искренним. Как бы ни складывалась обстановка, какой бы запутанной ни была ситуация,
H.П.Ерастов умел видеть главное и учил этому других. Сегодня, когда наша психология переживает трудные времена, связанные с переосмыслением ее оснований, особенно остро понимаешь, как не хватает логически выверенных суждений и оценок Николая Павловича Ерастова, профессора психологии.
ЛИТЕРАТУРА
I. Ерастов Н.П. Структурно-психологический анализ деятельности и проблема рациональной организации труда//Психологические проблемы рационализации деятельности/ Под ред. Н.П.Ерастова. Ярославль: ЯрГУ, 1976.
2. Ерастов Н.П. Элементарные операции в мыслительной деятельности//Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания. Ярославль: ЯГПИ, 1966.
2-а. Ерастов Н.П. Развитие лингвистического мышления школьников: Проблема и ме-тод//Проблемы мышления. Ярославль: ЯГПИ, 1968.
3. Ерастов Н.П. Психология общения. Ярославль: ЯрГУ, 1979.
4. Ерастов Н.П. Психолингвистические задачи в общении и условия их решения учащими-ся//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: МГУ, 1981. .
5. Мазилов В.А. Русская православная философия, философская психология и методологические проблемы современной психоло-гии//Ребенок и пространство: Семь шагов к истине. М., 1996.
6. Мазилов В.А. Путь эмбриона: рождение научной психологии. Ярославль: МАПН,1998.
7 Мурашев Г.А. Из истории ярославской пси-хологии//Психологический пульс Ярославля. Ярослаль: МАПН, 1998. 8. Сталин И.В. Марксизм и вопросы языкознания. М.: Госполитиздат, 1954.
М. В. Новиков
Подготовка кадров высшей квалификации
29-31 мая 1999 года на базе отдыха ЯЛТУ «Лютово» состоялось очередное заседание Научно-методического совета по подготовке кадров высшей квалификации, посвященное проблемам подготовки кадров в регионах и обсуждению двух проектов: «Положения о кон-трактно-целевой подготовке научно-педагогических кадров» и «Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам учёных степеней».
Заседание вёл председатель НМС проректор по НИР РГПУ им. А. И. Герцена, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор В. В. Лаптев. На заседании были заслушаны доклады проректора по НИР Томского государственного педагогического университета В. В. Обухова «Региональные особенности повышения качества подготовка кадров высшей квалификации», проректоре- ¡j<: НИР Ярославского государственного педан тического университета М. В. Новикова «Оиь> i работы ЯГПУ им. К. Д. Ушинского по пол с товке кадров высшей квалификации», зав. от делом аспирантуры и докторантуры РГПУ им. А. И. Герцена Т. С. Бендюковой «Некоторые аспекты контрактно-целевой системы подготовки научно-педагогических и научных кадров». В ходе обсуждения были выявлены основные особенности подготовки научных и научно-педагогических кадров в региональных вузах:
- удалённость от традиционных научных центров, определяющих развитие актуальных направлений науки;
- невозможность подготовки кадров внутри регионов без привлечения потенциала центра (научные консультации, библиотеки, архивы, участие в конференциях и т.д.);
- ограниченность перечня специальностей, по которым ведётся подготовка в регионах;
- большая потребность в квалифицированных научно-педагогических кадрах;
- более быстрый прирост квалифицированных кадров в регионах по отношению к центру;
- необходимость в большинстве случаев
Ярославский педагогический вестник. 2000. № 1 (23)
дополнительной подготовки потенциальных аспирантов перед поступлением в аспирантуру через институт научных стажировок (для выпускников региональных вузов);
- недостаточное информационное обеспечение научного поиска аспирантов, докторантов и соискателей учёных степеней кандидата и доктора наук;
- повышенный уровень материальных затрат региональных вузов на подготовку кадров высшей квалификации;
- отсутствие магистратуры в ряде региональных педвузов.
На основании проведённого обсуждения Совет принял следующие решения:
1. Считать актуальным в проблемах подготовки кадров высшей квалификации в регионах вопрос о восстановлении института целевой аспирантуры, механизм функционирования которого отражён в проекте «Положения о контрактно-целевой подготовке научно-педагогических кадров».
2. Поддержать такие позиции проекта «Положения о контрактно-целевой подготовке научно-педагогических кадров», как
- целевая подготовка в рамках двусторонних соглашений совместных научно-технических проектов и программ вузов и научных организаций;
- зачисление в аспирантуру/докторантуру в соответствии с Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского образования, при условии, что целевики имеют преимущества при зачислении;
- возрождение института научной стажировки с целью подготовки для поступления в аспирантуру/докторантуру;
- формирование контигента учащихся через развитие системы грантов на обучение с одновременным заключением контрактов между направляющим вузом и лицом, поступающим в аспирантуру/докторантуру;
- компенсация самим специалистом затрат на его подготовку в случае отказа выпускника отработать предусмотренный контрактом срок в направлявших их организациях или использования специалистов, прошедших послевузовское образование за счёт средств федерального бюджета, в коммерческих структурах;
- развитие системы финансирования научных школ в ведущих вузах и организациях, осуществляющих целевую подготовку аспирантов и докторантов.
3. Выразить сомнения в необходимости и
эффективности следующих положений проекта:
- ежегодное утверждение вузов, осуществляющих целевую подготовку;
- целевая подготовка только по очной форме обучения в аспирантуре;
- передача мест из вуза-заказчика вузу-исполнителю.
4. Считать целесообразным сохранение в педвузах России собственной аспирантуры по базовым блокам специальностей как одной из важнейших форм закрепления кадров профессоров и докторов наук в регионах.
5. Признать необходимой практическую реализацию многосторонней финансовой поддержки целевой аспирантуры по реальной стоимости затрат.
6. Инициировать широкое развитие научных связей по горизонтали непосредственно между вузами, подкрепив их выделением гарантированных мест в аспирантуре и докторантуре.
В ходе заседания был заслушан доклад проректора по НИР РГПУ им. А. Герцена В. В. Лаптева «О проекте Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам учёных степеней». После детального обсуждения НМС принял следующие решения:
1. Поддержать такие новые положения проекта, как
- отражение в Положении вопросов присуждения учёных степеней и отнесение вопросов присвоения учёных званий в другой документ;
- утверждение того, что ВАК России является единственным в России государственным органом по присуждению учёных степеней кандидата и доктора наук;
- требование того, что в необходимых случаях соискатель учёной степени кандидата наук, имеющий высшее образование, не соответствующее отрасли науки, в профиле которой подготовлена диссертация, должен сдать дополнительный кандидатский экзамен по общенаучной дисциплине;
- требование обязательного опубликования объявлений о защите докторских диссертаций в Бюллетене ВАК России в целях повышения гласности, информированности научной общественности о предстоящих защитах докторских диссертаций;
- повышение требования к диссертациям в виде научного доклада (такого рода диссертации могут быть только докторскими, и их за-
щита может проводиться только с разрешения ВАК России);
- невозможность защиты докторской диссертации без защиты кандидатской.
2. Выразить сомнения в целесообразности таких новых норм Положения, как
- введение вместо кандидатского экзамена по философии экзамена по философии науки;
- необходимость согласования создания советов с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в условиях функционирования ВАК в структуре Минобразования РФ;
- требование мотивированного ходатай-ствования перед ВАК о возможности защиты диссертации, написанной не на русском языке (целесообразнее оставить действующий в настоящее время порядок).
3. Считать необходимым добавление в п. 7 проекта Положения, предусматривающий возложение оплаты расходов, связанных с рассмотрением и защитой диссертаций, на организации, где функционируют диссертационные советы, возможности компенсации учреждению понесённых на проведение защит диссертаций затрат.
4. Высказать поддержку сформулированным членами НМС в ходе обсуждения предложениям
- о необходимости скорейшей разработки нового положения о диссертационных советах;
- о целесообразности организации специального фонда под условным названием «Молодые исследователи» для финансовой поддержки деятельности молодых учёных, в том числе компенсации расходов по защитам диссертаций либо в виде самостоятельной структуры, либо в рамках РФФИ, РГНФ, Федеральной программы «Интеграция» и т.д.;
- о необходимости пересмотра сети диссертационных Советов при условии уточнения номенклатуры специальностей и поддержки региональной деятельности по аттестации научных кадров вплоть до формирования укрупнённых межрегиональных диссертационных советов;
- о целесообразности активизации деятельности информационного центра ВАК в области оперативной информации.
5. Направить предложения и замечания членов НМС по проекту Положения в адрес ВАК РФ.
Т. Б. Перфилова
Гражданское образование - путь к демократическому обществу
В течение двух лет ярославская региональная группа в составе проректора по НИР и международному сотрудничеству профессора М. В. Новикова, доцентов Т. Б. Перфиловой и Н. Ф. Бабуриной работала над реализацией проекта «Содержание и методика преподавания обществоведческих дисциплин в школе» в рамках международной программы «Гражданское образование», учреждённой МО РФ, а также Министерствами образования четырёх европейских стран: Австрии, Бельгии, Нидерландов, Великобритании. За это время нам удалось изучить и систематизировать российский и зарубежный опыт в сфере гражданского образования в средних общеобразовательных учреждениях, определить цели и содержание учебного курса по граждановедению на историческом факультете (ИФ) ЯГПУ и включить его в учебный план, подготовить видеофильм «Парламентские дебаты» с использованием актинн ы>>-методов обучения, создать банк данных монографической, учебно-меЮдической, документальной литературы обществоведческой чг правленности, привлечь внимание обдаст« -•!: института повышения квалификации \ и руководителей методических объ учителей истории к проблемам, связанным с преподаванием гражданского образования.
Проделанная работа получила высокую оценку экспертов Северо-Западного региона России, международного центра образовательных инноваций (МЦОИ) Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, что позволило нам выдвинуть свой проект на конкурс региональных моделей гражданского образования, организованный Британским Советом. Из двенадцати конкурсных проектов было выбрано семь. Ярославль оказался в числе победителей конкурса, став участником новой международной образовательной программы «Гражданское образование - путь к демократическому обществу».
Стартовая международная конференция команд-победителей из Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Красноярска, Иркутска, Самары, Ярославля (60 человек) состоялась в С.-Петербурге 21-25 ноября 1999 г. Её организаторами стали Британский Совет в России, МЦОИ РГПУ при содействии Посольства США