Научная статья на тему 'Типовая образовательная программа аспирантуры в формате федеральных государственных требований (на примере группы специальностей 10. 02. 11 Языкознание)'

Типовая образовательная программа аспирантуры в формате федеральных государственных требований (на примере группы специальностей 10. 02. 11 Языкознание) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
899
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / АСПИРАНТУРА / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ГРУППА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 10.02.00 ЯЗЫКОЗНАНИЕ / GROUP OF SPECIALTIES 10.02.00 LINGUISTICS / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / FEDERAL STATE DEMANDS / ASPIRANTURA / DOCTORAL STUDIES / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Оксана Ивановна

Изменения в системе российского образования привели к необходимости унификации основных образовательных программ на всех уровнях высшего профессионального образования, в том числе аспирантуры. В связи с этим разработан типовой образец основной профессиональной образовательной программы аспирантуры в формате федеральных государственных требований по группе специальностей 10.02.00 Языкознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standard Educational Program of Aspirantura in a Format of Federal State Demands (by the Example of Group of Specialties 10.02.00 Linguistics)

Changes in the Russian educational system led to necessity to unify educational programs on all higher education degrees including aspirantura (doctoral studies). In this regard a sample of basic educational doctoral degree program has been developed in accordance with federal state demands by the example of group of specialties 10.02.00 Linguistics.

Текст научной работы на тему «Типовая образовательная программа аспирантуры в формате федеральных государственных требований (на примере группы специальностей 10. 02. 11 Языкознание)»

ТИПОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА АСПИРАНТУРЫ В ФОРМАТЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ (на примере группы специальностей 10.02.00 Языкознание)*

О.И. Александрова

Кафедра общего и русского языкознания Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Изменения в системе российского образования привели к необходимости унификации основных образовательных программ на всех уровнях высшего профессионального образования, в том числе аспирантуры. В связи с этим разработан типовой образец основной профессиональной образовательной программы аспирантуры в формате федеральных государственных требований по группе специальностей 10.02.00 Языкознание.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, федеральные государственные требования, аспирантура, основная образовательная программа, группа специальностей 10.02.00 Языкознание.

Согласно проекту нового закона об образовании, подготовленного Министерством образования и науки РФ, аспирантура является последним уровнем высшего профессионального образования (Статья 114, п. 1), на котором осуществляется подготовка кадров высшей квалификации, т.е. научных и научно-педагогических кадров с квалификацией «Преподаватель высшей школы» или «Исследователь». Работа аспирантуры как одного из уровней высшего профессионального образования подразумевает соответствие ее основных образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) или федеральным государственным требованиям (ФГТ) (Статья 12, п. 3), следовательно, возникает необходимость разработки указанных стандартов, требований.

Наиболее рациональным, на наш взгляд, является установление ФГТ для групп специальностей аспирантуры согласно действующей Номенклатуре специальностей научных работников. Во-первых, получаемая при успешном окончании аспирантуры квалификация «Исследователя» коррелирует с понятием «научный работник». Во-вторых, ориентация на группу специальностей позволяет вузам в некоторой степени варьировать содержание образовательных программ по отдельным специальностям аспирантур в рамках утвержденных паспортов специальностей и программ кандидатских экзаменов, ориентируясь на сформировавшиеся научные школы.

В качестве примерного образца типовой программы в формате ФГТ была разработана основная профессиональная образовательная программа высшего про-

* Статья подготовлена в рамках выполнения задания на проведение научно-исследовательской работы «Научно-методическое обеспечение реализации программ послевузовского

профессионального образования (по отраслям науки)».

фессионального образования (аспирантура) по группе специальностей 10.02.00 Языкознание, а также рабочая программа дисциплины, программа практики и индивидуальный план аспиранта. Структура и содержание настоящей программы в целом соответствует федеральным государственным требованиям, утвержденным приказом Минобрнауки России от 16.03.11 г. № 1365. Новаторским предложением является сокращение трудоемкости освоения основной образовательной программы аспирантуры с 210 до 180 кредитов (по 60 кредитов в год) и иное распределение зачетных единиц трудоемкости по составляющим и разделам программы. Количественное изменение общей трудоемкости обусловлено стремлением к соответствию европейским стандартам в рамках формирующегося единого мирового научного и образовательного пространства, основные принципы которого были провозглашены на Болонских семинарах в Зальцбурге в 2005 и 2010 гг., а также предполагаемым новым статусом аспирантуры как уровня высшего профессионального образования.

Настоящая типовая профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (аспирантура) отражена в приложении 1 и включает информацию об организации / подразделении; краткое описание программы с указанием шифра специальности в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников; общие профессиональные компетенции и профессиональные компетенции отрасли науки; требования к уровню подготовки поступающих в аспирантуру; общий объем нагрузки и трудоемкость освоения основной профессиональной образовательной программы; описание образовательной составляющей (обязательных и факультативных дисциплин, кандидатских экзаменов, научно-исследовательского семинара, практики); описание исследовательской составляющей (научно-исследовательской работы, подготовки текста диссертации и автореферата, представления диссертационной работы на кафедру); принципы итоговой оценки степени освоения программы.

В приложении 2 представлен макет рабочей программы дисциплины, включающий помимо информации о разработчике программы и перечня общих профессиональных компетенций и профессиональных компетенций отрасли науки описание организационно-тематического построения программы, аттестационные критерии, возможный вариант балльной структуры оценки, требования к итоговой аттестации по дисциплине, список обязательной и дополнительной литературы.

Приложение 3 содержит описание программы производственной / педагогической практики, в котором обозначены структура и содержание практики, аттестационные критерии и возможная балльная структура оценки.

Приложение 4 представляет собой Индивидуальный план аспиранта, служащий документом отчетности обучающегося о результатах освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования (аспирантуры).

Предлагаемый образец программы разработан с учетом критических замечаний и предложений коллег из Российского государственного гуманитарного университета, а также Московского педагогического государственного университета.

Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (аспирантура)

НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ/ОРГАНИЗАЦИИ Основная профессиональная образовательная программа Высшего профессионального образования (аспирантура) по группе специальностей 10.02.00 Языкознание

Кафедра/подразделение:

Заведующий кафедрой/руководитель подразделения:

Телефон:

E-mail:

Основная образовательная программа профессионального образования аспирантов по специальности 10.02.__(наименование шифра и специальности) разработана в соответствии с действующей Номенклатурой специальностей научных работников, паспортами специальностей, программами кандидатских экзаменов и приказом Минобрнауки России от 16.03.11 г. № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)».

Программа нацелена на подготовку высококвалифицированных специалистов, на формирование и развитие их компетенций в соответствии с профессиональным стандартом.

Общие профессиональные компетенции в соответствии с уровнем образования (например):

Профессиональные компетенции:

— способность демонстрировать и применять углубленные знания в профессиональной деятельности;

— способность адаптировать новое знание в узкопрофессиональной и междисциплинарной деятельности;

— способность к самостоятельному построению и аргументированному представлению научной гипотезы;

— владение приемами и методами научной дискуссии и коммуникативной деятельности в условиях профессионального сообщества;

— владение методикой поиска источника финансирования научных исследований, подачи заявок на финансирование научных исследований в различные государственные и негосударственные организации;

— способность участвовать в коллективном научном исследовании и проводить самостоятельные научные исследования, финансируемые из внешних источников;

— способность самоорганизации в ходе выполнения научного исследования;

— умение профессионально излагать результаты своих исследований и представлять их в виде научных публикаций, информационно-аналитических материалов и презентаций;

— владение культурой научного исследования, включая правила соблюдения авторских прав;

— введение инновационной составляющей в учебную деятельность, включая использование современных методов интерактивного обучения применительно к разным уровням образования;

— способность модифицировать и адаптировать существующие научно-исследовательские и информационные технологии к своей профессиональной деятельности;

Профессиональные компетенции отрасли науки (например):

— способность к самостоятельной постановке и решению сложных теоретических и прикладных задач в области языкознания;

— свободное владение смежными разделами языкознания (теория языкознания, типологическое и сопоставительное языкознание, синхроническое и диахроническое языкознание);

— способность демонстрировать и применять углубленные знания в избранной области языкознания с учетом современных принципов изучения языка (ин-тегральности, антропоцентричности, текстоцентричности, коммуникативности, функциональности);

— владение методологией лингвистических исследований и способность к разработке новых методов и методик и их применению в научно-исследовательской деятельности;

— владение современной научной парадигмой в области языкознания и умение интегрировать и актуализировать результаты собственных исследований в рамках научной парадигмы;

— владение материалами наиболее заметных международных и всероссийских конференций по направлению научного исследования и способность к критическому анализу результатов научной деятельности коллег;

— способность принимать участие в работе профессиональных коллективов по созданию языковых ресурсов (корпусов текстов, словарей, фонетических, лексических, терминологических баз данных), в том числе электронных;

— готовность к проведению лекционных и практических занятий по лингвистическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшей школы.

Требования к уровню подготовки:

— наличие высшего образования (диплом магистра/специалиста, как правило, по филологии, лингвистике, журналистике).

— наличие научных публикаций в российской и/или зарубежной печати (данное требование является преимуществом при конкурсном отборе).

Общий объем нагрузки — 6480 часов, или 180 зачетных единиц (ЗЕТ), в т.ч.:

972 часа (27 ЗЕТ) — образовательная составляющая,

108 часов (3 ЗЕТ) — кандидатские экзамены,

5400 часов (150 ЗЕТ) — исследовательская составляющая.

Таблица 1

Трудоемкость освоения основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования (аспирантура) по группе специальностей 10.02.00 Языкознание

Индекс Наименование разделов и дисциплин (модулей) Трудоемкость (в ЗЕТ/часах)

1 2 3

ОД.А.00 Обязательные дисциплины 14 (396)

ОД.А.01 История и философия науки3 (108) 3 (108)

ОД.А.02 Иностранный язык 3 (108)

ОД.А.03 Специальная дисциплина (наименование соответствует специальности обучения аспиранта. — см. Номенклатуру специальностей научных работников) 3 (108)

ОД.А.04 ОД.А.05 и т.д. Дисциплины по выбору аспиранта (например): Методология лингвистических исследований Актуальные проблемы современного языкознания 5 (180) 3 (108) 2 (72)

КЭ.А.00 КЭ.А.01 КЭ.А.02 КЭ.А.03 Кандидатские экзамены Кандидатский экзамен по истории и философии науки Кандидатский экзамен по иностранному языку Кандидатский экзамен по специальной дисциплине 3 (108) 1 (36) 1 (36) 1 (36)

ФД.А.00 Факультативные дисциплины (например): 4 (144)

ФД.А.01 ФД.А.02 ФД.А.03 и т.д. Языковые концепты и языковая картина мира Герменевтический анализ текстов Иностранный язык (в т. ч. русский язык как иностранный) 2 (72) 2 (72) 2 (72)

НИС.А.00 Научно-исследовательский семинар «Наименование» 6 (216)

ПА.00 Практика 3 (108)

Итого на образовательную составляющую 30 (1080)

НИР.А.00 Научно-исследовательская работа и выполнение диссертации 15 (4860)

ПД.А.00 Подготовка текста диссертационного исследования и текста автореферата 12 (432)

ПЗ.А.00 Презентация диссертационного исследования 3 (108)

Итого на исследовательскую составляющую 150 (5400)

Общий объем подготовки аспиранта 180(6480)

Образовательная составляющая

ОД.А.00 Обязательные дисциплины (14 ЗЕТ)

Данный раздел включает историю и философию науки, иностранный язык, специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности, в том числе по выбору аспиранта. По итогам освоения обязательных дисциплин аспирант сдает кандидатские экзамены: историю и философию науки (в соответствии с програм-мой-минимум кандидатского экзамена, включающей «Историю языкознания», «Общие проблемы философии науки» и «Философию социально-гуманитарных наук»), иностранный язык (в соответствии с программой-минимум кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык») и специальность.

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности осваивается аспирантом в рамках дисциплины ОД.А.03, дополнительная программа организации/учреждения формируется на основе дисциплин по выбору аспиранта (ОД.А.04 и т.п.).

В качестве дисциплин по выбору могут быть предложены дисциплины, углубляющие знания аспирантов в избранной ими научной проблеме и соответствующие дополнительной программе кандидатского экзамена, утверждаемой ученым советом организации/учреждения.

Распределение зачетных единиц трудоемкости может быть детерминировано теоретической (3 ЗЕТ) или прикладной (2 ЗЕТ) направленностью курса.

К.А.00 Кандидатские экзамены (3 ЗЕТ)

Кандидатские экзамены являются составной частью программы. Цель экзаменов — установить глубину профессиональных знаний аспиранта, готовность к самостоятельной научно-исследовательской работе. Сдача кандидатских экзаменов обязательна для подтверждения уровня образования и присуждения ученой степени кандидата наук. Комиссия по приему кандидатских экзаменов оценивает знания аспиранта на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

ФД.А.00 Факультативные дисциплины (4 ЗЕТ)

Факультативные дисциплины дополняют образовательную составляющую программы аспирантуры и выбираются аспирантом из списка дисциплин, рекомендованных учреждением/организацией. Для освоения 4 кредитов учебной нагрузки аспирант может выбрать две дисциплины (по 2 ЗЕТ каждая). Время, отведенное на факультативные дисциплины, может быть частично или полностью использовано в других разделах образовательной составляющей.

В качестве факультативных дисциплин могут быть предложены:

— профильные дисциплины, углубляющие знания аспиранта в избранной им научной проблеме, например:

ФД.А.01 Языковые концепты и языковая картина мира;

ФД.А.02 Герменевтический анализ текстов;

— курс иностранного языка, предназначенный для аспирантов, не владеющих достаточной подготовкой к освоению обязательной дисциплины Иностранный язык;

— курс русского языка как иностранного, предназначенный для иностранных граждан/соотечественников, не имеющих достаточного опыта работы с профильными научными текстами на русском языке.

Организационно-тематическое построение дисциплин ФД.А.00 может соответствовать организационно-тематическому построению дисциплин ОД.А.03, 04 и др. В качестве аттестационных критериев и балльной структуры оценки могут выступать участие в аудиторных занятиях, самостоятельная работа, подготовка письменного текста (цельная часть диссертационной работы, реферат, эссе, аналитическая записка) или устное собеседование с руководителем дисциплины.

НИС.А.00 Научно-исследовательский семинар (6 ЗЕТ)

Научно-исследовательский семинар организуется профильной кафедрой/подразделением с привлечением аспирантов, профессорско-преподавательского состава кафедры/подразделения и приглашенных ученых. Критериями для аттестации аспиранта могут быть активное участие в обсуждении научных проблем, подготовка отчета об участии в научной конференции, выступление с научным докладом, презентация и др.

П.А.00 Практика (3 ЗЕТ)

Учреждение/организация определяют целесообразность проведения практики, ее вид (педагогическая/производственная), сроки и форму прохождения, а также форму контроля и отчетности по ней. При отсутствии практики отведенное для нее время должно быть перенесено на освоение обязательных дисциплин.

Учреждение/организация может организовать следующие виды практики:

— производственную (научно-исследовательскую) (3 ЗЕТ, 108 час.) — в форме участия в научно-исследовательских проектах, практической деятельности в составе научно-педагогического или исследовательского коллектива образовательного или научно-исследовательского учреждения;

— педагогическую (3 ЗЕТ, 108 час.) — подготовка и проведение занятий со студентами образовательного учреждения по профилю подготовки под руководством руководителя педагогической практики/научного руководителя.

Исследовательская составляющая

Объем данного раздела программы по специальности аспирантуры по группе специальностей 10.02.00 Языкознание составляет 5400 часов, или 150 ЗЕТ. Кафедра/подразделение организует и создает условия для следующих видов деятельности аспирантов:

— научно-исследовательская работа по избранной тематике;

— подготовка научных публикаций в соответствии с требованиями ВАК Мин-обрнауки РФ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— участие в профильных научных конференциях, семинарах, круглых столах;

— работа над текстом диссертационного исследования и написание автореферата.

ПД.А.00 Подготовка текста диссертационного исследования и текста автореферата (12 ЗЕТ)

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук включает написание текста диссертационного исследования и текста автореферата и их оформление в соответствии с требованиями ВАК Минобрнауки РФ.

ПЗ.А.00 Презентация диссертационного исследования (3 ЗЕТ)

При успешном завершении работы над текстом диссертации и автореферата аспирант представляет их на кафедру и/или в диссертационный совет для обсуждения и рекомендации к защите.

Оценка освоения аспирантом исследовательской составляющей предполагает получение рекомендации кафедры/подразделения о представлении диссертационного исследования к защите, опубликование результатов исследований аспиранта в научных изданиях, в том числе в изданиях, включенных в перечень, определяемый Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России, а также в материалах профильных научных конференций.

Итоговая оценка степени освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности отражается:

— в удостоверении о сданных кандидатских экзаменах (по форме 2.2);

— в выпускном документе об окончании аспирантуры, который выдается в случае полного выполнения обучающимся индивидуального плана, отражающего все части программы.

Рабочая программа дисциплины НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ/ОРГАНИЗАЦИИ

Аспирантура по специальности _

(шифр и наименование)

Кафедра/подразделение: Дисциплина:

Статус дисциплины: [ОД.А.03/ФД.А.01 и т.п.] ЗЕТ: [2/3]

Руководитель дисциплины:

Контактный телефон руководителя дисциплины:

E-mail руководителя дисциплины:

Общие профессиональные компетенции и компетенции отрасли науки (например):

Общие профессиональные компетенции:

— способность демонстрировать и применять углубленные знания в профессиональной деятельности;

— способность адаптировать новое знание в узкопрофессиональной и междисциплинарной деятельности;

— способность к самостоятельному построению и аргументированному представлению научной гипотезы; ...

Компетенции отрасли науки:

— способность к самостоятельной постановке и решению сложных теоретических и прикладных задач в языкознании;

— свободное владение смежными разделами языкознания, умение ориентироваться в разнообразии методологических подходов; ...

Таблица 2

Организационно-тематическое построение дисциплины

Формы День недели Даты, время Тематика

Обзорно-устано-вочныелекции По расписанию руководителя дисциплины

Практические занятия

Консультации

Собеседование

Аттестация

Рабочая программа дисциплины рассчитана на_ЗЕТ (_час.), из них около

10% могут составлять аудиторные занятия, включая обзорно-установочные лекции и практические занятия. Руководитель дисциплины оставляет за собой право

уточнять тематику и форму проведения аудиторных занятий. Рекомендуется также проведение индивидуальных консультаций с руководителем дисциплины. Основная часть работы аспиранта является самостоятельной и включает изучение рекомендованной руководителем дисциплины литературы, работу с источниками, написание текстов, составление и защиту презентаций, подготовку к итоговому собеседованию и т.п.

Аттестационные критерии и балльная структура оценки

От аспирантов требуется посещение занятий, выполнение заданий руководителя дисциплины, знакомство с рекомендованной литературой, по согласованию с научным руководителем возможна подготовка зачетной письменной работы (реферата, аналитической записки, обзора источников или литературы, творческого эссе и т.п.). При аттестации аспиранта оценивается качество работы на занятиях (умение вести научную дискуссию, способность четко и емко формулировать свои мысли), уровень подготовки к самостоятельной научно-исследовательской деятельности специалиста в избранной области, качество выполнения заданий (презентаций, докладов и др.).

Балльная структура оценки:

участие в аудиторных занятиях: до_баллов (~20%)

выполнение заданий руководителя дисциплины: до_баллов (~80%)

В случае отсутствия аудиторных занятий или невозможности их посещать руководитель дисциплины предлагает аспиранту соответствующую отработку с тем же объемом оценки проделанной работы.

Требования к итоговой аттестации по дисциплине

Итоговая аттестация проводится для дисциплин цикла ОД.А.01, 02, 03 — в форме кандидатского экзамена в соответствии с избранной специальностью. Для дисциплин ОД.А.04, 05 и т.д. аттестация может являться частью кандидатского экзамена по специальной дисциплине (ОД.А.03) в качестве дополнительного вопроса. Итоговая аттестация для дисциплин ФД.А.01, 02 и т.д., как правило, включает выполнение аспирантом заданий руководителя дисциплины.

Форма и условия аттестации, а также вопросы для повторения (при наличии) и задания руководителя дисциплины определяются в начале курса. Аспирант должен показать владение предметом, знание рекомендованных статей и монографий, материалов конференций и т.п., умение выполнять устные и письменные задания руководителя дисциплины.

Обязательная литература

Список обязательной литературы должен содержать не менее десяти наименований.

Дополнительная литература

Список дополнительной литературы может содержать от нескольких десятков до нескольких сотен наименований в зависимости от образовательной дисциплины и характера научно-исследовательской деятельности аспиранта.

Программа производственной/педагогической практики НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ/ОРГАНИЗАЦИИ

Аспирантура по специальности _

(шифр и наименование)

Кафедра / подразделение:

Дисциплина: Производственная (научно-исследовательская)/педагогическая практика

Статус дисциплины: П.А.01/02. ЗЕТ: 3

Руководитель практики:

Контактный телефон руководителя практики: E-mail руководителя практики:

Общие профессиональные компетенции в соответствии с уровнем образования (например):

— владение приемами и методами научной дискуссии и коммуникативной деятельности в условиях профессионального сообщества;

— способность участвовать в работе профессионального коллектива;

— введение инновационной составляющей в учебную деятельность, включая использование современных методов интерактивного обучения применительно к разным уровням образования;

— способность модифицировать и адаптировать существующие научно-исследовательские и информационные технологии к своей профессиональной деятельности...

Профессиональные компетенции отрасли науки (например):

— способность демонстрировать и применять углубленные знания в избранной области;

— владение современной научной парадигмой в избранной области науки и умение интегрировать и актуализировать результаты собственных исследований в рамках научной парадигмы; ...

Практика может осуществляться на базе учреждения/организации обучения аспиранта или на базе другого учреждения (как правило, в соответствии с договором).

Общая трудоемкость практики составляет 3 ЗЕТ (108 часов).

Таблица 3

Структура и содержание практики

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работы на практике, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля

1 Общее собрание перед началом практики Получение информации о целях и задачах, правилах прохождения практики, а также требованиях к отчету по практике Отметка о посещении

2 Текущая производственная/ педагогическая работа аспиранта Составление плана практики с руководителем практики и его реализация Фиксация в отчете; контроль руководителя практики

3 Подготовка и представление отчета о практике Подготовка и представление на кафедру/ в подразделение итогового отчета о практике Отчет о практике

Содержание практики определяется индивидуальным рабочим планом аспиранта с учетом темы диссертационного исследования. Программу практики целесообразно увязать с возможностью последующего трудоустройства.

В период прохождения производственной практики аспиранту рекомендуется: ознакомиться с основными направлениями научных исследований учреждения/организации; освоить дополнительные (к ранее изученным) методы исследования по теме диссертации; получить дополнительные источники и литературу по предмету диссертационного исследования.

В период прохождения педагогической практики аспиранту рекомендуется: приобрести опыт педагогической работы в условиях высшего учебного заведения; овладеть методами, приемами и формами педагогической деятельности; овладеть методами, приемами и средствами проведения отдельных видов учебных занятий по специальности; научиться анализировать результаты собственной научно-педагогической деятельности.

Руководство и контроль прохождения практики осуществляет уполномоченное лицо — руководитель практики, которым может являться научный руководитель аспиранта.

Аттестационные критерии и балльная структура оценки

От аспирантов требуется посещение общего собрания перед началом практики, выполнение плана практики и отчет в подразделении/ на кафедре обучения.

Возможная балльная структура оценки производственной практики:

Участие в общем собрании — 4 балла.

Составление плана практики — 10 баллов.

Выполнение плана практики — 64 балла.

Подготовка отчета — 15 баллов.

Отчет в подразделении/на кафедре — 15 баллов.

Возможная балльная структура оценки педагогической практики:

Участие в общем собрании — 4 балла.

Подготовка к проведению лекционных и/или семинарских занятий — 32 балла.

Проведение лекционных и/или семинарских занятий — 32 балла.

Подготовка и проведение внеучебных мероприятий/рецензирование — 10 баллов.

Подготовка отчета — 15 баллов.

Отчет на кафедре обучения — 15 баллов.

При оценке итогового отчета может учитываться наличие в отчете презентации, хронологического описания всех видов работы, анализа проведенных занятий и/или мероприятий, приложений и иллюстративных материалов, а также выводов по итогам практики.

Индивидуальный план аспиранта

ПЛАН СОСТАВЛЕН: УТВЕРЖДАЮ:

_«_»_20 г.

(подпись аспиранта)

СОГЛАСЕН: (подпись зав. кафедрой)

_«_»_20 г. «_»_20 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(подпись научного руководителя)

НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ/ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН АСПИРАНТА

ФИО (полностью): _

Номер и наименование специальности:

Кафедра/подразделение: _

Факультет (при наличии): _

Научный руководитель (ФИО, уч. степень, звание):

Зачислен приказом от «_»_20_г. №_.

Отчислен приказом от «_»_20_г. №_.

Дополнительные приказы (при наличии):

Приказ о_от «_»_20_г. №

Приказ о_от «_»_20_г. №

Приказ о_от «_»_20_г. №

Приказ о_от «_»_20_г. №

Тема исследования:

Тема обсуждена на заседании кафедры/подразделения «__ » _________ 20 г.,

протокол №_.

Тема утверждена Ученым советом факультета/учреждения «__ » _________ 20 г.,

протокол №_.

Аттестация за 1й год:_«_»_20 г._

(подпись научного руководителя)

Аттестация за 2й год:_«_»_20 г._

(подпись научного руководителя)

Аттестация за 3й год:_«_»_20 г._

(подпись научного руководителя)

Аттестация за 4й год:_«_»_20 г._

(подпись научного руководителя)

В СВЯЗИ С УСПЕШНЫМ ВЫПОЛНЕНИЕМ ПЛАНА ВЫДАТЬ УДОСТОВЕРЕНИЕ ОБ ОКОНЧАНИИ АСПИРАНТУРЫ/АДЪЮНКТУРЫ_

_(ФИО обучающегося):

Научный руководитель_(_) Дата: «_»_20 г.

Заведующий кафедрой/руководитель подразделения

_(_) Дата: «_»_20 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ:

ОД.А.00 — Обязательные дисциплины

01 — История и философия науки. Экзамен сдан «__»_20 г. на «_»._

(подпись н/рук)

02 — Иностранный язык:_. Экзамен сдан «_»_20 г. на «_»._

(подпись н/рук)

Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности

03 — Основная дисциплина по специальности (наименование)

Оценка:_баллов из 72_

(ФИО и подпись руководителя дисциплины) 0_ — Специальная дисциплина (наименование)

Оценка:_баллов из 108_

(ФИО и подпись руководителя дисциплины) 0_ — Специальная дисциплина (наименование)

Оценка: ____ баллов из 72 __________________________________

(ФИО и подпись руководителя дисциплины)

Кандидатский экзамен по специальности сдан «_»_20 г.

на «_»._

(подпись н/рук)

0_ — Дополнительная специальная дисциплина (при наличии)

Оценка: ____ баллов из 72 __________________________________

(ФИО и подпись руководителя дисциплины)

ФД.А.00 Факультативные дисциплины

ФД.А._Наименование дисциплины:

Сдана «_»_20 г. на_баллов из__

(ФИО и подпись руководителя дисциплины)

ФД.А._Наименование дисциплины:

Сдана «_»_20 г. на_баллов из__

(ФИО и подпись руководителя дисциплины)

ФД.А._Наименование дисциплины:

Сдана «_»_20 г. на_баллов из__

(ФИО и подпись руководителя дисциплины)

Научно-исследовательский семинар: ЗАЧТЕНО «_»_20 г.

_____________________________________ (ФИО и подпись руководителя семинара)

П.А.00 Практика

01 — Производственная практика: ЗАЧТЕНА в организации

Характер деятельности аспиранта

_(подпись рук.)

02 — Педагогическая практика:

02.01 — Психология и педагогика высшей школы (теоретико-прикладной этап)

сдана «__»_________ 20 г. на «_________». _________________________

(подпись руководителя дисциплины)

02.02 — Преподавание в высшей школе (практические занятия) со студентами

в объеме 50 час. зачтено «_»_20 г. с оценкой «_».

________________(подпись рук)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ:

1 — Научные публикации в изданиях из списка ВАК (название, где опубликовано, объем):

2 — Научные публикации в иных изданиях (название, где опубликовано, объем):

3 — Выступления на научных конференциях (тема, название конф-и, дата, место проведения):

4 — Участие в научно-исследовательских грантах (тема, грантодатель, ФИО руководителя):

5 — Участие в программах академической мобильности (место стажировки, если двойное научное руководство — фамилия и должность второго руководителя):

6 — Представление текста диссертационного исследования к обсуждению:

6.1. Обсуждение текста диссертационного исследования «_»_20 г.

Выступили (фамилии):

Постановили:

_(подпись н/рук)

6.2. Рекомендация диссертационного исследования к защите «___»_20 г.

Выступили (фамилии):

Постановили:

(подпись н/рук)

STANDARD EDUCATIONAL PROGRAM OF ASPIRANTURA IN A FORMAT OF FEDERAL STATE DEMANDS (by the Example of Group of Specialties 10.02.00 Linguistics)

O.I. Aleksandrova

General and Russian Linguistics Chair Peoples" Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Changes in the Russian educational system led to necessity to unify educational programs on all higher education degrees including aspirantura (doctoral studies). In this regard a sample of basic educational doctoral degree program has been developed in accordance with federal state demands by the example of group of specialties 10.02.00 Linguistics.

Key words: higher professional education, federal state demands, aspirantura, doctoral studies, basic educational program, group of specialties 10.02.00 Linguistics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.