УДК 34
ББК 67 © И.В. Глазунова, А.А. Ширкин, 2018
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В ДОКТОРАНТУРЕ:
ПРОБЛЕМЫ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
Инесса Владимировна Глазунова, ведущий научный сотрудник отдела координации, ведения научной работы и докторантуры, кандидат юридических наук, доцент
ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» (140015, Московская область, Люберцы, Комсомольский пр-т, д. 4) E-mail: [email protected]
Антон Александрович Ширкин, старший научный сотрудник НИЦ-1, кандидат юридических наук Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России (119991, Москва, ГСП-1, ул. Житная, д. 14) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются изменения, произошедшие в системе подготовки научно-педагогических и научных кадров. Освещены изменения, произошедшие в отечественной системе образования, в том числе преобразование аспирантуры из формы научной подготовки в третий уровень образования, сокращение числа диссертационных советов и количества защит диссертаций. Значительное внимание уделено изменениям, затронувшим институт докторантуры, особенностям и проблемам организации ее функционирования в казенных учреждениях.
Ключевые слова: докторантура; докторант; диссертация; научные кадры; аспирантура; кадры высшей квалификации; казенные учреждения; ведомственные образовательные организации высшего образования; научные организации; государственное задание; контрольные цифры приема.
ORGANIZATION OF TRAINING OF SCIENTIFIC PERSONNEL IN DOCTORAL STUDIES: PROBLEMS OF TODAY
Inessa V. Glazunova, Leading Researcher of the Department for Coordination, Scientific Work and Doctoral Studies, candidate of legal sciences, associate professor
GKOU VO «Russian customs academy» (140015, Moscow region, Lyubertsy, Komsomolskiy pr-t, d. 4) E-mail: [email protected]
Anton A. Shirkin, Senior Researcher of SRC-1, candidate of legal sciences
Research Institute of the Federal penitentiary service of Russia (119991, Moscow, ul. Zhitnaya, d. 14) E-mail: [email protected]
Annotation. The changes that took place in the system of training scientific and pedagogical and scientific personnel are considered. The changes that took place in the domestic educational system, including the transformation of postgraduate study from the form of scientific training into the third level of education, reduction of the number of dissertational councils and the number of defenses of dissertations are covered. Considerable attention is paid to the changes that affected the institution of doctoral studies, the peculiarities and problems of organization of its functioning in state institutions.
Keywords: doctoral studies; doctoral student; thesis; scientific personnel; graduate school; highly qualified personnel; state institutions; departmental educational organizations of higher education; scientific organizations; the state task; control digits of reception.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Глазунова И.В., Ширкин А.А. Организация подготовки научных кадров в докторантуре: проблемы сегодняшнего дня. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5): 184—189.
Стремлением развивать и совершенствовать отечественную систему образования, обеспечить подготовку качественного кадрового потенциала страны, являющегося ведущим фактором ее развития, в последние десятилетия были обусловлены следующие явления. Во-первых, стремительный рост в 1990-е гг. количества высших учебных заведений, которые реа-лизовывали как программы подготовки специалистов с высшим образованием, так и послевузовского профессионального образования. Во-вторых, начиная с 2010-х гг., органы, реализующие функции государственного управления в сфере образования, направили
усилия на выработку механизмов и мероприятий, направленных на достижение следующих целей:
♦ сокращение количества вузов, в том числе, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ;
♦ снижение числа защит диссертаций (в качестве целей постулировано повышение качества научных исследований, снижение «избыточного» количества ученых, «перекоса» в распределении исследований по отраслям знаний);
♦ оптимизация сети диссертационных советов (а точнее, сокращение их числа), В рамках работы по со-
вершенствованию государственной системы аттестации научных кадров высшей квалификации в 2016 г. утвержден План мероприятий (Дорожная карта) по оптимизации сети диссертационных советов, предусматривающий ее трансформацию путем разработки новых правил формирования советов (исходя из уточнения критериев результативности научной деятельности организации, на базе которой они созданы, и членов диссертационных советов) [1].
В российской системе подготовки научных кадров в рамках послевузовского профессионального образования исторически сложилось два института: аспирантура (адъюнктура) и докторантура. В результате произошедших в 2013—2014 гг. революционных изменений в нормативном регулировании подготовки кадров высшей квалификации понятие «послевузовское профессиональное образование» было упразднено. В соответствии с ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре становится третьим уровнем высшего образования и регламентируется образовательными стандартами, которые «приближены, с одной стороны, к программам отечественной магистратуры, с другой стороны, к зарубежным PhD-программам» [2, с. 195].
Опуская подробный анализ этой новации в подготовке аспирантов, в качестве консолидированного мнения на этот счет приведем слова И.М. Мацке-вича о том, что «отнесение аспирантуры к образовательной деятельности — та самая роковая ошибка, за которую будут расплачиваться следующие поколения» [3, с. 468].
Институт докторантуры, в свою очередь, передан в сферу науки, научной деятельности, что реализовано внесением дополнения в ФЗ от 23 августа 1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Закон «О науке...») (ст. 4.1. «Подготовка диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук»).
В развитие рамочных положений п. 2 ст. 4.1. Закона «О науке.» постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. № 267 утверждено Положение о докторантуре (далее — Положение) [4], которое в настоящее время является основным нормативным актом, регламентирующим организацию и деятельность докторантуры. Необходимо подчеркнуть, что в Положении заложен совершенно новый подход к организации докторантуры,
статусу и взаимоотношениям сторон, заинтересованных в подготовке докторской диссертации1.
Таким образом, проверенная десятилетиями отечественная система подготовки кандидатов и докторов наук прекратила существование.
В сложившихся реалиях организация и подготовка докторской диссертации возможны путем ее написания соискателем без получения какого-то статуса и преференций либо посредством написания ее в процессе обучения в докторантуре. Поскольку законодательные изменения коснулись именно института докторантуры, а в специальной литературе, публикациях до настоящего времени этот институт не рассмотрен не только системно, но даже и достаточно полно, предпримем такую попытку.
Обладая опытом участия в работе диссертационного совета и подразделениях, координирующих научную работу в образовательной организации высшего образования и научной организации, представляется обоснованным осветить некоторые возникающие в переходный период формирования докторантуры нового типа вопросы ее правовой, экономической и управленческой организации, предложить возможные рекомендации по их разрешению. Многие из рассмотренных проблем являются общими, другие — носят специфический характер, в том числе с учетом организационно-правовой формы образовательной организации высшего образования и ее ведомственной принадлежности.
Новизна современной концепции организации института докторантуры как формы подготовки научных кадров (п. 2 ст. 4.1. Закона «О науке.») выразилась в таких важных положениях, как:
1. Требования к организации, на базе которой создается докторантура.
2. Требования к организации, направляющей работника в докторантуру.
3. Требования к лицу, претендующему на обучение в докторантуре.
Согласно п. 5 Положения для открытия докторантуры в образовательной организации высшего образования (далее — образовательной/научной организации требуется соблюдение следующих требований:
«1) наличие диссертационного совета по соответствующей научной специальности;
1 Подготовка лиц, принятых в докторантуру до 1 января 2014 г., до истечения срока их подготовки, но не позднее 1 января 2018 г., осуществлялась по ранее действовавшим правилам.
2) наличие условий для проведения научных исследований (библиотека, лаборатории, фонды и иные ресурсы);
3) наличие организационных условий управления процессом подготовки диссертации в соответствии с индивидуальным планом докторанта;
4) наличие в сформированном (формируемом) государственном задании на оказание государственных услуг (выполнение работ) научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ:
♦ или (наличие) заключенных (подлежащих заключению) договоров (соглашений, контрактов) на выполнение работ (в том числе с направляющей организацией);
♦ либо (наличие) договоров (соглашений) о предоставлении грантов на проведение работ».
Особое внимание привлекает указание в Положении на то обстоятельство, что направление работ должно соответствовать теме диссертации. Представить реальность достижения этого требования — означает признать вероятность и допустимость отсутствия новизны, самостоятельности и личного вклада соискателя в разработку научных результатов, выдвигаемых для публичной защиты (пп. 9—14 Положения о присуждении ученых степеней) [5].
Если первые три критерия представляются достаточно понятными, то в отношении позиции 4 возникла экономико-правовая неопределенность, не позволяющая однозначно оценить соответствие конкретной организации (с учетом ее правовой формы согласно учредительным документам) изложенному требованию постановления Правительства РФ. Сложившаяся ситуация определяется следующими обстоятельствами:
1) неясность в вопросе формирования и направления государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) в адрес научной/образовательной организации, обладающей статусом государственного казенного учреждения. Отметим, что названным статусом обладают научные и образовательные организации министерств и ведомств, обеспечивающих оборону, законность, правопорядок и национальную безопасность России (Минобороны России, МВД России, Генеральная прокуратура России, ФСБ России, ФТС России, СК России, ФСИН России, Росгвардия).
Согласно ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений. Для казенных учреждений государственное (муниципальное) задание может не формироваться, так как оно утверждается не для всех казенных учреждений, а только для тех, которых определил своим решением главный распорядитель бюджетных средств.
Возникшая правовая коллизия закономерно порождает прикладной вопрос о возможности открытия докторантуры в казенном учреждении (образовательном или научном) в случае несоблюдения (подчеркнем, в силу дозволения закона) этого требования постановления Правительства Российской Федерации;
2) неопределенность в отношении требования о наличии заключенных (подлежащих заключению) договоров (соглашений, контрактов) на выполнение работ.
Научно-исследовательские работы в казенных учреждениях проводятся научными работниками и профессорско-преподавательским составом в соответствии с ежегодными планами научной работы в рамках служебного задания (в том числе полученного от курирующего министерства/ведомства), за счет средств бюджета, выделенных на оплату труда. При этом возможность, целесообразность, эффективность участия казенных учреждений на договорной (контрактной) основе в выполнении научно-исследовательских работ со сторонними контрагентами по темам заявляемых диссертационных исследований требует дополнительной правовой, финансово-экономической и организационно-управленческой оценки. В настоящее время большинство учреждений военных и правоохранительных органов ограничивает участие в подобных договорах по причинам закрытого характера научно-исследовательских работ, использования информации ограниченного распространения различной категории, экономической и правового неопределенности финансирования такой деятельности и др.;
3) неурегулированность в вопросе наличия договоров (соглашений) о предоставлении грантов на проведение работ, в том числе, о конкретных источниках средств для предоставления грантов на проведение работ в рамках диссертационных исследований (с учетом особенностей финансирования казенных учреждений).
Согласно Положению о докторантуре организацией, направляющей своего научного/педагогиче-
ского работника в докторантуру, может выступать научная/образовательная организация. По результатам конкурсного отбора в докторантуру принимающая организация (на базе которой функционирует докторантура) дает заключение о возможности подготовки диссертаций лицами, участвовавшими в конкурсном отборе. Оно служит основанием для заключения трехстороннего договора между направляющей и принимающей организациями и докторантом. В этом договоре отражаются финансовые обязательства сторон.
Реализация тезиса о легитимности получения ученых степеней только через аспирантуру и докторантуру, необходимости упразднения такой формы подготовки диссертации как соискательство [3, с. 469] в настоящее время обеспечена заложенным в Положении механизмом возмещения расходов на обучения в докторантуре исключительно за счет направляющей организации. Тем самым резко ограничен доступ иных физических лиц к возможности подготовки докторской диссертации посредством использования возможностей института докторантуры. Помимо этого, направляющей организацией может быть только научная или образовательная, что препятствует направлению в докторантуру и работников иных организаций, учреждений (пусть даже государственных), органов власти и управления. Для сравнения: количество докторантов, проходивших подготовку по прямым договорам на обучение в докторантуре с физическими и юридическими лицами в 2012—2013 гг. составляло 9,7—11,2% [6, с. 83].
В период активного обсуждения возможного появление наряду с учеными степенями кандидата и доктора наук новых степеней (2012—2014 гг.), были разработаны проекты правовых актов для ученых степеней, аналогичных зарубежным: DBA (доктор бизнес-администрирования) и DPA (доктор государственного управления). По замыслу разработчиков, эти степени предназначались специально для представителей органов исполнительной и законодательной власти, предпринимателей. Степень DBA предназначается для представителей российского бизнеса, а DPA — для государственных деятелей и депутатов [7, с. 14]. Этим планам до настоящего времени не суждено было реализоваться. Вместе с тем ограничение допуска к подготовке в докторантуре для получения традиционной ученой степени доктора наук для этих категорий граждан успешно реализовано.
Введение такого искусственного барьера для специалистов, практикующих в иных отраслях, на доступ к подготовке докторских диссертаций, особенно с учетом необходимости выработки в диссертации решения проблемы, имеющей важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, является, как минимум, дискуссионным [8, с. 44].
Возвращаясь к вопросу финансирования подготовки в докторантуре, акцент необходимо сделать вновь на проблемах организаций, созданных в форме казенных учреждений. Возможные средства за подготовку докторантов из сторонних организаций с необходимостью напрямую поступят в федеральный бюджет, без возможности для самого учреждения даже компенсировать понесенные затраты на оказание услуг по научному консультированию, использованию материально-технической базы и.т.п. В бюджетных и автономных учреждениях такой проблемы практически не возникает: полученные средства могут быть реализованы на различные цели, в том числе на оплату подготовки своих сотрудников как в докторантуре своей, так и в докторантуре другой организации [9, с. 5, 6, 8]. Вместе с тем число организаций, ведущих подготовку в докторантуре неуклонно уменьшается: 2014 г. — 478, 2015 г. — 437, 2016 г. — 385) [10, с. 111].
Организация, располагающая докторантурой, вправе вести подготовку как лиц из сторонних организаций, так и собственных научно-педагогических работников. Во втором случае организация выступает одновременно в качестве направляющей и принимающей организации, что налагает на нее, в том числе, обязательства:
♦ возмещение затрат на их обучение (в том числе, научное консультирование в объеме не менее 50 часов в год);
♦ обеспечение ежемесячных выплат в размере одного МРОТ;
♦ предоставление докторанту по основному месту работы отпуска без сохранения заработной платы в том случае, если направление в докторантуру влечет за собой невозможность исполнения работником своих трудовых обязанностей;
♦ предоставление отпуска с сохранением средней заработной платы продолжительностью 6 месяцев для подготовки к защите диссертации.
Возможность, основания, условия, порядок финансирования указанных расходов в бюджетных учреждениях допускается, например, на компенсацион-
ной основе из внебюджетных средств или иных централизованных средств учреждения, в отличие от казенных учреждений, финансируемых по бюджетной смете.
Оценка современного механизма финансирования подготовки диссертации в докторантуре позволяет сделать вывод о том, что государство как таковое не заинтересовано в подготовке кадров высшей научной квалификации. Так, до 2014 г. подготовка докторантов в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях осуществлялась за счет соответствующих бюджетов в пределах, установленных министерствами и ведомствами, в ведении которых они находились, контрольных цифр; подготовка докторантов сверх контрольных цифр приема могла осуществляться по договорам с оплатой стоимости обучения физическими или юридическими лицами [11]. В соответствии с действующим законодательством бремя финансовых обязательств оплаты подготовки докторанта полностью ложится на направляющие организации (научные или образовательные), из которых объективно далеко не многие располагают необходимыми средствами, а также желанием расходовать ресурсы на подготовку докторантов.
В этой связи может быть предложена для обсуждения возможность репатриации установления контрольных цифр приема лиц в докторантуру за счет средств соответствующих бюджетов, тем более, что такой механизм продолжает успешно использоваться в отношении аспирантуры, адъюнктуры, военной докторантуры [12; 13]. Экспертным сообществом также обсуждается вопрос финансирования подготовки кадров высшей квалификации через государственное задание организации, в которой такая программа может быть реализована [14].
Таким образом, Положение носит рамочный характер, неурегулированным остается значительный спектр существенных условий создания и деятельности института докторантуры, и особенно — в образовательных/научных организациях со статусом казенных учреждений.
Мониторинг ситуации по открытию и функционированию докторантуры в казенных образовательных учреждениях, на базе которых созданы диссертационные советы, показал, что этот институт подготовки докторских диссертаций практически не функционирует (в том числе, в организациях, где формально приняты локальные акты, утвердившие положения о докторантуре2).
В образовательных организациях, имеющих форму бюджетных и автономных, положение дел кардинально иное. Финансовые средства, полученные за счет обучения докторантов, направляются на возмещение понесенных расходов, а также стимулирование и развитие собственно этих образовательных организаций и их работников.
Решение выявленных проблем, связанных с пониманием значения института докторантуры для отечественного образования, науки, экономики, безопасности, ее места в системе подготовки кадров, организации ее функционирования, указывает на необходимость осуществления разработки пакета нормативных правовых актов по реализации норм Закона «О науке...», Положения, и, в первую очередь, применительно к казенным учреждениям.
Литература
1. План мероприятий (Дорожная карта) по оптимизации сети советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утв. Минобрнауки России 23 августа 2016 г. (с изм. от 25 июня 2018 г.) // URL: http://vak.ed.gov.ru/96;jsessiomd=h6AXc96bJCHJsCv6L 1G3f3dQ
2. Муратова Е.И., Краснянский М.Н. Проблемы управления качеством подготовки научных кадров в условиях реформирования послевузовского профессионального образования // Вопросы современной науки и практики. 2013. № 3 (47). С. 188—198.
3. Мацкевич И.М. Законодательная стратегия подготовки научных кадров высшей квалификации: полемические заметки любителя теории права // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 463—471.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. № 267 «Об утверждении Положения о докторантуре» // СПС «Консуль-тантПлюс».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (вместе с «Положе-
2 Положение о докторантуре в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации», утв. приказом Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14 апреля 2015 г. № 99; Положение о докторантуре в государственном казенном образовательном учреждении высшего образования «Российская таможенная академия», утв. приказом Российской таможенной академии от 26 июня 2017 г. № 453.
нием о присуждении ученых степеней») // СПС «Кон-сультантПлюс».
6. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России: 2014. Стат. сб. М., 2014.
7. Мошкова Д.М., Лозовский Д.Л. К вопросу о правовом регулировании подготовки научных кадров высшей квалификации в докторантурах образовательных и научных организаций// Юрист Вуза. 2014. № 1. С. 13—16.
8. Ольков С.Г. Критерии оценки научного труда, их роль в научном прогрессе и обеспечении государственной безопасности // Публичное и частное право. 2017. № 4 (36). С. 27—47.
9. Приказ РУДН от 9 октября 2014 г. № 625 «Об утверждении Регламента приема в докторантуру РУДН для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук». Официальный документ.
10. Статистика науки и образования. Вып. 3. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2017.
11. Приказ Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814 (ред. от 12 сентября 2014 г.) «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» (утратил силу) // СПС «КонсультантПлюс».
12. Горемыкин В.П. Военное образование: цель — на развитие // URL: http://vvo.milportal.ru/voennoe-ob-razovanie-tsel-na-razvitie/
13. План комплектования докторантуры и адъюнктуры военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций Министерства обороны РФ в 2018 г. // URL: http://ens.mil.ru/education/docu-ment s/more.htm?id= 12077751 @egNPA
14. Обзор заседания секции молодых ученых совета по науке Минобрнауки России от 1 февраля 2018 г. // URL: http://riep.ru/activity/events/sobytiya/-584287/
References
1. Plan meropriyatiy (Dorozhnaya karta) po optimizat-sii seti sovetov po zashchite dissertatsiy na soiskaniye uche-noy stepeni kandidata nauk, na soiskaniye uchenoy stepeni doktora nauk, utv. Minobrnauki Rossii 23 avgusta 2016 g. (s izm. ot 25 iyunya 2018 g.) // URL: http://vak.ed.-gov.ru/96;jsessionid=h6AXc96bJCHJsCv6L1G3f3dQ
2. Muratova E.I., Krasnyanskiy M.N. Problemy upravleniya kachestvom podgotovki nauchnykh kadrov
v usloviyakh reformirovaniya poslevuzovskogo professio-nal'nogo obrazovaniya // Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. 2013. № 3 (47). S. 188—198.
3. Matskevich I.M. Zakonodatel'naya strategiya podgotovki nauchnykh kadrov vysshey kvalifikatsii: po-lemicheskiye zametki lyubitelya teorii prava // Yridiches-kaya tekhnika. 2015. № 9. S. 463—471.
4. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 4 aprelya 2014 g. № 267 «Ob utverzhdenii Polozheniya o doktoranture» // SPS «Konsul'tantPlyus».
5. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 24 sentyabrya 2013 g. № 842 «O poryadke prisuzhde-niya uchenykh stepeney» (vmeste s «Polozheniyem o pri-suzhdenii uchenykh stepeney») // SPS «Konsul'tantPlyus».
6. Podgotovka nauchnykh kadrov vysshey kvalifikatsii v Rossii: 2014. Stat. sb. M., 2014.
7. Moshkova D.M., Lozovskiy D.L. K voprosu o pra-vovom regulirovanii podgotovki nauchnykh kadrov vysshey kvalifikatsii v doktoranturakh obrazovatel'nykh i nauchnykh organizatsiy// YUrist Vuza. 2014. № 1. S. 13—16.
8. Ol'kovS.G. Kriterii otsenki nauchnogo truda, ikh rol' v nauchnom progresse i obespechenii gosudarstven-noy bezopasnosti // Publichnoye i chastnoye pravo. 2017. № 4 (36). S. 27—47.
9. Prikaz RUDN ot 9 oktyabrya 2014 g. № 625 «Ob utverzhdenii Reglamenta priyema v doktoranturu RUDN dlya podgotovki dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni doktora nauk». Ofitsial'nyy dokument.
10. Statistika nauki i obrazovaniya. Vyp. 3. Podgotovka nauchnykh kadrov vysshey kvalifikatsii v Rossii. Inf.-stat. mat. M.: FGBNU NII RINKTS-E, 2017.
11. Prikaz Minobrazovaniya Rossii ot 27 marta 1998 g. № 814 (red. ot 12 sentyabrya 2014 g.) «Ob utverzhdenii Polozheniya o podgotovke nauchno-pedagogicheskikh i nauchnykh kadrov v sisteme poslevuzovskogo professio-nal'nogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii» (utratil silu) // SPS «Konsul'tantPlyus».
12. Goremykin V.P. Voyennoye obrazovaniye: tsel' — na razvitiye // URL: http://vvo.milportal.ru/voennoe-ob-razovanie-tsel-na-razvitie/
13. Plan komplektovaniya doktorantury i ady-unktury voyenno-uchebnykh zavedeniy i nauchno-issle-dovatel'skikh organizatsiy Ministerstva oborony RFi v 2018 g. // URL: http://ens.mil.ru/education/documents/-more .htm?id= 12077751 @egNPA
14. Obzor zasedaniya sektsii molodykh uchenykh so-veta po nauke Minobrnauki Rossii ot 1 fevralya 2018 g. // URL: http://riep.ru/activity/events/sobytiya/584287/