Научная статья на тему 'О ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПОЛНОМОЧИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПОЛНОМОЧИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1042
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
делегирование полномочий / передача полномочий / руководитель / органы внутренних дел / управленческая деятельность / delegation of authority / transfer of authority / head / internal affairs bodies / management activities.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгений Валерьевич Соколов, Магомед Микаилович Мусаев

С точки зрения авторов статьи, говоря о совершенствовании управленческой деятельности руководителя территориального органа МВД России, необходимо более подробно рассмотреть институт делегирования, поскольку в передаче части полномочий своим подчиненным заложены возможности рациональной упорядоченности труда руководителя, что создаст предпосылки сосредоточить свои усилия на приоритетных направлениях оперативно-служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of delegation of powers in the internal Affairs bodies of the Russian Federation

From the point of view of the authors of the article speaking about the improvement of the administrative activity of the head of the territorial body of the MIA of Russia it is necessary to consider in more detail the institution of delegation as the transfer of authority to the subordinates provides the rational orderliness of the labor leader, creating the conditions to focus their efforts on priority areas of operational activities.

Текст научной работы на тему «О ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПОЛНОМОЧИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10550

О ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПОЛНОМОЧИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

W W ___

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Евгений Валерьевич СОКОЛОВ, старший Магомед Микаилович МУСАЕВ,

преподаватель кафедры организации слушатель второго факультета

деятельности органов внутренних дел Академии управления МВД России

центра командно-штабных учений E-mail: musmag123@mail.ru Академии управления МВД России E-mail: ewg.sokolov2013@yandex.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.11 — судебная деятельность,

прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. С точки зрения авторов статьи, говоря о совершенствовании управленческой деятельности руководителя территориального органа МВД России, необходимо более подробно рассмотреть институт делегирования, поскольку в передаче части полномочий своим подчиненным заложены возможности рациональной упорядоченности труда руководителя, что создаст предпосылки сосредоточить свои усилия на приоритетных направлениях оперативно-служебной деятельности.

Ключевые слова: делегирование полномочий, передача полномочий, руководитель, органы внутренних дел, управленческая деятельность.

Annotation. From the point of view of the authors of the article speaking about the improvement of the administrative activity of the head of the territorial body of the MIA of Russia it is necessary to consider in more detail the institution of delegation as the transfer of authority to the subordinates provides the rational orderliness of the labor leader, creating the conditions to focus their efforts on priority areas of operational activities.

Keywords: delegation of authority, transfer of authority, head, internal affairs bodies, management activities.

Делегирование полномочий является неотъемлемой частью деятельности руководителя территориального органа МВД при реализации функций управления. При этом делегирование в данном случае выступает залогом успешной работы органа внутренних дел (ОВД) и эффективности деятельности его руководителя, так как широкий круг обязанностей, возложенных на него, не позволяет должным образом осуществлять свои управленческие функции, решать поставленные задачи, что отразится на результатах деятельности всего органа внутренних дел.

Для того чтобы разобраться со смыслом и содержанием деятельности руководителя ОВД,

связанной с делегированием полномочий, следует обратиться к этимологии этих понятий.

Делегирование представляет собой передачу обязанностей выполнения какой-либо функции от одного человека другому [8, с. 69].

Делегировать — значит, направлять в качестве делегата, уполномочивать, либо передать полномочия (или их часть) [6, с 192]. Под полномочиями понимается официально предоставленное кому-либо право какой-нибудь деятельности, ведения дел [9], либо объем прав, предоставляемых какому-либо лицу [12, с. 162].

Таким образом, делегирование полномочий — это процесс передачи части прав (обязанностей) руководителя своим заместителям или

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

другим сотрудникам для достижения конкретных целей.

В своих трудах Э.Б. Балданов отмечает, что делегирование должностных полномочий представляет собой основанное на доверии предоставление в письменной или устной форме субъектом управления подчиненному части своих прав и обязанностей по выполнению полномочий, не входящих в компетенцию подчиненного [5, с. 45].

Полагаем, что термины «делегирование полномочий» и «передача полномочий» являются синонимами и считаем возможным их использование в данной статье.

Необходимость делегирования полномочий, по мнению А.П. Анисимова, объясняется тем, что объем обязанностей, возложенных на руководителей территориальных органов МВД России различного уровня, не соответствует времени, отведенному для их выполнения, а также тем, что подчиненный сотрудник может справиться с переданными ему полномочиями лучше начальника [4, с. 140].

Резюмируя второй тезис, думается, что автор имел ввиду тот факт, что обязанности, возложенные на начальника, не всегда соответствуют его уровню знаний в конкретном вопросе, поэтому передача таких полномочий наиболее компетентному лицу гарантирует их выполнение более качественно.

Кроме того, к возможным причинам делегирования можно отнести возможность передачи значительной части полномочий, значимость которых не оказывает влияния на состояние управленческой деятельности руководителя и результаты оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел в целом.

К таким полномочиям можно отнести, например, взаимодействие по вопросам обеспечения правопорядка на обслуживаемой территории с руководителем муниципального образования, участие в различных совещательных органах муниципального образования по вопросам обеспечения правопорядка, материально-техническое обеспечение подразделений органа внутренних дел и т.д.

По мнению некоторых авторов, преимуществом делегирования данных полномочий будет являться то, что это позволит выявлять профессиональные и организаторские способности и подготавливать будущих потенциальных руководителей к самостоятельному руковод-

ству, а также освободит руководителя от выполнения большого количества рутинных действий [11, с. 90].

В органах внутренних дел руководители различного уровня довольно часто делегируют подобные полномочия своим заместителям или руководителям подразделений.

Вместе с тем при передаче части своих полномочий другому лицу руководитель должен убедиться в том, что их выполнение не будет препятствовать исполнению этим лицом своих обязанностей, предусмотренных должностным регламентом; в противном случае, если делегировать достаточно большой объем полномочий подчиненным, у них не останется времени для выполнения своих обязанностей, и в этом случае делегирование не только не будет эффективным, но и может негативно отразиться на работе органа внутренних дел.

Следует обратить внимание на то, что нецелесообразно делегирование таких функций, как выработка и принятие управленческих решений, касающихся деятельности органов внутренних дел, осуществление контроля результатов исполнения этих решений, а также оценка этой деятельности, т.е. тех функций, исполнение которых принадлежит только руководителю органа внутренних дел в соответствии с нормативными правовыми актами [2; 3].

Кроме того, некоторые авторы отмечают, что нельзя делегировать следующее:

■ руководство подчиненными сотрудниками и их мотивацией;

■ особо важные задачи;

■ задачи, связанные с риском для органов внутренних дел;

■ необычные, исключительные дела;

■ срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки;

■ задачи строго доверительного характера [7, с. 77].

При определении того, что нельзя делегировать, необходимо учитывать, какие последствия за некачественное исполнение или неисполнение переданных полномочий могут наступить, а также какова мера ответственности в случае наступления этих последствий.

В данном случае, говоря об ответственности, необходимо подчеркнуть, что делегирование — это не способ уйти от ответственности за невыполнение переданных полномочий, поскольку, по нашему мнению, исполнитель, которому переданы полномочия, несет ответственность лично перед руководителем, передавшим ему

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

полномочия, а руководитель, если не способен организовать и проконтролировать надлежащее исполнение, несет ответственность перед вышестоящим руководством.

Таким образом, существует двойная ответственность за невыполнение или некачественное выполнение одной функции. С одной стороны, это ответственность исполнителя перед руководителем, передавшим полномочия, а, с другой стороны, это ответственность руководителя за неумение правильно организовать исполнение данного поручения.

Ответственность в данном случае является обязанностью лица отчитываться за свои действия или бездействия, поступки и нести за них наказание. В связи с этим различают уголовную, административную, дисциплинарную, материальную виды ответственности [1].

Классифицировать виды делегирования возможно по различным основаниям.

Анализ различных источников позволяет нам сделать выводы о том, что в зависимости от формы выражения делегированных полномочий выделяют устное и письменное делегирование [5, с. 192]. При делегировании полномочий в устной форме руководитель дает поручение в устной форме, как правило, это разовые мелкие поручения, не требующие больших физических и временных затрат. При письменном делегировании передача полномочий оформляется в виде нормативных правовых актов (приказов, распоряжений, указаний, поручений и т.д.).

Делегирование может осуществляться на определенный срок, по продолжительности его можно разделить на длительное (генеральное) или разовое (краткосрочное) делегирование.

При длительном делегировании полномочия передаются на продолжительное время, например, при уходе руководителя органа внутренних дел в очередной отпуск или по иным обстоятельствам (командировка, сессия, листок освобождения от служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью и т.д.).

При краткосрочном делегировании полномочия передаются на более короткий срок (например, во время замещения руководителя в выходные и праздничные дни, при проведении обязательных ежедневных мероприятий (смена дежурного наряда, инструктаж перед заступлением на службу) и т.д.).

В зависимости от направления передачи полномочий выделяют делегирование «сверху — вниз», т.е. от руководителя к подчиненному, и,

наоборот, «снизу — вверх», от подчиненного к руководителю [10, с. 317].

Если делегирование «сверху — вниз» вопросов не вызывает, то к обратному делегированию можно отнести случаи, когда руководитель исполняет некоторые обязанности за своего подчиненного в связи с его отсутствием по различным основаниям. Как привило, в органах внутренних дел это руководители подразделений с небольшим количеством личного состава.

В заключение хотелось бы отметить, что рассмотренные нами виды делегирования полномочий должны рассматриваться и внедряться в практическую деятельность руководителей органов внутренних дел исходя из конкретных потребностей руководства и принципа целесообразности, в строгом соответствии с нормативными правовыми актами.

Грамотное применение такого инструмента, как делегирование, позволит руководителю выявить наиболее перспективных, толковых, ответственных сотрудников и сформировать надежную команду, на которую можно положиться. Кроме того, правильное распределение полномочий позволит руководителю обратить внимание на наиболее важные вопросы управления, повысить оперативность управления, и, следовательно, результативность деятельности органов внутренних дел.

Библиографический список

1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-Ф3 (ред. 31.07.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_209309/

3. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: Приказ МВД России от 05.06.2017 г. № 355 // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_209309/

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

4. Анисимов А.П., Паршаков C.B. Некоторые вопросы делегирования полномочий руководителями (начальниками) своим подчиненным в органах внутренних дел // Закон и право. 2019. № 11. С. 139-143.

5. Балданов Э.Б. Делегирование должностных полномочий в органах внутренних дел: Монография / Под науч. ред. Е.Ф. Яськова. Чита: Поиск, 2009.

6. Егорова T.B. Словарь иностранных слов современного русского языка. М.: Аделант, 2014.

7. Иголкина И.Н. Как научиться делегировать // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2019. № 2. С. 75—83.

8. Королев А.Ю. Делегирование полномочий компетентным работникам как один из принци-

пов эффективной работы организации // Казанская наука. 2011. № 9. С. 69—71.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Л.И. Скворцова. 28-е изд., пе-рераб. М.: Мир и Образование, 2017.

10. Поршнев А.Г. Управление организацией. Энцикл. словарь. М.: ИНФРА-М, 2001.

11. Ульянов А.Д. Делегирование полномочий как один из индикаторов работы руководителя органа внутренних дел // Тр. Академии управления МВД России. 2017 № 4. С. 87—92.

12. Яськов Е.Ф. Теория и практика социального управления: словарь справочник. М.: Академия управления МВД России, 1997.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с.

Молодежный экстремизм

Понятие и противодействие

Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.

Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.