Научная статья на тему 'Некоторые Вопросы делегирования полномочий руководителями (начальниками) своим подчиненным в органах внутренних дел'

Некоторые Вопросы делегирования полномочий руководителями (начальниками) своим подчиненным в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
663
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
делегирование / эффективность / руководитель / оценка / показатели / критерии / delegation / efficiency / manager / evaluation / indicators / criteria

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Петрович Анисимов, Сергей Викторович Паршаков

Анализ российского законодательства и нормативных правовых актов МВД России позволяет сделать вывод, что руководители (начальники) подразделений в органах внутренних дел обязаны делегировать часть своих полномочий своим подчиненным сотрудникам. Авторы предлагают учитывать новые принципы и особенности делегирования, обращают внимание на обязательность делегирования полномочий и их специфику в зависимости от уровня территориальных органов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексей Петрович Анисимов, Сергей Викторович Паршаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some of the questions the delegation of powers to heads (chiefs) of their subordinates in the agencies of internal affairs

The analysis of Russian legislation and regulatory legal acts of the Ministry of internal affairs of Russia allows concluding that evaluating the effectiveness of management activities of executives is carried out according to different criteria and characteristics depending on the level of these managers. The authors propose to take into account new criteria and indicators for evaluating management activities, including executives.

Текст научной работы на тему «Некоторые Вопросы делегирования полномочий руководителями (начальниками) своим подчиненным в органах внутренних дел»

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

УДК 351.741 ББК 60.82

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10528

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ РУКОВОДИТЕЛЯМИ (НАЧАЛЬНИКАМИ)

СВОИМ ПОДЧИНЕННЫМ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Алексей Петрович АНИСИМОВ, доцент кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений Академии управления МВД России, кандидат технических наук E-mail: 9158529507@mail.ru

Сергей Викторович ПАРШАКОВ, слушатель второго факультета Академии управления МВД России E-mail: parshakov.sergei@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.11 — судебная деятельность,

прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. Анализ российского законодательства и нормативных правовых актов МВД России позволяет сделать вывод, что руководители (начальники) подразделений в органах внутренних дел обязаны делегировать часть своих полномочий своим подчиненным сотрудникам. Авторы предлагают учитывать новые принципы и особенности делегирования, обращают внимание на обязательность делегирования полномочий и их специфику в зависимости от уровня территориальных органов МВД России.

Ключевые слова: делегирование, эффективность, руководитель, оценка, показатели, критерии.

Annotation. The analysis of Russian legislation and regulatory legal acts of the Ministry of internal affairs of Russia allows concluding that evaluating the effectiveness of management activities of executives is carried out according to different criteria and characteristics depending on the level of these managers. The authors propose to take into account new criteria and indicators for evaluating management activities, including executives.

Keywords: delegation, efficiency, manager, evaluation, indicators, criteria.

Проблема, связанная с делегированием полномочий руководителями (начальниками) подчиненным сотрудникам, на сегодняшний день является достаточно актуальной, так как многие руководители считают целесообразным решать все задачи и выполнять все полномочия самостоятельно, не привлекая к этому процессу своих сотрудников.

Наука управления построена на нескольких правилах руководства, одним из которых является следующее: способность начальника достигать результатов организации через своих подчиненных, что говорит об эффективности управления. Принципы делегирования в общем виде были разработаны в 1920-х годах прошлого века отечественным ученым Платоном Михайлови-

чем Керженцевым1 и основываются, прежде всего, на единстве доверия и требовательности.

Под делегированием в общем смысле следует понимать передачу подчиненному полномочия из обязанностей руководителя. Делегировать — значит, официально поручить, направить2. Следует обратить внимание на особенность, связанную с официальным статусом этого процесса.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на решение определенных задач.

По продолжительности делегирование можно разделить на длительное (генеральное) или разовое делегирование.

Необходимость делегирования объясняется тем, что, во-первых, объем работы по выполнению обязанностей всегда превышает физические и временные возможности руководителя (начальника), а, во-вторых, подчиненный способен сделать какую-то работу, справиться с какой-то задачей лучше, чем руководитель.

Хороший руководитель не тот, кто может сделать любое дело лучше своих подчиненных, а тот, кто руководит так, что каждый подчиненный делает свое дело наилучшим образом.

Как показывает практика, наиболее часто начальники делегируют рутинную и подготовительную работу, специализированную деятельность, присутствие на различных мероприятиях информационного характера, возможность выступить с докладом или сообщением.

Вместе с тем делегирование таких функций, как постановка целей, окончательное решение по стратегическим вопросам, контроль результатов, мотивация сотрудников, задачи особой важности, высокой степени риска и конфиденциальности, может привести к ошибкам в управлении.

Руководителям для успешного делегирования необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Своевременности (старайтесь делегировать полномочия заблаговременно).

2. Способности (учитывайте возможности и способности подчиненных).

3. Мотивации (необходимо мотивировать своих сотрудников в процессе делегирования им полномочий).

4. Целостности (обязательно делегируйте работу целиком, а не в виде частичных изолированных заданий).

5. Однородности (однородные задачи лучше делегировать одному и тому же определенному сотруднику).

6. Желания (убедитесь в том, что у сотрудника есть желание выполнить делегированную ему работу).

7. Монозадачности (не поручайте одновременно двум сотрудникам одну и ту же работу).

8. Полноты (передавайте полностью вместе с задачей полномочия, компетенцию и даже право подписи документов).

9. Инструктажа (точно и полно инструктируйте сотрудников при делегировании).

10. Обучения (предоставляйте подчиненному возможность дальнейшего профессионального обучения для успешного выполнения порученных ему ответственных задач).

11. Доступности (предоставьте сотруднику доступ к любой необходимой информации для выполнения работы).

12. Невмешательства (постарайтесь не вмешиваться в процесс выполнения сотрудником работы).

13. Помощи (оказывайте сотруднику помощь, если он попросит ее у вас).

14. Отчетности (договоритесь о периодичности отчета сотрудника о проделанной промежуточной работе).

15. Контроля (проконтролируйте итоги выполнения сотрудником работы и сделайте выводы).

16. «Кнута и пряника» (похвалите за успехи и покритикуйте за недостатки в работе).

Таким образом, делегирование не является способом уйти от ответственности, а представляет собой форму разделения управленческого труда, позволяющего повысить его эффективность. Делегирование помогает управлять руководителям, но не снимает с них ответственности за принятие окончательного решения.

В качестве субъекта делегирования обычно выступает руководитель. В органах внутренних дел руководитель (начальник) — руководитель МВД России и его заместитель; руководитель (начальник) структурного подразделения МВД России и его заместитель; руководитель (начальник) территориального органа МВД России и его заместитель; руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа МВД России и его заместитель; руководитель (начальник) подразделения, организации или службы и его заместитель; сотрудник органов внутренних дел, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками, в том числе временно3.

Каждое из подразделений, входящих в состав органов внутренних дел (центральный аппарат МВД России; территориальные органы МВД России; образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России; окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России; загранаппарат МВД России; организации культуры, физкультурноспортивные организации; редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел)4 возглавляет руководитель определенного уровня.

Центральный аппарат МВД России возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации (далее — Министр), который распределяет обязанности между заместителями Министра, устанавливает полномочия должностных лиц системы МВД России по самостоятельному решению возложенных на органы внутренних дел задач5. В свою очередь, первый заместитель Министра и заместитель Министра, которым предоставлено то или иное полномочие, не вправе без разрешения Министра делегировать его другому заместителю Министра6.

Таким образом, специфика делегирования Министром полномочий своим заместителям четко не конкретизирована, только ограничена внутренними перераспределениями.

Территориальные органы МВД России выстроены на четырех уровнях7:

а) на окружном уровне — Главное управление МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте МВД России по федеральным округам;

б) на межрегиональном уровне — оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

в) на региональном уровне — МВД по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации;

г) на районном уровне — управления, отделы, отделения МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям и т.д.

Анализ типовых положений о территориальных органах МВД России на первых трех уров-

нях показывает, что в каждом из них предусмотрены обязанности у руководителей по делегированию предоставленных им полномочий, однако содержание этих полномочий (их особенности) не указаны.

В отношении территориальных органов МВД России на районном уровне данные особенности являются более конкретизированными, а точнее, ограниченными.

Начальник территориального органа МВД России на районном уровне распределяет обязанности между своими заместителями; делегирует в установленном порядке часть предоставленных ему организационно-распорядительных полномочий своим заместителям, а также начальникам структурных подразделений территориального органа по вопросам организации деятельности этих подразделений8.

Начальник отдела (отделения, пункта) полиции территориального органа МВД России на районном уровне распределяет обязанности между своими заместителями; делегирует в установленном порядке часть предоставленных ему организационно-распорядительных полномочий своим заместителям9.

На руководителей этого уровня, как видно, налагаются ограничения в обязанности по делегированию полномочий. Это не любые полномочия, как на верхних уровнях, а только часть организационно-распорядительных полномочий.

Следует обратить внимание, что полномочия, с одной стороны, разделяются на организационно-распорядительные и административнохозяйственные, а, с другой стороны, связаны с понятием должностного лица.

Должностными признаются лица10, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под организационно-распорядительными функциями11 следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении

отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медикосоциальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции12 надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Вопросы делегирования полномочий нашли отражение при оценке управленческой деятельности в территориальных органах МВД России.

Так, в Методике изучения и оценки управленческой деятельности в территориальном органе МВД России13 в направлении «Управленческая деятельность руководства проверяемого органа» в показателе «Распределение сил и средств» присутствуют два индикатора оценки управленческой деятельности, связанные с делегированием.

Первый из них подразумевает наличие нормативного правового акта о делегировании полномочий заместителям руководителя проверяемого органа. И если этот акт разработан, актуален, исполняется, то выставляется оценка «удовлетворительно»; если же такой акт отсутствует (или не актуален на момент проверки, или не исполняется), то выставляется оценка «неудовлетворительно».

Второй индикатор оценивает управленческую деятельность по количеству выявленных фактов делегирования подразделениям не свойственных им (или выходящих за рамки функционала проверяемого органа) полномочий. Оцен-

ка «удовлетворительно» выставляется, если таких фактов не выявлено; в противном случае выставляется оценка «неудовлетворительно».

Таким образом, следует отметить, что каждый руководитель подразделения или организации, входящих в состав органов внутренних дел, обязан не только делегировать часть предоставленных ему полномочий своим подчиненным сотрудникам, но и четко понимать принципы, характеристики и особенности этого делегирования. 1

1 Керженцев П.М. Как вести собрания. 4-е изд. М.: Гос. изд-во, 1923;

Керженцев П.М. Борьба за время. М.: Красная новь, 1924;

Керженцев П.М. НОТ: Научная организация труда. 2-е изд., перераб. и доп. Л. : Гос. изд-во, 1925; Керженцев П.М. Принципы организации. 4-е изд. Л.: Гос. изд-во, 1925.

2 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Л.И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: Мир и Образование, 2017.

3 Федеральный закон РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 г. № 342-Ф3 (по сост. на 01.07. 2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

4 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699: (по сост. на 01.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

5 Там же.

6 Вопросы полномочий некоторых должностных лиц МВД России: Приказ МВД России от 12.07.2012 г. № 690 (по сост. на 01.07.2019 г.) // Документ опубликован не был // СПС СТРАС «Юрист»

7 Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 248 (по сост. на 01.07.2019 г.) // // СПС «Консультант Плюс»

8 Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: Приказ МВД России от 05.06.2017 г. № 355 (по сост. на 01.07.2019 г. // URL: http://www.pravo.gov.ru. 13 июля 2017 г.

9 Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: Приказ МВД России от 01.09.2017 г. № 690 (по сост. на 01.07.2019 г.) // Документ опубликован не был // СПС СТРАС «Юрист»

10 О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 (по сост. на 01.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

11 Там же.

12 Там же.

13 Об утверждении Методики изучения и оценки управленческой деятельности в территориальном органе МВД России: Распоряжение МВД России от 03.03.2017 г. № 1/2501 (по сост. на 01.07.2019 г.) // Документ опубликован не был // СПС СТРАС «Юрист»

Библиографический список

1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30.11.2011 г. № 342-Ф3 (по сост. на 01.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699: (по сост. на 01.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 248 (по сост. на 01.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

4. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 (по сост. на 01.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

5. Вопросы полномочий некоторых должностных лиц МВД России: Приказ МВД России от 12.07.2012 г. № 690 (по сост. на 01.07.2019 г.) // Документ опубликован не был // СПС СТРАС «Юрист»

6. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: Приказ МВД России от 05.06.2017 г. № 355 (по сост. на 01.07.2019 г.) // URL: http:// www.pravo.gov.ru. 13 июля 2017 г.

7. Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: Приказ МВД России от 01.09.2017 г. № 690 (по сост. на 01.07.2019 г.) // Документ опубликован не был // СПС СТРАС «Юрист»

8. Об утверждении Методики изучения и оценки управленческой деятельности в территориальном органе МВД России: Распоряжение МВД России от 03.03.2017 г. № 1/2501 (по сост. на 01.07. 2019 г.) // Документ опубликован не был // СПС СТРАС «Юрист»

9. Керженцев П.М. Борьба за время. М.: Красная новь, 1924. 55 с., табл.

10. Керженцев П.М. Как вести. 4-е изд. М.: Гос. изд-во, 1923. 40 с.

11. Керженцев П.М. НОТ: Научная организация труда. 2-е изд., перераб. и доп. Л. : Гос. изд-во, 1925. 58 с.

12. Керженцев П.М. Принципы организации. 4-е изд. Л.: Гос. изд-во, 1925. 240 с., ил.

13. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Л.И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: Мир и Образование, 2017.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.