Научная статья на тему 'Проблемы подготовки кадров высшей квалификации в области сельского хозяйства на Дальнем Востоке'

Проблемы подготовки кадров высшей квалификации в области сельского хозяйства на Дальнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REPRODUCTION OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL / ACADEMIC DEGREE / DEFENSE OF A THESIS / SYSTEM OF TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL / POSTGRADUATE STUDY / ВОСПРОИЗВОДСТВО КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ / ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / АСПИРАНТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимович Е. П., Суржик С. С., Доронина Н. А., Семенова Д. В., Заярнюк К. Д.

Статья посвящена исследованию проблем воспроизводства научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Существующая в России система воспроизводства кадров высшей квалификации находится в состоянии реформирования на протяжении длительного времени. Данный факт, учитывая особенности российской системы воспроизводства кадров высшей научной квалификации, негативно влияет на уровень подготовки кандидатов и докторов наук. Проведен анализ ситуации, сложившейся в системе советов по защите диссертаций и защиты диссертационных исследований в области сельского хозяйства в России в целом и в частности в Дальневосточном федеральном округе. В статье также рассмотрены изменения, произошедшие в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров, вызванные присоединением России к Болонскому процессу, выявлены некоторые особенности подготовки кадров высшей квалификации, обусловленные изменением нормативно-правовой базы и трансформацией аспирантуры в образовательную программу. Проведенный автором анализ первых результатов реформ свидетельствует о снижении интереса среди молодежи к обучению в аспирантуре, что в ближайшее время может привести к кадровому голоду, в особенности в учреждениях, занимающихся исследованиями в области сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якимович Е. П., Суржик С. С., Доронина Н. А., Семенова Д. В., Заярнюк К. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL IN THE AREA OF AGRICULTURE IN THE FAR EAST

The article focuses on research of problem of reproduction of scientific and scientific-pedagogical highly qualified personnel. The current system of reproduction of highly qualified personnel in Russia is in a state of reform for a long time. Taking into account the particularities of the Russian system of reproduction of highly qualified personnel this fact negatively affects the level of training of Candidates and Doctors of Sciences. The situation in the system of councils for defense of theses and dissertation research in the area of agriculture in Russia and particularly in the Far Eastern Federal District is analyzed. The article also considers the changes in the system of training of scientific and scientific-pedagogical personnel, resulting from Russia's accession to the Bologna process, reveals some features of training of highly qualified personnel caused by changes in the legal and regulatory framework and transformation of a postgraduate study into an educational program. The author's analysis of the first results of the reforms demonstrates a decrease of interest among young people to postgraduate study that can lead to a personnel shortage especially in institutions engaged in agricultural research.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки кадров высшей квалификации в области сельского хозяйства на Дальнем Востоке»

УДК 378.2

Yakimovich E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Geography, Ecology and Children Health Protection, Far Eastern Federal University (branch) (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]

Surzhik S.S., postgraduate, Head Federal Research Center of Agricultural Biotechnology of the Far East n.a. A.K. Chaiki (Timiryazevsky, Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]

Doronina N.A., MA student, School of Pedagogics of Far Eastern Federal University (branch) (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected] Semenova D.V., MA student, School of Pedagogics of Far Eastern Federal University (branch) (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected] Zayarnuk K.D., MA student, School of Pedagogics of Far Eastern Federal University (branch) (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]

PROBLEMS OF TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL IN THE AREA OF AGRICULTURE IN THE FAR EAST. The article focuses on research of problem of reproduction of scientific and scientific-pedagogical highly qualified personnel. The current system of reproduction of highly qualified personnel in Russia is in a state of reform for a long time. Taking into account the particularities of the Russian system of reproduction of highly qualified personnel this fact negatively affects the level of training of Candidates and Doctors of Sciences. The situation in the system of councils for defense of theses and dissertation research in the area of agriculture in Russia and particularly in the Far Eastern Federal District is analyzed. The article also considers the changes in the system of training of scientific and scientific-pedagogical personnel, resulting from Russia's accession to the Bologna process, reveals some features of training of highly qualified personnel caused by changes in the legal and regulatory framework and transformation of a postgraduate study into an educational program. The author's analysis of the first results of the reforms demonstrates a decrease of interest among young people to postgraduate study that can lead to a personnel shortage especially in institutions engaged in agricultural research.

Key words: reproduction of highly qualified personnel, academic degree, defense of a thesis, system of training of highly qualified personnel, postgraduate study.

Е.П. Якимоеич, канд. пед. наук, доц. каф. географии, экологии и охраны здоровья детей филиала Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск, E-mail: [email protected]

С.С. Суржик, зав. аспирантурой Федерального научного центра агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки, г. Уссурийск, п. Тимирязевский, E-mail: [email protected]

Н.А. Доронина, магистрант Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск, Е-mail: [email protected] Д.В. Семенова, магистрант Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск, E-mail: [email protected] КД. Заярнюк, магистрант Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Статья посвящена исследованию проблем воспроизводства научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Существующая в России система воспроизводства кадров высшей квалификации находится в состоянии реформирования на протяжении длительного времени. Данный факт, учитывая особенности российской системы воспроизводства кадров высшей научной квалификации, негативно влияет на уровень подготовки кандидатов и докторов наук. Проведен анализ ситуации, сложившейся в системе советов по защите диссертаций и защиты диссертационных исследований в области сельского хозяйства в России в целом и в частности в Дальневосточном федеральном округе. В статье также рассмотрены изменения, произошедшие в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров, вызванные присоединением России к Болонскому процессу, выявлены некоторые особенности подготовки кадров высшей квалификации, обусловленные изменением нормативно-правовой базы и трансформацией аспирантуры в образовательную программу. Проведенный автором анализ первых результатов реформ свидетельствует о снижении интереса среди молодежи к обучению в аспирантуре, что в ближайшее время может привести к кадровому голоду, в особенности в учреждениях, занимающихся исследованиями в области сельского хозяйства.

Ключевые слова: воспроизводство кадров высшей квалификации, ученая степень, защита диссертации, система подготовки кадров высшей квалификации, аспирантура.

В настоящее время первостепенной задачей, стоящей перед Россией, является скорейший переход к инновационной экономике, основанной на принципах развития науки и образования, поэтому «уровень и качество региональных научных кадров, результативность их деятельности, а также ориентированность молодежи на генерацию новых инновационных идей это основа для развития России» [1]. В этой связи актуальным является вопрос воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, представляющий собой процесс сохранения и развития кадрового потенциала России в научной, научно-технической отраслях и в образовании, обеспечение преемственности научных знаний.

Одной из основных причин утраты Россией лидирующего положения как научной державы эксперты определяют разрушение кадрового потенциала, вызванного сокращением численности и деформацией структуры исследователей [2, с. 106]. По данным Высшей школы экономики исследованиями в области сельского хозяйства в России занято 11066 чел., из них только 53,9% имеют ученую степень доктора или кандидата наук [3, с. 28]. В качестве основного фактора, оказывающего существенное негативное влияние на процессы воспроизводства кадров высшей квалификации, исследователи указывают неэффективное правовое регулирование воспроизводства научных кадров [2].

Российская система воспроизводства научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации имеет свои исторически сложившиеся особенности, отличающие ее от большинства зарубежных аналогов. Современная система воспроизводства кадров высшей квалификации включает две независимые (хотя и тесно связанные) системы:

- систему подготовки кадров высшей квалификации (куда относится аспирантура, докторантура, а также возможность самостоятельной подготовки научно-квалификационной работы на соискание ученой степени);

- систему их аттестации, которая состоит из сети диссертационных советов по защите диссертаций по различным научным специальностям и контролирующего их органа - Высшей аттестационной комиссии (ВАК).

Обе эти системы подвержены преобразованиям на протяжении последних лет, вызванных с одной стороны внутренним кризисом (снижение качества научно-квалификационных работ, снижение эффективности аспирантуры), а с другой - новыми требованиями, предъявляемыми к уровню научных исследований, интеграции России в единое общемировое образовательное пространство. При этом, исследователи утверждают, что первые результаты проводимых реформ, можно охарактеризовать как неоднозначные и формальные [4; 5].

В связи с этим целью настоящей работы выступила необходимость оценки влияния реформ, проводимых в сфере воспроизводства кадров высшей научной квалификации на ситуацию в области подготовки таких кадров в сфере сельского хозяйства на Дальнем Востоке России.

Проведенный анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей работу советов по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата наук и доктора наук показал, что за последние 10 лет (с 2007 по 2017 гг) было принято 4 положения о диссертационных советах: в 2007; 2011; 2014; 2017 гг, при этом общее количество советов по защите кандидатских и докторских диссертаций сократилось на треть [4]. По данным ВАК на 15.08.2018 в России осуществляют деятельность 29 диссертационных советов по агрономическим специальностям и 46 диссертационных советов по зоотехнии и ветеринарии [6]. Отметим, что Дальневосточном федеральном округе в настоящее время отсутствуют диссертационные советы по агрономическим специальностям, а действие единственного в регионе совета по защите кандидатских и докторских диссертации по ветеринарным и зоотехническим специальностям приостановлено с 11.04.2018 г.

Экспертами также отмечается отрицательная динамика защит кандидатских и докторских диссертаций, по данным председателя ВАК В.Ф. Филиппова, за последние пять лет количество защит сократилось вдвое [7]. В соответствии с официальными данными ВАК количество защит в 2015 году относительно 2013 года по агрономическим специальностям сократилось на 35,7%, по ветеринарии и зоотехнии на 50% [8]. Лидерами по количеству защит диссертаций по сель-

скохозяйственным наукам являются Центральный и Приволжский федеральные округи, при этом доля защит диссертаций по агрономическим специальностям в Центральном федеральном округе в 2015 году выросла до уровня 45%. Таким образом, важными проблемами воспроизводства кадров высшей научной квалификации в области сельского хозяйства на Дальнем Востоке являются: с одной стороны - это отсутствие в регионе советов по защите диссертаций, а с другой - географическая удаленность от центров расположения диссертационных советов.

Однако, наиболее существенные и принципиальные изменения, вызванные гармонизацией российской системы образования с системой европейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса, претерпела система подготовки кадров высшей научной квалификации. В таблице представлен анализ основных изменений, произошедших в системе подготовки кадров высшей квалификации после вступления в силу Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Новое законодательство не только изменило статус аспирантуры как социального института, но привело к изменению ее идеологии, миссии и целей.

Исследования показали, что, несмотря на то, что аспирантура по-прежнему остается основной формой подготовки кадров вышей квалификации для научных и образовательных учреждений, перечень видов подготовки кадров высшей научной квалификации в настоящее время существенно сократился. Новый закон

«Об образовании в РФ» не рассматривает докторантуру как уровень образовательной подготовки. Упразднено соискательство, вместо него введен похожий вид подготовки - экстернат, имеющий, однако, свои принципиальные отличия: экстерны прикрепляются в аспирантуры для прохождения промежуточной аттестации (сдачи кандидатских экзаменов) по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и для подготовки кандидатской диссертации по научной специальности в организации, имеющие совет по защите диссертаций по данной научной специальности.

Важным моментом является то, что подготовка аспирантов теперь осуществляется по перечню направлений подготовки, сформированному в соответствии с перечнем подготовки магистров и специалистов, что должно обеспечивать преемственность образовательных программ высшего образования. Однако, защита кандидатской диссертации, как и ранее производится в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников. На наш взгляд, преобразование аспирантуры в учебную программу по направлению подготовки и в соответствии с направленностью делает невозможным проведение научных исследований на стыке двух научных специальностей, как это было ранее, а, следовательно, проведение междисциплинарных исследований. Также становится невозможным подготовка диссертации и выход на защиту по смежной научной специальности (например, если аспирант обучался по программе, имеющей направленность общее земледелие, растениеводство, уже невозможно подготовить диссертацию

Таблица 1

Основные изменения в системе подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации

До вступления в силу Федерльного закона «Об образовании в Российской Федерации» После вступления в силу Федерльного закона «Об образовании в Российской Федерации»

1. Основные нормативно-правовые акты

«Об образовании», закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1; «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ; приказ Минобрнауки России от 27 марта 1998 года № 814 «Об утверждении положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3; Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. № 1259 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»; ряд других нормативных документов

2. Место в системе образования

Послевузовское образование Высшее образование

3. Виды подготовки

аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, соискательство, докторантура, перевод в старшие научные сотрудники для завершения докторской диссертации аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, прикрепление для прохождения промежуточной аттестации (экстернат)

4. Кто осуществляет подготовку

Высшие учебные заведения; научно -исследовательские организации Образовательные организации (Вузы); организации, осуществляющие обучение (НИИ, организации дополнительного образования)

5. Подготовка осуществляется

По отраслям наук и научным специальностям в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников В соответствии с перечнем направлений подготовки соответствующим направлениям подготовки бакалавров, специалистов, магистров

6. Модель обучения

Знаниевая модель обучения, направленная на получение новых знаний, посредством проведения научных исследований Компетентностная модель обучения, направленная на личностное развитие исследователя, посредством формирования у него определенных компетенций во время обучения

7. Требования к содержанию образовательной программы

Федеральные государственные требования (ФГТ) - устанавливают состав и структуру образовательной программы, в т.ч. соотношение частей Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) - устанавливают состав, структуру, условия реализации образовательной программы и результат обучения

8. Срок обучения и объем программы

3 года для всех специальностей 210 зачетных единиц (з.е.) Объем образовательной составляющей 27 з.е. 3 и 4 года (в соответствии с ФГОС) 180 (240) з.е. (60 з.е в год при очной форме обучения, не более 75 з.е. при ускоренной, очно-заочной, заочной и других формах обучения) Объем на дисциплины (модули) 30 з.е.

9. Результат обучения в аспирантуре

удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов; справка об обучении; диплом кандидата наук (в случае защиты кандидатской диссертации) диплом об окончании аспирантуры; присвоение квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь»; заключение, в соответствии с пунктом 16 Положения о присуждении ученых степеней

по агрохимии или агропочвоведению). В связи этим возрастает ответственность научного руководителя на стадии выбора темы научной работы и разработки программы исследований.

Центральным моментом трансформации аспирантуры в учебную программу выступает принятие Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам подготовки в аспирантуре, которые с одной стороны осуществляют структурирование образовательных программ аспирантуры, а с другой создают условия для профессионального определения обучающихся, при этом «защита кандидатской диссертации выходит за рамки образовательной программы» [9, с. 7], что еще раз свидетельствует об увеличении разрыва между существующей системой подготовки научных кадров и системой аттестации.

В настоящее время тяжело оценить насколько эффективной оказалась проведенная реформа, однако исследования показали, что число организаций, осуществляющих подготовку аспирантов за период с 2011 по 2016 гг. в России сократилось на 211 единиц (в процентном соотношении - на 13,44%), в Дальневосточном федеральном округе количество таких организаций уменьшилось на 10,53%. Анализ выявил, что наибольшее количество аспирантур в Дальневосточном федеральном округе существует в Приморском и Хабаровском краях, при этом число аспирантур в Приморье сократилось на 19,23%. Подготовку кадров высшей квалификации по сельскому хозяйству (включая зоотехнию и ветеринарию) в Дальневосточном федеральном округе осуществляют 6 организаций (в том числе 3 научно-исследовательских учреждения и 3 вуза) в 4 регионах из 9.

Анализ численности аспирантов показал, что за период с 2012 по 2016 гг. количество аспирантов в России сократилось на 33%, а в Дальневосточном федеральном округе - на 37,3%. Снижение числа аспирантов можно объяснить снижением контрольных цифр приема в аспирантуру. Так к 2016 году прием в аспирантуру в России в целом сократился на 47,8% относительно 2011 года, за этот же период времени прием в аспирантуру в Дальневосточном федеральном округе сократился на 43,8%. Наиболее сильно прием в аспирантуру сократился в Сахалинской области (56,1%), Хабаровском крае (53,1%) и в Амурской области (51,2%) [10]. Из поступающих в аспирантуру в 2016 году 56,5% окончили вуз в текущем году, при этом статистика подтверждает, что удельный вес окончивших

Библиографический список

Вуз в текущем году традиционно выше среди поступающих в аспирантуру Вузов, чем в аспирантуру НИИ [11].

Анализ сайтов дальневосточных организаций, имеющих аспирантуры по сельскому хозяйству выявил, что в последние годы в аспирантурах образовательных организаций наблюдается снижение контрольных цифр приема по всем имеющимся специальностям, в то время как в научных организациях прием в аспирантуру остается на одном уровне. В последние 3 года (2016-2018 гг) прием в аспирантуру по агрономическим специальностям осуществляется только в одной образовательной организации, в то время как все научно-исследовательские организации, имеющие аспирантуру, продолжают ежегодный прием по агрономическим специальностям. Данный факт свидетельствует о снижении интереса среди молодежи к получению третей ступени высшего образования в области сельского хозяйства в целом и, в особенности, в области агрономии.

Что касается российской докторантуры, то в настоящее время - это особая форма подготовки научных кадров самой высокой квалификации, которая не имеет аналогов в европейской системе ECTS. В настоящее время докторантура является не образовательной программой (как аспирантура), а научно-исследовательской, направленной на обеспечение подготовки соискателем докторской диссертации [12]. Общее количество организаций, осуществляющих подготовку докторантов за исследуемый период сократилось в России на 35,5%, а в ДФО на 33,3%. При этом, с вступлением в силу нового закона об образовании число докторантов в России сократилось на 33%, в Дальневосточном федеральном округе на 40%. Отметим, что в настоящее время в Дальневосточном федеральном округе нет ни одной докторантуры по сельскохозяйственным наукам.

Таким образом, исследования показали, что проводимые реформы в области подготовки и аттестации кадров высшей квалификации негативно влияют на процессы воспроизводства научных и научно-педагогических кадров на Дальнем Востоке в целом, и в частности в области сельского хозяйства. Выявлено снижение интереса среди молодежи к обучению в аспирантуре, что в купе с отсутствием в регионе советов по защите диссертаций и географической удаленностью от центра может повлечь за собой снижение кадрового потенциала среди исследователей и преподавательского состава вузов. В этой связи увеличивается роль научного руководства и наставничества при подготовке научных кадров, персональная ответственность научного руководителя.

1. Мажитова А.Р Научный потенциал и его современное состояние на примере Республики Башкортостан. Вестник Омского университета. 2015; 3: 265 - 269. Серия: Экономика.

2. Ярашева А.В., Аксенова Е.И. Проблемы воспроизводства научных кадров глазами руководителей институтов. Народонаселение. 2017; 4 (78): 105 - 118.

3. Городникова Н.В., Гохберг Л.М. и др. Наука. Технологии. Инновации: Краткий статистический сборник. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: НИУ ВШЭ, 2017.

4. Донецкая С.С. Статистика защит докторских диссертаций: изменения после реформы ВАК. Высшее образование в России. 2017; 4. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/statistika-zaschit-doktorskih-dissertatsiy-izmeneniya-posle-reformy-vak

5. Кельсина А.С. К вопросу научного руководства аспирантами в ИСЭРТ РАН. Социальное пространство. 2016; 3 (5): 5.

6. Перечень действующих советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по состоянию на 15.082018 г. Available at: http://vak.ed.gov.ru/89

7. Количество кандидатских и докторских диссертаций сократилось в РФ почти вдвое за пять лет Available at: http://tass.ru/nauka/4868705_

8. Статистика защит диссертаций в Российской Федерации за 2013-2015 гг. Available at: http://vak.ed.gov.ru/179_

9. Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra. Высшее образование в России. 2017; 4 (211): 5 - 16.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. Росстат. Москва, 2017.

11. Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. Индикаторы науки: статистический сборник. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: НИУ ВШЭ, 2018.

12. Сенашенко В.С. О некоторых проблемах подготовки кадров высшей квалификации. Высшее образование в России. 2013; 4: 54 - 58. References

1. Mazhitova A.R. Nauchnyj potencial i ego sovremennoe sostoyanie na primere Respubliki Bashkortostan. Vestnik Omskogo universiteta. 2015; 3: 265 - 269. Seriya: 'Ekonomika.

2. Yarasheva A.V., Aksenova E.I. Problemy vosproizvodstva nauchnyh kadrov glazami rukovoditelej institutov. Narodonaselenie. 2017; 4 (78): 105 - 118.

3. Gorodnikova N.V., Gohberg L.M. i dr. Nauka. Tehnologii. Innovacii: Kratkijstatisticheskij sbornik. Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola 'ekonomiki». Moskva: NIU VSh'E, 2017.

4. Doneckaya S.S. Statistika zaschit doktorskih dissertacij: izmeneniya posle reformy vAk. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017; 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ statistika-zaschit-doktorskih-dissertatsiy-izmeneniya-posle-reformy-vak

5. Kel'sina A.S. K voprosu nauchnogo rukovodstva aspirantami v IS'ERT RAN. Social'noe prostranstvo. 2016; 3 (5): 5.

6. Perechen' dejstvuyuschih sovetov po zaschite dissertacij na soiskanie uchenoj stepeni kandidata nauk, na soiskanie uchenoj stepenidoktora naukpo sostoyaniyu na 15.08.2018 g. Available at: http://vak.ed.gov.ru/89

7. Kolichestvo kandidatskih i doktorskih dissertacij sokratilos' v RF pochti vdvoe za pyat let Available at: http://tass.ru/nauka/4868705_

8. Statistika zaschit dissertacij v Rossijskoj Federaciiza 2013-2015 gg. Available at: http://vak.ed.gov.ru/179_

9. Bednyj B.I. Novaya model' aspirantury: pro et contra. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017; 4 (211): 5 - 16.

10. Regiony Rossii. Social'no-'ekonomicheskie pokazateli: Stat. sb. Rosstat. Moskva, 2017.

11. Gorodnikova N.V., Gohberg L.M., Ditkovskij K.A. i dr. Indikatory nauki: statisticheskij sbornik. Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola 'ekonomiki». Moskva: NIU VSh'E, 2018.

12. Senashenko V.S. O nekotoryh problemah podgotovki kadrov vysshej kvalifikacii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013; 4: 54 - 58.

Статья поступила в редакцию 05.10.18

УДК 378.1

Yarychev M.U., senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

PROFESSIONAL AND MORAL POSITION OF FEATURES SPECIALISTS OF SOCIAL WORK AND FEATURES OF ITS FORMATION IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING IN A UNIVERSITY. The issue of the importance of social support of the population and effective training of literate specialists in social work at a university is studied. The documents are analyzed that declare the ethical basis of the social worker. The necessity of forming a professional and moral position among social workers with the purpose of effective support of citizens is substantiated. An empirical study of the author is given, revealing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.