Научная статья на тему 'Проблемы делегирования полномочий в процессе управления персоналом промышленных организаций'

Проблемы делегирования полномочий в процессе управления персоналом промышленных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2101
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / ПОЛНОМОЧИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПЕРСОНАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коренькова Т. В., Чекан А. А.

Большинство руководителей признает целесообразность делегирования полномочий в процессе управления персоналом. Однако когда речь идет о конкретной ситуации, многие стремятся доказать, что данный механизм неприменим к их участку работы. Главным аргументом при этом становятся жалобы на недостающую компетентность подчиненных. Делегирование – передача другому лицу задач и полномочий, права принимать решения, а также ответственности за их выполнение. О том, как внедрить в организации эффективную систему делегирования, рассмотрим на примере промышленного предприятия в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коренькова Т. В., Чекан А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы делегирования полномочий в процессе управления персоналом промышленных организаций»

В случае контроля оценки реализации стратегий данные анализа приобретают вполне определенную форму, обусловленную тем, что стратегическое планирование направлено на выявление того, в каком изменении реализация стратегии достигает поставленной цели фирмы. Данный факт отличает стратегический контроль от оперативного и управленческого контроля, так как его не цель в правильности осуществления стратегии или детальность выполнения конкретных работ, операций и функций. Стратегическая оценка сконцентрирована на выяснении того, возможно ли в будущем реализовывать разработанную стратегию, и насколько будет эффективна ее реализация к выполнению поставленных целей и задач. Корректировка по анализу оценки реализации стратегии и контроля, может касаться как реализуемой стратегии, так и миссии и целям компании.

Литература

1. Официальные периодические издания Маркетинговые услуги и исследования V-RATIO(MCK), 2006-2011, URL : http://www.v-ratio.ru/

2. Таскаева С. Эффективная организация. Изд. юнайтед пресс, 2009. - С. 146.

Т.В. Коренькова А.А. Чекан

проблемы делегирования полномочий в процессе управления персоналом промышленных организаций!

Аннотация. Большинство руководителей признает целесообразность делегирования полномочий в процессе управления персоналом. Однако когда речь идет о конкретной ситуации, многие стремятся доказать, что данный механизм неприменим к их участку работы. Главным аргументом при этом становятся жалобы на недостающую компетентность подчиненных. Делегирование - передача другому лицу задач и полномочий, права принимать решения, а также ответственности за их выполнение. О том, как внедрить в организации эффективную систему делегирования, рассмотрим на примере промышленного предприятия в данной статье.

Ключевые слова: делегирование полномочий, полномочия, ответственность, персонал.

Делегирование полномочий предполагает, что менеджер не является авторитарным руководителем, склонным к единоличному принятию решений, а передает часть своих полномочий подчиненным, одновременно обучая их. Делегирование полномочий основано на четком понимании целей и не менее четком формулировании задач. В проблеме передачи полномочий важна не суть, а форма. Не что мы передаем подчиненному, а как это делаем [3].

Использование механизма делегирования полномочий позволяет [4]:

- освободить руководителя от оперативного управления процессом;

- усилить мотивацию персонала;

- повысить уровень оперативности реагирования компании на внешние факторы.

Данный метод управления накладывает меньше ограничений на персонал компании, предоставляя больше свободы в достижении целей организации.

© Т.В. Коренькова, А.А. Чекан, 2013

Организация, использующая механизм делегирования полномочий, нацелена не на выполнение каких бы то ни было процедур и правил, а на достижение позитивного результата.

Технология делегирования руководителем ответственности и полномочий подчиненным включает в себя [4]:

1. Определение цели и объекта делегирования. Необходимо определить цель делегирования полномочий: уменьшение рабочей нагрузки, освоение персоналом новых навыков, начало нового проекта или функции, помощь сотрудникам в получении признания и т.п. После этого руководитель должен подумать над тем, кому именно из сотрудников он готов поручить работу и почему. Зрелость сотрудника определяется не возрастом, а уровнем образования, а также опытом, способностью нести ответственность за исполнение задания, желанием работать, чтобы достичь цели организации, лояльностью (табл. 1) [2].

Таблица 1

Соответствие уровня зрелости сотрудника и стиля делегирования задач_

Уровень зрелости сотрудника Стиль делегирования задач

Низкий уровень зрелости. Сотрудник не способен и не желает работать с полной отдачей (либо некомпетентен, либо не уверен в себе) Давать четкие указания, инструктировать сотрудника, тщательно контролировать

Средний уровень зрелости. Сотрудник не способен, но хочет работать хорошо (есть мотивация, но нет навыков и умений) Давать конкретные инструкции, что и как надо делать, поддерживать энтузиазм подчиненного и обеспечивать обратную связь

Умеренно высокий уровень зрелости. Сотрудник способен выполнить задачу, но не желает работать (его не привлекает то, что предлагает руководитель) Вовлекать подчиненного в принятие решений, оказывать помощь и предоставить свободу в выборе способов решения

Высокий уровень зрелости. Сотрудник умеет и желает делать то, что предлагает руководитель Можно предоставить возможность подчиненным действовать самостоятельно

2. Определение задач в рамках делегирования. Необходимо определить, какие сферы ответственности и задачи целесообразно делегировать менеджеру предыдущего уровня управления. Задачу подчиненному нужно ставить максимально точно - так, чтобы и руководитель, и исполнитель одинаково понимали, что именно предстоит сделать. При этом следует описать результаты, которые должны быть получены, и критерии, по которым будет определяться качество выполнения той или иной функции. Это придаст уверенности в том, что подчиненный понимает задачу так же, как и сам руководитель.

3. Окончательное согласование задач и условий их выполнения. В ходе этой процедуры уточняются формулировки задач, достигается одинаковое их понимание тем, кто их делегирует, и тем, кто получает задачу, уточняются сроки выполнения задания, проверяется реалистичность поставленных целей. На встречах руководителя и исполнителя обсуждается и согласовывается программа действий, определяются полномочия нижестоящего менеджера. Процесс согласования позволяет руководителю более точно оценить уровень профессиональной зрелости подчиненного, о которой упоминалось выше.

4. Организация исполнения при передаче полномочий. Руководителю вместе с подчиненным нужно определить, какими полномочиями следует наделить последних, для того чтобы они могли справиться с поставленными задачами, а также меры поощрения и санкции за выполнение и невыполнение порученных задач, бонусы за включение исполнителя в достижение делегируемых ему целей. Для организации последующей системы контроля руководителю необходимо установить:

- сроки выполнения задач;

- значимые промежуточные результаты, которые должны быть получены менеджером, и сроки осуществления контроля подчиненных;

- график контроля над выполнением подчиненными делегированных им задач.

5. Подведение итогов. Далее руководителю необходимо вместе с сотрудником оценить выполнение задания:

- обсудить, что ему дал процесс делегирования;

- признать успехи, похвалить за выполненную работу;

- сравнить достигнутые результаты с заранее определенными стандартами;

- без критики и обвинений обсудит необходимые поправки;

- обсудить план действий для дальнейшего профессионального роста сотрудника;

- подчеркнуть, что выполненная работа получила признание не только непосредственного руководителя, но и высшего руководства клиентов.

Факторы, способствующие успешному делегированию[4]:

- наличие у исполнителя достаточных знаний и понимание им задачи, требующей решения;

- заинтересованность со стороны исполнителя и добровольное принятие сотрудником на себя новых обязанностей;

- благоприятный социально - психологический климат в коллективе;

- взаимопонимание, доверительные и уважительные отношения между руководителем и подчиненными;

- равномерное распределение задач между сотрудниками, четкое и оптимальное разграничение участков их работы;

- поощрение самостоятельности и инициативы персонала;

- разумный контроль со стороны руководителя.

На практике часто эффективное делегирование затруднено. Причиной могут быть как руководители, так и подчиненные.

Препятствия со стороны руководителя:

- отсутствие доверия к подчиненным;

- боязнь потери власти;

- отсутствие способности руководить, видеть перспективу, обучать;

- боязнь риска;

- отсутствие системы контроля за работой подчиненного;

- уверенность, что руководитель сам выполнит работу лучше. Препятствия со стороны подчиненного:

- боязнь ответственности, неуверенность в себе;

- боязнь риска;

- боязнь критики, нареканий;

- перегрузка подчиненного;

- отсутствие стимулов;

- отсутствие необходимых ресурсов для выполнения работы (в том числе и незнание работы - отсутствие необходимых информационных ресурсов).

Для преодоления препятствий необходимо их выявить и предпринять меры по существу причины: создать систему стимулирования, контроля, обучения, информирования, обеспечить необходимыми ресурсами и т.п.

Задачи, возникающие перед руководителем, условно можно разделить на четыре типа [2]: А, Б, В и Д. Охарактеризуем каждый тип. Тип А: стратегические задачи, которые решает только руководитель, и только он несет ответственность за них. Тип Б: задачи, связанные с мотивацией. Это разработка и корректировка мотивационных программ, начисление заработной платы, премий, бонусов. Решать такие задачи подчиненные не

могут. Тип В: специализированные, узкоспецифические задачи, предполагающие даже незначительную долю риска. Тип Д: задачи, которые можно поручать подчиненным (например, работу, связанную с узкоспециализированной деятельностью, успешность которой зависит не столько от общих административных способностей, сколько от конкретных профессиональных навыков). Примерный перечень задач и рекомендации, стоит ли их поручать сотрудникам, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Делегирование и самостоятельное исполнение задач руководителем_

Задачи Тип Рекомендации руководителю

Разработать стратегию кадровой политики компании на ближайшие А не подлежит делегированию

три года

Составить план - график обучения Д подлежит делегированию (а сам годовой

торговых представителей на шесть план обучения - это уже задача типа А, не

месяцев в соответствии с годовым подлежащая делегированию)

планом обучения

Подготовить социальную Б не подлежит делегированию

программу компании на

следующий календарный год

Составить бюджет затрат отдела В не подлежит делегированию

на следующий месяц

Учесть затраты отдела за Д задачу целиком делегировать нельзя, так

прошедший месяц (частично) как есть риск, что информация может выйти за пределы компании, потому подчиненному можно поручить учитывать затраты по отдельным статьям. А руководитель собирает все статьи в единое целое и готовит итоговый отчет

Подготовить корпоративное Д разработать и утвердить концепцию

мероприятие (частично) мероприятия должен сам руководитель, более мелкие подзадачи можно делегировать подчиненному

Провести мониторинг уровня заработной платы по ключевым позициям компании Д подлежит делегированию любому менеджеру по персоналу (предварительно необходимо объяснить ему как это делается)

Пересмотреть мотивационный Б не подлежит делегированию (вполне

пакет менеджеров по продажам допустимо принять к рассмотрению креативные идеи сотрудников)

Планировать ФОТ компании А, В не подлежит делегированию

на следующий год

Составить еженедельный отчет Д делегируется либо руководителю по

по подбору для генерального директора подбору персонала, либо менеджеру по подбору

Выбрать тренинговую компанию Д (частично) подчиненному можно поручить собрать информацию о компании, решение о выборе компании принимает лично руководитель

Составить отчет - презентацию В не подлежит делегированию

для совета директоров

Закрыть горящую вакансию (позиция топ - менеджера) Д подлежит делегированию

Как можно ставить цель и делегировать полномочия - рассмотрим на примере исследования управленческой деятельности руководителей первичного звена управления, которое проводилось на промышленном предприятии Калуги (автомобильная промышленность) [1].

На одном из корпоративных семинаров - тренингов, проводимых в компании, группе начальников предлагалось выполнить упражнение «Подарок», которое помогает выявить уровень делегирования полномочий подчиненным. Существует три уровня делегирования - высокий, средний и низкий.

Упражнение «Подарок»: Вы - руководитель. Вам завтра нужно ехать в срочную командировку. Сегодня четверг. На работу вы выйдете в понедельник. В пятницу у одной из ваших подчиненных юбилей. Деньги на подарок лежат у вас в сейфе. Купить подарок сами вы не успеваете. Хотя у вас есть некоторые идеи на этот счет. Например, вы думаете, что можно было бы купить посудомоечную машину. В прошлое воскресенье вы заходили в магазин «Дом и уют» и видели, что денег на такой подарок у вас хватает. Вы приглашаете к себе в кабинет подчиненного и поручаете ему купить подарок. Задание: в виде прямой речи вам нужно написать все, что вы ему скажете.

Интерпретация ответов на упражнение:

A) Валентина Сергеевна! Я уезжаю в командировку и хочу попросить вас на собранную сумму приобрести подарок юбиляру.

Мое предложение - купить бытовую технику и цветы (средний уровень делегирования);

Б) Валентина Сергеевна! Обстоятельства не позволяют мне сделать приятное дело: купить подарок нашему коллеге на юбилей. Зная, что вы любите готовить подарки, я прошу вас зайти в магазин и купить подарок на собранную сумму. Празднование состоится в понедельник. Если по каким-либо причинам приобрести то, что мы решили, не удастся, обязательно купите что-то аналогичное. Я знаю ваш вкус и целиком вам доверяю (высокий уровень делегирования);

B) Валентина Сергеевна! Не забудьте: 1. Адрес: Театральная пл. 8. 2. Магазин «Дом и уют». 3. Левый вход. 4. Открывать от себя. 5. Продавец - Володя. 6. В понедельник не забудьте прийти на работу. 7. Покупку принесите с собой. 8. По прибытии - доложите (низкий уровень делегирования).

В заключение статьи необходимо отметить, что как бы эффективна ни была описанная выше техника делегирования, применять ее стоит выборочно, а также использовать коллективные формы организации труда, усиливающие горизонтальную кооперацию и интеграцию. Кроме того, нужно учитывать уровень зрелости подчиненных к делегируемым обязанностям, а также стиль руководства самого начальника. Таким образом, руководителю необходимо растить своих подчиненных до уровня, позволяющего делегировать полномочия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Исаева Д. Практика эффективного целеполагания и делегирования полномочий / Д. Исаева // Справочник по управлению персоналом. 2011. № 1, с. 80-84.

2. Концевая О. Разгрузить себя и развивать, мотивировать сотрудников / О. Концевая // Директор по персоналу. 2012. № 11, с. 88-94.

3. Пасекунов А. Как делегировать полномочия / А. Пасекунов // Служба кадров и персонал. 2010. № 5, с. 49-51.

4. Развиваем навыки делегирования // Управление персоналом: просто, практично, полезно. 2012. № 4, с. 25-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.