обучающую функцию и позволяют решать задачи по применению на практике знаний аспирантами ИСЭРТ РАН, а также способствуют расширению внешних контактов и связей Института.

Аспиранты сочетают научную и преподавательскую деятельность: участ-

вуют в заседаниях Дискуссионного клуба «Юный экономист», проводят экономический лекторий «Актуальные проблемы экономики региона» для студентов филиала СПбГИЭУ в г. Вологде, занятия для школьников Научно-образовательного центра.

В ИСЭРТ РАН имеются широкие возможности для апробации результатов научно-исследовательских работ и диссертаций на региональных, российских, международных конференциях. Институт организует и принимает активное участие в организации семинаров и конференций с привлечением авторитетных российских и зарубежных учёных (ведущих учёных РАН, Национальной академии наук Беларуси, Института современной истории образования и науки Университета г. Ганновера (Германия), профессорско-преподавательского состава вузов), представителей органов законодательной и исполнительной власти, бизнес-структур, руководителей научных и образовательных учреждений, специалистов учреждений и предприятий Вологодской области.

Ежегодно в ИСЭРТ РАН проводится региональная научно-практическая конференция «Молодые учёные - экономике региона», к участию в которой привлекаются студенты, аспиранты, молодые специалисты и учёные из других организаций. Согласно данным, представленным в таблице 2, за период 2007 - 2011 гг. количество участников конференции увеличилось в 2,4 раза (с 15 до 36).

Таблица 2. Численность и состав участников, выступивших с докладами на конференции «Молодые учёные - экономике региона» в 2007 - 2011 гг., чел.

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Численность аспирантов и сотрудников ИСЭРТ РАН 14 13 16 18 27

Численность студентов, аспирантов и сотрудников других учреждений 1 4 5 17 9

Из них студентов филиала СПбГИЭУ в г. Вологде 0 2 2 7 4

Всего 15 17 21 35 36

В 2011 году в конференции приняли участие 53 человека, из них 35 - аспиранты и сотрудники ИСЭРТ РАН, 11

- студенты и магистранты вузов, 7 -школьники. 36 участников выступили с докладами. Работа конференции проходила в форме заседаний двух секций: «Проблемы экономического развития и управления в территориальных системах» и «Социальные проблемы развития территорий»,

На постоянной основе (2 раза в месяц) в ИСЭРТ РАН действуют научные семинары-дискуссии: «Региональная экономика и управление», «Социальная экономика», «Стратегическое управление и инновационная экономика», «Экономика трудовых ресурсов», на которых аспиранты представляют результаты своих исследований, В 2011 году проведено 88 семинаров.

За период 2007 - 2011 гг. более чем в 2 раза увеличилось количество принятых заявок на участие в конкурсах (табл. 3), Молодые исследователи ИСЭРТ РАН регулярно становятся победителями различных конкурсов и олимпиад (Всероссийская Олимпиада развития народного хозяйства России, Всероссийский конкурс деловых инновационно-технических идей и проектов «Сотворение и созидание будущей России», Всероссийский конкурс информационных технологий и информационной безопасности «Интел-

лектуальная Россия», конкурс портала «Research & Trends» и др.).

Количество исследователей, занявших призовые места, увеличилось на 62,5%. Ежегодно в ИСЭРТ РАН проводится конкурс НИР среди молодых учёных в области экономики. В 2011 году в нём приняли участие 30 человек.

В 2011 году участвовали в конкурсах и выполняли исследования по грантам аспиранты: О.Н. Бабкина (гранты Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере: «Разработка саморегулирующейся установки для поперечной распиловки древесины цепными пилами»; «Бесконвей-нерные автоматические линии для упаковывания жидкой пищевой продукции в тару»; «Разработка комплексного минерального удобрения для льна-долгунца с бором и цинком»; «Разработка модульного каркаса зданий «Кентавр»), Н.А. Ма-ланичева (грант Российского гуманитарного научного фонда и Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований «Здоровье населения регионов Северо-Западного федерального округа РФ и Республики Беларусь как стратегический компонент трудового потенциала»), Н.А. Копейкина (грант Российского фонда фундаментальных исследований «Теория демографического перехода в современной России»), В.Н. Мако-веев (гранты Фонда содействия развитию

Таблица 3. Участие аспирантов в олимпиадах и конкурсах НИР в 2007 - 2011 гг., ед.

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. к 2007 г., раз

Численность аспирантов, чел. 46 45 44 42 39 0,8

Количество принятых заявок на участие в олимпиадах и конкурсах, всего 25 38 44 49 54 2,2

Из них:

- международные 2 1 2 - 1 0,5

- российские 5 24 40 27 26 5,2

- региональные 18 13 2 22 27 1,5

Из них:

- занявшие 1 - 3 места 8 18 9 11 13 1,6

- призёры 5 8 15 17 5 1,0

малых форм предприятий в научно-технической сфере: «Вихревой гомогенизатор для различных отраслей промышленности»; «Полидетандер для нефтегазовой промышленности»).

Созданы условия для публикации аспирантами результатов научных исследований в журналах и сборниках ИСЭРТ РАН. С 1997 года издаётся журнал «Проблемы развития территории». С 2008 года по решению руководителей экономических институтов Северо-Западного федерального округа в ИСЭРТ РАН выпускается журнал «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз». Журнал включён в международные базы данных, а с 2010 года он входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук.

Ежегодно выпускается сборник научных работ аспирантов и соискателей, ежеквартально выходит сборник лучших докладов, сделанных на научных семинарах-дискуссиях ИСЭРТ РАН. Наблюдается значительное увеличение числа опубликованных материалов. Так, если в 2007 году на каждого аспиранта приходилось в среднем по одной опубликованной работе, то в 2011 году - по 3 и более работ (табл. 4).

Обязательной формой отчётности аспирантов является аттестация, которая проходит два раза в год: в апреле (промежуточная) и октябре (основная).

Аттестация проводится в три этапа:

1) Заполнение аттестационного листа и формы индивидуального плана аспиранта; каждый выполненный этап под-

готовки аспиранта оценивается согласно балльно-рейтинговой системе.

2) Доклад о результатах диссертационного исследования за истекший период (год/полугодие) и его перспективах с обязательной презентацией.

3) Подведение итогов аттестации на Учёном совете ИСЭРТ РАН.

Текущий контроль деятельности аспирантов осуществляется посредством отчётов обучающихся о выполнении ежеквартальных планов работы над диссертационными исследованиями.

Регулярно организуются встречи аспирантов с директором ИСЭРТ РАН, на которых подводятся итоги работы аспирантов за полугодие, обсуждаются проблемы и пути их решения.

Помимо образовательной и научноисследовательской деятельности аспиранты активно принимают участие во внеучебных мероприятиях.

С 2011 года проходят творческие семинары, целями которых являются обсуждение актуальных проблем социально-экономического и инновационного развития России и Вологодской области, развития интеллектуального, научно-технического и демографического потенциала, а также вопросов общественно-политического устройства и духовно-нравственного развития общества. В 2011 году проведено 9 творческих семинаров. На них обсуждались книги известных экономистов и публицистов: «СМИ как фактор трансформации российской культуры», «Неэкономические грани экономики», «Кризис: как это делается?», «Шерше ля нефть» и телепередачи, посвящённые проблемам плановой экономики, гласности, коррупции, терроризма, спорта.

Таблица 4. Публикации аспирантов в 2007 - 2011 гг., ед.

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Численность аспирантов, чел. 46 45 44 42 39

Публикации, всего 49 53 76 77 129

Из них в рецензируемых журналах 3 5 9 8 11

С марта 2011 года организуется еженедельный Час аспиранта. В ходе его проведения обсуждаются актуальные события в мире, стране, регионе («Новости недели») и ближайшие мероприятия в аспирантуре ИСЭРТ РАН, аспиранты получают информацию о конференциях, консультации по заполнению индивидуального плана работы аспиранта, обмениваются опытом по прохождению стажировок, подготовке к предзащите, защите диссертации и по написанию автореферата («Новости аспирантуры»). Также рассматриваются статьи из отечественных и зарубежных журналов, материалы из Интернета, новости с сайтов Российской академии наук, сайта Н.В. Старикова (интервью, лекции, школа блогеров, профсоюз граждан России), предоставляется информация о новых поступлениях в библиотеку ИСЭРТ РАН, проводятся консультативно-развивающие и информационно-методические занятия с аспирантами, встречи с учёными в области экономики и управления и т. д. («Разное»).

Ежегодно в ноябре в Институте проходит праздник посвящения в аспиранты. На нём поступивших в аспирантуру принимают в коллектив молодых учёных. Для аспирантов проводят конкурсы, в конце праздника им вручают аспирантские билеты.

Приобщение к здоровому образу жизни осуществляется через организацию коллективного посещения фитнес-залов, походов в боулинг и на каток, товарищеских футбольных и волейбольных матчей.

В июне 2011 года состоялась спортивно-интеллектуальная игра «Активная наука». Задания игры носили развлекательный и познавательный характер. Среди них были и поиск нужной книги в библиотеке, и сочинение частушки про инновации, и конкурс «Инвентаризация».

В декабре был проведён турнир по волейболу среди аспирантов и молодых учёных ИСЭРТ РАН.

Для аспирантов организуются экскурсии на предприятия и в учреждения Вологодской области. Участие в данных мероприятиях способствует активизации их познавательной деятельности, помогает увидеть взаимосвязь теории и практики. Так, в 2011 году аспиранты посетили филиал СПбГИЭУ в г. Вологде, колхоз «Племзавод Родина», передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД».

На решение актуальных проблем обеспечения образовательного процесса направлена деятельность группы социально-психологического сопровождения НОЦ. Программа социально-психологического сопровождения учащихся НОЦ на базе ИСЭРТ РАН реализуется с 2003 года, и к 2011 году сформировалась чёткая система её деятельности, состоящая из диагностико-аналитического, консультативно-развивающего и информационнометодического направлений (табл. 5).

Комплексное психологическое сопровождение процесса обучения аспирантов заключается в организации мероприятий, способствующих развитию адекватной самооценки, стремления к достижениям и реализации способностей и устремлений. Оно создаёт благоприятные социально-психологические условия для профессиональной и учебной деятельности. Кроме того, психологическое сопровождение пред-полагает своевременное выявление трудностей аспирантов и определение условий для их коррекции и профилактики.

Организация учебной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности аспирантов способствует повышению результативности их работы. Главный показатель деятельности аспирантуры и докторантуры - количество защищённых диссертационных работ.

Таблица 5. Мероприятия по реализации основных направлений работы социально-психологической группы с аспирантами

Направление деятельности Мероприятия Методики/названия занятий

Диагностика эмоционального состояния аспирантов I - IV курса Анкета качественного анализа эмоционального комфорта аспирантов

Диагностика уровня работоспособности и эмоционального выгорания аспирантов I - IV курса Опросник тревожности (Ч. Спилбергер)

Диагностико- Диагностика уровня адаптации аспирантов I курса Анкета по изучению содержания процесса адаптации аспирантов

аналитическое Комплексная диагностика индивидуально-личностных особенностей аспирантов I курса 1. Диагностика межличностных отношений (Т. Лири) 2. Готовность к профессиональной деятельности (В. Симонов, Ю. Дементьева) 3. Исследование мотивации на достижение успеха (Ч. Спилбергер)

Консультативно- Проведение тренинговых занятий для аспирантов I курса 1. «Я - аспирант» 2. «Мой путь в науке» 3. «Формула хорошего настроения» 4. «Научное пространство»

развивающее Проведение тренинговых занятий для аспирантов I - IV курса 1. «Секреты делового общения» 2. «Деловые переговоры» 3. «Бизнес-презентации» 4. «Основы телефонного этикета»

Проведение индивидуальных занятий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведение научно-методических семинаров для аспирантов-педагогов НОЦ

Информационно- методическое Рекомендации психолога на сайте НОЦ

Проведение недели психологии

Проведение недели здоровья

Проведение недели безопасности дорожного движения

Из 36 человек, окончивших аспирантуру в 2007 - 2011 гг., защитили диссертации 30,6% (11 человек). Всего в 2007

- 2011 гг. сотрудниками ИСЭРТ РАН защищено 14 кандидатских диссертаций (из них 13 - из числа окончивших аспирантуру ИСЭРТ РАН), 2 - докторских (из них 1 - докторантом ИСЭРТ РАН). В 2011 году число защит по сравнению с 2007 годом увеличилось в 2 раза.

В таблице 6 приведены сведения о защитах диссертаций выпускниками аспирантуры и докторантуры ИСЭРТ РАН. Из 13 человек, защитивших кандидатские диссертации в 2007 - 2011 гг., 30,8% (4 человека) проходили процедуру защиты в диссертационном совете при Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н.В. Ве-

рещагина, 23,1% (3 человека) - при Институте экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН, 15,4% (2 человека) - при Институте проблем региональной экономики РАН, по одному диссертанту - при Ярославской государственной сельскохозяйственной академии, Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова, Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН и при Балтийской академии туризма и предпринимательства. Т.В. Ускова в 2010 году досрочно защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора экономических наук в диссертационном совете при Институте проблем региональной экономики РАН.

Таблица 6. Сведения о защитах диссертаций выпускниками аспирантуры и докторантуры ИСЭРТ РАН в 2007 - 2011 гг.

№ п/п Ф.И.О. Диссертационный совет Дата защиты

Защиты кандидатских диссертаций

1 Рассадина Марианна Николаевна К 120.02.02 при Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н.В. Верещагина Ноябрь 2007

2 Орлова Эльвира Олеговна ДМ 220.009.01 при Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н.В. Верещагина Декабрь 2008

3 Малышев Роман Юрьевич К 220.072.02 при Ярославской государственной сельскохозяйственной академии Октябрь 2007

4 Попова Вера Ивановна К 002.185.01 при Институте экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН Ноябрь 2009

5 Тихомирова Галина Владимировна Д 212.136.03 при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова Май 2008

6 Теребова Светлана Викторовна Д 002.079.01 при Институте проблем региональной экономики РАН Май 2008

7 Подолякин Олег Валерьевич ДМ 220.009.01 при Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н.В. Верещагина Декабрь 2008

8 Морев Михаил Владимирович Д 002.091.01 при Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН Июнь 2009

9 Кондаков Игорь Анатольевич К 002.185.01 при Институте экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН Июнь 2010

10 Селименков Роман Юрьевич ДМ 220.009.01 при Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н.В. Верещагина Март 2011

11 Калашников Константин Николаевич К 002.185.01 Институте экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН Март 2011

12 Барабанов Андрей Сергеевич Д 002.079.01 при Институте проблем региональной экономики РАН Ноябрь 2011

13 Орлова Виктория Станиславовна Д 521.034.01 при Балтийской академии туризма и предпринимательства Декабрь 2011

Защита докторской диссертации

14 Ускова Тамара Витальевна Д 002.079.01 при Институте проблем региональной экономики РАН Октябрь 2010

Таблица 7. Сведения о трудоустройстве выпускников аспирантуры с отрывом от производства в ИСЭРТ РАН в 2007 - 2011 гг., чел.

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2007 - 2011 гг.

Окончили аспирантуру с отрывом от производства 2 6 5 4 3 20

Приняты на работу в ИСЭРТ РАН 1 5 3 3 2 14

Из них в возрасте до 35 лет включительно 1 5 3 3 2 14

Важным показателем деятельности аспирантуры является трудоустройство выпускников. После окончания аспирантуры остались работать в Институте 70% обучавшихся по очной форме (14 человек; табл. 7). Всего в 2007 - 2011 гг. после защиты диссертаций остались работать в ИСЭРТ РАН 1 выпускник докторантуры и 10 выпускников аспирантуры.

Приведённые данные свидетельствуют о продуктивной работе аспирантуры. Увеличение числа защит в 2011 году может быть связано с введением новой организации планирования работы над диссертациями (разработка подробных планов подготовки разделов диссертаций и публикаций по результатам диссертационных исследований) и регулярного контроля выполнения планов.

Таким образом, в ИСЭРТ РАН создаются условия для формирования высококвалифицированных кадров. Особенностями подхода к подготовке молодых учёных являются непрерывное образование, использование разноплановых форм и методов обучения, связь теории с практикой. Основные задачи совершенствования подготовки научных кадров в ИСЭРТ

РАН следующие: увеличение количества защит в период обучения посредством текущего контроля выполнения диссертационных исследований, усиление образовательного компонента в подготовке аспирантов за счёт увеличения количества учебных занятий, диагностика и развитие мотивации к исследовательской деятельности и работе по профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, В.А. Инвестиции в кадровый потенциал науки [Текст] / В.А. Алексеева // Ноосферные знания и технологии: труды Ульяновского научного центра. - Т. 14. - Выпуск 1. - Ульяновск, 2011. - С. 9-14.

2. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Электронный ресурс] / В.А. Беликов. -Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/73

3. Буров, И.С. Научные кадры в инновационной системе экономики [Электронный ресурс] / И.С. Буров - Режим доступа: http://belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2006/kadr49.html

4. Зубова, Л.Г. Российская аспирантура: состояние, тенденции, проблемы развития [Текст] / Л.Г. Зубова, Е.В. Аржаных // Вопросы статистики. - 2010. - № 2. - С. 58-66.

5. Карпов, А.О. К проблеме создания системы поиска и развития талантливых детей и молодёжи: аналитическая записка [Электронный ресурс] / А.О. Карпов. - Режим доступа: http:// www.step-into-the-future.ru/publik_kao/ publik_kao_2.pdf

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. - № 1662-р. - Режим доступа : http://base.consultant.ru/ cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601

7. Лахтин, Г. А. Контуры научно-технической политики [Текст] / Г. А. Лахтин, Л.Э. Миндели. - М.: ЦИСН. - 2000. - 240 с.

8. Леонидова, Г.В. Генерация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления [Текст] / Г.В. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 1. - С. 90-100.

9. Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Приказ Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. № 814 (с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г.) - Режим доступа: http://base.garant. ш/179195/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.